«Чтобы победить, нужно знать, что с тобой те люди, которым не всё равно». Истории школьников, выигрывавших олимпиады . Победители международных олимпиад по физике и химии раскрыли секреты успеха

Учиться без каникул с седьмого класса

28 июля были объявлены итоги сразу двух Международных олимпиад школьников: по физике и по химии. Наши ребята (им от 16 до 18 лет) показали высокие результаты: в копилке команды из России - 4 золотые, 1 серебряная медали по физике и 2 золотые, 2 серебряные медали по химии. Высокие результаты соотечественники показывают не первый год. Еще бы: ведь они готовятся по 6 часов в день. Постоянная учеба, желание сделать этот мир лучше, упорный труд - все это стало образом жизни.

Победители олимпиады по физике. Фото: минобрнауки.рф

В 49-й Международной физической олимпиаде в Лиссабоне приняли участие команды из 90 стран. В этом году за Россию выступали пять школьников: Григорий Бобков, Станислав Цапаев, Алексей Шишкин, Вячеслав Кузнецов из Москвы и Захар Яковлев из Санкт-Петербурга. Руководил сборной проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артем Воронов. Традиционно соревнования включали в себя два этапа - практический и теоретический.

На первом этапе нужно было решить две задачи, что-то померить, понять длинные условия на пару десятков страниц, - рассказал золотой призер олимпиады Станислав Цапаев. - Час у нас был на то, чтобы прочитать условия, четыре часа мы решали задачи. Они были достаточно сложными.

Сегодня мама серебряного призера Алексея Шишкина едет на вокзал, чтобы встретить сына. Она живет в Челябинске, а Алексей - в Москве, учится в школе №1589. Приезжает на каникулы к родителям парень только на недельку зимой и на месяц летом. Вот и сейчас они встретятся, когда учеба позади.

У Алексея с самого детства были способности к точным наукам, - говорит мама Елена Юрьевна. - Он начал заниматься физикой еще в шестом классе, до того, как этот предмет появился в школьной программе: читал книги, ставил опыты… Мы с папой инженеры и всячески поддерживали Лешу. Сын вначале учился в Челябинске, а потом мы перевели его в более сильный лицей для одаренных детей в Саранске. Там он два года жил, а потом уже перешел в школу №1589 в Москве. Очень скучаем мы по нему, конечно. Он приезжает к нам на каникулы, но считайте, что каникул у него нет с 7-го класса - одни занятия.

По словам Елены Юрьевны, даже когда Леша на отдыхе, учителя присылают задания к олимпиаде, которые нужно срочно решать.

Интересно, что Алексей Шишкин со Стасом Цапаевым когда-то вместе учились в Саранске, а теперь - в Москве. В команде по физике стояли, как говорится, плечом к плечу, защищая честь страны в этом научном состязании.


Победители олимпиады по химии. Фото: минобрнауки.рф

В 50-й Международной олимпиаде по химии задания были не менее сложными, чем в состязаниях физиков. Первый ее этап прошел в Братиславе, второй - в Праге. Российской команде нужно было обойти сверстников-химиков из 76 стран. Нашу страну представляли четыре школьника: Даниил Бардонов и Алексей Коноплёв из Москвы, Андрей Кобелев из Республики Татарстан и Михаил Матвеев из Вологды. По итогам олимпиады абсолютное второе место в индивидуальном зачете среди 300 участников занял москвич Алексей Коноплёв. По сумме баллов наша команда оказалась на шестом месте, уступив ребятам из Китая, Америки, Южной Кореи, Сингапура и Чехии. Однако 2 «золота» и 2 «серебра» - хороший результат для команды. Напомним, что и в прошлом году количество медалей было таким же.

Серебряный призер олимпиады Даниил Бардонов из московской школы №179 рассказал, что химией он увлекается не так давно - два года, но уже сделал значительные успехи в этом предмете:

Вообще, я учусь в инженерном классе, и углубленного изучения химии там нет. Но у меня был хороший учитель по химии, а также репетитор. С репетитором мы ставили разные опыты - например, когда я увидел впервые горение магния, был просто поражен этим явлением и впервые увлекся химией тогда по-настоящему…

По словам Даниила, в Праге они жили в общежитии. В свободное время посещали экскурсии, соревновались в играх в настольный теннис и футбол и даже поиграли в лазертаг с командой из Америки. Попробовали местную кухню, особенно понравился трдельник - рожок из теста с начинкой.

Дома меня ждут родители, бабушка, тетя, сестра. Девушки пока у меня нет, - говорит Даниил. - В нашей семье родители занимаются бизнесом - я, пожалуй, первый, кто увлекся точными науками. В будущем я бы хотел изобрести лекарства от рака и СПИДа. Для этого приходится упорно заниматься: перед олимпиадой занятия шли по 6 часов в день, но это того стоило. На мой взгляд, наша сильная сторона - это теория. С практикой похуже. Особенно обидно, что у ребят из регионов не так много возможностей, как у москвичей, и им тяжелее учиться. Хотелось бы это исправить.

Я сам из Нижнекамска, учусь в лицее №35, - говорит серебряный призер Андрей Кобелев. - У нас здесь материальная ситуация в регионе намного хуже, чем в Москве. У меня не было даже репетитора, я только ездил на общие сборы. Занимался сам. Вначале стал победителем региональной олимпиады, потом - всероссийской. Я очень старался победить на этих соревнованиях. Досталась задача, где нужно было измерить время, пока идет реакция. Дома я делал это много раз, а тут что-то пошло не так - считаю, просто удача отвернулась. Но ничего, «серебро» - это тоже хорошо. Обидно только, что ребята из Москвы за победу получат деньги, а я - нет. Потому что их выплачивают региональные власти, у нас тут, в Нижнекамске в Татарстане, видимо, это никому не нужно.

Российские школьники завоевали несколько золотых медалей на завершившихся международных олимпиадах по физике и математике. Так, на 48-й Международной физической олимпиаде, прошедшей в Индонезии, россияне впервые в истории взяли пять золотых медалей. На олимпиаде по математике в Рио-де-Жанейро петербуржец Михаил Иванов завоевал одно золото, а российская команда заняла 11-е место.

  • Российские школьники на 48-й Международной физической олимпиаде в Индонезии
  • Пресс-служба Минобрнауки России

Участие в Международной физической олимпиаде принимали школьники из 88 стран. Российских учеников и их тренеров уже поздравила министр образования и науки России Ольга Васильева.

«Ещё со времён Михаила Васильевича Ломоносова Россия — одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших учёных, мы видим это и в результатах наших молодых талантов. Хочу поздравить российскую команду с ярчайшим выступлением на Международной физической олимпиаде, откуда каждый участник привезёт с собой золотую медаль», — говорится в поздравлении Ольги Васильевой, опубликованном на сайте ведомства.

Российские школьники, чьи знания по физике были отмечены золотыми медалями, поделились с RT своими впечатлениями о прошедшей олимпиаде. Выпускник московской школы №1329 Дмитрий Плотников рассказал, что соревнование не обошлось без казусов. Так, экспериментальный тур был перенесён на день, поэтому участникам пришлось провести в ожидании несколько часов.

«В ожидании многие спали прямо на полу», — признался Плотников.

Рассказал выпускник и о том, как проходила подготовка к интеллектуальному соревнованию. По его словам, помогли сборы в Московском физико-техническом институте, где участникам «объясняли сложные темы на простом языке».

Тем не менее выпускник считает, что как бы ни было приятно получить золото, самой важной задачей на данный момент для него является поступление в хороший университет.

Другой обладатель золотой медали по физике, ученик физико-математического лицея-интерната из Республики Коми Кирилл Паршуков также поделился с RT подробностями проведения олимпиады, которая состояла из двух туров: теоретического и экспериментального.

Если теория показалась Кириллу несложной, то, по его словам, «эксперимент оказалось трудно выполнить за отведённое время». Однако никакие сложности не помешали школьнику завоевать золотую медаль.

Паршуков также отметил, что при вручении награды он ощутил «удовлетворённость от достижения цели, к которой шёл три года».

Руководитель российской команды, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артём Воронов рассказал RT, что в сравнении со школьной программой задачи международных олимпиад очень объёмные — на решение трёх задач даётся пять часов.

«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи — чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники», — отметил Воронов.

Он признался, что ребята очень эмоционально переживают олимпиаду, но сама она устроена так, что всё происходит в позитивной атмосфере.

«Все очень хорошо постарались. Это совместная победа, уникальная для России — никогда в истории не было пяти золотых медалей по физике, и мы, конечно, долго шли к этой победе», — добавил Воронов.

Отличились в Рио

В субботу, 22 июля, торжественной церемонией завершилась Международная олимпиада по математике, которая проходила в Рио-де-Жанейро. На ней российские школьники заняли 11-е место в командном зачёте.

Лучший результат среди россиян показал Михаил Иванов из Санкт-Петербурга. По сумме баллов он удостоился золотой медали и занял 14-е место в индивидуальном зачёте. В разговоре с RT школьник рассказал, что подготовка к соревнованиям проходила в Сочи, а также поделился мнением о самой олимпиаде в Рио.

Медалист отметил, что подготовка проходила в течение трёх недель в сочинском образовательном центре «Сириус». Причём, несмотря на интенсивную подготовку, школьникам всё же удалось отдохнуть и познакомиться с городом.

«Оставалось несколько часов свободного времени в день, мы смотрели фильмы, играли в теннис и волейбол, посещали экскурсии по Сочи», — рассказал Иванов.

Не забыл школьник поблагодарить и тех, кто помогал ему на пути к золоту.

«Олимпиада в этом году была трудная, и во второй день я мог написать лучше. Но я рад, что получил золотую медаль, в этом огромная заслуга наших лидеров — преподавателей, сопровождавших нас на олимпиаду и объяснявших англоязычным членам жюри, что мы написали в своих работах», — рассказал Иванов.

Химия знаний

Напомним, неделю назад российские школьники также завоевали два золота и два серебра Международной олимпиады по химии, прошедшей в Таиланде. Тогда в соревнованиях приняли участие представители 76 стран, а абсолютным победителем олимпиады стал московский школьник Александр Жигалин.

Ещё одно золото завоевал Руслан Котляров из Казани, с которым также удалось поговорить RT. Он признался, что перед международной олимпиадой шла очень интенсивная подготовка, хотя по факту задания оказались относительно нетрудными.

«В общей сложности мы почти месяц изучали химию по восемь часов в день без выходных. <...> Олимпиада была, в общем-то, лёгкая и вполне делаемая. Заданий было много, но в целом сильные участники могли ещё час сидеть проверять ответы», — рассказал Котляров.

Он добавил, что несмотря на концентрацию на соревнованиях, ребятам удалось завести много новых знакомств, пообщаться и познакомиться с культурой Таиланда. Школьники смогли увидеть красоты Бангкока и его окрестностей, включая руины древней столицы Сиама.

«Так как всю технику у нас отбирали — руководители команд переводят задания лично, а утечек допустить нельзя — у нас оставалось много времени для общения. Естественно, мы завели себе кучу новых знакомых. С ними было крайне интересно, и я буду скучать», — рассказал Котляров.

На двенадцатый день рождения родители подарили Дане Гаранину магнитофон с диском «Принц и нищий». Это была первая книга, которую он смог «прочитать» сам. Потом совершенно случайно у папы нашелся «Гаргантюа и Пантагрюэль» в записи. Даня влюбился в литературу. Хотел слушать еще и еще, но в магазинах, по крайней мере в то время, не так-то просто было купить хорошую аудиокнигу.

Ночи напролет маленький Даня листал радиочастоты, находил на разных станциях рубрику «Ночная книга» и слушал все, что попадалось. Так он узнал Ремарка, Набокова, фантастов Ефремова и Лема. А с тех пор как в 14 лет у Дани появился планшет, он сам решает, кого читать и чему учиться. На смартфонах и планшетах встроены специальные программы, озвучивающие информацию, это очень помогает незрячим людям взаимодействовать с миром. В списке Даниных интересов появились философия, богословие, физика и химия.

Химию Даниил выбрал из чисто прагматических соображений. Большинство областей знаний связаны с иллюстрациями и фотографиями, а неорганическую химию достаточно было понять в теории. Но с курсом органической, которая вся в картинках, начались те же проблемы. Даня читал об опытах и экспериментах и учился держать модели молекул и частиц в голове. Это называется мысленное конструирование. Маленькую молекулу представить совсем просто. Большие надо делить по частям и мысленно собирать. Например, нужно представить молекулу бензола и потом представить, что к ней слева прикрепили молекулу такую с тем-то или без того-то. Или представить метан и три бензольных кольца вокруг, присоединенных одинарной связью. Получится трифенилметан.

Даниил увлекся химией еще до того, как она началась по школьной программе. Он вообще за самообразование и самостоятельность. Загвоздка только в том, что даже самые умные и современные приложения не научились озвучивать всю нужную информацию. Поэтому Даня часто подходил с вопросами к учителю химии Людмиле Дамбовне Кекнохаевой. Чтобы ответить на них, ей приходилось глубоко погружаться в университетскую программу.
Кроме Людмилы Дамбовны, никто не знал, что Даня увлечен химией. Он ведь всегда чем-то увлечен: стихи, романы, шахматы. И только когда Даниил выиграл городской этап олимпиады, родители серьезно поставили вопрос о дополнительных занятиях именно по этому предмету.

В истории московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых еще не было олимпиадников по химии. Дети там, конечно, все талантливые. Кто-то занимается художественной лепкой, кто-то поет и играет на музыкальных инструментах, кто-то танцует и занимается спортом.

Но чтобы выбрать науку химию, чтобы освоить ее в таком объеме, да еще и стать лучшим на городском этапе всероссийской олимпиады школьников – такое впервые. Поэтому Даней в школе гордятся особенно.

Даниил и Людмила Дамбовна

«Он, конечно, никогда с этим не согласится, но мы считаем Даню гением. Он талантлив и гениален в том, что такую сложную науку понял в таком объеме. Школьная программа ему уже неинтересна. Мы с ним разбираем университетский курс. И в некоторых вопросах он разбирается даже лучше, чем я, потому что многое, что проходили в вузе, я уже забыла. А Даня своими вопросами заставляет вспоминать, и мне этот процесс очень нравится», – рассказывает Людмила Дамбовна.

История не знает слепых химиков, но Даня настроен это изменить

Иногда Людмила Дамбовна просит Даниила позаниматься с детьми из других классов, подтянуть их по школьной программе или подготовить к олимпиаде. Часто ребята сами подходят с вопросами и сложными задачками. Даня, конечно, никому не отказывает.

А вот на олимпиадах ему самому нужна помощь.

Без «чужих глаз» невозможно решить ни практическую часть, которая предусматривает эксперименты, ни теоретическую, если задание не переведено на Брайль.

На всех этапах олимпиады Людмила Дамбовна была ассистентом Даниила. Она зачитывала текст задачи, Даня обдумывал алгоритм действий, потом говорил, что и в каком порядке делать. Или, если это были теоретические вопросы, диктовал ответ, Людмила Дамбовна записывала и переносила на официальный бланк.

«На олимпиадах я записываю сам, но это условные записи, потому что далеко не все можно записать по Брайлю. Следующая трудность связана с домашней подготовкой. Некоторые задачи я читаю сам, а есть те, которые мне должен прочитать кто-то, объяснить, что там нарисовано. Задачи можно сканировать (прим.: в школе есть своя типография, где с помощью специального принтера можно распечатать текст по Брайлю ), но когда там вперемежку латинские и русские буквы, компьютер их путает. Икс как букву х обозначает.

Буквально на этом практическом туре была проблема. Надо было доливать серную кислоту, а вместо этого долили сульфат железа. Возникли некоторые сложности, но все можно было поправить», – рассказывает Даниил.

Никаких других способов незрячему человеку заниматься химией нет, поэтому история не знает слепых химиков. Но Даниил Гаранин серьезно настроен это изменить. Прежде всего, он хочет выпустить свой сборник задач. Кстати, задачи он пишет уже сейчас. Даня не сказал бы, что имеет склонность к преподаванию, но все теоретики преподают, значит, наверное, и он будет. Хотелось бы, конечно, сделать свой особый вклад в науку.

Сейчас открытия стали групповыми. Посмотрите на последние Нобелевские премии по физике и химии: группы лауреатов по двое и больше человек. Так что и Даниилу хотелось бы в чем-то поучаствовать.

Но ни задачника, ни открытий, скорее всего, не будет, если не поступить на химический факультет МГУ.

По закону незрячих абитуриентов на химфаки не берут, поэтому еще в начале учебного года Даниил стал посещать курсы по физике как альтернативный вариант. Химия, конечно, в приоритете. Мэр Москвы Сергей Собянин после победы Даниила на городской олимпиаде пообещал поговорить с ректорами профильных вузов о том, как Дане поступить, и договориться с потенциальным работодателем, чтобы он проходил стажировку во время учебы. Даня говорит, что с ним лично и с его родителями Собянин не связывался, но даже несколько строк в новостях – уже бонус.

Я не верю во вдохновение

Даниил занимается математикой, физикой, поскольку они связаны с химией. Играет в шахматы, но времени на это остается совсем мало. Много читает. Любимые авторы и произведения – Уильям Голдинг, «Повелитель мух» и «Шпиль», многое у Ремарка.

Чтение Даня часто совмещает с прослушиванием классической музыки. Любимое – четвертая симфония Брамса, Бетховен, причем не пятая и девятая симфонии, которые все знают, а третья и шестая; пятая симфония Чайковского. Увлекается богословием, даже ходил в воскресную школу при Храме Христа Спасителя. Со сверстниками общается мало, гораздо интереснее для него поговорить со взрослыми.

Даня – сверхсерьезный молодой человек. Возможно, таким зрелым его мировоззрение стало под влиянием рандомного набора книг, которые удавалось найти в записи. Возможно, еще почему-то – Даниил точно не знает. Он пишет рассказы и стихи, особенно ему нравится поэзия. Впрочем, в истории Дани «нравится» – это не совсем подходящее слово. Он ко всему приступает с умом, анализируя.

«Я не верю во вдохновение. У меня никогда не было вдохновения. Я всем говорю, что играть в шахматы, решать химическую задачу и писать стихи – это одно и то же. Сесть, сделать черновик и написать чистовик.

Я хотел бы иметь психологизм Достоевского, а с точки зрения стиля лучшим считаю Набокова. Но в чем особенность. Я же физически не могу писать реалистично, потому что это надо видеть, уметь схватывать детали. Проза – это описание, сцена, там всегда есть какие-то декорации. Я же стараюсь уйти от декораций. Я могу ошибиться. И кроме того, смысл описания в том, что оно должно будить в читателе какие-то чувства. Вещи не будят во мне никаких чувств. Старый шкаф. Может, для кого-то – это воспоминание, символ чего-нибудь. А для меня это шкаф».

Чувства у Даниила вызывают мысли. Он любит все системы организации информации: стихи, рассказы, задачи шахматные, химические, физические, математические, философию, изречения. Любит красивые решения задач, красивые повороты сюжета и красивые строки стихотворений. А собственные стихи Даниила пессимистичные. Он рассуждает о жизни и смерти, о заблудившейся одинокой душе.

Но я такой же наркоман,
Как те, что на игле.
В пустой душе самообман,
Мне скучно на земле.
Вдыхаю ароматы книг,
И словно кокаин
мне в кровь иллюзии проник.
Я потому один,
Что тусклый страх в груди моей
Сознание сковал.
Я предпочел игру теней
Живым. Я предавал
Себя так часто, что боюсь
Взглянуть себе в глаза.
Я отражению клянусь,
Что нет пути назад.
Но, силу воли потеряв,
Не верю в силу слов.
Себя в бессилии коря,
Быть сильным не готов.
Не оттого печальный стон
исторгну в тишине,
Что детства светлого лишен,
Что ныне горько мне.
Но оттого, что хороню
Наивную мечту,
Предав незримому огню
Иллюзий красоту.

На вопрос, есть ли в этих строках он или все это о лирическом герое, Даня не отвечает. Говорит, что его стихи – это символизм и предупреждение.

«Мой пессимизм – это призыв к серьезности отношения. Я человек, скажу сразу, с плохим чувством юмора. Я серьезно отношусь к жизни и призываю других серьезно относиться к жизни, к ее проблемам, к смерти. Легкомыслие – это одно из качеств, которое мне не нравится в людях.

Я люблю даже излишне серьезное отношение к жизни. Полная осмысленность существования. Чтобы все было зачем-то, не просто так».

Недавно Даниил ставил вопрос: может ли он написать пейзажную лирику. Получилось.

Безответные, безвопросные
Эти ветви, эти сосны,
Эти дни и небеса.
Нет посланий четких линий,
Горизонта полоса,
Купол выси, чистый, синий.
Ни в ответе, ни в вопросе
Не отыщешь жизни оси.
Смотришь, лежа на траве,
Как в лазури купоросной,
В беспредельной синеве
Кем-то вычерчены сосны.

– О чем ты мечтаешь, Даниил?

После долгого молчания Даня отвечает вопросом на вопрос:

– В каком смысле мечтаю?

– Ну, какой видишь свою жизнь через какое-то количество лет?

– Я хотел бы, наверное, получить звание доктора наук по химии. Сделать вклад в науку. Сделать вклад в литературу. Я пишу стихи. Это вполне возможно, это не то что мечта. Не такая, как в детстве я мечтал: вот хорошо было бы получить Нобелевскую премию. Сейчас я понимаю, что это ничего не решает. Ну на что мне Нобелевская премия? Вопрос в действительности. Вопрос же не в том, что вы сейчас берете у меня интервью, а в том, что я участвую в олимпиаде, и даже скорее в том, сколько у меня знаний и насколько они реализуемы.

У каждого человека есть реальные и потенциальные способности. Есть люди – и я опасаюсь такой судьбы – которые до двадцати с лишним лет выжимают все ресурсы своей жизни, очень талантливые люди, шахматисты, химики, физики. А потом как-то все затухает. Пожалуй, я не хотел бы такой жизни.

В этом году российские ученики завоевали 18 золотых, 14 серебряных и 6 бронзовых медалей на международных олимпиадах. Самыми успешными для нас стали физическая и естественно-научные олимпиады.

Хочу сказать, что мы делаем всё возможное, чтобы создать хорошие условия для вашей подготовки. Мы участвуем не только в промежуточных олимпиадах, их мы всегда рассматриваем как генеральные репетиции перед международными этапами, которые являются для нас основными и самыми важными. 12 декабря наша команда вернулась из Амстердама с естественно-научной олимпиады. Все шесть членов команды получили золотые медали, - напомнила министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с победителями олимпиад.

В этом году задания Международной олимпиады по физике были сложнее, чем в прошлом. Требовалась подготовка на университетском уровне, - высказал свое мнение один из победителей Василий Югов.

Министр поинтересовалась: "Кто наши ближайшие конкуренты?" Ребята ответили: почти во всех дисциплинах - китайцы. "Как вы думаете, почему?"

По словам победителей олимпиад, причин несколько. В том числе - ранний и более тщательный отбор самых успешных учеников, высочайшая мотивация и нацеленность только на победу любой ценой, чтобы потом поступить в ведущие университеты мира. Победитель международной олимпиады по информатике, сейчас уже студентка Университета ИТМО Александра Дроздова, согласна, что начинать работу с одаренными детьми надо как можно раньше - с 6-го или даже с 5-го класса. Она ведет кружок по информатике для школьников средних классов и говорит, что интерес к дополнительным занятиям у них очень большой.

Талант сразу видно. У меня один такой ученик занимается в кружке. Сейчас он в 8-м классе, уверена, что он добьется большого успеха, - говорит Александра Дроздова.

Почти все школьники благодарили не только тренеров своих сборных команд, но и школьных учителей, которые обычно за свой дополнительный труд по подготовке олимпиадников ничего не получают. В России пока нет реестра или базы данных педагогов, которые могут разглядеть и воспитать талант. Но эта работа сейчас начинается в сочинском центре для одаренных "Сириус".

К сожалению, мало кто из победителей олимпиад видит сегодня себя в науке. Бизнес приносит больше денег и славы. Особенно сложно биологам, которым для научных исследований часто требуется современнейшее оборудование, которое есть на западе, но не у нас. Идет охота за нашими математиками. К примеру, одного из героев публикаций "РГ", победителя множества международных олимпиад и конкурсов по математике, выпускника МГУ, уже перехватили западные работодатели.

Кстати

Победители и призеры международных олимпиад могут поступить в вузы вне конкурса. Кроме того, в 2018 году льготы при поступлении дадут еще 97 олимпиад из особого перечня, утвержденного Минобрнауки.



 

Возможно, будет полезно почитать: