История развития карате как вида спорта. История возникновения каратэ киокушинкай

С давних времен Окинава является универсальным полигоном, для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека. Таким искусством стало ОКИНАВА ТЭ. В морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань и Японским островом Кюсю, в 800 километрах от материка раскинулась гирлянда небольших островов - архипелаг Рюкю (Нансей), площадь его всего 2,5 тыс. кв. км и почти половина приходится на самый большой остров - Окинаву. Слово Окинава буквально означает - "веревка на горизонте", и этот суровый остров действительно своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море. Об Окинаве известно было сравнительно мало вплоть до 1945 г., когда остров стал местом тяжелых боев между Японией и США в конце второй мировой войны. Если представить Японию, Корею, Тайвань, Филиппины в виде раскрытого веера, то Окинава придется как раз на его середину, поэтому до последнего времени, даже когда военные времена ушли в прошлое, остров Окинава остался крупнейшей американской военной базой в Юго-Восточной Азии, и основная причина этого состоит в том, что Окинава занимает очень важное стратегическое положение. Сейчас чтобы покрыть расстояние от материка (Китая) до Окинавы нужно всего лишь несколько часов, а раньше пользуясь ветром и течением, доплывали за 3-5 суток. Все это делает понятным роль положения острова Окинава. Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам, до сих пор сохраняет свою этнографическую специфику. Окинавцы - не японцы и не китайцы, однако подлинная история происхождения коренных жителей этих островов остается неизвестной. Тот факт, что Окинава находится недалеко от Китая, имеет важнейшее значение при рассмотрении вопроса об истоках развития Окинаватэ. Благодаря этому обстоятельству послы, купцы, монахи путешествовали в континентальный Китай. В результате такого обмена окинавцы могли познакомиться с различными аспектам китайской культуры, в т.ч. с китайскими боевыми искусствами того времени.

Средние века

Из древнейших литературных источников,в частности Дадао бицзи (Записки большого острова), известно, что развитие отношений между Китаем и Окинавой было налажено уже в 6 веке н.э. (период имперской династии Сун), а своего пика достигло в середине 15 века во времена правления Окинавской династии Се. Развитие боевых искусств на Окинаве того времени шло в 2-х направлениях: цюань фа (китайские системы боя) и то дэ (окинавские боевые искусства). Подробнее смотрите раздел Федерация.

Оккупация японией

Однако 1609 г. приносит конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала экономическую и культурную пользу. Глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. В 1610 году Шимадзу издает множество запретов и указов. Население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития окинава тэ. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия боевыми искусствами вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и то дэ в 1629 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого является создание нового смертоносного искусства, которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА ТЭ. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинаватэ свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка. Официальные японские законы той эпохи гласили: "Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить" Было введено понятие - "та меси гири" (проба меча) дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинаватэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип - "иккэн охиссацу" (убить одним ударом). Мастера Окинаватэ тайно посещают Китай и задерживаются там годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинаватэ вплоть до начала ХХ века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.

19 - 20 век

В годы Мейдзи (1867-1912) Японским правительством был издан указ о мобилизации, в т.ч. и на Окинаве. В школах проводились медицинские осмотры, и врачи были поражены увидев, что занимающиеся Окинава тэ юноши резко отличаются от других учеников прекрасной физической подготовкой. В связи с этим в 1901г. на Окинаве в педагогическом училище и в одной из школ г.Сюри были введены уроки Окинава тэ. Таким образом, благодаря истории своего развития Окинава стала универсальным полигоном для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека.

История Карате в мире

Этот японский термин состоит из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука). Вместе они образуют словосочетание «пустая рука». Имеется в виду искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - " истолковать (показать) себя пустым". Мастер каратэ как боевого искусства - Фунакоси Гичин - избрал именно этот характер значения каратэ. Он писал: "Как зеркальная поверхностть отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся каратэ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом Каратэ". Кара - опустошение.

Однако значение слова карате не всегда употреблялось в этом значении.

Значение иероглифа Тэ оставалось всегда неизменным, он обозначал руку. Значение же иероглифа кара, до придания ему смысла «пустой» Фунакоси Гичином, обозначало «континент», то есть «Китай», «страна на материке».

История современного каратэ тесно связана с островом Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоят одни названия боевого искусства окинавцев: «тэ», «окинава-тэ», «то-тэ», «кара-тэ», «кэнпо», «кэнпо-дзюцу», «кэнпо-каратэ», «каратэ-дзюцу», «каратэ-до» и.т.д. Поскольку каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников, существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно.

Существует более семидесяти различных японских систем каратэ-до; немногим более тридцати систем предпочитают именовать себя каратэ-дзюцу. Но во всех этих системах в той или иной мере сказывается влияние того, что изначально представляло собой вид единоборства простолюдинов Окинавы. Особые японские пристрастия повлияли на исходные окинавские формы и создали характерно японский вид каратэ-до, предназначенный в первую очередь для изучения и применения безоружных методов рукопашного спарринг-боя. Правильно понятое японское каратэ-до представляет собой сбалансированную систему духовной дисциплины, физического воспитания, самообороны и спортивного состязания.

Культурный обмен между Японией и островами Рюкю существовал с незапамятных времен. Острова Рюкю ничего не могли предложить внешнему миру. Китайцам удалось в XI веке нашей эры изобрести порох, а позднее, начиная с XII века, им понадобилась в больших количествах сера в их войне против монголов. В это время Окинава и Китай вступили в широкомасштабные торговые либо ленные отношения.

Произошедшее в XVII веке подчинение Окинавы Японии дало возможность японцам частично ознакомиться с боевыми единоборствами Окинавы и Китая. Но, как мы видим, лишь в эпоху Мэйдзи заметен интерес японского правительства к окинавским воинским искусствам. Один наблюдательный военный врач-японец отметил, что некоторые окинавские призывники имеют необычайно пропорционально сложенное тело и обладают отменными физическими качествами; последующее изучение показало, что подобное физическое сложение достигнуто благодаря занятиям тем, что сами окинавцы именовали тэ, т.е. "рука". Тэ представляло собой вид рукопашного боя, куда входили как безоружная, так и вооруженная схватка. Оно развивалось под сильным влиянием китайских ушу, завезенных на Окинаву китайскими монахами, торговцами и купцами. Окинавское тэ развивалось как вид борьбы простолюдинов.

Японские официальные власти на Окинаве согласились включить тэ в систему физического воспитания окинавских школ в 1902 году, поскольку это служило военной цели подготовки будущих призывников. Тэ, приспособленное к заддачам и общим целям физического воспитания, в итоге стало известно под именем каратэ-дзюцу, иероглифы которого означали "китайское рукопашное искусство".

Не найдено никаких исторических свидетельств того, что окинавское тэ или каратэ-дзюцу систематически преподавалось в Японии до эпохи Тайсё, хотя и представляется возможным, что те, кому приходилось пересекать острова архипелага Рюкю, отправляясь с самого южного острова Японии, Кюсю, были наслышаны об этих единоборствах. Император Хирохито, путешествуя по Окинаве в 1912 году, еще будучи наследным принцем, стал свидетелем представления по каратэ-дзюцу и был столь приятно удивлен, что включил данный момент в свой официальный отчет японскому правительству. Проявленная властями заинтересованность окинавскими видами боевых единоборств побудила Министерство образования пригласить специалиста из Окинавы в Японию. Для поездки в Японию выбор пал на Фунакоши (Томинакоши) Гитина (1869-1957) из Сюри, учителя японского языка начальной школы, поскольку он был самым образованным среди представителей окинавского единобоства тэ, хотя существовали на острове и более умелые коренные борцы. Фунакоши выступил в киотском Бутокудэн в 1917 году, где познакомил официальные японские власти и членов Бутокудэн с окинава-тэ и каратэ-дзюцу. Но лишь во время своего второго визита в 1922 году он дал первые публичные показательные выступления по каратэ-дзюцу в Японии.

Чтобы как можно больше заинтересовать японскую публику каратэ-дзюцу, Фунакоши сознательно устраивал свои выступления перед образованными слоями общества. Как словом, так и делом он впечатляюще представил физические и духовные качества каратэ-дзюцу аудитории, преимущественно состоящей из артистов и адвокатов, поскольку полагал, что люди, сама профессия которых наделяет их живым умом, обычно обладают неповоротливым телом. Он упирал на то, что занятия каратэ-дзюцу укрепляют даже самое слабое тело и что человек невзрачного сложения, вроде него, может стать довольно крепким благодаря таким занятиям. Фунакоши приглашал из публики добровольцев испытать его прочность на удары и испытать его устойчивость; никому не удавалось сдвинуть его с места или опрокинуть на землю. Столь достойное поведение произвело существенное впечатление на всех тех, кто видел его выступления, и спустя короткий промежуток времени его учение нашло немалое число сторонников. Фунакоши также давал выступления по каратэ-дзюцу у Кано Дзигоро в его Кодокане и в университетах, где стремительные представления его мастерства глубоко запали в душу и преподавателей, и студентов.

Мето ознакомления Японии с каратэ-дзюцу, выбранный Фунакоши, лишь в малой части дал представление японской публике об окинавском искусстве, в той части, которая виделась Фунакоши наиболее подходящей для его целей и более всего сулящей поддержку со стороны образованной аудитории. Его популярность как наставника быстро росла, а с ней росло желание общественности узнать как можно больше об этом эффективном способе ведения рукопашного боя. В 1924 году токийский университет Кэйо Гидзюку позаимствовал каратэ-дзюцу для целей физического воспитания; токийские Императорский, Сёка (Китоцубаси), Васэда, Гакусюин, Такусёку, Тюо, Мэйдзи, Нихон и Хосэй университеты вскоре последовали этому примеру. Огромная популярность каратэ-дзюцу среди студенчества дала этому виду единоборства больше тсоронников в самой Японии, чем на Окинаве.

Фунакоши остался в Токио, занявшись разработкой нового стиля каратэ-дзюцу, основаного на механике движений тэ из Сюри, которому его обучал Адзато Анко. Мабуни Кэнва, бывший соученик Фунакоши, когда они оба изучали окинава-тэ под руководством Итосу Ясутсунэ, прибыл в 1928 году в Японию, пытаясь создать свой собственный стиль каратэ-зюцу. Итосу был представителем единоборства сюри-тэ, создателем которого являлся Мацумура Мунэхидэ; последний был также учителем Адзато. Несмотря на их общие корни, стиль каратэ-дзюцу Фунакоши значительно отличался от стиля Мабуни, особенно в связи с тем. что Мабуни занимался под руководством Хигаонны Канрё (1888-1951), мастера тэ из Наха. В дальнейшем Фунакоши и Мабуни пошли каждый своим путем, став наставниками существунно различных стилей.

Хотя Фунакоши тяготел к стилю сюри-тэ, он внес в него ряд изменений. Его сын Ёситака пошел по стопам отца; он предложил радикально новые идеи, которые заложили основы оригинального японсского стиля каратэ-дзюцу. Мабуни же разработал свой стиль, который вначале носил название Ханко ("полупривязанность"). Позже он предпочел назвать данный стиль Сито, где оба слога являются китайским прочтением иероглифов, входящих в фамилию его прежних учителей, "си" для "ито" учителя Итосу, и "то" для "хига" учителя Хигаонны. В отсутствие на Окинаве Фунакоши и Мабуни ведущим представителем стиля каратэ-дзюцу стал Мияги Гогюн (Тёдзюн), один из первых учеников Хигаонны. Мияги назвал свой стиль Годзю, позаимствовав китайские иероглифы "гу" и "жоу", означающие соответственно "твердость" и "мягкость". Мияги остановил свой выбор на таком названии собственного стиля потому, что его технические приемы строились на балансе отражающих и уклоняющихся действий.

Во время своего пребывания в Японии Фунакоши воспитал целую плеяду учеников, каждый из которых сыграл важную роль в развитии современного японского вида каратэ-до, выражающего индивидуальные стили каждого из них. Наиболее выдающимися его учениками в Японии были Такаги Масатомо, накаяма Масатоши, Ито Кэнъити, Оцука Хидэнори и Кониси Ясухиро. Более того, Ямада Тацуо сыграл первостепенную роль в развитии японского стиля кэмпо. Ученики Мабуни также оказали существенное влияние на развитие японского каратэ-до, но в их идеях чувствовалось сильное влияние окинавской техники, в отличие от идей учеников Фунакоши. Одним из таких наиболее выдающихся учеников был Кокуба Косэй. После учебы у Мабуни Кокуба пошел к Мотобу Тёки, специалисту по сюри-тэ, учившемуся у Мабуни, Итосу и Адзато; некоторое время Кокуба занимался также и у Фунакоши. Идеи обоих, и Мабуни, и Мияги, также повлияли на развитие японского кэмпо; но именно более поздний японский ученик Мияги, Ямагучи Гогэн, может похвастаться тем, что он создал типично японский стиль каратэ-до, стиль Годзю.

Бурный расцвет японского каратэ-до, однако, нельзя связывать с идеями одного человека или влиянием единственной секции. Многие опытные бойцы оказали воздействие на формирование японского каратэ-до и способствовали его росту. С традиционной же точки зрения "крестным отцом" японского каратэ-до следовало бы считать Фунакоши, учитывая то, в какой мере он был ответственен за введение различных важных новшеств в окинавское каратэ-дзюцу, что сделало его более привлекательным для японцев. В 1933 году Фунакоши изменил смысл слова "кара", которое вначале записывалось иероглифом, означающим "Китай", взяв другой иероглиф, читаемый также "кара". Фунакоши тем самым изменил смысл слова, которое стало означать "незанятый" или "пустой". Поэтому у Фунакоши каратэ-дзюцу стало переводиться как "искусство пустой руки". Двумя годами позже Фунакоши предпочел вместо "дзюцу" слово "до". Так что каратэ-до родилось в Японии и буквально означает "путь пустой руки". Изменения Фунакоши возмутили многих бойцов на Окинаве, которые посчитали их надругательством над традицией. Но к 1938 году почти все они уже привыкли к тому, что их системы называли то каратэ-дзюцу, то каратэ-до.

Чтобы способствовать распространению своих идей, Фунакоши в 1936 году открыл в Токио центральный додзё, и после долгих колебаний дал ему имя Сётокан. Иероглифы, читаемые как "сёто", представляли прозвище Фунакоши как каллиграфа, "кан" означает "зал". Фунакоши никогда не представлял свой стиль каратэ-до как Сётокан-рю; он был категорически против использования феодального термина "рю" в отношении своего детища - каратэ-до. Поэтому, когда современные представители каратэ-до прибегают к названию "Сётокан-рю", пытаясь тем самым показать свою приверженность идеям Фунакоши, это не правомерно. Ёситака, сын Фунакоши, все же создал Сётокай (общество Сёто), и эта организация послужила основой для создания в 1957 году Ниппон Каратэ Кёкай (Японского союза каратэ).

Присутствие в Японии окинавских мастеров каратэ-дзюцу привело к довольно широкому распространению их своеобразных идей, что, однако, вызвало в свою очередь еще более широкое толкование этих самых идей со стороны мастеров и учеников. Возникло острое соперничество между мастерами, пытавшимися превзойти друг друга; само соперничество подогревалось к тому же верными учениками, стремящимися доказать превосходство своего наставника или школы. Такая профессиональная ревность и взаимные трения вели ко все более гирокому распространению как технического арсенала, так и методов обучения каратэ-до.

Со вступлением Японии в войну с Китаем в 1937 году, а затем и вовлечением во Вторую мировую войну каратэ-дзюцу и каратэ-до были официально признаны, принято решение обучать солдат и матросов этим дисциплинам. Массовое участие молодых способных японцев в занятиях этими дисциплинами привело к быстрому развитию новых, опирающихся на каратэ, техник ведения рукопашного боя. После поражения Японии и в период запрета на большинство воинских искусств и принципов эти каратэподобные системы процветали, так как союзное командование полагало, что такие системы - всего лишь методы физической подготовки на манер "китайского бокса". Технический прогресс каратэ-дзюцу и каратэ-до в пятидесятые и шестидесятые годы был ознаменован стандартизацией самой техники, тактики и методов обучения каждой секции, что в свою очередь выявило существенные различия между ними и побудило многих специалистов заняться разработкой японского национального стандарта для каратэ-до. В конце концов вовлечение огромного числа студентов высших школ и университетов в соревнования по каратэ-до привлекло внимание к спортивной стороне каратэ-до, и данная дисциплина приобрела статус национального вида спорта.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи


Каратэ на данный момент самый массовый стиль восточных единоборств , да и вообще, возможно, самый массовый стиль единоборств в мире. Очень интересно критически оценить историю происхождения данного стиля. С небольшими вариациями она выглядит примерно так:

«В 1609 г. правитель окинавского острова Рюккю был вынужден сформировать армию, чтобы противостоять вторжению на остров армии клана Симадзу Иэхиса из южно-японского княжества Сацума. Армия захватчиков насчитывала 3 тысячи самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях. Заново вооруженные окинавские воины сражались с очевидной храбростью. Но после успеха в нескольких решающих сражениях неожиданная высадка дополнительных японских сил определила исход войны. Окинава была захвачена и стала частью Японской империи.

Из-за грабительских налогов и поборов оккупантов на острове начались мятежи населения против новой власти. Поэтому Симадзу издал декрет о запрещении оружия. На остров прислали инспекторов из Сацумы, чтобы обеспечить его строгое соблюдение. Их задача облегчалась тем, что на островах не было природного сырья для металлургии; к тому же правительство Окинавы учредило портовую таможню, чтобы контролировать ввоз железа для хозяйственных нужд. На одну деревню оставили один нож, который был прикован к столбу посреди деревни.

В ответ население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику восточного единоборства без помощи партнера.

Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточного единоборства и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг каратэ «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.

Следствием этого является создание нового смертоносного восточного единоборства , которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА-ТЭ или КАРАТЭ (китайская рука). В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинава-тэ свое искусство восточного единоборства , в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка бойцов каратэ .»

История красивая и будоражит воображение адептов восточных единоборств уже более ста лет. Почему именно сто, если завоевание произошло в начале XVII века? Дело в том, что ни документов, ни свидетельств о появлении каратэ … не сохранилось. Сами историки каратэ говорят: «Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ появились лишь в середине XVIII в.» Проще говоря, не известно ничего, ни имен, ни названий. Вообще ничего не известно в том числе и то, было ли каратэ на самом деле в XVII веке или нет. На деле всю эту захватывающую историю поведал миру основатель японского стиля каратэ Фунакоси Гитин, когда начал в 1921 году пропаганду нового вида восточных единоборств в Японии. Да и он постоянно оговаривался: «Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать» (Фунакоси Гитин «Каратэ-до: мой способ жизни»). Но допустим на время, что данная история все-таки имела место быть...

Итак, как было сказано выше, злые японские самураи разоружили бедных окинавских крестьян и запретили им иметь и носить оружие, вынудив заниматься новым стилем восточного единоборством , получившим позднее название каратэ . Значит, судя по всему, окинавские крестьяне имели и носили оружие - иначе что было отнимать? Не дорожные посохи, не мотыгу или кирку для работы в поле, а именно боевое оружие. Самое время задать вопрос: а откуда у средневековых крестьян оружие? Надо знать, что в Средние века железо везде была жутко дорогая вещь, а ручное производство оружия делало его цену особенно высокой. После любого боя, что на Западе, что на Востоке, победители выходили в поле и снимали оружие с убитых, так как оружие это не просто то, что можно надеть на себя. Оружие это реальная и очень ценная добыча. Если прибавить, что на Окинаве своего железа не было, а только привозное, то стоимость оружия становится совсем запредельной. Богатые крестьяне жили на заштатном острове!

Впрочем, иногда оружие крестьянам все-таки доставалось. На полях сражений профессиональных армий шлем или другая часть вооружения могла закатиться в кусты и остаться незамеченной. После собиравших трофеи воинов, поле боя, как правило, обыскивали крестьяне и не один раз. Впрочем, о целостном вооружении здесь речь не идет. Там железка, здесь железка, но эти "железки" все-таки можно использовать и гораздо результативнее, чем годами точить удары каратэ . Значит, чтобы вынудить крестьян заниматься восточным единоборством , сначала надо такие "железки" у них отобрать, что, как показывает практика, невероятно сложная задача. Любой партизан (а именно так можно назвать повстанцев Окинавы) никогда не носит оружие с собой. Оружие прячется в схронах, достается ночью, используется по назначению и снова прячется. Легко ли найти такой схрон? Крестьянин живет на земле. Несколько сотен метров от деревни и любая аккуратно прикрытая травой яма становится схроном, который найти можно только при большом везении. В наше время уже несколько десятилетий пытаются разоружить Чечню с нулевым, похоже, результатом. Подобным образом действовали все партизаны, вплоть до махновцев, которые в одну ночь могли собрать в поле до нескольких тысяч сабель. А утром все тихо и гладко. Оружие в схронах, крестьяне копаются в огородах и пойди пойми, чем они занимались прошлой ночью. Но для того, чтобы иметь столько оружия, нужна промышленная революция с миллионными армиями и проигранная мировая война, когда миллионы мобилизованных крестьян вернулись домой с фронта с винтовками.

Как и чем же могли быть вооружены крестьяне в Средние века? Крестьяне бунтовали часто и везде. В том числе и в Европе, и в России, и в Китае. Но везде, когда бояре-дворяне-самураи всерьез дожимают крестьянина и становится невмоготу терпеть, он хватается почему-то не за кулак (и тем более не начинает тратить время на приемы каратэ или другого вида восточных единоборства ), а за то, что у него всегда под рукой – сельскохозяйственный инструмент. На Руси это были вилы, топор, коса и прочие орудия труда. Выигрыш однозначный. Какое-никакое, а это все-таки оружие и пользоваться им крестьянина учить не надо. Махать топором русский мужик мог сам кого хочешь научить. Да хоть палку подобрать из прочного дерева и то эффективнее, чем десятилетиями тренировать собственные руки и ноги наносить удары из арсенала каратэ . Орудия труда для обработки земли у окинавских крестьян в любом случае были и отнять их невозможно, так как тогда крестьянин не сможет сеять рис и ловить рыбу. И зачем самураям крестьяне, которые ни сеют, ни пашут и с которых невозможно собрать налоги? Был такой очень интересный фильм «Семь самураев». Самураи готовятся защищать деревню от бандитов, но бандитов 40, а самураев всего 7. Естественно встает вопрос о том, чтобы привлечь крестьян к защите деревни. И как самураи готовят крестьян к бою? Вы думаете, они обустраивают им додзе, вешают макивары на стены и учат крестьян бить удары руками-ногами какого-нибудь средневекового восточного единоборства , а также выполнять многочисленные ката каратэ ? Ошибаетесь. Они вооружают крестьян бамбуковыми копьями, то есть просто говоря косо срезанными стеблями бамбука. Когда дело доходит до схватки, то орудуют такими копьями крестьяне очень шустро.

Впрочем, иногда встречаются описания того, чем могли быть вооружены окинавские повстанцы: «В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для вращения мельничных жерновов) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца.» Но в описаниях истории каратэ на подобном вооружении как-то не любят заострять внимание, переходя сразу на «результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточных единоборств и ошеломляющей силы ударов (руками и ногами – примечание автора)» . Честно говоря, если сопротивление на Окинаве японцам все-таки было, то с большой долей вероятности оно в техническом плане закончилось использованием всего того, что было перечислено выше.

Но допустим, все-таки, что больные на голову крестьяне, вместо того, чтобы использовать то, что под рукою, решили убивать самураев голыми руками. Вот пример методики наработки ударов по методике каратэ , которые, по идее, должны убивать противника в доспехах, «Используя для удара только пальцы руки, боец может проткнуть грудь противнику, схватить его за рёбра и вырвать их из тела. Техника эта очень сложная и её очень трудно освоить. Прежде всего, начинающий должен хорошо укрепить пальцы рук. Для этого нужно взять ведро, наполненное бобами, и каждый день в течение нескольких часов втыкать в бобы руку тысячи и тысячи раз. Сначала во время упражнения кожа на пальцах трескается, и руки кровоточат. Потом кровь засыхает, а чувство боли со временем притупляется и исчезает. После этого бобы в ведре заменяют песком, в котором пальцы встречают большее сопротивление, и продолжают выполнение упражнения более длительное время. Постепенно степень тренированности пальцев увеличивается, и ученик сможет пальцами проткнуть песок и коснуться ими дна ведра. После тренировки с песком переходят к упражнениям с речной галькой, и после длительной тренировки тоже добиваются успеха. В заключение переходят к тренировке со свинцовой дробью. После длительной и тяжёлой тренировки пальцы становятся такими сильными, что каратэка может голыми руками сорвать кору с дерева, без особых усилий разбить тяжёлый камень или проткнуть бок лошади.» Правда, про доспехи в этом руководстве по овладению супер-эффективной техникой каратэ не сказано, но допустим, что боец способный «разбить тяжёлый камень» способен и пробить пальцами доспех. За кадром остается вопрос, сколько лет нужно на подобный результат? Любой, кто тренировался серьезно в любом стиле восточных единоборств , может с полным основанием утверждать, что для того, чтобы научиться даже не убивать, а просто посылать в нокдаун человека ударом кулака или ноги, нужен как минимум год-другой упорных тренировок в зале каратэ, бокса или рукопашного боя . А сколько времени уйдет на осваивание методики протыкания грудной клетки пальцами - вопрос открытый. Здесь, пожалуй, и десятка – другого лет будет недостаточно. Кто же крушил голыми руками шлемы и панцири самураев? Крестьяне, как говорит легенда. Однако, крестьянский труд тяжел везде. Это не восьмичасовой рабочий день в городе, где после всегда есть час – два на то, чтобы полежать перед телевизором. Когда задавленные налогами и поборами окинавские крестьяне находили возможность «каждый день в течение нескольких часов» много лет подряд тренировать подобным образом удары каратэ , да еще и совершенствовать техническую базу и методику своего восточного единоборства ? Иногда упоминают про ночные тренировки «в обстановке полнейшей секретности» . Любопытно посмотреть на такого работягу утром в поле после нескольких лет бессонных ночей.

Как вариант предполагается, что крестьянская деревня содержала одного – двух бойцов, которые только и делали, что тренировались в приемах восточного единоборства , а заодно и мстили самураям за все и всех сразу. Может быть. Но крестьяне во все времена - люди прижимистые, и не потому что характер вредный, а потому, что нужда и голод слишком частые гости в любом крестьянском доме. Будет такой крестьянин кормить нахлебника в расчете на то, что лет через десять – двадцать тот убьет ненавистного самурая, вопрос открытый. А вы, дорогой читатель, стали бы?

Допустим, что подобного бойца по методике каратэ подготовить все-таки можно. Насколько велики его шансы против вооруженного противника? Ведь «голыми руками крушить панцири и шлемы самураев» для успеха недостаточно. Как минимум, требуется еще нейтрализовать то, что у самурая в руках, то есть оружие. Попробуйте как-нибудь поспарринговать руками-ногами против обычного ножа, за рукоятку которого держится человек, хотя бы год тренировавшийся в школе ножевого боя. Лучше, если спарринг будет все-таки учебным, а нож муляжом, так как в противном случае реанимация вам обеспечена с вероятностью 9 из 10. «Нож отменяет» - по одному меткому высказыванию. А нож далеко не меч и дистанция работы у него существенно короче. Самураи же - профессиональные воины, знакомые с оружием не год-другой тренировок, а с раннего детства. Меч рубит руку вне зависимости от крепости кулака, а также ноги, голову и любые другие части тела. Обнаживший клинок самурай вполне способен нашинковать крестьянина в капусту вне зависимости от наличия или отсутствия у последнего навыков восточного единоборств. А вооружение самураев состояло не только из мечей. Копье или лук дают возможность вообще не подпустить противника на дистанцию удара рукой или ногой. Как же «оттачивали бойцы каратэ свое искусство» против огнестрельного оружия вообще остается за рамками понимания. Наверное, ловили руками пули на лету. Остается рассчитывать на то, что крестьянин мог попытаться убить самурая приемом каратэ внезапно, до того, как тот обнажит оружие. Но самураи не дети, чтобы бродить в одиночку по чужой и враждебной стране. Во все времена оккупанты предпочитали жить в укрепленных поселениях, а при необходимости выйти за пределы укреплений, держались вместе. Возможно, есть шанс подойти на дистанцию удара и убить одного самурая, но товарищи убитого быстро расправятся с подобным смертником, а также со всеми, кто подвернется под руку, точнее под меч. Заодно потом прочешут и ближайшую деревню с окрестностями на предмет всех подозрительных, а, не найдя их, просто повесят на деревьях десяток крестьян для острастки. Методы борьбы с партизанским движением и механизм карательных акций один и тот же во все времена. Вот и нет ни уникального бойца каратэ , подготовленного десятилетиями тренировок, ни базы для подготовки новых бойцов восточного единоборства ...

Резюме: Фунакоси Гитин, который огласил данную версию истории каратэ , был явно незаурядной личностью. Придумать миф, которому уже сто лет верит весь мир боевых искусств и восточных единоборств , это что-то с чем-то.

Старое фото школы окинавского каратэ . Цель этого восточного единоборства - убивать вооруженного профессионального воина (самурая))).

Воинское искусство, которое в наше время известно под названием , пришло к нам более 2000 лет назад из Индии и Китая. Затем оно попало на остров Окинава и только после этого – в Японию. Каратэ явилось результатом трансформации древних воинских стилей, которые изменяются вплоть до настоящего времени. О том, что история каратэ уходит корнями в глубокую древность, свидетельствуют археологические находки во многих странах Востока. С определённой долей уверенности можно утверждать, что древнее китайское воинское искусство у-шу (или как его ещё называют кунг-фу ) является непосредственным предшественником каратэ.

Из известного китайского монастыря Шаолинь («молодой лес»), что в китайской провинции Хэнань, берёт своё начало школа Шаолинь-цюань (в переводе – «шаолиньский кулак»), которая основывается на духовных традициях древней китайской культуры – основе любого боевого искусства. Основателем древней школы стал монах по имени Бодхидхарма, который прибыл из Индии и создал созерцательную ветвь буддизма, которую называют «Чань-на» в Китае и «Дзен» в Японии. Бодхидхарма хотел донести до людей идею о единении тела и духа и конечном торжестве справедливости на земле. Бодхидхарма оставил после себя комплекс дыхательных и гимнастических упражнений, привезённых им из Индии, который шаолиньские монахи использовали для поддержания своей боевой формы.

История доказывает, что Шаолинь, подвергнувшись за время своего существования многочисленным испытаниям, явился колыбелью первой необыкновенно эффективной техники борьбы.

В 1723 году Шаолинь, будучи центром восстания, после долгого и кровопролитного сражения был сожжён. Лишь нескольким монахам, в совершенстве владевшим боевой техникой, удалось скрыться. Позже эти монахи стали обучать владению своим искусством население Китая. До этого времени искусством кунг-фу владели лишь немногие избранные. По всему Китаю возникло несколько сотен школ этой борьбы. Боевые искусства Китая, будучи достоянием широких слоёв населения, не могли не распространиться за пределы страны. Так кунг-фу попало на остров Окинава архипелага Рюкю, находящийся к югу от Японии и бывший центром торговли между двумя государствами. Именно здесь, на Окинаве, на пересечении японской и китайской культур, возникла форма, из которой берут своё начало все существующие ныне многочисленные стили и школы каратэ.

В то время за господство над островом боролись две страны – Китай, а затем Япония, завоевавшая остров в 1609 году, и местные жители часто были вынуждены оказывать сопротивление захватчикам.

Им запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, и приходилось превращать в него различные сельскохозяйственные инструменты. Так появились сай, тонфа, бо и нунтяку.

Во время тайных ночных тренировок крестьяне закаляли свои руки и ноги, которые становились грозным оружием. Основой нового боевого искусства несомненно оставалось китайское кунг-фу, которое в сочетании с элементами местной боевой техники и японского дзю-дзюцу составило техническую базу Окинава-тэ («окинавская рука»). Окинава-тэ окончательно сформировалось к началу ХIХ века. Тогда существовало три основных центра в городах Томари, Наха и Сюри. Соответственно и направления единоборства условно подразделялись на Томари-тэ, Наха-тэ и Сюри-тэ. В это же время появляется в названии боевого искусства иероглиф «кара» - что значит «китайский». Впервые иероглифы каратэ появились в школе мастера Сакугава, которого по праву можно считать основоположником Окинава-тэ. Последователь Сакугавы – Сокон Мацумура 1832 году создал школу Сёриндзи-рю каратэ.

Официально наименование Каратэ на Окинаве утвердилось в конце 80-х годов 19 века.

В 1868 году в результате Реформ Мэйдзи самурайское сословие было ликвидировано, а остров Окинава стал одной из провинций Японии.

С этой датой закончился длительный период подпольного развития Каратэ на Окинаве. Ясуцунэ Итосу и Канрё Хигасионна были первыми преподавателями и внесли огромный вклад в популяризацию каратэ. Итосу впервые сместил акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, открыв широкой публике не столько боевую технику каратэ, сколько представил боевое искусство как систему, подходящую для достижения целей спортивно-оздоровительного характера. Вскоре последовала серия показательных выступлений ученика Итосу – Гичина Фунакоши и его соратников.

С 1912 года Фунакоши, Мабуни, Кяму, Огусуку и другие мастера проводили систематические демонстрации в залах крупнейших городов Окинавы и в 1916 году Гичин Фунакоши получил приглашение продемонстрировать своё воинское искусство в стенах токийского дворца воинских искусств – Будокудэн. Это было первое и очень удачное выступление мастера каратэ в столице.

Однако каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание. Лишь после посещения Окинавы крон-принцем Японии в 1921 году, где в городе Сюри Фунакоши вновь продемонстрировал своё искусство, он был официально приглашён в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.

Гичин Фунакоши общепризнанно является основателем современного каратэ. К его заслугам относится создание первого додзё Шотокан. Среди его учеников многие великие мастера, известные по всему миру. Он ввёл термин «КАРАТЭ», изменив его значение на «искусство пустой руки». Этот выдающийся человек в первую очередь видел духовное начало в каратэ, добавив к нему суффикс «До», что означает «Путь».

«Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым» - говорил Фунакоши.

Начиная с 20-х годов боевое искусство стало бурно развиваться в Японии.
В это время появляются основные стили современного каратэ:
- 1928 год - Тодзюн Мияги создаёт годзю-рю
- 1930 год - Окинавский мастер Кэнва Мабуни создаёт стиль сито-рю.
В конце 30-х появляется вадо-рю, основанный учеником Фунакоши доктором Хиронори Оцука.

Наибольший расцвет каратэ-до приходится на послевоенное время. В 1953 году в Соединённые Штаты приглашаются известные мастера каратэ для подготовки отборных подразделений американской армии, чуть позже каратэ появляется и в Европе.

В 1955 году Гичин Фунакоши создал Японскую Ассоциацию Каратэ (JKA), практикующую стиль мастера – Шотокан . После смерти Гичина Фунакоши Ассоциацию возглавил ученик Фунакоши – Масатоши Накаяма, обучивший и воспитавший многочисленную плеяду спортсменов и тренеров, которые продолжили работу по пропаганде и популяризации каратэ в мире. Начиная с 60-х годов ХХ века каратэ широко распространяется по всему миру. Шотокан является наиболее массовым стилем каратэ, его практикуют многие миллионы людей во всём мире. Существует несколько всемирных федераций, которые развивают стиль Шотокан: уже упомянутая JKA, JKS, WSKF, SKIF, JSKA, IKA и другие.

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".

Самым древним видом единоборств считается ушу. Фрагменты спарринга и различных упражнений отображены в наскальных рисунках.

В 1387 г. король Рюккю укрепляет поэтические и экономические связи с Китаем, что дало экономическое развитее острова Окинава. Рюккю отправляет по несколько человек в Китай для обучения ушу. Через 10 лет на Окинаве появляются собственные специалисты для обучения данных видов единоборств.

Из - за отказа Окинавы в поддержке японским завоевателем в завоевании Кореи, Япония объявила королю Рюккю, войну. После чего, японские войска в количестве 300 человек высадились на острове, подавив местное население. Так Окинава стала частью Японской Империи.

Для предотвращений восстаний и сопротивлений Японская армия ввела многие запреты для местных жителей. Так, например, были изъяты все режущие и колющие предметы. На деревню оставлялся один нож, который был под постоянным наблюдением.

Данное обстоятельство и побудило патриотическое общество к пересмотру упражнений ушу. Так была создана новая школа – Окинава тэ (сильная рука).

Так же впервые было введено понятие тамешивари (разбивание твердых предметов разными частями рук и ног).

Партизанская война длилась в течение 30 лет, после чего патриотический дух стал спадать. Окинавы смирились со своей независимостью, теперь Окинава полностью принадлежала Японии. Различные повстанческие отряды вышли из «подполья». Создавались легальные школы Окинава тэ. Было создано очень много школ, между которыми постоянно проводились турниры. Наиболее сильной в то время было 2 школы: Асако и Фунакоши.

В начале XIX в. в Токио впервые проводился турнир воинской чести. Куда был приглашен один из представителей Окинава тэ. Выбор пал на Фунакоши. Он досрочно выигрывал всех своих соперников. После турнира японский император предложил Фунакоши открыть данный вид школы в Токио. На что Фунакоши дал свое согласие. Так впервые была открыта школа Окинава тэ. Но у многих японцев не устраивало данное название (заморского происхождения). После чего Фунакоши сменил название Окинава тэ на Каратэ. Таким образом «Китайская рука» превратилась в «Пустая рука».

Каратэ имело большую популярность в Японии. Через несколько лет, почти в каждом городе Японии существовала школа каратэ. И в 1957 г. впервые был проведен турнир по спортивному каратэ. Победителем был Масутацу Ояма.

2.Зарождение стиля «Киокушинкай каратэ»

Киокушинкай каратэ - один из мощнейших стилей, созданным Масутацу Оямой в 50-е годы XX века.

Мировой центр школы Масутацу Оямы был официально открыт в июне 1964 года, и было принято название Киокушин, имеющее значение - " Абсолютная истина ". С тех пор, Киокушин распространился больше чем по 130 странам мира, и на настоящий момент зарегистрированных членов IKO, более 4 миллионов, то есть это одна из самых больших организаций Боевого искусства в мире. В идеологии Киокушин нет дискриминации ни по расовому, ни по религиозному принципу. Здесь никого не удивит поединок между бойцом ростом 160 см и весом 67 кг и двухметровым бойцом весом 135 кг. Потому что только сам поединок выявит кто сегодня лучший.

Среди известных всем людей из мира Киокушин: Шен Коннери - Почетный первый дан, Дольф Лундгрен третий дан - Австралийский экс-чемпион в тяжелом весе, Президент ЮАР Нельсон Мандела - Почетный восьмой дан, Австралийский Премьер-министр Джон Говард - Почетный пятый дан, которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин доджо в Сиднее в июне 1988 года.

Школа Киокушинкай открыто противопоставлялась всем известным школам. Ояма отказался от догматичности постановок традиционных воинских искусств, обогатил каратэ завоеваниями китайских, корейских и других боевых искусств. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность, выносливость. Кенчикато, ученик Оямы, рассказывает, что в доджо Оямы приходили усовершенствоваться знаменитые мастера других школ. Большие изменения также наблюдались и во взглядах других школ: они постоянно совершенствовали свою технику, приспосабливаясь к условиям реального боя, тем самым косвенно способствуя развитию Киокушинкая.

Ояма ввел множество новых, заимствованных и изобретенных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ), тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ. В области философии Ояма идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Видную роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, моку-со.

И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:
- пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения, стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка стоящей бутылки;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев.
Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, сбивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Однако Ояма привлекал сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и художественных. Но что особенно важно - его ученики побеждают на чемпионатах. И не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ, противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём.

Всего за 36 лет существования, Киокушинкай каратэ-до сравнялось и превзошло по популярности другие виды восточных единоборств, имеющих не просто вековую, а тысячелетнюю историю. Однако, каратэ - принципиально традиционная школа. Это проявляется во всем: в сущности стиля, в особенностях структуры.

Биография Масутацу Оямы

Масутацу Ояма (Йонг И Чой) родился 27-ого июля 1923 года, в Южной Кореи. Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье на юг Китая, где у работающего в поместье мастера Йи учился китайскому кемпо 18 рук.

В 12 лет он вернулся в Корею и продолжил занятия корейским кемпо. В 1936 г. он получил черный пояс.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы, обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом, и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ. Это заинтересовало его, и он поехал в доджо Гичин Фунакоши в Университете Такушоку, где занимался известным видом каратэ - шотоканом, удивляя всех своими успехами. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном.

«Если меня спросят, чему человек должен посвятить жизнь, я отвечу – тренировкам. Тренируйтесь больше, чем спите, и, независимо от преследуемых целей, вы не пожалеете», - говорил Ояма. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

После поражения Японии во Второй Мировой войне, Масутацу Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. В эти годы Ояма встречается со своим соотечественником Шу Нэй Чуом, одним из авторитетных каратистов школы Годжу Рю, который по – новому освещает связь духовного с физическим. Именно он и воодушевляет Ояму на то, чтобы посвятить жизнь каратэ, отойти от мирской суеты и предаться духовному и физическому развитию в одиночестве.

В 23 летнем возрасте Масутацу Ояма встретил Эиджи Йошикаву, автора романа "Мусаши", основанного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу в Префектуре Чиба, где Мусаши основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю. Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иошикавы. Вместе с Оямой на гору поднимается его ученик, который не выдерживает одиночества и режима суровых тренировок и тайно покидает его через 6 месяцев. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии. Но после 14 месяцев нечеловеческих тренировок Ояма вынужден покинуть гору из – за финансовых затруднений.

В 1947 г. в Киото на Первом Всеяпонском чемпионате по каратэ Ояма, одержав блестящие победы, занимает первое место. Отсутствие достойного противника в каратэ и страстное желание постичь тайны и истину настоящего каратэ вновь зовут Ояму в горы. В 1948 г. он подымается
на гору Кийозуми в префектуре Чиба. Теперь его тренировки стали фанатическими по нагрузкам - 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару, совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.

В недолгой период в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит наставлением легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра - выполнение ката.

При этом ежедневно выполнять по 100 раз какое-либо одно ката. Например, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.
Многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Тем не менее, для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч".

В 1950 году, основатель (Sosai) Масутацу Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки "шуто". Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными, после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. Поистине, как можно было не удивляться, когда Ояма ломал огромные булыжники, словно хрупкие фарфоровые изделия, ударял молотком по рукам, ломал руками и ногами толстые доски. Бои Оямы с известными американскими боксерами длились секунды. Его называли «Божественная рука».

Ояма стал первым человеком в мире, который три дня подряд боролся с 300 разными бойцами, проводя в день по 100 боев длительностью в две минуты, каждый раз выходя победителем. Большинство участников после первых же секунд подвергались нокдауну. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как "Рука Господа", как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно). Этот своеобразный марафон состязаний прекратился из – за отсутствия желающих бороться.
В 1953 году, Масутацу Ояма открыл свой первый доджо в Медзиро в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный доджо был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Доджо. В 1957 году Ояма имел 700 учеников, несмотря на большое количество, не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок. В этом доджо была заложена основа 1000 – дневных тренировок для начинающих, 10000 – дневных – для раскрытия истины.
Ояма приступил к созданию новой школы каратэ, открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо, выбрав наиболее эффективные для своей системы элементы, которые в комплексе обеспечивали силу и стойкость спортсмену, назвав свою школу «Киокушинкай» (общество абсолютной истины).

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкай Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкай (ИКО).

В 1969 г. в Токио был организован Первый всеяпонский открытый чемпионат Киокушинкая.

В 1975 г. состоялся Первый всемирный открытый чемпионат Киокушинкая в Токио, который утвердил славу и мощь Киокушинкая. Из 128 участников из 36 стран чемпионом стал Кацуаки Сато.

В 1979 г. состоялся Второй всемирный открытый чемпионат в Токио, где чемпионом стал Макото Накамура.

В 1983 г. состоялся Третий всемирный открытый чемпионат, на котором победителем опять стал Макото Накамура.

В 1987 г. состоялся Четвертый всемирный открытый чемпионат, в котором участвовали 200 спортсменов из 70 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори.

В 1991 г. состоялся Пятый всемирный открытый чемпионат, на котором из 250 участников из 110 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори. На чемпионате Ояма Масутацу демонстрирует ката "Энтэнкэн" и сам называет это свое выступление последним. Ояма Масутацу был в зале до конца своих дней, в летних лагерях в Японии. Через шесть месяцев он ушел из жизни 26 апреля 1994 года, на 71 году жизни.

Масутацу Ояма-неповторимая яркая звезда, мысль и душа, которого, проникая во все уголки мира, распространяют здоровье, силу и волю.

Шокей Мацуи.

Шокей Мацуи родился 15 января 1963 года. Каратэ начал заниматься с 12 июня 1976 года. В 1980 году, когда ему было 17 лет, выступил на 12 - Всеяпонском чемпионате и занял 4-е место.

Шокей Мацуи - один из лучших учеников Масутацу Оямы, обладатель 8-го дана в каратэ. Отличающийся филигранной техникой, этот боец стал истинным продолжателем дела Мастера. Ояма навсегда остался одним из самых главных людей, определявших жизнь Мацуи. С самого детства он испытывал к своему Учителю чувство искреннего восхищения, которое со временем усилилось и чувством благодарности за все то, что дали ему занятия Киокушин и сам Ояма. «Великий человек и герой» - так называет его Мацуи.

С мая 1994 года, на основании завещания Масутацу Оямы, президентом международной организации Киокушинкай каратэ-до является Шокей Мацуи.

Он один из немногих, кто смог выдержать 100 кумитэ, состоявшиеся для него 18 мая 1986 года. Против одного Мацуи выступили 100 лучших бойцов. Ни один простой человек, даже обладающий огромной силой, но не имеющий определенной духовной основы, никогда не смог бы выдержать этого испытания. Тем не менее, даже на 95 противнике он сумел по-настоящему продемонстрировать свое мастерство, когда отправил соперника в нокдаун. Кумитэ Шокея Мацуи против сотни человек продолжалось 2 часа 24 минуты - время Олимпийского марафона.

Эта победа Мацуи над самим собой еще раз подтверждает истинную приверженность Киокушин к БУДО.

В 1987 г. - на 4-ом Чемпионате Мира он победил и стал Чемпионом Мира.

«После того как я стал чемпионом мира - пишет о себе сам Мацуи - я был в смятении. Мной овладели чувство превосходства, и, в то же время, чувство собственной неполноценности. Существовал разрыв между моими детскими мечтами и реальностью. Я стоял перед дилеммой. Потому что раньше у меня была цель, а после чемпионата - пустота». Перед ним встала проблема, с которой неизбежно сталкивается любой победитель: «Что дальше?» Но киокушин - это не тот вид спорта, в котором существуют резко обозначенные пределы, что, достигнув определенных высот ему некуда было бы пойти дальше. Ведь как говорил Ояма: «Стремление к абсолютной истине безгранично. Потому как совершенство беспредельно».

После 5-го Чемпионата Мира, при поддержки Оямы, Мацуи открыл собственное доджо.

Шокей Мацуи своим кредо избрал выражение «Торопись, но делай не спеша!». И жизненный путь этого великого бойца Киокушина является подтверждением действенности этого выражения на деле.


Похожая информация.




 

Возможно, будет полезно почитать: