Как отремонтировать хлыст спиннинга своими руками. Сломался спиннинг – отремонтируй его своими руками

Добрый день! Сегодня мы поговорим о спиннингах, а если быть точнее, то об их вершинке.Все мы любим ловить рыбу и рано или поздно наши удилища ломаются, это обычное дело.Но чаще всего по собственной неосторожности приходит в негодность вершинка спиннинга.В этой статье будет подробно идти речь об этой самой части удилища.

Итак, что же такое вершинка спиннинга? Вершинка спиннинга — это проще говоря конец удилища, очень тонкий и хрупкий, который обеспечивает его гибкость, а в некоторых случаях даже может сигнализировать о поклёвке, но это только при большом улове.

Без этой части наша снасть скорее всего сломается в случае поклёвки крупной рыбы.Подробно останавливаться на понятии вершинки не будем, так как каждый рыбак знает что это такое.

Но что же делать если она всё-таки сломалась? Конечно, поломка вершинки — это худший вариант, за исключением фатальной поломки удилища, но паниковать не стоит. Выход всегда найдётся.

Есть два способа решения этой проблемы:

  1. Первый — полная замена, если вершинка ремонту не подлежит.
  2. Второй — ручной ремонт.

Сначала определите степень повреждения вашей вершинки, стоит ли раскошеливаться и брать новую или можно починить её?

План действий


Рассмотрим первый способ — полная замена кончика. В тот момент, когда рыбак понимает, что эта часть удочки ремонту не подлежит, он начинает задумываться о покупке новой вершинки. Выбор вершинок огромен и надо уметь правильно выбирать их.

План ваших действий должен быть таким:

  1. Определите модель вашего спиннинга;
  2. Определите диаметр вершинки;
  3. Пойти в магазин и проконсультироваться со специалистом;

От вас не требуется слишком много действий, достаточно этих трёх. Можно поступить по-другому — более простому способу. Возьмите с собой ваш спиннинг и идите в магазин.Там вам подберут нужную деталь именно для вашей модели. Первый способ достаточно простой: взял удилище, отнес, тебе заменили — ты заплатил.

Второй способ, то есть ручной ремонт, лучше первого. Казалось бы, проще купить новый кончик спиннинга чем возиться самому. Но не тут-то было, покупать новую деталь стоит только тогда, когда починить её уже невозможно никак. Во всех остальных случаях вам помогут ваши собственные руки и голова.

Ремонтируя собственноручно, вы со временем наработаете навык, который позже вам пригодится.

Например на рыбалке, когда при себе у вас не всегда бывают инструменты, вы можете запросто починить вершинку спиннинга с помощью подручных материалов. А особые умельцы могут зарабатывать ремонтом кончиков и не только их, но и целых удилищ, потому что имеют в этом опыт благодаря собственному труду.

В целом, ремонт вершинки заключается в следующем:

  1. Кончик подбирайте желательно без колец, но если так получилось, что он всё-таки с кольцами, то аккуратно подрежьте приклеенную часть и удалите их.
  2. Также необходим правильный подбор по строю, в противном случае нагрузка по бланку будет неравномерно распределяться.
  3. Визуально определите от какого кольца большей части поломанного спина необходимо делать вставку.
  4. Под местом крепления нужного нам кольца требуется зачистить каким-либо инструментом (болгаркой или нождачкой). Делается это для того, чтобы карбон не расслаивался.
  5. Возьмите супер-клей (желательно тот, который лучше контактирует с пластиком) и влейте его в карбоновую часть. Заранее подготовленную стекловолоконную часть немного грунтуем и потом вставляем эти детали одна в другую.
  6. Черной нитью плотно обматываем место склейки.
  7. На намотанную нить наносим клей для укрепления соединения и герметизации.
  8. Дождаться высыхания клея и ваша вершинка готова.
Пропускное кольцо

По поводу подготовки кончика следует учесть, что кольца необходимо взять с того же спиннинга и принципом грунтовки грунтуем нужную часть кольца и поверхность хлыстика, приматываем ниткой и сверху покрываем клеем.

Расстояние между кольцами можно регулировать самому, хотя желательно исходить из изначальных размеров.

Толстую часть хлыстика можете доработать нождачкой до соответствия диаметра в карбоновой части.

Тестовые характеристики спиннинга сильно не поменяются, правда удилище станет чуть короче — это вам никак не помешает при рыбалке.

Также существует другой способ ремонта, при котором длина и характеристики не меняются:

  1. Для начала нужно подобрать плотный, но гибкий прутик, подходящий на роль соединителя (ни в коем случае не ставьте твёрдые прутья или иглы, потому что при поклёвке ваш кончик снова может сломаться).
  2. Прут должен плотно входить в оба конца поломанной вершинки. После того как вы убедились, что хороший соединитель подобран, приступаем к заготовке эпоксидной смолы. Такую смолу можно приобрести на любом рынке или магазине. Состоит она из клея и затвердителя.
  3. Далее их нужно смешать в одинаковой пропорции: 1 к 1. Если с пропорциями у вас проблемы, то на тюбиках наверняка есть инструкция. Намажьте клеем обе части вашего прутика, вставьте в обе части спиннинга и соедините поломанный конец с основным удилищем.
  4. После, подождите 30-40 минут до полного склеивания.В принципе вот и все способы ремонтирования вершинки вашей снасти.


  1. Если на рыбалке у вас сломалась вершинка спиннинга , то можно починить её с помощью подручных материалов на какое-то время, полный ремонт лучше производить дома, где есть все необходимые инструменты или отдать в мастерскую.
  2. Не используйте твердые металлические предметы как сказано выше, вы только усугубите поломку.
  3. Для получения красивой и ровной поверхности как на заводских изделиях , используйте эпоксидный клей, нанося его на деталь, при этом деталь нужно медленно вращать либо вручную, либо используя электропривод. Очень важно, чтобы клей схватился хотя бы на наружном слое, после подсушите феном.
  4. Нельзя над водой поднимать рыбу , даже небольшую — это чревато для вас обрывом лески, а в худшем случае — поломкой снасти.
  5. На последней стадии вываживания рыбы , следите за тем, чтобы длина лески от рыбы до вершинки не была значительно меньше длины спиннинга. Вы рискуете сломать ваше удилище при приёме рыбы в или рукой.
  6. Перед каждой рыбалкой внимательно осматривайте свои снасти , чтобы избежать дальнейших проблем.
  7. Не делайте заброс , пока не убедитесь, что леска свободно проходит через все кольца.
  8. На последних метрах вывода улова лучше замедлить скорость подмотки катушки и приподнять спиннинг вверх.Это поможет вам избежать зацепа и поломки кончика.
  9. При переходе с места на место несите удилище перпендикулярно к земле во избежание поломок, если рядом находятся деревья, то несите ручкой вперёд.
  10. До и после рыбалки протирайте спиннинг в местах стыка тряпкой.
  11. Если колена заклинили , то ни в коем случае не нужно использовать органические растворители, так как лак в таком случае растворится и колена в месте стыка склеятся навсегда.
  12. Для сборки и разборки снасти следует применять только специальные составы на основе силикона. Продаются они в рыболовных магазинах.

Проблемы обойдут вас стороной при условии, что вы будете соблюдать эти указания. На этом можно завершить рассказ о вершинках спиннинга. Всё самое важное и необходимое было рассказано в этой статье. Удачной рыбалки и большого улова!

Ухудшает настроение удильщика, а иногда и вовсе срывает рыбалку. Однако если знать некоторые простые способы ремонта, то даже на водоеме можно успешно восстановить снасть.

Как бы бережно рыболов ни относился к своей удочке, нередко случаются непредвиденные поломки. Особенно неуместными они бывают в начале рыбалки. Много спиннингов повреждается во время неправильной транспортировки, когда на бросаются тяжелые вещи. Именно поэтому советую приучить себя укладывать снасти поверх багажа и использовать надежные чехлы или тубусы.

Не одно спиннинговое удилище было сломано во время передвижений рыболова по заросшему кустарником берегу. Опытные не боятся потратить немного времени, чтобы перевести удочку из боевого положения в транспортабельное. Зато такая мера позволит избежать запутывания лески, поломки кончиков удочки, деформации скобы лесоукладывателя и т. д. Но как бы мы ни предохраняли любимый спиннинг от поломки, неприятность может случиться с каждым рыболовом и в любое время. К этому нужно подготовиться и не поддаваться панике.

Ремонт спиннингового удилища

Чаще всего рыболовам приходится иметь дело с поломкой спиннингового удилища. На первый взгляд кажется, что ремонт снасти невозможен, и придется отправляться в магазин за новой удочкой. Однако смекалка у наших людей занимает лидирующие позиции в мире. Так что в любой безвыходной ситуации опытный рыболов сможет предложить новичку оптимальное решение проблемы.


Рассмотрим распространенные поломки спиннинга и способы их устранения.

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Электронная приманка . В отличие от привычной прикормки, которая активизирует вкусовые рецепторы, электронная приманка обостряет другие типы нервных клеток.
  2. Не менее эффективен активатор клёва нового поколения. Предлагаем ознакомиться с новинкой 2019 - Fish XXL.
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, прочитайте о технике ловли , и ловля на .

Ремонт спиннинговой катушки

Поломка безынерционной часто не позволяет продолжить спиннинговую ловлю. Если произошел незначительный сбой работы, то можно попытаться отремонтировать важную деталь снасти своими руками.


При поломке спиннинговой начинающему рыболову не следует отчаиваться. Даже серьезная неисправность может быть хотя бы временно ликвидирована прямо на водоеме. Для этого рыболову нужно успокоиться, попросить совет у опытного коллеги по увлечению, а также включить смекалку. Тогда с помощью имеющихся материалов и инструментов удастся восстановить работоспособность спиннинга и продолжить рыбалку.

Видео о ремонте спиннинга Ламиглас Магнум:

Видео о ремонта удилища своими руками:

Забегая наперёд я составил список того что нам понадобится при ремонте:

  • изолента или малярный скотч;
  • пищевая полиэтиленовая пленка или целлофановый кулёчек;
  • надфиль и мелкая наждачная бумага;
  • резинка (лучше чтоб было круглое сечение) ;
  • штангенциркуль для измерения диаметра бланка и толщины стенок в месте перелома;
  • эпоксидная смола
  • два шприца для удобства смешивания смолы и отвердителя;
  • кисточка для рисования или отвёртка (плоская) для нанесения смолы на место склеивания но все, же кисточкой удобней)));
  • клей Цианопан;
  • лист плотной тонкой бумаги (я использовал плотную журнальную бумагу);
  • нить или тоненький плетёный шнур;
  • жидкость для снятия лака.
И так начнем-с.

Ниже я предоставлю текст статьи, которую дополню своими фотографиями и комментариями.

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея, или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один - загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную ремонтную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Можно попробовать восстановить бланк самому.

Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность. Минимально изменить вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершают одну и ту же ошибку - изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом достаточно большой участок бланка выпадает из работы при изгибе. Значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того, чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на отдельном участке присутствует вставка, он выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом критические нагрузки деформации поперечника появляются на ее концах. Бандаж на зону «перелома» должен быть наложен только сверху, и состоять из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают ни где, а авиамоделисты используют совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, тем не менее, искомый материал всегда есть под рукой. Нужен «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга.« Этот вопрос я решил случайно в одном из магазинов увидев графитовые (наверное графитовые) кончики для удилищ длинной приблизительно 50 см по 15 грн штука, они отличались от обычных из стекловолокна ценой по 1,5-2 грн шт. и тем что при отжигании стекловолокно будет лохматится, а из этого кончика получается две ленты одна похожа на сетку а другая похожа на ткань из однонаправленных волокон (фото 1 и 2)»

От него отрезаем заготовку необходимой длинны (по ширине будущего бандажа) и зажав пинцетом аккуратно отжигаем на огне газовой плиты.«Обязательно отжигание проводите в хорошо проветриваном помещении или на улице, потому-что при сгорании эпоксидной смоли выделяется гарь, копоть и неприятный запах. Родным это точно не понравится))» Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой
стеклоткани между слоями.


Фото 1


Фото 2

«На втором фото: сверху вниз «графитовый» кончик, сетка которая скорей всего использовалась для армирования бланка и так называемая «графитовая» ткань»

После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из вертикально направленных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. «в моём «погорельце» поперечных нитей не было» Толщина такой ткани обычно составляет 0.2 -0.3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо (а так бывает чаще всего, если разрушение произошло от перегрузки бланка) его необходимо аккуратно снять. После ремонта его обязательно надо установить на линию перелома. С бланка в месте ремонта, удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой.


Фото 3


Фото 4 «место наложения бандажа я зачистил мелкой наждачной бумагой»

Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию,участки перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. «То есть торцы бланка НЕ ЗАЧИЩАТЬ И НЕ ВЫРАВНИВАТЬ, как торцы бланка поломались так пусть и остаются, со ступеньками и кривизной» Здесь уже не обойтись без внутренней вставки. Она играет роль направляющей и изготавливается из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги.


фото 5 « я использовал плотненькую журнальную бумагу»)


Фото 6


Фото7

Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. «Опираясь на горький опыт))) настоятельно рекомендую вставочку из бумаги не делать слишком длинной. Почему? А потому что бумага от эпоксидки раскисает также как и от воды и если наложения бандажа из графита немного затянулось и от неосторожного движения бумага разорвется, то можно обречь себя на выковиривание бумаги из внутренностей бланка и начинай все поновой... . Да совсем забыл, что вставочку из бумаги я садил на клей Цианопан, иначе бумажная вставочка просто провалится вовнутрь»

Склеиваем бланк любой эпоксидной смолой «пятиминуткой». «Я использовал обычную эпоксидную смолу, которую купил в магазине за 17 грн с копейками и купил шприцы в аптеке для удобства дозирования.


Фото 8

Перед склейкой необходимо измерить толщину стенки бланка, это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на рабочем участке, длина его при простом переломе ровняется 8 диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. « На фото 7 видно, что я использовал изоленту неправильно – это моя ошибка, но про неё поздней»

Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется 6 диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30 -50% больше толщины стенки бланка. Например: толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет1.5 мм, а его диаметр - 8мм, Ширина бандажа составит 44-50мм, а его толщина -2 мм. Сделать бандаж можно заведомо толще, так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем кусочек тонкой пищевой полиэтиленовой пленки (в нее заворачивают продукты в магазине и она всегда есть под рукой). «А вот тут лучше взять не пленку, а целлофановый пакетик, его легче отделять от зоны склеивания»


Фото 9

Берем небольшой отрезок круглой резиновой нити и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, растягивая ее, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. «я зафиксировал изолентой, да и еще один нюанс после того как мы наматали резинку и зафиксировали её ОБЯЗАТЕЛЬНО проверти геометрию бланка чтобы он был идеально прямым»


фото 10

«Ну а теперь об ошибке, о которой упоминалось выше. При уплотнении бандажа резинкой излишки смолы будут вытекать на бланк, поэтому я вам советую границы участка склеивания на бланке фото 7 делать как можно шире, чтоб весь лишний клей остался на изоленте или на малярном скотче, а не на бланке как получилось у меня»

При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. Материал его по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка. В зоне ремонта не должно быть ни одного грамма лишнего веса, а графит накладки будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой смоченной ацетоном, убираем излишки полностью не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течении суток. Затем, надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы (из эстетических соображений).


фото 11 "вот такое получилось после снятия резинки и пленки"


фото 12 "вот такое стало после обработки надфилем и мелкой наждачкой"

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или резиновым кольцом (заблаговременно одетым на бланк перед ремонтом) и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Лучше всего для этого подходит нить для вязания мушек, она продается почти во всех рыболовных магазинах, можно ее заменить отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, ремонтный бандаж тоже необходимо укрепить обмоткой нити, на участке равном 4 диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху намотанную нить, бандаж и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака.

Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько грамм, сохранился правильный строй и тактильная чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, будет заметно только при придирчивом осмотре.

В заключении, пару слов об эпоксидной смоле, применяемой в ремонте. Использовать для наложения ремонтного бандажа смолу отечественного производства, не имеет ни какого смысла. Она боится воды и ультрафиолета солнечного света. Под их воздействием она мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят, она очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ей пропитаться. Необходима смола с временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, предназначенный для родбилдеров. Я использую смолу и лак выпускаемый фирмой «FLEX СОАТ», приобретенную в рыболовном магазине (200 рублей за 200г идеальной по качеству смолы), встречаются в продаже и аналоги от других производителей.

Этим способом мной за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. "я пока отремонтировал два спининга))" По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ни чем не отличаются от новых.


Фото 13 Вот что получилось у меня.

Вероятно, каждый помнит продолжение этой народной мудрости, которой мы стараемся следовать в большинстве жизненных ситуаций. Едва ли, к примеру, кому-то придет в голову крамольная мысль вскрыть корпус неожиданно отказавшего мобильного телефона или CD-плеера - подобные действия может выполнить только квалифицированный специалист, к услугам которого мы обычно прибегаем.

Достаточно разумную аккуратность мы проявляем и при пользовании другими разнообразными и полезными устройствами, наводнившими нашу повседневную жизнь. И вряд ли кто-то станет проверять рабочие свойства, скажем, кофемолки, засыпав в нее гравий.

Только вот удивительное дело: на рыболовные принадлежности, в частности, на катушку (невзирая на ее “навороченность” и стоимость) и любые удилища эта разумность в обращении почему-то не распространяется. Так уж получается, что через мои руки проходит довольно много сломанных удилищ и “убитых” катушек разного ранга.

В подавляющем большинстве случаев эти важнейшие элементы практически любой рыболовной снасти пришли в негодность вследствие неаккуратного обращения с ними или в результате превышения предельно допустимой для них нагрузки.

Конструктивные же недостатки этих изделий и возможный производственный брак при их изготовлении составляет всего лишь 0,7 % и легко выявляется во время проверки (как удилищ, так и катушек) в момент покупки непосредственно у прилавка магазина. И приходится иногда только диву даваться, как можно угробить вполне надежное и качественное, зачастую изготовленное солидной фирмой изделие в суперкороткий срок.

Мне не хочется верить в то, что приобретенное удилище или катушку кто-то целенаправленно будет уродовать (хотя и такое порой случается), и остается только надеяться, что все поломки происходят от неумелого обращения со снастями, особенно в момент, когда адреналин, что называется, хлещет из ушей, если на том конце лески беснуется сильная рыбина, отчаянно сражающаяся за свою жизнь.

Неумение обращаться с удилищем или катушкой вообще и на рыбалке в частности основано, как мне видится, на отсутствии элементарной информации о свойствах этих изделий и материалов, из которых они, собственно, изготовлены. Знание же этих свойств поможет иметь представление о реальных возможностях тех или иных моделей удилищ и катушек на практической рыбалке.

Многоликий углерод. Большинство современных удилищ для разных способов ловли рыбы сделаны из углепластика -слоистого композита, почти полностью вытеснившего стеклопластик, или, как его еще называли, фиберглас (от fiber -волокно и glass - стекло), хотя последний в несколько модифицированном виде продолжает использоваться в производстве удилищ.

Углепластик представляет собой чрезвычайно легкий, имеющий высокий модуль упругости материал, состоящий из тончайших углеродных волокон, ориентированных по длине, и связующего - полимерных смол (как правило, эпоксидных, хотя были опыты применять и другие - как полиэфирные, так и на основе фенола).

Углеродное или карбоновое волокно не имеет ничего общего с графитом, кроме химической формулы С - физические свойства этих материалов и строение абсолютно различны, а посему называть углепластиковые удилища “графитовыми” никак нельзя.

Карбоновое волокно довольно плохо смачивается и идеальной адгезии связующих его смол добиться весьма трудно (то есть связующее не проникает глубоко в нити углерода), и его скорее можно представить некоей “упаковкой", формирующей общую форму изделия из композита. Количество связующего в большей степени влияет на свойства удилища, чем модульность самого углеволокна.

У большинства современных удилищ оно колеблется от 7 до 12 %. Чем больше связующего, тем мягче (более гибкое, или “медленное” по строю) и тяжелее удилище, зато оно сгибается чуть ли не в колесо и допускает резкопеременные нагрузки, что важно при вываживании рыбы накоротке. С уменьшением количества связующего при тех же конусности и наполнителе, то бишь углеволокне, удилище становится более жестким (“быстрым") и снижается его масса.

Это особенно заметно у длинных штекерных удилищ, предназначенных для поплавочной ловли с укороченной оснасткой. Технология производства бланков или отдельных колен такова, что практически исключает образование непроклеев и пузырей в стенках изделий, причем выжимаемое при опрессовке под большим давлением связующее образует на поверхности глянцевитое покрытие с характерными спиральными бороздками.

Еще недавно после опрессовки и полимеризации связующего бланк или отдельное колено проходили шлифовку, и на этой стадии иногда стенки истончались, что приводило к браку. Сейчас технология производства значительно улучшилась, и необходимость в шлифовке отпала.

Внешняя поверхность удилища покрывается полимерным лаком (обычно имеющим в своем составе несколько больший процент пластификатора), предотвращающим образование сколов и царапин при внешнем механическом воздействии и устойчивым к УФ-излучению. Покрывные лаки могут быть бесцветными, прозрачными цветными или глухими, с пигментом-наполнителем.

Их задача - предохранить углеволокно от повреждений и проникновения воды. Последнее достаточно важно, поскольку даже при значительной опрессовке бланка теоретически нельзя исключить, что обнаженный участок углеволокна (а оно обладает некоторым капиллярным эффектом) не будет впитывать воду.

При поверхностном повреждении лакокрасочного покрытия до “угля” его прочность на изгиб значительно понижается, и даже при небольшом превышении нагрузки может произойти излом в месте повреждения.

  • возьмите себе за правило внимательно осматривать удилища (особенно те, которые предназначены для махового заброса оснастки или приманки - спиннинговые, нахлыстовые, поплавочные, фидерные) до и после рыбалки, тем более если она была связана с передвижением по кустам, каменистым берегам или с длительной транспортировкой собранного (в рабочем положении) удилища в лодке.

Физика и механика. Очень многие рыболовы-любители, еще в детстве привыкшие размахивать шлангоподобными “телескопами” из стеклопластиков отечественного производства (а они подчас допускали очень вольное обращение), но по каким-либо причинам сделавшие длительный перерыв на рыболовной стезе или желая приобщить к рыбалке любимое чадо, приобретают современное “углевое" удилище, предполагая, что это новое, “продвинутое"", сдюжит абсолютно все.

И очень удивляются и негодуют, когда вдруг дорогое удилище с треском ломается на несколько частей от резкого взмаха хвоста поднятого над водой окуня или карпенка массой едва ли больше полкило. У чада - слезы, у папаши - брань, а у продавца в магазине - головная боль, потому как не может он (и не обязан!) всем и каждому объяснить физикомеханические свойства углекомпозитов и тем паче научить грамотно пользоваться удилищем.

Или такая ситуация. Приходит разгневанный покупатель и тычет в нос продавцу карбоновый “телескоп” или лайтовую спиннинговую “палочку” с отломанным “тюльпаном” на кусочке вершинки длиной в 1,5-2 см. И со святой невинной улыбкой объясняет (и довольно складно), что сломал-де при забросе или на подсечке, чего быть никак не может!

А виноват во всем "уголь", вернее, его физикомеханические свойства, о которых не имел ни малейшего представления незадачливый рыбачок. Дело в том, что углекомпозиты (особенно с малым количеством связующего) не имеют пластической деформации, как, скажем, металл, а обладают упругой, то есть стремятся занять первоначальное положение под нагрузкой - внешняя сторона согнутого луком хлыста растягивается, тогда как внутренняя сжимается.

При этом чем больше связующего, тем сильнее оно деформируется, тем самым предохраняя волокно “угля” от разрушения. Именно поэтому “медленные” по строю “палки” более живучи. С увеличением нагрузки на изгиб до критической “суховатые” (с малым количеством связующего) удилища без предупредительного потрескивания буквально лопаются, на “отдаче” разлетаясь на три и даже более частей (не долевых!).

Чтобы представить, что происходит с удилищем, давайте разберем два приведенных выше примера поломки. В первом случае у нас традиционный маховый 7-метровый “телескоп” с глухой оснасткой, равной по длине удилищу. На подсечке и в начальной стадии вываживания рыбы в полкило мы равномерно нагружали все удилище, и леска в 0,14 мм при этом не оборвалась.

Это означает, что нагрузка на “телескоп" составила явно менее 2,2 кг (такова средняя прочность на разрыв мононити указанного диаметра), ориентировочно -около 0,7 кг, поскольку рыба весит в воде порядка 10 % от собственной массы и развивает тягу, примерно равную ей, плюс некоторое сопротивление воды.

В заключительной стадии вываживания, когда удилище направлено почти вертикально вверх, но рыба еще в воде, максимальную нагрузку испытывает не вершинка (хлыстик), как полагают многие. Эта самая тонкая часть удилища работает только на растяжение, почти в одну прямую вытянувшись с леской, и ее практически нельзя сломать.

А вот верхняя часть следующего за вершинкой колена начинает подвергаться критическим нагрузкам, поскольку оно не может упруго деформироваться дальше, ибо стенки его для облегчения удилища сделаны довольно тонкими. И вот, наконец, рыбу поднимают удилищем над водой. Нагрузка уменьшается до 0,5 кг (масса рыбы), но удилище уже находится в вертикальном положении, и верхние колена чрезмерно напряжены.

Тут карпенок или окунь делает резкий взмах хвостом и удилище ломается в 10-15 см от верхнего конца следующего за вершинкой колена. Почему увечилась нагрузка? Попробуйте встать на бытовые напольные весы. Допустим, ваша масса -70 кг. Если резко присесть или сделать мах одной ногой, диск весов прыгнет до отметки 95-100 кг, то есть на 35-42 % больше вашей массы. Именно это и произошло в нашем случае.

  • подобная нагрузка на любое, тем более длинное, удилище, когда оно находится в вертикальном положении, гарантирует поломку его верхних колен;
  • поднимать рыбу, даже небольшую, над водой нельзя. Это чревато обрывом лески, а в худшем случае - поломкой удилища;
  • при ловле с длинными удилищами используйте и подсачек с длинной ручкой;
  • комель удилища при вываживании должен занимать положение не более 60° к горизонту (примерно на 11 часов по циферблату - фото 1);
  • на последней стадии вываживания следите за тем, чтобы длина лески от рыбы до вершинки не была значительно меньше, чем вся длина удилища. В противном случае вы рискуете сломать удилище при приеме рыбы рукой или в подсачек.

Теперь рассмотрим второй случай. Строго говоря, “тюльпан” вместе с коротким, в 0,5-1 см, кусочком бланка может отломаться и на забросе, но для этого леска должна “намертво” захлестнуться за концевое кольцо (фото 2), что иногда действительно происходит при ловле спиннингом на “вертушки” с толстой мононитью или жесткой “плетенкой”. Ну уж в этом ни изготовитель удилища, ни тем более продавец не виноваты.

  • если вы ловите на вращающиеся блесны, да еще на течении, будьте внимательны и не делайте заброс, пока не убедитесь, что леска свободно проходит сквозь все кольца. Для этого достаточно просто слегка потянуть ее указательным пальцем руки, удерживающей удилище у катушки.

Довольно часто подобная поломка происходит и при проводке искусственной приманки с опущенным к воде удилищем, когда на высокой скорости подмотки спиннингист не замечает, как вертлюжок оснастки (чаще на стальном поводке) со всего маху “влетает” в “тюльпан”. Такая ситуация возникает обычно при ловле в сумерках или просто по ротозейству, особенно когда долго не было поклевок и рыболов отвлекся, заглядевшись на пролетающую мимо чайку или купающуюся неподалеку младую деву.

  • на последних метрах проводки приманки лучше чуть замедлить скорость подмотки и немного приподнять удилище вверх. Так можно избежать не только удара по “тюльпану", но и досадного зацепа;
  • бесклевье - не повод для невнимательности. Если захотелось понаблюдать за природой или за чем-либо еще - отложите снасть в сторону, оперев удилище на рюкзак (фото 3), подставки или стульчик;

  • не кладите удилище на землю, тем более на песок. Попавшие в стыки грязь и песчинки безвозвратно испортят его, а случайный, невесть откуда взявшийся прохожий или коллега может наступить на удилище.

Весьма часто ломают вершинку удилища, как, впрочем, и его комлевую часть или колено (особенно это касается спиннингистов и поплавочников, которые переходят с места на место в поисках рыбы) при транспортировке. Причем как в рабочем, так и в сложенном для перевозки положении. Углепластик боится резких ударов о твердые предметы (камень, части металлической или другой жесткой лодки) и случайных силовых перегибов на коротком участке бланка.

Очень распространенное явление - излом верхнего колена спиннингового удилища в месте его контакта (даже в мягком чехле!) с рамкой входного, ближнего к катушке, пропускного кольца. Обычно это повреждение не замечают, и на первом же забросе удилище ломается.

  • у переходя с места на место по берегу, разберите удилище, если это возможно. В крайнем случае переносите его в рабочем состоянии только комлем вперед - так меньше шансов воткнуть вершинку в землю или в дерево (фото 4);

  • места возможного контакта с пропускными кольцами других колен удилища полезно дополнительно проложить чем-нибудь мягким; при перевозке удилищ в лодке располагайте их комлевой частью вперед к носу лодки, а лучше разберите;
  • не пытайтесь сами и не позволяйте другим "испытывать на прочность” вершинку любого удилища из “угля”, изгибая ее на коротком участке, - ее можно сломать, как спичку;
  • для транспортировки удилищ лучше всего использовать жесткий тубус в сочетании с мягким чехлом, чтобы колена не терлись друг о друга (фото 5);

  • не прислоняйте удилища или их части к автомашине с открытой дверью. Случайный порыв ветра может его захлопнуть, и тогда с рыбалкой придется распрощаться (фото 6).

Спокойствие, только спокойствие. Добрая половина всех поломок удилищ происходит в момент вываживания рыбы, причем ее размер, а соответственно и оказываемое сопротивление, как ни странно, не имеют решающего значения. Если рыба попалась небольшая, что обычно заметно сразу же после подсечки, большинство рыболовов напропалую тянут ее к себе, в азарте перенося удилище назад за спину и чрезмерно напрягая его при этом (фото 7).

Даже некрупная рыба на умеренном и тем более сильном течении способна согнуть удилище в таком положении больше, чем оно может выдержать, и тогда вероятность поломки почти неминуема. Подобное развитие событий подчас просто не берут в расчет, когда эмоции хлещут через край, а хладнокровие отдыхает где-то в уголке сознания. Но, как говорится, “Александр Македонский был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?”

При вываживании крупной рыбы многие рыболовы действуют значительно осмотрительнее, поскольку желание возыметь солидный трофей и представить его коллегам или домашним преобладает над желанием форсировать события. Но на заключительном этапе борьбы, когда упрямая рыбина уже бьет хвостом на поверхности воды, совсем рядом с бортом лодки или берегом, эмоции затмевают все и вся, и лишь одна мысль мечется под панамой рыболова: “Только бы леска (карабин, крючок, поводок...) выдержала!”

Про удилище в этой ситуации почему-то напрочь забывают (как, впрочем, и о том, что нужно ослабить фрикционный тормоз, если ловят с катушкой), лишь перехватывая его просто за бланк, чтобы легче было дотянуться до рыбы рукой или подсачком. “Медленные” удилища могут выдержать такое обращение, а вот “быстрые" далеко не всегда.

Потому как бланк рассчитан на нагрузку по всей его длине и, перехватывая удилище ближе к вершинке, мы излишне напрягаем его, что чревато поломкой, особенно при использовании мощной “плетенки”, которая, как известно, очень мало растяжима и не амортизирует, гася рывки рыбы. Точно такие же действия допускают рыболовы и при зацепе, частенько этим грешат спиннингисты-береговики (фото 8), которым приходится ловить отнюдь не в идеальных условиях.

Кстати, о “мертвых” зацепах. Я еще не видел ни одного спиннингиста, который бы, почувствовав зацеп приманки за подводное препятствие (а он на современном удилище довольно четко ощущается, хотя бывают и приятные исключения в виде сома или судака-переростка), не начал недоуменно дергать удилищем вправо и влево.

И я, грешным делом, делаю пару рывков, только после которых соображаю, что это не рыба, а "мертвяк”. Алгоритм дальнейших манипуляций по спасению приманки неоднократно описан в рыболовной литературе, и, казалось бы, известен всем и каждому, но... Попытка “выдрать” блесну или другую приманку резкими рывками ни в чём не повинного удилища, очевидно, бессмертна, как сицилийская мафия.

Надеюсь, излишне напоминать, что такие действия способны вывести из строя не только удилище, но и катушку. Впрочем, если вы не дорожите своими снастями и относитесь к ним как к расходному материалу для отправления своего удовольствия, можете не читать резюме этой части статьи.

  • не форсируйте без надобности вываживание рыбы, если ваша снасть на это не рассчитана;
  • уменьшайте усилие срабатывания фрикционного тормоза, если ловите с катушкой на последнем этапе вываживания крупной рыбы;
  • старайтесь не превышать указанную на удилище максимально допустимую разрывную нагрузку применяемой лески. Если она не указана, справьтесь об этом у продавца-консультанта или опытных коллег;
  • нельзя при вываживании или на “мертвом” зацепе излишне напрягать удилище, перенося его назад за вертикаль, тем более если оно “быстрое”.

Еще один казус подстерегает рыболова при обращении с удилищем. Это заклинивание колен, причем оно может произойти как при штекерном их соединении, так и при телескопическом. Основные причины заклинивания - загрязнение стыка и чрезмерное усилие, прикладываемое при сборке удилища для приведения его в рабочее положение.

Случайной песчинке или загрязнению органического происхождения (чешуей рыбы, остатками насадки и прикормки, частичками водорослей), попавшим с водой или при транспортировке, не придают значения, приступают к сборке и намертво “засаживают" колена.

После рыбалки, получив неразборное удилище и пытаясь его разобрать, большинство рыболовов начинают с пристрастием крутить заклинившие колена, продавливая тонкие стенки "телескопа” или штекера и “скручивая” до трещины (а часто и полного излома) бланк нижнего, как правило, колена спиннингового или матчевого удилища в месте стыка.

Единственно правильный способ разборки штекерного соединения колен в такой ситуации: плотно обхватив колена руками (удобно при этом использовать резиновые или подобные перчатки, чтобы руки не скользили) и помогая усилием обеих ног, можно разнять даже сильно заклинивший стык. Примерно так же, но только взявшись руками изнутри коленей, можно сложить заупрямившийся “телескоп”.

  • до и после рыбалки тщательно протирайте удилище в местах стыка чистой тряпицей. Для промывки используйте только чистую воду с небольшим количеством какого-либо средства для мытья посуды; не пытайтесь расстыковать заклинившие колена, проворачивая их.

Такие действия - верный путь к поломке; при перевозке удилищ со штекерным соединением, подобных спиннинговым, вставьте в ответную полую часть стыка пробку из губчатой резины или поролона (см. фото 5). Этим вы предохраните стыки от песка и грязи;

  • не применяйте органические растворители (тем более - автомобильную “химию”) при попытке расстыковать заклинившие колена - лак на удилище может частично раствориться и навечно склеить место стыка;
  • для облегчения сборки и разборки любого удилища используйте только фирменные специальные составы на основе силикона. Их можно приобрести в солидных рыболовных магазинах.

В заключение хотел бы посоветовать всем коллегам по страстному увлечению, коей является рыбалка, относиться к удилищу, как к любимому охотничьему ружью - с пониманием и заботой. Тогда оно вас никогда не подведет и будет надежным помощником и верным товарищем.

Многие рыболовы попадают в ситуацию, когда снасть во время рыбалки может сломаться и потребуется ремонт спиннинга. Каждый выходит из этой ситуации по-разному: кто-то покупает новую снасть, кто-то докупает нужное колено, некоторые ищут мастера, который починит удочку. Каждый рыбак должен знать, как отремонтировать сломанный спиннинг, ведь никто не застрахован от поломки.

Ремонт спиннинга своими руками – это вполне доступный процесс для каждого, кто имеет эту снасть. После ремонта по нашим указаниям спиннинг будет служить вам еще много лет.

Первый этап

При ремонте удилища своими руками можно использовать стеклоткань. Этот материал можно купить в строительных магазинах, автомагазинах. Но стоит помнить, что стеклоткань не имеет такую упругость, как углепластик. Поэтому, для того чтобы максимально сохранить чувствительность карбоновых удилищ, лучше использовать не стеклоткань, а углеткань. Этот материал не сложно достать, достаточно вбить в поисковике в интернете, и считайте, что она у вас в кармане. Для ремонта спиннинговых удилищ подходит самая тонкая углеткань. Важно, чтобы углеткань имела однонаправленные волокна. Она будет лучше работать на изгиб удочки там, где инструмент сломался и, в то же время, иметь минимально возможный вес.

Когда делаете ремонт кончика спиннинга, лучше использовать самую тонкую углеткань. Ее очень сложно купить в магазине, но ее можно добыть, если выжечь связующее из обломков старых поломанных углепластиковых удочек. Значение имеет, какой кусочек нам необходимо отжигать. Принцип простой: если вершинка в диаметре имеет 3 мм, то нужно умножить диаметр вершинки на 6 или 7 (не столь важно). Соответственно, если вершинка имеет 3 мм, то углепластиковый отрез должен быть длиной по меньшей мере 18 мм.

Нужно выжечь связующее из углепластика. Лучше всего это делать при помощи паяльной лампы на открытом воздухе. Не стоит бояться перегреть заготовку.

Температура плавления углеткани значительно выше, чем температура горения газовой горелки. Процесс отжига нужно заканчивать тогда, когда от заготовки полностью перестал идти дым.

Второй этап


Перед тем, как приступать к ремонту, необходимо заранее проверить вершинку на предмет наличия в ней трещин. Если в вершинке будет длинная продольная трещина, то нет никакого смысла приступать к ремонту, ведь починить ее не получиться. Если все хорошо, то нужно при помощи надфиля выровнять оба поломанных края вершинки удочки. Все это нужно делать под струей холодной воды, потому что если надышаться углепластиковой пылью, то можно получить серьезную аллергическую реакцию.

Кроме того, необходимо в обе стороны от места поломки с бланка удилища снять лак. Примерно на 2 см. Это нужно для того, чтобы эпоксидная смола могла более качественно приклеиться к бланку удочки.

Мы используем одну хитрость: сознательно сделаем толщину стенки в месте склейки тоньше. За счет того, что стенка уменьшится, весь углепластиковый бандаж уляжется в это утончение. Благодаря этому бандаж совсем незначительно будет выступать над самим бланком. Толщина бандажа должна быть примерно на 30-40% больше, чем толщина стенки самого сломанного удилища в том месте, где он был поломан.

Перед тем, как ремонтировать удочку, нужно соединить два колена. Это нужно сделать таким образом, чтобы была возможность качественно обмотать место поломки углетканью. Проще всего это сделать при помощи простой бумаги. Не нужно все усложнять, загоняя в бланк углепластиковые втулки или стеклопластиковые палочки.

Потому что:
  • если внутрь трубочек засунуть стекло- или углепластик, то под нагрузкой поломается сама трубочка;
  • это увеличит вес удилища в этом месте и потеряется баланс, в результате сломавшейся удочкой вы не сможете рыбачить на том же уровне.

Возьмите маленький отрезок бумаги для выпечки (она довольно тонкая и жесткая, хорошо пропитывается эпоксидной смолой). Сверните кусочек бумаги в трубочку. Необходимо сделать трубочку такого диаметра, чтобы она с легкостью вставлялась в обе вершинки. Вставьте бумагу в одну половину бланка, разведите укрепляющую эпоксидную смолу. Быстросохнущая эпоксидка позволит временно зафиксировать поломанную вершинку в правильном положении. Нанесите смолу на бумагу и вставьте ее во вторую часть поломанного бланка. После ремонта бумага так и останется внутри удилища, не изменяя строя и чувствительности вершинки. Вытрите излишки смоли.

После соединения обоих колен подождите 5 минут, держа удочку в одном положении, чтобы клей успел зафиксироваться.

Нужно замешать не быстрый, а медленный эпоксидный клей.

Процедуру нужно делать с помощью шприца:


  • важно выбирать для ремонта удилища именно водостойкий клей;
  • на десять частей клея приходится одна часть отвердителя;
  • оба компонента нужно тщательно перемешать;
  • такая эпоксидка сохнет около 10 часов.

Обмотайте изолентой бланк выше и ниже участка, который ремонтируем. Это поможет защитить хлыст от потеков эпоксидки.

Возьмите кусочек выжженной углеткани и найдите конец свертка. Разверните ткань. Хорошо видны продольные однонаправленные волокна, карбоновая подложка-сеточка. Смажьте место склейки тонким слоем клея. Удерите продольные волокна из кусочка и оставьте только графитовую подложку. Обмотайте сеточку об необходимый участок.

Эпоксидный клей имеет высокую токсичность, поэтому лучше работать в резиновых перчатках, но так как сделать ремонт требует тонкой работы, то можно делать это и голыми руками.

Теперь приложите продольные волокна, именно они придадут поломанному участку жесткости. За счет поверхностного натяжения клея, который выступил над угольной сеточкой, угольные волокна хорошо держатся на участке. Прижмите пальцами наложенные волокна, чтобы они лучше пропитались клеем. Верхний край бандажа зафиксируйте скотчем. Это нужно для того, чтобы тщательно пропитать эпоксидкой все наложенные слои. Не стоит бояться переборщить с клеем, ведь все излишки можно будет удалить позже. В результате удочка будет усилена прочным материалом.

Приложите скотч к необмотанной части удилища и с усилием, придавливая, обмотайте слой углеткани. Цель этих действий - выдавить лишнюю смолу. Дойдя до верхнего скотча уберите его и опять пропитайте волокно эпоксидкой. Обмотайте место скотчем вплоть до изоленты. Ремонт спиннингового удилища требует осторожности.

Подождите, пока клей засохнет (около 10 часов). После этого можно будет снять обмотку. Скотч и изоленту стоит снимать с помощью ножа, ведь клей очень крепкий. Работать ножом нужно аккуратно, чтобы не повредить тонкие стенки удилища выше и ниже места ремонта.

Третей этап


После всех действий можно увидеть, что внешний вид спиннинга немного ухудшился, но снасть, как и прежде, рабочая, ведь мы не вносили в конструкцию ничего нового и кривая изгиба удилища все та же.

Обработайте надфилем углепластиковый бандаж под струей воды. Нужно уменьшить диаметр места склейки.

При помощи мотора и абразивного круга сгладьте неровности на месте склейки. Для того, чтобы улучшить внешний вид, можно зарисовать место ремонта черным фломастеров, чтобы немного замаскировать остатки клея. На этом ремонт удочки заканчивается и вы можете использовать сломавшийся спиннинг.

Этот способ подходит под ремонт фидерного удилища. Так как один из подвидов этой снасти – это телескопический, то также подходит и под ремонт телескопического удилища. Отремонтированным инструментом можно ловить рыбу еще много лет.

Замена кольца

Заменить испорченное кольцо – это не так сложно, как кажется. Каждый рыбак должен знать, как отремонтировать спиннинг своими руками. Кроме того, это сэкономит ваши деньги, ведь нести снасть в мастерскую - это не дешево.

Единственное, что требует ремонт удилища - терпения и осторожности.

При замене колец нужно придерживаться такого алгоритма:
  1. Купить новое кольцо, при этом нужно обратить внимание на внутренний диаметр.
  2. Снимите старое кольцо, нагрейте место, чтобы убрать оплетку.
  3. Прикрепите новое кольцо с помощью эпоксидной смолы и капроновой ниткию
  4. Подождите, пока высохнет клей и покройте место ремонта бесцветным лаком, чтобы укрепить.



 

Возможно, будет полезно почитать: