Чем отличается самбо от дзюдо — как определиться с выбором? Отличие самбо от дзюдо

Хотите заняться восточными боевыми искусствами, но еще не решили, на чем остановить выбор? А может вы выбираете секцию для ребенка? В таком случае вам будет интересно узнать, чем отличается дзюдо от самбо и какой вид борьбы имеет больше преимуществ.

Дзюдо и самбо: что это такое?

Оба вида спорта относятся к борьбе, они помогают развить силу, скорость, улучшить координацию. На тренировках вы задействуете все мышцы своего тела. Их преимущество в том, что ими могут заниматься как дети, так и взрослые.

Что такое дзюдо? Родина этой борьбы — Япония, участники поединка одеты в белые кимоно, без которых они не допускаются к бою. Во время поединка борцы бросают друг друга на пол и чтобы избежать этого, они должны двигаться максимально быстро и угадать стратегию противника за считанные секунды.

Что собой представляет самбо? Этот вид борьбы совмещает различные приемы, взятые из нескольких видов единоборств, в том числе и дзюдо. Можно сделать вывод, что самбо не был разработан как отдельный вид борьбы изначально.

Во время поединка вы можете заметить то, что в самбо нет ярких ударов. Кажется, что участники практически не контактируют. В отличие от дзюдо, спортсмены должны сделать захваты, а не бросать друг друга на пол.

В самбо нет духовности, главные качества — быстрота и плавность движений.

Чем отличается самбо от дзюдо?

Выше мы рассмотрели основные принципы обоих видов борьбы. Для того чтобы понять и увидеть разницу, советуем обязательно просмотреть поединки.

Чем отличается самбо от дзюдо, основные различия:

Олимпийские игры. Многих интересует вопрос, входят ли эти виды борьбы в программу Олимпийских игр. Дзюдо входит, а вот самбо — нет.

Духовность и философия. Дзюдо — это способ духовного развития, который также помогает развить и тело. В самбо нет подобной духовной философии.

Инициатива. В дзюдо одержать победу нужно с минимальными усилиями, а в самбо — победитель проявляет инициативу и активность.

Болевые захваты. В дзюдо можно душить противника, а вот в самбо — нет. И наоборот — в дзюдо нельзя использовать болевые приемы и захваты, а в самбо — можно.

Поле для поединка. Бои проходят на татами. В самбо татами имеет круглую форму, а в дзюдо — квадратную.

Обувь и костюмы. Дзюдоисты всегда без обуви, а вот самбисты — в легких кедах или кроссовках. К тому же как вы можете заметить, у борцов разная одежда. В дзюдо — кимоно, в самбо — короткие шорты и верх с рукавами.

Стойка. Поединок в дзюдо проходит в высокой стойке, в самбо - в низкой.

Универсальность. Основные приемы дзюдо используются в других видах борьбы, например — в самбо, каратэ. Он разнообразен и включает огромное количество техник, именно поэтому многие предпочитают именно его.

Так как самбо придуман позже, к тому же в нем есть приемы из дзюдо, оба вида единоборств схожи. Но все же главнее дзюдо, так как он включает в себя физическое и духовное развитие, к тому же эта борьба есть в списке Олимпийских игр.

Чем отличается самбо от дзюдо? Выше мы перечислили основные отличительные черты двух видов боевых искусств. Какие тренировки выбрать — решать только вам.

Что выбрать для самообороны?

Если вы не преследуете цель участвовать в соревнованиях и хотите заниматься для собственного развития, наверняка вас интересует вопрос «Что выбрать — самбо или дзюдо?». Ознакомьтесь с техниками обоих видов борьбы, посетите занятия, ведь только на практике вы сможете понять, что вам больше нравится. Для самообороны подходят оба варианта. Если вы не готовы изучать философию боя, остановите выбор на самбо. Если же для вас важен духовный аспект, выбирайте дзюдо.

Среди известных видов спортивной борьбы наиболее популярными являются самбо и дзюдо. На первый взгляд может показаться, что эти единоборства совершенно одинаковые, но это ошибочное мнение. Для того чтобы понять, чем отличается самбо от дзюдо, и сделать однозначный вывод, следует разобраться в истоках появления каждого спортивного состязания и принципах борьбы.

Истоки появления борьбы

История происхождения этих боёв имеет ряд существенных различий. Дзюдо появилось в эпоху Революции Мэйдзи, в один из сложных этапов становления державы на путь процветания. Советское самбо зародилось в тот период, когда необходимо было взять под жёсткий контроль подростков , с целью понижения уровня преступности и беспризорности, а также для улучшения подготовки работников правоохранительных органов.

Дзюдо

Дзюдо - популярный вид восточных единоборств. Дословно переводится с японского языка, как «мягкий путь». Относится к философским поединкам без использования оружия. В XIX веке японским мастером боевых искусств Кано Дзигоро на основе известной борьбы дзюдзюцу было положено начало совершенно новому виду восточных единоборств.

Японский общественный активист и педагог начал увлекаться джиу-джицу с самого детства. По прошествии лет, набравшись необходимых знаний и опыта, Кано Дзигоро сформировал абсолютно новый вид поединков, принципиально отличавшийся от всех боёв, что были известны ранее.

В 1882 г. появилась первая в мире школа дзюдо Кодокан. Из своих учеников Кано не планировал вырастить убийц, убрав из дзюдзюцу множество опасных приёмов. Новый вид борьбы должен был привести бойца к самосовершенствованию.

С каждым годом дзюдо набирало свою популярность. Уже через пять лет в школу боевых искусств Кодокан приняли первых иностранных учеников. Ещё через пять лет американский президент Теодор Рузвельт пригласил из Японии известного мастера дзюдо Ёсиаки Ямасита для демонстрации основ восточной борьбы. После этого японский дзюдоист начал проводить обучение в одном из высших военных заведений США. Так на территории всего мира начали появляться клубы дзюдо.

В Советском Союзе новая разновидность восточного единоборства появилась в 1914 году , благодаря умениям Василия Сергеевича Ощепкова, который несколько лет провёл в Японии и обучался технике борьбы. Он был в числе европейцев, которые первыми получили дан. Свои знания Ощепков передавал ученикам, которые в дальнейшем начали открывать собственные клубы и школы в разных уголках страны от Дальнего Востока до Москвы.

Самбо

Самбо появилось в СССР в 1937 году, когда Василий Ощепков создал свою первую секцию на основах восточного единоборства. Название советской борьбы расшифровывается, как самооборона без оружия. Первостепенной задачей самбо было воспитать у молодёжи патриотический дух и волю. Развитием характера и физической формой начали увлекаться миллионы советских людей. Одни посещали секции и клубы, другие занимались дома самостоятельно. Большую роль в развитие самбо выполнил ученик Василия Сергеевича Ощепкова талантливый Анатолий Аркадьевич Харлампиев, который внёс значительные изменения в технику и силовые приёмы борьбы . Его интерес к боевым искусствам разных народностей позволил дополнить существовавшую ранее систему ведения боя.

Во всех уголках СССР люди стали постигать основы самбо, на прилавках магазинов начала появляться литература по самообучению технике боевого искусства. Отметив высокое значение борьбы с целью обороны страны, самооборона без оружия вошла в нормативные акты ГТО.

Современное самбо имеет два разделения: спортивное и боевое искусство.

Техника боевых искусств

С точки зрения техники, сделать однозначный выбор, что лучше из двух вариантов борьбы, невозможно. В каждой есть свои сильные и слабые стороны.

В структуру обучения дзюдо включены три раздела:

  1. Набор обучающих упражнений.
  2. Свободные захваты.
  3. Соревнования.

Основу программы составляют изучения стойкам, возможности перемещаться во время борьбы и специальной технике самостраховки и реанимации.

Обладая обширным списком технических навыков, дзюдо имеет разносторонние обучающие направления:

  • Освоение бросков.
  • Правила обездвиживания соперника.
  • Изучение приёмов удушения противника.
  • Знание болевых точек и удары по ним.

В японском единоборстве применяют броски через бедро, плечо или спину. Их можно совершать из стойки и используя падение. Исполнить бросок разрешается с помощью рук, ног, бёдер и поясницы.

При помощи техники обездвиживания после броска упавшего конкурента удерживают спиной на мате.

Болевые приёмы приходятся на все суставы, хотя в спортивном дзюдо разрешается использовать их только в отношении локтевого сустава.

Удушающие приёмы разделяются на два вида. Один приём направлен на дыхательные пути соперника, в этом случае оппоненту перекрывают доступ кислорода, нажатием на грудную клетку или силовым давлением на горло. Второй приём выполняют посредством сдавливания сонной артерии.

Удары по болевым точкам могут проводиться с использованием рук, ног или головы.

Самбо , в отличие от дзюдо, имеет свои группы приёмов:

  1. Выполнение обезоруживание противника путём применения болевых в стойке.
  2. Два вида дисциплин (боевое и спортивное самбо).

В спортивном самбо, как и в дзюдо, участники делятся по весовым категориям и возрастным группам. Применяется техника удержания, броски, а вот болевые приёмы разрешается применять на руки и ноги.

В самбо запрещаются любые приёмы на удушения. В дзюдо, как известно, есть специальные разделы, обучающие этой техники.

Броски используются с помощью туловища, рук и ног. Бедро и плечо, как в восточной борьбе, не задействуют.

Сравнивая стойки спортсменов, можно отметить, что стойка дзюдоиста предусматривает прямую спину, самбисты используют более низкую стойку.

Одежда

Сами тренировки проводятся на прямоугольном татами, специальном напольном покрытии из тростника, набитого рисовой соломой. Это придаёт готовым матам упругость и мягкость.

Спортсмены упражняются без обуви в тренировочном костюме, который называется дзюдоги . Костюм белого цвета включает в себя куртку, пояс и штаны. На международных соревнованиях могут использоваться дзюдоги не только белого, но и синего цвета.

Одежда самбистов выглядит иначе. Куртки называются самбовки, могут быть синего и красного цветов с поясом. Вместо штанов короткие шорты. На ногах - специальная кожаная обувь .

Тренировки проводятся на круглом, более мягком ковре, чем татами, в японской борьбе.

Какое единоборство выбрать для ребёнка

Занятия спортом благотворно влияют на физическое здоровье ребёнка, поэтому среди родителей встаёт вопрос о сложности выбора спортивной секции. Хорошим решением будет борьба, ведь она помогает сформироваться неокрепшему организму, делая крепким тело и сильным дух. Дисциплинарные правила и основы самозащиты, помогут ребёнку стать уверенным в собственных силах.

Бокс и карате, представляют собой более травмоопасный вид спорта, поэтому предпочтение лучше отдать самбо или дзюдо. Хотя разница между ними присутствует, стоит рассмотреть технику и стиль каждого вида единоборств. Очень важно разобраться в моральных ценностях, которые заложены в основу борьбы .

Что лучше — самбо или дзюдо

Техника дзюдо основана на глубокой восточной философии. Кано Дзигаро взял за основу несколько принципов:

  1. Помощь должна быть взаимной.
  2. Использовать необходимо не только тело, но и дух.
  3. Чтобы одержать победу, можно поддаться.

В дзюдо необходимо не только превзойти соперника, но и сделать это технически грамотно и красиво. Бой не должен нести агрессию и применение грубой силы. Следование принципам дзюдо может помочь ребёнку получить не только физически сложенное тело, но и обрести глубокую жизненную мудрость.

В отличие от дзюдо, в самообороне без оружия используется больше силовых приёмов. Сам стиль единоборства нисколько не уступает японскому боевому искусству, возможно, в чём-то и превосходит. В основу самбо заложены лучшие техники и приёмы разных народностей. Здесь якутский хапсагай, грузинская чидаоба, греко-римская борьба.

Сделать однозначный выбор в пользу определённого единоборства достаточно сложно. Оба вида борьбы давно обрели своих почитателей. Важно определить конечную цель занятий.

Если родители планируют сделать из ребёнка известного чемпиона, то предпочтение лучше отдать дзюдо, так как это олимпийский вид спорта с выходом на международную арену.

Если цель тренировок - физическое здоровье ребёнка, то выбор можно сделать в пользу самбо . В этой универсальной системе обороны без применения оружия есть развитие тела, характера и необходимые навыки самозащиты.

Занятия единоборствами лучше начинать с дошкольного или младшего школьного возраста, когда у ребёнка закладываются в сознании основы формирования собственной личности. Во времена потери жизненных ценностей и необоснованной агрессии в молодёжной среде важно обеспечить ребёнка необходимыми знаниями:

Помимо вырабатывания моральных ценностей, плюсом тренировок является физическое здоровье, зарождаются лидерские качества. В каком именно единоборстве будет совершенствоваться ребёнок, выбирать только ему самому. Для этого можно посетить тренировки самбо и дзюдо, посмотреть, как проходят соревнования, и сделать однозначный выбор.

Самооборона без оружия(СамБО) – один из немногих видов единоборств, имеющих исключительно русские корни. Разрабатывался он с учетом российского менталитета, но с возможностью превосходства над другими видами: бокс, дзюдо, джиу-джитсу и т.п. Его рождение и стремительное развитие, пришлись на время, предшествующее Великой Отечественной Войне. Официально дату рождения принято считать 1938 год. К отцам – основателям, историки приписывают достаточно большое количество человек, и до сих пор ведут спор на эту тему.

Единственно, что можно сказать с огромной уверенностью, это то, что самбо является симбиозом колоссального количества единоборств, изучаемых в странах азиатского региона. Со временем, сами представители традиционных школ восточных единоборств, признали право самбо занять почетное место среди других, имеющих тысячелетние истории.

Что же такое самбо, и какие существуют его виды

При развитии борьбы вольным стилем, так изначально называлось самбо, ставились задачи возможности его применения в любых экстремальных условиях: зимой на улице, в тесном помещении и т.п. Силовые структуры страны, для которых разрабатывался этот вид борьбы, должны были уметь обезоружить и провести задержание преступника без летального исхода, с помощью болевых приемов. В 1947 году борьба вольным стилем приобрела современное название.

Уникальность самбо в общем, как вида борьбы, состоит в его постоянном развитии. Багаж применяемых приемов исчисляется тысячами, и пополняется каждый год, становясь все более эффективным. Приемы выстроены в определенную систему и применяются исходя и вариантов нападения соперника. Система подготовки спортсменов этого вида, признана в мире, как одна из самых лучших. По статистике, на данный момент его изучают более чем в семидесяти странах мира.

Со временем, школы для изучения самбо стали доступны простым гражданам. Требование знаний основных приемов самообороны были включены в нормативы ГТО Второй степени. При этом, произошло его разделение на виды:

  • Спортивный (классический) – начать заниматься может любой желающий, проводятся международные соревнования, признан олимпийским видом спорта, но так и не был включен в программу Олимпийских Игр;
  • Боевой – изначально был предназначен исключительно для милиции, погранвойск, КГБ и других спецподразделений. Со временем и этот вид самообороны стал общедоступным и так же приобрел всеобщую популярность. Но отдельные варианты применения до сих пор преподаются только в подразделениях силовых структур.

Спортивное(классическое) самбо

Вид единоборства, подразумевающий эффективную защиту при нападении и является оборонным. Разработан определенный свод правил. Спортсмены подразделены по возрасту, полу и весовым категориям. Победа присуждается по очкам, набранным за проведение силовых приемов. За счет болевого или удушающего приема возможно одержать досрочную победу в поединке. Так же ее могут присудить за эффективный бросок.

Это спорт в чистом его виде, в лучших традициях борьбы международного уровня. Присутствует минимальная травмоопасность . Подходит для тех, у кого есть желание освоить приемы самообороны, улучшить физическую форму, повысить силу и выносливость. Если вы решите отдать своего ребенка заниматься спортом, это вариант, отличная альтернатива боевым видам единоборств. При этом набор осваиваемых приемов подойдет не только для самозащиты, но позволит продолжить занятия в таком олимпийском виде, как японское дзюдо.

Предназначено больше для нападения, чем для защиты. Помимо использования борцовского арсенала из классического самбо, разрешена ударная техника. Имеются строгие возрастные ограничения на применение болевых и удушающих приемов. Удары можно наносить любыми частями тела по всему корпусу соперника, за исключением строго оговоренных правилами болевых точек. Для максимального исключения травм используются защитные средства: шлем, применяемый в любительском боксе, капа для защиты зубов, мягкие перчатки, не мешающие проводить захваты.

За счет возможностей применяемой техники, поединки смотрятся динамично и не занимают длительного времени, так как часто оканчиваются нокдаунами и нокаутами. Приобрели огромную популярность в смешанных единоборствах за счет разностороннего способа применения в бою.

Что же между ними общего?

  • Предназначены для защиты без оружия.
  • Имеют одну общую историю и страну создания.
  • Эффективное средство для физического развития и повышение выносливости.
  • Интегрировали в себя все лучшие техники мировых единоборств;
  • По смыслу и духу гораздо ближе русскому народу, чем восточные единоборства.
  • В результате тренировок, развивается чувство равновесия, свое и по отношению к противнику.
  • Проводятся международные турниры.

Существующие главные отличия

  1. Боевое самбо разрабатывался для силовых структур. Классический вид, это адаптированный вариант для самообороны гражданского населения.
  2. В самбо защита проводится «мягко», не нападая. Боевой вид атакует жестко, применяя все способы воздействия на противника. Полная и быстрая нейтрализация противника, вот его главная задача. По этой причине, его часто позиционируют как вид смешанных единоборств.
  3. Заниматься спортивным видом самбо можно в любом возрасте. При переходе в его боевую версию, желательно иметь за спиной багаж классического самбо.
  4. Зрелищность и динамичность, при проведении спарринг — поединков в боевом самбо, повышает риски различных травм спортсменов. В спортивном варианте такие случаи единичны.

При выборе, каким видом самбо заниматься, не забывайте, для каких целей был придуман каждый вид этого исконно русского боевого искусства.

Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга?

Ответ редакции

В мире существуют сотни единоборств — некоторым из них много веков, какие-то были образованы в XX и XXI веках. Некоторые носят исключительно прикладной практический характер, другие стали чисто спортивными. Отличаются боевые искусства техникой и стилем, а также традициями и страной происхождения. Многие единоборства имеют общие корни, поэтому приёмы в них часто одни и те же.

Условно единоборства можно разделить на ударные (кикбоксинг, тайский бокс, каратэ, тхэквондо) и бросковые (дзюдо, греко-римская борьба, сумо).

Греко-римская борьба. Фото: АиФ

Греко-римская борьба — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен с помощью определённых приёмов вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены зацепы, подножки, подсечки и захваты ног руками. Классическая борьба сначала появилась в Древней Греции и потом в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века. Основное отличие борьбы от боевых искусств в том, что поединок может проходить не только в стойке, но и на коленях, лёжа и т. д. При этом удары запрещены. Основные приёмы — броски, захваты, удержания, болевые и удушающие приёмы.

Вольная борьба. Фото: http://www.wrest21.ru/

Вольная борьба — единоборство двух спортсменов по определённым правилам, с применением различных приёмов (захватов, бросков, переворотов, подсечек и т. п.). Задача каждого из соперников — попытаться положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе, в отличие от греко-римской, разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приёма.

Сумо. Фото: Commons.wikimedia.org

Сумо — японский вид единоборств, в котором борьба ведётся в круге, и задача противников — вытолкнуть соперника за его пределы, либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней. Для этого нужно обладать не только силой, но и большим весом. Удары и броски запрещены. Первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 г. н. э. В Японии чемпионы сумо считаются национальными героями.

Дзюдо. Фото: Федерация дзюдо Челябинской области

Дзюдо — японское боевое искусство. В отличие от бокса, каратэ и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения. От видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Самбо — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. В 1928 году, когда правительство СССР запретило дзюдо в пределах государства, молодые советские спортсмены пошли на хитрость и создали новый вид боевого искусства под названием «самбо», что означает «Самооборона без оружия». Самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо — вид борьбы с применением болевых и удушающих приёмов, а также бросков. В боевом самбо разрешены также удары руками и ногами. Поэтому многие сравнивают боевое самбо не с обычной борьбой, а скорее с боксом или кикбоксингом, где наносятся удары по телу соперника.

Джиу-джитсу

Турнир по джиу-джитсу. Фото: АиФ / Мурад Гереев

Джиу-джитсу — японская техника рукопашного боя, которая объединяет много приёмов нападения и обороны. Для поражения противника используются удары, заломы, захваты, броски и болевые приёмы. Основной принцип джиу-джитсу — не идти на прямое противостояние с соперником, не сопротивляться, а уступать его натиску, направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и только тогда обратить силу и действия врага против него самого.

Армейский рукопашный бой. Фото: АиФ

Рукопашный бой — схватка без применения огнестрельного оружия либо вообще без оружия. Начало развития рукопашного боя приходится на 30-е годы XX столетия. Первоначально рукопашный бой использовался как способ противодействия вооружённым противникам, как при помощи оружия: винтовка, автомат (без выстрелов), нож, сапёрная лопатка и т. п., — так и голыми руками. Сегодня в этом единоборстве используется ударная техника руками и ногами. Правила имеют минимум ограничений, запрещены только удары в пах и удары локтем в голову.

Бокс — единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары только кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей. В боксе запрещены удары ниже пояса, а также удары ногами, локтями, головой или телом.

Айкидо. Фото: Commons.wikimedia.org

Айкидо — японское единоборство, которое появилось в 1925 году. Особенностью стиля является то, что во время нападения агрессия противника используется против него самого. Техника защиты строится на использовании круговых движений, что позволяет уклоняться от ударов и захватов. От других боевых искусств айкидо отличается выраженным оборонительным характером.

Ушу. Фото: Commons.wikimedia.org

Ушу — созданное в Китае целое направление различных боевых искусств, которое часто ещё называют кунг-фу или китайским боксом. Существует множество различных направлений ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жёсткие, стили предполагают большие затраты физической энергии. Внутренние, или мягкие, стили требуют сосредоточенности и пластичности. Данный вид единоборств позволяет одержать победу, воздействуя на чувствительные места тела (глаза, горло, пах, колени и нервные точки). Большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень). Удары кулаком во многом схожи с техникой бокса и каратэ. Стиль характеризуется жёсткостью и приёмами, подражающими движениям различных животных, птиц и насекомых.

Каратэ. Фото: пресс-служба Федерации каратэ кёкусинкай в Архангельске

Каратэ («путь пустой руки») — японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип — быстрота и скорость, а основная задача — сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо. Фото: Commons.wikimedia.org

Таэквондо — корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Кикбоксинг. Фото: Commons.wikimedia.org

Кикбоксинг — молодое направление в боевых искусствах, которое представляет смесь классического английского бокса и восточных единоборств. В нём соперник ставит цель победить оппонента, нанося удары ногами и руками, как в каратэ. Зародился этот вид единоборств в середине 70-х годов практически одновременно в США и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из тхэквондо и тайского бокса. Главное в этом единоборстве — сила и скорость, удары наносятся очень быстро и с максимальной отдачей.

Муай тай (тайский бокс)

Тайский бокс. Фото: АиФ / АиФ

Муай тай — тайское боевое искусство, которое предполагает большое количество ударов локтями и коленями в голову и по корпусу. Также можно наносить удары кулаками, ступнями и голенями — из-за этого данный вид единоборств называют «боем восьми конечностей». От карате или ушу муай тай отличается базовыми связками из двух - трёх ударов, а от обычного кикбоксинга — наличием захватов, бросков, ударов локтями и коленями.

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.



 

Возможно, будет полезно почитать: