Как выбрать лодку надувную? Рекомендации опытных рыбаков. Как выбрать хорошую и недорогую лодку из ПВХ для рыбалки — практические советы

Главное преимущество, которым обладает надувная лодка – высокая мобильность. Благодаря этому ее очень удобно собирать и разбирать, перевозить с места на место и хранить. Важно сразу определиться с более предпочтительным способом ловли рыбы. В статье рассмотрены основные вопросы, которые могут возникнуть у рыболова, желающего правильно выбрать надувную лодку.

Первое, что нужно учесть при выборе ПВХ лодки, это ее размер. Длина лодки не должна быть больше 4-х метров, иначе потеряется такое важное свойство, как мобильность. В этом случае станет затруднительно быстро разбирать и собирать лодку, перевозить в автомобиле с маленьким багажником, переносить с одного места на другое, а также хранить в доме. В статье будет рассмотрено, как правильно выбрать надувную лодку, с которой удобно рыбачить со спиннингом, методом «на дорожку» и «в заброс». Под ловлей «на дорожку» имеется в виду рыбалка под мотором, без использования при этом «даунриггеров» и «планеров». Это самый простой способ рыбной ловли, которым пользуются девяносто процентов рыболовов-любителей.

Свойства, необходимые надувной лодке при рыбалке со спиннингом
Во время рыбалки со спиннингом используются воблеры, блесны и другие наживки, а также острые тройные крючки. Эти приманки забрасывают в воду, и пойманнуя с помощью них рыба вытаскивают наружу. Таким образом, во время рыбалки в лодке будет находиться немалое количество мокрых и острых предметов. Из этих предпосылок и нужно начинать выбирать надувную лодку. Очевидно, что будущей лодке необходимо жесткое дно (пайол), которое нельзя проколоть тройником или плавником рыбы. Кроме того, под пайол должна уходить вода, которая может натечь со снастей или пролиться сверху в виде дождя. Также дно должно выдерживать рыбака, который встанет в лодке со спиннингом в полный рост.


Какой пайол лучше – фанерный или металлический?
Лучше всего выбирать надувную лодку со сплошным жестким пайолом. Пайол может быть изготовлен из двух разных видов материалов: водостойкая фанера или металл. Весят они почти одинаково, но фанерный пайол обладает рядом преимуществ: он не гремит во время движения и на нем не мерзнут ноги. Кроме того, ремонтировать лодку с фанерным пайолом гораздо проще и быстрее, чем с металлическим, что особенно актуально в условиях ограниченного рыболовного сезона.

Какие существуют типы и размеры надувных лодок, удобных для рыбалки со спиннингом?
Есть два типа надувных лодок: плоскодонка и килевая лодка. Опытные рыболовы чаше отдают предпочтение килевым лодкам, так как они управляются гораздо лучше, чем плоскодонки.
Надувные лодки бывают трех стандартных размеров (плюс-минус 5%):
1) Лодки, длина которых 3 м, можно устанавливать мотор мощностью до 5 л.с.
2) Лодки, длина которых 3,5 м, используемые с лодочным мотором мощностью до 15 л.с.
3) Лодки, длинна которых 4 м, для которых рекомендуемая мощность лодочного мотора составляет 15-20 л.с.
Такие сочетания типов лодок и моторов наиболее оптимальны и не раз проверены рыбаками всех мастей.

Основные особенности, которые следует учитывать при выборе надувной лодки
Следующие вопросы возникают наиболее часто:
- Как новичку самостоятельно определить качество надувной лодки?
- По каким основным параметрам следует выбирать надувную лодку?
- Требуется ли надувной лодке тюнинг?

Чтобы определить важные характеристики надувной лодки, чаще всего бывает достаточно простого внешнего осмотра. Например, плавные обводы – признак современности и качества лодки, а «рубленные», наоборот – прошлый век.
Также различаются лодки по виду верхнего края транцевой доски. Распространены два варианта. Первый, когда верхний край транцевой доски покрыт профилем (полосой), и второй, когда там просто оставлен срез от распиловки. Транец, сделанный из хорошей водостойкой фанеры, профилем покрывать не надо. Если же профиль прикреплен с помощью винтов, то это может говорить о том, что он приклеен неправильно и должно насторожить покупателя.
Стоит внимательно осмотреть ленту, идущую по контуру лодки (привальный «брус-брызгоотборник»). Ее качество можно определить с помощью обычной бельевой прищепки: если получится ее прикрепить к ленте снизу, то все в порядке, если нет, то производитель схалтурил.
Также важен цвет сидений и пайолов. Если они изготовлены из водоустойчивой фанеры, то нужно помнить, что она производится только коричневого и серого цвета, но ни в коем случае не зеленого.


Теперь рассмотрим отдельно каждый типоразмер надувных лодок.
Надувная лодка размером 3 метра
Следует учитывать, что лодки этой длины подойдут только для однодневной рыбалки, поскольку обладают очень малой вместимостью. Основной критерий при выборе такой лодки – ее вес. Он должен составлять не более 35 кг. Самый удобный тип пайола для лодки данного размера - «книжка» без стрингеров. В этом случае лодку можно спокойно вдвоем спустить в воду и поднять обратно. Тюнинговать такое плавсредство не понадобится. Если лодка качественная, то концевики баллонов будут усилены специальными лентами (примерно 50 см). Часто такие лодки поставляются в единой упаковке.
Для удобства стоит завести отдельный мешок для пайолов, так будет гораздо легче транспортировать лодку.


Надувная лодка размером 3,5 метров
Для такого типоразмера лодок нужен тюнинг: установка специальных лодочных шасси. С их помощью легче самостоятельно спускать лодку на воду. Также можно установить носовой козырек, который будет защищать от брызг. Особой нужды в усилении днища нет, на этом можно и сэкономить.

Надувная лодка размером 4 метра
Такая надувная лодка может пережить трех-четырех дневное путешествие. Для этого лодку нужно основательно протюнинговать: установить носовой козырек, лодочные шасси и усилить транец. Скамейки лучше закрепить при помощи леера, чтобы их не оторвало при сильной качке. А вот тент не очень удобен - он затрудняет видимость.
Однако снаряжение для ловли с такой лодки лучше по-прежнему выбирать компактное, так как места в такой лодке меньше, чем кажется на первый взгляд.
Советуем завести для стрингеров, банок, весел отдельный мешок, чтобы было легче грузить лодку в машину и переносить к месту сборки.

Наступило долгожданное лето и, наверное, большинство из нас все чаще поглядывают в сторону водоемов. Это неудивительно, ведь водные виды спорта и отдыха являются одними из самых приятных и увлекательных занятий.Нельзя не отметить такое распространенное хобби, как рыбалка.

Независимо от того, являетесь ли вы рыбаком, человеком, увлекающимся подводным плаванием или просто любителем водного туризма, вам наверняка захочется иметь в своем распоряжении собственное судно. В данной статье речь пойдет о надувных лодках - судах, к которым большинство людей привыкло относиться не очень серьезно. Мы попробуем вас переубедить.

Преимуществом надувных лодок является относительная простота транспортировки. Весельную надувную лодку или байдарку, а также лодку, рассчитанную на установку небольшого мотора, как правило, может перевозить один человек, - она свободно помещается в рюкзак средних размеров. Для перевозки более крупных надувных судов и моторов к ним вам уже потребуется автомобиль, но специальный прицеп для перевозки обычно не требуется.

Надувные лодки обычно имеют небольшую осадку, поэтому их удобно эксплуатировать на мелководье. Кроме того, надувную лодку, в отличие от обычной шлюпки, практически невозможно перевернуть, - даже если все седоки встанут на один борт. Вспомните школьную физику, закон Архимеда, определите моменты сил, и Вы сами в этом убедитесь. В случае, когда на пути вам попадется непреодолимое препятствие, например пороги, плотина и т.д. лодку в большинстве случаев можно пронести по берегу силами нескольких человек. Важным преимуществом надувных лодок является простота хранения. В сложенном состоянии лодка не займет много места в гараже или в квартире.

Перечисленные достоинства сделали надувные лодки весьма популярными во всем мире. Они широко используются для туристических прогулок, рыбалки, охоты, служат патрульными судами, шлюпками на небольших яхтах. Надувные лодки широко применяются как спасательное средство на самолетах и кораблях.

Недостатки надувных лодок - низкий (по сравнению с жесткокорпусными судами) уровень комфорта, несколько худшая управляемость, более скромные динамические характеристики при такой же мощности двигателя и меньшая прочность.

Российский рынок надувных судов достаточно широк. В зависимости от целей, для которых будет использоваться лодка и финансовых возможностей, вы можете приобрести лодки отечественного или импортного производства, весельные или рассчитанные на установку двигателя. Существуют лодки с жестким стеклопластиковым корпусом и надувными бортами, на многие лодки возможно установить двигатель с дистанционным управлением. Выпускаются лодки, рассчитанные на установку тента.

ВИДЫ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Как мы уже говорили надувные лодки можно в зависимости от конструкции разделить на гребные и моторные .

Гребные лодки имеют обычно достаточно простую конструкцию. Надувные борта здесь разделены на несколько отсеков, поэтому даже в случае повреждения (прокола) одного из них лодка будет оставаться на плаву. Пайолы (пол) надувных гребных лодок могут быть как полужесткими (в материал днища вставлены несколько кусков пластика или фанеры), так и жесткими (из фанеры, легкого сплава). Для удобства гребли, а также, в ряде случаев, для придания корпусу надувной лодки большей жесткости между бортами вставляется жесткая банка (скамейка), остальные сидячие места могут иметь вид надувных подушек. Гребные лодки могут применяться для рыбалки, охоты, туристических походов на небольшие расстояния и просто для отдыха на воде. Для более серьезных походов некоторыми предприятиями отечественной промышленности выпускаются надувные байдарки, которые конечно не такие быстроходные, как традиционные байдарки, но гораздо легче транспортируются и быстрее готовятся к плаванию. Наиболее популярными в нашей стране являются гребные лодки отечественного производства (в основном ярославские и уфимские). Это вызвано их невысокой стоимостью, и, в общем, невысоким качеством и отсталостью технологии.

Лодки, рассчитанные на установку подвесного двигателя, могут достаточно сильно отличаться по конструкции, в зависимости от мощности двигателя и предполагаемых условий эксплуатации. Основным отличием этих лодок от гребных является то, что у них есть жесткий транец, на который крепится двигатель. Естественно, для более мощных двигателей нужны более прочные транец лодки и элементы его крепления к корпусу.

Надувные лодки, как и суда с жестким корпусом, могут быть рассчитаны на плавание в глиссирующем или водоизмещающем режиме. Если лодка рассчитана на установку небольшого двигателя мощностью 2 - 3 л.с., то она, скорее всего, не сможет выйти на глиссирование, поэтому дно в такой лодке не обязательно должно быть полностью жестким. Обычно в таких лодках пайолы делаются либо надувными, либо усиливаются поперечными рейками. Эти лодки так же, как и гребные, достаточно легко транспортируются силами одного - двух человек, так как умещаются в специальный рюкзак для переноски, а двигатели малой мощности (например, "Салют") весят сравнительно немного.

Лодки, рассчитанные на установку более мощного подвесного мотора, ходят обычно в глиссирующем режиме, и комплектуются жесткими пайолами, позволяющими лодке уверенно глиссировать с высокими скоростями.

В соответствии с европейскими правилами эксплуатации надувных лодок, суда длиной более 3 метров не должны иметь плоское днище (это отрицательно сказывается на ее управляемости и курсовой устойчивости), поэтому импортные лодки достаточно больших размеров (как правило более 2.3 м длиной) имеют днище, сделанное в форме "глубокого V". Лодки или катера с жестким пластиковым или алюминиевым днищем, имеющим форму "глубокого V" и надувными бортами называются лодками RIB (Rigid Inflatable Boats). Эти суда могут достаточно легко переноситься силами нескольких человек и при этом имеют все преимущества судов с жестким корпусом - высокие мореходные качества, прочное дно, возможность установки мощного двигателя (до 150 л.с., а иногда и гораздо выше), отличные динамические характеристики (для некоторых лодок с жестким дном и надувными бортами скорость 100 км/ч не является пределом). Все эти преимущества лодок RIB сделали их очень популярными во многих европейских странах и Америке.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Большинство надувных лодок, продающихся в нашей стране, изготавливаются либо из армированных эластомеров (различных разновидностей резины и неопрена) или из армированных и не армированных (пленочных) пластомеров (поливинилхлоридные материалы PVC с различными добавками).

Ткань, из которой изготавливаются резиновые лодки, состоит из переплетенного синтетического корда или хлопчатобумажной ткани, которые с обеих сторон покрыты резиной или неопреном. Основными недостатками резиновой ткани является невысокая прочность, высокая вероятность отрыва резины от корда, низкая устойчивость к морской воде, воздействию нефтепродуктов, ультрафиолетового излучения, истиранию, гниению и плесени. Основным достоинством эластомерных материалов на основе резины является низкая стоимость по сравнению с неопреном или ПВХ, поэтому лодки ярославского и уфимского производства, в которых они используются, достаточно дешевы. Моторные лодки (особенно рассчитанные на установку мощного двигателя), сделанные из резиновых тканей не очень надежны из-за невысокой прочности материалов.

Поливинилхлоридные материалы, из которых изготавливаются надувные лодки, бывают двух типов - пластомеры для сварки швов и пластомеры для ручной склейки швов. Пластомеры для сварки швов применяются французской фирмой ZODIAC, использующей технологию сварки (сварка более предпочтительна, чем склейка, вследствие существенно большей прочности шва). Пластомеры для склейки швов в свою очередь подразделяются на специальные лодочные ткани и тентовые ткани. В конструкции большинства импортных надувных лодок используются специальные лодочные пятислойные пластомерные ткани (в основном корейского производства). Они так же, как и резиновые, имеют переплетенный синтетический корд в качестве основы, но сверху основа покрывается не резиной, а поливинилхлоридом с различными добавками. Пластомерные материалы по сравнению с эластомерами обладают большей прочностью на истирание, большей устойчивостью к морской воде и нефтепродуктам, кроме того, здесь меньше вероятность того, что произойдет отслаивание ПВХ от корда.

Тентовые ткани - трехслойные, как следует из названия, используются для изготовления тентов (например, из этой ткани изготавливаются тенты на прицепах "дальнобойных" грузовиков). Тентовые ткани производятся в Финляндии или Чехии. Они обладают несколько худшей прочностью и адгезией (сцеплением ПВХ с тканевой основой), чем специальные лодочные пластомеры, но превосходят по качеству резину. Лодки, изготовленные из тентовых тканей, не сертифицируются в Европе, но сертифицируются в России, поэтому используются несколькими отечественными фирмами, производящими моторные надувные лодки.

Некоторыми европейскими фирмами освоено производство лодок из хайполона-неопрена. Этот материал применяется в основном там, где серийность производства небольшая, так как хайполон удобно клеить, но невозможно сваривать. При этом этот материал достаточно дорог. Тем не менее, его широко применяют при мелкосерийном производстве лодок специального назначения (военные и профессиональные применения).

РОССИЙСКИЙ РЫНОК НАДУВНЫХ ЛОДОК

Отечественный рынок надувных лодок достаточно многообразен, поэтому рассказать о продукции всех фирм, представленных в наших магазинах, невозможно. Мы расскажем только о крупнейших производителях. Отечественные лодки уфимского и ярославского производства изготавливаются из резиновых тканей и имеют очень низкую стоимость. Питерская фирма MNEV&Co занимается производством более дорогих и качественных лодок из ткани ПВХ. Импортные лодки представлены, в первую очередь, фирмой ZODIAC, изготавливающей широкий спектр (более 80 типов от 2 до 10 метров длиной) лодок во Франции из 5-ти слойной армированной ткани ПВХ со сварными швами. Американская фирма QuickSilver, с производством в Корее, также изготавливает лодки склеенные из специального лодочного ПВХ. Широко известны также лодки украинской фирмы БРИГ (BRIG), склеенные из аналогичных тканей и ничем не уступающие лодкам Quicksilver. Широко известны недорогие лодки фирмы SEVILOR, произведенные в США и Китае из неармированных ПВХ-пленок.

УФА

Как мы уже упоминали, уфимские лодки изготавливаются из резиновой ткани. Все уфимские лодки - гребные, на установку подвесного двигателя они не рассчитаны.

Одноместные лодки - "Чиж-1 " и "Ветерок-1 " не имеют уключин. Их короткие весла напоминают лопатки, поэтому долго грести на них достаточно утомительно. Эти лодки подойдут тем, кто любит охотиться или рыбачить в одиночку. Двухместные "Омега-2 ", "Айгуль " и "Уфимка-22 " уже оснащены уключинами и имеют нормальные алюминиевые или деревянные весла. Эти лодки подойдут не только рыбакам, но и любителям небольших водных прогулок. "Турист-3 " рассчитан на троих человек. Эта лодка конечно не является полноценным туристическим судном из-за своей тихоходности, но вполне подойдет для сплава по спокойным речкам. Лодка "Идель " может принять на борт до восьми человек и имеет тент.

ЯРОСЛАВРЕЗИНОТЕХНИКА

Спектр лодок, выпускаемых ярославским заводом резиновой техники достаточно широк. Во-первых, - это надувные байдарки.

Одноместные байдарки "Ласточка-11 " и "Ласточка-11М " имеют грузоподъемность 120 кг, надувные сиденья и массу - 12 и 13 кг соответственно. Двухместные байдарки "Ласточка-21 " и "Ласточка-21М " также имеют надувные сиденья и весят 18 и 19 кг соответственно. Одноместные гребные лодки "" и "Иволга-1 " имеют надувные сиденья и надувные днища. "" и "Язь-1Р" также рассчитаны на одного человека. Они тоже имеют надувное сиденье, а дно здесь мягкое, не надувное.

Двухместные "" и "Язь-21 " имеют мягкое дно и надувные подушки сидений. "Язь-21Н " рассчитан на двоих человек, комплектуется мягким дном, одной жесткой банкой и одним надувным сиденьем. Двухместные лодки с надувным дном - "", "Иволга-21 " и "Язь-22 ". Две первых лодки имеют надувные сиденья, а последняя - одно жесткое и одно надувное.

>>Немного из опыта эксплуатации лодки "Нырок-2". Лодка имеет клееные швы. Однажды в качестве пассажира, в прекрасный летний, жаркий день сидел я на задней скамейке вышеупомянутой лодки. За веслами сидел владелец. И тут раздался резкий звук, но пока без последствий. Через некоторое время звук повторился, но тут уже задняя часть лодки резко уходит в воду, я успеваю схватить, летящий на меня эхолот и увернуться от падающего на меня, сидевшего на веслах владельца. Оказывается в лодке вследствии нагрева на солнце повысилось давление и лопнул клееный шов сзади. Причем на большом расстоянии. Хорошо вода была теплая и до берега добраться проблем не представило. Но в итоге неплохой спиннинг на Воткинском водохранилище был утоплен. Следите за давлением!!<<

Трехместный "Язь-3 " имеет грузоподъемность 300 кг. У него мягкое дно и два сиденья - одно надувное, второе - жесткое. "Язь-4Н" рассчитан на четырех человек и имеет две жесткие банки и дно, усиленное поперечными деревянными рейками.

Модели "Язь-2,5 " и "Язь-31 " рассчитаны на установку подвесных моторов мощностью 2,5 и 3 л.с., берут на борт двух и трех человек и имеют решетчатую слань и надувное дно соответственно. Надувные лодки серии "Орион " - это уже серьезные моторные лодки. Они выполнены по классической схеме моторок, с жестким транцем. "Орион-3 " и "Орион-5 " рассчитаны на установку двигателей 3 или 5 л.с. и имеют решетчатые стлани. Лодки, предназначенные для установки более мощных двигателей, имеют жесткие днища, позволяющие им уверенно передвигаться в глиссирующем режиме и надувные кили, улучшающие управляемость и курсовую устойчивость лодок. "Орион-8 " рассчитан на двигатель мощностью 8 л.с., "Орион-10 " - 10 л.с., "Орион-20 " - 15 л.с., а "Орион-25Н " может ходить под 25-сильным мотором.

Недостатком ярославских лодок является то, что они изготавливаются из резиновых тканей, а достоинством - сравнительно невысокая цена (например, гребная лодка "" стоит около $60, а самая дорогая моторная лодка "Орион-25 " - около $600).

MNEV&Co

Мнев - одна из старейших российских фирм, производящих надувные лодки. Лодки Мнев и К больше других отечественных лодок напоминают импортную продукцию.

Гребная лодка "Вуокса " рассчитана на двух человек, имеет надувное дно и весит всего 12 кг, что позволяет легко взять ее с собой даже в пеший поход.

Гребная "Медуза " комплектуется двумя жесткими банками и способна принять на борт двух или трех человек. В зависимости от желания заказчика "Медуза" оснащается мягким дном или реечным настилом, а также может комплектоваться съемным транцем для подвесного мотора малой мощности.

Моторный "Краб " выпускается в трех модификациях - R275, R285 и R310 , имеющих длину 275, 285 и 310 мм и рассчитанных на двигатели 5, 8 и 12 л.с. Все эти лодки имеют реечное дно и укладываются в две сумки, которые вместе с мотором легко размещаются в багажнике автомобиля.

Модель "Скат " также имеет три модификации S330, S360 и S390 . Они имеют жесткое днище и рассчитаны на двигатели мощностью 15, 25 и 30 л.с. соответственно. Эти лодки также упаковываются в две сумки.

"Фаворит Складной " выпускается в модификациях F420, F450 и F470 (цифровое обозначение соответствует длине лодки в сантиметрах). На лодки устанавливаются двигатели мощностью 30, 35 и 40 л.с. Надувные лодки этой серии имеют жесткий настил и подойдут для спасателей, рыбаков, моряков, геологов, аквалангистов и многих других. Лодки этой серии транспортируются и хранятся в трех сумках рюкзачного типа.

"Форель Пластик " имеет пластиковый корпус с глиссирующими обводами и небольшую длину (260 или 300 см.) лодка может по желанию клиента комплектоваться двигателем "Джонсон" мощностью 5 или 12 л.с. На наш взгляд, лодки этой серии лучше всего подойдут для роли шлюпки на парусной или моторной яхте средних размеров. Перевозится эта лодка в специальной сумке-чехле на верхнем багажнике автомобиля.

"Фаворит-Пластик " имеет жесткий пластиковый корпус и дистанционное управление двигателем. Сиденье водителя похоже на мотоциклетное (водитель сидит на нем верхом), а в просторном кокпите может разместиться еще пять человек. Максимальная мощность подвесного двигателя - 40 л.с.

"Стрингер Пластик " - большая лодка с пластиковым корпусом длиной 5,5 метров имеющим прямоугольные обводы. Этот катер может взять на борт до 10 человек, имеет дистанционное управление и может оснащаться двигателем мощностью до 150 л.с. Он подходит для обслуживания соревнований, буксировки воднолыжника, спасательных работ и т.д. Для перевозки катера необходим специальный трейлер.

ZODIAC

Французская фирма ZODIAC - признанный мировой лидер в производстве надувных лодок. Все лодки ZODIAC изготавливаются из специального пятислойного ПВХ, причем швы этих лодок не проклеиваются как на лодках других фирм, а свариваются, что придает швам гораздо большую прочность. Гарантия на материал всех лодок ZODIAC составляет 5 лет, и эта гарантия реально поддерживается у нас в стране.

Лодки серии Cadet - малые вспомогательные суда (тендеры). Они имеют либо жесткие пайолы из морской фанеры, либо днище усиленное поперечными рейками. Лодки этой серии имеют длину от 2,0 до 3,1 м и рассчитаны на установку двигателей от 4 до 10 л.с. в зависимости от модификации.

Серия Cadet Yachtline имеет улучшенный дизайн и комплектуется встроенными пайолами (поперечными элементами жесткости) из фанеры красного дерева, придающими днищу лодки дополнительную жесткость. Пайолы сворачиваются и разворачиваются на "рояльных" петлях вместе с лодкой, поэтому ее можно очень быстро собрать или разобрать. Лодки этой серии имеют длину 260, 285 и 310 см и рассчитаны на двигатели мощностью 4, 8 и 10 л.с. в зависимости от модификации.

Лодки серии Cadet Fastroller имеют жесткие сотовые надувные пайолы, которые придают им легкость и компактность. Длина лодок - от 260 до 340 см, а максимальные мощности двигателя - от 4 до 15 л.с.

Следующая серия Touring S объединяет более крупные лодки длиной от 3,5 до 4,2 м с жесткими пайолами и двигателями мощностью от 25 до 40 л.с.

К серии Futura S относятся более серьезные лодки со специальной запатентованной формой корпуса, улучшающей управляемость. Суда этой серии имеют длину от 3,5 до 4,7 м. и комплектуются двигателями мощностью от 30 до 60 л.с., как правило, с дистанционным управлением.

Серия Futura Fastroller отличается системой надувных пайол, которые делают эти лодки легкими и компактными.

ZODIAC Futura Sport в профиль сильно напоминает водный мотоцикл, поставленный внутрь обычной надувной лодки. Двухместное сиденье защищено ветровым стеклом. Максимальная мощность двигателя составляет 50 л.с., скорость - до 80 км/ч.

Yachtline 1 Rib - самые простые стеклопластиковые лодки с надувными бортами производства фирмы ZODIAC. Длина этих лодок, стеклопластиковый корпус которых имеет форму "глубокого V", составляет 2,75, 3,1 или 3,4 м. Лодки рассчитаны на двигатели от 8 до 25 л.с.

Более изысканные Yachtline 2 Deluxe имеют дистанционное управление и длину от 3,4 до 4,2 метров. В зависимости от варианта эти лодки оснащаются двигателями 30 - 50 л.с.

Yachtline 3 Club-RL - это настоящие морские катера с жестким дном и надувными бортами. Длина этих лодок - 4,9 или 5,95 м, а максимальная мощность двигателя - 90 или 150 л.с.

Лодки серии Cherokee имеют прямоугольные обводы корпуса и прекрасно подходят для туристических поездок, т.к. имеют массу запирающихся рундучков для мелочей и много места для поклажи на палубе. Лодка выпускается в двух модификациях длиной 4,4 и 4,8 м, которые рассчитаны на двигатели 50 или 60 л.с.

Серия Pro II - это лодки, сохраняющие устойчивость даже в штормовых условиях. В зависимости от модели лодки этой серии имеют длину от 4,2 до 6 метров, могут перевозить от 7 до 16 человек и рассчитаны на двигатели мощностью от 40 до 120 л.с.

Лодка ZODIAC Pro Open очень комфортабельна и быстроходна. Она имеет удобные капитанское и пассажирское сиденья, рундук в рулевой колонке, крепления для удочек, стола, мачту для крепления воднолыжного фала. Лодка имеет длину 5,5 м и рассчитана на двигатели мощностью до 120 л.с.

Помимо перечисленных лодок можно приобрести различные спасательные плоты ZODIAC и лодки профессионального и военного назначения.

BRIG

Харьковская фирма BRIG совсем недавно появилась на российском рынке. Лодки BRIG изготавливаются из специального пятислойного ПВХ-материала корейского производства. Сборка лодок производится вручную, швы проклеиваются (не свариваются как у лодок ZODIAC). Помимо высокого качества сборки и материала, из которого изготавливаются лодки, изделия BRIG отличаются невысокой (по сравнению с качественными лодками импортного производства) ценой, близкой к ценам на лодки корейского производства.

Серия Dingo включает восемь различных модификаций лодок длиной от 200 до 330 см. Модели D200S, D240S, D265S и 285S имеют полужесткие стлани (поперечные рейки в днище лодки), которые позволяют быстро разбирать и собирать лодку, не вынимая стлани из днища. Модели D265, D285, D300 и D330 имеют сплошной жесткий настил с надувным кильсоном. Для лодок этой серии используются двигатели мощностью от 3 до 15 л.с.

Серия Baltic включает 6 различных спортивных лодок длиной от 265 до 460 см. Все лодки имеют жесткое днище с надувным кильсоном и рассчитаны на двигатели от 10 до 40 л.с. Дополнительно эти лодки могут комплектоваться дистанционным управлением двигателем.

Серия Impulse включает две лодки длиной 400 и 455 см. Лодки имеют жесткий настил с надувным кильсоном. Днище имеет форму "глубокое V". В стандартном варианте лодки этой серии комплектуются жесткими сиденьями, а в варианте DE LUXE - приборной панелью с дистанционным управлением, мягкими сиденьями и защитным тентом. Максимальная мощность двигателей для этих лодок составляет 25 и 30 л.с.

Рабочие шлюпки серии Heavy-duty рассчитаны в основном на профессиональное применение. Две модификации длиной 420 и 460 см. обладают очень высокой грузоподъемностью - 800 и 1000 кг. соответственно, что позволяет использовать их для перевозки грузов. Лодка имеет жесткий настил и надувной кильсон, придающий днищу форму "глубокого V". Шлюпки рассчитаны на применение двигателей мощностью 40 и 50 л.с. и могут дополнительно оснащаться стойкой дистанционного управления.

В прошлом сезоне BRIG впервые представил серию лодок с жестким дном (RIB). К этому классу относятся лодки серии Falcon. Они имеют длину от 3 до 5 м и выпускаются в комплектациях Base (только стандартное оборудование), SPORT (лодка оборудованная центральной двухместной стойкой с системой дистанционного управления) и DE LUXE (лодка с дистанционным управлением, мягкими креслами и контейнером для снаряжения). В зависимости от размеров лодки этой серии оснащаются двигателями от 20 до 70 л.с.

По всей вероятности, эра лодок из прорезиненой ткани закончится в ближайшее будущее. И, хотя еще некоторые российские заводы все еще делают , их постепенно вытесняют лодки из ПВХ ткани.

Наверняка, интересуясь выбором надувной лодки для рыбалки, вы имеете в виду именно лодку ПВХ.

Ткань

Ткань ПВХ – прочная, не поддающаяся гниению, отлично зарекомендовала себя. Поэтому если задумали купить надувную лодку, выбирайте из ткани ПВХ.

Армированное ПВХ

Ткань ПВХ состоит из двух склеенных между собой слоёв поливинилхлорида (ПВХ). Слои клеятся на сетку, получается армированная ПВХ ткань. Слои не то чтобы склеиваются, а молекулы ПВХ проникают в молекулы сетки, это называется адгезия, очень прочное соединение на молекулярном уровне.

Не армированное ПВХ

Такой материал используется в китайских лодках, он, безусловно, менее надежный и прочный. При низких температурах теряет эластичность, а при высоких растягивается. Но цена его ниже и в отличие от резиновой ткани, он не гниет.

Плотность

В характеристиках ткани, из которых изготавливаются баллоны, обязательно есть такой параметр, как плотность. Вся ткань ПВХ – импортного производства. Та, которая сертифицирована для изготовления лодок имеет плотность от 850 г/м до 1100 г/м. в зависимости от производителя.

При испытаниях вся ткань одинаково реагировала на истирание и на разрыв. Поэтому параметр плотности для армированной ткани не важен. Но если ткань не предназначена для лодок, ее плотность будет меньше, а, значит, меньше прочность.

Узнать про ткачество ПВХ можно по характеристике «прочность на разрыв» и она не зависит от плотности материала. Поэтому лучше покупать лодки у надежных производителей.

Сколько прослужит вам лодка, зависит только от качества ткани.

Швы

При соединении швов у ПВХ лодок при помощи сварки, в отличие от резиновых которые сваривать нельзя, работает свойство материалов адгезия, это практически «мертвое» соединение, которое сложно разорвать.

Также если швы склеены при помощи качественного клея, то эффект тот же — большая надежность склеивания.

Швы клеят внахлест или стык встык, сверху усиливают для большей прочности соединения.

Но, не бывает правил без исключений, возможно вы приобрели свое плавсредство у непроверенного производителя, который экономит на клее. Дефекты швов выявляются в первый же спуск лодки на воду.

Размер

Приобретая надувную лодку для рыбалки, вы обязательно должны понять чего вы хотите:

  • Небольшого одноместного гребного судна, в котором хорошо рыбачить на спокойных водоемах.
  • Лодки с мотором, где поместитесь не только вы, но и напарник.
  • Внушительного, надежного плавательного средства, на котором можно преодолевать большие расстояния.

Обычно большинство людей склоняется к среднему значению, к такому судну где можно было бы рыбачить вдвоем.

Как правило, многие начинают с небольших двухместных лодок размером 300-320, но, в конце концов, понимают, что наиболее будет комфортно в ПВХ лодке размером в 380-400.

Выбирая размер лодки, надо учесть каким образом, вы будете её транспортировать до места и где хранить зимой.

Лодки средних размеров поместятся в две сумки в багажник автомобиля, а может быть, вам , если нацелены на большую модель.

Грузоподъемность

Немаловажно знать грузоподъёмность лодки. Суммировав собственный вес и массу всех вещей, которые будут в лодке, вы получите расчетную грузоподъёмность судна.

Сильно груженая лодка будет передвигаться медленнее, значительно потеряет в скорости и будет тяжело выходить на глиссирование. Поэтому при выборе необходимо к полученному весу прибавить ещё 1\4 и ориентироваться на полученное значение.

Слишком маленькая или большая загрузка судна значительно увеличит количество потребляемого горючего.

Наличие мотора

Далее, вам придется определиться, будете вы использовать надувную лодку с мотором или без него. Кстати, от этого также зависит грузоподъемность надувной лодки, ведь мотор, канистра с топливом тоже имеют вес.

Если планируете покупать судно под мотор, то есть возможность сразу выбрать лодку с вклеенным транцем. Но можно .

Если подбираете лодку под мотор, то смотрите, чтобы жесткость корпуса смогла сдерживать вес мотора и гребного винта. Дополнительную жесткость придает пайольный пол.

Дно

Так как дно у надувной лодки малоустойчивое, то надо будет приобрести съемную слань или пайолы, это позволит спокойно перемещаться по кокпиту и даже стоя забрасывать спиннинг.

Дно у надувной лодки бывает плоское или килевое. Надувной киль имеют лодки с

Обычной лодке ПВХ можно дополнительно придать килеватость, снабдив ее одним или несколькими килями.

Баллоны

Размер кокпита напрямую связан с размерами баллонов. Большие баллоны более надежные, но при этом уменьшается полезная площадь кокпита, поэтому важно в каких условиях планируете эксплуатировать надувное судно, надо находить золотую середину.

Сиденья

Приобретая лодку, обратите внимание на креплении те жестких сидений. Удобнее будет, если вы сможете регулировать высоту сидения и расстояние между ними.

После того как порыбачите сезон, поймете сильные и слабые стороны выбранной лодки, вам будет понятно, чего не хватает. Со временем подгоните лодку под себя, и будет вам счастье.

Народная примета: Если после теплого дня от рыбы много кружков на спокойной воде – завтра будет такой же теплый день!

Опустим гонку торговых марок и производителей и рассмотрим выбор лодки ПВХ исключительно с практической точки зрения.

Длина лодки.

Самое очевидное, с чего хочется начать - это размер лодки, а точнее ее длина. Под мотор лодки начинают делать аж с 230 см длины.(Nissan Maran Tornado 230)

Вплоть до 300 см - это одноместные лодки, несмотря на то, что на 300 см лодках грузоподъемность может быть уже за 500 кг, а указанная пассажировместимость 4 чел.(Nissan Maran Tornado 290). Однако, более чем одному рыбаку с мотором и удочками, а тем более с грузом там не развернуться. Тем, кто считает, что в лодке, например, Badger FL270 (длина 270 см) можно спокойно растянуться во весь рост на дне лодки, глубоко ошибается - вычтите из длины диаметр борта 41см и длину баллонов за транцем лодки - останется всего лишь 170 см свободного пространства при внутренней ширине 66см. Согласитесь, на площади в 1 с небольшим квадратных метра вдвоем будет слишком тесно. Поэтому лодки 230-300см это оптимальный выбор для рыбаков(охотников) плавающих в одиночку.
Плюсы коротких лодок - низкая цена (от 20000 рублей) и посильный вес(Посейдон Смарт 250 - всего 20кг).
Минусы - одному плавать скучно.

Лодки 330-400 см длиной позволяют теоретически размещать до 6 человек, однако рыбачить там удобно только вдвоем. На 4х метровых допустимо втроем, если рыбалка статичная без спиннингов. Внутренние размеры днища, например Badger HD 390- длина 246см, ширина 88см. Для перемещений с грузом на несколько дней и рыбалки вдвоем минимальная длина лодки 330см, оптимальна 360 см. На лодки от 330 см обычно разрешен мотор мощностью 15 и выше лошадиных сил, который позволяет вытаскивать лодку на глиссирование. Этот фактор также влияет на выбор размеров лодки. Однако одному без груза на такой лодке, да еще и с полным газом легко потерять управляемость. Поэтому если берете длинную лодку, то рассчитывайте все таки на частые поездки вдвоем и с грузом.

Весят лодки этой длины 40-60 кг, но обычно такую лодку можно перемещать по частям.

Надувные лодки длиной более 400 см существуют (автор владеет информацией о максимальной длине в 470 см), но почти не используются в условиях водоемов Урала. Слишком тяжелые и дорогие, а моторы для таких судов рекомендованы около 30 л.с. (весит около 60кг). Здесь уже теряются главные оправдания покупки надувной лодки - мобильность и посильная масса. Ведь часто лодку приходится перетаскивать по мели, нести от стоянки машины к берегу, вешать мотор на глинистом, топком мелководье, вытаскивать на берег вечером и т.п. Покупатели с потребностью в большой лодке в первую очередь думают уже о приобретении каркасного жесткого судна с доставкой его к водоему на прицепе.

Грузоподъемность и пассажировместимость :

Как правило, на транцевой табличке лодки указана грузоподъемность - максимальная масса, допустимая к перевозке на лодке. Также здесь указывают и максимальное количество пассажиров. Например, грузоподъемность лодки 500 кг, а пассажировместимость 4 чел. Несмотря на наличие в правилах вождения пункта - один пассажир с грузом равно 100 кг грузоподъемности -водные инспекторы не отметят вашу находчивость взять на такой борт 5 человек.
Как правило, грузоподъемность лодки намного превышает ее реальную вместимость(если конечно вы не собираетесь перевозить на ней гантели), поэтому слишком не озадачивайтесь с расчетами массы - лишняя масса в лодку просто не влезет.
Я знаю любителей возить с собой бензопилу, генератор, военный шатер 3-6м, печь буржуйку + кучу всего другого для комфортного отдыха. Пожалуйста, надувные лодки ПВХ грузоподъемностью 1000 кг и выше к вашим услугам.

ПВХ Материал .

Понятно, что ПВХ материал лодки должен быть качественно сшит и склеен между собой. Чем больше слоев имеется внутри ткани, тем лучше. Обычно лодки сейчас делают из 7 слойного ПВХ плотностью от 0,85 до 1,3 кг/м 2 . Здесь очень важен производитель ПВХ ткани: Корея, США или Россия. 90% массы лодки - это масса ПВХ ткани. Чем толще материал, тем больше весит лодка, но тем материал и прочнее. Выбирайте.
Иногда основной материал ПВХ дополнительно поверхностно обрабатывают, например, для придания твердости покрытию. Лодки из такой ткани могут плавать по кустам, мелководью, торчащим корягам - их часто используют охотники.

Дно лодки .

Современные лодки имеют не просто натянутое между двумя баллонами полотно, как на Уфимках, а нормальный пол, на котором можно стоять. Это может быть жесткое деревянное или алюминиевое покрытие либо надувное дно. Бывает еще реечное дно, но поскольку это несерьезно, то про это мы писать не будем.

Деревянный или алюминиевый настил.

Такое дно придает лодке жесткость при движении, ее меньше скручивает. Стоять в такой лодке очень удобно. Время настилки такого дна 30-40 минут. Масса и транспортные габариты несколько больше чем у надувных днищ. Алюминиевое днище многие любят за его износостойкость и крепкость(по отношению к деревянному), однако оно сильно нагревается на солнце, а в мокром состоянии достаточно скользкое. Если предполагаются частые многодневные выезды, то лучше брать лодку с таким типом днища.

Надувное дно.
Те кто выбирают надувное дно, прежде всего экономят время на сборке, ведь вставить надувное дно и накачать его займет минут 10. Надувной пол высокого давления накачивается почти до атмосферы и достаточно жесткий, чтобы на него можно было встать. Тем не менее, он несколько эластичен, что не добавляет уверенности ногам, особенно в ветреную погоду. Надувной пол легко транспортировать и он меньше весит. Немаловажно, что лодка с надувным полом имеет бОльшую грузоподъемность и легче выходит на глиссирование. Зато можно запросто остаться без пола, если уронить на него нож, например. Последнее время на такие полы сверху стали делать дополнительный защитный слой из ПВХ ткани. Стоять на таком полу нескользко.

Максимально допустимая мощность мотора .

Для лодок 230-270 см это, как правило, 5лошадиных сил, 290-300см - 10л.с., 310-360см.-15-20л.с. Вы не сможете зарегистрировать лодку, если мотор будет больше допустимоймощности, поэтому при планировании покупки лодки вы должны знать какой вам нужен мотор. Дело даже не в регистрации - слишком мощный, непредусмотренный конструкцией лодки мотор, может повредить лодку и привести к неприятным последствиям на воде.

Диаметр баллонов .

Обычный диаметр баллонов надувных лодок ПВХ под мотор 40-45см. У лодок повышенной грузоподъемности толщина бортов может быть 50 см. и более.

На транцевой табличке лодки обычно указана категория плавания D или С.
Категория C - Прибрежные воды. Такие лодки разработаны для плавания в прибрежных водах, больших бухтах, реках и озерах, при условии, что судно будет подвергаться воздействию ветра силой не более 6 баллов и средней высотой волн до 2м.
Категория D - Закрытые водоемы. Суда разработаны для плавания в закрытых водоемах, реках и озерах при условии, что сила ветра не будет превышать 4 баллов по шкале Бофорта, а средняя высота волны не более 0,3м, в отдельных случаях до 0,5м.

Разные мелочи .

Что еще может быть установлено на лодке в штатной или дополнительной комплектации:

Клапан для слива воды.
В нижней части транца должен быть клапан, через который можно было бы сливать воду, попавшую в лодку, не переворачивая саму лодку, пусть эту процедуру и можно проводить только на мелководье.

Места для привязки лодочного мотора веревкой.
Как бы крепко мотор не был прикручен к транцу (транцевой пластине), он может упасть в воду. Тогда, в зависимости от ситуации, вам гарантировано от небольшого простоя до капремонта двигателя. Чтобы этого не произошло, мотор нужно всегда привязывать крепкой веревкой к лодке, транцу, в крайнем случае, к сиденью. Для этого должны быть специальные кольца.

Якорный рым.
Спуская якорь по веревке на водной стоянке, веревка может перетирать ПВХ ткань. Чтобы этого не происходило, на нос лодки ставят пластиковый якорный рым, который защищает ПВХ ткань и имеет место для намотки веревки и фиксирования длины веревки, когда якорь зацепился за дно.

Якорная сумка.

Чтобы якорь не летал по лодке при движении, желательно иметь специальную сумку. Сама сумка крепится к одному из баллонов.

Крепления для бензобака.
Моторы, более 3,5 л.с. мощности имеют выносной бензобак. Его нужно где то крепить. На баллонах в задней части часто приклеивают 4 кольца для прижатия бака к одному из бортов.

Накладки на сиденья с сумкой.
Голые фанерные сиденья достаточно жесткие. Продаются отдельно или идут в комплекте специальные сумки-накладки. Сверху это мягкая накладка под зад на сиденье, снизу объемная сумка для мелочей.

Защита нижней части баллонов.
Чтобы при движении по мелководью и вытаскивании лодки на берег или причаливании не истиралась ПВХ ткань днища, на баллоны снизу и на киль наклеивают специальные резиновые толстые накладки из PVC ленты.

Стравливающий клапан.
Очень полезная штука. При превышении максимального давления в лодке(например при перегреве на солнце), клапан открывается и стравливает лишнее давление. Сколько лодок полопалось до этого чудесного изобретения.

Косынки.
Это маленькие уголки из ПВХ ткани между транцем и баллонами. Они защищают лодку и прежде всего судоводителя от брызг при движении на большой скорости.

Ниже вы можете оставить свой отзыв на статью или прокомментировать ее. Ценные комментарии мы внесем в текст статьи.



 

Возможно, будет полезно почитать: