Игры на площадке. Идеи активных игр на детской площадке и даче

Игроки получают задание - слово, которое нужно расшифровать. Оно может быть абсолютно любым. Нужно придумать предложение так, чтобы каждое слово в нём начиналось на очередную букву этого слова-задания. Например, если задано слово «ШКОДА», то расшифровать его можно как «Шесть Коров Обнаружено Детективным Агенством». Побеждает автор самой остроумной расшифровки.

Кулинар

Игроки делятся на команды. Каждый участник команды по очереди пишет на листе бумаги название чего-либо съедобного, загибает лист и передает следующему. Если участников мало, можно повторить процедуру. После того, как участники записали ингредиенты, дается сигнал «Старт», листок раскрывают, и команда за 5 минут должна придумать название и рецепт блюда из предложенных ими же ингредиентов. Рецепты могут быть очень смешными. Например, «смешать майонез с квасом, добавить нарезанные яблоки, запечь всё под соусом из соленых огурцов» и т. д. Побеждает команда, предложившая самый оригинальный рецепт.

Найди своих

Перед началом конкурса подготавливают листочки с названиями животных. Каждое название должно присутствовать в двойном экземпляре. Затем все листочки складывают в мешок и перемешивают. Участники по очереди достают по одному листочку и, изображая мимикой, звуками, движениями указанное животное, пытаются найти свою пару: слон ищет слона, верблюд - верблюда, обезьяна - обезьяну и т. д. Нашедшие предоставляют свои листочки ведущему и получают от него приз.

Катя-Катенька-Катюша

Ведущий в разном порядке произносит слова «Катя», «Катенька» или «Катюша». При слове «Катя» все участники конкурса должны дотронуться до своего носа, при слове «Катенька» - положить руки себе на плечи, а при слове «Катюша» - поставить руки на пояс. Конкурс проводится в несколько туров. В каждый последующий тур переходят только те участники, которые правильно выполняют все действия в соответствии с заданием.

Солнце с плюсом

Один из участников стоит, закрыв глаза, не двигаясь и держа перед собой открытый фломастер. Другие подходят по очереди, держа лист бумаги перед собой. Передвигая лист, они пытаются таким образом нарисовать на нем солнце. Затем все полученные рисунки выкладываются в ряд и участники конкурса ставят «плюс» на понравившемся. Побеждает тот, чье солнце наберет больше «плюсов».

Полоса противника

Все участники делятся на две команды. Обе команды становятся на разные стороны комнаты, которая разделена полосой. Игроки первой команды перетягивают на свою сторону игроков второй команды. У второй команды та же задача. Если же все-таки один из игроков оказывается перетянутым на другую сторону, то теперь он должен сражаться за ту команду, на чьей территории оказался.
В конце образуется одна команда.

Монетки

Ведущий кладет в ряд три монеты. Затем забирает среднюю, чтобы между первой и второй остался промежуток. Детям выдается горсть монет. Каждый должен выстроить монеты в ряд на таком же расстоянии друг от друга, как и первые две монеты.
Выигрывает тот ребенок, у которого лучший глазомер.

Ванька-встанька

Игрок, который будет Ванькой-встанькой становится в центр круга, образованного остальными участниками, и вытягивает руки вдоль пояса. Все остальные игроки садятся по кругу. Ванька-встанька начинает падать на игроков, а они должны его отталкивать. Кто не смог оттолкнуть, выбывает из игры.

Мячик в ладони

Все игроки выстраиваются в шеренгу и вытягивают одну ругу вперед ладонью вверх.. Ведущий выдает одному игроку мяч. Этот игрок не будет стоять в шеренге, а будет ходить вдоль нее с мячиком. Он должен выбрать, кому хочет вложить мяч в ладонь.
После того как он выберет «жертву» и вложит ей мяч в ладонь, остальные игроки должны заметить это и задержать игрока. Если они не успели это сделать, то игрок, которому вложили мяч в руку, выходит из шеренги и становится водящим.

Разноцветные платочки

На доске подвешиваются платочки разных цветов. На каждом платочке написано имя девочки. Задача мальчиков по сигналу ведущего подбежать к доске и сорвать платочек с именем той девочки, которая нравится. После этого платочек необходимо подарить этой девочке.

Надежда Личман
Картотека подвижных игр на летней площадке для детей пяти-семи лет

Очень полезны игры на открытом воздухе. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. В подвижных играх развиваются не только физические способности, но и умственные, осваиваются нравственные нормы.

В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от

образовательной деятельности, воспитываются моральные качества.

Весёлые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. Совместные игры сближают детей, дети получают радость от преодоления трудностей.

Цели подвижных игр:

развивается ловкость, внимание, быстрота, выносливость, самостоятельность, настойчивость, организованность, выдержка, чувство ритма, словесная память, коллективное взаимодействие, стремление к взаимовыручке.

Игры средней подвижности

«Золотые ворота»

В игре участвуют все дети. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. При этом они говорят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: солнца или луны. Он выбирает и встаёт позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу солнца или луны. И так до тех пор, пока все участники будут распределены»

Подв. игра «Баба- Яга»

Дети создают круг, в нём стоит «Баба Яга», у неё помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

Бабка -Ёжка, костяная ножка, с печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу - раздавила курицу.

Пошла на базар - раздавила самовар,

Пошла на лужайку - раздавила зайку.

Дети разбегаются, а Баба –Яга прыгает на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом, не выбегая за круг. Бабой Ягой становится тот, кого ведущий осалит.

Подв. игра «Кот и мыши»

Играющие водят хоровод, в центре которого–мышка–это её «домик», проговаривая слова:

[Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите:

Как проснётся Васька – кот, разобьёт весь хоровод!

Как только слова закончились, играющие поднимают руки, не размыкая их-«дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидающего её за пределами хоровода.

Подв. игра «Колобок и лиса»

Правила и условия те же. Меняется только слова текста:

Колобок, колобок, подрумяненный бок,

В жаркой печке печён, на окошке стужён,

И от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл,

Вот такие чудеса, только ждёт тебя лиса!

Подв. игра «Петушки»

Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром три метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот.) Задача: вытолкнуть противника из круга.

Подв. игра «Удочка»

Для игры нужна верёвка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком – мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с верёвкой в руках. Он начинает раскручивать её так, чтобы она вращалась над самой землёй. Дети перепрыгивают через верёвку. Воспитатель постепенно поднимает плоскость вращения верёвки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадётся на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающую верёвку. Попавший водит. Игра продолжается.

Подв. игра «Платок»

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладёт кому-нибудь из игроков платок на плечо и быстро бежит по кругу. Тот, которому положили платок, берёт его и бежит за водящим. И тот и другой старается занять свободное место.

Игры большой подвижности

Подв. игра «Рыбачёк и рыбки»

На площадке чертится большой круг Один из играющих – рыбачёк – находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие – рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачёк, рыбачёк, поймай нас на крючок». На последнем слове рыбачёк вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбаком и идёт в центр круга.

Подв. игра «Горелки»

Участники игры становятся парами в затылок друг другу. Впереди всех пар встаёт воспитатель, он громко говорит:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три, последняя пара, беги!

После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперёд (каждый со своей стороны) до условного места, а воспитатель старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встаёт рядом с воспитателем впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

Подв. игра «Пингвины»

Дети построены по периметру площадки друг за другом, между колен у каждого зажат мяч. В течении 15-20 секунд (пока звучит бубен) дети выполняют прыжки вперёд. Потерявшие мяч временно выходят из игры, а затем становятся в хвост колонны. Игра повторяется.

Подв. игра «Спящая лиса»

Выбирают «лису». Она уходит в угол площадки (нору) и крепко «засыпает» (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой – «дом зайцев». Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. По сигналу воспитателя: «Лиса проснулась!» «зайцы, спасаясь от «лисы», бегут в «домик».

«Лиса «ловит «зайцев» (задевает рукой). Пойманных «лиса» отводит в нору.

Это только маленькая часть игр.

Игры с детьми на площадке.

Игры в кругу:

  • «У дядюшки Абрама »

Все играющие становятся в круг и вместе с водящим хором произносят слова, одновременно двигаясь по кругу: «У дядюшки Абрама сорок сыновей,сорок сыновей и сорок дочерей. Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели».
После этих слов водящий называет часть тела: «Правая рука», все участники встряхивают правой рукой, снова повторяют: «У дядюшки Абрама…» После повтора водящий к словам «правая рука» прибавляет «левая рука» и снова повторяется все про «дядюшку Абрама» и т.д. К концу игры в движении находятся все части тела:
«У дядюшки Абрама сорок сыновей, сорок сыновей и сорок дочерей.
Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели.
Правая рука, левая рука,
правая нога, левая нога,
правое плечо, левое плечо,
правый глаз, левый глаз,
голова!»

  • « мы охотимся на льва»

Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва» и делают соответствующие движения.

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А что это?
А это море: буль-буль-буль.
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик,
Вышли на полянку. «Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.
По морю: буль-буль-буль.
По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!

  • « летит по небу шар»

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит,

Но знаем мы, до неба шар,

Никак не долетит

Летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаем - руки прислоняются к груди;

Мы - руки разводятся перед собой;

Никак не - руки перекрещиваются;

  • « мартышки »

Ведущий говорит слова: "Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри.". Игроки повторяют всё за ведущим.

  • « дельфин »

Дети достают свои фотоаппараты и фотографируют дельфина, которого изображает воспитатель. Фото- это хлопок.

  • « футбол»

Ведущий стоит на сцене, так, чтобы все, сидящие в зале, видели его. Он спрашивает зрителей, хотят ли они услышать, как по-настоящему кричат болельщики на матче? Зал отвечает: "Да!" Задание: при взмахе правой руки ведущего правая половина зала кричит: "Гол!" А при взмахе левой руки левая половина зала кричит: "Штанга!" Ведущий может взмахивать по одному разу каждой рукой или по несколько раз подряд одной рукой, а потом поднимает обе руки вверх, и зал одновременно кричит оба слова. Получается такой же шум, как во время матча.

Игры на стульях:

  • « если весело живется делай так»

Если весело живется, делай так (два хлопка в ладоши).

Если весело живется,мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так(два хлопка).

В следующих куплетах вместо хлопков: два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа ногами, два прыжка, выкрикиваем слово „хорошо!". А последний куплет звучит так: „Если весело живется, делай все!" И после каждой строчки нужно повторить поочередно все движения из каждого куплета

  • « колечко »

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая: Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю

и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:

Колечко-колечко, выйди на крылечко!

И «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

  • « садовник »

Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по вкусу и только на него откликаются.Водящий дает старт словами: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме... (называется временное имя любого из игроков, например "роза"), "Роза должна тут же отреагировать: "Ой" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена" Садовник: "В кого?" Роза: "В тюльпан" Тюльпан: "Ой" ... И далее диалог продолжается между ним и розой и т.д., среди выбранных полноправно может оказаться садовник, замечу, что на него ложится основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника помнят и называют чаще всего.

  • « угадай предмет »

Варианты игры, от простого к сложному.
На столе ставятся несколько небольших предметов (игрушки, кубики, предметы посуды).

Водящий загадывает один из предметов и начинает его описывать, называя различные его признаки (цвет, форму, назначение). Как только кто-то из играющих догадывается, он поднимает руку и называет предмет.
Водящий загадывает предмет. Игроки по очереди задают водящему вопросы, выясняющие признаки предмета: "Оно красное?", "Оно шарообразное?", "Оно служит для еды?" - и т.п. Водящий может отвечать только "Да" или "Нет". Прямые вопросы, требующие называния предмета, типа: "Это машинка?" - запрещены.

Игры на площадке:

  • « зоопарк»

Дети превращаются в животных, а воспитатель должен догадаться кого они изображают.

  • « цвета»

Игрокам предлагают найти на площадке предметы определенного цвета. Например, дотронуться до желтого цвета и они ищут на площадке предметы такого цвета. При этом воспитатель считает до 10.

  • . « али баба» или «цепи кованные»
    Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5 –7 метров. Игру начинает одна из команд словами: - Али-баба!

Вторая команда хором отвечает:

О чем слуга

Вновь говорит первая команда:

Пятого, десятого, Сашу нам сюда!.

При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди.


Активные развлечения на свежем воздухе улучшают координацию движений и ловкость, развивают реакцию и сообразительность, а еще — отлично поднимают настроение! Какие игры предложить детям во время летнего отдыха?

На городской детской площадке или во время отдыха на даче предложите ребенку одну из подвижных игр, которую вы можете провести всей семьей или, пригласив поучаствовать друзей!

«Запрещенное движение»

Сначала выбирается ведущий, за которым игроки идут в достаточно быстром темпе цепочкой и повторяют все движения, кроме одного, оговоренного заранее (например, запрещается подпрыгивать или поднимать руки вверх). Тот, кто ошибся, становится в конец цепочки. Побеждает самый внимательный игрок, который за несколько «раундов» допустил меньше всего ошибок.

«Шишки, желуди, орехи»

Участники делятся на команды по три человека в каждой и договариваются, кто из тройки будет шишкой, кто — желудем, а кто — орехом. Как только ведущий крикнет: «Шишки!» — каждая «шишка» бежит в другую команду. Задача ведущего — успеть занять любое свободное место. Тот, кто опоздал, будет водить в следующем туре.

«Домики»

Мелом на асфальте или палочкой на земле рисуют круги — их должно быть на один меньше общего числа игроков. По команде ведущего все бегут в «домики». Игрок, которому не досталось кружка, становится ведущим.

«Сова»

Для игры выбирают ведущего и «сову», остальные участники становятся птичками. Когда ведущий объявляет, что на улице день, игроки свободно бегают по площадке и веселятся, а сова спит. Как только наступает «ночь», птички должны замереть на месте, а вышедшая на охоту сова — сцапать тех, кто пошевелился. Побеждает последняя оставшаяся пташка.

«Рыбалка»

Игроки становятся кругом (это рыбки), в центре — взрослый-ведущий (рыбак). Он берет легкую скакалку за один конец и начинает ее раскручивать на расстоянии 10−15 см от земли. Задача «рыбок» — не попасться в сеть, то есть перепрыгнуть через скакалку. Тот, кто зазевался, выбывает. Выигрывает, соответственно, самый прыгучий участник. Обратите внимание, что скакалка нужна действительно легкая и мягкая, чтобы, если ребенок не успел прыгнуть, ему не было больно.
«Пограничники и парашютисты"
Участники делятся на парашютистов-одиночек и пограничников. Последние перемещаются только цепочкой, держась за руки. По сигналу ведущего парашютисты начинают бегать по площадке, а отряд пограничников — ловить их. Пойманным считается тот, вокруг кого ловцы замкнули кольцо.

«Светофор»

На игровом поле на расстоянии пяти метров друг от друга начертите две параллельные линии. Участники становятся на одну из них, а ведущий — в центр поля, спиной к игрокам. Вода называет какой-нибудь цвет. Если на игроке есть одежда этого цвета, он остается на месте, если нет — перебегает на противоположную сторону, а ведущий пытается его поймать. Пойманный становится ведущим. При этом повторять цвета и меняться одеждой за спиной ведущего запрещено.

«Крокодил»

Ребята делятся на две команды: игроки одной из них загадывают слово и показывают его пантомимой, участники другой — пытаются отгадать. Можно играть на скорость (кто быстрее догадается), а можно и на очки (в несколько туров). Слова лучше подбирать несложные и понятные всем детям, иначе получится игра «Испорченный телефон».

Для 3−4-летних игроков в «Крокодиле» должны принимать участие от 5 человек до семи игроков (включая взрослого), для старших дошкольников — от 4 человек.

«Я садовником родился…»

Каждый участник назначает себя каким-нибудь цветком — розой, ромашкой, васильком… Задача игроков — запомнить, кто есть кто. Ведущий говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился: все цветы мне надоели, кроме…» — к примеру, гиацинта. «Гиацинт» отзывается: «Ой!» — «Что с тобой?» — «Влюблен!» — «В кого?» Скажем, в розу. Теперь уже «роза» должна ойкнуть и назвать следующий цветок — и так продолжается, пока всем не надоест. Играть в «Садовника» лучше компанией не менее четырех человек.

«Испорченный телефон»

Первый игрок загадывает слово и шепчет его на ухо второму. Тот быстро передает услышанное третьему — и далее по цепочке. Как правило, начальный и конечный варианты слова совпадают редко — к всеобщему веселью.

«Съедобное — несъедобное»

Участники встают в круг. Первый игрок бросает мяч кому-то из друзей и при этом называет какой-нибудь предмет. Если этот «предмет» можно есть, ребенок ловит мяч, в свою очередь, называет слово и кидает мяч следующему игроку. Если речь шла о чем-то несъедобном, мячик нужно просто отбить.

«Я знаю пять имен…»

В классическом варианте это игра для одного-двух человек — мячик чеканится о землю, и на каждый удар называется по имени. Но можно играть и компанией! Все встают в круг и, перебрасывая друг другу мяч, называют имена. Кто замешкался — тот и проиграл. Кстати, в процессе этой игры можно быстро выучить дни недели или месяцы.

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?



 

Возможно, будет полезно почитать: