Что должен знать преподаватель йоги. О трудностях на занятиях. Чему нужно научиться

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Йогой я начала заниматься около 7 лет назад. Все когда-то начинается. Это были первые робкие шаги. Я пришла в фитнесс клуб и веселая улыбчивая девушка демонстрировала йогу на коврике. Все выполнялось больше по наитию, потому как преподаватель был занят собой и своим выполнением асан. Группа таких же страждущих людей была всего лишь приложением для этого преподавателя. И вот однажды, на замену этой девушке прислали другого преподавателя. Что это было за занятие! Оказывается, до этого я занималась, чем угодно, но не йогой. Многое перевернул во мне этот человек. Он потратил целое занятие для объяснения элементарных вещей (теперь я это поняла). Ради его занятий, мне было не лень рано проснуться и ехать в другой район, чтобы получить знания. Прошло несколько лет, и я оказалась на пути преподавателя йоги. Я задалась вопросом – «Какой должен быть настоящий преподаватель, какими качествами должен обладать?»

На мой взгляд, важно первое впечатление. От преподавателя должно излучаться спокойствие, умиротворение и внутренняя уверенность. Человек должен быть опрятным и не отпугивать своим вычурным видом людей. Помнить, что ваша энергия передается людям. И если сам находишься в беспокойном состоянии, нужно постараться настроить себя перед занятием.

Преподаватель, безусловно, должен быть профессионалом своего дела. Т.е преподаватель йоги должен уметь четко объяснять свои действия, грамотно выстраивать занятие, хорошо владеть своим телом, понимать, как выстраивать асаны. Помогать своим ученикам грамотно входить в асану. Знать показания и противопоказания, уметь на практике применять это. Все это характеризует стиль преподавания, личность преподавателя. Учитель должен уметь ориентироваться на ту категорию людей, которые пришли на его занятия. Это могут быть новички или люди с опытом изучения йоги. Ориентироваться надо на большую часть группы. Но если среди новичков есть опытные ученики, можно им давать более сложные варианты асан.

Хороший преподаватель йоги не замыкается на себе и асанах, которые он выполняет. Он всегда в группе, он ведет этих людей к познаванию и понимаю йоги. Если уже сложившаяся группа, надо стараться разнообразить занятие, с каждым разом добавлять новое, видеть рост своих учеников. Необходимо иметь обратную связь с ними. Понимать, что доставляет трудность, где сделать больше акцент на следующих занятиях.

Мне очень не нравится, когда преподаватель ставит себя на пьедестал, возвышаясь над учениками. Значит этот преподаватель заинтересован в демонстрации своих умений, а не в несении знания для учеников. Учитель должен быть внимателен, стараться обезопасить людей от травм. Постепенно, необходимо прививать своим ученикам техники пранаямы, элементы медитации. Донести до них мысль о том, что правильно освоенные асаны это еще не цель йоги!

Безусловно, преподаватель должен сам самосовершенствоваться. Нельзя, получив какое то количество знаний остановиться на месте. Свое собственное развитие и духовный рост не должны прерываться. Необходимо читать духовную литературу, изучать труды по йоге, практиковать самостоятельно (вне групп). Отказаться от вредных привычек, быть примером для своих учеников! Вот так я вижу на сегодняшний день преподавателя йоги. Я думаю, что это только начало. Более глубоко эта тема для меня откроется если я уже окажусь на месте преподавателя. С практикой придут еще новые ощущения и знания.

Студентка курса преподавателей йоги Наталия Т.

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru .

Фото: Instagram.com/talia_sutra

Решение пройти тичерз-тренинг и стать преподавателем йоги - серьезное. Ведь возможно, для этого надо будет бросить свою основную работу и полностью изменить образ жизни. Даже если вы проходите этот курс «для себя» – с целью узнать что-то новое и углубить свою личную практику, все равно придётся прилагать массу усилий, отводить на это время и платить немалую сумму денег. Поэтому так важно правильно выбрать преподавательский курс - и остановиться на том, какой нужен именно вам. Чтобы было легче сделать этот выбор, задайте себе эти 5 вопросов:

1. Какому стилю йогу обучают на курсах? В какой традиции?

Существует много разных стилей йоги, с корнями в многих разных традициях. Разумеется, вы скорее всего хотите преподавать тот стиль, который вы практикуете и который вам больше всего нравится. Однако вам также важно понимать, что вы будете знать и уметь в конце курса. Удивительно, но некоторые инструкторы даже не знают, откуда происходит та традиция, в которой они преподают. Если вы спрашиваете об этом инструкторов вашей школы, и они не могут четко ответить на вопрос, это тревожный знак. Возможно, стоит поискать другую школу.

2. Что отличает эту школу от других, что делает её уникальной?

Все школы разные, что прекрасно! Йога - живое учение, которое постоянно развивается. Если вам неясно, в чем именно отличие какой-то одной конкретной школы от других, спрашивайте у преподавателей. В разных школах делают акценты на разные моменты - это может быть травмобезопасность, социальный активизм, необходимость вегетарианства или веганства, бхакти-йога, медитация и пр.

3. Какой вы получите сертификат?

Если вы собираетесь преподавать заграницей, то вам придётся обратить особое внимание на этот пункт. Сертификат должен быть того образца, который действителен в этих странах. Например, в США школа, выдающая сертификат, должна быть зарегистрирована с Yoga Alliance – именно такой сертификат будут требовать с молодых преподавателей в местных йога-центрах.

4. Как будет составлено расписание тичерз-тренинга?

Будет ли у вас время для общения с сокурсниками и преподавателями? Время для «переваривания» полученной информации и впечатлений? Будут ли совместные мероприятия, на которых все вы сможете общаться? Многие знакомства, завязанные на тренинге, перерастают в многолетнюю дружбу или успешное деловое сотрудничество.

5. Кто будет преподавать на курсе? Насколько эти люди опытные?

Вы хотите убедиться в том, что у ваших преподавателей достаточно опыта и знаний для того, чтобы правильно вас обучать. Также очень важно, чтобы те, кто вас обучают, вызывали у вас уважение - а лучше, если восхищение. Чем больше у вас будет взаимопонимания с преподавателями, чем лучше пойдет ваше обучение. Вам нужен не просто инструктор, в идеале это должен быть проводник на непростом пути.

Готовы ли вы стать учителем? Понять это вам поможет !

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Многие считают, что начать преподавать — это логичное продолжение личной практики длинной в несколько лет. «Мне нравится йоги, я достиг(ла) в ней успехов, хочу передавать знания». С одной стороны, это хорошая мотивация, а с другой — плохая (говорю на личном опыте 17 лет практики и 9 лет преподавания). Почему же плохая? Потому что придётся подстраиваться под преподавание. И не всегда это комфортно. Чтобы не испытать шок и не свернуть с намеченного пути — либо «свернуть» как раз туда, куда надо — ниже что-то вроде «шпаргалки» для тех, кто хочет стать «йога-преподом» / преподавательницей йоги.

Что НЕ нужно для того, чтобы начать преподавать йогу:

  • Какая-либо инициация или благословение от «Гуру»
  • Знание тайных практик и мантр
  • Умение контролировать людей и подчинять своей воле, знание магических приёмов (которые по факту есть в йоге которые некоторые преподаватели используют)
  • Досконально знать человеческую анатомию
  • Не нужно быть врачом или профессоинальным спортсменом (как и, например, балериной или гимнастом)
  • Не нужно много денег и деловая жилка — ведь открывать свой йога-центр совсем необязательно
  • Не нужно даже много лет заниматься йогой (хотя это очень помогает)
  • Для большинства стилей, не нужно быть «духовной личностью» или «Пробуждённым»
  • Не нужно иметь ИДЕАЛЬНОЕ здоровье — ведь и ваши ученики не будут им обладать
  • Не обязательно иметь самый дорогой коврик для йоги и самую модную американскую одежду для неё — достаточно базового комплекта. Многие йога-центры с радостью предоставят преподавателю (и учащимся) коврик.
  • Не обязательно обладать личным транспортом — на ваши 2-3 урока в день вы, в принципе, доедете и на метро.

А вот что НУЖНО:

  • «ПСИХИКА». Быть психологически стабильной личностью — чужое мнение (о вашей практике и о вас лично не должно вас задевать — будь оно восторженное или неодобрительное)
  • «ФИЗИКА». Иметь умеренно хорошее здоровье и личную энергию для интенсивного преподавания (иметь силы проводить 1-4 урока в день)
  • «ТЕОРИЯ». Обладать базовыми знания о теории и практике йоги — чтобы отвечать на стандартные вопросы и направлять людей туда, куда надо. Проштудируйте «Йога-сутры», «Хатра-йога Прадипику» и «Шива-Сутры» — для начала хватит.
  • Наработать ядро практик, которые вы и будете преподавать. Делиться надо только тем, что сам(а) хорошо знаешь. Новые для вас практики надо сначала «обкатать»: прежде, чем давать другим людям практику, сделайте её сами хотя бы 108 раз (это обычно занимает 2-3 месяца или больше).

Как не «перегореть», начав преподавая йогу:

  • Внимательно прислушивайтесь к собственному здоровью. В случае появления тревожных симптомов в суставах, позвоночнике, или общем упадке сил — договаривайтесь со своими работодателями и снижайте интенсивность преподавания. Например, не берите 3-4 урока в день, оставьте 1-2. Делайте «выходные». Оставьте время на личную практику, восстановление сил, и на повышение квалификации без отрыва от работы.
  • Если вы преподаёте — все асаны делайте аккуратно, не допускайте травм. Не стремитесь показывать максимальную форму каждой асаны! Не рискуйте работой и здоровьем, демонстрируя сложные позы, которые вы пока знаете не «на пять». Травма выбивает преподавателя на 2-3 месяца, если не больше — из работы и своих занятий.
  • Оставляйте в графике дня хотя бы час-два на отдых, пребывание на природе, и в тишине. Идеально — серьезно займитесь медитацией. Это поможет восстанавливаться от тесного общения с (очень разными!) людьми и езды по городу в часы пик. Ваши нервы должны быть в хорошем «рабочем» состоянии, иначе преподаватель йоги из вас никудышний.

Не стремитесь сразу становиться «Гуру», персональным коучем людей, которые наладили с вами психологический контакт. Вы можете давать индивидуальные занятия, но не стремитесь «дружить» даже со своими лучшими учениками\цами. Держите дистанцию и никогда не позволяйте отношениям с учащимися становиться личными и тем более интимными. Есть люди, которые ищут наставника (а то и родителя!) и готовы на всё, чтобы заполучить коуча. Став преподавателем\ницей йоги, вы берете на себя ответственность за то, чтобы не входить в далеко идущие отношения с учениками, которые потом могут негативно повлиять на всех участников отношений. Это «само собой разумеющееся» правило очень часто нарушают западные преподаватели и мы недавно наблюдали целую череду связанных с этим скандалов.

Изучите правовые нормы, регулирующие преподавание йоги (их почти нет). узнайте, какие последствия имеет получение травмы человеком на вашем занятии, обсудите это с вашими работодателями. Если вы не врач, НИКОГДА и ни под каким предлогом не пытайтесь заниматься йогатерапией каких-либо заболеваний.

Дополнительно:

Не допускайте, чтобы ваша личная практика зачахла из-за интенсивности преподавания. Не берите больше часов занятий, чем вы можете потянуть, сохранив 1-2 часа личной практики в день. Иначе вы не преподаватель йоги, а винтик в машине йога-индустрии — и в долгосрочной перспективе, не сможете дать своим ученикам глубоких знаний.

Раз-два в год ездите на «повышение квалификации» — к продвинутому учителю\нице йоги, за границу или на ретрит. Узнавайте новые техники йоги. Изучайте авторитетную йогическую литературу.

Поддерживайте своё здоровье в максимально хорошем состоянии. Если позволяют средства, регулярно получайте массаж, сеансы хиропрактики или мануальной, висцеральной терапии. Делайте аюрведические процедуры.

Вы не обязаны становиться вегетарианцем, но обязательно питайтесь полноценно — так, чтобы ваше тело было в отличной физической форме. Регулярно сдавайте полный (развёрнутый) анализ крови, чтобы контролировать показатели. Если сами не обладаете глубокими знаниями по диетологии, получите консультацию у специалиста (врача). Никогда не пользуйтесь материалами по питанию или чисткам организма, выцепленными с просторов интернета: они, мягко говоря, не надёжны!

Так как вы работаете с людьми, постарайтесь иногда (1-2 раза в год, хотя бы) получать консультацию психолога или коуча. Так вы снимете психологические конфликты (а они на работе будут иногда) и будете «держать руку на пульсе» своего личностного роста.

Если вы хотите построить свой йога-бизнес, или сделать преподавание йоги основным источником дохода, имеет смысл получить удалённое бизнес-образование или хотя бы ряд консультаций у специалиста по бизнесу. Йога-бизнес мало чем отличается в любого другого и вполне логичен. Если не хотите ближайшие 5 лет рабоать «за донейшен» или «сколько надо и как придётся», не пренебрегайте такими инструментами, как бизнес-план и ведение личной бухгалтерии (контроль доходов\расходов).

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.



 

Возможно, будет полезно почитать: