Бандхи – энергетические замки. Зачем они нужны

Мула-бандха – «Корневой замок» — представляет собой сжатие мышц промежности, тазового дна. Такое, казалось бы, банальное и бесполезное для йоги действие, однако, имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему. Но Мула-бандха – не только для «фанатичных» йогов, эта несложная в первом приближении техника может помочь буквально всем, кто хочет улучшить состояние своего организма и наполниться силами, бодростью, энтузиазмом. При регулярной правильной практике Мула-бандха весьма заметно укрепляет здоровье, а в русле йоги позволяет вывести практику на новый уровень.

Как это происходит и как правильно выполнять эту технику?

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени. Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни.

Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Важно учесть, что Мула-бандха, как и другие «энергетические замки», работает не только на грубом уровне, и это не только сжатие мышц промежности. Бандхи блокируют (сдерживают) движение на пяти уровнях: мышечная неподвижность, остановка дыхания, прекращение ощущений, мысли и сознания. Делая Мула-бандху, мы одновременно «сжимаем» Муладхара-чакру. Таким образом мы можем лечить физические заболевания, проблемы пищеварения, и сексуальные расстройства (такие как фригидность, импотенция и др.).

В нескольких авторитетных трактатах по йоге («Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита» среди прочих) утверждается, что Мула-бандха избавляет от дряхлости в старшем возрасте, а отдельные адепты с ее помощью даже полностью побеждали старость, до «седых» лет сохраняя физическое состояние тела совершенно «молодым». Отчасти это проявляется даже во многих современных опытных йогах и йогинях, которые обладают крепким, привлекательным и «молодым» телом даже в возрасте за 40 и за 50 лет. С большим уважением отзываются о Мула-бандхе и древние тексты (тантры и Упанишады), и современные авторитетные авторы – сэр Джон Вудрофф («Змеиная сила») и Б.К.С. Айенгар («Прояснение йоги») в числе прочих. Одним словом, практика Мула-бандхи очень полезна.

Йоговский текст «Гхеранда Самхита» довольно подробно описывает эту технику: «Прижми пяткой левой ноги область между анусом и половыми органами, и сожмите анус…». Это может выполняться в конце вашего обычного комплекса асан и пранаям, или отдельно, в течение дня (если сон беспокойный, на ночь делать не надо).

Практика выполняется по такой схеме:

  1. Садимся у удобную позу, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Спина прямая, голову не опускаем. Закрываем глаза и расслабляемся в течение 1-2 минут, наблюдая процесс естественного дыхания.

  2. Собираем наше внимание в точке промежности и половых органов. Теперь, делая медленный вдох, сжимаем эту область – тазовое дно. Напрягаем всю область: мочеполовую систему, половые органы, анус (на базовом уровне освоения Мула-бандхи надо сжимать всю эту область: т.е. может происходить Ваджроли Мудра, Мула-бандха и Ашвини-мудра в той или иной степени).

  3. С выдохом постепенно расслабляем все что было сжато.

  4. Опять сжимаем (на вдохе).

  5. Опять расслабляем (на выдохе).

  6. Делаем 5-25 таких сжатий-расслаблений. Потом отдыхаем. Дыхание не должно быть слишком интенсивным (чтобы голова не кружилась).

Продвинутая практика может включать (после освоения базовой техники!) сжатие пульсацией по 4-5 уровней в каждом сжатии и такое же расслабление; очень медленное сжатие и такое же медленное расслабление; долгое удержание Мула-бандхи – на фоне ее можно выполнять другие практики: например, с Мула-бандхой, при проблемах с поясницей, выполняются все прогибы; и на легкой Мула-бандхе можно делать Сурья-намаскар и почти все отдельные асаны.

Для укрепления организма через правильно выполненные асаны, пранаямы и дыхание, используют бандхи. Такая практика обучения наполняет организм животворящей энергией. Бандха представляет собой группу методов, полученных из хатха-йоги. На энергетическом уровне бандха направляет поток энергии в организме, закрывая одни каналы и открывая другие.

Бандха часто ассоциируется с активацией глубоких мышц, которые помогают поддерживать положение таза и надлежащее выполнение асан.

Закрытие регулирует и направляет движение праны (жизненной силы) и апаны (силы выводящей), отвечающей за работу мочевого пузыря, почек, женских половых органов. Выведение газов и потоотделение также входит в ее компетенцию.

Риши Джаландхара впервые определил то, что банха аккумулирует результаты практики. Ее действие в йоге известны также под названием Риши, Мацйендрасан, Горакшасан и т.д. Практика метода Риши Джаландхара помогает достичь большего контроля над определенными зонами тела, регулирует работу глубоких мышц так, что асаны выполняются без особых усилий.

Наиболее известны три бандхи:

  1. Джаландхара (горловой замок).
  2. Уддияна (брюшной замок).
  3. Мула (корневой замок).

Первая практика заключается в наклоне головы вперед и прижатии подбородка к груди между воротниковых костей. Рекомендуется выполнять после выполнения асан и пранаямы и до практики дхьяны (удержание сознания возле изучаемого объекта) или медитации.

В классических йогических текстах классифицируется в разделе о мудрах или психических жестах. Несмотря на то, что бандха и мудры технически не похожи, они связаны друг с другом, поскольку вызывают определенное направление энергии в теле, способствующее более высоким практикам дхьяны и самадхи (слияние сознания с объектом через познание).

Джаландхара бандха – один из замков, практикуемых йогами. Описывается в йогических текстах Хатха Йога Прадепика, Геранда Самхита и Шива Самхита, активирует чакру Вишуддхи.

Как только бандха Джаландхара будет освоена полностью, ее делают вместе с пранаямой и мудрами до практики медитации.

Горловой замок в практике йоги

Согласно древним книгам, йоги считают, что в солнечном сплетении, расположенном в центральной части тела, находится пищеварительный огонь (Jatharagni), сжигающий пищу и дающий тепло. Лунное сплетение производит холод и находится в центре мозга. Благодаря блокировке Нади в горловом замке, энергия лунного сплетения стекает вниз и уничтожается горячей энергией солнечного сплетения – человек живет дольше. Такой процесс был назван производством жизненного эликсира.

Бандха сжимает Ида и Рингале, направляя прану в Сушумна (Нади или центральный канал, единственный сосуд, проходящий по шее). Центральный канал разделен на две части, которые направлены к мозгу (сонные артерии) и расположены по обе стороны шеи.

Горловой замок помогает:

  • вытянуть грудной отдел позвоночника;
  • стать более уравновешенным и спокойным;
  • растянуть вверх нервные центры и спинной мозг;
  • контролировать процесс дыхания.

Бандха, божественный нектар (жидкость Амрита), символизирует контроль мышления и речи, направленный в сторону более высокого сознания, не дает негативным мыслям загрязнить и отравить тело. «Джал» означает нектар, «Дхар» - поддерживающий. Бандха Джаландхара - башня, которая поддерживает нектар и должна выполняться на задержке вдоха.

Нектар, согласно индийской традиции, находится в точке между бровями и отвечает за долголетие. Амрита, вытекая из центра мозга, называемого Бунду Висарга, течет вниз через горло и пищевод, где она сгорает от огня пищеварения (Агни) в чаше Минипурака. Йоги используют Джаландхара бандху, чтобы задержать Амрита и тем самым достигнуть бессмертия.

Эффект бандхи подобно предохранителю или трансформатору, контролирует поток жизненной энергии (праны) в организме.

Бандха - это разработанные методы синхронизации дыхания с движением.

Как выполнить Бандху

При выполнении старайтесь держать спину прямо. Приближая подбородок к груди, не округляйте спину, облегчая выполнение пранаямы. Округлые назад плечи уменьшают объем груди и стесняют дыхание. Грудная клетка должна быть постоянно открыта.

Обопритесь на прямую поверхность (стена) и посмотрите, чтобы при выполнении Джаландхары, плечи были плотно прижаты к стене.

Вторая не менее важная деталь, на которую следует обратить внимание, это напряжение шеи во время выполнения - шея должна быть расслаблена.

  1. Займите удобное положение (Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана, Бхадрасана, Вирасана, Бадхаконасана).
  2. Ладони положите на колени так, чтобы руки были прямыми. Поднимите плечи и слегка наклоните тело вперед, держа спину прямо, колени плотно прижмите к полу.
  3. Закройте глаза, расслабьтесь, дышите нормально. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  4. Слегка опустите подбородок, удлините заднюю часть шеи, поднимите вверх грудину и грудную клетку.
  5. Выпрямите шею. Центр головы, подбородка, пупок и промежность должны находиться на одной линии.
  6. Сделайте глубокий вдох, полный выдох, опуская в конце подбородок по направлению к груди, между ключицами так, чтобы трахея и пищевод были надежно закрыты.
  7. Выпрямите руки и нажмите ладонями на колени, чтобы создать заблокированное положение.
  8. Сосредоточьтесь на чакре Вишуддхи и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно.
  9. Чтобы освободить замок, согните руки, поднимите голову, ослабьте подбородок и сделайте мягкий выдох.
  10. Вернитесь к прямому положению и сделайте несколько нормальных вдохов.

Мышцы горла, шеи и лица должны быть расслаблены. Повторять Джанн (замок) не более 10 циклов. Один цикл - это однократное выполнение Джаландхара бандхи.

Помните, что дыхание удерживается внутри. Не напрягайте и не перегружайте дыхание.

Начинающие должны держать дыхание всего несколько секунд. Позже время может быть увеличено до минуты и более, в зависимости от емкости ваших легких. Опытные йоги могут поддерживать фиксацию подбородка в течение трех минут и более.

Если возникли трудности при выполнении и расслаблении горла, посмотрите на реализацию этого положения с точки анатомии и изучите следующие анатомические структуры:

  • подъязычную кость;
  • первый шейный позвонок (атлас);
  • внешний затылочный бугор.

После освоения Джаландхары с дыханием внутри, можно экспериментировать с дыханием находящимся снаружи. Это требует небольшой практики, делается медленно, не напрягаясь. Сначала задержите дыхание на несколько секунд. Позже можно увеличить до 1 минуты и более. Опытные и постоянно практикующие йоги задерживают дыхание снаружи до 2-3 минут.

Задерживать дыхание нужно осторожно, не следует задыхаться, удерживая дыхание внутри или снаружи. Отпустите горловой замок, если почувствуете малейший дискомфорт, и дышите нормально. Продолжительность практики увеличивайте постепенно. Прекращайте практику, если почувствуете даже легкое головокружение.

Геранда Самхита говорит, что Джаландхара Бандху можно улучшить в течение шести месяцев, она дает психические силы или сиддхи (способность творить чудеса, сверхъестественные возможности) для практикующего.

Как выполнять

Горловая бандха помогает контролировать процессы дыхания. В древних источниках указано, что она разрушает все болезни, уничтожает старость и смерть. Это связано с определенным сжатием паращитовидной и щитовидной железы, отвечающих за выработку гормональных процессов в теле.

Сжатие мышц горла дает управление дыханием и тормозит процессы выделение гормонов, что помогает остановить необратимые процессы, проходящие в организме. При регулярной практике бандха снимает воспаление горла, заикание, тонзиллиты. Выполняется следующим образом.

  1. Выпрямите спину и вытяните позвоночник. Слегка отведите голову назад и полностью выпрямите шею.
  2. Опустите подбородок к груди. Важный момент: спина остается прямой.
  3. Замком пережимаются все важные нервные окончания, которые проходят через шею, и при отпускании бандхи энергетический поток идет по определенным каналам.

При такой задержке расширяются границы сознания. Задержка дыхания выполняется на полном глубоком вдохе, когда опускаете подбородок к груди. После этого следует спокойный, глубокий, ровный выдох.

Выполняется замок и после выдоха, эффект получается более мощным, т.к. происходит активация центров, ответственных за восприятие. Человек становится более спокойным, восприимчивым, круг сознания расширяется и можно воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле.

Преимущества

  1. Упражнение пробуждает внутренние энергетические центры, особенно чакру Вишуддхи (горловая чакра).
  2. Повышает способность удерживать дыхание в течение длительного периода времени и развивает способность концентрировать внимание.
  3. Эффективно закрывает воздушный проход и блокирует поток воздуха, что используется в практике Кумбхаки или в дыхании йогинов-практиков.
  4. Стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидной желез, помогает в лечении заболеваний горла.
  5. В Геранда Самхита указано, что Джаландхара Бандха дает победу над смертью. Но имеется ввиду не смерть тела, а скорее то, что йог может контролировать физические изменения, которые происходят в организме.
  6. Стабилизирует кровяное давление, приводит в действие высшие функции гипофиза.
  7. Помогает активировать горловую чакру. Когда она активна, йоги верят, что таким образом приобретают бессмертие.
  8. Активация чакры Вишуддхи означает, что запущен процесс против старения.
  9. Джаландхара бандха расслабляет мозг и учит интеллект (манас (ум, разум, душа), буддхи (сознание, душа), Ахамкара (эгоизм)) смирению.

Внимание

Антар-кумбхака (задержка дыхания после выдоха) проводится только до тех пор, пока человек чувствует себя комфортно.

Если существуют проблемы с щитовидной железой, прежде, чем практиковаться, проконсультируйтесь с врачом.

Противопоказания

  • высокое кровяное давление;
  • шейный спондилоартрит;
  • заболевания сердца.

Предлагаем вам посмотреть видео, чтобы наглядно представлять, для чего предназначена данная методика.

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в интернете можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы...»
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы , и таким образом стимуляция всей эндокринной системы . Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Сиддхасану и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин \ вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье (Шамбхави мудра), но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху , Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы : это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

ПОДРОБНЕЕ:

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

КОММЕНТАРИЙ
Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

Что такое бандха?

Перевод слова «бандха» («баддха») звучит как: замок, связь, связывать, останавливать, объединять, закрыть. В традиционных школах йоги, знание бандх предавалось ученику только после прохождения специального курса асан, пранаям и мудр, т.к. практика бандх - оказывает очень сильное воздействие на тело и сознание практикующего. На физическом уровне бандха - это осознанное сокращение определённых мышц тела, которое приводит к «раскрытию» определённых областей пранического и ментального тел. Наиболее известными бандхами являются: мула бандха, уддияна бандха и джаландхара бандха. В данной статье мы рассмотрим мула бандху - нижний или корневой замок.

Как работает мула бандха?

Мула бандха - это сокращение мышц промежности и тазового дна, напрямую воздействует на нервную систему, а также на кровообращение, дыхательную и эндокринную системы. Сокращение мышц промежности посылает в головной мозг импульсы, запускающие определённые нейронные цепи и стимулирующие нервные центры головы, что в свою очередь влияет на состояние сознания.

На уровне физического тела.

Выполнение корневого замка мягко стимулирует симпатическую нервную систему, способствуя общему тонусу организма, однако при выполнении совместно с другими бандхами и техниками пранаямы, корневой замок гармонизирует и уравновешивает симпатику и парасимпатику, замедляет пульс, снижает артериальное деление, уменьшает комфортную частоту дыхания, приносит ощущение внутреннего покоя и целостности. Также оказывается положительное влияние на гипоталамус, управляющий эндокринной системой, а следовательно происходит постепенная нормализация всех биологических ритмов, а также эмоционального состояния практикующего.

На уровне пранического тела .

Йоги считают, что человеческий организм представляет из себя сложно устроенную, высокоорганизованную систему, на тонком уровне состоящую из взаимодействия различных энергетических потоков (праны). Считается, что нисходящий поток энергии (апана) не только отвечает за выделения тела, но и может воздействовать на понижение уровня сознания. Апана - делает ум более грубым, инертным и материалистичным, способствует понижению уровня энергии на верхних энергетических центрах, а также удовлетворению инстинктивных желаний, неосознанных эмоций, лени и.т.п. Мула бандха - перенаправляет поток энергии вверх, устремляя сознание к высшим уровням развития. Также выполнение корневого замка способствует очищению энергетических каналов (нади) от «тонкой грязи» физической и ментальной.

На уровне сознания.

Древние тексты по йоге указывают на то, что прана, дыхание и ум - очень тесно связаны между собой. Обретая контроль над одним, появляется возможность управлять другими двумя. Когда человек испытывает сильные эмоции, возбуждение, страх и.т.п. дыхание становится учащённым и поверхностным. Успокаивается дыхание - успокаивается ум. Замки - это метод контроля праны. Обычно бандхи выполняются совместно с кумбхаками (задержками дыхания) в результате происходит остановка внутреннего диалога. Ум затихает, а сознание практикующего становится ясным и открытым.Бандхи являются одним из подготовительных упражнений для медитации.

Техника выполнения мула бандхи.

«Мула» - означает корень. «Бандха» - замок. Мула бандха - сокращение мышц промежности (вокруг простаты) у мужчин и шейки матки у женщин. Для правильного выполнения техники необходимо развить мышцы тазового дна настолько, чтобы появилась возможность изолированно сокращать «тело промежности» - мышечно-сухожильный центр между половыми органами и анусом у мужчин, и область вокруг шейки матки у женщин.Обычно при напряжении промежности также напрягается также и анус, а также подтягивается сфинктер мочевого пузыря и половые органы. Освоение мула бандхи обычно разделяют на несколько этапов:

1. Укрепление мышц. Сокращают все мышцы тазового дна одновременно. Выполняют несколько пульсаций, затем удержание максимального напряжения несколько секунд, затем расслабление, отдых. Можно сделать несколько таких подходов.

2. Изолированное напряжения мышц вокруг ануса (ашвини мудра). Выполняется несколько пульсаций ашвини мудры, затем фиксация максимального напряжения. Отдых, расслабление. Можно сделать несколько таких подходов.

3. Изолированное напряжение сфинктеров мочевого пузыря (ваджроли мудра). Выполняется несколько пульсаций ваджроли мудры, затем фиксация максимального напряжения, удержание максимального напряжения несколько секунд, затем расслабление, отдых.

4. После освоения и проработки первых трёх этапов приступают к практике непосредственно мула бандхи, а именно изолированному, осознанному сокращению «точки промежности». Сокращение «точки промежности» является особым способом воздействия на корневой энергетический центр (муладхара чакру).

5. После освоения мула бандхи на уровне мышц, учатся выполнять мула бандху только на праническом и ментальном уровнях. Это достаточно сложно и требует системных занятий пранямой и медитацией в течении длительного времени.Практиковать можно в любой сидячей асане или лёжа.

Как я узнаю правильно ли я выполнил корневой замок?

Достаточно просто проверить правильность выполнения этапа 4. Лягте на пол в шавасану. Расслабьтесь. Приготовьтесь к выполнению мула бандхи. Положите палец на «точку промежности». Сосредоточьтесь. Выполните замок. Если при выполнении точка, на которой стоял палец втянулась внутрь, а сфинктеры мочевого пузыря и анус остались расслабленными - вы успешно выполнили этап 4.

Успехов в практике…

Дмитрий Маров.



 

Возможно, будет полезно почитать: