Алессандро Дзанарди: жизненный путь несгибаемого гонщика. Алекс занарди (alex zanardi): все в твоих руках

Чтоб ты знал: после аварии на гоночной трассе этот мужчина, которого буквально разорвало пополам, не стал жевать сопли и вернулся в любимый спорт. А спустя 11 лет принял участие в Параолимпийских играх, где стал двукратным чемпионом в классе ручных велосипедов. Ну а теперь чуть подробнее.

Символическое возвращение

Оказалось, что вынудить уйти из любимого спорта Дзанарди не могут никакие обстоятельства. Уже в следующем году он начал ходить на протезах, а в 2003-м символически вернулся в автоспорт: Алессандро проехал оставшиеся после аварии 13 кругов по трассе Лаузитцринг - публика встретила его громкими овациями. Дзанарди показал отличное время, которое, возможно, и подтолкнуло его к идее возродить свою карьеру.

Кузовной спорт

С того же 2003 года Дзанарди начинает выступать в кузовном автоспорте (он использует специальные автомобили, оснащенные ручным управлением) и вплоть до 2009 числится боевым пилотом команды BMW Team Italy-Spain, выступающей в сериях WTCC и ETCC. К слову, в 2005 году Алессандро смог стать чемпионом «Итальянского супертуринга», хотя в 1992 году, будучи молодым и здоровым, он занял лишь 21-ю строчку в личном зачете.

А в 2014-м 48-летний итальянец решил вновь испытать судьбу и вернуться к большим гонкам. Он провел целый сезон в Blancpain Sprint Series, соперничая бок о бок с очень сильными оппонентами, среди которых были и наши: Сергей Афанасьев, Роман Русинов и Алексей Васильев. В личном зачете Дзанарди стал 20-м. Учитывая обстоятельства - нормальный результат.

Параолимпиада

До прошлогоднего возвращения в автоспорт был в судьбе Алессандро и еще один сильный момент. Приостановив карьеру автогонщика в 2009-м, он попробовал свои силы на престижном нью-йоркском марафоне в классе ручных велосипедов, и, одержав победу, изъявил желание поучаствовать в лондонских Параолимпийских играх. И вот итог: два золота на дистанциях 16 км и 64 км и серебро в эстафете. Кроме Параолимпийских игр Алессандро принял участие и в трех чемпионатах мира для людей с ограниченными возможностями, где завоевал 5 золотых и 2 серебряные медали.

Личная жизнь

Алессандро женат, у него есть сын. Наверное, если бы не семья, то вряд ли бы Дзанарди вернулся в автоспорт после столь тяжелой аварии, но поддержка жены и сына помогли итальянцу вернуть многие «доаварийные» радости: «Однажды сын захотел со мной поплавать, как до аварии. Ему было три года, как тут объяснишь, почему я не хочу вываливаться из коляски в бассейн, словно мешок с картошкой. Поэтому я обратился к ортопеду и попросил разработать мне специальные протезы. Нетонущие и чтобы на них можно было бы ходить, как на обычных протезах. Тогда таких не существовало. Мы использовали материалы из автоспорта и специальную пену, которой обычно заполняют топливные баки. В общем, плавал я в них как дельфин».

Алессандро Дзанарди вне спорта

  • В 1999 году компания Honda в честь Дзанарди и его очередного чемпионства в серии CART выпустила автомобиль Acura NSX: Alex Zanardi Edition.
  • Алессандро Дзанарди - командор (читай: кавалер) итальянского ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • Вне гонок Дзанарди ведет телепередачу на итальянском ТВ, озвучивает мультфильмы и выпускает собственные гоночные карты.
  • Дмитрий Ремизов

    Этот человек покорил меня своим жизнелюбием, силой духа, несгибаемым характером, невероятным трудолюбием. Прочитав об Алессандро Дзанарди много материала, я решила рассказать вам о нем своими словами, как я все увидела и почувствовала, представив себе все то, что произошло с этим мужественным человеком. Я позволила себе некоторые литературные приемы, чтобы рассказать вам историю о гонщике не сухим языком Википедии и других источников, при этом полностью сохранив все биографические факты жизни спортсмена.

    ▪ ▪ ▪ ▪ ▪

    Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно. Все, как и прежде, если только не думать о том, что случилось, если бы не было такой боли в местах ампутации ног, если бы вокруг была не больничная палата. Ах, если бы, если бы, если бы…

    Алессандро лежал на больничной койке, лицо его было невероятно бледным, он потерял много крови, несколько дней находился в коме, его жизнь висела на волоске. И вот теперь, когда смерть отступила, нужно учиться жить дальше, жить таким, каким он стал после аварии. В голове возникали картины прошлого, такого далекого и безвозвратного.

    Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как тогда было замечательно!

    С 13 лет он начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире спорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью автогонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выступить в роли спонсора. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.

    На одном из крупных соревнований он, единственный в пелотоне, облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Алессандро приехал на подиум. А после гонки босс этой самой шинной компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для их новой продукции в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

    «Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность, – рассказывал Дзанарди. – Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали»

    Победа Алекса Дзанарди на Oran Park Raceway в 1987 году

    Воспоминания несут его по волнам памяти. Далекий 1991 год... С экранов телевизоров доносятся вести о распаде СССР, идет война в Персидском заливе, около Ливорно паром сталкивается с нефтяным танкером, и больше ста жертв погружают Италию в траур.

    Алессандро Дзарти принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем дебютирует в международном чемпионате «Формула-3000». Он выигрывает дважды и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991. Потом были две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», но он не набрал ни одного очка. Алессандро до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди, но винить, кроме себя, было некого. Он помнит и то, как в 1992 был тест-пилотом «Минарди» и принял участие в трех этапах, но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей – сошёл. В 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».

    А в августе 1993 в Спа-Франкошам Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики в «Красной Воде» у его «Лотуса» на скорости в 289 км/ч отказала активная подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто в паддоке надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку. Хотя именно тогда ему впервые пришло в голову, что игра, возможно, не стоит свеч. Во второй гонке за британский коллектив Дзанарди завоевал свое первое очко на чемпионате мира. Но «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний покинул чемпионат.

    Алессандро Дзарти и Рене Арну

    Странная вещь – память. Она хранит в себе все, и не отпускает ни на минуту. Алессандро вспоминает, что было много и радостного в его спортивной карьере. Он уезжает в Америку, где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс. Для большого числа поклонников CART Алессандро Дзанарди был кумиром, как Михаэль Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.

    Этап серии CART в Лонг-Бич, 1998 год

    Его дебют был успешным: стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в том сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Следующие два года он доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона Алекс по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Гэнасси.

    Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука»

    Он выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды, выиграл в одну калитку два чемпионских титула. Самым близким и преданным другом стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алессандро вспомнил с особым теплом. В Америке Алекс стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, обрел семью. У них появился большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.

    Алекс Дзанарди против Брайана Херты на трассе Лагуна-Сека в 1996 году. Невероятный обгон!

    // Последний круг – Алекс Занарди делает маневр, который вошел в историю, как «The Pass». Позже такой обгон был запрещен в последующих гран-при //

    Но через три года все резко изменилось. Алессандро даже не сразу понял, что именно, но смятение в его душе росло день ото дня. Он начал чувствовать, что устал от чужой страны, языка, стиля жизни и принял решение вернуться домой. Он оставил все и снова отправился туда, где были его друзья и родные. Вернувшись в Европу, Алесанндро снова захотел попробовать себя в «Формуле-1». Ему поступило предложение от «Уильямс». Сандро получил сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии. Но все пошло не так, как предполагалось. Им были допущены досадные ошибки, да плюс ко всему болид «Уильямса» 1999 года, оснащенный двигателями «Супертек», был недостаточно быстр и ненадежен. Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1».

    Сандро пытался понять, почему у него не сложилось с «Формулой-1». Может быть дело в том, что к тому времени в «Формуле-1» уже вступала в силу эпоха менеджеров. Судьбы пилотов решались не на трассе, а в кулуарах, а он не умел, а может быть не хотел с выгодой обустраивать свои дела. Прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, он оказался в атмосфере интриг и многоходовых шахматных комбинаций этого аристократического клуба, став разменной пешкой в руках опытных игроков, и он начал совершать одну тактическую ошибку за другой. Сандро вспоминает это все снова и снова, стараясь как можно дальше отогнать мысли о самом страшном дне его жизни.

    Память… она безжалостно несла его в тот злополучный черный день. В 2001-м он решил вернуться в CART. Наверное, это все же судьба, от которой не уйдешь. Сандро отказывался от многих предложений, поступающих ему. Друзья и семья не понимали его. Но он объяснял это себе внезапно навалившейся хандрой и жуткой усталостью. И вдруг, неожиданно для многих, и главное для самого себя, Алессандро подписал роковой для себя контракт с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном, команда которого еще была не готова бороться на высоком уровне.

    15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Алессандро уже успел поучаствовать во многих авточемпионатах, ему был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на очень многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки, в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, ты сможешь!» За тринадцать кругов до финиша, лидировавший в гонке, Дзанарди остановился в боксах для смены резины.

    «Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя»

    Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Тальяни, входивший в поворот и мчавшийся со скоростью 320 км/ч. От удара легкий «Рейнар» буквально переломился пополам вместе с Дзанарди... Трибуны и комментаторы едва успели ахнуть. А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

    Весь пелетон потом будет ломать головы, что же стало причиной этого трагического пируэта – гонщики сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины технической поддержки

    Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Дзанарди выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! Но от его обеих ног ниже коленей практически ничего не осталось – авария навсегда изуродовала Алессандро. В тяжелейшем состоянии вертолет доставил его в ближайшую больницу, вопрос жизни и смерти решали минуты и даже секунды. Вместе с умирающим гонщиком поехали его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церквному канону. Уже почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.

    В тот день его сердце останавливалось 7 раз, он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух, в тот день он должен был умереть

    Врачи боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После них полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

    Сейчас к нему возвращаются воспоминания. Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.

    В эти непростые дни его поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, случившейся с ним, слали ему слова поддержки и утешения. А однажды на его имя из далекой заснеженной России пришла бандероль, в ней находилась книга неизвестного ему автора Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в переводе на итальянский. Он открыл ее, начал читать и уже не мог оторваться. Повесть захватила его. Книга была о летчике Маресьеве, который, потеряв обе ноги, сумел вернуться в строй. И после прочтения Алессандро поверил в то, что и он сможет доказать всем и прежде всего себе, что списывать его еще рано!

    «Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться»

    Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей. Размер ноги при их изготовлении был уменьшен с 44-го до 36-го. Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет, был уверен, ведь русский летчик смог! И тоже он сможет. Обязательно сможет! Начались интенсивные тренировки. Сначала нужно было научиться обходиться без костылей, а потом – найти подходящую машину.

    Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько пролито пота, а может быть и слез – как знать – известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой Даниэлой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.

    2002г. Алессандро готов вернуться в профессиональный автоспорт

    У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

    13 кругов Алессандро Дзанарди по Лаузитцрингу

    «Это было как воссоединение с любовью всей твоей жизни, которую у тебя внезапно отобрали на полтора года», – признается потом Дзанарди

    Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

    10 лет назад в Ошерслебене Алессандро Дзанарди впервые выиграл после чудовищной аварии, в которой он лишился ног

    Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

    У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

    Он и сегодня в строю, этот итальянский Маресьев. Своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. И что не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

    Ежегодная гонка «24 часа Спа» 2015 год

    «Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое. После аварии мой образ жизни изменился. Никогда не считал, что моя жизнь стала драматичной, просто она стала другой»

    ▪ ▪ ▪ ▪ ▪

    Двукратный чемпион автогоночной серии CART (1997-1998)

    Чемпион Italian Superturismo

    Победитель гонок WTCC

    В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

    Топовое фото: Global Look Press /Fabio Bozzani/dpa

      Алекс – один из самых успешных и популярных гонщиков серии CART конца 90-х. За свою продолжительную карьеру ему удалось завоевать 2 чемпионских титула в одной из сильнейших американских серий того времени, вернуться в Формулу-1 после четырехлетнего перерыва и еще выиграть множество гонок в различных кузовных сериях. Но больше всего Дзанарди известен в мире автоспорта благодаря своей невероятной силе воли и преданности любимому делу – он вернулся в автогонки после страшнейшей аварии, в которой ему ампутировали обе ноги…

      Жизнь будущего гонщика началась в Болонье 23 октября 1966 года. Впервые за руль транспортного средства, коим оказался карт, Алекс сел в 13 лет, что по нынешним меркам довольно поздно. В 1988-м Дзанарди дебютирует в итальянской Формуле 3, а через 2 года становится сильнейшим гонщиком серии. Благодаря высоким результатам, в 1991 году Алессандро получает долгожданное повышение и начинает выступать за юниорскую команду Бенеттона — Il Barone Rampante, которая в том сезоне дебютировала в младшей Формуле. В первом и единственном сезоне за Benetton Junior Дзанарди трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала, а в итоговой классификации занял второе место.

      Талантливый гонщик не остался без внимания Формулы старшей и уже в конце 1991-го года Алекс проводит три гоночных уик-энда за команду Эдди Джордана. В следующем сезоне Дзанарди пришлось довольствоваться ролью резервного гонщика в Минарди, где участвовал в трех гран-при вместо травмированного Кристиана Фитипальди, но этого было явно недостаточно для амбициозного итальянца. В межсезонье Алекс тестировал Бенеттон, но тем не менее подписал контракт с более скромным Лотусом, в котором выступал наравне с более опытным Джонни Хербертом. В том же 1993-м Дзанарди набирает свои первые очки, точнее очко, – на гран-при Бразилии. Голодный до высоких результатов Алекс прогрессировал от старта к старту, но многочисленные сходы и проблемы с машиной не позволяли занимать высокие места, да еще вдобавок Дзанарди попал в страшнейшую аварию в Спа, после которой был вынужден пропустить остаток чемпионата и половину следующего.

      Кто бы мог тогда представить себе, что эта авария станет не самой страшной в его карьере.. Вернувшись в Большой Цирк в середине следующего сезона, в руках Алекса была абсолютно неконкурентоспособный автомобиль, который к тому же еще и часто ломался. В результате в сезоне 94 в графе очки напротив фамилии Дзанарди красовался бублик.

      Чувствуя, что в Формуле-1 не совсем все идет так, как хотелось бы, Алекс пробует себя в спортс-карах прежде чем принять решение о переезде в Америку – для участия в популярнейшей серии CART в команде Target, которой руководил Чип Гэннэси. Несмотря на скептицизм гоночного инженера команды Мо Нанна, 1996й, 97й, и 98й года стали самыми успешными в карьере Дзанарди. Всего Алекс побеждал в Америке 12 раз, каждый раз прокручивая после победы «жука»; именно Алессандро ввел моду на большое количество дыма после финиша.

      Сэр Фрэнк Уильямс заполучил в 1999-м году самого сильного новичка Формулы-1. Эта сделка, казалось, была выгодна им обоим: сэр Фрэнк получал сильнейшего гонщика, а Алекс получал сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии мира. Но вновь не сложилось. Дзанарди показывал результаты гораздо слабее, чем брат великого чемпиона, а несколько серьезных ошибок только усилили слухи о том, что в команде его скоро заменят. К концу сезона Алекс так и не смог набрать ни одного очка. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика Формулы-1, а то памятное 6е место в Бразилии и 1 очко – единственным.

      Дзанарди собирался с мыслями весь 2000-й год,а в 2001-м решил совершить «камбэк» в CART. И это ему удалось. Контракт был подписан с тем самым Мо Нанном, который когда-то не верил в него. 15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце, но после памятных событий 11-го сентября до последнего момента было неизвестно состоится ли гонка или нет. И гонка состоялась. За 13 кругов до финиша безусловным лидером гонки был Алекс, в голове у него уже крутилась мысль, что «вот она! Победа!» после всех этих провальных гонок. Но после того как Дзанарди выехал из боксов, его машина потеряла управление и оказалась поперек трассы. Алекс Тальяни на скорости 190 миль в час не успел увернуться от неожиданно появившейся на трассе машины. Эта авария, пожалуй, одна из самых страшных в истории автоспорта – кокпит был разорван на две части и в первые секунды после аварии вообще с трудом верилось, что там мог остаться живой человек.

      Благодаря оперативным действиям врачей, Дзанарди удалось спасти несмотря на огромную потерю крови, но обе ноги пришлось ампутировать выше колена, а сам Алекс окзался в коме. Боль после аварии была настолько сильной, что, по своим собственным словам, он не мог поднять голову от подушки, а все тело было в каких-то трубках и датчиках:«на мне было больше телеметрии, чем в машине Формулы-1». Узнав, что у него нет обеих ног, Дзанарди не впал в отчаяние и стал ценить жизнь лишь больше.

      После длителньного курса реабилитации Алекс принимает невероятное решение – вернуться в автогонки, для чего ему были разработаны специальные протезы (размерчик ноги, кстати, был уменьшен с 44го до 36го). Для дебюта (как это не странно звучит) Дзанарди выбрал Чемпионат Европы по автогонкам в классе «Туринг» (ETCC) и в 2004-м году стал боевым пилотом. В следующем году Алессандро перешел в WTCC и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии в Лаузитце. В Лаузитц, кстати, Дзанарди позже вернулся, чтобы проехать те самы злосчастные 13 кругов. А в 2005-м Алекс вновь сел за руль машины Формулы-1, протестирорав BMW.

      Алессандро Дзанарди о своем возвращении в автоспорт: « Когда я вернулся в гонки в Туринг многие люди говорили, что это всего лишь маркетинговый ход. Но все эти разговоры стихли после того, как я выиграл свою первую гонку (Германия, 2005)! Мои соперники сначала держались подальшего от моего заднего и переднего бампера и старались избегать столкновений со мной. Тогда я начал выгрывать и теперь отношение соперников изменилось – ведь я такой же гонщик на трассе, как и они.»

      Когда его автомобиль проносится мимо трибун в Хокенхайме или Монце, Брно или Спа, люди говорят: «Это Алекс». Других слов не нужно. Равно как не важно, сколько очков на этот раз привезет своей команде гонщик. Алекс Занарди свои главные поединки уже выиграл. Наедине с собой.

      На церемонии открытия, в августе 2000 года, комментаторы назвали это кольцо «самым безопасным в мире». Гоночная трасса EuroSpeedway, построенная в местечке Лаузиц, что в получасе езды от Дрездена, действительно была «самой» по многим показателям: 159 миллионов евро инвестиций; 3,2-километровый овал и 4,3-километровая трасса Гран-при; 120 тысяч зрительских мест. Максимально возможная скорость — 400 км/ч.

      Первая трагедия произошла спустя восемь месяцев. 25 апреля 2001 года во время тестовых испытаний за рулем Audi нашел свою смерть Микеле Альборето, бывший гонщик «Формулы-1», последний раз выступавший за Minardi в 1994 году — в сезоне, когда погиб Айртон Сенна. Спустя несколько дней на том же кольце машина убила одного из распорядителей гонок. «Это аварии, увы, типичные для подобных автосостязаний, — сказал тогда один из топ-менеджеров «Лаузицринга» Ханс-Йорг Фишер. — Я не вижу в этом дурного знака».

      А потом наступило 15 сентября. Миру тогда было не до автогонок. Еще в августе на «Хунгароринге» Шумахер в очередной скучный раз стал чемпионом. А 11 сентября пали башни-близнецы в Нью-Йорке, и «выездную сессию» американского чемпионата CART (Championship Auto Racing Teams), которая должна была состояться на «Лаузицринге», устроители посвятили памяти жертв террористов. За тринадцать кругов до финиша лидировавший в гонке Алекс Занарди остановился в боксах для смены резины. Выезжая с пит-лэйна, гонщик слишком резко начал ускорение на холодных покрышках — машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Алекса Тальяни, несшийся со скоростью 320 км/ч. Автомобиль Занарди буквально разрезало надвое. Трудно было представить, что человек, находящийся в машине, мог остаться в живых. Вертолет доставил пилота в берлинскую клинику. Попади Занарди на операционный стол несколькими минутами позже, он был бы уже мертв от потери крови.

      Авария произошла в повороте, названном GoodYear. Для Алекса этот год оказался самым страшным из всей его 34-летней жизни.

      ЗАВТРАК ЧЕМПИОНА. На своем официальном сайте Алессандро Занарди дает о себе такую «объективку»: «родился 23 октября 1966 года в Болонье, сейчас живу в Монте-Карло. Рост 177 см, вес 70 кг. Увлекаюсь рыбалкой, плаванием и авиамоделизмом. В личном гараже у меня BMW M5, Honda NSX и Honda CRV». Все остальное — как бы между прочим. А остальное — это четыре десятка гонок в «Формуле-1» и сотни — в других чемпионатах, громкие спортивные титулы, страшные аварии и поражения, за которые его даже отчисляли из команд.

      Началось все, разумеется, с карта, подаренного отцом. Эта «тачка с мотором» вывела в люди многих великих гонщиков. Занарди — не исключение: он становился чемпионом Италии по картингу два года подряд: в 1985 и 1986 годах. А на следующий год даже завоевал титул чемпиона Европы.

      Когда 21-летний Алессандро перешел на следующую ступеньку профессионального автоспорта, у него не получилось практически ничего. В одном сезоне «Формулы-3» за ним было лишь 14-е место, а в следующем — 6-е. Злые языки говорят, что денег на гонки ему одолжил родитель другого спортсмена — Макса Паписа — с условием, что Алессандро не будет «бодаться с его сыном» на трассе и «поддавками» отработает полученные $30 тысяч. Все это, конечно, вранье. Что и подтвердил Занарди, завоевав в 1990 году звание вице-чемпиона Италии и Кубок Европы в Ле Мане. А когда Алессандро пересел за руль Reynard команды Il Barone Rampante «Формулы-3000», его успехи были замечены в конюшнях «Формулы-1».

      «Королева автоспорта» оказалась неблагосклонной к итальянцу. Занарди кочевал из Jordan в Benetton, потом переходил в Lotus. Его звали «подменить» то Шумахера, то Хаккинена. Он попадал в «завалы», ломал «коробки», улетал с трассы во время дождя и завоевал за годы гонок в «Формуле-1» одно-единственное очко. Плюс ко всему — открытый и жизнерадостный характер Алессандро не всегда вписывался в холодный пафос самых престижных гонок мира. На пресс-конференции, предварявшей Гран-при Малайзии, ему задали вопрос: «Как вы готовились к этапу?» «Любил в сауне свою жену» — ответил Занарди.

      Гонки, конечно, он тоже любил. «Главное для пилота — любовь к своему делу. Как только гонки станут для тебя всего лишь профессией, ты не сможешь ездить хорошо», — эти слова многие сочли непрофессионализмом. Но дело было в другом. Просто Занарди всегда был индивидуалистом и во время соревнований, по его признанию, упивался не скоростью, а сиюминутным одиночеством. Наверное, поэтому звездный час его карьеры наступил за океаном — в стране победившего эгоизма.

      ВОТ ТАКИЕ ПОНЧИКИ. «Я сразу увидел, что парень чертовски хорош, — вспоминал впоследствии Чип Ганасси, владелец команды серии CART. — Мне хватило всего нескольких кругов, которые он прошел по треку за рулем IndyCar, чтобы это понять. Пообщавшись немного с Алексом, я неожиданно подумал: «А ведь он самый неитальянский гонщик из всех итальянцев, которых я видел! Умный, осмотрительный, спокойный. Алекс будет моим», — решил я тогда».

      Он ошибся. Упрямый Занарди был только «своим». Мо Нанн, гоночный инженер в команде Ганасси, однажды бросил ему в сердцах: «Ты просто ананас!» — так в Америке называют людей твердолобых. Алекс не только не обиделся, а нарисовал этот колючий плод на своем гоночном шлеме.

      Приехав в 1996 году в Америку, Занарди сразу же завоевал титул «Новичок года», заняв третье место в чемпионате серии CART. В 1997 и 1998 годах Занарди становился чемпионом, раз за разом потешая публику своим фирменным «донатсом». Donuts — американские пончики. После очередной победы Занарди рисовал их на асфальте колесами своей машины, нажав до упора газ и резко бросив сцепление. Правда, называл он эти круги по-итальянски — tondi.

      Неудачная попытка еще одного выступления в «Формуле-1» — в сезоне 1999 года Алекс вместе с Ральфом Шумахером представлял цвета Williams — еще раз подтвердила, что «самые быстрые гонки мира», как иногда называют серию CART, — это как раз для него.

      РЕКОНСТРУКЦИЯ. Спустя три дня после аварии врачи вывели Занарди из комы и сообщили страшную весть: гонщику пришлось ампутировать ноги: одну чуть выше, другую ниже колена.

      Страшно подумать, но уже через несколько дней Алекс нашел в себе силы ответить на вопросы циничных журналистов Bild: «Я потерял обе ноги, но я выиграл жизнь! А это, согласитесь, немало. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. У меня будет новая жизнь, из которой я постараюсь выжать максимум возможного… Момента аварии я не помню, да и не хочу вспоминать, если честно. Это роковое стечение обстоятельств. Болид потерял управление, я пытался «поймать» его, но потом как-будто выключили телевизор. Первое, что я увидел, придя в себя, была моя жена Даниэла…»

      Занарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

      «Того, что осталось от моих ног, достаточно для стимулирования нервных и мускульных импульсов, необходимых для того, чтобы снова ходить…» — заявил Алекс.

      Появление Алессандро Занарди на церемонии вручения «Золотого Шлема» 18 декабря 2001 года уже само по себе стало событием. Когда награду получил Михаэль Шумахер, он тут же преподнес трофей Алексу. Покачиваясь, итальянский гонщик приподнялся с инвалидной коляски. В это время на экране замелькали кадры самых выдающихся побед Занарди. Произошедшее было явной инсценировкой, на которые горазды устроители «Формулы-1», но зрители плакали совершенно искренне. Они знали, что пережил Занарди за те три месяца, что отделяли церемонию от страшного уик-энда на «Лаузицринге».

      ЧЕРТОВА ДЮЖИНА. В одном из интервью 2002 года Алекс грустно похвастался: «Вот, купил себе новые кроссовки — первую после аварии пару обуви…» Однако все понимали, что для настоящего гонщика, каким является Занарди, научиться ходить — это далеко не все.

      Старая итальянская пословица гласит: Col tempo la foglia di gelso diventa seta — «Время и терпение превращают тутовый лист в шелк». В мае 2003 года устроители гонок серии CART решили преподнести Алексу Занарди подарок в виде возможности проехать те самые 13 кругов, которые не успел проехать гонщик за двадцать месяцев до этого. Трасса — тот самый злополучный «Лаузицринг».

      Надо было знать Занарди, чтобы почувствовать: он постарается проехать так, как он гонял здесь до аварии. Затаив дыхание, зрители наблюдали, как болид с номером 66, под которым выступал Алекс в 2001 году, выехал на трассу и промчался со скоростью, которая позволила бы ему квалифицироваться пятым, будь он официальным участником соревнований. Стотысячные трибуны разразились овациями. Немцы, многие из которых видели предыдущую трагическую гонку Занарди, кричали: Glueck auf, Alex! Именно счастья оставалось пожелать гонщику. Все остальное он берет у жизни сам.

      ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ. «Как говорят у нас в Болонье, giuoco di mano, giuoco di villano — волю рукам дают только мужланы. Но у меня, как видите, теперь не слишком много выбора». Так комментировал Занарди работу конструкторов команды Ravaglia, модифицировавших для него автомобили.

      Все началось с BMW 540i, повседневной машины Алекса, которую доставили в Падую для переделки. Инженер Роберто Тревисан, с которым Занарди сотрудничал еще во время гонок в «Формуле-3000», тогда пошутил: «Скоро будем готовить тебе машину для кольцевых гонок». Так оно и вышло.

      Конструкторы Ravaglia перепробовали множество вариантов, пока не пришли к лучшему из них. Управление газом было вынесено на рулевое колесо, под левую руку. Сцепление же — в виде небольшого рычажка на рукоятку КПП, — под правую. Педаль тормоза сделали не подвесной, а напольной — именно так на нее удобнее жать протезом.

      25 сентября прошлого года Алекс испытал автомобиль на трассе в Монце. «После аварии моей самой большой мечтой было снова посадить себе на плечи сына, Никколо. Благодаря врачам я смог это сделать. Моя вторая мечта осуществилась благодаря друзьям из Ravaglia Motorsport — я снова могу участвовать в гонках», — это признание может выбить слезу даже у людей с проволокой вместо нервов.

      Сегодня Алессандро Занарди пилотирует специально подготовленный BMW 320i на престижных соревнованиях серии European Touring Car Championship. Его выступления пока нельзя назвать блестящими, но те, кто знает Занарди, уверены, что «ананас еще покажет класс».

      ПРОСТО САНДРИНО. «Чудом избежав два года назад смерти, — признался Занарди, — я дал себе слово вернуться к нормальной жизни, а не влачить существование инвалида. Сейчас я могу ходить, плавать, кататься на лыжах, участвовать в гонках…»

      Когда будете в Монако, то, если повезет, увидите не скучнейший из этапов «Формулы-1», а то, как Алессандро Занарди лихо выводит из гавани свою 58-футовую яхту Akuna Matata. А в родном для гонщика местечке Кастельмаджиоре соседи, которые по-прежнему называют мировую знаменитость Сандрино, расскажут вам рецепт его любимой пасты, тальятелле и ньокки. Он же итальянец и ананасы любит только на своем шлеме.

      «Я остался в живых вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Доктора были уверены, что перенести подобные травмы невозможно. Поэтому то, через что я прошел, и то, что сейчас я сижу здесь, – нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика».

      Такими словами Алессандро Дзанарди можно начинать любую историю, в которой человек, балансирующий на грани жизни и смерти, остается в живых, своим примером доказывая, что жестокие испытания даются ему, дабы обрести нового себя.

      В 2001 году известный всему миру итальянский гонщик едва не лишился жизни в страшной аварии на одном из этапов гоночной серии CART–на трассе Lausitz. Алекс, как его стали называть после того, как он впервые ушел из Формулы-1 в американский автоспорт, остался жив, но потерял обе ноги, что практически поставило крест не только на его гоночной карьере, но и на его жизни. Но Дзанарди удивил весь мир. Лишившись ног, он будто обрел крылья…

      Жизнь до: Формула-1 и чемпионский дубль в CART

      В Формулу-1 24-летний итальянский гонщик попал точно так же, как тремя этапами ранее это сделал Михаэль Шумахер. Дзанарди, к тому моменту успешно выступающий в Формуле-3000, получил предложение заменить в команде Jordan «бунтаря» Бертрана Гашо, который получил тюремный срок за разборки с таксистом. Конечно, Алекс согласился на предложение Эдди Джордана, но его дебют на Гран-при Испании не был столь ярким, как у его предшественника. До конца сезона-1991 оставалось всего три этапа, и дважды Алессандро сумел финишировать на девятой позиции (Испания и Австралия), после чего получил должность тест-пилота в команде Minardi, где на особые успехи рассчитывать не приходилось.

      В межсезонье итальянец провел тесты с Benetton, но подписал контракт с фактически умирающей командой Lotus, где, не смотря на нестабильный болид, сумел завоевать свой первый и, как оказалось позже, единственный балл в королевских автогонках на этапе в Бразилии-1993. В том заезде финиш не увидела большая часть пелотона, из которой как минимум несколько гонщиков могли уверенно обойти Алекса. Но благодаря их неудачам Дзанарди с 15-й стартовой позиции прорвался в зачетную шестерку. В оставшийся период сезона пилот из Болоньи лишь однажды приблизился к очковой зоне, но катастрофа, произошедшая с ним на Гран-при Бельгии, уже тогда едва не поставила крест на карьере Алекса.

      На тренировке перед стартом этапа в Спа Алессандро попал в страшную аварию в легендарном повороте Eau Rouge. От болида гонщика остался только монокок, а вылетевший в том же месте Айртон Сенна с ужасом наблюдал за тем, как гонщика долго извлекали из болида. Дзанарди выбыл из Больших Призов на целых восемь этапов, вернувшись лишь к пятой гонке следующего сезона. Но, к сожалению, эта авария не была самой драматической в карьере итальянского пилота…

      Возвращение в уже полностью неконкурентоспособный (а в конце сезона – обанкротившийся) Lotus с новым двигателем Mugen Honda не позволило Алексу претендовать на лавры победителя. Не сумев найти команду для выступлений в следующем сезоне, Дзанарди решил покинуть Формулу-1, и попробовать силы в заокеанских чемпионатах.

      В 1996-м Алекс (именно американцы сократили имя Алессандро до привычного им – Алекс) дебютировал в чемпионате PPG IndyCar World Series. Сильная команда Chip Ganassi Racing под управлением Чипа Гэннэси позволила итальянцу продемонстрировать весь свой талант. То, что не получилось у Алекса в Формуле-1, где ему очень часто не везло, он сполна реализовал в США. В дебютном сезоне Алекс с напарником Джимми Вассером завоевали 10 поул-позиций и семь побед. Джимми стал чемпионом, а Алекс занял третье место и получил полностью заслуженное звание «Новичок года». К слову, в том сезоне Дзанарди набрал одинаковое количество баллов с Майклом Андретти из команды Newman/HaasRacing, уступив ему лишь по дополнительным показателям.

      Уже в следующем году итальянец взял семь подиумов, четыре из которых оказались победными. Это позволило ему стать чемпионом серии CARTи опередить ближайшего конкурента Жиля де Феррана на 33 пункта. Алекс не собирался останавливаться, и в 1998-м повторил свое достижение, но уже заполучив семь побед и 15 подиумов. Его преимущество над ближайшим соперником в борьбе за титул в конце сезона составило почти 120 баллов. Этим соперником был его напарник по команде Джимми Вассер, которого Алекс легко оставил позади.

      Успех в заокеанских гонках не остался незамеченным. Талант Алессандро, который так и не раскрылся в Формуле-1, привлек внимание Фрэнка Уильямса, ранее пригласившего из США Жака Вильнева. Глава Williams решил выменять Алекса Дзанарди у Ganassi на тест-пилота команды Хуана-Пабло Монтойю. Стороны достигли соглашения, и Алекс, насытившись победами, вернулся в Большой Цирк, дабы вновь испытать себя в королевских автогонках. Безусловно, Дзанарди ожидал, что Williams сможет подарить ему победы, ведь их болид был на голову выше всех тех, на которых ранее гонялся итальянец. Но, в отличие от колумбийца, который легко выиграл американскую серию, дела Алекса в Формуле-1 вновь не заладились (в 16-ти этапах он сошел 10 раз, в восьми случаях – только из-за технических проблем). Его напарник, Ральф Шумахер, выступал гораздо успешней. На три подиума немца и шестое место в личном зачете Дзанарди ответил лучшим финишем на седьмой позиции и 19-м местом в генеральной классификации. В конце сезона Фрэнк досрочно разорвал двухлетний контракт с двукратным чемпионом серии CART, выплатив ему в качестве неустойки четыре миллиона долларов. Безусловно, в Формуле-1 итальянцам везло меньше, чем представителям других национальностей, – и Алессандро не стал исключением из правила.

      На сей раз Дзанарди бесповоротно покончил с королевскими гонками. Пять сезонов в Больших Призах, в которых он стартовал 41 раз, но завоевал всего один единственный балл, стали финалом формульной карьеры Алессандро.

      Алекс провел целый год без гонок. Ему нужно было время на размышления, которые закончились логическим решением – он вернулся туда, где у него все получалось. В США Дзанарди подписал контракт с командой серии CART Mo Nunn Racing.

      Алексу было не так просто вернуться на прежние позиции. Первые три этапа он финишировал далеко за пределами десятки, не попадая даже в топ-20, но на японской трассе Twin Ring Motegiон закончил гонку седьмым, в шаге от подиума завершил заезд в Торонто и попал в топ-10 на треке Chicagoland Speedway. В сезоне-2001 в чемпионате CART дебютировал новейший, открытый лишь годом ранее трек Lausitz в Германии. Гонка должна была состояться 15 сентября, но решение об ее окончательном проведении приняли лишь за несколько дней до старта в связи с событиями в США 11 сентября.

      В итоге старт был дан – пилотам предстояло проехать полтысячи километров по новому треку. Алекс Дзанарди, после доброй сотни кругов, сумел захватить лидерство, что было просто невероятным достижением как для него, так и для команды. За 13 кругов до финиша Алекс отправился в боксы, а вернувшись обратно – потерял контроль над автомобилем, который развернуло прямо посреди трассы. На сумасшедшей скорости в болид Дзанарди влетел его теска Алекс Тальяни. Страх и паника охватили всех. Болид Mo Nunn буквально разрубило пополам. Глядя на то, что осталось от автомобиля итальянца, было очень сложно поверить, что гонщик еще жив. Но Алекс не погиб…

      Дзанарди потерял критическое количество крови (около 75%), но оперативное вмешательство врачей спасло жизнь гонщику.

      Последствия катастрофы оказались плачевными: медики смогли вытащить Алекса с того света, но не сумели спасти его ноги. Когда он пришел в себя, семья сообщила ему эту страшную новость. Все, что тогда ответил Алекс, уместилось в одну короткую фразу: «Главное, что я жив».

      За полтора месяца в больнице Берлина Алекс перенес 14 сложнейших операций. Никто не гарантировал, что он сможет выжить, а о гарантиях того, что он продолжит карьеру, речь не шла вовсе.

      Жизнь после: новые победы и золото Паралимпиады

      «Как только я понял, что жив, я начал строить планы. Я начал учиться ходить. Я падал, но в конце концов сделал это. Дальше я планировал вновь сесть за руль…»

      Долгий период реабилитации, который ожидал гонщика, завершился для него возвращением в автоспорт. Это казалось невероятным, но Алекс вернулся. На специально переоборудованном автомобиле Дзанарди, спустя два года, доехал те 13 кругов на треке Lausitz, которые не сумел преодолеть из-за аварии. Люди, собравшиеся на автодроме, стоя аплодировали мужеству итальянца, который, казалось бы, не потерял ноги, а обрел крылья. Алекс сумел показать темп, который мог позволить ему выиграть гонку в 2001-м, после чего в шутку заявил, что это стало возможным, так как «я стал немного легче».

      Специальный автомобиль с ручным управлением позволил Алексу полноценно вернуться в гонки. Площадкой для своего кам-бэка итальянец выбрал туринговые чемпионаты, после чего завоевал титул в серии Italian Touring Car Championship (ETCC)и бронзу European Touring Car Cup в 2005-м. В том же году он получил престижную награду Laureus в номинации «Возвращение года».

      В 2006-м Алекс дебютировал в WTCC, проведя там четыре сезона, а в 2011-м итальянский гонщик принял решение защищать честь национальной паралимпийской сборной Италии, выбрав наиболее схожий с автоспортом олимпийский вид – гонки на велосипедах с ручным управлением.

      Такой велосипед превратился в часть жизни Алекса задолго до того, как гонщик стал частью паралимпийской сборной своей страны. В 2007-м Алессандро занял четвертое место в престижном нью-йоркском марафоне. До старта в заезде Алекс провел всего четыре недели тренировок в новом для себя виде спорта. Позже он принял участие в чемпионате мира по гонкам на велосипедах с ручным управлением, активно ездил во всевозможных марафонах, со второй попытки выиграл марафон в Нью-Йорке и вскоре заявил, что хотел бы защищать честь Италии на Паралимпийских играх в Лондоне-2012.

      Два золота и одна серебряная паралимпийская медаль еще больше придали уверенности Алессандро. Казалось бы, после тяжелейшей аварии, ампутации и длительной реабилитации Дзанарди стал еще сильнее. И это действительно так. Жизнь обрела новый смысл.

      Не бросив автоспорт, Алексначал подготовку к Паралимпиаде в Рио-2016, где сумел повторить свое достижение: два золота и одно серебро.Будьте уверены: с трибун, мимо которых Алекс проезжал на своем велосипеде, доносились не одинокие возгласы: «Это Дзанарди!» –четырехкратный паралипийский чемпион Дзанарди, ставший примером для всех павших духом людей.

      Жизнь Алессандро Дзанарди – прямое свидетельство того, что неприятности, даже самые страшные, нужно принять как шанс начать все заново. Их нужно преодолеть, доказав всем, что ограниченные возможности ни коим образом не ограничивают человека, стремящегося к победам. Сколько бы наград ни выиграл Алекс, одну главную победу он уже завоевал. И пускай за нее не дают медалей и она не идет в зачет ни одного из известных человечеству видов спорта, но эта победа, добытая над самим собой – одна из важнейших в жизни каждого человека.

      23 октября Алексу Дзанарди исполнилось 52 года. Банально, но факт: 17 лет назад, 15 сентября 2001-го, жизнь итальянского гонщика разделилась на «до» и «после»: в страшной аварии на немецком «Лаузицринге» Дзанарди пострадал так сильно, что медики еле спасли гонщика и были вынуждены ампутировать ему обе ноги: одну на уровне бедра, вторую - у колена. Такое могло бы сломить кого угодно, но вся жизнь Алекса с 2001 года – яркий пример, что сдаваться нельзя нигде и никогда.

      Авария и её последствия

      Сезон-2001 складывался для двукратного чемпиона CART Дзанарди плохо, но именно в Германии Алекс проводил отличную гонку: перед финальным пит-стопом итальянец лидировал. Однако на непрогретых шинах Дзанарди потерял контроль над машиной, которую развернуло. Тёзка Тальяни не сумел объехать болид и врезался в него на огромной скорости. Сам Дзанарди аварию не помнит: как это часто бывает, мозг надёжно стёр неприятные воспоминания…

      Алекс очнулся уже в больнице, выйдя из комы. «Я не мог поднять руки, - вспоминал Дзанарди. - Я весь был в трубках и проводах: у меня было больше телеметрии, чем у болидов Формулы-1! А потом жена Даниэла сказала мне, что я потерял ноги. Но это все равно был хороший день: по крайней мере, я остался жив. Доктора спасли мою жизнь, ведь к моменту доставки в больницу у меня оставалось меньше литра крови. Думаю, на то, что я выживу, ставила только моя жена».

      Дзанарди покинул больницу спустя 48 дней, перенеся 16 операций. Спустя месяц Алекс смог заняться вопросом протезов. Алекс сам спроектировал максимально подходящие ему протезы и спустя месяц научился ходить заново. Спустя год пилот восстановил физическую форму и понял, что хочет вернуться в гонки.

      Возвращение за руль

      «Моя первая машина была сконструирована таким образом, чтобы я мог делать всё руками, - говорит Алекс. - Знаете, мои руки были заняты сильнее, чем у Хендрикса на гитаре! Если бы вы вставили мне в рот швабру, я бы ещё и кокпит протирал! В разговоре с механиками и инженерами я предложил нажимать педаль тормоза правой ногой – той, что осталась подлиннее после аварии. Они ответили, что это невозможно, ведь нужно прикладывать тормозное усилие в сто килограммов.

      Но у меня аллергия на слово «невозможно». Я пошёл домой, взял весы, прислонил их к стене и сказал сомневавшемуся инженеру нажать на них ногой максимально сильно. Он добился 105 кг. Я сказал - моя очередь, и выжал 125 кг. Инженер и не представлял, что я способен на такое. Так что мы установили обычную педаль тормоза с прикреплённой к ней ногой, чтобы моя нога всегда была на педали. После первого же быстрого круга я понял, что теперь смогу снова стать профессиональным гонщиком».

      В 2003 году Дзанарди вернулся на «Лаузицринг» и проехал по нему 13 кругов - именно столько оставалось до финиша злополучной гонки-2001. Кстати, её вообще могли не провести: с момента терактов 11 сентября прошло лишь четыре дня, многие спортивные мероприятия, связанные с Америкой, были отменены, но вот этап IndyCarв Германии всё-таки решили провести, убрав все спонсорские наклейки с болидов.

      Вернёмся в 2003-й. Доктора до последнего не хотели пускать гонщика за руль, мучая проверками («Я сказал им: «Эй, ребята, я потерял ноги, но не голову!») - и напрасно. Быстрейший круг Дзанарди оказался так хорош, что позволил бы ему оказаться на стартовой решётке аж пятым - после такого результата итальянец понял, что готов полноценно возобновить карьеру.

      Фото: Martin Rose/Bongarts/Getty Images

      В 2004-м Дзанарди дебютировал в чемпионате ETCC, который спустя год стал WTCC– чемпионатом мира по турингу. Многие конкуренты называли выступления Алекса не более чем красивым маркетинговым трюком - пока в августе он не выиграл гонку! Ещё по одной победе Дзанарди одержал в 2006, 2008 и 2009 годах, прежде чем завершить карьеру в WTCC.

      В 2014 году Алекс принял участие в сезоне спринтерской серии Blancpain (без особого успеха), а в 2018-м поразил всех во время разового участия в этапе DTMв итальянском Мизано. После 13-го результата в первой гонке Дзанарди финишировал пятым во второй, верно сориентировавшись в непростых погодных условиях.

      Паралимпиада

      И всё-таки главные успехи Алекса после аварии связаны не с автоспортом, а с Паралимпийскими играми. Дзанарди впервые познакомился с ручными велосипедами в 2007 году и постепенно начал уделять всё больше внимания тренировкам на них и соревнованиям. Алексу удалось отобраться в состав сборной Италии на Паралимпиаду в Лондоне, где он просто блистал, завоевав две золотые медали и одну серебряную. Интересно, что две из трёх гонок проходили на автодроме «Брэндс-Хэтч» - прекрасно знакомом Дзанарди по его карьере гонщика.

      Спустя четыре года 49-летний Алекс выступил на Паралимпиаде в Рио-ди-Жанейро - и снова успешно. Дзанарди завоевал личные золото и серебро и добавил к ним ещё одну победу в эстафете.

      Интересно, что «серебряная» гонка Дзанарди состоялась 15 сентября – то есть аккурат в 15-ю годовщину аварии на «Лаузицринге». После финиша у Алекса спросили, ни обидно ли в такой день остаться только вторым. «Ну, всё-таки я закончил этот день лучше, чем 15 лет назад! Лучше быть с серебряной медалью, чем лежать в госпитале в Берлине», - ответил итальянец.

      Что дальше?

      Итак, Дзанарди 52 года. После страшной аварии Алекс добился новых успехов в автоспорте и стал настоящей паралимпийской легендой. Однако на пенсию Дзанарди не торопится: в ближайших планах участие в «24 часах Дайтоны» 2019 года в составе «БМВ». Более того, не исключает Алекс и выхода на старт Паралимпиады в Токио в 2020-м. Разве кто-то удивится, увидев его не просто в протоколе, но и на высшей ступени подиума?



       

      Возможно, будет полезно почитать: