Каратэ история. Где зародилось карате

Многие документы, относящиеся к истории каратэ-до, утрачены в веках. Исчезли семейные кланы со своими традициями и оригинальными боевыми системами. Создавались и исчезали различные стили и направления боевых искусств. История, техника и философия каратэ-до передавались в основном из уст в уста от учителя к ученикам.

История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до

Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до - одна из современных и наиболее практикуемых в мире форма каратэ-до. Создатель этого уникального направления, Кайсо Кори Хисатака, этим названием выражает глубокое уважение к двум видам боевых искусств, оказавшим основное влияние на развитие современного каратэ-до к окинавскому Шоринзи-рю (Годе) и китайскому Шоринзи кемпо (Шаолиньшу Чуань-Фа).

Поэтому рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.

В 1372 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с императорским домом Окинавы. Следует сказать, что еще задолго до этого официального шага отношения двух государств развивались довольно успешно в торговой и культурной областях и к тому времени на острове Окинава уже существовало несколько китайских поселений.

Вполне естественно, что среди этих переселенцев оказывались и мастера различных боевых искусств, которые охотно вступали в контакты с местными мастерами. Так, примерно 700 лет назад, началось взаимное проникновение двух оригинальных боевых направлений: Шаолиньского кемпо и Окинавских систем. Следует отметить тот факт, что оригинальные окинавские боевые системы, которые принято называть обобщенным названием Окинава-тэ, зародились и развивались независимо и задолго до контактов с Шаолинь кемпо. Окинава-тэ занимались уже более 1000 лет назад.

Жители острова Окинава считались нацией мореплавателей. Торговцев с Окинавы можно было встретить в портах Индии, Китая, Кореи и даже Средиземноморского бассейна. Естественно, что окинавские купцы, люди не робкого десятка, умевшие постоять за себя, внимательно изучали различные боевые системы, желая обогатить арсенал своих приемов. Возвращаясь, домой, купцы часто в дни праздников на ярмарках показывали те или иные приемы. Таким образом, на Окинаве сложилась очень самобытная, чрезвычайно эффективная боевая система, получившая название Окинава-тэ (в переводе - Рука Окинавы). Правительства Среднего и Южного королевств Окинавы регулярно посылали детей из благородных семей учиться в Китай медицине, философии, архитектуре, математике. Возвращаясь, домой, молодые окинавские дворяне стали создавать специализированные школы для занятий боевыми искусствами. Так стали зарождаться клановые школы со своими специфическими техниками, которые послужили фундаментом многообразия стилей в современном каратэ-до. Слияние двух могучих боевых систем - Окинава-тэ и Шаолиньского кемпо, которое проходило в Х1У-ХУ веках, привело к появлению единой боевой системы, получившей название Тоде. Первый слог этого названия «То» происходит от имени правившей, а то время в Китае династии, а второй «Дэ» - это другое прочтение традиционного для нас слога «Тэ», означающего «рука». Уже в этом самобытном названии сформулирована основная идея каратэ-до: «Рука Тьянг» или «Техника из Китая».

В знак уважения к китайскому происхождению эта исходная фраза к концу XV века стала названием окончательно сформировавшейся системы Шоринзи-рю.

История Окинавы, изобилующая драматическими событиями - войнами, захватами оккупантов, дворцовыми переворотами, неразрывно связана с развитием Шоринзи-рю. Наиболее ярко это проявилось в 1477 году, кода на смену пришедшей в упадок династии Шо пришел император Шо-Мин, который правил до 1572 года. Император Шо-Мин, опасаясь посягательств на свою власть, запретил носить и владеть оружием. В результате этого запрета люди, оказавшись беззащитными перед лицом преступников, переключились на систематическое и углубленное изучение Шоринзи-рю.

В 1591 г. Японский сегун Хидейоши Тойотоми начал вторжение в Корею. Для поддержки этой захватнической войны ему нужно было большое количество продовольствия, денег, строительных материалов, которые он планировал получить от Правительства Окинавы. Но окинавцы отказались участвовать в этой войне, не желая предавать свои древнейшие дружеские отношения с Китаем и Кореей. В ответ на этот категорический отказ клан Сатсума, который поддерживал сегуна Тойотоми в его войне, вторгся на Окинаву в 1609 году. Захват Окинавы принес ее жителям не только много бед и лишений, но и усиление запрета на ношение оружия, известный как «катанагари».

Очень многие жители Окинавы сопротивлялись интервенции. Одним из виднейших людей того времени был министр Окинавы Оеката. Это был образованнейший человек, много лет, проведший в Китае.

Оеката возглавил отряды восставших, которые доблестно сражались с воинами клана Сатсума, широко используя навыки Шоринзи-рю.

Но силы были неравны, и Оеката был схвачен и переправлен в г. Кагошиту для казни. Перед казнью в качестве последнего желания приговоренного к смерти Оеката устроил на площади «представление», показав целую серию различных приемов из Шоринзи-рю. Этот факт - первое документально зафиксированное свидетельство, касающееся ката.

В 1886 году японцы впервые ознакомились с каратэ, благодаря окинавскому мастеру Азато Анко, приехавшему в Японию. Победившего многих японских мастеров единоборств (в том числе и Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста после Сайго Сиро). Однако эти блестящие достижения не вызвали должной реакции у общественности, поскольку японцы в то время были повернуты к Европе. Боевые искусства отошли на второй план.

Вторую попытку приобщить Японию к каратэ предпринял окинавский врач Титосэ в 1915 году. Он был учеником Кяна Тётоку и имел собственный стиль Тито-рю. Но и его усилия остались незамеченными - началась Первая мировая война. Третью попытку предпринял Фунакоси Гитин в 1917 г., выступив с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай, опять неудачно. С прибытием в Осака окинавского мастера Мотобу Тёки в 1921 г. в Японии начинается настоящий бум школ каратэ.

Первым окинавцем, доказавшим японцам, что «тэ» Окинавы ничуть не хуже дзю-дзюцу, был мастер Мотобу Тёки (1871-1944). Его поединки стали известны всей стране, он обзавелся учениками и подражателями. Самый известный боец Окинавы - сильный и агрессивный Мотобу - Всегда стремился держать противника на ближней дистанции, использовал высокие стойки и естественными позициями, подчеркивая важность защиты и атаки центральной линии тела. Сочетая ярость с мягкостью и грациозностью, Мотобу удостоился прозвища «обезьяна». Стиль Мотобу в практике «кумитэ» отличался жесткими контактами и нокаутами. Так появилось второе его прозвище - «Убивающий кулак». Любимым приемом Мотобу был «кэйкокэн-ути», с помощью которого он ломал любую макивару.

Репутация Мотобу как отличного бойца к 1925 г. утвердилась во всей Японии. А в 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». Позже он переезжает в Токио, где у него возникли серьёзные разногласия с Фунакоси, которого тремя годами раньше Мотобу вызвал к себе за совершенное владение японским языком. Заключались эти разногласия в том, что Мотобу показывал свое искусство каратэ в традиционном духе, тогда как Фунакоси превратил боевое искусство в военизированную японскую гимнастику. С возвращением в 1936 г. Мотобу на Окинаву, Фунакоси переписал иероглифы термина «каратэ», означавшие «рука континента», на новые - «пустая рука», и стал постепенно искоренять древнее кэмпо-дзюцу Окинавы.

Карате - это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми.

В Японии говорят, что карате - это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности.

История возникновения боевого искусства

Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».

В далекие времена жил такой китайский боец по имени Кусанку, который однажды продемонстрировал свое высокое мастерство и умение в китайском боксе, восхитив зрителей его новизной и особой техникой захвата. Это знаменательное для истории каратэ событие произошло на Окинаве - самом крупном острове, который расположен на архипелаге Рюкю в Японии. Месторасположение этого острова приходилось как раз на пересечение торговых путей, и находился он примерно на одинаковом расстоянии от Кореи, Японии, Тайваня и Китая. Все эти государства постоянно воевали друг с другом за владение архипелагом Рюкю, поэтому каждый мужчина острова был воином, зачастую в нескольких поколениях. Еще с XV века на этой территории существовал запрет на ношение оружия, поэтому воины Окинавы из поколения в поколение совершенствовали свои навыки ведения боя без него.

В конце XVIII века, как гласит история карате, мастером Сокугавой в местечке Шури была открыта первая школа Тэ, занятия в которой были законспирированы. Матсамура Шокун, будучи на Окинаве Верховным наставником боевых искусств, тоже организовал школу с названием "Шорин-рю каратэ" (шорин - молодой лес), где преобладали строгая дисциплина и нравственное воспитание Сюгё. Отличительной особенностью школы были обманные движения и тонкий маневр. Учеником Матсамуры был знаменитый на весь остров и за его пределами Асато Анко, который, в свою очередь, стал наставником Фунакоши Гичина.

А вот уже и считается создателем карате. Он, конечно же, не сам придумал этот но именно этот человек объединил, отфильтровал и систематизировал различные приемы китайской рукопашной борьбы и создал новый вид боя каратэ-дзюдзюцу, что в переводе с японского означает «искусство китайской руки».

Впервые Фунакоши показал миру каратэ-дзюдзюцу в то время, когда в Токио проходил фестиваль боевых искусств в 1921 году. Не прошло и одного десятка лет, как вновь созданный вид борьбы завоевал огромную популярность в Японии, что привело к открытию бессчетного множества различных школ.

Карате: история возникновения названия

В 1931 году состоялся съезд «большой семьи окинавского каратэ», на котором было принято решение, что каждый стиль, появившийся к тому времени, имеет право быть. Также на этом съезде решили дать другое название данному виду боевых искусств, потому что в то время шла очередная война с Китаем. Иероглиф «кара», обозначавший «Китай», заменили иероглифом, который читался так же, но означал пустоту. Также заменили «дзюцу» - «искусство» на «до» - «путь». Получилось название, использующееся по сей день. Оно звучит как «каратэ-до» и переводится как «путь пустой руки».

История распространения и развития каратэ-до в мире

В 1945 году, когда Япония проиграла в войне, оккупационные власти США запретили на острове все виды японских боевых искусств. Но каратэ-до считалось просто китайской гимнастикой и избежало запрета. Это способствовало новому витку развития данного боевого искусства, что привело к созданию в 1948 году Японской ассоциации каратэ, которую возглавил Фунакоши. В 1953 году для обучения элитных подразделений американской армии в США приглашаются наиболее известные мастера.

После Олимпиады в Токио в 1964 году каратэ-до завоевало невероятную популярность во всем мире. Это, в свою очередь, привело к созданию Всемирного союза организаций каратэ-до.

Предназначение карате

Изначально, согласно истории карате, этот вид рукопашного боя создавался как боевое искусство и предназначался исключительно для самообороны без использования оружия. Предназначение карате - помогать и защищать, но не калечить и не причинять боль.

Отличительные особенности карате

В отличие от других единоборств, здесь сведены к минимуму контакты между бойцами. А чтобы одолеть противника, используют мощные и точные удары как руками, так и ногами по жизненно важным точкам человеческого организма.

Есть еще несколько отличительных особенностей данного вида боевых искусств, которые заключаются в устойчивых низких стойках и в жестких блоках, а также в мгновенном переходе в контратаку с одновременным точным и сильным ударом. При этом он происходит молниеносно, по самой короткой траектории с огромной концентрацией энергии в точке удара, которая называется кимэ.

Поскольку карате - в первую очередь оборона, то и все действия здесь начинаются с защиты. Но после нее, и в этом есть суть каратэ, следует молниеносная ответная атака.

Принципы использования техник

Для правильного использования различных техник в карате предусмотрен ряд принципов. Среди них: кимэ, упомянутая выше; дачи - оптимальный выбор позиции; хара - соединение силы мышц с внутренней энергией; дзесин - непоколебимый дух. Все это постигается посредством длительных тренировок в формальных упражнениях «ката» и в поединках «кумитэ». Между ката и кумитэ в разных стилях и школах может соблюдаться баланс, а может отдаваться предпочтение либо упражнениям, либо поединкам.

Стили каратэ-до

В наше время в мире известно уже несколько сотен различных стилей. В карате дробление основ началось еще со времен его зарождения. Множество разных людей занимались этим боевым искусством, и каждый, кто достиг высокого уровня, вносил в него что-то свое.

Однако необходимо отметить, что любой стиль, доживший до современности, тем или иным образом соприкасается с одним из следующих направлений:

1. Кэмпо - китайско-окинавское боевое искусство.

2. Каратэ-дзютцу - японская боевая версия в духе Мотобу.

3. Каратэ-до - японская философско-педагогическая версия в духе Фунакоши.

4. Спортивное карате - либо контактное, либо полуконтактное.

Есть несколько стилей, которые необходимо отметить.

Карате в России

История развития карате в России начинается с возникновения самодеятельных секций и клубов. Их основателями были люди, которым посчастливилось побывать за рубежом и пройти там обучение этому боевому искусству.

Бешеная популярность занятий этим видом единоборств и стихийность их распространения привели к тому, что в ноябре 1978 года в СССР была создана специальная комиссия по развитию каратэ. По результатам ее работы в декабре 1978 года была образована Федерация каратэ СССР. Поскольку правила обучения этому виду единоборств постоянно и грубо нарушались, было внесено дополнение в Уголовный кодекс об «ответственности за незаконное обучение каратэ». С 1984 по 1989 год это боевое искусство в Советском Союзе находилось под запретом, что было установлено приказом № 404, изданным Спорткомитетом. Но секции, обучающие данному виду единоборств, продолжали существовать подпольно. В 1989 году, 18 декабря, Госкомспорт СССР принимает постановление № 9/3, которым приказ № 404 признавался утратившим силу. В настоящее время в России существует огромное количество федераций и стилей, которые активно сотрудничают с международными организациями карате.

Философия каратэ-до

Если говорить о философии карате, то необходимо отметить, что в основе ее находится принцип ненасилия. В клятве, которую ученики клубов карате дают перед началом занятий, они обязуются не применять полученных умений и знаний во вред людям и не использовать их в корыстных целях.

История каратэ

Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.

В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто не было. Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ только из любви к этому искусству. Например, вначале я был единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.

«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.

Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ на Окинаве.

Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.

Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал жителям островов ношение и применение любого оружия.

Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания временем и продолжалось около двухсот лет.

В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав префектуры Кагосима).

Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был захвачен в плен.

Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство самозащиты без оружия.

Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.

Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.

В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне. Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.

По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и конец исполнения всех ката каратэ.

Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости этикета.

Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости». После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.

Из книги Драгоценные жемчужины китайского цигун автора Синъин Ши

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В переводе с китайского языка «Бадуаньцзинь» означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь», был создан не только для улучшения и поддержания

Из книги Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола автора Козлов Владимир

Из книги КАППО [Японская техника реанимации в практике боевых искусств] автора Богуш Денис Александрович

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора

История 47 ронинов Отголосок существования мощных служб оммицу у провинциальных даймё мы находим в знаменитой истории о 47 ронинах, в действиях которых явно проглядывают характерные уловки ниндзя.… В замке сёгуна несли службу два знатных самурая - Кира Ёсихиса и Асано

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

I уже история… В. КОРЧНОЙ (СССР, Швейцария): «Ни один чемпион мира не сидит на своем троне вечно. Естественно и закономерно, что через некоторое время является претендент и сменяет хозяина шахматного престола. Момент смены всегда волнующ. Особенно разгорелись страсти

Из книги Игра Бадминтон автора Щербаков А В

История бадминтона Бадминтон - древнейшая игра человеческой цивилизации.Существует множество историй о ее происхождении. Предания народов Древней Греции, Японии, Индии и даже Африки говорят о том, что здесь еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети.

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Современная история

Из книги Традиционный тайцзицюань автора Д.А. Артемьев

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Истоки каратэ автора Горбылев Алексей Михайлович

Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями и школами каратэ Школа Кёкусинкай была создана мастером Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и разработал на их основе собственную систему.Связь

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 2 История каратэ Когда родилось каратэ, не знает никто. И вряд ли это когда-нибудь станет известно. Гитин Фунакоши Литература по истории каратэ очень бедна. О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из таких легенд, создателем каратэ считается

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Раздел IV Школы и стили каратэ. Патриархи и выдающиеся мастера каратэ В горы! Все хотят подняться Как можно выше И никто не хочет спуститься, Чтобы заглянуть в свое сердце. Дзюн Таками, японский поэт Как уже отмечалось, каратэ – это боевое искусство, рационально

Из книги Йога для позвоночника и суставов автора Липень Андрей

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть) Эта книга могла бы спасти вашу жизнь, нет, не так, как спасательный круг, а дав вам нужную информацию. Возможно, вы обратили внимание, что в заголовке стоит «живое питание для здоровья», но она о

Из книги Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея автора Федоров Дмитрий

История из Пуран В Пуранах есть такая история. Когда-то в древности жил один святой. В него выстрелили из лука, но святой просто махнул рукой и стрела превратилась в цветок. Стрела, которая должна была попасть в человека и ранить его, просто от одного жеста, одного взгляда

Из книги автора

Модная история У Виктора всё-таки был прирожденный хороший вкус. Ведь ясно, что в его семье вкус не воспитывался, не прививался – возник из ниоткуда. Во времена нашего детства и юности невероятно сложно было красиво одеваться, поэтому научить, показать Виктору никто из

Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин

О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая.Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу - явное преувеличение.Окинавское каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника. Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний. Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката, передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть "ката Ваншу". Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших островах и существует "ката Кушанку"... Из разрозненных записок вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская "тэ", не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не было бы и такого удивления масс.Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах.В интересах усиления централизованной власти была устроена и охота за мечами местных правителей при короле Се Сине (1477 - 1536). Мастер Хигаонна Морио, основатель стиля Годзю-рю, в своих трудах по истории каратэ пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного боя. Один - в среде дворянства и назывался "тэ", другой развивался среди простого народа и назывался "рюкю кобудзюцу". Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно».После того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи, запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.В связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю - Вадо-кай и др.После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. - Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.В настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии - не менее шести, каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.

Мы сегодня уже привыкли к существующему разнообразию направлений боевых искусств разных народов. Одних только стилей карате можно насчитать не один десяток.

Но еще по историческим меркам совсем недавно, в самом начале ХХ века, про карате в том виде, в котором оно нам известно, мало кто знал даже в Японии. История происхождения карате, с одной стороны интересна своими событиями и яркими личностями, с другой – достаточно противоречива и окружена мифами.

Нескольким своим знакомым, людям далёким от спорта, я задал простой вопрос – откуда пошло карате? Конечно же, из Японии, ответили мне. Их ответ был достаточно предсказуем, но и нельзя сказать, что он до конца точен.

Ответ на вопрос о происхождении карате следует искать в непосредственной связке с историко-географическими событиями нескольких прошедших столетий в Азии.

Существует мнение, что карате своей духовной и технической составляющей уходит корнями в историю японского самурайства, более того, сами японцы активно поддерживают такую точку зрения. Что касается воинского духа, то сомнений в наследственности не возникает, но в отношении технических аспектов карате не всё так очевидно.

Воинский дух как фактор появления карате

Переместившись на десяток веков в прошлое, мы сможем заметить зарождение и усиление японских профессиональных воинов – самураев. Воображения сразу нам нарисует сурового, неэмоционального и непременно благородного воина и, при этом, утонченного знатока искусств. Одним словом – рыцаря, в современном понимании этого слова. И действительно, как ни странно, у рыцарей Европы времён крестовых походов и самураев было много общего. И это общее было отнюдь не в их рафинированном имидже наших дней.

Так в период 11-13 веков нашей эры европейские рыцари не гнушались грабежами, не брезговали устраивать морские пиратские рейды в средиземноморье. Они жестоко расправлялись с населением поверженных городов на пути в Палестину во время многочисленных крестовых походов. Ярким примером типичного «рыцарского» поведения тех времен стал Рено де Шатильон, рыцари которого во время второго и третьего крестовых походов свирепствовали на караванных путях Иерусалима и Дамаска и морских путях в районе Крита.

Но и самураям было чем удивить даже самых отъявленных рыцарей. Как известно самураи с детства воспитывались в традициях презрения к смерти, как к своей, так и к чужой. Это не могло не оставить отпечаток на их мировосприятии. У них существовал дикий с точки зрения европейца обычай – тамэсигири – самурай был вправе испытать новый меч на случайно встреченном прохожем.

В целом, японские и европейские воины не отличались стремлением держать слово, верность для них была вопросом выгоды, а милосердие зачастую считалось излишней мягкостью. Но при всем при этом, это были профессиональные солдаты, которые без колебаний принимали риск выбранного пути. Такая решимость отчасти объясняет откуда появилось множество желающих идеализировать и подражать им.

Даже период заката могущества рыцарей и самураев происходил хоть и в разные периоды, но примерно по одному сценарию. Сначала произошло их ослабление из-за усиления и централизации государственной власти, создания регулярных правительственных войск, начала массового использования огнестрельного оружия. А затем, те и другие обособились в виде сословия нетитулованной знати, стали стараться активно «забывать» вероломство и предательства, принялись культивировать ореол благородства и безупречности.

К началу ХХ века самурайское сословие было серьёзно ограничено в правах и возможностях. В этой связи в японском обществе сформировался запрос на воинскую национально-патриотическую идею. Популяризаторы карате сумели воспользоваться ситуацией, сыграв на уже взращённом к этому моменту в Японии положительном образе самураев и их древних традициях. При этом преемственность воинского духа стала одним из основных факторов позволившим добиться признания карате на государственном уровне. Что в свою очередь обеспечило ему массовость.

Происхождение технического аспекта карате

Вторым не менее важным фактором появления карате как вида боевых искусств можно считать набор технических приёмов и методик подготовки бойцов, определяющих его характерные черты.

Нельзя просто так взять и придумать карате?

К моменту государственного признания этого направления боевых искусств в Японии, карате де-факто уже представляло собой цельную систему. Но для того, чтобы стать таковой, технический арсенал ударов и бросков, а также методология их обучения должны были пройти весьма длительный путь по селекции наиболее эффективных приёмов, по отработке наилучшей методики преподавания. В отсутствии глобальной информационной сети этот период времени мог измеряться не одним столетием. Так как же формировалась база этого боевого искусства и где проходила «обкатка» техники?

Японская версия происхождения техники

Высший слой самураев – даймё – содержали собственные военные школы, где преподавались разнообразные прикладные направления, такие как бой на алебардах, мечах различных типов и длин, шестах и дубинках, трезубцах и вилах. В них изучались стрельба из лука, искусство сражения верхом, плавание, искусство тактики и военного управления и некоторые другие, более специфические направления.

Прошедший обучение самурай представлял собой весьма грозную боевую единицу, этакий спецназ прошлого, мастерски владевший всеми видами оружия того времени. И для него бой без оружия был самым крайним и нецелесообразным средством.

Тем не менее, та техника, которую показывали мастера карате требовала многолетних упорных тренировок. Маловероятно, что самураи могли себе позволить тратить много времени на обучение только кулачному бою. Такое разнообразие видов оружия требовало от воина уделять значительное время даже на простое базовое с ним знакомство, не говоря уже о высших уровнях мастерства.

Самурай был поглощен изучением боя с оружием в руках и, можно предположить, что он вряд ли стал бы источником появления карате как эффективной и цельной системы обучения кулачному бою.

Но если самураям было некогда разрабатывать кулачное боевое искусство, то, скорее всего кто-то это сделал за них. Подсказку помогут получить страны-соседи Японии.

Влияние соседа

Большинство источников указывают на то, что японское карате пришло в Японию с японской же Окинавы в конце 19 века. Но как и когда это искусство зародилось на острове в большинстве случаев не поясняется. Наиболее ранние упоминания расцвета карате на Окинаве датируются 18 веком. Это в целом понятно, так как Окинава с 14 века находилась в вассальной зависимости от Китая, а в состав Японии вошла только в конце 19 века.

Намёк на то, что карате родом из Китая можно получить, изучив происхождение слова карате.

Будучи зависимой от Китая, на Окинаву проникали технические элементы армейского ушу. На острове они получили название «тодэ» («карате» если прочитать те же иероглифы по-другому), что в переводе означало «рука династии Тан». Именно вторая версия прочтения закрепилась на Окинаве и стала обозначать кулачное боевое искусство, явным образом указывая страну происхождения карате. Но в 20-х годах ХХ века, из политических соображений и чтобы получить поддержку государства на развитие этого боевого искусства, иероглиф «кара», означающий «китайское» был искусственно заменён на иероглиф-омофон, означающий «пустой». Итогом замены стало старое название «карате» с новым смыслом: «пустая рука».

Еще одной отсылкой к Китаю стало распространение заимствованного для Японии термина «кемпо», который является буквальным переводом китайского «цюаньфа» — способы кулачного боя.

Китай оказывал сильнейшее влияние на Окинаву, а также опосредованно на всю Японию. В то время существовала мода, связанная со всем китайским. Доходило до того, что окинавские власти выделяли наиболее талантливых и образованных людей для прохождения обучения в Китае. А из Китая на Окинаву и в Японию приезжали инструкторы по науке, литературе, каллиграфии, религиозной философии.

Не обошла эта мода и боевые искусства.

Китайские истоки техники карате

Если присмотреться к набору технических и методологических практик, принятых в карате, можно ясно увидеть их схожесть с прикладными направлениями китайского ушу.

В карате можно выделить три основных направления подготовки бойца:

  • Отработка формальных комплексов и методов их боевого применения (ката и кихон)
  • Поединки в полный контакт или с его ограничениями (кумитэ)
  • Особые методы психоэмоциональной подготовки

Все эти три направления издревле являлись и являются основой любого стиля ушу. Наиболее важным с точки зрения китайского ушу является третье направление. Этим методам подготовки уделялось по нескольку часов в день, а сами практики ушу рассматривались в первую очередь не как набор технических приёмов, а как способ духовного самосовершенствования и носили особый личностный характер переживания бойца. В эту группу техник подготовки входили многочисленные приемы психорегуляции, медитативных и дыхательных практик, методы концентрации сознания и контроля внутренней энергии.

Однако в силу того, что китайские школы ушу традиционно были закрытыми, особые методы подготовки дошли до Японии в сильно редуцированном виде. Длительные психоэмоциональные практики ушу трансформировались в ритуальные медитации продолжительностью в нескольку минут в начале и конце тренировки.

Деятельные японцы понимали важность психоэмоциональной составляющей. И они придумали выход. Был сделан упор на формальные комплексы. Имеющие прямые аналоги в Китае ката Канку-дай, Бассай-дай, Сейсан, Сандзюроку, дыхательные Санчин и Тэнсё тщательно изучались и отрабатывались. Формой активной медитации в карате стали ката.

При адаптации китайского боевого искусства японцы также переработали подход к свободному поединку (в китайском ушу бой в полный контакт саньда – один из элементов обучения боевому искусству), первоначально исключив дзию-кумитэ из арсенала тренировочных упражнений, сосредоточившись на концепции одного сокрушающего удара. Но на более поздних этапах свободный бой всё же вернулся в карате, принципиально разделив боевое искусство на два течения: практикующих дзю-кумитэ и придерживающихся философии одного решающего удара.

Японское искусство с китайскими корнями

Теперь вполне очевидно китайское происхождение карате. Поскольку многие письменные труды по теории и практике боевых искусств также пришли в Японию из Китая. Многие мастера, подтолкнувшие интерес к карате, прошли обучение в Китае, хотя они зачастую и не желали это афишировать. Прослеживается отчётливая связь техник и методик карате со школами ушу.

Ну а японцы, со своей стороны, внесли значительную лепту в развитие этого боевого искусства.

Так, например, самурайское наследие привнесло в карате, помимо воинского духа, особую практику оказавшую влияние на технику выполнения ударов.
Это особенное состояние бойца, называемое «кимэ». В момент нанесения удара оно характеризуется кратковременным приложением всех физических сил, воли и энергии в точке удара и сопровождается коротким боевым кличем «киай». Этот выкрик, обозначающий применение или присоединение внутренней энергии «ки», пришёл из самурайского боя на мечах.

Именно японцы вывели карате в плоскость спорта, позволив заниматься карате огромному числу людей во всех уголках мира. И поэтому мы сегодня можем говорить о карате как о японском виде спорта, но не забываем его китайского происхождения.



 

Возможно, будет полезно почитать: