Горнолыжная страховка: почему стоит её купить. Рекомендации туристам и горнолыжникам в горах

Горные лыжи и сноуборд – захватывающий вид активного отдыха. Со стороны посмотришь на изящно двигающегося горнолыжника в красивом костюме, кажется, что все легко и просто – надел лыжи, крутой костюм и рассекай горные просторы в свое удовольствие. Но не тут то было.

Какие опасности предостерегают начинающих горнолыжников

Если немного углубиться в историю развития горных лыж в нашей стране, то приезжая в горнолыжные центры Приэльбрусья или Домбая с новичками всегда проводили ликбез или «школу молодого бойца». Рассказывали о правилах поведения на склоне и безопасности,лавинах, как вести в экстремальных ситуациях, как пользоваться подъемником.

Сравнивая с сегодняшним днем, когда появляются все и новые горнолыжные центры, и люди толпами жаждут покорить горнолыжные спуски сходу, поражаешься их безответственностью по отношению к себе и окружающим.

Выбор и подгонка (регулировка) горнолыжного инвентаря.

Первый опасный момент- ботинки и горные лыжи из проката.

Новичку прежде, чем бежать в горнолыжный центр и сразу спускаться с горы, лучше бы подковаться теорией. Изучить, как подобрать и , какие нужны, стоит ли покупать и другие горнолыжные причендалы. В большинстве случаев происходит все наоборот.

Новичок одевает, что получил, застегивает и поехал.

Надо бы обратиться к опытным горнолыжникам или инструктору, чтобы помогли правильно подобрать ботинки, отрегулировать клипсы и крепления.

Неправильно подобранные ботинки или отрегулированные крепления - причина падений и травм.

Посадка на подъемник

Внешняя легкость посадки и движения таит опасность травм, переломов ног и рук, а при неудачном сходе с подъемника – и головы.

К сожалению, не везде при посадке на подъёмники, особенно бугельные, обслуживающий персонал помогает сесть на подъемник. И как следствие – падения, травмы, остановка подъемников. Надо отдать должное обслуживающему персоналу в – всегда каждому помогают подцепиться, не зависимо от опыта горнолыжника, проявляя такт и уважение.

Не раз приходилось наблюдать, когда новички выходя с кресельного подъемника путались в своих ногах или просто поздно стали выходит и прокатывались по кругу, или начинали выходить, проскочив зону высадки. Возникала картина, когда не знаешь, то ли ли смеяться, то ли сострадать беднягам, которые на коленках или пятой точке пытались увернуться от движущихся кресел.

Поездка на горнолыжный курорт или центр

При поездке на цивилизованный европейский горнолыжный курорт в стоимость входит специальная горнолыжная страховка, которая предусматривает оказание медицинской помощи при получении травм во время катания и доставку травмированного до самолета.

Страховой полис не будет действовать в случаях, когда горнолыжник :

  • получил травму вне патрулируемых трасс- ехал по целине;
  • находился в стадии алкогольного опьянения;
  • не взял с собой страховой полис.

Что нельзя на горнолыжном склоне

  • кататься на горных лыжах в местах отведенных для проведения тренировок и соревнований спортсменов;
  • создавать для себя трамплины и расставлять слаломную трассу;
  • использовать для катания другой спортивное снаряжение, кроме горных лыж и сноуборда;
  • находиться «под шафе»

Горнолыжные правила поведения на склоне

Международная федерация горнолыжного спорта и сноуборда(ФИС) разработала 10 правил поведения на склоне. Это своего рода моральный кодекс горнолыжников и сноубордистов.

Правила ФИС (FIS)

1.Предписывается уважение горнолыжников и сноубордистов к другим, ответственное отношение к исправности оборудования и своему поведению на склоне.

2.В любой ситуации контролировать свою скорость и траекторию движения не взирая на погодные условия.

3.Катиться в выбранном направлении, не препятствуя движению и не создавая опасности другим.

4.Соблюдать дистанцию с впередиедущим, не позволять обгонять таким образом, чтобы создавать помехи другим.

Ответственность за столкновение или причинение вреда лежит на том, находится выше.

5.Начинать движение или с начала спуска, или с места стоянки только после визуального осмотра, убедившись, что своим движением ни кому не помешаете и не создадите опасной ситуации.

6.Делать остановки на трассе не желательно. При необходимости вставать следует с самого края трассы на видном месте, исключая повороты, узкие места и вертикальные перегибы.

7.Перемещаться по трассе бех лыж. В экстренных случаях только вдоль края трассы.

8.Кататься только по размеченным и обозначенным трассам, соблюдая предупреждающие знаки.

9.Оказывать помощь пострадавшим при падении, столкновении или других несчастных случаях.

10.В случае несчастного случая для объективности разбора оставлять свои координаты с целью правильного оформления документов для полиции и страховой компании.

Правила ФИС распространяются на всех горнолыжников и сноубордистов. Каждый, кто вышел на склон обязан их знать и соблюдать.

При нарушении правил ФИС, приведшее к несчастному случаю, человека, по чьей вине произошел несчастный случай могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Горные лыжи и сноуборд, как и любой другой экстремальный вид спорта, связаны с риском. Правила Международной лыжной федерации (ФИС — FIS) должны считаться идеальной моделью поведения для ответственного и осмотрительного лыжника или сноубордиста, и их предназначение — предотвратить несчастные случаи на склоне. Правила ФИС применяются ко всем лыжникам и сноубордистами: спортсмен обязан хорошо знать данные правила, уважать и соблюдать их. Если он не делает этого, то его поведение при несчастном случае может рассматриваться как нарушение гражданского и уголовного законодательства.

Правило 1

Уважай окружающих. Лыжник или сноубордист должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности окружающих и не наносить ущерб.

Правило 2

Контроль скорости и направления движения. Лыжник или сноубордист должен двигаться управляемо, скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям: склону, снегу, погоде и количеству народа на склоне.

Правило 3

Выбор направления. Лыжник или сноубордист, приближающийся к кому-то сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности едущих впереди.

Правило 4

Обгон. Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных или непреднамеренных движений.

Правило 5

Выход, начало движения, движение по склону. Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу, или начинающий движение после остановки, или движущийся вверх по склону, должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих.

Правило 6

Остановка на склоне. За исключением чрезвычайной необходимости, лыжник или сноубордист должен избегать остановки на склоне в узких местах или там, где видимость ограниченна. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно быстрее освободить склон.

Правило 7

Подъем и спуск без лыж. Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх, как на лыжах так и без них, а также спускающийся вниз без лыж, должен придерживаться края трассы.

Правило 8

Соблюдайте знаки и разметку.

Правило 9

Помощь. При несчастном случае долг каждого лыжника и сноубордиста оказать помощь пострадавшему.

Правило 10

Идентификация. Все лыжники и сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами после инцидента.

Безопасность и правила поведения на подъемнике

При пользовании бугельными подъемниками

Становитесь в очередь по порядку — перед тарелочным подъемником по одному человеку в ряд, а перед подъемником на двоих парами, чтобы избегать заторов и лишнего ожидания.

Вступайте без промедления на место начала подъема, берите обе палки в одну (внешнюю) руку, чтобы ухватиться второй (свободной) рукой за стойку подъемника.

Не садитесь на вертикальную стойку подъемника. Поднимайтесь стоя на снегу и скользя по нему, обопритесь слегка на поперечину, чтобы она вас тянула.

Нагружайте обе лыжи равномерно. Не свисайте на внешнюю сторону и не опирайтесь на соседа, тогда легче удержать равновесие.

Не сходите с лыжни преждевременно, чтобы не создавать опасности для себя и других.

В случае падения на бугеле необходимо приложить все силы, чтобы сразу же освободить дорогу. Иначе следующим позади едва ли удастся проехать мимо вас.

Своевременно готовьтесь к окончанию буксировки. Следите, чтобы поперечина не зацепилась за одежду.

Сходите без промедления, оставьте поперечину на направлении буксирования, не бросайте ее небрежно в сторону.

Уходите с места отцепления немедленно. Предоставьте место следующим лыжникам, чтобы не дошло до толчеи, и вас не заденет поперечина следующего в обратном направлении бугеля.

При пользовании кресельными подъемниками

Закройте скобу безопасности, держите лыжи горизонтально и неподвижно.

Не раскачивайтесь. Не курите. Не выпрыгивайте с подъемника и не сходите с него преждевременно.

Выходите из подъемника без задержки.

Статистика несчастных случаев на горных лыжах

По наблюдениям последних лет, в среднем на каждую сотню выезжающих на склон горнолыжников приходится три тяжелые травмы, а каждый второй возвращается с синяками. Почти в 80 % случаев люди калечатся на подготовленных трассах, а травмы, полученные вне этих трасс, часто могут оказаться смертельными для неподготовленных людей.

Наиболее распространенные травмы в странах горнолыжного туризма (Австрия, Франция, Финляндия, Андорра) показаны в табл. 2.

Таблица 2. Статистика травматизма при горнолыжном отдыхе

Отмечено, что за последние 15 лет процент травм голени уменьшился наполовину. В то же время наблюдается резкое увеличение числа травм колена, прежде всего передней крестовидной связки (ПКС).

Увеличение травм ПКС является самой большой проблемой в лыжной индустрии. В группе риска травмы ПКС находятся лыжники:

  • катающиеся много лет;
  • катающиеся несколько дней в году;
  • женщины;
  • страшего возраста;
  • редко падающие.

Сноубордисты имеют общий показатель смертности на склоне на 40 % ниже, чем лыжники, и более высокую вероятность быть сбитыми потерявшим управление лыжником.

Шлем не в состоянии защитить лыжника, катящегося со скоростью более 20-25 км/ч. К группе риска относятся лыжники — мужчины, катающиеся «выше среднего» со скоростью 35-65 км/ч.

Период новогодних праздников традиционно считается одним из наиболее травмоопасных туристических сезонов. С 31 декабря 2006 г. по 15 января 2007 г. с клиентами одной из российских страховых компаний произошло 106 страховых случаев, были заявлены и подтверждены убытки на сумму более 45,6 тыс. долларов. Из этих 106 случаев 48 составили травмы, полученные при катании на горных лыжах.


Белый кодекс SSF

10 правил FIS

1. Уважай других!

Лыжник/Бордер не должен своим поведением на склоне ущемлять права других катающихся, или подвергать их опасности.

Комментарий FIS: Л/Б несет ответственность не только за свое поведение, но и за использование неисправного снаряжения, включая новые экспериментальные модели оного.

2. Контролируй скорость!

Л/Б должен контролировать свое движение по трассе. Необходимо выбирать скорость и стиль катания соответственно своим способностям, особенностям рельефа, погодным условиям и плотности траффика на горе.

Комментарий FIS: Столкновения происходят в основном потому что: Б/Л ехал слишком быстро, потерял контроль или не увидел объект столкновения => Б/Л должен быть в состоянии избежать столкновения с любым объектом, находящимся в его поле зрения, путем остановки, поворота, дематериализации или телепортации.

В местах скопления катающихся, а также на участках трасс с пониженной видимостью Б/Л должен двигаться с пониженной скоростью, особенно на краях крутых склонов, в конце трассы (зоне торможения) и рядом с подъемниками.

3. Выбирай маршрут!

Б/Л, едущий сверху, должен выбирать траекторию своего движения таким образом, чтобы не создавать опасности Б/Л, находящимся впереди.

Комментарий FIS: Горные Лыжи и Сноубординг являются Free Activity Sports, где каждый может двигаться куда и как хочет, с условием соблюдения данных Правил. Б/Л, едущий впереди, имеет приоритет. Б/Л, движущийся сзади (выше по склону) в том же направлении (не обязательно! Карвинг!!!) должен держать дистанцию, достаточную для выполнения впереди едущим Б/Л любых маневров (в т.ч. падения!!!)

4. Обгон.

Б/Л может совершать обгон другого Б/Л с любой стороны, с условием, что он оставляет обгоняемому достаточно пространства для совершения последним любых произвольных или непроизвольных маневров.

Комментарий FIS: Б/Л, совершающий обгон, несет полную ответственность за то, что в процессе обгона не создаст проблем обгоняемому. При этом ответственность распространяется на весь маневр, вплоть до его завершения. Это правило распространяется в т.ч. на обгон неподвижно стоящего (сидящего) Б/Л.

5. Выезд на трассу, начало движения и движение вверх по склону.

Б/Л, выезжающий на трассу или намеревающийся начать движение после остановки или подъема, обязан посмотреть вверх и вниз по склону и убедиться, что не станет препятствием другим катающимся.

Комментарий FIS: Опыт показывает, что SUBJ(5) часто становятся причинами происшествий. Совершенно необходимо, чтобы Б/Л в подобной ситуации не подвергал опасности себя и окружающих. После того, как Б/Л начал движение - даже с небольшой скоростью - он пользуется преимуществом Правила 3 по отношению к едущим сзади с большей скоростью Б/Л. Карвинговые лыжи и сноуборды позволяют Б/Л двигаться в повороте вверх по склону, против траффика. Следовательно, карвер должен быть особо внимательным при совершении подобных маневров.

6. Остановка на трассе.

За исключением крайней необходимости, Б/Л должен избегать остановок на узких или плохо просматриваемых участках трассы. После падения в таком месте Б/Л должен покинуть его (вместе с дровами) как можно быстрее.

Есть такая поговорка: знал бы, где упаду — подстелил бы солому. Но почему-то далеко не все туристы готовы позаботиться о себе и «подстелить солому», отправляясь на горнолыжные склоны.

Да, горнолыжный отдых — экстремальный отдых. От падений на склоне не застрахованы ни начинающие, ни опытные спортсмены (и между нами, девочками, последние подвержены риску даже больше).

В разгар горнолыжного сезона тема страховок от несчастных случаев, связанных с занятием этим видом спорта, становится особенно актуальной. У моего друга жена работает в нашей местной краснополянской больнице, и о том, сколько людей обращается туда за помощью, получив травмы и ушибы, я знаю не по наслышке. И если начистоту, то в случае травмы либо вы потратите много денег, либо ваша страховая компания, если вы «подстелили солому».

Сегодня я продолжаю тему безопасности в горах и хочу рассказать вам о том, какие преимущества даёт вам приобретение горнолыжной страховки.

В России существует множество компаний, которые оформляют подобные страховки. Прочитав эту статью, вы узнаете об основных моментах такого страхования и в каких случаях стоит им воспользоваться.

Горнолыжная страховка: зачем нужна и сколько стоит

Вот скажите мне, пожалуйста, те из вас, кто имеет автомобиль и ездит на нём хотя бы уже лет 10-15: не проще ли стало разруливать вопросы при ДТП после того, как ввели обязательные полиса ОСАГО? Я лично считаю, что эта мера весьма правильная.

И глядя, как некоторые «спортивные» товарищи несутся с горы, сшибая всё и вся на своём пути, у меня возникает желание сделать приобретение горнолыжной страховки обязательным условием для прохода на склоны. Потому что средняя скорость хорошо катающегося горнолыжника примерно равна скорости автомобиля, едущего в городском потоке. А вот подушек безопасности на наших горнолыжных костюмах пока не делают…

Будучи турагентом, мне приходилось неоднократно убеждать людей не экономить на страховании расходов, связанных с путешествиями.

Для каких случаев применима страховка от невыезда , я рассказывала в этой статье:

А сейчас поговорим о том, кому нужна горнолыжная страховка.

Медицинский полис или страховка?

Обязательная медицинская страховка (ОМС) есть у всех нас, граждан РФ. Это обычный медицинский полис, его оформляют разные страховые компании, и без него ни в одной поликлинике вас просто не примут. К счастью, у нас в стране до сих пор существует бесплатная медицина (другой вопрос, конечно, это качество этой медицины…) Но в целом, по полису ОМС вам обеспечено пребывание в больнице, первичный снимок рентген, а также при необходимости — операция.

Например, у меня был недавно неприятный случай на горе: на занятии один из учеников въехал в меня, вышиб лыжу из-под моей ноги так хитро, что лыжа не отстегнулась, а вот моё колено пришло в неестественное положение. Далее — болевой шок, потеря сознания… Очнулась надо мной лица спасателей курорта и на ноге…нет, не гипс…шина. Отвезли меня на скорой в больницу Красной Поляны, там сделали рентген. Слава богу, всё обошлось. Но первым делом меня в приёмном покое попросили данные паспорта и полиса.

Их у меня с собой не было. Но фото паспорта было у меня в телефоне, по паспортным данным они вычислили и мой номер полиса ОМС.

Так что полиса ОМС для катания на краснополянских курортах вам будет вполне достаточно — какие-то минимальные затраты он покроет (правда, чтоб тот же МТР сделать, проверить связки — надо будет уже платить денежку из своего кармана). Но в целом, без помощи из местной больнички вас не выставят)


Другое дело, если вы отправляетесь на фрирайд или в ски-тур . На этот случай, а также при катании на любом заграничном горнолыжном курорте вам обязательно нужно оформить горнолыжную страховку .

Всё дело в том, что нигде, кроме нашей страны, никто вас бесплатно лечить не будет. И уж тем более, спасательный вертолёт не летает к пострадавшим в лавине туристам за «спасибо».

Если вы едете кататься за границу, то убедитесь, что в составе вашего тура есть пункт «оформление горнолыжной медицинской страховки». Она отличается от той, которая входит в состав пляжных туров примерно так же, как сам экстремальный отдых отличается от пляжного.

Давайте разберёмся, в чём именно заключаются эти отличия.

Страхование для горнолыжников


Итак, обычно горнолыжная страховка, входящая в состав горнолыжного тура, включает в себя следующие пункты:

  • Вызов врача
  • Покрытие затрат на лекарственные препараты и медицинское оборудование
  • Пребывание и лечении в больнице.
  • Стоматология (экстренная стоматологическая помощь при остром воспалении и травме).
  • Медицинская транспортировка (возмещение затрат на перевозку пострадавшего).
  • Репатриация тела (доставка тела на родину).

А также в подавляющем большинстве туда включены:

  • Расходы на экстренную связь (возмещение расходов на связь с родственниками или страховой компанией, при наступлении страхового случая).
  • Эвакуация детей (подразумевает под собой возвращение на родину несовершеннолетних детей, в случае если они остались без присмотра взрослых).
  • Досрочное возвращение застрахованного из поездки в чрезвычайной ситуации.
  • Визит третьего лица (билеты в обе стороны на одного из близких родственников для обеспечения ухода, если пребывание в больнице будет длиться более 10 дней, оплата жилья для приехавшего родственника).
  • Юридическая помощь (первичная юридическая помощь в стране пребывания).
  • Помощь при утрате/хищении документов (административная помощь и расходы, связанные с оформлением дубликатов документов).

Одно только перечисление этих пунктов показывает, как много сложностей и расходов будет у тех туристов, которые не позаботятся о такой страховке для себя.

Кроме того, на склоне не редки случаи столкновений с другими катающимися. В таком горнолыжном ДТП вы можете легко отделаться сами, но причинить вред здоровью другого человека, с кем у вас произошло столкновение. Также могут пострадать его вещи и экипировка.

Чтобы не пришлось платить за причинённый ущерб из своего кармана, стоит добавить в полис страхование гражданской ответственности . Тогда страховая компания возьмёт на себя и расходы на оказание помощи человеку, пострадавшему по вашей вине при столкновении.

Дополнительные риски

Фрирайд


Некоторым туристам для счастья нужны не хорошо подготовленные склоны, а нетронутая снежная целина. Для таких любителей фрирайда будет полезно ознакомиться с моей предыдущей статьей:

При этом не редки случаи, когда в планы фрирайдеров вмешиваются природные катаклизмы: лыжники сталкиваются с сильным бураном или пургой и теряют ориентацию. Или же происходит сход лавины.

При таких обстоятельствах, очень часто на поиски привлекаются не только земные службы спасения, но и воздушные (самолеты и вертолеты). И если, будет доказано, что в данном происшествии виноваты сами туристы (например, туристы райдеры отправились по собственному не согласованному маршруту и заблудились или поехали и попали в лавину, несмотря на предупреждение лавинных служб), то затраты на данный вид поисковых работ перекладываются на самих «героев». Так, вызов спасательного вертолёта обходится в десятки тысяч долларов.

В общем, всем любителям кататься вне специальных трасс нужно иметь в виду, что поисково-спасательные операции обычно не входят в стандартную горнолыжную страховку и им при покупке полиса нужно выбирать программу, включающую данную услугу.

Утеря/задержка багажа

Все поклонники горных лыж и сноуборда прекрасно знают, насколько дорогостоящее у них спортивное оборудование. При перелетах, особенно с использованием стыковочных рейсов, риск повреждения/утраты оборудования весьма велик. Поэтому многие страховые компании предлагают обезопасить себя и от таких проблем, предлагая включить в полис пункт о страховке багажа. Данный пунктик компенсирует вам ту сумму покрытия, которую вы сами укажете/выберите из предложенных.

Какую страховую компанию выбрать

На самом деле, у большинства крупных страховых компаний есть в «линейке» такой вид услуги, как горнолыжная страховка.

В зависимости от того, какие опции из вышеперечисленных включены в данный полис, его стоимость будет разной.

Очень удобно сравнивать стоимость полисов на сайте https://www.sravni.ru/vzr/

Там предусмотрены всевозможные варианты горнолыжной страховки. Выбираете интересующие вас опции, и вам сразу выдаётся таблица с названиями страховых компаний, количеством опций, страховой суммой и ценой полиса . Обычно его стоимость колеблется от 2000 до 3000 рублей.

У большинства страховщиков можно оформить страховку он-лайн.

Так что, как видите, «подстилание соломки» не займёт у вас много денег или времени.

Как это работает

Если с вами на склоне произошёл тот самый страховой случай, то действуйте в соответствии со всеми требованиями страховой компании. Они чётко будут прописаны в вашем полисе. Как правило, их последовательность примерно одинакова:

  • срочно обратитесь за медицинской помощью;
  • оповестите страховую компанию в установленный срок о возникновении страхового случая;
  • соберите пакет документов, фиксирующих факт несчастного случая, и отправьте в страховую компанию с целью возмещения расходов на лечение и др.

Только имейте ввиду, что никакая страховка не действует, если во время страхового случая пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения. Так что отложите возлияния по поводу удачного отдыха на горнолыжном курорте до вечера.

В целом, надеюсь, мне удалось донести до вас мысль, что правильно оформленная горнолыжная страховка станет залогом вашей безопасности в любой точке мира. Не экономьте на своём здоровье, ребят! Вы у себя одни. Здоровье не купишь, но можно купить страховой полис;-)

По всем другим вопросам горнолыжного отдыха вы найдете ответы в статье:

Короче, берегите себя и до встречи на блоге!

Горы являются местом повышенной опасности для жизни и здоровья людей. В горах смена погоды происходит очень часто. Здесь бывают грозы, снегопады, сильные ветра, метель, низкие и высокие температуры. На человека влияет перепад высот, температур, повышенная ультрафиолетовая активность солнца и другие факторы. На маршрутах возможны проявления признаков «горной болезни», которая проявляется при подъеме в высокогорные районы с разреженным воздухом.

В целях обеспечения безопасности туристов и оказания, в случае необходимости, своевременной квалифицированной помощи Главное управление МЧС России по Чеченской Республике рекомендует туристическим группам и отдельным туристам информировать поисково-спасательные службы МЧС России о своих маршрутах. Необходимо предоставлять спасателям номера телефонов и адреса членов туристических групп. Уточнить порядок выхода на связь со спасателями во время нахождения на маршруте.

Получить информацию о природных опасностях на маршруте, ближайших точках возможной экстренной связи, а также гидрологические, метеорологические прогнозы в районе предполагаемого маршрута.

Туристы должны при себе иметь групповое и личное снаряжение, обеспечивающее безопасное прохождение маршрута, средства связи и сигнализации, маршрутные и страховые документы, продукты питания и медикаменты.

После возвращения, необходимо сообщить в дежурную службу поисково-спасательного отряда о завершении восхождения.

Правила поведения в горах для туристов и альпинистов:

  1. Выбирать для передвижения наиболее безопасный маршрут.
  2. Тщательно оценить возможные опасности, учитывая погодные условия, вероятность препятствий.
  3. Быть готовым к неожиданностям и уметь распознавать приближающуюся опасность (ухудшение погоды, лавину, камнепад), и принять меры предосторожности.
  4. Передвигаться только группой, строго соблюдая дисциплину, не допуская ее разделения.
  5. Определять темп движения по слабейшему в группе.
  6. Соблюдать режим нагрузок и отдыха.
  7. Не сокращать путь за счет безопасности.
  8. Покидая место привала, не забывать предметы снаряжения, экипировки.
  9. Не совершать переходов при плохой видимости (метель, туман) или в темное время суток.
  10. Преодолевать опасные участки, реки с быстрым течением, трещины и т.д., только обеспечив надежную страховку.
  11. Лавиноопасные участки преодолевать лишь в случае крайней необходимости, поодиночке, с выставлением наблюдателей, строго соблюдая правила безопасности и страховки.
  12. С появлением явных признаков усталости, особенно при падении температуры воздуха, сильном ветре, снегопаде, прекратить движение, подыскать укрытие и организовать бивуак.
  13. Обязательно пользоваться очками-светофильтрами при сплошном снежном покрове, как в солнечную погоду, так и при облачном небе.
  14. Избегать переходов по склонам и желобам со свободно лежащими камнями.

Правила безопасного поведения в горах для горнолыжников:

1. Необходимо выполнять указания спасателей и сотрудников противолавинных служб, в связи с лавинной опасностью, об опасных местах нахождения на склонах или горнолыжных трассах.

2. Запрещается находиться на склонах и трассах, закрытых ограждениями и запрещающими знаками.

3. Запрещается выход на необорудованные горнолыжные трассы и склоны, в условиях плохой видимости, при сильном ветре, во время большого снегопада.

4. В случае, если вы заблудились или оказались на незнакомой трассе, а также в условиях резкого изменения погоды, необходимо ориентироваться на следующие признаки повышенной лавинной опасности:

Ливневый снегопад при сильном ветре;



 

Возможно, будет полезно почитать: