Каноэ или каяк? Отличия между каяком (байдаркой) и канадским каноэ (пирогой). Каное чи каяк

Еще в древности люди придумали способ перемещения по водным просторам с помощью гребли. К плавучим средствам, на которых можно передвигаться, орудуя веслами, относятся байдарка и каноэ. Обе лодки маломерные и на первый взгляд похожи. Но между ними есть и разница. Выясним, чем отличается байдарка от каноэ.

Определение

Байдарка – лодка, идея создания которой принадлежит полярным народам. Изначально рыболовы переправлялись на ней по Ледовитому океану и впадающим в него рекам. Первые конструкции были деревянными, обтянутыми гладкой кожей животных моря. Сейчас байдарки изготавливают из разных современных материалов. Классические модели являются закрытыми, места для гребцов в них – своеобразные люки.

Байдарка

Изобретателями каноэ были индейцы. Они покрывали лодки корой деревьев, чаще всего березы. Основные типы современных каноэ – туристический и спортивный. Это же относится и к байдаркам.


Каноэ

Сравнение

Весла

В каждом случае в руках у гребца находится одно весло. Но отличие байдарки от каноэ состоит в конструкции весел. У байдарки каждое из них имеет по две лопасти, и управляющий лодкой может загребать воду поочередно по обе стороны от борта. У весла каноэ «лопатка» есть только на одном конце шеста. Поэтому грести можно или справа, или слева.

Положение гребца

Для байдарочника предусматривается специальная скамейка, и, управляя лодкой, он сидит. На каноэ гребец традиционно опирается на колено. Чтобы вести такое судно уверенно, требуется чуть больше практики.

Количество гребцов

Мест для гребцов в байдарке, как правило, максимум три. Большее количество является редкостью. Каноэ, особенно его спортивные модели, может быть гораздо вместительней. На таких лодках иногда оборудуются места для семи и даже десяти человек.

Руль

Из двух плавучих средств руль устанавливается только на некоторых моделях байдарки. Подобная деталь существенно облегчает перемещение по широким и глубоким водоемам. Но на мелководье и перекатах использование опущенного руля небезопасно из-за риска его застревания на дне.

Рулить на каноэ можно только с помощью весла. В целом техника гребли на такой лодке сложней. Чтобы вести судно в нужном направлении, каноисту требуется сила и определенная сноровка.

Перенос судна

В чем разница между байдаркой и каноэ в плане удобства их переноса? Здесь следует отметить, что по сравнению с классической закрытой байдаркой транспортировка открытого каноэ для походов может быть менее утомительной. Ведь индейцы продумали конструкцию лодки таким образом, чтобы гребец, перевернув свою «кормилицу» вверх дном, был способен спокойно переносить ее на собственных плечах.

(лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли - она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом , которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки . Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой . Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори , липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса . Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек - 520 см, минимальная масса - 16 кг; для каноэ-двоек - 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок - 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Для однодневного сплава по бурным рекам используются более прочные и короткие открытые каноэ, «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов , обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ, благодаря специальному дизайну корпуса, отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду. Иногда для таких сплавов используются закрытые одноместные каноэ, зачастую переделанные из каяков путём установки специального сидения и ремней для закрепления ног .

См. также

Напишите отзыв о статье "Каноэ"

Примечания

Источники

  • Каноэ - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каноэ

– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.

canoe , от исп. canoa - чёлн ; заимствование из языка карибских индейцев) - универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли - она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом , которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки . Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой . Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори , липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ

Гребля на каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса . Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек - 520 см, минимальная масса - 16 кг; для каноэ-двоек - 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок - 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут, стоя на одном колене.

В стандартное двухместное туристическое каноэ свободно умещаются 3-4 рюкзака, общим весом 50-100 и более килограмм, и, при желании, ребёнок доподросткового возраста (или собака), что делает эти лодки хорошо приспособленными для многодневных семейных путешествий по рекам и озёрам.

При необходимости перехода с одного озера на другое или обноса непреодолимых препятствий на реке открытое каноэ, в отличие от байдарки, легко переносится (вверх дном) на плечах одного человека .

Для однодневного сплава по бурным рекам используются более прочные и короткие открытые каноэ, «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов , обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ, благодаря специальному дизайну корпуса, отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду. Иногда для таких сплавов используются закрытые одноместные каноэ, зачастую переделанные из каяков путём установки специального сидения и ремней для закрепления ног .

Типы и классификация каяков

Каяк - это небольшая лодка с плоским днищем и невысокими бортами. Термин «каяк» довольно редко встречается на просторах СНГ, где более привычным является термин «байдарка». Каяки бывают разных типов: неразборные, разборные и каркасные

По типу конструкции каяки также делятся на два типа на seat - in (что означает внутренняя посадка) и seat-on-top (дословно означает сидеть сверху)

Seat - in (сит-ин, или закрытые каяки) - это каяки имеющие кокпит, который может быть закрыт сверху брызгозащитным фартухом. Такие каяки идеально подходят для плавания в холодных водах и длительных экспедиций, поскольку имеют герметичные отсеки для снаряжения. В таких каяках нижняя часть гребца защищена пространством кокпита.

Seat - on - top (сит-он-топ или открытые каяки) - такие каяки отлично подходят для отдыха на воде и однодневных путешествий. Преимущество открытых каяков - это то что не требуется никаких навыков и умений для их эксплуатации. Они просты в обращении и безопасны. Сам каяк представляет из себя замкнутую цельнопластиковую оболочку, с посадочным местом для гребца. Особенность в том что эти каяки не имеют кокпита и идеально подходят для отдыха и развлечений на воде.

Неразборные каяки по-другому называют жестко-корпусными каяками. При их производстве по большей части используют монолитный способ создания корпуса, а число швов стараются свести к минимуму. Исходный материал для изготовления каяка может быть разным: полиэтилен, стеклопластик, полиэстер, кевлар и еще многие другие материалы.
Неразборные каяки выделяются отличными ходовыми качествами, высокой грузоподъемностью, управляемостью, живучестью. Их оборудуют множеством герметичных грузовых отделений, а сидения считаются наиболее комфортными из всех типов каяков. Все это делает неразборный каяк наиболее популярным среди каякеров.
Размеры неразборных каяков зависят от их назначения и варьируются между 2 и 5,5 метрами по длине и 40-80 сантиметрами по ширине. Иногда, но крайне редко встречаются и более габаритные каяки.
Главными преимуществами неразборных каяков является их прочность и долговечность. На сегодняшний день при производстве каяков используют прочные полимерные материалы, способные выдержать сильные удары о камни, частое трение о дно или режущие предметы (камни, ракушки, стекло). Пробить корпус неразборного каяка очень сложно.

Многие современные неразборные каяки имеют термоизолирующие свойства, ввиду чего их можно эксплуатировать в зоне повышенных холодов, например, в Арктике. Также серьезным преимуществом некоторых неразборных каяков можно назвать их способность самостоятельно выравнивать небольшие деформации корпуса. При получении вмятин от удара о камни, такой каяк можно выставить на солнце, разогреть поверженный участок при помощи фена или полить подогретой водой. Под действием температуры произойдет выравнивание вмятин и к каяку вернется его первоначальный вид.

В неразборных каяках сидения разработаны таким образом, чтобы гребец имел не менее пяти точек соприкосновения корпуса с телом, за счет чего создается возможность управлять каяком как при помощи весел, так и с помощью движений тела. Такая эргономика позволяет подключить к управлению ноги и спину гребца. Благодаря этому, в корпусных каяках можно быстро накрениться в сторону, совершить мгновенный поворот, а также, находясь в каяке и используя лишь весло, совершить «эскимосский переворот», который заключается в принятии нормального положения в том случае, если каяк перевернулся днищем вверх и человек оказался под водой.
Если каяк выбран правильно, то им можно пользоваться для разных видов каякинга со схожими условиями эксплуатации каяка. Однако есть определенные границы, разделяющие каяки по назначению. Высокую роль в выборе каяка играет то, как и где он будет использоваться.
Наиболее универсальными являются морской и экспедиционный каяк. Плавать на них можно везде кроме небольших бурных речек. Дело в том, что габариты таких каяков весьма значительны: от 4,2 до 5,5 метров по длине, что затрудняет управление. Особенно там, где необходимо совершать частые обходные маневры и быстро менять траекторию движения каяка. Для плавания по бурным рекам следует использовать экстремальные каяки, на которых также можно плавать по морю. Следует отметить, что в спокойной воде экстремальные каяки очень неуклюжи.
Начинающие каякеры часто совершают ошибку, желая купить каяк, который можно использовать везде и всегда. Они хотят одновременно устойчивость для рыбалки или ныряния, высокую скорость и маневренность, высокий уровень грузоподъёмности, легкость, мобильность, компактность, прочность и износостойкость, а также удобные сидения, максимальную безопасность и низкую цену.
Поэтому, выбирая каяк, следует четко осознавать, что такой «универсальный каяк» найти не удастся, так как разные условия использования требуют совершенно противоположных характеристик. Некоторые каяки действительно можно эксплуатировать в различных водных условиях, как морской и экстремальный каяк, но совершенно универсального каяка не существует.
Некоторые продавцы могут предложить «универсальный» каяк, однако на самом деле все это просто очень хорошо сбалансированные каяки, которые хороши везде, но понемногу. Полноценно использовать такой каяк не получится ни в одном виде каякинга.
На сегодняшний день в продаже и использовании лидируют корпусные каяки с пластиковым или полиэтиленовым корпусом. При их производстве используют методики по созданию цельнолитых корпусов. Например, с использованием технологий ротационного формирования или выдавливания двух половин каяка из разогретого до высокой температуры пластикового листа, после чего обе части соединяют в одну. Некоторые компании при производстве каяков используют технологии «выдувания» пластика.
Пластиковые каяки очень популярны благодаря высокому уровню износостойкости при сравнительно низкой стоимости. Также довольно популярными становятся каяки из дерева. Однако деревянные каяки по большей части являются произведениями искусства и не используются в серьезных походах, где красивые отполированные борта быстро покрываются трещинами и сколами. Чтобы надолго сохранить красивый внешний вид, деревянные каяки следует использовать очень бережно, плавать только в чистых водах и избегать контакта с камнями. В виду свой «нежности» серийных моделей деревянных каяков очень мало. Распространены такие каяки в основном в Соединенных Штатах Америки и Канаде. Люди, которые имеют опыт по созданию лодок, часто приобретают не сам каяк, а его чертеж или инструкцию, как сделать деревянный каяк собственными руками.

Каркасные каяки

В основе каркасных каяков лежит крепкий, но легкий каркас из дерева или металла, поверх которого натягивается мягкая оболочка. В древности в качестве оболочки таких каяков использовались шкуры животных, в современном производстве вместо них используют долговечные синтетические материалы, благодаря чему за оболочкой практически не требуется ухаживать.

Каркасные каяки с давних пор используются в качестве транспорта для перевозки различных грузов и людей на большие расстояния. Главным преимуществом каркасных каяков по сравнению с другими типами является их компактность. Разобранный каркасный каяк занимает совсем немного места, что довольно удобно в случае его перевозки и хранения.
Для того чтобы собрать и полностью подготовить к эксплуатации каркасный каяк, силами одного человека требуется от 30 минут до часа. На это время влияют такие факты, как модель каяка и опыт собирающего его каякера. На демонтаж каяка и его последующую упаковку в сумку обычно требуется немного больше времени из-за необходимости очистить от грязи и высушить оболочку и каркас.

Главный недостаток всех разборных каяков - разные размеры кормовой и носовой частей. Неопытные каякеры нередко натягивают оболочку неправильно, а затем уже собранный каяк приходится обтягивать по-новому. Из-за этого многие владельцы собирают свой каркасный каяк в начале сезона, а разбирают после его завершения. Транспортировку и хранение каяка приходится проводить в собранном виде, что сводит на нет его главное и единственное достоинство.

По правилам эксплуатации каркасных каяков, укладка и извлечение груза, а также посадка и высадка пассажиров проходят только на плаву. Это необходимо для того, чтобы предотвратить деформацию корпуса и преждевременный износ оболочки. По той же причине нежелательно тащить груженый каяк по суше и мелководью.

Каркасные каяки абсолютно не предназначены для экстремального использования ввиду низкой прочности оболочки и хрупкости каркаса. При ударах о камни, избежать которых во время спуска по бурной реке невозможно, а также при трении о каменистое дно материал оболочки быстро рвется, а вследствие сильных ударов каркас может деформироваться, треснуть и даже лопнуть. В отличие от цельных пластиковых каяков, в каркасных отсутствуют герметические камеры, которые позволяют каяку держаться на плаву даже в случае пробоины корпуса и частичного подтопления.
Посадка гребца в каркасном каяке свободна, из-за чего его управляемость значительно ниже, чем у цельных каяков, так как гребец не может использовать свое тело в управлении. С целью повышения плавучести каркасного каяка вместо груза кладут герметичные емкости с воздухом, а живучесть увеличивают за счет использования оболочек повышенной прочности. Улучшить же управляемость каркасного каяка практически невозможно.
Ввиду всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что каркасный каяк предназначен исключительно для походов в спокойных водах, где не требуется совершать резких маневров. Каркасные каяки являются идеальным выходом в случае сложного подступа к берегу, когда необходимо длительное время идти по пересеченной местности, неся его на себе, а также при отсутствии личного транспортного средства, когда возникает необходимость воспользоваться автобусом или электричкой.

Надувные каяки ничем не отличаются от простых надувных лодок, разве что имеют немного другую форму, они намного уже и вытянуты в длину. К достоинствам надувных каяков относится их высокая мобильность, компактность, малый вес, грузоподъёмность и непотопляемость.
К недостаткам можно отнести чрезмерную мягкость в месте сидения, из-за чего дно прогибается под гребцом. Если груз, расположенный в носовой и кормовой частях, не способен компенсировать вес гребца, то каяк деформируется, что сказывается на его ходовых качествах. Сильнее всего этот недостаток проявляется в одноместном надувном каяке. Кроме того, надувные каяки крайне недолговечны ввиду ограничения срока эксплуатации синтетического материала, из которого их изготавливают. При ударах о камни или трении в камерах каяка могут образоваться трещины и проколы. Также иногда случается расклеивание швов.
Несмотря на высокую грузоподъемность, надувной каяк практически не имеет багажных камер, а весь груз располагается рядом с гребцом и при сильной загруженности остается очень мало свободного места. Частично компенсируют это специальные карманы для груза. Также встречаются модели каяков с увеличенным днищем, что делает их похожими на обычные надувные лодки. Однако, несмотря на все эти ухищрения, свободного места в надувном каяке всегда меньше, нежели в пластиковом или каркасном.
Управлять надувным каяком во время сильного ветра сложно, так как его большая часть находится над водой, создавая эффект паруса. Сильные порывы ветра способны легко отнести каяк далеко от намеченного курса, а идти против ветра или просто держать прямой курс становится почти невозможно. Компенсируется этот недостаток при помощи рулевого управления, специальными направляющими плавниками или за счет физической силы гребца.

Назначение каяка и характер воды, где он должен эксплуатироваться повлияли на формирование нескольких видов каякинга и, как следствие, видов самих каяков:

Прогулочный каякинг характерен использованием небольших одноместных каяков с короткими корпусами или просторных двухместных каяков, у которых отличные показатели устойчивости. Также существуют виды прогулочных каяков со специальным местом для посадки ребенка. Прогулочные каяки можно легко опознать по массивному корпусу и большому кокпиту. Применяют их только в условиях спокойной воды для кратковременного плавания с целью отдыха.
Недостатком всех прогулочных каяков является плохая курсовая устойчивость. Если у гребца недостаточно навыков, то каяк обязательно начнет вилять или пойдет «зигзагом». Преимуществом таких каяков принято считать высокую устойчивость, что немаловажно для новичков. Перевернуть прогулочный каяк очень сложно, а вместительность, комфорт, герметичное багажное отделение и не слишком большая длина делают его идеальным для проведения семейного отдыха.

Туристический каякинг также иногда называют «туринговым», от английского слова «touring» - путешествие. Самым распространённым классом каяка является именно туристический. Как правило, их используют в озерах и широких реках, где вода отличается спокойствием и предсказуемостью. Также их можно эксплуатировать на морских побережьях.
От прогулочных каяков, туристические отличаются очень сильно. Они намного больше в длину и меньше в ширину, однако очень устойчивы. Даже новички на воде осваивают туристический каяк в кратчайшие сроки. Туристические каяки предназначены для дальних походов, длящихся по несколько дней. Для перевозки продовольствия, питьевой воды, а также всего необходимого в походе инвентаря в таких каяках оборудуют два, три и более багажных отсеков. Улучшить устойчивость туристического каяка можно при помощи системы рулевого управления.
При современном производстве каяков для дальних походов, важную роль занимает комфорт. Мягкие регулируемые сидения и высокая спинка создают комфортные условия, что позволяет снизить усталость гребцов во время длительного плавания. На туристическом каяке часто имеется специальная обвязка для крепления дополнительного багажа, а от носа до кормы протягивают страховочный трос, который выполняет роль перил. Используют тросы для переноски каяка, а также в том случае, если каяк перевернулся и необходимо быстро выбраться из него или, наоборот, забраться обратно. Как правило, туристические каяки одноместные, но бывают и двухместные модели.
Уровень комфорта туристических каяков намного выше по сравнению с прогулочными, а их ходовые характеристики приближены к уровню морских каяков.
Обычно скорость передвижения схожих типов транспортных средств близки по значению и определяются в километрах, пройденных за час. Но скорость передвижения каждого каяка уникальна и зависит от многих факторов, таких как: вес каяка и его груза, сила течения, подготовка гребца. Чем более умел и силен гребец - тем быстрее будет идти каяк. От вида каяка зависит легкость его хода по воде, а чем легче идет каяк, тем меньше сил уходит у гребца на поддержание скорости и, следовательно, он получает больше удовольствия от процесса гребли. Если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что в каякинге скоростью каяка является легкость его хода.
Главные факторы, от которых зависит легкость движения каяка по воде - это его длина и ширина. Самые быстрые каяки всегда длинные и узкие, за счет того, что сопротивление воды для них минимально. Морские каяки отличаются самым лучшим соотношением длины и ширины.

Спортивный каякинг

Для плавания по морю используют морской каяк. Его легко отличить от речного благодаря длинному и вытянутому корпусу с заостренными и чуть приподнятыми к вверху носовой и кормой частей. Корпус такой формы позволяет каяку без труда преодолевать морские волны, рассекая их носом, а также предохраняет от постоянного заливания кокпит каяка. Главные характеристики, которые требуются от морских каяков - это высокий уровень непотопляемости, хорошая управляемость и способность преодолевать высокие морские волны.
Разновидностью морского каяка является морской экспедиционный каяк. Корпуса таких каяков объемны и массивны с несколькими просторными багажными отсеками, число которых может быть более четырех. На такие каяки, как правило, устанавливают рулевую систему управления, вдоль корпуса протягивают страховочный трос, а палубу обвязывают веревками для крепления дополнительных грузов. Кроме того, на таком каяке обычно присутствует компас или система GPS-навигации. Для их установки в экспедиционном каяке отведено специальное место.
Морской каякинг - это сложный вид спорта, уровень экстрима которого сравним с экстремальным речным каякингом.
Экстремальный каякинг. На западе он более известен под названием «white-water», что в переводе означает белая вода. Имеется в виду, что вода, по которой необходимо пройти на каяке настолько бурная, что из-за пены приобретает белый цвет.
Каяк для экстремального плавания отличается коротким корпусом, длина которого обычно колеблется в интервале от 2 до 3,5 метров, задранной кверху короткой носовой частью закругленной или плоской формы, а также уменьшенной кормой. На таких каяках обычно совершают спуск по бурной реке с множеством поворотов и обилием различных препятствий.
Как говорилось выше, экстремальный каякинг подразделяют на несколько подвидов, у каждого из которых есть собственный перечень требований к каякам. Обобщив их все, можно сформировать три главных направления в экстремальном каякинге:
«Ривер раннинг» от английского river running, что в переводе означает бег по реке. Такой вид каякинга является классическим и представляет собой спуск по горной реке с преодолением небольших препятствий, например, микро-водопадов, небольших порогов и перекатов.
«Крикинг» от английского creek kayaking, что в переводе означает ручейный каякинг. Как и в «ривер раннинг», смысл такого плавания заключается в спуске по бурной реке и преодоление препятствий. Однако препятствий тут, как правило, больше, а их уровень сложности выше.
«Фристайл каякинг» от английского freestyle kayaking (каякинг свободного стиля), по другому его еще называют play kayaking и rodeo kayaking. Это самый сложный и экстремальный вид каякинга. Во время спуска по бурной реке требуется выполнять различные трюки. Делают трюки на «валу» и «бочке» - волнах с пенной шапкой, которые образуются на реках с быстрым течением.
Фристайл каякинг - это неолимпийский, но всемирно известный вид спорта, который развивается быстро и уверенно. Существует множество различных трюков и фигур, список которых растет с каждым днем. Некоторые из таких трюков, базовые, очень просты и их без труда выполняют даже новички, а другие настолько сложные, что исполнять их в состоянии лишь мастера фристайл каякинга.
С каждым годом появляется все больше новых трюков и моделей каяков, на которых можно выполнить сложнейшие фигуры фристайл каякинга. Также во многих странах регулярно проходят соревнования с различным уровнем сложности, начиная от местных и заканчивая чемпионатами стран и мира.
В каждом подвиде экстремального каякинга есть свои особенности, которые требуют каяк, отвечающий определенным характеристикам, самой важной из которых является управляемость. Требования к высокой маневренности обусловлены необходимостью часто совершать резкие повороты, иногда даже полные развороты одним гребком весла. Скорость и курсовая устойчивость для таких каяков считаются менее важными. В условиях спокойной воды экстремальные каяки очень неуклюжи и неспособны долго идти по прямой линии. Управление таким каяком во время штиля требует значительной сноровки, а также большого затрата сил.
В течение последних лет ведутся активные разработки гибридных каяков с выдвигающимся килем. Плавать на таком каяке можно как в бурной, так и в спокойной воде. Кроме того, в гибридных каяках появилось небольшое багажное отделение. Его недостатком является увеличение затрат времени на совершение маневров.
Кроме управляемости, для экстремального каякинга важную роль играет безопасность гребцов, поэтому производители каяков выделяют много средств на развитие систем защиты гребца от травм во время плавания в каяке.
Несмотря на высокие стандарты по защите гребца, экстремальный каякинг все еще очень опасный вид спорта, и для обеспечения максимальной безопасности каякеры, как правило, страхуют друг друга во время спуска.
Каяки для серфинга - это небольшие, обычно не более 3 метров в длину, плоскодонные каяки, созданные специально для плавания по морю и преодоления волн. По внешнему виду такие каяки схожи с досками для серфинга, и на самом деле являются гибридом между доской и каяком. Очень низкий борт, вздернутый нос и опущенная корма позволяют каяку хорошо и уверенно чувствовать себя на волнах. Для обеспечения максимальной управляемости, к днищу каяка крепят стабилизирующие плавники. Благодаря отличной управляемости, можно использовать каяк для серфинга в экстремальном каякинге. Делятся такие каяки на два вида: seat-on-top и seat-in. В первом гребец может располагаться и сидя, и стоя, а во втором только сидя.

Профессиональный каякинг

Слаломный каякинг - это уже профессиональный вид гребли, который с 1972 года является олимпийским видом спорта, хотя тогда соревнования по нему проводились лишь один раз. Начиная с 1992 года соревнования по слаломному каякингу стали проводиться на Олимпийских играх постоянно. Такая ситуация повлияла на создание жесткой регламентации касательно каяка (его вес и размеры не должны выходить за допустимые рамки), а также сформировались четкие правила проведения соревнований. К ним относится строгий запрет на установку и использование на каяках любых видов стабилизаторов. Для проведения соревнований по гребле слалом существуют специальные комплексы с искусственно созданными руслами и преградами необходимых уровней сложности.
Цель соревнования в слаломном каякинге заключается в следовании по проложенному маршруту, и поэтапному прохождению через специальные «ворота». «Ворота», отмеченные зеленым цветом, проходят по течению, а отмеченные красным цветом - против течения. Победу одерживает тот каякер, который проходит установленный маршрут за минимальное время. Пропускать ворота, а также дотрагиваться до них веслом, каяком или телом строго запрещено правилами. Нарушение правил ведет к начислению штрафных секунд.
Высокая сложность проходимого маршрута ставит слаломный каякинг в один ряд с экстремальным каякингом. Техника этого вида гребли лежит в основе большинства экстремальных видов каякинга, а многие из лучших экстремальных каякеров начинали свою карьеру именно с гребли слаломом.

Байдарка – это лодка с давней историей, корни которой уходят в культуру и быт полярных народов. На самодельных лодках-байдарках северные рыболовы плавали по Ледовитому океану и рекам, которые в него впадали. Говоря о первых байдарках, необходимо сразу отметить, что они имели деревянный каркас, обтянутый шкурами морских животных.

Сегодня нам трудно поверить, что байдарки выглядели именно так, но в те времена, когда человек был один на один с дикой природой, от лодки требовалась только надёжность и функциональность. Конечно, и в наши дни одноместная байдарка обладает теми же качествами, что и её прародительница, но к ним ещё добавились такие, как лёгкость, маневренность, интересный дизайн, длительный срок службы. Из этой статьи вы узнаете, чем отличается одноместная байдарка от других лодок, и почему байдарки, предлагаемые компанией TimeTrial, так популярны у спортсменов и туристов.

Разновидности современных байдарок

Байдарки, предлагаемые современными магазинами спортивного и туристического снаряжения, делятся на три основных типа, о которых мы и поговорим в данном разделе.

И так, классическим типом байдарки является каркасный. Обшивка или «шкура» этих байдарок держится на специальном каркасе, который может быть изготовлен из дерева (ясень, бук) или металла (алюминий). Ещё одной важной составляющей каркасной байдарки является «фартук», который не позволяет воде попадать внутрь лодки. Байдарки на металлическом каркасе прочнее тех, что имеют деревянный каркас, но ремонтировать их достаточно трудно. Также каркас неудобен и даже опасен тем, что при столкновении лодки с естественным препятствием (камни, коряги и т.д.) может пробить обшивку и вызвать течь. В отдельных случаях байдарки каркасного типа с целью подстраховки усиливают поддувными бортами. Если кто не знает, поддувные борта – это особые баллоны, обеспечивающие лодке амортизацию в момент столкновения с препятствием.

Понятно, что байдарки каркасного типа достаточно тяжелы и жутко неудобны в плане транспортировки. Впрочем, если выбор был удачным, такая байдарка может прослужить вам долгие годы.

Следующий тип байдарок, который мы рассмотрим – это надувные байдарки. У этих байдарок нет удерживающего всю конструкцию каркаса. Состоят они из надувных баллонов и собираются предельно легко. Надув баллонов осуществляется при помощи специального насоса. Большим достоинством байдарок надувного типа является то, что они лёгкие, маневренные и не создают проблем во время транспортировки. Кроме того, они компактные, а это значит, что их удобно хранить. К небольшим минусам надувных байдарок можно отнести повышенную парусность и слабую готовность к «пробиванию» волны. Несомненные плюсы байдарок этого типа: устойчивость, маневренность и современный дизайн.

Есть ещё байдарки каркасно-надувного типа, особенностью которых является то, что их «шкура» не только надевается на каркас, но и надувается насосом.

Чем байдарки отличаются от каяков, пакрафтов и каноэ?

Можно было бы сказать, что каяк – это одноместная байдарка, однако всё упирается в нюансы. Во-первых, байдарки могут быть не только одноместными, но даже двух-, трёх- и четырёхместными лодками. Во-вторых, даже одноместная байдарка используется для гоночного плавания по гладкой воде, тогда как накаяке можно спускаться по бурным рекам и участвовать в водном слаломе. В-третьих, различаются эти лодки и размерами: байдарка практически всегда длиннее каяка, ведь ей не нужна излишняя маневренность. Ну, и в-четвёртых, каяк не трансформируется, а байдарку с целью более удобной транспортировки и хранения всегда можно разобрать.

Если вы собрались купить одноместную байдарку, а не пакрафт, то должны знать характерные отличия последнего. Грубо говоря, пакрафт – это надувной плот, который американцы используют для спокойной воды равнинных рек, фьордов и бухт. Впрочем, современный вариант пакрафта – это прочное и маневренное судно, которое не боится коряг и подводных камней, а потому активно используемое для спуска по горным рекам. Довольно часто пакрафт берут в поход пешие туристы и велотуристы, желающие внести разнообразие в свой маршрут. Из-за превосходной устойчивости на пакрафт можно погрузить даже тяжёлые предметы, включая велосипед и большую палатку.

Отличаются байдарки и от всем известных каноэ. Несмотря на то, что оба судна управляются с помощью вёсел, у байдарочного весла две лопасти, что позволяет загребать воду с двух сторон, тогда как веслом каноэ, оснащённым одной лопастью, грести можно либо с правой, либо с левой стороны лодки. Кроме того, гребец в байдарке может сидеть на специальной скамейке, а тот, кто управляет каноэ, должен постоянно опираться на колено. С другой стороны, гребцов на спортивной байдарке не бывает больше трёх, тогда как большим спортивным каноэ могут управлять семь-десять человек.

Одноместная байдарка от компании TimeTrial

Предлагаем вам купить одноместную байдарку в компании TimeTrial. Сделав выбор в нашу пользу, вы получите надёжное надувное судно, которое отличает мобильность, маневренность и отличный дизайн.

Наша одноместная байдарка рассчитана как на длительные сплавы по равнинным рекам, так и на экстремальные спуски по рекам с бурными порогами и водопадами. Судно отличается хорошей устойчивостью и компактностью. Стоит отметить также простоту его сборки и управления. На таком надёжном и функциональном судне можно уверенно путешествовать в одиночку.

Вы можете расположить на одноместной байдарке от компании TimeTrial достаточно количество походного груза, что даёт возможность отправиться в длительное путешествие. За счёт надувных элементов, создающих обвод, лодка получила высокую степень маневренности и отличные гидродинамические характеристики. В ней вы будете уверенно чувствовать себя на подвижной речной воде, что обеспечивается повышенной курсовой устойчивостью лодки и её гармоничной формой.

Благодаря приподнятым над водой носовой части и корме байдарка получила удивительную маневренность и быстроту. На этой лодке вы с лёгкостью будете обходить любые препятствия и непринуждённо скользить даже по серьёзным волнам. Однослойная технология монобаллон, согласно которой изготовлена лодка, существенно облегчает процесс сборки и ремонта изделия.
Ждём вашего заказа!



 

Возможно, будет полезно почитать: