Какими бывают подковы для лошадей? Какие существуют поверья о найденной лошадиной подкове: народные приметы. К чему найти на земле, на дороге целую и половину лошадиной подковы, потерять лошадиную подкову, упала лошадиная подкова: примета. Что делать, есл

Кира Столетова

Лошади - прекрасные и очень умные животные. Они приносят исключительно радость и пользу человеку, именно поэтому о них нужно заботиться. В первую очередь следует знать, зачем подковывают лошадей, ведь правильное подковывание - один из самых важных этапов содержания данного животного. Фермеру нужно знать, какие бывают виды подков и как подковывают лошадей.

Иногда, у неопытных и малознакомых с лошадьми людей возникают сомнения в том, действительно ли нужна эта процедура и больно ли лошади. Зачем подковывают лошадей, если на вольном содержании дикие особи прекрасно обходятся без этого? Подкова - простое средство защиты копыт, как обувь у человека. Современные подковы защищают ткани копыт от механических повреждений и различных болезней.

Некоторые фермеры при должных знаниях проводят такую процедуру как ковка подковы самостоятельно в домашних условиях. Также есть и коннозаводчики, которые заказывают набойки и приглашают специалиста для их установки. Перед выбором набойки лучше всего проконсультироваться с профессионалом, чтобы точно не ошибиться с размером и материалом. Можно пообщаться на различных форумах с заводчиками и конюхами из разных стран, а также посмотреть фото и видео.

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей

  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы

  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

Виды подков

Безусловно, самым старым и проверенным материалом даже для современной подковы является именно металл. Все виды из металла и его ковка даже в настоящее время сохраняют популярность. Но в свете научно-технического прогресса резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества. Среди них можно выделить такие:

  • Пластик и резина являются лучшими амортизаторами, чем металл.
  • Для крепления таких подков не нужны гвозди, так как они имеют свое специальное крепление, которое является цельной частью набойки.
  • Пластиковые и резиновые подковы выигрывают в весе: они значительно легче своих металлических аналогов. Именно поэтому их чаще используют для спортивных лошадей.

Существуют и другие мнения. Некоторые специалисты утверждают, что клеевая основа, на которую крепится подкова для лошадей, вредит животным, так как состоит из химических веществ. Другие же утверждают, что «легкая обувь» способствует улучшению самочувствия лошадей.

Русский рысак

Русский рысак под седлом

русский рысак

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди - ковали. Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно. Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка - это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости. Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок. Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму. Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади. Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей

  1. Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют.
  2. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма.
  3. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади. Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках.
  4. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне.
  5. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями. Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом. Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

После того как вы подковали лошадь, нужно проверить, комфортно ли ей. Для этого нужно провести питомца шагом, и если конь не начнет хромать рысью, значит, набойка установлена правильно. Показателем того, что лошадь подкована хорошо, является ее спокойная ходьба и бег без прихрамывания. Также рекомендуется сразу не нагружать только что подкованную лошадь. Изготовление подковы занимает не так много времени. Для 2-х опытных ковалей это дело 15 минут.

Естественно, что для изготовления подковы одному понадобится гораздо больше времени и сил. Как же часто нужно перековывать лошадь? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это зависит от многих факторов, таких как степень нагрузки, износа, а иногда и просто повреждения подковы. В среднем подковы меняют раз в месяц (30 дней). Чаще без особой надобности это делать не рекомендуется, дабы избежать заболеваний копыт.

В конечном счете ковка жеребца - занятие достаточно простое, если знать того, кто может помочь с этим делом или научить правильному проведению процедуры. Если соблюдать все правила по подковыванию и выгулу лошадей, вырастить здоровых и выносливых скакунов будет проще простого.

От излишнего истирания, вследствие повышенных нагрузок или анатомических особенностей каждой конкретной лошади. В зависимости от того, какую работу выполняет животное, нужно использовать разные виды подков для лошадей.

История совместной жизни человека и лошади насчитывает не одно тысячелетие. Несмотря на это, такая привычная для нас вещь, как подкова, появилась не так давно. В Древнем Риме использовались гиппосандалии, которых можно назвать «бабушками» современных подков. И только в 8-9 века нашей эры появились первые настоящие подковы, которые получили широкое распространение с 12 века.

Обычные, стандартные подковы для лошадей могут быть разных размеров. На сегодняшний день, таких размеров 13. Шипы могут быть как конусообразными, так и Н-образными. Шипы оберегают лошадь от скольжения зимой.

Обычные стандартные

Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.

Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.

Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца - подковы без шипов, со специальными утолщениями.


Угольные для многоборья

Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.

Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.

Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать на легкие гладкие подковы.

Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.

Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.

Для рысаков используют легкие подковы с различным весом для и передних. Различие в весе на 25-40% помогает удержать от иноходи тех лошадей, которые имеют к этому склонность. Также с этой целью используют чуть более тяжелые подковы, чем обычно, вес может доходить до 180-210 гр. Толщина подковы для рысистых лошадей не меньше 4 мм, а ширина не меньше 8 мм. Молодняк в начале тренировок подковывать не обязательно. Впоследствии, для тренировок и испытаний на ипподроме, рысаков подковывают на круглые подковы с перемычкой на концах ветвей.


Легкий вариант

Это были основные виды подков для лошадей. Если же животное заболело, например, у или она получила травму, незаменимыми будут ортопедические подковы. Такие подковы позволяют уменьшить дискомфорт и боль при ходьбе, ускорить процесс заживления, скорректировать деформацию копыта, выровнять движение лошади.

В каждом отдельном случае применяются разные подковы для лошади. К примеру, при серединной трещине копыта выбирают подкову круглой формы с боковыми отворотами и зацепными шипами. При воспалении основы кожи копыта используют круглую подкову с вырезом на уровне воспаления. В любом случае, такие подковы должен подбирать ветеринарный врач.

И правда, зачем? Ведь проживая в условиях природы на вольных хлебах, лошади прекрасно обходятся без подков! Более того, они даже не предполагают об их существовании. Люди же о лошадиной обувке издавна были иного мнения...

Первыми стали обувать лошадей хитрые азиаты. Они сплетали для лошадей башмаки из лыка и обматывали его кожей. Ведь кочевой образ жизни требовал дальних переходов. А еще – надо было завоевывать мир. А на хромой лошадке далеко не уедешь, и мир не завоюешь. Конечно, такая обувка быстро изнашивалась, и надлежало придумать нечто более долговечное. И люди придумали: стали крепить кожаными ремнями к копытам лошадей металлические пластины. Было это еще во втором веке до Рождества Христова. И если теперь роговой слой копыт не стачивался, то кожаные ремни натирали лошади ноги.

Эта проблема была решена в первом веке до нашей эры то ли римлянами, то ли кельтами, - в это время появились уже настоящие подковы с отверстиями для гвоздей, и специальные гвозди для ковки. На таких лошадях уже можно было завоевывать мир и, при случае, быстро унести ноги и спасти себе жизнь.

Современный же вид подкова в виде железной пластины в форме неполного кольца приобрела в пятом веке уже нашей эры, и в Средние века широко распространилась по всему миру. Процесс изобретения подковы был завершен.

Зачем все это было нужно?

Ну, во-первых, дабы предохранить копыта лошади от повреждений. Это в вольных условиях лошадь бегает, где хочет, самостоятельно выбирая себе путь, грунт, обходя препятствия и камни, причем без седока на спине и без телеги или повозки за спиной. Лошадь же в услужении человеку, то есть в неволе, дорогу себе не выбирает и ступает туда, куда ее направляет человек. И сбив копыто, лошадь уже не может выполнять свои функции, навязанные ей людьми.

Подковы нужны, чтобы быстро передвигаться на дальние расстояния, ведь при таких условиях копыта стираются быстрее, чем растут.

А груз, который приходится везти лошади? Это же требует усилий. Дорога же бывает разной. И для того, чтобы роговой слой на копытах в процессе эксплуатации лошади не стачивался до мяса, после чего лошадь начинала хромать, не могла нести всадника или везти груженую повозку, и была придумана подкова.

А еще подкованное копыто меньше скользит.

Словом, от наличия на копыте подковы зависит и здоровье лошади, и ее быстрота, равно, как и работоспособность.

Подковы бывают разными. Это зависит от местности, в которой живут и работают лошади, и от времени года. Например, зимние подковы, как и шины у автомобиля, имеют шипы, дабы лошадь не скользила и, неровен час, не упала, поскользнувшись, вместе с всадником.

Делаются подковы из стали или алюминия (иногда из резины и пластика) и прибиваются к копыту специальными гвоздями. Это для лошади не столько больно, сколько неприятно. Но – что делать? – такова лошадиная судьба.

Словом, без подковы нынешней лошади – никуда. Особенно в городах с асфальтовым покрытием.

А еще подковы лошади нужны для того, чтобы их терять. И дарить нашедшему их счастье...

В результате одомашнивания животных, люди сталкиваются с проблемой изменения жизненных особенностей и поведения у представителей фауны. Находясь в неестественной среде обитания, млекопитающие претерпевают перестройки в организме, теряя некие способности. Ведь владелец, ухаживая за питомцем, предоставляет ему питание и инстинкт добычи уже не нужен.

Основная функция подковы — защита копыта лошади

Человек, заботясь о здоровье животного и сроке службы, придумал нужное приспособление – подковы, которое способно защищать копыто, продляя жизнь животному. В дикой природе травоядные обходятся без подков, тогда зачем заниматься ковкой?

Подкова-обувь для лошадей

Первые подковы появились в Азии и существенно отличались от настоящих. Они представляли собой некие башмачки, изготовленные из кожи и тростника, которые привязывались к ноге ремнями и веревками. Само собой разумеется, срок службы такой обуви был невелик. Далее, их место заняли металлические сандалии, которые позволяли подковывать животное значительно реже. И только в третьем веке человек начал изготавливать изогнутые подковы, применяемые сейчас.

Столь значительное изменение обуви для жеребцов стало необходимым, в связи с развитием инфраструктуры. Ведь, если изначально, животное передвигалось по мягкой траве, то в результате одомашнивания, пришлось отказаться от возможности самому выбирать дорогу и довольствоваться твердым грунтом и брусчаткой. Плюс, одежда наездников становилась тяжелее, появились кольчуги. Следовательно, приходилось преодолевать длинные расстояния по ужасной каменистой местности и тащить на себе телеги с тяжелым грузом. В результате такого жизненного цикла копыта быстро стирались, что приносило лошади боль и неудобство. Чтобы как-то уберечь питомца, человек придумал отличное приспособление – подковы.

Подковы в России появились в начале XVIII века

В России ковка лошадей стала популярной после указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Вследствие чего, наличие подковы у лошади подчеркивало статус ее владельца.

Современные подковы для лошади имеют овальную форму и довольно пластичны. Подогнать по размеру их можно в любом виде, будь то горячее или уже остывшее изделие. Есть несколько видов подков:

  • Стандартные;
  • Облегченные (для соревнований и скачек);
  • Зимние;
  • Ортопедические;
  • Пластиковые;
  • Резиновые;
  • Алюминиевые.

Особенности строения копыта, функционала животного и его породы влияют на выбор вида подков.

Современные подковы для лошадей — защита копыт, предохраняющая их от повреждений. Ведь в неволе лошадям приходится меньше двигаться, и копыта теряют свою твердость.

Тоже самое происходит с мышцами, которые привыкли к особым нагрузкам, они атрофируются, животное становится менее выносливым.

Сейчас существует множество разновидностей подков

Работая тяжело и путешествуя по асфальтированным дорогам копыта изнашиваются. Но диким лошадям такое не грозит, ведь они сами выбирают путь, обходя препятствия. И копыта у них быстрее восстанавливаются. Таким образом, копыта домашних скакунов, из-за такого образа жизни, страдают медленным процессом регенерации.

Износ «набойки» для животных крайне опасен. Ведь, поврежденная часть доставляет неудобство и боль при движении, поэтому такая лошадь хромает или полностью отказывается двигаться.

Подкуй, кузнец, лошадку

Зачем вмешиваться в природный процесс и ковать лошадь? Ковка лошадей необязательна,если лошадь чувствует себя как на воле. Ведь, гуляя на воле, особи способны выбирать пути миграции. Благодаря этому их копыта стираются не сильно и успевают восстанавливаться.

Ковку лошадей нужно доверить профессионалу

У владельцев жеребцов часто возникает вопрос: как подковать лошадь? Для этого необходимо обратиться к мастеру, ведь ковку лошадей провести самостоятельно сложно. Только коваль способен гарантировать нужный и долговременный результат.

Для ковки лошадей используются специальные инструменты: крючок для ухода за копытами (обсечка), клещи для снятия старой подковы, нож с закругленным концом, снимающий старый слой подошвы (секач), ковочный молоток, рашпиль (пилка для копыт), гвозди(ухнали), наковальня, пассатижи для удаления концов гвоздей. Благодаря этим инструментам ковка лошадей не занимает много времени и не причиняет животному дискомфорт.

Таким образом, у коваля в наличии имеется определенный набор инструментов, который является некой мобильной кузницей. Такой арсенал нужных инструментов помогает мастеру выполнять работу, надлежащего качества.

Теперь ковка лошадей не роскошь, а предмет необходимости.

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Конструкция подковы

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Разновидности изделий

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.
  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.



 

Возможно, будет полезно почитать: