Дисциплины фигурного катания на коньках. Фигурное катание. Спортивные танцы на льду

Характеристики современной белорусской семьи

Согласно материалам, которые содержатся в книге И.И. Калачевой «Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития», в 30 городах Республики Беларусь (в Минске, областных городах, средних и малых городах) проживают 76,6 % - женатых/замужних, 9,6 % - разведенных, 5,8 % незамужних/холостых, 4 % живут в незарегистрированном браке, 4 % - вдовые (в исследовании приняли участие 800 семей белорусов).

В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, рождающихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (по сравнению с 1970 г. этот показатель уже возрос в 3 раза и продолжает быстрыми темпами увеличиваться). В 1990 г. таких детей было 9 % от всех родившихся, в 2000 г. - 19 %, в 2006 г. - почти 23 %. Таким образом, в настоящее время практически каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Особенно быстрыми темпами растет внебрачная рождаемость на селе. Здесь каждый третий ребенок рождается у одинокой матери. Большое количество разводов и рост внебрачных рождений приводит к увеличению в обществе неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 15%.

Данные тенденции в совокупности с рядом социально-экономических причин оказывают негативное влияние на репродуктивные установки современной молодежи, приводя к сокращению количества детей в браке и все более частым решениям переносить рождение первого ребенка на более поздний этап совместной жизни.

В настоящее время более 90 процентов семей с детьми являются малодетными: в их составе один или два ребенка, В обществе продолжает сохраняться социальная норма малодетности, несмотря на наметившийся рост числа детей, рожденных вторыми и третьими (по порядку рождения). В стране пока не обеспечивается простое замещение родительских поколений. Уровень рождаемости в сельской местности по-прежнему выше городского. Наметилась позитивная тенденция снижения числа рождений у женщин в возрасте до 18 лет. Доля детей, рожденных вне брака, в общей численности родившихся с 2006 года начала снижаться.

Следует отметить, что для семей с детьми значимой статьей доходов продолжают оставаться пенсии, пособия, материальная помощь от родственников, доход от личного подсобного хозяйства и продажи сельхозпродукции. Чем больше в семье детей, тем в большей степени пособия (все виды пособий, получаемых из государственного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств организаций) оказывают влияние на уровень доходов семей.

Уровень и качество жизни в семьях, с появлением первого или второго ребенка, практически не отличается от уровня и качества жизни в семье в среднем по республике. Материальное же положение многодетных семей значительно хуже, чем семей с одним и двумя детьми. Таким образом, рождение в семье третьего и последующих детей является фактором риска попадания семьи в категорию мало­обеспеченных.

Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения.

В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

· ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой отношений в семье;

· половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе сотрудников
системы здравоохранения и родителей;

· формирование у молодежи личностных качеств, способствующих в будущем успешному выполнению роли семьянина: дружелюбия, уважения к общественным нормам и ценностям, дисциплинированности путем привлечения к деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

· практическая подготовка старших школьников на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности.

В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи: поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, существовал контроль социальных институтов над условиями домашнего быта и отдыха учащихся.

В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни утратила свою актуальность.

В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны- тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. К сожалению, исключение из школьной сферы проблемы подготовки к семейной жизни, она не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодежи в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Белорусские исследователи Л.И.Смагина, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует

дефицит насыщенного межличностного общения , когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, - увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Не пройдя школы воспитания чувств в родительской семье, молодые люди позже могут столкнуться с серьезными проблемами при создании собственной.

Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев, по мнению Л.И.Смагиной, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявской и др., определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков.

Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Скука, одно­образие, безрадостность повседневной жизни провоцируют ссоры по пустякам. Так пробивается брешь в той «стене», которой семья отгораживается от общества, стремясь выполнить миссию защиты своих членов от стрессов, сопровождающих динамизацию нынешней жизни.

Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей.

Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи.

Жизненный цикл семьи

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере. Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых, с одной стороны, поможет супругам подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой - разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.

Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ века, придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла. В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7-8 стадиям.

Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.

Естественно, не любую семью можно рассматривать через призму схемы; существуют многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т.д. Однако какова бы ни была структура семьи, какие бы специфические задачи она не решала, на определенной стадии жизненного цикла она сталкивается с типичными для этого этапа развития трудностями, знание которых поможет справиться с ними гораздо успешнее.

Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т.д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно: например, там, где есть маленький ребенок и подросток, появляются проблемы, характерные и для одной, и для другой фазы развития семьи, что создает дополнительные трудности в реализации супружеских и родительских функций. Вместе с тем подход к развитию семьи на основании изменения функции рождения и воспитания детей вряд ли может считаться единственно верным. Семейные отношения - это не только отношения между родителями и детьми. Формально семья существует от ее регистрации до расторжения или прекращения брака, а психологическая сущность ее возникает, когда отношения в супружеской паре становятся личностно значимыми, влияющими на чувство, мышление и поведение, и остается таковой, пока эти отношения сохраняют свою значимость. Поэтому периодизацию развития семьи как малой группы обоснованнее было бы определять по совокупности различных отношений, связанных с семьей, и их значимости в тот или иной период ее функционирования. С учетом этого можно рассмотреть типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла современной семьи.

1. Период добрачного ухаживания . Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).

2. Заключение брака и фаза без детей . На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).

Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы. Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей. Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т.д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсуждать проблему рождения первого ребенка и количества детей в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.

В условиях современной действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.

3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.

Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.

Ряд важных вопросов этой на стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками). Происходит своеобразный возрастной сдвиг: стареющим родителям приходится видеть в своих детях уже взрослых людей. Для многих это сложный переход. То, что не было проработано между двумя супругами, должно быть проработано в присутствии третьего человека: например, кто-то из родителей (чаще всего мать) вынужден оставаться дома и ухаживать за ребенком, в то время как другой (преимущественно отец) старается сохранить связи с внешним миром.

Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

Применительно к молодой семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (размен квартиры и т.д.), в других, наоборот, все заботы переносятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы не становятся родителями).

По мере взросления ребенка мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком - искать няню или определять его в дошкольное учреждение.

С особыми проблемами сталкиваются матери-одиночки - дети начинают задавать вопрос об отце. Кроме того, во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, поэтому выбор соответствующего образовательного заведения может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи.

4. Семья со школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

Возможны некоторые, связанные со школьной жизнью ребенка - решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери (перевод в специальную школу или индивидуальное обучение на дому); могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и самореализации.

Это все еще время собственной карьеры родителей, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания (в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере). Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и подростку.

Иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная проблема - несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку: подростки выходят из-под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. На этом фоне у супругов могут появиться проблемы с их собственными родителями, которые, старея, начинают все чаще испытывать недомогание, и требуют ухода. На среднее поколение, таким образом, обрушивается большое давление и сверху, и снизу, что может значительно усугублять внутрисемейные отношения, приобретающие характер затяжного кризиса.

5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену.

Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. Дети все реже бывают дома, и оказывается, что именно они играли в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством детей родители общались друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства. Разрешить проблему, возникающую на зрелых стадиях брака, гораздо труднее, чем в ранние годы, когда молодая пара еще не стабильна и находится в процессе создания новых стереотипов взаимодействия. Чаще наработанные семьей к этому времени стереотипы, как решения проблем, так и ухода от них, становятся неадекватными. Иногда это приводит к интенсификации проблемного поведения - такого, например, как пьянство или жестокое обращение с супругом, - и постепенно это достигает нетерпимого уровня.

Дети должны ощущать себя взрослыми людьми (т.е. они становятся близки к 1-й стадии): у них возникают долговременные связи, возможна женитьба (замужество), т.е. в семейную группу включаются новые члены. На этой стадии возникают проблемы: соответствует ли выбор детей ожиданиям родителей; где проводят время молодые люди? Встает вопрос обмена квартиры с целью выделения собственного жилья молодоженам. Довольно распространенным является вариант, когда бабушка (дедушка) съезжается с родителями одного из молодоженов, а они переезжают в ее квартиру («ожидание смерти бабушки или дедушки»).

Еще одна проблема - вынужденное проживание молодых с родителями. Появляются внуки, и встает вопрос о том, что бабушка должна оставить работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам часто бывает далеко до выхода на пенсию по возрасту.

6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работа занимает только часть их времени. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т.п.).

На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.

7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. Один из супругов может умереть, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей. В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и невольно принимать тот образ жизни, который предлагается ему детьми. Иногда он вынужденно переезжает из семьи одного ребенка к другому. Естественно, это далеко не лучшим образом сказывается на его физическом и психическом состоянии.

Находясь в семье собственных детей, овдовевший супруг мучительно переживает свою психологическую изоляцию от других. Занятых своими проблемами детей мало интересует или не интересует вообще ни его мнение по тем или иным вопросам, ни самочувствие, о котором и так всем известно. Поэтому бабушка (дедушка), которую собственные взрослые дети не балуют вниманием, ищет и находит утешение во внуках, компенсируя этой привязанностью недостаток эмоционального тепла к ней в семье.

Иногда в качестве выхода из создавшейся ситуации, чтобы избавиться от одиночества и иметь возможность удовлетворять потребность в общении с людьми своего поколения, овдовевший супруг, несмотря на преклонный возраст, вступает в новый брак. В подобном случае увеличивается эмоциональная и физическая дистанция его с собственными детьми, вплоть до полного разрыва взаимоотношений.

В последнее время в отечественном семьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла семьи. Его авторы А.И. Антонов и В.М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства и осуществляется в четыре основные стадии:

· Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца.

· Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.

· Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.

· Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На стадии предродительства супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать.

На стадии репродуктивного родительства появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее – в зависимости от числа рождений. И лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда в семье только единственный ребенок.

Вторая стадия дает начало третьей – стадии социализированного родительства, во время которой осуществляется воспитание детей. Для многих родителей эта стадия не кончается никогда, но ее следует ограничить или достижением совершеннолетия, или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения по многим причинам (например, из-за отсутствия жилья) продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период. Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, будет одной из характеристик этой третьей стадии. Следует отличать «затяжную социализацию» от «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак откладывается.

Появление первого внука превращает родителей-основателей в прародителей, в дедушку и бабушку, хотя это еще не означает прекращения стадии «социализированного родительства», так как в семье еще могут оставаться несовершеннолетние дети. Последняя стадия прародительства длится до смерти супругов.

Таким образом, можно выделить, по крайней мере, пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, что точнее, рождение первого внука, смерть одного или другого супруга), образующих четыре стадии семейного цикла. Подобный вариант семейного цикла может считаться идеальным, полным циклом семьи.

Структура и типология семей

Семья - это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач - поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным в теории и практике организации психологической помощи семье. Как справедливо замечает по этому поводу известный американский семейный психотерапевт С. Минухин, «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое - структуру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов». Поэтому при анализе структуры конкретной семьи необходимо изучить ее численный и персональный состав, остановиться отдельно на характеристике разных уровней семейной системы, куда входят вся семья в целом, подсистема родителей, подсистема детей, а также индивидуальные подсистемы. Кроме того, следует описать структуру семьи с учетом ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей. Первая - это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей.

Вторая - семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, если один из родителей более рассудительный, а другой - более эмоциональный. Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными, дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

Что касается подсистем (субсистем) семьи, то динамика их тесно связана с ее жизненными циклами. Первая -подсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаютсяили отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой.

Предварительная установка на согласование, приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.

Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. В свою очередь, родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Кроме того, родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей, что, естественно, сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных не только возрастными, но и индивидуально-психологическими характеристиками, а также половыми различиями.

Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту подсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых. Детское общение становится своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей сформировать у ребенка необходимые коммуникативные умения и навыки для последующего самостоятельного установления контактов и со сверстниками, и со взрослыми.

Выделение подсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи с позиции ее границ. Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них.

Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.

Внешние границы - это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Например, руководитель организации может в грубой форме отчитать своего подчиненного и через минуту позвонить домой и ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.

Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.

В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные.

Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между подсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. К тому же четкие границы позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но в то же время не мешают проявлению их индивидуального своеобразия.

Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между подсистемами в семье с ригидными границами скудное, лишь интенсивные кризисы, совместно переживаемые трудности или экстремальные стрессы сплачивают семью для того, чтобы помочь какому-либо ее члену. Слова, характеризующие взаимоотношения в семьях с ригидными границами, обычно сводятся к выражениям, типа «не мешай, у меня свои заботы», «займись своими делами», «пора бы самому позаботиться о…» и т.п. Именно поэтому семьи с ригидными границами ищут помощи за пределами своей семейной группы.

Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам . В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей в подобных случаях замедляется. В семье с диффузными границами подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяется в родитель

Вот уже двадцать лет наша страна Беларусь самостоятельно и независимо идет по пути своего становления. За эти годы выросло новое поколение людей, которые уже имеют другие взгляды насемью и семейные ценности. Они иначе понимают значение и важность брачных отношений, чем их отцы и матери. Так какая она, современная семья в Беларуси ? Что она видит для себя и своих детей? С какими трудностями сталкиваются, и какие проблемы решают?

Молодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, один или двое детей, оба работают. Это портрет рядовой семьи практически в любой стране СНГ. Беларусь здесь не исключение. После распада СССР наметилась небольшая тенденция на, своего рода, европеизацию семейного быта. Попытки быть похожими на западные семьи привели к переориентации семейных взаимоотношений. Роль денег в таких семьях стала главенствующей. А довольно сложное экономическое положение в середине 90-ых да и последующих годах так и не позволило семье в Беларуси стать полноценным европейским семейством. Впрочем, это вряд ли так необходимо. Вместе с тем снизился рост вступления в брак в возрасте до 25 лет. Да, люди стали позже заключать браки. Однако процент разводов у таких браков относительно низкий. На 100 браков приходится 40-43 развода. Люди более осознанно и вдумчиво подходят к созданию семьи.

Очень распространенными стали семьи с одним ребенком. Здесь белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси , льготное кредитование на постройку жилья, медицинское обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает. По данным Белстата, на 2006 год количество родившихся составило 85,6 тыс человек, а в 1990 – 142,2 тыс человек. Тут и экономический, и психологический, и социальный факторы свою роль сыграли. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке. То ли отцы теряются, то ли не хотят пары регистрировать свои отношения. По-разному, в общем.

А еще налицо такая тенденция. Очень мало внимания современная белорусская семья стала уделять своему здоровью. Медицина ли подорожала или времени не хватает… Все чаще и чаще можно встретить прогуливающихся с колясками мам и выкуривающих одну за одной сигарету. Нет, конечно, каждый сам решает за свое здоровье, только потом уже поздновато. Для ребенка, в первую очередь. А как приятно видеть зимой семейную пару на лыжах за городом. Совсем другое дело! Хотя в целом активный спорт в современной Беларуси очень популярен.

Хотелось еще упомянуть о роли отцов. Много работают, порой уезжают на стройки за большими деньгами, решают свои проблемы и часто уходят от проблем в семье . Мать-одиночка после развода, довольно характерное явление для современной Беларуси . Каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребенка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж.

Но не стоит сгущать краски. Современная семья в Беларуси – это в большей степени ответственная, любящая и заботливая ячейка общества. И приоритет надо делать именно на такие семьи. Ведь не семья для государства, а государство для семьи . Не так ли?

Зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку. В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.

В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали убедительную победу.

Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.

Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

В России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.

Русское фигурное катание , как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.

В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.

Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924 года. С 1930 года чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки. Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 в Санкт-Петербурге, победителями стали немецкие фигуристы.

Четвёртый вид фигурного катания - спортивные танцы на льду - родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане. Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции.

Начиная с 1983 года, в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты по синхронному катанию. А в 1988 году эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Соревнования по парному катанию впервые состоялись в Канаде в 1914 году и регулярно проводились до 1964 года, а возобновились в 1981 году. Лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.

Популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А. Хюблер - Г. Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу летних Олимпийских игр в Антверпене (1920), впоследствии оно было представлено на всех Зимних Олимпийских играх. Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трёхкратные олимпийские чемпионки - Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (СССР).

На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) американский фигурист Дик Баттон буквально произвел переворот. Именно с него в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. Баттон буквально летал над катком. Наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании.

Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду.

Элементы фигурного катания

Перед выступлением фигурист подает официальную форму, где описано примерное содержание программы: какие элементы и в какой последовательности будут исполняться.

Шаги

В программах исполняются дорожки шагов и шаги,как связующие элементы.

Спирали

Спираль — cпиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону). Рисунок последовательности спиралей это любая комбинация дуг (на ребрах – спирали по прямой игнорируются и не считаются в число позиций). Только первые три дуги рассматриваются для получения черт Уровней сложности. Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Самой распространенной спиралью считается «ласточка» . В «ласточке» свободная нога может находится от 90 градусов относительно льда до полного шпагата.

Бильман — выполняется с поднятием свободной ноги, захватом лезвия конька руками и прогибом в спине. Назван в честь Дениз Бильман, которая впервые исполнила на международных соревнованиях бильман как элемент вращения. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Вращения

1) Простые; 2) Со сменой ноги или комбинированные; 3) Совместные; 4) Танцевальные.

Прыжки во вращении

рёберные:

Аксель

Прыжок Аксель назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. (рёберный прыжок)

Риттбергер

Риттбергер (англ. loop) - прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году. (рёберный прыжок)

Сальхов

Сальхов (англ. Salchow) - прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году. (рёберный прыжок)

зубцовые:

Тулуп

Тулуп (англ. toe loop) - прыжок впервые исполнен американским фигуристом Брюсом Мейпсом в 1920 году. (зубцовый прыжок)

Флип

Флип (англ. flip) - прыжок исполняется толчком зубца опорной ноги при движении назад на внутреннем ребре другой ноги. Выезд осуществляется на толчковую ногу.

Лутц

Прыжок Лутц назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. (зубцовый прыжок)

История фигурного катания

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложно координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку. Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов. В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.
C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырех континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев.

История фигурного катания
Изобретение коньков
Истоки конькобежного спорта уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды еще не годились.

Зарождение
(XVI—XIX век). Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований, впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге. Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона. В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз, танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу.
Первые чемпионаты (конец XIX века). На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта. В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов. Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев. На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании. Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев, который должен был руководить организацией международных соревнований.
Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс, Германская империя). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов, 2-е — Николай Панин-Коломенкин). Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.
Развитие (1900—1960). Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений. Парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании. Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — ее произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет. Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер. В парном катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками, не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнеров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты». До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов. Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года.
Расцвет (1960—2000). В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе. Это положило конец доминированию США в фигурном катании. Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман. Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962—1965). С появлением телевидения возник парадокс: обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу. Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60 % очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики». В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50 %. В 1972 году добавилась короткая программа, дававшая 20 %. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно. Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приемом стали тройные прыжки и выбросы. В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп. Практически весь пьедестал почета в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова—Протопопов, Роднина—Уланов/Зайцев, Валова—Васильев, Гордеева—Гриньков, Бережная—Сихарулидзе… В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова—Горшков, Линичук—Карпоносов и Бестемьянова—Букин принесли советской стране много первых мест.
В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер, давшая таких спорсменок, как Зайферт, Петч и Витт. В 1990-е на время вернули свои позиции США. Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон, Орсер, Бойтано, Браунинг, Стойко. В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину, подготовившему таких спортсменов, как Урманов, Ягудин и Плющенко.
Современность (настоящее время). По мнению арбитра С. Бьянкетти, время таких программ, как «Чаплин» Бережной—Сихарулидзе, к сожалению, прошло. Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002. Это стало толчком к появлению Новой судейской системы. Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец «подсечкам» через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов. С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков. Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды, большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась. В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко, Стефан Ламбьель и Бриан Жубер. На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек. В женском — Ирина Слуцкая, Мики Андо, Ким Ён А и Мао Асада. В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина—Маринин; также можно отметить китайцев Пан Цин—Тун Цзянь, Шэнь Сюэ—Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко—Шолковы. Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка—Костомаров. Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась, ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.
История проведения чемпионатов мира по фигурному катанию
Чемпионат мира по фигурному катанию - ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ИСУ). Первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию состоялся в 1896 г. в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие четыре фигуриста из трех стран: Гильберт Фукс из Мюнхена, австриец Густав Хюгель и два русских фигуриста из Петербурга - Георгий Сандерс и Николай Подусков. Золотую медаль и звание первого чемпиона мира по фигурному катанию на коньках завоевал Гильберт Фукс. В первом чемпионате мира принимали участие только мужчины. В 1897 г. на Конгрессе ИСУ, который состоялся в Стокгольме, были приняты правила по проведению соревнований по фигурному катанию на коньках. Согласно первым правилам, соревнования по фигурному катанию состояли из одиночного катания (только для мужчин), парного катания (двое мужчин или две женщины или один мужчина и одна женщина) и группового катания. Состав группы был идентичен парному катанию. Одиночное катание состояло из двух частей: обязательных фигур и произвольного катания. Фигуристы должны были исполнить шесть обязательных фигур (каждую из которых на правой и на левой ноге) в соответствии с программой соревнований. В парном и групповом катании фигуристы исполняли только произвольную программу.
В период 1896-1914 гг. некоторые чемпионаты проводились на естественном льду. Иногда организаторы вынуждены были отменять их из-за погодных условий, так как не было льда. Поэтому возникла необходимость начать проводить чемпионаты на естественном, но закрытом катке, либо искусственном льду. В 1898 г. чемпионат мира по фигурному катанию впервые проводился на закрытом катке в Лондоне, который именовался "Цирк Хенглера", а позднее - "Палладиум". Победил на этом чемпионате Хенниг Гренадер (Швеция). После первого чемпионата мира, в котором приняли участие русские фигуристы Сандерс и Подусков, прошло шесть лет, когда фигуристы из России снова вернулись на мировую арену. В 1903 г. в чемпионате мира в Петербурге выступал Николай Панин-Коломенкин, который занял 2-е место. Затем в 1909 г. в Стокгольме на чемпионате мира участвовал Теодор Датлин, он был последним из пяти выступавших фигуристов. В 1913 г. Иван Малинин в Вене показал четвертый результат, а в 1914 г. Сергей Вандервлит, так же как Датлин, занял последнее, 13-е место.
Затем последовал большой перерыв и только в 1958 г. после большого перерыва фигуристы СССР стали участвовать в чемпионатах мира. Сразу три фигуриста: Лев Михайлов, Валентин Захаров и Игорь Персианцев выступили в 1958 г. в Париже и заняли 17-е, 20-е и 21-е соответственно. В 1975 г. чемпионат мира впервые выиграл советский фигурист Сергей Волков, победивший Владимира Ковалева, который занял 2-е место и получил серебряную медаль.
Звание самого титулованного отечественного фигуриста принадлежит Алексею Ягудину, четырехкратному чемпиону планеты. Его соперник на протяжении многих лет Евгений Плющенко пока является обладателем трех титулов чемпиона мира. В самые первые годы проведения чемпионатов мира женщины на них не допускались, хотя местные соревнования, в которых участвовали и женщины и пары, начали проводиться в 1870-х гг. Одной из причин не участия женщин была одежда, которая не позволяла выполнять сложные движения произвольной программы. Кроме того, правила для одиночного катания в то время лимитировали участие женщин в чемпионатах. Разрешалось участвовать только мужчинам. В 1905 г. Конгресс ИСУ после сильного лоббирования со стороны национальной ассоциации Англии утвердил отдельный чемпионат мира для женщин, но даже после этого чемпионат мира не получил полного признания и назывался Чемпионат ИСУ, без слова "мировой", которое относилось только к чемпионатам среди мужчин. Такая ситуация сохранялась до 1924 г.
Первый чемпионат среди женщин состоялся в 1906 г. в Давосе. Победителем была Меджи Сайерс (Великобритания). В 1914 г. впервые от России в чемпионате принимала участие Ксения Цезарь, занявшая 7-е место из девяти. Исторические материалы свидетельствуют о том, что женщины, представляющие СССР, появились на чемпионатах мира только в 1962 году. Татьяна Немцова стала первой советской фигуристкой, которой доверили право выступить на чемпионате мира 1962 г. в Праге, где она заняла 20-е место. Первой советской медалисткой чемпионатов мира стала Елена Водорезова, завоевавшая в 1983 г. бронзу. В последующие два года серебряные медали выигрывали Анна Кондрашова и Кира Иванова. Настоящий прорыв произошел во второй половине 1990-х гг. с появлением Ирины Слуцкой и Марии Бутырской. Бутырская в 1999 г. стала первой российской чемпионкой мира в истории, а Слуцкая носит звание самой титулованной отечественной фигуристки. В активе Ирины два золота, три серебра и одна бронза чемпионатов мира. В 1952 г. в мировое первенство были включены танцы на льду. Первыми отечественными чемпионами мира в танцах на льду стали Людмила Пахомова и Александр Горшков, завоевавшие золото в 1970 г. Именно этот дуэт является самым титулованным в истории танцев льду: шесть золотых наград чемпионатов мира. Победную поступь Пахомовой и Горшкова продолжили Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, а также Оксана Грищук и Евгений Платов. В 1965 г. советские спортсмены Людмила Белоусова и Олег Протопопов стали чемпионами в парном катании. Впоследствии Белоусова и Протопопов выиграли еще три чемпионских титула, а в 1969 г. эстафету подхватила Ирина Роднина, которая вначале с Алексеем Улановым, а потом с Александром Зайцевым 10 раз становилась лучшей фигуристкой мира.
Чемпионаты мира по фигурному катанию не проводились во время первой (1915-1921) и второй (1940-1946) мировых войн. В 1961 г. чемпионат мира был отменен из-за авиакатастрофы под Брюсселем. На самолете, который летел из Нью-Йорка в столицу Бельгии, находилась сборная США по фигурному катанию. Все спортсмены погибли, и из-за трагедии было принято решение отменить соревнования, которые должны были пройти в Праге.

Виды
В фигурном катании принято выделять 5 основных направлений:
женское одиночное катание
мужское одиночное катание
парное фигурное катание
групповое синхронное катание
спортивные танцы
Женское и мужское одиночное катание . Спортсмен в одиночном катании демонстрирует владение основными элементами - шагами, вращениями, спиралями, прыжками. Уровень фигуриста определяется количеством, качеством и сложностью выполняемых элементов. Важным показателем при оценке спортсмена является также чувство ритма, пластичность, грациозность и артистизм. Соревнования осуществляются в два этапа. Первый этап представляет собой короткую обязательную программу, второй - произвольную.
Парное фигурное катание . В этом виде катания к основным составляющим добавляются специальные элементы, такие как поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. В парном катании на первый план выходит умение партнеров синхронно и качественно исполнять все движения, чтобы показать единство действий. Как и в одиночном катании соревнования пар проходя в два этапа.
Синхронное фигурное катание . Данный вид спорта является самым молодым среди направлений фигурного катания. Команда может состоять как из женщин, так и из мужчин. Обычно в состав команды входит от 16 до 20 человек. Техника исполнения элементов такая же, как и при одиночном катании. Группа должна синхронно и красиво выполнить несколько обязательных элементов, таких как линия, круг, пересечения, колесо, блоки. Запрещаются прыжки более чем в один оборот, поддержки, спирали и пересечения.
Спортивные танцы . Основной акцент в данном направлении фигурного катания приходится на танцевальные движения. Здесь практически отсутствуют выбросы и прыжки, не допускается продолжительное разъединение партнеров. В таком виде фигурного катания важно правильно подобрать костюмы фигуристов, музыку, придумать привлекательный образ для пары. Спортивные танцы на льду - одно из самых зрелищных и красивых направлений. Современные соревнования предусматривают исполнение парой короткого обязательного танца, а также произвольного танца.
Особенности фигурного катания . Фигурное катание - сложный и травмоопасный вид спорта. Для достижения профессиональных целей, начинать заниматься следует в возрасте 4-5 лет. Однако, в каждом индивидуальном случае бывают отступления от нормы.
Даже если Вы научились кататься в зрелом возрасте, у Вас также есть шанс выступить на соревнованиях. Существуют неквалификационные чемпионаты для тех, кто по каким-либо причинам не может участвовать в квалификации. Но даже если соревнования Вас не интересуют, в любом случае, фигурное катание может стать любимым и приносящим радость и здоровье увлечением. Ведь этот вид спорта дарит не только быстроту реакции, грациозность и осанку, но и массу позитивных эмоций.


Основная идея фигурного катания заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку



 

Возможно, будет полезно почитать: