Консультация артикуляционная гимнастика для дошкольников. Артикуляционная гимнастика консультация. Консультация для родителей на тему

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 93 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербурга

«Артикуляционная гимнастика»

Учитель – логопед:

Ситнова О.Б.

Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.

Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, не спеша, без перерывов и толчков,

легко, плавно, без подёргиваний.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Упражнения проводятся в определенной последовательности – от простых к более

Артикуляционная гимнастика

1. упр. «Улыбка»

Растянуть губы в улыбку, зубы обнажены

Мы понравимся лягушкам,

Губы тянем прямо к ушкам.

2. упр. «Трубочка»

С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).

В гости к нам пришел слоненок – Удивительный ребенок. На слоненка посмотри – Губы хоботом тяни!

3. упр. «Часики»

Губы в улыбке, язык движется влево, вправо.

Подбородок неподвижен.

Тик - так, тик – так, ходят часики вот так.

Влево - тик, вправо – так, ходят часики вот так!

4. упр. «Окошко»

Широко открыть рот – «жарко»

Закрыть рот – «холодно».

Рот открою я немножко

И получится - окошко.


5. упр. «Лопатка»

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Язык широкий, гладкий,

Получается – лопатка!

6. упр. «Иголочка»

Губы в улыбке, рот открыт, узкий язык тянется вперед.

Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.

7. упр. «Лопатка – уголочка»

Чередование этих двух движений и переключение положения языка

с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата Язычок у вас, ребята.


8. упр. «Футбол»

Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается в щеку.

Замечательный футбол

Забиваю в щеку – гол!

Оттого люблю игру,

что я многое могу!

9. упр. «Бантик»

Губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка загнут за верхние зубы

Мы закроем все вопросы.

Получился бантик косо?

Мы попробуем раз пять,

Будет ровно все у нас!

10. упр. «Мостик»

Губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы,

язык выгибается.

Спинка язычка сейчас, Станет мостиком у нас. Ну-ка, мостик, поднимайся!

Долго крепким оставайся!

11. упр. «Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя».

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

12.упр. «Кусаем мышку за хвост»

Улыбнуться, укусить зубами язык «та-та-та-та».

Утащили мышки сыр, Закатили в норке пир, За столы уселись, Досыта наелись.

13.упр. «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внешней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Снует зубная щетка, как по морю лодка,

Как по речке пароход, по зубам она идет,

Вверх и вниз, туда – обратно, чистить зуды нам приятно.

14.Упр. «Качели»

Губы в улыбку, рот открыт, кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы.

На качелях я лечу: Вверх – вниз, вверх – вниз. Я пою, лечу, кричу: Вверх – вниз, вверх – вниз.

15. упр. «Чашечка»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, высунуть широкий язык и

придать ему форму «Чашечки».

Весела сегодня Лена, Просто необыкновенно! Ведь из этой чашки чайной Вкусен чай необычайно!

16. упр. «Лошадка»

Губы в большой улыбке, медленно «поцокать» языком,

будто едешь на лошадке.

17. упр. «Грибок»

Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке,

широкий язык присасывается к верхнему небу, остается наверху.

Боровик в лесу родился. Вздернул шляпу, Загордился. Чтоб свой нос не задирал, Гордеца грибник сорвал.

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Ребенок сидит спокойно, плечи не подняты, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений, к последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции, и только необходимые для воспитуемого звука. Необходимо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

Недостаточно только правильно подобрать нуждающиеся в коррекции движения, необходимо научить ребенка применять их, выработать точность, чистоту, плавность, силу темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Важно не количество выполняемых упражнений, а правильный подбор и качество выполнения!

Совместная работа родителей и детей, логопеда и воспитателей

«Подружимся с язычком»

Цель - повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1.Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата у детей с нарушением речи.

2.Познакомить родителей с приемами работы логопеда; объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику.

3.Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.

4.Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим речевые проблемы.

Занятие- консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать зарядку?»

Задачи:

1.Познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.

2. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата.

3.Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.

4.Обучать общению детьми и закреплению навыков у детей.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим разные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.

Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день.

    Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь побранных с логопедом упражнений.

    Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

    Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками, под стихотворное сопровождение.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1 комплекс включает следующие основные упражнения:

1.Упражнение «Лягушка»: удерживание губ в улыбке, зубы обнажены.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем- перестанем

И нисколько не устанем.

2.Упражнение «Слоник»

Буду подражать слону!

Губы «хоботом! тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Упражнение «Лягушка» -«Слоник»

Раз- лягушка с толстым брюшком,

Два- большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

4. Упражнение «Бегемотики»: открывание и закрывание рта.

Рот по шире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

5. Упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, бока языка загнуть в виде чашечки.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

6. Упражнение «Иголочка».

7. Чередование «Чашечка» - «Змея».

«Змея» : чередование движений языка вперед –назад.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

8. Упражнение «Качели»: чередование движений языка вверх –вниз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

2 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

    Накажи непослушный язычок(улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произнести «та-та-та»

  • Чистим зубки

    Киска сердится

3 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

  • Вкусное варенье

4 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Л».

5 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Р».

Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба.

Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука.

Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи.

Проводить следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3 упражнений зараз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Логопед или взрослый из окружения ребенка должен показывать выполнение упражнения, а ребенок под его контролем делать.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоциональо, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал.

Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, умением удерживать движение определенное время. Мышцы должны быть без лишнего напряжения и вялости.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ниже приведены традиционные в логопедической практике комплексы упражнений, используемых в артикуляционной гимнастике.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслаблен­ный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика дома

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

    Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

    Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

    Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

    Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

    Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

    Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

    Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

    «Заборчик»,

    «Окошечко»,

    «Трубочка»,

    «Чашечка»,

    «Блинчик»,

    «Иголочка»,

    «Мостик»,

    «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

    «Часики»;

    «Качели»;

    «Лошадка»;

    «Чистим зубки»;

    «Вкусное варенье»;

    «Барабанщик»;

    «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

    Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

    Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

    Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

    Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

    Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.



 

Возможно, будет полезно почитать: