Физкультурное занятие для детей средней группы. Конспект занятия по физкультуре с детьми средней группы
Задачи занятия: формировать у детей навыки двигательной импровизации; владения основными действиями с помощью мяча; воспитывать личностные качества.
Оборудование : мячи диаметром 15 см, музыкальный центр.
Занятие проводится в спортивном зале.
Планируемый результат.
У детей формируются: основные физические качества (ловкость, прыгучесть, равновесие); потребность в двигательной активности; способность самостоятельно действовать.
- Формируется самостоятельность, активность; умение слушать и слышать, совершать произвольные движения под музыку в соответствии с характером мелодии; ориентироваться в пространстве.
Примерный ход физкультурного занятия
№ | Содержание | Дози- ровка | Организационно- методические указания |
Вводная часть | 4 мин | ||
1. | Построение, приветствие | 30 с | В одну шеренгу |
2. | Общеразвивающие упражнения в движении.Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с подниманием бедра, в наклоне, в приседе, бег, ходьба на восстановление дыхания | 3 мин | Под стихотворное сопровождение: Мы походим на носках, А теперь на пятках, Все проверили осанку и свели лопатки. Мишки косолапые по лесу пошли, Мишки косолапые шишек не нашли. Мы шагаем, мы шагаем, Выше ноги поднимаем, Как лошадки мы идём, Прямо головы несём. Вышли козочки гулять, Свежей травки пощипать, Влево, вправо посмотрели, Песню звонкую запели. Гуси - вид домашней птицы, Гордо ходят вереницей. Гуси, гуси! Га, га, га. Есть хотите? Да, да, да. Обезьянки побежали, Никого не обогнали, А теперь на ноги встали, Друг за другом побежали |
3. | Построение для основной части занятия | 30 с | Занять специально обозначенное место |
Основная часть | 12 мин | ||
1. | Ритмическая гимнастика | 2 мин 30с | Музыкальное сопровождение - песня «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. . Савельева) |
И.п. - левая нога на носок, правая рука согнута; 1 - поменять; 3 - поменять; | 4 раза | И.п. - исходное положение. Упражнение выполнять ритмично, пятку - высоко от пола |
|
И.п. - стоя, руки на пояс; 1 - полуприсед, голову вниз; 3 - полуприсед, голову назад; 5 - полуприсед, голову вправо; 7 - полуприсед, голову влево; | 4 раза | Пружинные движения, спина прямая, локти в стороны | |
И.п. - о.с.; 1 - поднять плечи; 3 - поднять правое плечо; 5 - поднять левое плечо; | 8 раз | О.с. - основная стойка (ноги вместе, руки вниз), лопатки соединены, спина прямая, ноги вместе | |
И.п. - о.с.; 1 - полуприсед, руки на пояс; 2 - выпрямить ноги, повернуться вправо, руки в стороны; 3 - полуприсед, руки на пояс; 4 - выпрямить ноги, повернуться влево, руки в стороны | 4 раза | Спина прямая, ноги вместе | |
И.п. - ноги врозь, руки на пояс; 1 - полуприсед; 2 - выпрямить ноги, наклон вправо; 3 - полуприсед; 4 - выпрямить ноги, наклон влево | 4 раза | Наклон выполнять как можно ниже, точно в сторону | |
И.п. - ноги врозь, руки вверх в замок;1 - наклон вперёд, руки вниз;2 - и.п. | 8 раз | Ноги прямые | |
И.п. - стоя, руки на пояс; 1 - поднять руки вверх; 3 - присед, руки вперёд; 5 - наклон вперёд, коснуться руками пола; 7 - присед, руки вперёд; | 4 раза | Во время приседа спина прямая, во время наклона стараться не сгибать ноги | |
И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях перед собой; 1 - мах правой ногой, согнутой 2 - то же другой ногой и рукой | 4 раза | Спина прямая, маховая нога как можно выше, опорная прямая | |
И.п. - о.с.; 1 - мах правой рукой, хлопок 2 - то же левой | 4 раза | Маховая нога как можно выше, опорную можно слегка согнуть | |
И.п. - о.с.; 1 - прыжком ноги врозь, руки 2 - прыжком о.с.; 3, 4 - то же в ускоренном темпе | 8 раз | Прыжки выполняются с нарастающим темпом | |
И.п. - правая нога вперёд, левая назад, руки на пояс; 1 - прыжком поменять положение; 2 - прыжком о.с. | 8 раз | На носках, легко. В завершении ходьба на месте с восстановлением дыхания | |
И.п. - о.с.; 1 - подняться на носки, руки вверх; 2, 3 - опускать поочерёдно кисти, локти; 4 - опустить руки, согнуть колени, выгнуть спину | 4 раза | 1 - вытянуться как можно выше на носках; 2, 3 - сохранять вытянутое положение; 4 - расслабиться |
|
2. | Комплекс упражнений с мячом | 9 мин | Под стихотворное сопровождение сказки «Колобок» |
Каты мяча руками: И.п. - стоя, мяч в руках; 1 - катать мяч круговыми движениями правой рукой на левой ладони; 2 - то же другой рукой; 3 - одновременно обеими руками | Испекла старуха в среду Деду Колобка к обеду… Обхватить мяч, пальцы слегка раздвинуты, локти в стороны, спина прямая |
||
Каты мяча по рукам: И.п. - стоя, руки вперёд, мяч лежит 1 - катнуть мяч на себя; 2 - дунуть на мяч и скатить | И остыть его немножко Положила на окошко… Руки прямые, находятся рядом друг к другу, пальцы подняты вверх |
||
Удары мячом о пол: И.п. - стоя, мяч в руках; 1 - отпустить мяч с лёгким ударом 2 - поймать мяч | Колобок недолго ждал, Прыгнул вниз и поскакал… Держать мяч на уровне середины живота, пальцы слега раздвинуты, локти в стороны, спина прямая |
||
Каты мяча по рукам: И.п. - стоя, мяч в правой руке, рука в сторону, левой рукой перекатить мяч на грудь, перехватить мяч правой рукой и скатить его по левой руке То же в другую сторону | По тропинке через луг Покатился, видит, вдруг… Катить мяч по вытянутой руке снизу вверх, перебирая пальцами, спина прямая |
||
И.п. - о.с., мяч на полу. Прыжки вокруг мяча на двух ногах, затем прыжки вперёд через мяч | Из кусточка Зайка скок… Отталкивание в прыжках выполняется двумя ногами одновременно. Приземление на носки с плавным опусканием на пятки |
||
И.п. - стоя, руки на пояс, правой ногой мяч прижат к полу. Катать мяч ногой вперёд-назад, То же левой ногой | Говорит: «Постой, дружок! Ты куда один спешишь? Отвечай мне, что молчишь?» Я - румяный Колобок, У меня печёный бок. Путь мой близко, далеко ли?! От тебя уйду легко я… Спина прямая, руки на пояс, стараться сохранять равновесие |
||
И.п. - наклон вперёд, мяч на полу. Руками катить мяч по ногам снизу вверх и в обратном направлении | По тропинке прямо в лес Катится, вдруг, слышит треск… При наклоне вперёд стараться не сгибать колени, ноги вместе |
||
И.п. - присед, мяч в руках перед собой;1 - встать, руки с мячом отвести вправо;2 - и.п.;3 - встать, руки с мячом отвести влево;4 - и.п. | Волк (выходит из чащобы): «Испугался?». Ну, ещё бы! Вовремя ты мне попался, Я как раз проголодался… |
||
И.п. - стоя, мяч зажат коленями. Прыжки с продвижением | Колобок как припустил, Что было сил… Стараться удерживать мяч ногами, руки на пояс |
||
И.п. - стоя, мяч на полу зажат стопами. Наклон вперёд, с поворотом вправо-влево | Волк отстал, а впереди, Виден мостик на пути… Правой рукой имитировать козырёк, наклониться вперёд и глядеть вдаль |
||
И.п. - стоя, мяч на полу зажат стопами; 1 - правой ногой приподнять мяч; 3 - левой ногой приподнять мяч; | На мосту Медведь стоит, Колобку он говорит… Стараться удержать мяч, спина прямая, руки на пояс |
||
И.п. - стоя, мяч на полу зажат стопами. Ходьба вперёд-назад | «Вот удача, стой, постой. Я возьму тебя с собой. Будет славный мне обед…» Колобка простыл уж след… Имитировать движение медведя, не выпуская мяч |
||
И.п. - присед, мяч на полу; 1 - обкатить мяч вокруг себя вправо; 3 - обкатить мяч вокруг себя влево; | Покатился он к реке, Глядь, Лиса сидит на пне… Спина прямая, во время приседа отрывать пятки от пола |
||
Лиса. Ах, румяненький какой, Сядь ко мне и песню спой… Руки стараться не сгибать, ладони повёрнуты вверх - «тарелочка», ногами выполнять пружинное движение, спина прямая |
|||
И.п. - стоя, мяч в вытянутых руках; 1 - полуприсед, руки опустить; 2 - бросок мяча вперёд-вверх; 3 - полуприсед, руки опустить; 4 - бросок мяча вперёд-вверх | Позабылся Колобок, На нос он Лисичке скок, И попался на зубок. Бросок выполнять вытянутыми руками, ладони повёрнуты вверх, помогать пружинным движением ног |
||
Заключительная часть | 4 мин | ||
1. | Подвижная игра. Свободный бег под музыку | 2 мин 30 с | «Раз, два, три… место своё найди». Звучит музыка, дети свободно разбегаются по залу. После того, как инструктор выключит музыку, дети должны найти своё место |
2. | Подведение итогов, выход из зала | 1 мин 30 с | В колонне по одному |
Задачи: обучать детей в ходьбе приставным шагом по узкой рейке гимнастической скамьи, удерживая устойчивое равновесие; совершенствовать прыжки в высоту через предмет, сочетая разбег с отталкиванием; упражнять детей в ползании по-пластунски; развивать общую и мелкую моторику рук и ритмичность движений в соответствии с речью; развивать внимание; активизировать и обогащать словарь детей, обеспечить оптимальный двигательный режим в течении занятия, предоставить возможность применить двигательные навыки и умения, развивать умение управлять своим телом, формировать правильную осанку, дыхание, психомоторные функции и умение расслабляться, воспитывать решимость, смелость.
Оборудование: шнур, малые массажные мячи, обруч, массажные дорожки, карта-схема, дуга, кубики, гимнастическая скамья, стойка, "волшебный душ", аудиозапись.
Словарная работа: прыгать в высоту, приставной шаг, ползать по-пластунски
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Инструктор: Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие, для этого путешествия
необходима особая сила - эту силу даст нам волшебный ручеёк, (включается
запись с журчанием ручья). Дети на носочках проходят по ручью (голубому
шнуру), наполняясь «волшебной силой».
- Теперь мы можем с вами отправиться в наше путешествие.
Живут в нашей сказке разные звери:
Как-то днём лесной тропой спокойная ходьба друг за другом
Звери шли на водопой
За мамой лосихой топал….. идут топающим шагом.
(лосёнок),
За мамой лисицей крался….. идут на носочках.
(лисёнок),
За мамой ежихой катился…… идут в приседе.
(ежонок),
За мамой медведицей шёл….. идут на внешнем своде стопы.
(медвежонок),
За мамою белкой скакали…….. поскакивают.
(бельчата),
За мамой зайчихой – косые…… прыгают на обеих ногах.
(зайчата),
Волчица вела за собою……….. идут широким шагом.
(волчат),
Все мамы и дети напиться хотят. встают на колени с опорой на руки,
делают движения языком (лакают).
Пойдём мы с вами по лесной тропинке, которая должна вывести нас на
солнечную полянку. Идти нужно аккуратно по каменной дорожке, по сучкам,
по следам.
(Ходьба по массажным дорожкам - проводится под щебетание птиц).
Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой. Выполнить 2 раза.
Упражнение на восстановление дыхания «Посмотри по сторонам»
(дети поворачивают голову налево и направо, делая на каждый поворот шумный
короткий вдох носом, выдох-перед собой).
Перестроение в противоходом, в круг.
Мы вышли на чудесную солнечную полянку, и если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни. Я предлагаю провести небольшую разминку здесь на полянке. Для того, чтобы ещё больше укрепить здоровье
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцы правой руки по очереди «здороваются»
Здравствуй, небо голубое! с пальцами левой руки, похлопывая друг
Здравствуй, быстрый ручеёк! друга кончиками.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
О.Р.У. с массажными мячами
1. И.п. о.с., мяч в согнутых руках перед собой. Катать мяч в ладонях(4-5 раз)
2.И.п. средняя стойка, мяч впереди в обеих руках. Положить мяч под подбородок и прижать им к груди, руки в стороны, взять мяч в руки, в и.п.(4 раза)
3. И.п. широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. Поворот влево (вправо), наклон вниз, за левой правой) ногой переложить мяч в левую (правую) руку, в и.п. (по 3 раза за каждой ногой)
4. И.п. сидя, руки в стороны, мяч в правой руке. Поднять правую (левую) ногу, передать под ногой мяч в левую (правую) руку, в и.п.(по 3 раза)
5. И.п. лёжа на спине, согнув ноги, стопы на полу на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке. Руки соединить за головой, переложить мяч в левую руку. Опираясь на стопы и плечи, поднять вверх туловище и переложить мяч в пр. руку, в и.п. (5 раз)
6. И.п. лёжа на животе. Сомкнутые руки вперёд под подбородком, мяч в правой руке. Поднять верхнюю часть туловища, руки в стороны – назад; передать мяч в пр. руку за спиной, руки в стороны, в и.п. То же с другой руки (по 3 раза)
7. И.п. о.с. Присесть, руки через стороны верх, переложить мяч в др. руку, в и.п.(8 раз)
8. И.п. широкая стойка, руки в стороны, мяч в пр.руке. Прыжки на двух
ногах на месте. Прыжки чередовать с прокатыванием мяча в ладонях.
Дети проходят мимо «ручейка» и опускают мячик, как каплю воды в «ручеек»
О.В.Д.
Рассматривание рисунка-схемы вместе с детьми, обсуждение выполнения, показ на примере ребёнка.
Выполнение ОВД
1. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамьи приставным шагом боком,
перешагивая через кирпичики. (2 -3 раза).
2. Прыжок с разбега в высоту через предмет.
3. Ползание под дугой.
Выполняют поточно (3-4 раза).
-Пора нам дальше в путь. Смотрите, здесь указатель, что на нём нарисовано?
(изображение волка)
Подвижная игра «Серый волк».
Одного из играющих выбирают серым волком. Он уходит на другой конец зала
за черту и там прячется (приседает). По сигналу дети идут в лес, «собирать
грибы и ягоды». Навстречу им выходит ведущий и спрашивает, дети хором
отвечают.
Вы, друзья, куда идете?
В лес дремучий мы идем.
Вы зачем туда идете?
Там малины наберем.
Вам, зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Серый волк в лесу вас встретит.
Серый волк нас не догонит!
После этих слов «волк» встает и начинает догонять детей.
– Ребята, мы с вами много путешествовали, играли, а теперь самое время
отдохнуть, снять напряжение с мышц..
Игра-упражнение: «Водопад»
Дети друг за другом проходят сквозь «Водопад» (нестандартное оборудование
«Волшебный душ»).
Тропинка подходит к концу, где дети по ящику с различными наполнителями
выходят на дорожку, ведущую в детский сад. Путешествие подошло к концу,
дети вспоминают, что происходило в сказке, как они справились, что понравилось,
а, что нет.
Ольга Родионова
Конспект физкультурного занятия в средней группе «Поможем Колобку вернуться домой»
Конспект физкультурного занятия в средней группе .
«Поможем Колобку вернуться домой »
Цель занятия
Тип занятия : Учебное занятие закрепления знаний , умений, навыков.
Задачи :
Обучающие
.
4. Закреплять умение работать с нестандартным оборудованием при метании бумажного комочка вдаль.
Развивающие качества
Оздоровительные
Воспитательные : Воспитывать интерес к занятию через игровой сюжет помочь герою .
Оборудование : - гимнастическая скамейка – 2
Мячи среднего размера – на каждого ребёнка
Мягкие мячи – 3
Ребристая доска – 1
Игрушки
Белая бумага – на каждого ребёнка
Этапы занятия :
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
3. Основная часть. Упражнение на дыхание.
4. Подвижная игра. Упражнение на дыхание.
занятия .
Ход занятия:
Дети входят в спортивный зал.
I. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята! Я вам рада! Скажите, вы любите сказки. Сегодня мы все вместе отправимся в сказку, а в какую – отгадайте загадку :
Из муки он был печен,
На окошке был стужен,
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
«Появляется» игрушка Колобок .
Ребята, Колобок очень хочет вернуться к бабушке и дедушке . Поможем ему найти дорогу обратно? Но нам нужно быть очень внимательными, звери в лесу приготовили нам испытания.
Равняйсь, смирно. Направо, по залу шагом марш. Идти нам далеко, нужно как следует размяться, слушайте меня внимательно, помогайте договаривать предложения :
(проговариваю текст, а дети выполняют упражнения) .
Как-то днем, лесной тропой Ходьба в колонне по
Звери шли на водопой. одному.
За мамой лисицей Ходьба на носочках.
Крался лисенок. Руки вверх, по-очерёдно
сжимать, разжимать пальцы
За мамой медведицей Ходьба на пятках.
Шел медвежонок.
За мамою белкой Ходьба высоко поднимая
Скакали бельчата колено, руки полочкой, кулачки
За мамой лосихой Ходьба топающим шагом.
Топал лосенок.
За мамой зайчихой Прыжки на двух ногах с
Косые зайчата. продвижением вперед.
Волчица вела Ходьба широким шагом.
за собою волчат.
Все мамы и дети Ходьба друг за другом
Быть вместе хотят
Ребята, побежали за Колобком .
(Бег в колонне по одному по звуковому сигналу – смена направления движения).
Ребята, мы бегали, устали. Давайте отдохнем.
Упражнение на дыхание «Колобок – круглый бок » : вдох – руками показать какой Колобок круглый , выдох – руки медленно вниз.
II. Основная часть.
Ребята, посмотрите, что нам приготовил Колобок . Мячики. Покажем Колобку , какие упражнения с мячом мы умеем делать?
Вставайте на зелёные кружочки.
(Перестроение в 2 шеренги) .
Общеразвивающие упражнения с мячом.
1. Жили-были дед и бабка на поляне у реки.
(И. п. – основная стойка. Мяч в руках перед грудью. 1-руки вверх, 2-за голову, 3-вверх, 4-и. п.) 3-4 раза
2. И любили очень-очень на сметане колобки .
(И. п. –о. с, руки с мячом вытянуты перед собой, 1-2 -поворот вправо, 3-4-поворот влево)
3. Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.
(И. п. –сидя на коленях, мяч справой стороны, 1-4 – прокатывание мяча вправо пальцами рук, спина прямая, смотрим вперёд, 5-8 – влево)
4. Ну, а бабушкина внучка колобок катала в ручках .
(И. п. –сидя на полу, ноги вместе, 1-2 – прокатывание мяча по ногам вперёд до носочков, 3-4 – и. п.)
5. Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный, даже есть его нам грустно.
(И. п. –лёжа на спине, мяч держим двумя руками на животе, ногами по-очерёдно описать в воздухе круг)
6. Катился по дорожке румяный колобок ,
И песенку веселую он напевал как мог :
«Ля-ля-ля!» .
(И. п. – основная стойка. Приседания, мяч вперёд, на присед – «Ля» )
7. Колобок наш не спешит , по дорожке вверх бежит,
А теперь он вниз покатится, не беда…
Всем ребяткам очень нравится :
«Да-да-да!» - прыжки на месте на двух ногах
Упражнение на дыхание.
Молодцы, ребята, вы очень ловкие, положите мячики на место. Нам дальше идти пора.
Основные виды движений.
1 Вот пришли мы на полянку,
Зайка ждет нас спозаранку.
В барабан он громко бьет,
«Заячья чехарда» – прыжки через мячи с продвижением вперёд.
2. Волк заданье нам придумал :
(проползти по скамейке на животе, подтягиваясь руками.)
3. Ну, а Мишка косолапый,
Доску нам припас, ребята.
Мы до досочке пройдём –
Наши ножки разомнём – ходьба по ребристой доске.
Круговая тренировка – 3 круга.
4. Выходит Лиса – воспитатель в маске. В руках у неё белые листы бумаги.
Лиса интересуется у детей, что можно с листами делать? Затем инструктор показывает, как можно из бумаги сделать комочки и пометать их вдаль.
Метание бумажных комочков с одной стороны зала в другую, правой и левой рукой – 3 раза.
А за то, что ребята такие сообразительные и умелые, Лиса приготовила интересную игру.
Подвижная игра «Найди пару» с флажками (по цвету)
Бег врассыпную по залу, не наталкиваясь. По сигналу – найти пару.
Играем 2 раза.
Заключительная часть.
Убежала Лисичка, дружно мы с ней поиграли.
Упражнение на дыхание «Посмотрите вправо-влево» . Вправо – вдох, поджали плечи, прямо – выдох, тоже влево (где же домик бабушки и дедушки)
Из домика выглядывают бабка и дедка, благодарят детей за то, что Колобка привели и угощают конфетами.
Молодцы, ребята, доброе дело сделали, пора возвращаться. Построились в колонну по одному , за Егором шагом марш.
Понравилось вам путешествовать в сказку? Кому понравилось, подарите свою улыбку гостям и помашите им рукой. На этом наше занятие окончено , до свидания.
Самоанализ занятия .
Занятие проводилось с детьми второго года обучения.
Цель занятия : через создание игровой ситуации, закрепить у детей имеющиеся двигательные умения и навыки.
Тип занятия : закрепляющий знания, умения и навыки.
Вид занятия : занятие путешествие в сказку.
Санитарно-гигиенические условия проведения : влажная уборка, проветривание, освещение достаточное.
Организационно-педагогические условия : педагог готов, конспект готов , музыкальное сопровождение подготовлено.
Материальное обеспечение : оборудованием дети обеспечены в полной мере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи :
Обучающие : 1. Закреплять ходьбу друг за другом на носках, пятках, с высоким подниманием колена, бег друг за другом со сменой направления по звуковому сигналу.
2. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, в прыжках через предметы, отталкиваясь двумя ногами, добиваясь лёгкости и приземления в полуприседе.
3. Закреплять умение ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками (при вставании на пол, прогибать спину) .
4. Упражнять в подлезании под дуги на четвереньках, прогибая спину.
5. Закреплять умение работать с нестандартным оборудованием при метании бумажного комочка вдаль.
Развивающие : Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, равновесие. Развивать психофизические качества : быстроту, ловкость, выносливость. Развивать общую и мелкую моторику рук, используя кинезиологические упражнения.
Оздоровительные : 1. Формировать навыки правильной осанки, развивая опорно-двигательный аппарат.
2. Укреплять органы дыхания, мышцы брюшного пресса.
3. Проводить упражнения по профилактике плоскостопия.
Воспитательные : Воспитывать интерес к занятию через игровой сюжет . Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь герою .
Рассмотрим этапы занятия , и какие задачи решала на каждом этапе :
Этапы занятия :
1. Организационный момент.
Формировала интерес к занятию через игровой сюжет , загадку. Детям была поставлена цель – помочь Колобку добраться до дома , цель детьми принята.
2. Вводная часть.
Закрепляла ходьбу друг за другом на носках, пятках, с высоким подниманием колена, бег друг за другом со сменой направления по звуковому сигналу, развивая тем самым слуховое внимание, быстроту реакции, равновесие при развороте. Упражняла в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, добиваясь толчка двумя ногами. А также использовала элементы пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детей.
3. Основная часть.
1) Использовала ОРУ с мячами, для разминки мышц тела, тем самым развивала ловкость, мелкую моторику рук, укрепляла органы дыхания и мышцы брюшного пресса.
2) Упражняла в прыжках на двух ногах из обруча в обруч, добиваясь толчка двумя ногами, лёгкости в прыжках.
3) Закрепляла умение ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь 2-я руками (при вставании на пол, прогибать спину, добиваясь полного выпрямления рук при подтягивании, развивая силу мышц рук.
4) Упражняла в ходьбе по ребристой доске для профилактики плоскостопия.
5) Упражняла в подлезании под дугами на четвереньках, прогибая спину, тем самым развивая пластичность позвоночника.
6) Закрепляла метание бумажного комочка вдаль (работа с нестандартным оборудованием, с целью закрепления свойств бумаги (лёгкость, можно мять, а также дать почувствовать детям силу взмаха и броска, чтобы комок улетел дальше.
Упражнение на дыхание.
4. Подвижная игра.
В подвижной игре закрепляла умение бегать врассыпную по залу, не наталкиваясь, увёртываясь друг от друга, развивала ориентировку в пространстве, по звуковому сигналу – дети находили пару по цвету флажка, тем самым развивала слуховое внимание, зрительное восприятие через знание цветов и оттенков. А также развивала быстроту реакции. Воспитывала дружеские взаимоотношения, умение договариваться при обмене флажками.
5. Заключительная часть. Итог занятия .
В заключительной части провели упражнение на восстановление дыхания. Детей встретили сказочные персонажи (бабушка и дедушка, поблагодарили за доброе дело, угостили детей. Своё отношение к проведённому занятию дети выразили через улыбку, приветственный жест гостям, аплодисменты.
Я считаю, что в ходе занятия все , поставленные мною задачи, были решены в полном объёме. Методы и приёмы соответствуют возрасту детей. В течение всего занятия я работала над активным и пассивным словарём детей, закрепляла пространственные понятия (право, лево, вперёд, назад, вспоминали персонажей сказки, дети отвечали на вопросы.
Для решения поставленных задач я считаю, что очень удачно была выбрана форма организации детей : круговая тренировка. Это позволило повысить двигательную активность детей и улучшить моторную плотность занятия , все дети были в поле зрения. Задания детям сменялись по степени сложности. Считаю, что игровой приём (путешествие в сказку, чтобы помочь персонажу ) позволил заинтересовать детей и поддерживал интерес на протяжении всего занятия .
Конспекты занятий
Введение
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях является важным звеном в образовании детей младшего возраста и в настоящее время приобретает еще более актуальное значение в связи с переходом детей на более раннее обучение в школе.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой уделяет большое внимание физическому воспитанию детей. Формы организации этой работы разнообразны. Одной из главных форм, осуществляющей основной процесс обучения основным движениям, являются физкультурные занятия. В данном пособии раскрывается система проведения физкультурных занятий с детьми 4- 5 лет на весь период их пребывания в детском саду (сентябрь - август). В соответствии с требованиями программы для занятий с детьми средней группы детского сада изменилось количество занятий, проводимых в течение недели - оно увеличено до трех. Усложняются задания на развитие основных движений. Так, в ходьбе и беге наряду с развитием умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении появляются новые упражнения, формирующие умения находить свое место в колонне, строиться в пары, выдерживать форму круга, ходить на носках и т. д. Усложняются общеразвивающие упражнения, увеличивается нагрузка - число повторений. Однако сохраняется одно из важнейших требований - формирование у детей правильной осанки, укрепление крупных мышечных групп при последовательном переходе от одного исходного положения к другому.
Уменьшается площадь опоры в упражнениях, связанных с поддержанием правильной позы и сохранением устойчивого равновесия; увеличивается высота физкультурного оборудования, даются более разнообразные задания - все это повышает требования к выполняемым упражнениям воспитывает в детях смелость, решительность, настойчивость.
Упражнения, связанные с умением владеть мячом, по-прежнему сложны для детей, поэтому в начале года предусмотрены более простые задания - прокатывание мячей в прямом направлении, друг другу. степенно задания усложняются - детей учат подбрасывать мяч и ловить его двумя руками, перебрасывать мяч друг другу и т. д.
Наряду с другими основными движениям лазанье, ползание, упражнения в прыжках занимают равноправное место при проведении <:1 культурных занятий и широко используются в игровых заданиях, подвижных играх.
В пособии предлагаются физкультурные занятия на весь год, соответствующие программным требованиям, возможностям детей данной возрастной группы. В конце каждого месяца усвоенные упражнения предлагаются для повторения и закрепления в игровой, занимательной форме с небольшими группами, индивидуально на прогулке, в помещении групповой комнаты, зале (в зависимости от условий).
Педагог может вносить изменения, дополнения в конспект занятий вносить игровые элементы в содержание отдельных его частей, заменить подвижную игру, но структура занятия должна сохраняться полностью.
Особенности развития детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.
Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела - 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних-107,5 см. Рост (средний) девочекчетырехлет-99,7 см, пяти лет- 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять-17,8 кг и 17,5 кг соответственно.
При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.
При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы.
Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.
Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.
Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.
В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.
Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков - от 5,9 до 10 кг, у девочек - от 4,8 до 8,3 кг.
Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в играх любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ребята использовали всю площадь зала или участка.
Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса.
Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений.
Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп, например, при выполнении трудовых поручений: так; во время уборки сухих листьев вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать упpaжнeния с мячами, кубиками, флажками; в быту учить ребят пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть много); в играх предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.
Opганы дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см 3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.
В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня
в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.
Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.
Сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29.
Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координации движений и могут наблюдаться у детей на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается.
Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов.
Нервные процессы - возбуждение и торможение - у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процесс е выполнения гимнастических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания.
Незавершенность строения центральной нервной системы объясняет большую чувствительность у дошкольников к шуму. Если фон шума в группе составляет 45-50 децибел, может наступить стойкое снижение слуха и утомление. В дошкольных учреждениях необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно пере носить стулья, разговаривать негромко.
На пятом году жизни, особенно к концу года, развивается механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы. Повышается самостоятельность действий, умозаключений. Однако нервные процессы у ребенка еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. Так, при нарушении привычных условий жизни, утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения.
Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д.
Физкультурные занятия
в средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Помещение, в котором занимаются дети, необходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь. Каждое третье занятие в течение недели проводится на свежем воздухе, на площадке.
На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультурной форме (футболка, трусы, носки, кеды или полукеды). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям куртки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогулки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям.
Физкультурные занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.
Вводная часть (3-4 минуты) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.
При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4-5 лет на занятиях различна. В начале года бег осуществляется 2-3 раза по 20-25 сек. в чередовании с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30-35 сек.
Основная часть (12-15 минуты) направлена на решение главных задач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.
Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) И без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5-6 упражнений по 5-6 повторов от 5 до 6 раз.
При проведении общеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.
Педагог проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.
Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т. д. Следует обращать внимание на последовательный переход от одного исходного положения к другому.
В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.
Заключительная часть (3-4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особенно после подвижной игры.
Подвижные игры
При обучении основным движениям в вводной и основной частях физкультурного занятия дети осваивают определенные двигательные навыки и умения, которые затем закрепляются и совершенствуются в подвижных играх и в быту. Одна и та же игра повторяется на нескольких занятиях 2-3 раза подряд и несколько раз в течение года.
Подбирать подвижные игры для физкультурного занятия желательно в соответствии с чередованием основных движений. Например, если детей обучают равновесию и упражняют в прыжках, то может быть предложена игра с использованием мячей; если ребят обучают прыжкам и упражняют в метании, то может быть проведена игра с элементами лазанья и т. д. Такая последовательность подвижных игр помогает закреплять и совершенствовать двигательные навыки, которые дети усвоили на предыдущем занятии.
Для проведения подвижных игр желательно заранее продумать организацию игры, подготовить необходимый инвентарь (дуги, обручи, стойки, шнуры и т.д.), мелкие атрибуты (шапочки котят, мышек, ленточки и т.д.).
Основные виды движений
Функциональные возможности организма ребенка 4-5 лет, совершенствование зрительного, слухового и осязательного восприятия создают реальные предпосылки не только для овладения основными движениями в обобщенном виде, но и для формирования умения выделять элементы движений (направление, скорость, амплитуда), воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий. Поэтому на физкультурных занятиях от ребенка можно уже добиваться определенной, в соответствии с его возможностями, техники (качества) движений; улучшать их на основе ранее сформированных навыков и умений, развивать такие жизненно важные качества, как быстрота, сила, ловкость.
Физические качества необходимо развивать гармонично, опираясь на соблюдение основных педагогических ПРИНЦИПОВ: доступности, постепенности, систематичности и др. Все физические качества (быстрота, ловкость, скорость и др.) в известной мере взаимосвязаны и совершенствуются при обучении детей любому виду движений - прыжкам, равновесию, метанию, лазанью.
Не следует забывать о специфической направленности упражнений, определяемой своеобразием каждого вида движений. Так, прыжки, характеризующиеся кратковременным, но сильным мышечным напряжением, развивают быстроту, умение концентрировать свои усилия. Спецификой упражнений в равновесии является быстрая смена положений тела в пространстве, непривычная поза, уменьшение или увеличение площади опоры при выполнении упражнений и т. д.
Упражнения в ходьбе
На пятом году жизни, особенно к концу года, все структурные элементы ходьбы значительно улучшаются: начинает устанавливаться определенная ритмичность, увеличивается длина шага, что в сочетании с ритмичностью ведет к ускорению темпа. Улучшается общая координация движений. У большинства детей становятся согласованными движения рук и ног.
Вместе с тем ходьба детей имеет определенные недостатки. Наблюдается параллельная постановка стоп и шарканье ногами, движения рук не всегда энергичны; плечи опущены, туловище не выпрямлено, темп передвижения неравномерен. Плохо ориентируясь в пространстве, дети испытывают трудности при изменении направления движения по сигналу воспитателя, не соблюдают нужную дистанцию в ходьбе и беге, построениях и перестроениях.
Для детей пятого года жизни программа предлагает различные упражнения.
Ходьба врассыпную. В процессе выполнения этого упражнения развиваются самостоятельность действий и умение ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает ребятам ходьбу по всему залу (площадке), при этом он переходит с одного места зала на другое; в противном случает дети теснятся около педагога и цель упражнения не достигается. В дальнейшем при повторении ходьбы врассыпную дети уже самостоятельно справляются с заданием, используя если не все пространство помещения, то большую его часть.
Ходьба с нахождением своего места в колонне формирует умение действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, быть внимательным и сосредоточенным, чтобы запомнить свое место в колонне.
Правильно ориентироваться и найти свое место в колонне, особенно в начале года, детям еще трудно. Поэтому игра «По местам!» с построением в шеренгу по сигналу воспитателя облегчает понимание и усвоение данного упражнения.
Воспитатель предлагает детям, стоящим в шеренге, посмотреть и запомнить, кто с кем стоит рядом. Затем следует ходьба врассыпную по всему залу (площадке). По команде: «По местам!» - каждый ребенок должен найти свое место в шеренге. После того как дети освоят это задание, можно при ступить к формированию их умения находить свое место в колонне в движении.
Ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, кубики, бруски и т. д.) развивает глазомер, координацию движений, приучает не шаркать ногами. Предметы для перешагивания раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка (35-40 см).
Ходьба по кругу развивает ориентировку в пространстве, приучает к выполнению совместных действий и соблюдению формы круга. В начале года детям средней группы еще трудно выдерживать правильную форму круга, поэтому при обучении можно использовать ориентиры кубики, шнуры и т. д. Дети выполняют ходьбу в одну сторону, затем делают поворот кругом и продолжают ходьбу.
Ходьба с изменением направления движений проводится в двух вариантах. Первый вариант - ходьба за ребенком, ведущим колонну; затем по команде воспитателя все дети останавливаются, поворачиваются кругом и продолжают ходьбу за ребенком, стоящим в конце колонны. Ведущему колонны ребенку, стоящему в ее конце, воспитатель может дать какие-либо предметы - платочки или кубики разных цветов. «Вначале пойдете за Таней - у нее красный кубик, а потом за Колей - у него синий кубик.» В дальнейшем данное задание выполняется без остановки, и поворот дети выполняют в процессе ходьбы.
Второй вариант - ходьба «змейкой» между различными предметами (кегли, кубики, набивные мячи т.д.) От детей 4-5 лет это упражнение требует определенных усилий. Им необходимо соблюдать определенную дистанцию друг от друга - не забегать вперед и не отставать, и главное, не задевать расставленные предметы.
Ходьба с изменением направления движения развивает ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу воспитателя, настраивает каждого ребенка на понимание поставленной задачи.
Ходьба в колонне по одному с обозначением поворотов на углах зала (площадки) - это новое для детей средней группы упражнение, вызывающее определенные затруднения. От ребят еще не требуют выполнения четких поворотов при обозначении углов (эта задача ставится в старшей группе), однако их знакомят с ходьбой по периметру зала. Для понимания задачи ставят ориентиры по углам зала, которые дети обходят.
Ходьба парами уже знакома детям, однако в условиях зала это достаточно трудное задание, так как надо соблюдать определенное направление, идти рядом с партнером, не отставая от него и не забегая вперед.
Ходьба со сменой ведущего. При ходьбе в колонне по одному обычно группу ведет ребенок, имеющий навык ведущего. Воспитатель в ходе упражнения несколько раз меняет ведущего, и в процессе повторений роль ведущего может выполнять любой ребенок.
Ходьба в чередовании с бегом требует от детей сосредоточенности и внимания. Воспитатель предлагает им разные варианты этого упражнения, которые затем достаточно широко используются в игровых упражнениях и подвижных играх.
Дети усваивают бег гораздо лучше и быстрее, чем ходьбу: быстрый темп ходьбы осваивается ими легче. На пятом году жизни у большинства детей появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений. Возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лег костью меняют направления, обегают препятствия, придерживаются заданного направления.
Но не все элементы техники бега у ребенка 4-5 лет правильны и хорошо выражены. Руки еще мало активны, шаг остается коротким и неравномерным. Полет небольшой, и в связи с этим скорость невысока. Надо отметить, что полетность шага у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. Повышение скорости бега связано с увеличением длины шага. Шаг детей четырех лет в беге в среднем: у мальчиков - 64,4 см, у девочек- 61,5 см; в.пятилетнем возрасте длина шага у детей увеличивается в среднем на 1 О см.
Бег врассыпную развивает пространственную ориентацию, умение действовать по сигналу воспитателя. Упражняясь в этом виде движений, дети хорошо используют площадь зала. Однако иногда они выставляют руки вперед, подталкивают друг друга. После нескольких занятий ребята выполняют бег уже более свободно и стараются не мешать друг другу.
Бег с нахождением своего места в колонне является более сложным упражнением по сравнению с ходьбой. Правильность выполнения зависит от совместных действий детей. Как и в ходьбе, их сначала учат находить свое место в шеренге после бега, затем это упражнение проводится в движении.
Бег с перешагиванием через предметы развивает глазомер, легкость, полетность. Длина шага в беге больше, чем при ходьбе, в среднем на 20 см. Для бега с перешагиванием (перепрыгиванием) предметов (шнуры, косички, бруски) их раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка - на расстоянии 70-80 см.
Если у ребенка хорошая координация движений, то перепрыгивание, как правило, выполняется переменным шагом в правильно м ритме и темпе. Если координация движений недостаточно развита, то ребенок делает приставные шаги, останавливается, а затем уже перепрыгивает (перешагивает) через предмет. Воспитателю не следует сразу добиваться от детей четкого выполнения упражнения, к этому надо подводить постепенно, путем многократных повторений.
Чтобы научить детей в беге сильно отталкиваться, поднимать выше бедро, используют бруски, кубики высотой 6-10 см.
Бег по кpyгy, так же как и ходьба, приучает детей к выполнению совместных действий. Однако в беге соблюдать форму круга еще труднее: дети или очень широко растягиваются, разрывают круг, или теснятся к середине. В начале обучения ставятся ориентиры, а бег выполняется в медленном темпе непродолжительное время. По мере повторения упражнения движения детей становятся более целенаправленными и круг приобретает нужную форму.
Бег с изменением направления движения проводится такими же способами, что и ходьба.
Упражнения в равновесием
Равновесие - один из основных видов движений - является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений. Перед началом упражнений воспитателю необходимо подготовить детей к предстоящему выполнению задания и в наиболее трудных упражнениях обязательно осуществлять страховку.
В средней группе ребенок должен овладеть навыками ходьбы по ограниченной площади опоры: на полу между линиями (ширина расстояния между линиями 15-20 см), по доске, положенной на пол (ширина 15-20 см). Положение рук при этом меняется: на поясе, в стороны, за головой и т. д.
Когда дети освоят упражнения в равновесии на уменьшенной площади опоры, воспитатель переходит к обучению ходьбе по повышенной опоре, то есть по гимнастической скамейке, а затем и по горизонтальному бревну.
Упражнения в прыжках
Упражнения в прыжках укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
Для детей средней группы программа предлагает наиболее простые упражнения в прыжках, подпрыгивании, прыжках с продвижением вперед, в длину с места, на небольшое расстояние.
Подпрыгивание. На пятом году жизни ребенок владеет умением подпрыгивать на месте на двух ногах и продвигаясь вперед. Чтобы период максимального напряжения сменялся периодом относительного отдыха, прыжки на двух ногах чередуют с ходьбой. Расстояние, на которое дети продвигаются при подпрыгивании, не должно превышать 2-3 м, так как прыжки несут большую физическую нагрузку. Основная цель упражнения - учить энергично, отталкиваться от пола (земли) одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги.
Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Главное в обучении - приземление на полусогнутые ноги и сохранение устойчивого равновесия. Детям объясняют, что перед прыжком надо согнуть ноги в коленях и прыгнуть чуть вперед. Приседание при приземлении не должно быть глубоким.
Прыжки в длину с места - одно из самых трудных упражнений для детей пятого года жизни. Для прыжков длину с места воспитатель показывает: исходное положение - ноги слега расставлены, ступни параллельно; согнуть ноги до полуприседа, а руки отвести назад; затем с движением рук вниз-вперед оттолкнуться двумя ногами, приземлиться на полусогнутые ноги, руки вынести вперед и выпрямиться. В средней группе дети овладевают общей структурой этого вида прыжка. У них довольно хорошо получается отталкивание двумя ногами, появляется взмах рук. Однако полной согласованности в движениях рук и ног еще нет. При выполнении прыжков в длину с места наиболее типичны следующие ошибки: плотная постановка стоп в исходном положении, слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад-вверх, прыжок на прямые ноги (лишь некоторые дети приземляются на полусогнутые ноги). При обучении детей прыжкам в длину с места воспитателю следует добиваться правильного исходного положения, энергичного отталкивания и мягкого приземления.
Упражнения в метании
Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. В упражнениях с мячом ребенок знакомится с различными пространственными понятиями - высоко, низко, верх, низ и т. д.), учится управлять своими движениями.
При обучении детей средней группы катанию, бросанию, метанию мяча закрепляются и совершенствуются навыки, приобретенные ими в младшей группе. При прокатывании мячей детей приучают отталкивать предметы симметрично обеими руками, придавая движению нужное направление.
Затем упражнения в прокатывании мяча проводятся в парах. Ребята располагаются на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. Исходное положение может быть различным: сидя, ноги врозь, стойка в упоре на коленях, стоя во весь рост (с наклоном вперед-вниз). К началу действий с мячом воспитатель дает команду.
Детей пятого года жизни обучают подбрасыванию и ловле мяча индивидуально и в парах. При ловле мяча ребенок, как правило, сохраняет неподвижную позу. Умение следить за полетом мяча у детей сформировано несколько лучше, чем умение выдерживать направление при броске. В основном они ловят мяч, прижимая его к груди.
Упражнения в бросании и ловле должны быть непродолжительными, так как требуют определенной концентрации внимания, которое у детей данного возраста развито еще не достаточно.
Обучать детей метанию в цель и на дальность воспитатель начинает после того, как они освоят прокатывание мяча в разных вариантах. При бросках и ловле мяча основное внимание обращается на исходное положение. При метании в цель и на дальность предлагается отставить ногу, отвести в сторону одноименную руку, производящую бросок, то есть если бросок производится правой рукой, то назад отставляется правая нога, и наоборот. Ноги надо слегка расставить и чуть согнуть в коленях.
Упражнения в ползании и лазанье
Некоторые элементы ползания и лазанья напоминают ходьбу (поочередное движение рук и ног в момент опоры и т. д.). Упражнения в лазанье развивают силу, ловкость, смелость и координацию движений, способствуют формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и стопы.
Ползание осуществляется одноименным и разноименным способами. Наиболее распространенным упражнением в начале года является ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени. На последующих занятиях дети упражняются в ползании по уменьшенной площади опоры: по доске, по гимнастической скамейке, при этом следует по окончании выполнения упражнения предложить выпрямление и потягивание (хлопнуть в ладоши над головой, поднять вверх мяч в прямых руках, позвонить в колокольчик).
При выполнении детьми упражнений в ползании под шнур, дугу воспитатель обращает основное внимание на умение группироваться («складываться в комочек», проползать, не задевая предмет.
В средней группе детей упражняют в лазанье по гимнастической стенке и обучают прав ильному хвату рук за рейки. Лазанье по гимнастической стенке выполняют приставным и переменным шагом.
Планирование физкультурных занятий
Подбор и чередование основных видов движений на физкультурном занятии имеют большое значение для успешного овладения необходимыми двигательными навыками. В средней группе детского сада планируют не менее двух видов движений на каждом физкультурном занятии.
Желательно использовать следующую систему повторности основных движений: на первой неделе каждого месяца детей обучают равновесию и упражняют в прыжках, на второй - обучают прыжкам и упражняют в метании, на третьей - обучают метанию и упражняют в лазанье, на четвертой - обучают лазанью и упражняют в равновесии.
Приподборе первого основного движения используют очередность, аналогичную для всех возрастных групп, предложенную программой: упражнения в равновесии, прыжках, метании и лазанье.
Второй вид движений выступает в роли дополнительного и может служить для увеличения или уменьшения физической нагрузки. Упражнения должны быть знакомы детям; они предлагаются для повторения и закрепления ранее пройденного материала.
Такой принцип подбора основных движений на протяжении всего периода обучения детей в средней группе позволяет осуществлять гармоничное развитие различных двигательных качеств в соответствии с основным педагогическим принципом - от простого к сложному.
Примерное содержание физкультурных занятий
Сентябрь - октябрь - ноябрь
Сентябрь
Занятие 1
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли) и мягком приземлении при подпрыгивании.
1 часть. Построение в шеренгу, проверка равнения (обычно используется какой-либо ориентир - шнуры, квадраты и т. д.)
Подается сигнал воспитателя к ходьбе (под удары в бубен или музыкальное сопровождение) колонной по одному за ведущим в обход зала. На следующий сигнал выполняется бег. Упражнения в ходьбе и беге чередуются. Для того чтобы ходьба колонной по одному не переходила в ходьбу по кругу, целесообразно по углам зала (площадки) поставить ориентиры - кубики, кегли, набивные мячи.
Для выполнения общеразвивающих упражнений дети перестраиваются в три колонны. Воспитатель назначает ведущих и предлагает каждой колонне поочередно пройти за ведущим к обозначенному месту (ориентиры - кубики, кегли или другие предметы). Воспитатель проверяет расстояние между детьми.
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (по 3 раза).
3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4.И. п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны: наклониться вперед и коснуться пола между носками ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).
5.И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза).
Основные виды движений.
1. Упражнения в равновесии - ходьба и бег между двумя линиями (ширина 15 см, длина 3 м). При ходьбе руки на пояс. В беге руки произвольно, свободно балансируют. Ходьба и бег в чередовании: главное не наступать на шнуры.
2. Прыжки - подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза).
Дети становятся в две шеренги одна напротив другой (расстояние между шеренгами не менее 3 м). Перед каждой шеренгой воспитатель кладет дорожки из шнуров и объясняет задание - в ходьбе по дорожке не спешить, голову и спину держать прямо, по окончании ходьбы пройти в свою шеренгу. После того как дети выполнят упражнение 2 раза, они приступают к бегу по дорожке.
По окончании упражнений в равновесии воспитатель убирает шнуры и предлагает детям разбежаться в разные стороны.
В построении врассыпную дети выполняют прыжки на двух ногах на месте, изображая зайчиков, с поворотом кругом в обе стороны в чередовании с небольшой паузой между серией прыжков. Прыжки выполняются под удары в бубен или музыкальное сопровождение.
Подвижная игра «Найди себе пару» . Для игры нужны платочки двух цветов (по количеству детей) (половина платочков одного цвета, остальные -другого). Каждый играющий получает один платочек. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки). На слова «найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие платочки одного цвета, встают парами. В случае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят: «Ваня (Коля, Оля), не зевай, быстро пару выбирай!» Игра повторяется 2-3 раза.
3 часть. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком над головой.
Занятие 2*
Основные виды движений.
1. Ходьба между двумя линиями (ширина 20 см). Выполняется двумя колоннами поточным способом друг за другом. После того как все дети пройдут между двумя линиями, подается сигнал к бегу, и так в чередовании 3-4 раза.
2. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед до кубика (кегли), на расстояние 3-4 м. Повторить 2 раза.
Занятие 3**1
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками.
I часть. Ходьба в колонне по одному в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную. Построение в 3-4 круга.
2часть. Игровые упражнения.
«Не пропусти мяч». Дети образуют 3-4 круга (круги чертят на земле или выкладывают из шнуров). В центре каждого круга находится один водящий с мячом (большой диаметр) в руках (на расстоянии от играющих примерно 2 м). Исходное положение для всех играющих стойка ноги врозь. По сигналу воспитателя каждый водящий прокатывает мяч одному из играющих, тот наклоняется и двумя руками, сложив их «совочком», откатывает мяч обратно. Затем водящий прокатывает мяч следующему игроку и т. д. Через некоторое время назначаются другие водящие. Воспитатель следит за действиями детей и соблюдением правил - не заступать за обозначенную черту, точно направлять мяч партнеру.
«Не задень». Прыжки на двух ногах между предметами (кубики, кегли, набивные мячи), поставленными в один ряд (40-50 см один от другого). Дистанция 3-4 м. Игровое задание выполняется двумя колоннами (2 раза).
Подвижная игра «Автомобили». Каждый играющий получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другy. На другой сигнал (поднят красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.
3 часть. Игра «Найдем воробышка».
Занятие 4
Задачи. Учить детей энергично отталкиваться от пола и приземляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.
I часть. Ходьба и бег в колонне по одному с остановкой по сигналу воспитателя. Педагог объясняет задание; во время ходьбы произносит: «Зайки!», дети останавливаются и выполняют прыжки на двух ногах на месте, затем продолжают ходьбу. После ходьбы переход на бег. Ходьба и бег в чередовании. Перестроение в три колонны.
Занятие, обозначенное двумя звездочками (**), проводится на площадке (или в помещении, в зависимости от погодных условий) В форме игровых упражнений.
2 часть. Общеразвивающие упражнения с флажками.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Поднять флажки вперед, вверх, посмотреть на флажки, опустить их, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки у плеч. Присесть, коснуться палочками флажков пола, встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки вниз. Поворот вправо (влево), флажки в стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. И. п. - сидя, ноги врозь, флажки у груди. Наклон вперед, коснуться пола между носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. - ноги слегка расставлены, флажки свернуты и лежат у носков ног. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (на счет 1-8), повторить 3 раза.
Основные виды движений.
1. Прыжки «Достань до предмета» - подпрыгивание на месте на двух ногах. Выполняется серией прыжков по 3-4 подряд, затем пауза и снова прыжки по сигналу воспитателя (3-4 раза).
2. Прокатывание мячей друг другу (расстояние 2 м). Способ - стойка на коленях, сидя на пятках (10-12 раз для каждой группы).
Воспитатель ставит две стойки и натягивает шнур вдоль зала с таким расчетом, чтобы все ребята одновременно выполняли задание. Дети располагаются по обе стороны от шнура; выполняют прыжки по очереди по команде воспитателя. Педагог предварительно объясняет задание: «Надо подойти К шнуру, взмахнуть руками, энергично оттолкнувшись, подпрыгнуть и достать рукой до ленточки (шарика, колокольчика).
Дети встают в две шеренги на расстоянии 2 м одна от другой, в руках у детей одной шеренги мячи. По команде воспитателя: «Покатили!» - дети энергичным движением рук прокатывают мячи на противоположную сторону несколько раз подряд.
Подвижная игра «Самолеты». Дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, набивной мяч). Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя: «К полету!» - дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью - «заводят моторы». На следующий сигнал: «Полетели!» - дети поднимают руки в стороны и бегают - «летают» В разных направлениях по всему залу. По сигналу: «На посадку!» - дети-«самолеты» находят свое место (у своего кубика) и строятся в колонны.
3 часть. Ходьба в колонне по одному.
Программное содержание:
- Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать такие физические качества, как силу ног (ходьба с высоким подниманием колена, прыжки с продвижением вперед); равновесие (ходьба по повышенной площади опоры, ходьба по ограниченной площади опоры).
- Воспитывать выразительность, красоту движений; воспитывать умение внимательно слушать объяснения воспитателя, действовать по его сигналу.
Мотивация : Сегодня ребята, у нас два очень сложных задания. Первое: нужно пройти по очень высокой скамейке и не упасть. А сможет пройти только тот, у кого будет самая прямая спинка, и чьи глазки будут смотреть на ориентир (красный кружочек). А второе задание, надо перепрыгнуть эту желтую полоску. А сможет это сделать только тот, кто сильно постарается, у кого будут самые послушные колени (показываю полуприсяд в прыжке).
Ход занятия.
Итог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект физкультурного занятия в средней группе детского сада.
Программное содержание:
- Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать такие физические качества, как силу ног (ходьба с высоким подниманием колена, прыжки с продвижением вперед); равновесие (ходьба по повышенной площади опоры, ходьба по ограниченной площади опоры).
- Воспитывать выразительность, красоту движений; воспитывать умение внимательно слушать объяснения воспитателя, действовать по его сигналу.
Мотивация : Сегодня ребята, у нас два очень сложных задания. Первое: нужно пройти по очень высокой скамейке и не упасть. А сможет пройти только тот, у кого будет самая прямая спинка, и чьи глазки будут смотреть на ориентир (красный кружочек). А второе задание, надо перепрыгнуть эту желтую полоску. А сможет это сделать только тот, кто сильно постарается, у кого будут самые послушные колени (показываю полуприсяд в прыжке).
Ход занятия:
I часть: Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя переход на ходьбу с перешагиванием через шнуры (40 см), легкий бег.
II часть : построение в 2 колонны.
- Общеразвивающие упражнения:
- И.п. ноги на ширине плеч, кубик в правой руке. Передача кубика над головой в левую руку, и наоборот (4 раза).
- И.п. ноги на ширине плеч, кубик за спиной. Руки вперед – присесть – встать – руки за спину (4 раза).
- И.п. ноги широко расставлены, кубик в правой руке. Наклон вправо, правая рука скользит вниз, левая поднимается на пояс. Наклон влево, левая рука скользит вниз, правая поднимается на пояс (4 раза).
- И.п. сидя на полу, ноги врозь, кубик держим двумя руками за спиной. Кубик вперед – наклон вперед, коснуться пола, как можно дальше – выпрямиться, кубик вперед – вернуться в исходное положение (4 раза).
- И.п. лежа на животе, руки под подбородком, кубик лежит перед собой. Махи ногами, сначала медленно, потом быстро (2 подхода).
- И.п. ноги вместе, кубик крепко прижат к груди. Прыжки на двух ногах, с чередованием с ходьбой (2 подхода).
- Дыхательное упражнение. Руки вверх, глубокий вдох через нос, наклон вниз – глубокий выдох через рот.
- Основные виды движений:
- Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке. Руки на поясе, на середине скамейки руки в стороны – присесть – руки на пояс – дойти до конца скамейки, мягко спрыгнуть, ноги слегка согнуты в коленях. Обратить внимание детей, что глаза направлены на ориентир. После скамейки ходьба по ограниченной площади опоры, с высоким подниманием бедра, руки на поясе, спина прямая.
- Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, нужно перепрыгнуть желтую полоску (норматив 60 см), повторить 4 раза. После прыжков ходьба, спина прямая.
- Подвижная игра «Кот и мыши»
На одной стороне зала 2 обруча – это дом мышей.
Васька кот в углу сидит,
Притворился, будто спит.
Мышки проползают через обручи, бегают на носочках по всему залу. Ребенок в маске кота сидит на стульчике с закрытыми глазами.
Мышки, мышки
Вот беда,
Убегайте от кота!
Дети вбегают в норки через незагороженную часть (обручи убираются). Повтор 3 раза.
III часть : ходьба в колонне по одному, за направляющим в группу.
Итог: Ребята, подумайте и скажите, кто сегодня очень постарался и перепрыгнул желтую полоску? А может у кого-то не получилось? А у кого была самая прямая спинка при ходьбе по скамейке? Может у кого-то не получилось правильно идти по скамейке? Ребята, а если у кого-то не получилось, что мы можем сделать (потренироваться и в следующий раз все обязательно получится)?
Возможно, будет полезно почитать:
- Йога для лица — описание комплекса упражнений для омоложения кожи ;
- Йога для омоложения организма ;
- Опасные упражнения в спортзале, которые стоит вычеркнуть из своей программы ;
- Skyrim: чит-коды оружия, навыков, брони и зaчарования Коды на скайрим эльфийские стрелы ;
- Классический подъем и ласточка ;
- Строение руки - иннервация ;
- Что такое, причины возникновения спастичности, недопущение и лечение Как убрать спастику после инсульта ;
- Способы как вызвать рвоту для похудения ;