Деймон хилл. Дэймон Хилл (Damon Hill). Биография. Фотографии

английский автогонщик, чемпион мира в классе Формула-1 1996 года. В Формуле-1 Хилл провёл 8 сезонов, участвовал в 122 гран-при, стартовал с поула 20 раз и выиграл 22 гонки.

Женат, отец 4 детей.

Его отец — Грэм Хилл, был двукратным чемпионом мира в Формуле-1, погиб в 1975 году, когда Деймону было всего 15 лет.

Гоночную карьеру Деймон начал с мотогонок. В 1984 году он выиграл в английской серии мотогонок на мотоцикле Yamaha TZ350, после чего поступил в гоночную школу и начал ездить в гонках чемпионата Формула-Форд-1600. В это время Хиллу было уже 24 года, а, например, его сопернику Марку Бланделлу (тоже будущему пилоту Ф-1) — всего 18.

В 1986—1988 участвовал в британском чемпионате Формула-3, занял соответственно 9-е, 5-е и 3-е места, участвовал в двух гонках Формулы-3000, но затем закончились спонсорские деньги, и в 1989 он не смог участвовать в серьёзных соревнованиях.

В 1990-1991 вместе с Гэри Брэбэмом, сыном Джека Брэбэма, участвовал в чемпионате Формула-3000, но значительных результатов не добился. В 1991 ему поступило предложение работать в Формуле-1 тест-пилотом в команде Уильямс, чтобы заменить место, оставшееся вакантным после Марка Бланделла, ушедшего в Макларен. Уильямсу, боровшемуся за титул и кубок конструкторов, был нужен тест-пилот, поскольку Мэнселл не любил работать на тестах.

[править]
Формула-1, 1992—1996

В 1992 году, в 32 года, он, параллельно с работой тест-пилота, дебютирует в Гран-при в команде Брэбэм, впрочем, команда была в упадке и проводила свой последний в истории сезон. Хилл смог пройти квалификацию только в двух гонках. Ален Прост подписал контракт с Уильямсом на сезон 1993, и команде нужно было определиться с напарником. Обеспечивший себе титул чемпиона 1992 года, Мэнселл стал требовать зарплату 15 миллионов долларов за следующий сезон. Айртон Сенна, заявил, что готов ездить задаром, но Уильямс не хотел повторять у себя скандалов, произошедших между Сенной и Простом в Макларене. Поэтому напарником выбрали надёжного, но тогда не претендовавшего на высокие достижения Хилла.

В сезоне 1993 Хилл добился хороших результатов, регулярно финишируя на подиуме, а с 11 по 13 этапы в Венгрии, Бельгии и Италии одержал три подряд победы, и в чемпионате занял 3-е место.

В 1994 вместо Проста в Уильямс перешёл Сенна и Хилл снова должен был быть напарником претендента на титул, но на третьем этапе в Имоле Сенна погиб, и лидером команды стал сам Хилл. Он смог начать борьбу с ушедшим в отрыв Шумахером, одержать 6 побед в гонках и к последнему этапу сократить отставание до 1 очка. На Гран-при Австралии он преследовал Шумахера, тот ошибся и разбил свою машину, но прежде чем остановиться успел подставиться под «Вильямс» Хилла, нанеся повреждения и ему. На повреждённой машине Хилл не мог продолжать гонку, и чемпионом стал Шумахер.

Деймон Хилл за рулём Вильямса на Гран-при Канады 1995

Сезон 1995 сложился не лучше. Шумахер гарантировал себе чемпионство заранее, Хилл занял 2-е место, а из-за сходов на последних этапах Хилл и Култхард не смогли выиграть для Вильямса кубок конструкторов, как в предыдущем сезоне.

В 1996 единственным потенциальным соперником Хилла был его напарник Жак Вильнёв (сын Жиля Вильнёва), чемпион американской гоночной серии Индикар. Хилл одержал 8 побед и, несмотря на ряд неудач в конце чемпионата, имел комфортное преимущество в 9 очков над Вильнёвом и закончил сезон победой в Сузуке. Первый раз в Формуле-1 сын чемпиона мира стал чемпионом. Во многом отсутствие существенного преимущества над дебютантом чемпионата Вильнёвом, включая и несколько проигранных с поула стартов, предопределили охлаждение к Хиллу со стороны руководителя команды Фрэнка Уильямса

[править]
Формула-1, 1997—1999

Уильямс не продлил контракт с Хиллом на 1997 год, он перешёл в команду-аутсайдер Эрроуз. В команду пришли новые спонсоры, был подписан контракт с «Ямахой» на поставку моторов, с поставщиком шин «Бриджстоуном». Однако результаты не оправдывали ожиданий. На первом этапе машина подвела его на формирующем круге, затем были старты из хвоста пелетона, сходы по техническим причинам. Первое очко в чемпионате Хилл смог взять только на 9 этапе в Сильверстоуне.

На 11 этапе в Венгрии произошло событие, ставшее одним из самых ярких в карьере Хилла. Сам Хилл со времени мотогонок предпочитает плавный стиль управления машиной, и трасса Хунгароринг — лучше всего в чемпионате подходит для этого. Именно здесь он одержал свою первую победу в 1993, а в 1997 неожиданно смог квалифицироваться третьим. На старте он вышел на 2-е место, а затем из-за проблем с резиной «Гудьир» у соперников Хилл стал лидером. Но на последнем круге у Эрроуза заклинило коробку на третьей передаче, и Жак Вильнёв, безнадёжно отставший на полминуты, смог догнать Хилла и объехать по гравию. Хилл занял 2-е место.

На сезон 1998 он искал себе более конкурентоспособную команду и перешёл в Джордан, его напарником был Ральф Шумахер. Вместе они смогли выиграть для команды 4-е место в кубке конструкторов. На Гран-при Бельгии 1998 Хилл стартовал с 3-й позиции, позади лишь двух Макларенов, и в гонке под дождём одержал победу.

В 1999 г. его напарником был Хайнц-Харальд Френтцен, ушедший из Уильямса. Этот сезон для Хилла остался неудачным, он ни разу не смог подняться на подиум, набрав за сезон всего 7 очков. Команда же с 61 очком заняла лучшее в своей истории 3-е место в кубке конструкторов.

[править]
После Формулы-1

У Хилла и жены Джорджии 4 детей, после окончания гоночной карьеры он написал много статей для журнала F1 Racing, основал компанию, занимающуюся лизингом машин P1 International, президент престижного британского гоночного клуба BRDC, занят в дилерстве автомобилей Audi.

Уйдя из гонок он заявил, что больше не будет в них участвовать, что «покинул Формулу-1, чтобы больше времени проводить с семьёй, и я не собираюсь вновь выступать в гонках». Время от времени участвует в отдельных шоу. В 2006 году он проехал несколько показательных кругов за рулём машины чемпионата ДТМ

Хилл — одна из наиболее известных фамилий в мире автоспорта. Вряд ли найдется хотя бы один болельщик, который не знал бы Грэхэма Хилла. Его острое до безумия соперничество с еще одним британцем Джимом Кларком стало символом 60-х. Прошло 20 лет, и в элиту “Формулы-1” ворвался сын Грэхэма — Дэймон. Но в отличие от большинства других гонщиков “Формулы”, которые постигали азы мастерства в школе картинга, Дэймон начинал как мотоциклист. Возможно, на его выбор повлиял тот факт, что с самого юного возраста Хилл сопровождал своего отца в автокараване и ему порядком надоела кочевая жизнь и все с ней связанное. Известен такой факт: когда Стирлинг Мосс и Джим Кларк в шутку спросили маленького Хилла, как ему нравятся автогонки, он ответил, что это — “ужасно скучное занятие”.
Видя, что его сына мало интересуют автомобили, Грэхэм спросил, не хочет ли он попробовать мотоцикл. Это было заманчивое предложение, и Дэймон, подумав, согласился. Первым мотоциклом Хилла стала миниатюрная “Хонда” с объемом двигателя 50 кубических сантиметров. Несколько дней подряд Дэймон ездил на ней по треку в Сильверстоуне и, как он сам признался позднее, был совершенно очарован. “Тот первый опыт вождения стал для меня настоящим откровением. Я понял, что значит настоящая скорость. Помню, что я сказал себе: может, карьера гонщика — это не самая плохая вещь”.
Однако относительно беззаботная жизнь для Хилла завершилась в 1975 году, когда в авиакатастрофе погиб его отец вместе со всей своей командой. То, что раньше было для юного Дэймона лишь увлечением, теперь стало способом заработать деньги. У него не было богатых спонсоров, и для того, чтобы найти деньги для своих тренировок, он был вынужден работать испытателем мототехники для одной из английских компаний.
В конце концов поистине каторжный труд оправдал себя. После нескольких лет, проведенных Дэймоном в седле мотоцикла, в 1984 году он перебирается за руль гоночного автомобиля “Формулы-Форд-1600”, самой низшей ступени в карьере гонщика-формулиста. За полтора года он становится любимцем английских болельщиков и получает звание лучшего новичка года. Однако затем в течение трех лет, проведенных Хиллом в “Формуле-3”, число его побед можно было пересчитать по пальцам одной руки и о нем постепенно начали забывать. Это был один из самых трудных периодов в жизни Дэймона. Но вдруг, о чудо, несмотря на не слишком впечатляющие результаты британца в гонках “Формулы-3”, японская команда “Футуорк” предложила ему место пилота в международной серии “Формулы-3000”. С этого момента спортивная карьера Хилла стремительно полетела вверх.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРТНЕР СЕННЫ
Владелец одной из лучших конюшен “Формулы-1” Фрэнк Уильямс, которому нужен был классный тест-пилот взамен ушедшего Марка Бланделла, обратил внимание на 31-летнего англичанина и пригласил его в свою команду. В 1992 году, продолжая работать тестером “Уильямса”, Дэймон дебютирует в гонках первой “Формулы”, правда, за рулем не “Уильямса”, а доживающего в гонках последние дни “Брэбхэма”. После “золотого” для “Уильямса” сезона-1992 и Найджел Мэнселл, и Риккардо Патрезе покинули команду. Одно из освободившихся мест занял трехкратный (и будущий четырехкратный) чемпион мира Ален Прост, а вторым пилотом Фрэнк Уильямс после некоторых колебаний назвал Дэймона Хилла.
Неясно, кому именно Фрэнк предпочел Хилла, но он не ошибся в своем выборе. Сезон-1993 Дэймон провел на высочайшем уровне. Из 16 гонок сезона британский пилот 10 раз приезжал на подиум, включая три победы подряд — в Венгрии, Бельгии и Италии, и занял в общем зачете почетное третье место вслед за Простом и Сенной. Ну а в следующем году началось одно из самых известных и захватывающих противостояний в истории автоспорта — дуэль Дэймона Хилла и Михаэля Шумахера. Уже в начале сезона Шумахер послал всех своих соперников в нокдаун, набрав в первых семи гонках 66 очков. Казалось, что никто не сможет остановить стремительный взлет новой звезды. Но такой человек нашелся. После трагической гибели Сенны в Сан-Марино Хилл, в одночасье ставший первым пилотом “Уильямса”, показал, что ему вполне по силам нести бремя лидерства. Начиная с “Гран-при Испании” и вплоть до этапа в Аделаиде Хилл одержал 6 побед и 4 раза финишировал на втором месте.

ПОБЕДА ПО НУЖДЕ
Борьба Хилла и Шумахера продолжилась и в двух следующих сезонах. В 1995 году вновь побеждает Шумахер и становится двукратным чемпионом мира, а год спустя Хилл наконец добывает первую и единственную в своей карьере чемпионскую корону.
После триумфа Хилла в 1996 году Фрэнк Уильямс, верный своей тактике избавляться от действующих чемпионов мира, заявил, что больше не нуждается в услугах британского пилота, и Хилл перешел к Тому Уолкиншоу в слабенький “Эрроуз”. Этот год сложился для Дэймона неудачно, и единственным светлым пятном для него стал “Гран-при Венгрии”, где англичанин имел все основания рассчитывать на победу, но из-за проблем с гидравликой был вынужден довольствоваться вторым местом. Два заключительных года своей карьеры Хилл провел в “Джордане”. Последней его победой стал дождевой “Гран-при Бельгии” в 1998 году. После гонки Хилл признался, что финишировать быстрее всех его “заставила нужда”: “Это была безумная гонка в ливень, затянувшаяся к тому же из-за нескольких рестартов. На последних кругах я думал только о том, как бы быстрее выскочить из болида и добежать до ближайшего туалета…”
А на протяжении всего 1999 года Хилл буквально измучил своих поклонников неоднократными заявлениями: то он немедленно покидает большой спорт, то уйдет из гонок только по окончании сезона. Так что к концу чемпионата энтузиазм “хилломанов” заметно иссяк. Впрочем, вполне возможно, что уход Хилла из “Формулы-1” не окончателен. В последнее время все больше и больше циркулируют упорные слухи о том, что Дэймон в самом ближайшем будущем, по примеру Герхарда Бергера, возглавит в качестве спортивного директора новую японскую команду “Тойота”. Так что у Дэймона может появиться блестящая возможность проявить себя в гонках “первой Формулы” в новом качестве.До Формулы-1

Деймон родился 17 сентября 1960 года в Англии в семье Грехема Хилла - чемпиона "Формулы-1". По сути дела, он жил в гоночном мире с самого рождения, но, как это ни удивительно, поначалу вовсе не увлекался гонками. По его собственному признанию, он не видел в "Формуле-1" и вообще в автоспорте ничего особенного. "Многие воспринимают "Формулу" как нечто сверхъестественное. Для меня же она не представляла никакого интереса".

Но со временем кровь взяла свое. Когда Хиллу исполнилось 11 лет, в паддоках трассы в Сильверстоуне ему на глаза попался небольшой мотоцикл Honda, принадлежавший кому-то из обслуживающего персонала. Деймону настолько понравилась эта машина, что он моментально потребовал, чтобы отец купил ему такой же мотоцикл. Хилл-старший исполнил просьбу сына и тем самым предопределил его судьбу - Деймон твердо решил стать мотогонщиком.

Он дебютировал в мотогонках в 1979 году, но еще в течение двух лет это оставалось для него только хобби. В 1981-м Деймон решил перейти в профессионалы. Правда, на первых порах ни о каких прибылях речи не шло. Напротив, ему приходилось искать заработок на стороне, чтобы содержать свой Kawasaki. Но со временем все наладилось, и три года спустя Хилл получил некоторую известность, победив на чемпионате брендов. И тут у него почему-то пропал интерес к мотоциклам, и он впервые обратил взор к "Формуле".

Хилл начал свой путь к "королеве автоспорта" в 1984-м с участия в чемпионате "Формула-Ford 1600". Ему удалось отъездить всего полсезона, но, несмотря на это, он был признан лучшим новичком, а год спустя занял пятое место в чемпионате.

Обычно пилоты, переросшие "Формулу-Ford 1600", остаются в этой же серии, но гоняются на машинах с объемом двигателя 2000 куб. см. Хилл же решил, что достаточно наездился на "фордах", и ушел в "Формулу-3". Как потом признался сам пилот, это было большой ошибкой. Лавров он там не снискал, а лишь потерял три года. "Я мечтал поскорее выбраться из этого болота, но у меня ничего не получалось,- вспоминает Хилл свое пребывание в "Формуле-3".- Чтобы попасть в команду "Формулы-3000", нужны были деньги. Ни одна "конюшня" не собиралась платить мне зарплату. Напротив, денег просили у меня. Нужно было где-то найти 70 тыс. фунтов. У меня их не было". Но однажды ему улыбнулась удача. Японской команде Footwork, выступавшей в "Формуле-3000" и испытывавшей серьезные финансовые проблемы, понадобился пилот. За руль этого болида никто не рвался. Все опасались испортить свою репутацию: машина у Footwork была просто никуда не годной. Хилл решил рискнуть и не прогадал. На Гран-при Бельгии, управляя этим изделием, он смог квалифицироваться. Казалось бы, невелико достижение, но до него на подобной машине это вообще мало кому удавалось. После этого у специалистов сам собой возник вопрос: как же будет гоняться этот парень, если его пересадить на нормальную машину?

Хиллу впервые предложили контракт в нормальном понимании этого слова. Он перешел в команду Middlebridge, с которой занял в чемпионате 13-е место. Причиной столь неубедительного результата была опять же ненадежность машины. То есть на квалификацию ее еще как-то хватало, и Хилл показывал очень неплохие результаты, как правило, стартуя с первой линии, на гонке же она постоянно ломалась.

Такое положение вещей могло кому угодно создать репутацию неудачника, и, возможно, Деймон так бы и прозябал в "младших" "Формулах", если бы в 1991 году боссу Williams не понадобился новый тест-пилот. Нужен был не слишком амбициозный гонщик, который в то же время отличался бы работоспособностью. Именно такие качества разглядел Фрэнк Уильямс в Хилле. Так Деймон попал в "Формулу-1". Тогда тон в команде задавал Найджел Мэнселл, так что рассчитывать на место в "основе" никак не приходилось. Но когда на тестах Хилл стал выдавать результаты получше, чем основные пилоты команды, о нем всерьез заговорили как о будущем Williams.

Дебют Хилла в первой "Формуле" состоялся в 1992 году, на Гран-при Тогда "конюшне" Brabham, стоявшей на грани разорения, просто некого было сажать за руль - нечем было платить пилотам, и руководство команды обратилось к Фрэнку Уильямсу с просьбой одолжить Хилла на пару гонок. Стороны быстро договорились, и Хилл впервые принял участие в Гран-при. Своим выступлением ему удалось произвести впечатление на Уильямса, и на будущий год он получил место основного пилота.

Три года Хиллу пришлось играть вторые роли. Это и неудивительно: в те времена команда Williams располагала лучшей машиной, что позволяло приглашать сильнейших пилотов. С 1992-го по 1994 год за Williams, помимо Мэнселла, гонялись такие асы, как Ален Прост и Айртон Сенна. Во многом благодаря работе с этими пилотами Хилл и научился побеждать. "Мои партнеры по команде часто бывали недовольны мной,- рассказывает он.- Они полагали, что я все время делаю что-то не так. Я же отвечал, что лишь стараюсь подражать им. Когда я впервые сказал такое Сенне, он был просто в ярости".

После гибели Сенны 1 мая 1994 года на Гран-при Сан-Марино англичанин автоматически стал первым пилотом команды. Но представившийся шанс не использовал: его опыт оказался бессильным против агрессии и расчета Михаэля Шумахера. Все, наверное, помнят последний этап того чемпионата. На гонке в Аделаиде Шумахер, не выдержав давления прижимавшего его Хилла, улетел в отбойник, откуда отрикошетил прямо в машину англичанина. Следующий год также не принес Хиллу титула. И только в 1996-м, в 36 лет, Деймон наконец-то выиграл чемпионат.

После этого карьера Хилла пошла по нисходящей. Из победной Williams он перешел в более чем скромную Arrows, оттуда в Jordan, но так ничего и не добился. Исключением стала, пожалуй, только прошлогодняя победа в Бельгии.

"Когда тебе почти 40 лет, очень трудно постоянно концентрироваться на гонках. Надо уходить. Я очень благодарен всем, кто меня поддерживал, с кем пришлось работать. Мне выпало огромное счастье - быть чемпионом мира. Но мое время уходит",- сказал Хилл, объявляя о своей отставке.

1986 1988

Снизу вверх

Удивительная судьба постигла Дэймона. С детства у него было все - его отец был чемпионом мира и заработал достаточно средств, чтобы его семья чувствовала себя комфортно. Но в один ужасный дождливый лондонский день не стало Грэма Хилла, и все перевернулось с ног на голову. Дэймону пришлось повторить путь отца - мотоспорт, гребля и знакомство с главой известной гоночной команды. Для Грэма таким человеком стал , который дал шанс для британца показать себя в королевском классе. Сегодня мы расскажем, кто же стал спасителем для его сына.

Один миг и все

Дэймон Грэм Деверо Хилл родился 17 сентября 1960 года в Лондоне. На тот момент его отец Грэм имел незначительный опыт в Формуле-1, но до чемпионства оставалась самая малость. Все предрасполагало к тому, что и Дэймон станет гонщиком. Дело не только в том, что отец начал добывать победы, но и в окружении Грэма. Друзьями семьи были Стирлинг Мосс, Джим , Сертиз, Джекки . Дэймон также пропитался гонками.

Его детство было легче, чем у отца - ему без проблем был куплен первый детский мотоцикл в возрасте 11 лет. Также отличием было то, что Грэм в юношеские годы прятался от бомбардировок Лондона, а Дэймон жил в 25-комнатном поместье. К тому же отец обзавелся своей командой, и не было сомнений в том, кто рано или поздно станет пилотом команды Грэма Хилла. Но в 1975 году жизнь Дэймона перевернулась. Его отец разбился в авиакатастрофе по возвращению с тренировочной сессии во Франции, и семья Хиллов моментально столкнулась с проблемами. Среди них были и финансовые иски со стороны семьи погибшего пилота в той катастрофе.

Выступал он тут - впрочем, как и везде в доформульный период - средне. Конечно, добывал победы в гонках, бывал часто на подиумах, но к чемпионству не был близок. В 1986 году он потерял спонсоров и ему пришлось одолжить 100 тысяч фунтов для выступления в британской Формуле-3. В этой серии он пробыл четыре долгих года, но добился лишь третьего места в личном зачете в 1988 году. Затем он повторил путь и - он начал принимать участие в некоторых кузовных гонках. Параллельно с этим он сделал шаг назад в Формулу-3000, ведь обычно после Формулы-3 пилоты шагают в королевский клас. Но в итоге все для Дэймона закончилось благополучно.

Снизу вверх

В 1991 году его пригласил Фрэнк Уильямс работать тест-пилотом в своей команде. Тогда он совмещал тесты с выступлениями в Формуле-3000, а уже на следующий год ему предоставился шанс проявить себя в Формуле-1. Надо сказать, что шанс был не ахти - команда Брэбхем. Великая команда была далеко от уровня 1966-67 годов, когда пилоты брали чемпионство - в 1992 году Брэбхем боролся за прохождение квалификации. Тот сезон для Хилла начался не сразу. После трех Гран-при команду покинула Джованна Амати - последняя девушка-пилот в Формуле-1. На ее место и пришел британец. Итоги выдались очень невпечатляющими - в восьми гонках Хилл два раза прошел квалификацию. Пожалуй, это ни о чем не говорило - все дело было в команде, которая покинула королевский класс, даже не дождавшись окончания сезона.

А вот 1993 год стал полной противоположностью предыдущему. Изменилось буквально все. Хилл стал основным пилотом команды Уильямс - долгая битва за место первого пилота между Простом, и Сенной оказалась выигрышной не только для француза, но и Хилла. Но, в отличие от великих, статус первого пилота Дэймону был не нужен - он получил победоносный болид и шанс проявить себя. В 1992 году многие шутили над Найджелом, мол, каждый на такой машине может победить. Хиллу пришлось доказывать это утверждение. И он его доказал. Но одно дело случайная победа, а другое - третье место в личном зачете при трех победах в полноценный дебютный сезон.

В 1993 году Хиллу достался на болиде номер "0" - это был второй пилот после , который удостаивался такой чести. Дело в том, что действующий чемпион мира ушел из гонок, и "1" на этот сезон исчезла. Но полным нулем Дэймон не оказался. Да, ему очень сильно помогала машина, но не стоит забывать, что прошлый год он провел в Уильямсе в качестве тест-пилота и свою лепту в успех вложил. Сначала он довольствовался подиумами, а во второй части чемпионата пришли и победы. Первая из них была добыта в Венгрии. Прост и Хилл заняли первый ряд стартового поля, но француз заглох на warm-up - этого оказалось достаточным для уверенной победы Хилла. Он в тот день стал первым сыном чемпиона мира, который добывал победу в Формуле-1. Сразу после этого этапа он выиграл еще два - невероятный успех пилота, который вообще мог не оказаться в королевских гонках. Но это было лишь начало.

Он - ноль?

В конце сезона Прост ушел из команды и на его место пришел - Хиллу вновь по тем же причинам достался "0" на носе болида. Его и команду поджидал сложный сезон. На третьем этапе погиб , и команда выпала в осадок. После аварии Дэймон был одним из немногих, кто не придерживался теории технических проблем на болиде . Он говорил, что, скорее всего, произошла ошибка пилота, мол после нескольких кругов при машине безопасности резина была непрогретая, и Айртон этого не учел. Но это был простой поиск причины наихудшего. Для британца этот Гран-при стал самым грустным за всю карьеру. Вскоре машина начала давать результаты и благодаря провалам Михаэля Шумахера Хилл смог повести борьбу за титул.

Он был близок, чтобы вновь повторить судьбу отца - Грэм Хилл в 1968 стал чемпионом после гибели лидера команды . Но Дэймону все-таки не удалось выиграть чемпионское звание. Все решилось в Аделаиде, где он столкнулся с и закончил борьбу из-за сломавшегося рычага подвески. Хилл доковылял до боксов, но ему пришлось обреченно смотреть, как механики пытались исправить ситуацию. Ему было уже 34, но он был молод по сути - не было у него опыта, чтобы избежать столкновения с Михаэлем. И стюарды, и его друг Мюррей Уокер (известный комментатор Ф-1) признали эпизод обычным гоночным инцидентом. Несмотря на поражение, BBC Sport признал его персоной года.

Сезон 1995 года вышел для Хилла неоднозначным. На первых трех этапах он добыл две победы и, казалось, что это начало пути к чемпионству. Но тут на идеальное начало наложилось несколько моментов. Во-первых, Хилла начала подводить техника. Во-вторых, и Бенеттон вышли на новый, лучший уровень и начали штамповать победы. В-третьих, Хилл начал разборки с Михаэлем. На Гран-при Великобритании и Италии Дэймон шел на необдуманные атаки на немца и в результате оба пилота заканчивали борьбу. Возможно, со стороны Хилла это была некая месть, но точно говорить об этом не приходится - это знает лишь он.

Чемпион

В конце сезона в Австралии Хилл одержал победу с двухкруговым преимуществом над преследователями. Но и такой результат не оправдывал Дэймона за прошедший год. Фрэнк Уильямс легко мог расстаться с подопечным, но этому решению мешал подписанный контракт на следующий год. Тогда еще британец не знал, что его уход в конце 1996 года был предрешен. И на это не мог повлиять любой результат Хилла в сезоне. Дэймон же добыл чемпионство, но было два интересных момента. в 1996 году перешел в Феррари, которая была далека от идеала. Немец после двух чемпионств начал борьбу не с соперниками, а с машиной - его удел был в борьбе за победы на отдельных этапах.

С другой стороны был новичок Формулы-1 - коллега Хилла по команде. Жаку удалось сходу навязать борьбу более опытному конкуренту. Канадец смог по ходу сезона значительно улучшить свои результаты и медленно сократил отставание он Хилла. Хилл перед последним этапом имел 9 очков перевеса над , но обострения ситуации не произошло. Дэймон стал чемпионом, когда канадец сошел. А в конце сезона Фрэнк Уильямс позвонил Хиллу и без объяснения причин сообщил, что контракт с британцем разорван. Это повергло в шок Дэймона - ведь все же было прекрасно. Тем не менее, пришлось искать новую команду. Среди вариантов были Феррари и Макларен, но эти команды не согласились на финансовые требования действующего чемпиона мира. В итоге Хилл перешел в Эрроуз.

Сезон 1997 года ничем выдающимся не ознаменовался. Белые пятна были лишь малых количествах. В проблемам слабости самого шасси и мотора Ямаха добавились плохие шины Бриджстоун, которые только-только появились в Формуле-1. Первые восемь этапов Дэймон остался вообще без очков, а вот во второй половине было несколько минут для радости. На домашнем этапе британец финишировал шестым, и тогда было не важно, что это случилось благодаря многочисленным сходам. А в Венгрии случилась сенсация. Бриджстоун угадал с составом резины, и Хилл сразу оказался вверху протокола. На квалификации он был третьим, в гонке несколько кругов лидировал, но в итоге пришел "всего лишь" вторым - обогнать его смог . После Хургароринга команда вернулась к своим прежним результатам, и Дэймон поменял команду в следующем году. Он заключил контракт с Эдди Джорданом, но и здесь великих успехов он так и не добился.

На закате

В 1998 году результаты пришли лишь за шесть этапов до финиша. Пиком же стал Гран-при Бельгии. Хилл стартовал третьим и благодаря этому сумел избежать огромного стартового завала, в котором поучаствовало 14 машин. Он же выиграл рестарт, обойдя еще до "Источника" два Макларена, и повел за собой гонку. Единственным конкурентом стал , который вскоре обошел британца. Гонку должен был выигрывать немец, но он столкнулся с Култхардом, когда проходил его на круг. А Хиллу оставалось спокойно доехать в той дождевой гонке до финиша и одержать свою последнюю победу в карьере. В 1999 году в команду Джордан пришел Хайнц-Харальд Френцен, которому удалось показать несколько впечатляющих результатов, а вот Хилл потерял мотивацию. В том году он набрал лишь 7 очков и ушел из гонок.

Довольно интересные вышли выступления Хилла. Результата ему помогла добиться машина, но в то же время нельзя сказать, что он бездействовал на тестах. И Фрэнк Уильямс, и Патрик Хэд высказывались о нем положительно. Но есть еще и другой факт - после Уильямс он перешел в команду не своего ранга. Возможно, этому было разумное объяснение. Но в любом случае он оказался сильнейшим в 1996 году и только это важно для нашей истории. Сейчас же Хилл занимается автобизнесом. Он создал престижный автоклуб, занимается продажей автомобилей Ауди и БМВ. Ну и не обходится без комментирования гонок - несколько раз его приглашал канал ITV F1.

Несмотря на выигранный чемпионский титул в сезоне-1996, Деймон Хилл вынужден был уже в следующем году менять место работы. Два десятилетия спустя Бен Андерсон вспоминает те времена...

Потеря места в чемпионской команде Williams-Renault по окончании сезона-1996 практически лишила Деймона Хилла шанса защитить завоеванный титул.

Сэр Фрэнк [Уильямс] решил не продлевать контракт с соотечественником, а заменить его на звезду Sauber Хайнца-Харальда Френтцена.

Это решение стало венцом шестилетнего сотрудничества Деймона с культовым английским коллективом, которое зародилось на тестах в 1991 году. Тогда Хилл сменил в составе команды Найджела Мэнселла, решившего попробовать свои силы в IndyCar, а кульминацией их совместных выступлений в Больших Призах стало чемпионство 1996 года.

На тот момент все большие команды уже объявили свои составы на предстоящий сезон, что значительно затруднило Деймону поиск нового места работы.

«У меня были смешанные эмоции, – вспоминает Хилл те времена в интервью AUTOSPORT. – Конечно, были варианты, но все они не позволяли надеяться на защиту титула.

Это, в основном, были новые команды или коллективы без большой истории, так что я решил просто остаться в Ф1 и подождать нового заманчивого предложения».

В итоге Деймон присоединился к команде Arrows из середины пелотона, которую недавно приобрел Том Уокиншоу - весьма амбициозный человек, в середине 90-х возглавлявший инженерный отдел Benetton.

Хилл изучает свою новую машину Arrows на выставке AUTOSPORTФото: LAT

«Это был большой риск, – продолжил Хилл, – но потенциал у команды был, и это продемонстрировал этап в Венгрии [где Деймон квалифицировался третьим и едва не выиграл гонку].

Том очень хотел заполучить меня в свою команду. Это было очень заманчивое предложение, к тому же, у нас были шансы преподнести всем сюрприз с шинами Bridgestone.

Мы действительно полагали, что сможем всех удивить, если японские шинники вернутся в Формулу 1. К тому же, в середине сезона к нам присоединился Джон Барнард…

Том отличался весьма агрессивным подходом к делам и очень хотел выигрывать, так что я с удовольствием стал частью его замыслов.

И машина 1997 года у нас получилась очень хорошей, если не считать двигатель...»

На традиционной выставке AUTOSPORT в Бирмингеме в начале года команда объявила о своих амбициозных планах побороться за титул, а пару Деймону в составе коллектива составил бразильский "рента-драйвер" Педро Диниц.

«Педро был очень милым парнем, – вспоминает Хилл. – К тому же, временами он был довольно быстр и даже опережал меня. Кому-то нужно гоняться и выигрывать, но мне не кажется, что ему не особенно хотелось проверять, на что он способен.

Он добрался до Формулы 1, и это уже было здорово. Сейчас он преподает йогу в тропических лесах Бразилии. Вероятно, он и его менеджер [Даниэле Морелли, также занимавшийся делами Роберта Кубицы] были слишком милы для Ф1...»

Дела у действующего чемпиона мира в новой команде поначалу пошли не слишком хорошо. На дебютном этапе сезона в Мельбурне, где он выиграл годом ранее, он квалифицировался 20-м из 22 пилотов, а Диниц замкнул стартовую решетку.

В один момент Деймон был низвергнут с верхних ступеней подиумов с неизменными брызгами триумфального шампанского в самые глубокие ряды пелотона, но сдаваться он и не думал.

Проблемы в Австралии могли бы задать негативный тон всему сезону, но Деймон не отчаивалсяФото: LAT

«Ты просто должен делать то, что умеешь, – заметил Хилл. – Если кому-то такие перемены кажутся постыдными или даже ужасными, это их проблемы. Конечно, никому не хочется оставаться на задворках первенства, но я особенно не переживал, поскольку мы делали все, что было в наших силах. К тому же, у аутсайдеров всегда есть масса возможностей для прогресса.

До этого мне уже приходилось бороться в последних рядах пелотона, так что для меня это не было в новинку. Я был уверен, что Джон Барнард справится с этим.

Мне всегда нравилось тесно работать с инженерами. Именно им спорт обязан своими успехами. Если бы у нас было достаточно денег, я уверен, он бы нашел выход из сложившейся ситуации.

В тот год Том сделал несколько очень громких заявлений, и от нас многого ждали. Но мне это было по душе. Его цели не были реалистичными, но я понимаю его желание ухватить журавля в небе - в конце концов, мы пришли в Ф1 не отбывать номер.

Нашему оптимизму не было предела. Но и потенциал у Arrows присутствовал. Все могло случиться. Посмотрите на историю Red Bull. С Arrows могло произойти то же самое.

Если смотреть на это с позиции чемпионства 1996 года, можно сказать, что у команды все было очень зыбко и неопределенно. Но мне были по вкусу эти завышенные амбиции, мне никогда не хотелось выступать за команды, не питающие никаких иллюзий и надежд».

Сезон для Деймона оказался очень сложным, но не без светлых пятен. Помимо успешного выступления в Венгрии, о котором мы уже упоминали, Хилл также набрал очко в Великобритании и едва не взял поул в Хересе - не хватило всего 0,058 секунды. Всем было ясно, что шасси A18 с мотором Yamaha может проявлять свои лучшие качества, но только в определенных условиях.

«С балансом у машины никаких проблем не было, – продолжил вспоминать Деймон, – и мне кажется, что свою роль в этом сыграли шины. Мы здорово поработали с Bridgestone, и они предоставили нам великолепные составы резины.

Подиум в Венгрии стал большим успехом для ArrowsФото: LAT

Машина была довольно проворной. Конечно, мощности мотору не хватало, но на некоторых трассах мы смотрелись очень убедительно - не в последнюю очередь благодаря шинам.

Возможно, в моем распоряжении никогда не было столь хорошо сбалансированной машины, как в тот год в Венгрии. Это была просто фантастика! Я мог с легкостью бросать машину из стороны в сторону. Жаль, что меня не было вместе с Джеки Оливером [одним из основателей Arrows] в гараже в тот момент, когда он уже поверил было, что команда сможет выиграть гонку - впервые за 300 с лишним попыток!»

Деймону очень нравилось выступать за Arrows, но он не скрывал своих амбиций однажды вернуться в одну из топ-команд, чтобы вновь побороться за титул. Были разговоры о его переходе в McLaren в 1998-м, но они так и остались разговорами.

«Когда Эдриан Ньюи покинул Williams, всем стало понятно, что теперь самые сладкие места будут именно в McLaren, – вспоминает Хилл. –. Но на моем пути встало одно серьезное препятствие с инициалами Р.Д. Я очень уважаю Рона, он добился огромных успехов со своей командой, но в общении он был не самым приятным человеком.

Если бы я был немного мудрее, возможно, я сказал бы да, но мне не по душе были эти унижения. Мне казалось, что статус чемпиона мира предполагает хоть какое-то уважение, но Рону так не думалось. В глазах McLaren вы полный ноль.

Я всегда относился к спорту, как к возможности выразить себя, так что для меня очень важно было иметь шанс высказаться - именно это нужно людям. Но в философию McLaren это не входило, они предпочитали, чтобы все лавры успеха доставались только им. Гонщик для них был лишь орудием труда.

Хилл вел переговоры с McLaren, но в итоге оказался в JordanФото: LAT

Я понимал их подход, но со стороны все выглядело иначе. Мне пришлось бы здорово подстроить свою жизнь под них, но мне не хотелось этого делать. Каждый делает свой выбор, и лично я своим доволен».

В результате Деймон решил подписать двухлетний контракт с командой Эдди Джордана. Свою последнюю победу в Формуле 1 он одержал в 1998-м в Бельгии, а еще спустя год завершил карьеру в Больших Призах.

«Думаю, все всегда идет так, как и должно, – философски заметил британец. – После завоевания титула я решил делать то, что хочу, и так, как хочу - гоняться в свое удовольствие.

Я понимал, что волен выбирать свой дальнейший путь. И я сделал свой выбор. Вероятно, он отличался от того, что посоветовал бы мне любой профессиональный менеджер, но у меня был свой ответ любым советчикам: «Это не ваша жизнь, а моя, и я буду делать то, что мне нравится!» Именно под таким лозунгом я и провел остаток своей карьеры в Ф1».

Короткой, но весьма успешной карьеры чемпиона мира…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Году он выиграл в английском серии мотогонок на мотоцикле Yamaha TZ350, после чего по настоянию матери, которая лично оплатила учебный курс, поступил в гоночную школу и, окончив ее, начал ездить в гонках чемпионата Формула-Форд-1600. В настоящее время ветвях было уже 24 года, а, например, его сопернику Марку Бланделлу (тоже будущем пилоту Ф-1) - всего 18.

Уйдя из гонок он заявил, что больше не будет в них участвовать, что "оставил Формулу-1, чтобы больше времени проводить с семьей, и я не собираюсь снова выступать в гонках". Время от времени принимает участие в отдельных шоу. В году он проехал несколько показательных кругов за рулем машины чемпионата ДТМ .


2. Полная таблица результатов

В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками в таблице есть сезоны, столбцами - этапы Гран-при. В каждой ячейке указаны сокращенные названия этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов отражена в таблице, ниже.

Пример Расшифровка
1 Победитель
2 Подиум (2-е или 3-е место)
5 Финиш в очках
12 Финиш вне очковой зоны
14 Не финишировал, но классифицирован
Восток Не финишировал и не классифицирован
ДСК Дисквалифицирован
НК Участвовал в гонках как боевой пилот,
но не смог квалифицироваться
НКВ
но не прошел квалификацию и не участвовал в гонках
НС Участвовал в Гран-при как боевой пилот,
но не стартовал в гонке (включая случаи невыхода на старт из-за механических проблем)
Т Травмированный
Не участвовал в Гран-при по другим причинам
Выкл Исключен из протокола
Тест Тест-пилот по пятницам

Жирным шрифтом выделены этапы, на которых гонщик стартовал с поула. Курсивом обозначены этапы, на которых гонщик должен быстрейший круг.

Год Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Место
в чемпионате
Очки
в чемпионате
Бребем RSA MEX BRA ESP
НКВ
SMR
НКВ
MON
НКВ
CAN
НКВ
FRA
НКВ
GBR
16
GER
НКВ
HUN
11
BEL ITA POR JPN AUS - 0
Уильямс RSA
Восток
BRA
2
EUR
2
SMR
Восток
ESP
Восток
MON
2
CAN
3
FRA
2
GBR
Восток
GER
15
HUN
1
BEL
1
ITA
1
POR
3
JPN
4
AUS
3
3 69
Уильямс BRA
2
PFC
Восток
SMR
6
MON
Восток
ESP
1
CAN
2
FRA
2
GBR
1
GER
8
HUN
2
BEL
1
ITA
1
POR
1
EUR
2
JPN
1
AUS
Восток
2 91
Уильямс BRA
Восток
ARG
1
SMR
1
ESP
4
MON
2
CAN
Восток
FRA
2
GBR
Восток
GER
Восток
HUN
1
BEL
2
ITA
Восток
POR
3
EUR
Восток
PFC
3
JPN
Восток
AUS
1
2 69
Уильямс AUS
1
BRA
1
ARG
1
EUR
4
SMR
1
MON
Восток
ESP
Восток
CAN
1
FRA
1
GBR
Восток
GER
1
HUN
2
BEL
5
ITA
Восток
POR
2
JPN
1
1 97
Эрроуз AUS
НС
BRA
Восток
ARG
Восток
SMR
Восток
MON
Восток
ESP
Восток
CAN
9
FRA "
12
GBR
6
GER
8
HUN
2
BEL
13
ITA
Восток
AUT
7


 

Возможно, будет полезно почитать: