Бои на руси. Кулачные бои

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Психологическая подготовка для профессиональных бойцов и спортсменов проходит в несколько этапов. В мирное время или вне соревнований они получают необходимые основные знания по психологии, которые помогают выработать необходимые для бойца качества. Также на этом этапе осваиваются различные приемы психологической самоподготовки, которые в дальнейшем используются перед боем и непосредственно в рукопашном бою.

Большое значение для бойца имеют волевые качества (настойчивость, решительность, самообладание). Именно они помогают часами работать на тренировках, преодолевать усталость, страх, вступить в бой.

Важное значение в психологической подготовке бойца имеет настрой. Заряжаясь злостью, важно сохранить адекватную оценку противника. Не стоит преувеличивать его превосходство, нужно выявить его слабые стороны и быть готовым к неожиданным ситуациям. Если имеется какая-либо информация о противнике (предпочитаемые боевые техники, особенности поведения), то можно проиграть мысленно некоторые возможные ситуации, вспомнить свои преимущества и ситуации их использования. В условиях реального боя (спортивного или военного) могут сложиться самые неожиданные ситуации, поэтому необходимо сохранять готовность перестраиваться и принимать решения по ходу боя.

Показать свою боеготовность помогает поза (различаются, в зависимости от единоборств). Она помогает настроиться, подготовиться к движению и атаке, приводит в тонус необходимые мышцы и превращает тело в боевой механизм. Если боец принял такую позу, значит атака противника его не сразила, и он готов продолжить бой. Приняв боевую позу, можно на короткое время замереть, чтобы собраться с силами и отдышаться.

В любом бою, в том числе кулачном, соперники сталкиваются с болью. Это физическое страдание выводит из состояние боеспособности, и нужно уметь его преодолевать для того, чтобы одержать победу. Особенно важно это в бою, не связанном со спортивными соревнованиями.

Болевые ощущения усиливаются под воздействием страха. В ходе боя, когда эмоции отходят на второй план, главное – сохранить ясность мышления и четкость действий, часто бойцы не замечают незначительных травм. Когда первоочередной задачей является выживание, то даже тяжелые ранения могут остаться незамеченными. Это связано с избирательностью внимания и его сосредоточении на более важном в данный момент.

Боль в меньшей степени ощущается, если боец находится в состоянии злости или ярости. Если он позволяет себе почувствовать боль, то это не остается незамеченным противником, который тут же начинает чувствовать свое преимущество. В бою важно демонстрировать готовность действовать без промедления, поэтому боль не проявляет себя в полной мере. Если боец изначально не боится боли, т. е. просто о ней не думает, он преодолевает ее и не выдает своих страданий противнику ни мимикой, ни стонами, ни вынужденным положением тела.

Для того, чтобы справиться с собой и сохранить боеспособное состояние, можно использовать несколько приемов. В кулачном бою, когда противник находится в непосредственной близости, действовать нужно быстро, и боль может остаться незамеченной. Если же ситуация сложилась таким образом, что дистанция между противниками увеличилась, то появляется время для осознания ранения, именно в этот момент нельзя поддаваться боли. В книге «Психологическая самоподготовка к рукопашному бою» авторы предлагают воспользоваться дыхательной техникой, управлением мимикой и принятием боевой позы. Эти же приемы помогут преодолеть боль и после окончания боя.

В подготовке к бою используются различные технологии. Могут быть применены классический аутотренинг, современное НЛП или традиционные у разных народов снадобья с наркотическими компонентами. Все этапы подготовки направлены на преодоление страха и повышение боеготовности.

В первую очередь, при появлении боли необходимо воспользоваться техникой успокаивающего дыхания. Вдох делайте неглубоким, спокойным, затем глубокий продолжительный выдох, и выдержите дыхательную паузу в 1 – 2 секунды. Выдох по времени должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха. Такое дыхание позволяет расслабиться и успокоиться. Несколько вдохов и выдохов в таком ритме помогают прийти в себя и начать действовать.

Каждый боец в ходе многочисленных тренировок вырабатывает для себя определенную «маску». Таким образом он делает выражение лица непроницаемым и скрывает свои эмоции и истинное состояние от противника. При сильной боли на лице появляется гримаса страдания. Если постараться расслабить мышцы лица, затылка и шеи, можно уменьшить болевые ощущения и скрыть свое состояние от противника. Умение быстро расслабляться необходимо вырабатывать по мере освоения единоборств.

Особенности русского кулачного боя

Знания о технике ведения русского кулачного боя передавались на Руси от поколения к поколению. Дети наблюдали за участием в кулачных боях отцов, слушали рассказы дедов и накапливали свой опыт. Народная история и мудрость передаются из уст в уста и таким образом сохраняются на протяжении многих столетий. О богатырях русских сложено множество былин и сказок, которые рассказывают бабушки своим внукам. С ранних лет мальчики на Руси слушали их, и сами хотели стать героями, подражая взрослым они устраивали уличные бои. В подростковом возрасте они уже умели вести кулачный бой и владели основными приемами. Традиционные кулачные бои являлись непременным условием взросления юношей и помогали стать воинами.

Русский кулачный бой имеет сходства и отличия с другими видами боевых искусств. Автор книги «Зачем кулачному бою философия» А. Ю. Телухин объясняет сходства в приемах единоборств психофизиологическими и анатомическими особенностями людей. Люди любой национальности имеют одинаковое строение тела и одинаково реагируют на боль, возникающую при ударе. Наиболее чувствительные и уязвимые зоны на их теле также совпадают. Опорно-двигательный аппарат имеет у всех одинаковую биомеханику, ведь позвоночник и суставы вместе с мышцами и связками представляют собой систему рычагов и шарниров, приводящих в движение наше тело. В результате в общих чертах техники боевых искусств разных народов имеют некоторое сходство.

Все техники и приемы рукопашного боя подразделяются на ударные, бросковые и смешанные. В боевых искусствах, основанных на ударных техниках, применяются удары разными частями тела. Русский кулачный бой также основывается на ударных приемах. В нем удары противнику наносятся не только руками, но также ногами и иногда головой. Наносить удары руками можно по-разному. Приложиться к телу противника можно кулаком (боковой поверхностью кулака, фалангами согнутых пальцев и выступающими костяшками на тыльной стороне), локтем.

Бросковые техники в кулачном бою используются в меньшей степени. Однако совсем без них не обойтись, так как они позволяют вывести соперника из равновесия и отдалить его. Какие приемы использовать – каждый боец решает по ходу боя. Чем большим количеством техник и приемов он владеет, тем больше у него возможности преодолеть соперника.

Русские кулачные бои подразделяются на индивидуальные и групповые. В каждом случае используются свои техники и приемы. Для поединка большое значение имеют силовые приемы. Сильный удар помогает вывести из строя соперника на короткой дистанции и одержать победу. В групповом бою особое значение имеет контроль пространства вокруг себя и способность в нем перемещаться в зависимости от сложившейся ситуации. В нем используются приемы, позволяющие отбить атаку сразу нескольких нападающих.

От других боевых искусств русский кулачный бой отличается также универсальностью. В отличие от единоборств, ставших популярными видами спорта, для русского кулачного боя не нужны специальные условия. Все, чем владеет боец (приемы, техники), можно выполнить в любых условиях, в том числе уличных. Вне спортивного зала, без специальной одежды и в любой обуви приемы русского кулачного боя применимы в полной мере. Их можно использовать для самозащиты при внезапном нападении. В такой ситуации необходимо действовать быстро и точно. В отличие от восточных единоборств, в русском кулачном бою не используются оригинальные стойки и пассы руками. Акцент делается на умении взаимодействовать с противником в бою. Для этого важны пространственные перемещения в любых условиях, умение освободится от захвата, защититься от удара. Особое значение имеет возможность вести бой с несколькими нападающими. В этом случае используются приемы, нацеленные на наиболее уязвимые зоны (удары по глазам, в пах) тела противника, и нет никаких ограничений. Овладеть приемами русского кулачного боя можно за более короткое время, чем приемами многих восточных единоборств. Здесь нужны хорошая физическая форма, сила, выносливость, и нет необходимости улучшать растяжку мышц и гибкость как, например, в каратэ.

Русский кулачный бой часто сравнивают с боксом. Однако между этими единоборствами много отличий. В боксе бойцы выступают один на один, а русский кулачный бой может быть не только поединковым, но и групповым. В книге «Искусство рукопашного боя» Н. Н. Ознобишин рассказывает о том, как бокс со временем видоизменялся. Изначально боксеры сражались без перчаток, что делало удары менее сильными. Чтобы одолеть соперника, они использовали различные бросковые приемы, часто делали захваты, подножки. Бокс поначалу напоминал рукопашный бой, и победить в нем было сложно. Такой бой продолжался долго и заканчивался чаще потому, что один из соперников выбивался из сил. Поэтому изначально бокс уступал русскому кулачному бою в эффективности используемых приемов и возможности отразить внезапное нападение на улице. Постепенно бокс развивался, у спортсменов появилась современная экипировка, в том числе перчатки. Это привело к изменению техники боя, появлению новых приемов, позволяющих наносить более сильные удары противнику. В настоящее время бокс относится к зрелищным видам спорта, и в нем действуют определенные правила, которые позволяют с интересом наблюдать за состязанием. Существуют в боксе и запрещенные приемы.

Русский кулачный бой больше ориентирован на условия реальной жизни. Его можно вести в любых условиях, применяя любые приемы. При неожиданном нападении приемы русского кулачного боя помогут защитится в большей степени. Нестандартные для боя условия и отсутствие перчаток могут помещать опытному боксеру быстро среагировать и победить противника. Кулачные бойцы менее зависимы от условий, в которых проходит бой, и всегда «при оружии».

Отличия между русским кулачным боем и боксом заключаются также в особенностях стоек и способах перемещения бойцов. В них по разному наносится удар рукой. В кулачном бое более активно работает локоть. Имеется и много других технических отличий.

Техники и приемы русского кулачного боя нарабатывались веками, поэтому многие современные школы рукопашного боя основываются именно на них. Они в большей степени ориентированы на защиту, чем на нападение. Но при этом они позволяют защищаться таким образом, чтобы отбить атаку и преодолеть соперника. Обучение русскому кулачному бою необходимо проводить на практике. Для его понимания и освоения большое значение имеет общение с тренером. Помимо изучения непосредственно приемов кулачного боя, необходимо улучшение общей физической подготовки.

Для русского кулачного боя характерны быстрота движений. Бойцы не занимают специальных стоек перед нанесением удара, так как расстояние между ними чаще всего минимальное. В основном, они используют ударные приемы, выполняемые не только руками, но и ногами, и в редких случаях используют захватные приемы. Основу русского кулачного боя составляют жесткие косые удары, которые сочетаются с бросками через грудь, подсечками и подножками. Применяются в кулачном бою захваты, подобные приемам самбо.

Подробно об особенностях русского кулачного боя рассказывает М. В. Шатунов в уже упомянутой книге «Русский кулачный бой». Бойцы не используют перчаток или какого-либо оружия. В ходе боя они могут бить по наиболее чувствительным частям тела, а также по спине, затылку и ногам. Они используют захватные приемы для того, чтобы нанести более сильный удар. Имеются в русском кулачном бое и технические отличия от других боевых школ. Например, не используется блоковая защита. От удара противника ловко уклоняются или стремятся, чтобы удар оказался скользящим. В русском кулачном бою применяют вклинивание удара, когда удар противника перебивается встречным ударом, возможно задавливание удара, когда противнику не дают совершить задуманное действие. Во время удара кулак бойца движется от плеча, при активном движении в локтевом суставе. При этом используется принцип клинообразной концентрации. По мнению М. В. Шатунова, занимающегося единоборствами много лет, в русском кулачном бою не существует четких сценариев. Большое разнообразие приемов позволяет успешно вести в бой с любым противником. К особенностям русского кулачного боя относится точная нацеленность удара. Чаще всего кулак бойца направляется и достигает рук, ног и головы противника. Все приемы выполняются очень быстро, при необходимости действия могут повторяться. Действия бойцов отработаны, и ответная реакция на удар возникает почти автоматически. В бою проявляются агрессивные эмоции, которые каждый боец поддерживает и подпитывает в себе.

Радогора, как и многие другие боевые школы (прочие виды славяно-горицкой борьбы, система Кадочникова), относится к рукопашному бою. Однако в ней не используется никакое оружие. Бой с противником ведется только «голыми руками».

С учетом всех отличительных особенностей, становится понятно, почему русский кулачный бой является не просто видом спорта или боевым искусством. Он имеет большое практическое значение в рукопашной схватке с противником, особенно при неожиданном нападении.

Техника русского кулачного боя

Радогора – это система кулачного боя, в которой каждый прием выполняется определенным образом и имеет свое назначение. В ней используются техники и приемы как традиционные, наработанные веками, так и современные, разработанные А. К. Беловым. Есть приемы, позволяющие нанести удар противнику руками, головой и ногами. Опытные бойцы Радогоры хорошо владеют своим телом, быстро реагирую и практически в любой ситуации могут оказать сопротивление нападающему.

Все люди делятся на правшей и левшей, что обусловлено врожденными особенностями центральной нервной системы и воспитанием. Поэтому у большинства людей одна рука является ведущей, а вторая меньше участвует в активных действиях. Если в бою встречаются два праворуких или леворуких человека, то им просто взаимодействовать. Они хорошо будут понимать намерения и действия противника и могут использовать известные им приемы и тактику. Значительно труднее вести бой с противником, у которого ведущая рука отличается от вашей. В этом случае меняются все ориентиры и трудно перестроится, сконцентрироваться и противостоять сильному необычному сопернику. Для того, чтобы стать универсальным бойцом и победить в любой схватке, М. В. Шатунов, являющийся автором книги «Русский кулачный бой» и занимающийся единоборствами на протяжении трех десятилетий как спортсмен и преподаватель, рекомендует тренировать сразу обе руки. Все техники и приемы можно осваивать, сначала, ведущей, а затем другой рукой. Это одновременно будет способствовать развитию моторных зон в обоих полушариях головного мозга, что позволит быстрее и точнее реагировать на происходящее во время боя. Хотя в критической ситуации чаще всего человек начинает действовать привычным образом, это может принести пользу. Например, при травме ведущей руки можно продолжить бой другой. Выполнение боевых приемов обеими руками может пригодиться в жизни в разных ситуациях.

Все боевые приемы в Радогоре подразделяются на 3 группы. Они включают засечные удары, выполняемые по круговым траекториям движения, удары с крыла, наносимые локтями и предплечьями и прямые удары, используемые в стеношном бою. Также в русском кулачном бою допускаются удары головой, плечом. В нем используются различные защитные приемы, большая часть которых взята из практики стеношных боев и приемы свили (с поворотами и скручиваниями).

В кулачном бое традиционно применяется удар кулаком (разными сторонами), а также ладонью. В некоторых случаях, удар совершается ладонью с отведенным большим пальцем (оплеуха) или сложенной в виде лодочки (затрещина). В бою важна постановка удара. Для этого нужно владеть кистью и уметь быстро сжимать и расслаблять кулаки. Эти действия А. К. Белов называет клинообразной концентрацией. Выполняется она по определенной схеме (рис. 2).

Рисунок 2. Этапы клинообразной концентрации: 1 – расслабленная кисть; 2 – сжатый и напряженный кулак; 3 – ослабленный кулак


В момент выдвижения руки для удара по противнику, кисть должна быть расслаблена. Направляя руку к цели, вы начинаете сжимать кисть и, достигнув противника, наносите удар кулаком. Именно при ударе кулак должен быть напряжен, тогда ваши усилия достигнут цели, и удар получится сильным. После этого руку расслабляют, но не разжимают кисти полностью. Таким образом выполняются три этапа клинообразной концентрации.

Однако этого еще не достаточно для того, чтобы удар был сильным и точным. Важно совместить этапы клинообразной концентрации с фазами своего дыхательного цикла (вдох – выдох – дыхательная пауза). При соблюдении техники удара кулак сжимается и максимально напрягается при выдохе и расслабляется во время дыхательной паузы. В момент контакта с телом противника кулак сжимается плотно и через долю секунды – максимально. Далее, кулак отводят и при этом его расслабляют. После максимального сжатия кисти, сразу сложно расслабить и разжать ее, но этого и не нужно. Достаточно немного ослабить кулак, чтобы мышцы руки уменьшили напряжение, но при этом сохранилась готовность быстро повторить удар.

Изучение техники Радогоры следует начать со стоек и наиболее простых приемов – засечных ударов.

Стойкой называют специальную позу для успешного применения боевых приемов. Однако хороший боец может вести бой из любого положения. Тем не менее, удобнее и эффективнее атаковать противника приняв на мгновение стойку. Нужно учитывать, что в кулачном бою часто отсутствует время на принятие стойки, ведь противник находится очень близко и тоже атакует. Однако, если есть возможность, то применять боевые приемы лучше из стойки. Это помогает нанести удар противнику точно и с максимальной силой.

Основная стойка в Радогоре – уключный устав (рис. 3). Ноги в этой позе расставлены, центр тяжести тела немного подается вперед так, что пятки в любой момент готовы оторваться от земли. При этом одна нога является опорной в большей степени, чем другая. Руки согнуты в локтях и выставлены перед собой ладонями вперед. Спина немного напряжена. Из этой позы легко перейти к атаке или отразить нападение противника.

Рисунок 3. Уключный устав


Еще одна стойка, применяемая в русском кулачном бое – отставной устав (рис. 4). Она отличается тем, что одна нога выставлена вперед и присогнута в коленном суставе. На нее переносится основная масса тела. Вторая нога опирается на носок. Чаще всего эта поза используется как переходная при выполнении различных приемов и перемещении.

Рисунок 4. Отставной устав


Простейшими ударными приемами являются пощечина, затрещина, распалина.

Кулачные бои были традиционными не только на Руси, но и в древних цивилизациях – Вавилоне и Греции. Если бой затягивался, то бойцам запрещали защищаться, и они били друг друга до последних сил.

Пощечина выполняется ладонью с плотно сжатыми пальцами. Удар по лицу противника наносится в направлении снизу вверх, через локтевую петлю, под углом в 45° (рис. 5).

Рисунок 5. Техника выполнения пощечины: 1 – отведение руки противника; 2 – локтевая петля; 3 – удар-пощечина


Затрещина выполняется кулаком или, как и в предыдущем случае, ладонью с плотно сжатыми пальцами. Прием осуществляется в несколько этапов. Сначала, отводится правый локоть и немного поворачивается кулак, при этом ощущается подкрут в мышцах предплечья. Далее, рука выдвигается к лицу противника и наносится удар. При этом соблюдается принцип клиновидной концентрации. Сразу после удара рука ослабляется и по инерции двигается немного назад. Однако готовность к нанесению следующего удара сохраняется. При этом повторный удар может быть тем же самым или иным (рис. 6).

Рисунок 6. Техника выполнения затрещины: 1 – отведение локтя и подготовка кулака; 2 – удар боковой поверхностью кулака


Распалина имеет иное направление удара. Рука движется в вертикальной плоскости. Сначала, по инерции отводится назад рука (рис. 7), затем направляется вперед и вверх. При размашистом подъеме руки, предплечье поворачивают в локтевом суставе вместе с кистью (рис. 8) и, быстро сформировав кулак, наносят удар противнику в лоб или переносицу (рис. 9).

Рисунок 7. Инерционное отведение руки назад: 1 – начало движения; 2 – полное отведение


Рисунок 8. Замах перед ударом


Рисунок 9. Подготовка кулака к удару


После нанесения удара рука свободно уходит вниз, при этом плечо и локоть остаются в зафиксированном состоянии (рис. 10). Таким образом сохраняется готовность продолжить бой и нанести следующий удар противнику (рис. 11).

Традиционно на Руси удары ногами в кулачном бою применялись в крайних случаях. Это связано с тем, что самой распространенной обувью были сапоги. Ударом такой тяжелой обуви можно легко покалечить или убить противника, а в традиционных русских боях преследовалась другая цель.

Рисунок 10. Стабилизация руки после распалины


Рисунок 11. Подготовка к следующему удару


Распалину можно выполнить по-другому – удар наносят в диагональном направлении, а не сверху вниз (рис. 12).

Рисунок 12 . Распалина


Следующий ударный прием – засечный стык. Его выполняют кулаком или предплечьем, чтобы блокировать удар противника или атаковать его по верхнему ярусу. Этот прием обычно сочетают с другим, например, буздыганом (рис. 13). При выполнении приемов одна рука движется от себя и отводит руку противника в сторону (рис. 14). Кулаком второй руки в это время наносится удар противнику (рис. 15).

Рисунок 13. Подготовка к засечному стыку


Рисунок 14. Засечный стык


Рисунок 15. Буздыган


Следующий ударный прием – поземный стык. Удар противнику наносится кулаком или предплечьем, при этом вся рука движется строго горизонтально (рис. 16). Прием подобен затрещине, но выполняется в другой плоскости (рис. 17).

Рисунок 16. Положение перед поземным стыком


Рисунок 17. Поземный стык


Для освоения техники Радогоры необходимо, в первую очередь, научиться двигаться. Для этого можно потренироваться в выполнении связки уключный устав – колющий удар – уключный устав.

Далее, идет отножной стык. Прием выполняют другой рукой, в направлении от бедра. Кулаком бьют снизу вверх, целясь в подбородок противника. Можно отбить этим ударом атакующую руку противника. Удар наносят боковой поверхностью кулака со стороны большого пальца (рис. 18).

Рисунок 18. Отножной стык


Еще одним засечным ударным приемом является подплужный стык. Удар наносится кулаком, при этом рука движется почти по вертикали – снизу вверх. Предварительно противника притягивают к себе (рис. 19). Во время выполнения приема переносят центр тяжести своего тела на колено, что придает удару большую силу (рис. 20).

Рисунок 19. Притягивание противника


Рисунок 20. Подплужный стык


Традиционные бои на Руси проходили поэтапно. Сначала кулачный бой шел между ребятней, затем между юношами и неженатыми молодыми мужчинами и только после этого бились взрослые мужики.

Прием кулачного боя ратовище включает в себя элементы удара и толчка одновременно. Удар наносится вплотную приблизившемуся противнику поперек груди предплечьем (рис. 21). При этом активная рука находится в полусогнутом положении. Этот прием позволяет отстранить противника и провести атаку – нанести удар другой рукой по открытым частям тела (рис. 22).

Рисунок 21. Ратовище


Рисунок 22. Ратовище с атакой


В традиционном для Руси кулачном бою «стенка на стенку» бойцы вставали в строй левой ногой и плечом вперед. Это кажется не очень устойчивой позицией, однако бойцы стояли плотно, частично прикрывали друг друга и это позволяло держать строй и свободно действовать правой рукой.

Следующий прием – рубильня (мзень). Его используют в ближнем бою. Удар противнику наносят всей поверхностью предплечья по голове и рукам (рис. 23). Это делают с размахом или менее широкой амплитудой движения. Сила удара направляется сверху вниз диагонально.

Рисунок 23. Рубильня


В эту же группу приемов входят удары локтями – сколы. Выполнить их легко. Отличие имеет удар по голове. В этом случае скол выполняется движением руки от плеча с круговой амплитудой (рис. 24).

Рисунок 24. Скол по голове


С крыла можно нанести засечные удары, например, затрещину (рис. 25). Сразу после этого переходят к сколу и добивают противника локтем (рис. 26).

Рисунок 25. Затрещина с крыла


Рисунок 26. Скол двумя руками


Основу Радогоры составляют ударные приемы, однако борцовские приемы тоже в ней используются. Чаще всего они являются вспомогательными, но их можно использовать и в качестве перехода от русского кулачного боя к другим единоборствам (силовой борьбе). Однако чаще всего после борцовских приемов вновь переходят к ударным. Например, если противник сделал косую распалину, то эффективно применить залом (рис. 27).

Рисунок 27. Захват против косой распалины


После этого к нему можно применить подплужный стык (рис. 28, 29).

Рисунок 28. Переход к атаке


Рисунок 29. Подплужный стык после залома


Приемы Радогоры очень эффективны в том случае, если бой идет на короткой или средней дистанции. При этом атаковать противника следует по верхнему или среднему ярусу. В других условиях боя лучше использовать техники других боевых школ.

Далее, описываются техники и приемы стеношного боя, также относящиеся к Радогоре. Основной защитной техникой является мерцающее сдерживание. Оно может быть простым и двойным. Эта техника помогает удержать противника на расстоянии и помешать ему выполнить задуманный прием (рис. 30).

Рисунок 30. Двойное мерцающее сдерживание


Для защиты также используются греко-римский прием (рис. 31), голубец (рис. 32) и створы (сдвоенная греко-римская защита). Греко-римская защита помогает закрыть голову от атакующего прямыми ударами противника. Рукой можно при выполнении этого приема прикрыть свою грудь (рис. 33).

Рисунок 31. Греко-римская защита


Рисунок 32. Голубец


Рисунок 33. Греко-римская защита с прикрыванием груди


В стеношном бою применяются атакующие ударные приемы. Быстротой и ошеломляющим эффектом отличается прямой удар в стяжку, хотя по силе он не самый выраженный. Прием подходит для вклинивания ударов по голове и верхней части корпуса противника при одновременной атаке (рис. 34,35).

Самым мощным ударом является раскачной стык. Прием выполняют с широкой амплитудой движения руки. Локоть активной руки предварительно отводят назад так, чтобы прижать лопатку на спине (рис. 40). Удар кулаком наносят по центру груди противника в область солнечного сплетения.

Рисунок 40. Подготовка к раскачному стыку


Активно работая плечом, руку выбрасывают вперед, одновременно выполняя двойное скручивание кулака и туловища (рис. 41)

Рисунок 41. Раскачной стык


Следующий прямой удар русского кулачного боя называют подтоком. Удар выполняют кулаком и вкладывают в него всю силу (рис. 42). Выдвигают руку вперед, сначала, предплечьем. Это помогает сбить руки противника.

Далее, руку продвигают ближе к лицу противника. Все действия выполняют быстро и четко. При нанесении удара центр тяжести тела переносится вперед. Слишком сильный размах может вызвать падение по инерции, поэтому нужно соизмерить силу удара и амплитуду движения (рис. 43).

Рисунок 42. Положение перед подтоком


Рисунок 43. Техника выполнения подтока: 1 – подготовка руки к удару; 2 – подток


Еще один ударный прием – растяжной стык. Рука с кулаком выдвигается вперед одновременно с легки небольшим поворотом верхней части туловища (рис. 44). При этом сила движения корпуса переносится по инерции на кулак. Во время выдвижения и удара рука скручивается наружу.

Рисунок 44. Растяжной стык


Колющий удар напоминает действия фехтовальщика. Этот прием сопровождается отклонением верхней части туловища и позволяет пропустить встречный удар вдоль груди (рис. 45). Во время кулачного боя это позволяет уменьшить силу прямого удара противника.

Рисунок 45. Техника выполнения колющего удара: 1 – положение перед ударом; 2 – колющий удар; 3 – отклонение туловища и отведение руки


Большой силой отличается следующий прием русского кулачного боя – косач (прямой удар с косача). Рука при выполнении приема движется только горизонтально, поэтому удар приходится преимущественно по верхней части туловища противника. Если противник ниже по росту, то можно косачем атаковать его по голове. При выполнении приема сила переносится от одного плеча к другому и далее, по мере выдвижения руки вперед, на кулак. При этом делается поворот верхней части туловища, что усиливает удар (рис. 46). Косач применяют в комбинации с другими приемами, например, часто выполняется в бою связка мерцающее сдерживание – пощечина – косач.

Рисунок 46. Косач


Последний ударный прием в Радогоре – буздыган. Он также отличается большой силой, особенно при нанесении удара по голове противника. Для выполнения приема необходима позиция «уключный устав». Сначала, согнутую в локте руку отводят назад и вверх локтем. При этом активно работает плечевой сустав. Далее, руку резко выдвигают вперед и при этом совершают поворот локтем внутрь. Одновременно поворачивают кулак таким образом, чтобы большой палец оказался снизу (рис. 47).

На Руси четко различали обычную драку и поединок «на кулачках», который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Самым почетным боем был «один на один». Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И. Пыляева «Старое житье», изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: «Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин — их с почетом развозили купцы по городам».

В древности кулачные поединки иногда использовались как судебные, считалось, что победивший боец подтвердил свою правоту. Но такие случаи были редки, так как в подобных ситуациях предпочитались поединки с оружием.

Боя «один на один» не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г. Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и «счастливцы», отведавшие его кулака. В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.

Редкой разновидностью боя «один на один» был поединок «удар на удар». Собственно, это был не бой, а поочередный обмен ударами, от которых нельзя было уклоняться, разрешалось только закрывать руками наиболее уязвимые места. Удары наносились по жребию, пока кто-то из соперников не оказывался сбит с ног или не признавал себя побежденным.

Наиболее зрелищным всегда считался бой «стенка на стенку», в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей. Сражались «деревня на деревню», «улица на улицу», «одна часть городка против другой», «купцы против грузчиков» и т. п. М. И. Пыляева пишет, что «лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами. В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме — дебрян с сулянами».

Традиционно кулачные бои проводились зимой с Николы (6 декабря) до сборного воскресенья, но главным временем для подобной забавы считалась Масленица. Чаще всего местом боя становилась замерзшая река или озеро. Иногда бой делился на несколько этапов: сначала бились дети, затем юноши, а уже после них начиналась схватка взрослых бойцов. Каждая команда старалась иметь «тайное оружие» — нескольких сильных «надежа-бойцов», которые первоначально в схватке не участвовали, оставаясь за строем или в числе зрителей. Только в решающие моменты они вступали в бой, чтобы прорвать линию соперников. В каждой команде был свой атаман (воевода), руководивший боем. Выигрывала сторона, заставившая соперника отступить.

Бой «сцеплялка-свалка» проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и «тузились врассыпную или в толпе».

При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, «дисквалифицировать» на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.

В кулачных боях основными ударами считались: «по сопаткам» — в голову, «под микитки» — по почкам и печени, «в душу» — в солнечное сплетение. Естественно, что зачастую бои не обходились без серьезных увечий и даже смерти кого-то из бойцов. Официальная власть всегда боролась с кулачными боями, но иногда это были просто формальные заявления. Иван Грозный любил потешить себя видом кулачных поединков, а вот его сын Федор их категорически запретил. Поэтому в конце XVI века кулачные поединки практически не проводились.

В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось «имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье». Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на «кулачные забавы».

Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и «стенка на стенку».

Современным людям иногда кажется, что все старинные традиции достойны возрождения. Следовать заветам наших предков – что может быть правильнее? Однако некоторые обычаи было бы неплохо оставить в прошлом, особенно если они прямо противоречат Уголовному кодексу РФ. Речь идет о кулачных боях – удалой молодецкой забаве, которой в нашей стране тешились испокон веков. Откуда взялась эта традиция? И почему гибель человека в результате такого побоища оставалась безнаказанной?

Жертвоприношение Перуну

В каждом человеке есть агрессия, и она периодически требует выхода. Желание проявить свою «силушку богатырскую», если нет другой возможности отличиться, вполне естественно для мужчин. И сегодня тысячи людей с интересом следят за поединками единоборцев: боксеров, каратистов, сумоистов и т.п.

С древнейших времен во всех странах развивались различные стили боевых искусств. Русские кулачные бои помогали подросткам и молодежи освоить навыки, которые впоследствии могут пригодиться в жизни. Но изначально такие поединки были обрядовым действом, проводившимся на языческих праздниках, свадьбах, похоронах и во время других важных мероприятий. Даже появилась поговорка - «Без бойца – нет венца».

Сражаясь в кулачных боях, жители Древней Руси отдавали дань уважения верховному божеству славянского пантеона – Перуну. Далекие предки верили, что он управляет молниями и громом, покровительствует доблестным воинам – князю и его боевой дружине.

Обрядовые действия в честь Перуна представляли собой смертельные поединки, все погибшие в которых считались жертвоприношением грозному богу. Участие в боях было своеобразным доказательством храбрости и доблести воинов, которые таким образом заслуживали покровительство божества.

Подражание Топтыгину

Интересно, что даже в XIX веке жители Российской империи придавали обрядовое значение кулачным состязаниям. Например, перед поединками многие бойцы совершали нечто, напоминающее ритуальный боевой танец – так называемое «ломание». Мужчины начинали двигаться, подражая действиям медведя, собирающегося вступить в схватку с противником. Бойцы символически призывали на свою сторону силы природы, которым поклонялись в языческие времена. Например, в Псковской области такое ломание называли «пляской горбатого», опасаясь даже упоминать имя тотемного животного.

После утверждения христианства на Руси Церковь начала борьбу с языческими обрядами. Под ее прицелом оказалась и традиция проведения кулачных боев. Но этот "бой" она проиграла, так же, как и в случае с Масленицей: слишком сильны были данные верования в народе.

Примечательно, что сам легендарный летописец Нестор сурово осуждал такую языческую потеху. В «Повести временных лет» (XII в.) есть такие строки: «Себо не погански ли живемъ...нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще от беса замышленаго дела». Наряду со скоморохами и музыкантами христианский автор, сторонник аскетического образа жизни, порицает участников различных массовых игрищ, которые «пихают» (то есть бьют) друг друга, поскольку полагает, что все это идет «от беса».

Еще в 1274 году на Владимирском соборе митрополит Кирилл запретил священникам отпевать погибших в результате кулачных боев, а их участников было приказано отлучать от церкви.

Трупы на льду

Разумеется, никто никогда не путал кулачные бои с банальными драками. Как и любые обрядовые действия, они всегда проводились по правилам, в предусмотренное время и в специальных местах. Особенно много таких поединков устраивали на Масленицу и другие праздники. Примечательно, что подобные проявления агрессии сопровождались увеселительными мероприятиями: выступлениями музыкантов и ярмарочными гуляньями. Желающих понаблюдать за схватками всегда было достаточно.

В столице бои проводились на льду Москвы-реки, на Воробьевых горах и на других площадках массовых гуляний. Ареной питерских баталий были берега Невы и Фонтанки. В других российских городах тоже имелись особые места, где по праздникам сходились в рукопашной схватке представители всех сословий: дворяне, купцы, мещане, крестьяне, мастеровые. Здесь все считались равными.

Бойцы могли сражаться один на один или стенка на стенку, существовал и третий вид противостояния - свалка-сцепляка – нечто вроде современных стычек футбольных фанатов. В такой борьбе соблюдение правил практически невозможно было отследить, поэтому на льду после побоищ оставались лежать убитые и покалеченные люди. За их гибель и страдания никого не привлекали к ответу. Считалось: во-первых, человек знал, на что шел, и, во-вторых, вычислить конкретного убийцу было сложно. К тому же никакой личной вражды между бойцами не предполагалось.

Божья кара

На Руси издревле существовала такая форма народной юстиции, которую называли «поле». Когда простой люд еще мог отстаивать свои права, а дворяне не переняли западную традицию решать разногласия на дуэлях, разобраться со своим обидчиком можно было, вызвав его на честный бой, который велся до смерти одного из оппонентов.

Если ранее погибшего в ходе состязания в честь Перуна приравнивали к жертвоприношению, то покинувшего бренный мир «на поле» автоматически зачисляли в виноватые. Дескать, его постигла Божья кара за совершенные злодеяния.

Подобные случаи не были редкостью. Родовитые бояре, например, не желая рисковать жизнью и здоровьем, в случае необходимости могли выставить вместо себя специально нанятого бойца. Его поражение означало проигрыш в конкретной тяжбе: если спор касался земли или ценных вещей, то имущество отходило победившей стороне. В данном случае кулачный бой был аналогом судебного разбирательства, а дело рассматривали высшие силы. По крайней мере, так считали жители Руси.

Этот обычай нашел свое отражение в творчестве известного поэта Михаила Лермонтова. В поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описан поединок, поводом к которому послужила личная обида. Впрочем, после Смутного времени подобная форма народной юстиции попала под запрет. Представители династии Романовых не признавали никаких альтернативных методов решения споров, кроме соответствующих обращений к властям.

Свидетельства очевидцев

Идеализируя стародавние времена, многие люди рассматривают кулачные бои как простую забаву – безопасное развлечение, после которого все дружно веселились. Однако многочисленные очевидцы говорят об обратном. Например, патриарх Иоасаф I, возглавлявший Русскую православную церковь с 1634 по 1640 год, писал: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». Впрочем, он был руководителем христианской церкви, которая выступала против языческих обрядов. Но вот свидетельство иностранца – австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна. В книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году, он отобразил следующую картину: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Но это было в XVI веке. Может, со временем нравы смягчились? Как выясняется, не особо. Советник правления Московского университета Михаил Назимов оставил рассказ о том, как проходила эта народная потеха в его родном Арзамасе. В работе «В провинции и в Москве с 1812 по 1828 год. Из воспоминаний старожила» можно прочесть, что в Арзамасе в кулачных боях на Масленицу участвовали примерно 500 человек, и проводились они при массовом скоплении людей. А местные власти ничего не могли с этим поделать. Некоторые чиновники даже высказывали мысль о пользе таких побоищ для «поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа».

Очевидцы описывают кулачные бои XIX века крайне негативно. Иногда стенка на стенку сходились работники двух заводов, порой отношения выясняли городские и деревенские. Никто никаких правил, конечно, в пылу сражения не соблюдал. Трупы погибших прятали, а травмы объясняли несчастными случаями. Как и прежде, смерть в кулачном бою не считалась в народе криминальной.

Лежачего били кусками свинца

Первоначальные правила таких поединков не запрещали сжимать в руках камни или кусочки металла. Главное, чтобы эти предметы, увеличивающие силу удара, не были заметны. Во время зимних забав бойцы, как правило, прятали в рукавицы свинцовые бруски. Вопреки всеобщему заблуждению, также разрешалось бить лежачего противника, даже истекающего кровью.

Представители светской власти объявили такие развлечения вне закона только в XVII веке. Царь Михаил Федорович Романов (1596-1645 гг.) повелел земским приказам наказывать зачинщиков массовой кровавой бойни. Однако Петру I (1672-1725 гг.) кулачные бои были по душе, пользовались они популярностью и во время правления Екатерины II (1729-1796 гг.). Ее фаворит Григорий Орлов сам не раз участвовал в поединках.

Смягчению правил кулачных боев и уменьшению количества погибших россияне обязаны императрице Екатерине I (1684-1727 гг.), которая издала соответствующий указ 21 июня 1726 года. В его тексте говорится: «Осмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадёт, лежащих никого не били б». Впрочем, удалые молодцы нашли выход из положения: перед побоищем они мочили рукавицы в проруби и оставляли их на морозе. Стоит ли говорить, что в пылу яростной борьбы посредством таких "перчаток" вполне можно было убить человека.

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 32 - МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. КУЛАЧНЫЕ БОИ)

Признаюсь, что драки не люблю, и бокс, как вид спорта, не понимаю. Но поскольку День защитника Отечества празднуется в этом году на масляной неделе решил рассказать о старинной русской забаве - кулачных боях. Своеобразная связь между этими праздником и увеселением все же есть.

Эпиграф:
«Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Максим Горький
роман «Жизнь Матвея Кожемякина»

Кулачный бой - праздничное развлечение парней и молодых мужчин, потеха, представляющая собой рукопашное состязание без применения оружия, то есть, бой кулаками.
Славяне издавна были известны как доблестные воины, и поскольку междоусобицы и войны на Руси были привычным явлением, каждому мужику нужно было владеть ратными навыками.
Показать свою удаль, силу и даже военные хитрости позволяли как раз традиционные кулачные бои. Они устраивались зимой и на святки, и на Масленицу, но предпочтение отдавалось масляной неделе из-за ее общего разгульного характера. После обильных застолий народ отправлялся, как говорили, «блины вытряхивать», и мужская часть населения с удовольствием показывала перед всеми свою удаль и молодечество. Кулачные бои также называли «кулачки», «бойовище» или «бойка».

Евгений Штыров Масленица.

Кулачный бой

Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.

Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.

Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.

И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,

По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.

Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать!

«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».

Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»

Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.

Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.

Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»

Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка,
Да к побоищам любовь!

Борис Кустодиев Кулачный бой на Москва-реке 1897 г.

История

Кулачные бои сопровождали празднества на Руси с глубокой древности и практически до начала XX века. Первые упоминания о таких поединках сделал летописец Нестор в 1048 году, причем написал он, что игрища с множеством людей, которые «упихати другъ друга и позоры деюще» и что все это «от беса замышленаго дела». Слова «от беса» являлись после основным доводом запрета этих игрищ.

Кулачные бойцы. Русский лубок конца XVIII века.
Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века.

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна, которому и посвящали «показательные выступления» и ратные состязания. После крещения Руси началась борьба с этими языческими обрядами. В 1274 году митрополит Кирилл на Соборе во Владимире призывал «позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты» и постановил участников кулачных боев отлучать от церкви, а убитых не отпевать.
Тем не менее, традиция народная продолжалась. В Новгороде кулачные бои часто проходили на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной, в Москве с XIV века был известен Великий луг, а с XVI века кулачные бои устраивались в Государевом саду за Москвой-рекой, напротив Кремля, на месте знаменитого Царицына луга.
Широко распространёны были кулачные бои при царе Иване IV Грозном, хотя духовенство по-прежнему считало кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало «кулачников» наказаниями. В 1636 году патриарх Иосаф писал, что «на праздниках многие люди в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Михаил Песков.Кулачный бой при Иване IV.

9 декабря 1641 года царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому если «всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе, тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». Указы о запрете кулачных боев были изданы также 2 ноября 1684 года и 19 марта 1686 года. В них участникам назначались наказания в виде денежных штрафов, битья батогами и даже «ссылка въ украйные городы на вечное житье». Однако кулачные бои продолжали существовать, но участники стали выбирать сотских и десятских, которые следили за правилами боя.
Императору Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».
Историки считают, что рукопашный бой сыграл важную роль в победе над шведами под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года.

Кристиан Готтлиб Гейслер Кулачный бой (гравюра).

Его внук Пётр II Алексеевич большую часть своего времени посвящал кулачным боям. С XVIII века в русской армии система военно-физической подготовки включала обязательный кулачный бой.
Но и после этой победы церковь указом от 24 июля 1726 года запретило бои, как «зловредную потеху». Императрица Елизавета Петровна, узнав о жестоких боях на Миллионной улице, в 1751 году приняла постановление, запрещающее проведению боев в Санкт-Петербурге и Москве.
А при Екатерине II кулачные бои вновь стали пользоваться большой популярностью. Ее фавориты, братья Григорий и Алексей Орловы постоянно участвовали в кулачных боях и часто выходили победителями.
Николай I в 1832 году вновь запретил кулачные бои «как забавы вредныя», а после 1917 года эти бои отнесли к пережиткам царского режима и совсем исчезли. В 1990-х годах XX века стали возрождаться школы славянских боевых искусств, которые включали в свою программу и кулачный бой.

Николай Голиков Песня про купца Калашникова. 1955 г.

Подготовка

Команды «кулачников» составлялись по социально-территориальной принадлежности людей, в них принимали участие обычно простой народ и торговцы. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного села, жители разных слободок, улиц или мануфактур, заводов.
К бою готовились за одну-две недели: выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. А «кулачники» тем временем тщательно готовились к бою – парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость.

Кулачный бой. Русский лубок конца XVIII века

Многие использовали различные магические приемы, в том числе советы ворожей и заговоры, для увеличения храбрости и мощи. В одном из русских старинных лечебников историк А. Грунтовский нашел вот такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».
Разгул боёв начинался обычно во время Масленицы.

Виктор Васнецов Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Кулачный бой

Так во все бывало времена -
Без сражений жизнь казалась скучной,
Мужикам всегда нужна война,
Если не война, то хоть "войнушка".

На Руси народною борьбой,
Лучшей молодецкою забавой
Слыл всегда лихой кулачный бой,
Проводимый с соблюденьем правил.

Правил было в общем-то не много:
Драться можно лишь на кулаках,
Бить "лежачих" запрещалось строго
И не наносить ударов в пах.

Нет, не из корысти или мести
Мужики встречались там в бою,
Бились благородно, честь по чести,
Чтобы удаль показать свою.

Федор Солнцев Кулачный бой. 1836 г.

Виды

Кулачные бои в России могли проходить на кулаках или на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бои на кулаках проводились обычно тремя способами: «сам на сам», «стенка на стенку» и «сцеплялка – свалка».

Иван Билибин Иллюстрация к "Песня про купца Калашникова" 1938 г.

«Сам на сам» был самым почитаемым видом боя, он мог организовываться специальным человеком, а мог быть и стихийным. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность проходила обычно во время ярмарок и праздников, там, где собирался народ. Иногда такие поединки при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле» и был упразднен после смерти Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов описал один из таких боев в своей «Песне о купце Калашникове».

Михаил Малышев "И опричник молодой застонал слегка, закачался… упал замертво…" Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Рисунок XIX века

«Стенка на стенку» был самым распространённым видом кулачного боя. При битве «стенка на стенку» бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. У каждой «стенки» был свой руководитель, его называли «вожак», «атаман», «боевой староста» или «предводитель». Он обычно определял тактику боя и подбадривал участников.
В бою использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. «Кулачники» держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов рядами, отступали в засаду и т.п. У каждой «стенки» были бойцы «надёжи», которые обычно разрывали строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надёжу» внутрь, где его уже ждали опытные мастера боя «сам на сам», и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Бой кончался при прорыве стенки противника и бегстве «врага».

Вячеслав Морокин Купец Калашников. 1972 г.

«Сцеплялка-свалка» является вторым, самым древним видом кулачного боя. Его часто называли – «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Участник выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Здесь участник дрался каждый сам за себя и против всех. Историк Н. Разин писал, что при «сцеплялке-свалке» «нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Л.А. Фомичев Песня про купца Калашникова. 1983 г.

Правила

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил.
Использовали только удары кулаками - «что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой». Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под рёбра («под микитки»). Использовать любое оружие было строго запрещено, кастеты, которые прятали в кулаках, тоже считались оружием, за их использование строго наказывали. Запрещалось также продолжать поединок на земле (борьба в партере).
Правила также гласили: не бить лежачего или присевшего, не хватать за одежду, не наносить удары с тыла (биться только лицом к лицу), не биться по увечному» и «не бить мазку», то есть в случае появления у противника крови необходимо прекратить с ним бой. Но, несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, и бывали даже смертельные исходы.

В.Тараканова Калашников убил Кирибеевича. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Важным моментом правил было то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон.
Бой начинался с прохода бойцов в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле участники становились двумя стенками - командами друг против друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время на середине поля дети и подростки устраивали "сцеплялку-свалку", показывая свою готовность к будущим боям.
Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: "даешь боя" и начинался сам бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия кулачников и давали советы. После боя традиционно устраивалась общая веселая попойка всех участников.

Апполинарий Васнецов Разъезд с кулачного боя. 1900-е г.

Кулачный бой

В зимний праздник в отведенном месте,
Собрался на бой честной народ,
Были здесь и взрослые, и дети,
И простые люди, и "бомонд".

Поначалу, на "затравку" просто
Выбежала в поле ребятня,
И под смех и поощренье взрослых
Разгорелась детская возня.

Несмотря на ветер и мороз,
Постепенно страсти накалились
И уже не в шутку, а всерьёз,
За мальчишек взрослые вступились.

Городской народ и слобода
Стенкой против стенки встали плотно,
Каждая из стенок в три ряда,
В каждом из рядов - бойцов до сотни.

Хоть бойцы азартны и бесстрашны,
Но еще в заминке силачи,
Прежде, чем сцепиться в рукопашной,
Надо им себя разгорячить.

Начал горожанин-пересмешник,
Бойко зачесал он языком,
Выдавая шутки и насмешки,
Вперемешку с сочным матерком.

Слобожанин дал ему по шее,
Ну, а тот - тычком ответил всласть,
Сразу же пришли ряды в движенье,
Сдвинулись и битва понеслась...

Всю картину не окинешь взглядом,
"На грудки" сцепились мужики,
Это сотни поединков сразу,
Лишь мелькают лица, кулаки...

Здесь борьба без жалости и страха,
Потому участник каждый бьет
Своего противника с размаху
В голову, под ребра и в живот.

Кровь из носа, выбитые зубы
И увечья здесь совсем не редки.
Это - ожидаемая грубость,
Битвы неизбежные издержки.

Главная задача поединка -
С поля боя вытеснить "врага",
Разорвать его рядов единство,
Обратить противника в бега.

Каждый из бойцов силен и смел,
И в боях поднаторел, но все же
Самые умелые из всех
Те, кого зовут "боец-надежа".

Держат до поры их про запас,
Берегут на самый крайний случай,
Лишь, когда в сражении стенка сдаст,
В бой вступают лучшие из лучших.

Фёдор-Каланча - задира редкий
(И дана же сила мужику!)
Борода до пояса у Федьки,
Кулаки пудовы - по горшку.

Как пошел крушить он влево-вправо,
Просто любо-дорого смотреть,
Для него сраженье лишь забава,
Право слово - истинный медведь...

Что за развеселая потеха
Наблюдать лихой "стеношный" бой,
Сколько криков, свиста, взрывов смеха
Меж толпы, следящей за борьбой!

Наконец, бойцы угомонились,
(слабожанам в схватке повезло)
Сразу же "враги" и помирились
Без обиды и не помня зло.

Снегом лица потные обмыли,
Бой повспоминали - что, да как,
Дружно самокрутки посмолили
И толпой направились в кабак...

Дмитрий Холин Зимняя забава. Кулачный бой. 2007 г.

Послесловие

Историки пишут, что кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в таком бое считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах.
В «Повести временных лет» рассказывается история Кожемяки, убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и самого печенега.
В литературе тоже встречаются описания кулачных боев. Тот же Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает кулачный поединок между любимым опричником царя Ивана Грозного Кирибеевичем и купцом Калашниковым, который победил, отстояв честь жены, оскорблённую опричником, но был казнён. Сергей Тимофеевич Аксаков описал в «Рассказе о студенческой жизни» увиденные им кулачные бои на льду озера Кабан в Казани, а Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» описал кулачный бой, который видел в Нижнем Новгороде.

Иван Елусов Кулачный бой. 2007 г.

Источники - Википедия и сайт Российского этнографического музея.

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепной бой». Этот вид единоборства - своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки - исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.



 

Возможно, будет полезно почитать: