Логоритмика для детей 7 лет упражнения. Альбом по логоритмике логоритмические упражнения для детей с речевыми отклонениями. Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

Ваш ребенок еще не умеет вырезать ножницами? Это не беда! Купите ему специальные безопасные детские ножницы, и сейчас мы вместе будем учиться вырезать. Задания, которые мы приготовили, помогут Вам и Вашему малышу научиться правильно держать ножницы в руках и вырезать аккуратные фигуры.

С чего начать?

Чтобы хорошо вырезать из бумаги, малыш должен научиться уверенно работать ножницами. Проверьте, получится ли у него открывать и закрывать ножницы одним движением, держать их под правильным углом к бумаге. Не волнуйтесь, если линии у него выходят неровными.

Не переживайте, если ваш ребенок не сможет сразу отрезать ровно по прямой линии или не сумеет остановиться у нужного пункта. Напоминайте ему направлять ножницы вдоль линии отреза.

Покажите малышу, как правильно держать лист бумаги: за противоположную сторону от ножниц, рядом с линией отреза и одновременно подальше от лезвий ножниц. Научиться этому сложно, поэтому понадобиться какое-то время для освоения этого навыка.

Задание 1 – вырезаем усы собаке

В этом задании ребёнок будет учиться делать один короткий разрез. Сначала скажите «собака», указывая на слово над картинкой. Не огорчайтесь, если ребёнок режет неровно или не по линии. Следите, чтобы он не поранился.

Задание 2 – вырезаем котика

Попросите ребёнка потренироваться открывать и закрывать ножницы. Если у него не получается ровно держать бумагу, когда он вырезает картинки, положите лист на стол.

Задание 3 – Вырезаем усики для тигра

Не переживайте, если ребёнок режет неровно или не по линии. Главное, чтобы ему нравилось выполнять задание.

Задание 4 – БИ-БИ!

На этой и следующих страницах ребёнок должен открывать и закрывать ножницы, делая длинные надрезы. Не огорчайтесь, если он каждый раз останавливается и начинает резать заново. Когда ребёнок вырежет картинку, похвалите его и помогите соединить части, как показано на схеме.

Задание 5 – Капелька лета

Попросите ребёнка разрезать части картинки, а затем соединить их. Скажите: «Посмотри, зверушки плавают в озере».

Эти и другие задание Вы найдете в развивающих тетрадях «Давай вырезать, Серия KUMON. Первые шаги» .

Эта рабочая тетрадь научит ребенка работать с ножницами и аккуратно вырезать из бумаги.

Выполняя задания, ребенок будет двигаться от простого к сложному. Сначала он будет резать бумагу по коротким прямым линиям, потом - по более длинным, после чего перейдет к зигзагообразным и изогнутым линиям. Упражнения в тетради постепенно развивают мелкую моторику ребёнка. С вырезанными картинками можно играть: собирать рисунки из частей или шевелить «лапками» животных. Детям это особенно нравится!

Что такое KUMON?

KUMON - это крупнейший международный центр дополнительного образования. Сегодня по программам KUMON обучаются в 47 странах более 4 млн детей и подростков в возрасте от 2 до 17 лет.

Рабочие тетради KUMON для дошкольников помогут вашему ребенку приобрести навыки письма, счета, а также научат его работать с ножницами и клеем.

Задания, разработанные по методике KUMON:

  • Тренируют внимание и усидчивость.
  • Воспитывают самодисциплину и привычку к самостоятельным занятиям.
  • Помогают ребенку почувствовать уверенность в своих силах.

Метод KUMON основан на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить и закрепить приобретенные навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ваш ребенок, несомненно, добьется успеха в освоении предлагаемого учебного материала.

Какие тетради выбрать?

Серия «KUMON. Первые шаги» разработана для детей от 2 лет. Задания в тетрадях направлены на развитие мелкой моторики и подготовку руки к письму. Раскрашивая картинки, складывая бумагу, вырезая и делая простые аппликации, ваш ребёнок шаг за шагом будет приобретать навыки, необходимые для его дальнейшего обучения. В серии вышло 4 рабочих тетради: «Давай вырезать!», «Давай клеить!», «Давай складывать картинки!», «Давай рисовать!»

Если вашему ребёнку понравится выполнять задания из этой тетради, вы можете продолжить обучение по тетрадям для дошкольников. Каждая тетрадь серии KUMON рассчитана на определенный возраст и развивает конкретный навык. Выбирайте то, что нужно именно вашему ребёнку.

Ножницы всегда привлекали внимание ребенка, и вот настает момент, когда можно предложить ему вырезать самостоятельно. Уже в трехлетнем возрасте ребенка можно научить вырезать из бумаги. Для этой цели нужны ножницы с закругленными концами, удобные для детской руки. Вначале надо приучить ребенка держать ножницы правильно, а потом уже пользоваться ими.

Когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, ему нужно показать, как вырезают из бумаги. Прежде всего ребенка надо научить правильно держать ножницы и разрезать бумагу на полоски. С самого начала приучайте ребнка вращать бумагу, а не ножницы. Начинают учить вырезать на примере полоски, потом четырехугольники (разрезаем полоски на части), треугольники, кружочки. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.

Помимо цветной бумаги можно вырезать иллюстрации из старых газет и журналов. Вырезанные картинки можно вклеивать в тетрадь с плотными листами.

Для склеивания рекомендуется пользоваться картофельным крахмалом или клейстером из муки, чтобы исключить вредное воздействие, если клей попадет ребенку в рот (ведь ему все хочется попробовать на вкус). Тонкий слой клейстера накладывают маленькой кисточкой на картинку, которую вклеивают в тетрадь (клеить ребенок должен был научиться еще в год). При этом иллюстрацию крепко прижимают листом чистой белой бумаги. Для вытирания рук поблизости надо держать чистую тряпочку. Когда ребенок уже более или менее с техникой клейки, мама вырезает из разноцветной бумаги квадраты, кружочки и треугольники. Ребенок размещает их на листе бумаги в определенной последовательности, а затем наклеивает.

При этом задания могут быть разными:

1) Наклеить в один ряд четыре одноцветных четырехугольника.
2) Наклеит два красных и два синих четырехугольника, соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.
3) Наклеить два четырехугольника и два кружочка, последовательно меняя их.
4) Провести подобную же работу с треугольниками, размещая их последовательно по форме и цвету.

Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:

1) Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т.д.
2) Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т.д.
3) Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша для домика, крыло самолета или детали других предметов.
4) Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его края (снежная баба, цыплята)
5) Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек. Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.
6) Вырезать ряд предметов, складывая бумажную полоску несколько раз.

Много радости детям доставляет изготовление оригами из бумаги. Обучая их этой работе, следует подобрать бумагу правильного формата, квадратной или прямоугольной формы. Ребенка надо учить тщательно и точно определять центр листа, загибать углы к краям или середине, накладывать углы один на другой, в зависимости от того, какой предмет изготовляется. Самое важное в технике сгибания бумаги: угол должен совпадать с углом, край с краем, а места сгибов должны быть тщательно выровнены. Дети очень любят играть игрушками собственного изготовления. Мама должна помочь ребенку выбрать бумагу, показать, как ее сгибать, где разрезать, как склеить. Сначала в изготовлении игрушек может участвовать вся семья. Когда необходимые трудовые навыки уже приобретены, ребенок продолжает работать самостоятельно.

Начните с простого, предложите ребенку вырезать несложные картинки-вырезалки по пунктирной линии, стараясь не выходить за ее пределы.






Когда ребенок освоится с вырезанием из бумаги, ему можно предложить вырезать из ткани элементы аппликации или раскроить мягкую игрушку.

МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Мотовилиха»

Видеокурс

«Логоритмические упражнения на уроке хореографии для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Метод. продукцию подготовили Зыкова Э. В., Ульрих Р. Д.

г. Пермь 2013-2014

ВВЕДЕНИЕ

Данный видеокурс предназначен для педагогов дополнительного образования, хореографов, музыкальных работников дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста. Вашему вниманию предлагается текст и видеозапись логоритмических упражнений без музыкального сопровождения и под музыку. Данные упражнения можно использовать на занятиях в качестве разминки и для развития координации движений у обучающихся.

На занятиях используются музыкально-двигательные игры, помогающие развить наблюдательность и сообразительность, эмоциональность и образность восприятия музыки. Большая часть упражнений предлагается к разучиванию через игру. Задания содействуют развитию воображения, необходимого для создания выразительных образов. Существенно, что каждое из заданий очень естественно, интересно и рассчитано именно на возможности детства. Вся система заданий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет в занимательной, игровой форме многому научиться. Ребёнок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры.

Такое обучение, когда ребёнок овладевает каким-то навыком, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему-то определённому научиться, а в результате игровой деятельности, можно назвать непроизвольным обучением . И такое обучение – когда оно возможно – бывает очень эффективным.

ТЕКСТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В ГОСТИ К КОШКЕ

Разминка на полу, ноги вместе, носочки вытянуты.

Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки ),

И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).

Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)

Чики – бирики, (2 хлопка над головой)

Чики – брик (достать руками до носочков).

Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется)

Видим озеро глубокое (ноги складываем в “бабочку”).

Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)

Никому их не дают (садимся на колени).

Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)

А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте – “выглядываем в “окошко”)

Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на полу, одна нога вверх как хвостик)

и кошка (другая нога вверх)

Мы немножко погостим (принимаем и.п.)

И обратно побежим (стучим носочками по полу).

Повторяем несколько раз, убыстряя темп.

ЧЁРНЫЙ КОТ

Вот идёт чёрный кот (марш на месте).

Притаился, мышку ждёт (присесть, поднести пальчик ко рту).

Мышка норку обойдёт (поворот на полупальцах),

И к коту не подойдёт (ноги во второй позиции, руки раскрыты в стороны, повороты головы вправо-влево).

ПЕТУХ

Шёл по берегу петух (марш),

Поскользнулся, в речку – бух! (присесть)

Будет знать теперь он впредь (грозим пальцем):

Надо под ноги смотреть (наклоны вперёд)!

ХОМЯЧОК

Раз, два, три! Хомячок (хлопаем в ладоши 3р., прыжки 3р.)

Симпатичный толстячок (наклоны в сторону)

Спрятал зёрна за щекой (наклон вперёд),

И скорей к себе домой! (бег)

ЕНОТЫ

Два енота у реки (плие, наклоны головы )

Полоскали кушаки (наклон вперёд, махи руками ),

Чистили манишки (выпрямление корпуса ),

Гладили штанишки (плие по второй позиции, наклоны головы ),

Мыли лапки (наклон ), тёрли нос (выпрямление ),

Опускали в речку хвост (гран плие по шестой позиции,

наклон вперёд),

Снова чистили манишки,

Снова гладили штанишки…

И такой круговорот (бег с высоким подниманием бедра )

У енотов круглый год (гран плие, круг руками )!

ЗАЙКА

Прыг, скок, прыг, скок (прыгаем по 6 позиции ),

Скачет зайка у ворот (показываем заячьи ушки ).

Я (руки к сердцу) его к себе возьму (руки в стороны ),

И морковкой угощу (гладим живот по кругу ).

УТОЧКА

Маленькая уточка (поднимаем руки вверх по очереди )

Хвостиком виляет (приседаем и виляем «хвостиком »),

Крылышки распустит вдруг (релеве с подниманием рук через стороны)

И в небо улетает (прыжки, руками изображаем взмах крыльями).

МЫШКИ

Вышли мышки как-то раз (марш)

Посмотреть, который час (наклон вперёд).

Раз, два, три, четыре (изображаем стрелки) ,

Мышки дёрнули за гири (гран плие)

Раздался ужасный звон (наклоны в стороны)

Разбежались мышки вон (бег на месте) !

После этого, дети разбегаются под музыку по залу, исполняя танцевальный бег. С остановкой музыкального сопровождения, дети должны занять свои места в линиях. (Аналогичное задание в упражнении «У медведя» и «Рёвушка-коровушка»).

У МЕДВЕДЯ

У медведя во бору (марш)

Грибы, ягоды беру (приседаем и собираем).

А медведь не спит (повороты головы ),

Всё на нас глядит (наклоны в стороны ),

А потом как зарычит (поднимаем руки, через стороны )

И за нами побежит (топаем на месте).

РЁВУШКА - КОРОВУШКА

Что за вой, что за рёв? (Наклоны в стороны )

То ни стадо ли коров? (поднять плечи, руки развести в стороны

Это не коровушка (отрицаем )

Это наша Рёвушка (изображаем плачь )

Плачет, заливается (носки свернуть в завёрнутую I позицию ),

Руками утирается (вытираем слёзы ).

Положили Рёву спать (сложить руки под правое ухо ),

Плачет Рёвушка опять (топаем ногами ):

«Ой, не буду спать я (топ правой ногой ),

Лучше буду бегать я!» (топ левой ногой ).

У ТЁТИ МОТИ

Это упражнение на расслабление, помогает снять волнение перед выступлением, разрядить атмосферу на уроке. Включать в работу по очереди или сразу любую часть тела.

У тёти Моти 4 сына,

4 сына у тёти Моти.

Они не ели, они не пили,

А повторяли, один куплет!

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Из статьи вы узнаете, что такое логоритмика, какие упражнения она в себя включает, каково ее возрастное предназначение. Эта методика становится популярной, так как многим детям она помогает быстро освоить речь.

Что такое логоритмика?

Чтобы у ребёнка не было проблем с речью, педагоги применяют разные методики. Одна из них - логоритмика. Благодаря ей дети пополняют словарный запас, разрабатывают как мелкую моторику, так и крупную, учатся правильному произношению и многому другому.

Логоритмика - комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.

На самом деле эта методика называется "логопедическая ритмика". Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности.

Очень нужна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения предназначены для того, чтобы ребёнок быстрее справился с речевыми трудностями. В этом возрасте детей готовят к школе, потому им необходимо говорить правильно и чётко, так как от речевых навыков зависит в том числе и успеваемость.

Цель логоритмических упражнений для дошкольников

Чтобы преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить ритмические занятия. Для каждого упражнения педагоги ставят определённую цель. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание и многое другое.

Благодаря ритмическим упражнениям ребёнок начинает чувствовать темп музыки, двигаться в такт, петь и т. д. Полезна логоритмика них даются более сложные, так как перед школой необходимо знать намного больше, чем в возрасте 3-4 лет.

Логоритмические занятия нужны не только для развития речи. Благодаря им можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить спокойного. С помощью логоритмики дети учатся перевоплощаться и входить в образ театрального героя.

Актуальность

На сегодняшний день эта методика очень востребована. Упражнения можно выполнять не только в коллективе, но и дома. Взрослые помогают детям развиваться в соответствии с возрастом. Для каждого ребёнка очень полезны логоритмические занятия. Они всесторонне развивают детей и совершенствуют их речь.

Логоритмика учит детей досконально овладевать двигательными навыками, ориентироваться в пространстве. Чем старше ребёнок, тем больше он понимает смысл занятий, и может проявлять себя творчески.

Регулярные логоритмические занятия помогают оздоровиться. Лучше работает сердечно-сосудистая система, дыхательная, двигательная, познавательная и др. Благодаря таким занятиям у детей поднимается настроение на целый день.

Популярна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них созданы не только с музыкой и движениями, но и с более сложными словами для закрепления развития речи. Перед школой дети должны хорошо разговаривать и знать много слов. Тогда они легко научатся читать и писать.

Что включает в себя логоритмика?

Как говорилось ранее, музыкальные и двигательные упражнения необходимы каждому ребёнку. Логоритмика включает:

  • Ходьбу вперёд, назад, влево или вправо. Благодаря таким упражнениям ребёнок учится ориентироваться в пространстве.
  • Дыхание, голос, артикуляцию, интонацию. Это помогает детям правильно говорить, подбирать слова, чувствовать такт.
  • Регулирование мышечного тонуса и внимания.
  • как с музыкальным сопровождением, так и без него.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Развитие музыкального такта.

Принцип всех логоритмических упражнений заключается в использовании ритимики и музыки. Поэтому есть вероятность разнообразить движения. Соответственно, детям не надоедают логоритмические упражнения, ведь каждый ребёнок готов прыгать и бегать хоть целый день.

Иногда малышам предлагаются сложные задания. Особенно тяжела логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения им организуются с музыкальным сопровождением, движением и словами. Не каждый ребёнок легко обучится этому.

Занятия всегда начинаются с ходьбы или марширования. Благодаря этому координация рук и ног чёткая. Именно с ходьбы дети учатся управлять своим телом и становятся более устойчивыми.

Развитие внимания, памяти и музыкального чувства

Многие дети не умеют сконцентрироваться на одном. Они невнимательные, забывчивые, память неустойчивая, петь под музыку не могут, так как нет соответствующего слуха. Для таких малышей необходимы логоритмические упражнения, где требуются внимание, память и слух.

Для развития музыкального чувства детям сначала предлагаются задания с медленным ритмом. Малыши должны почувствовать в музыке каждый звук.

Темп - это скорость. В музыке его разделяют на медленный, умеренный и быстрый. Чтобы ребёнок смог почувствовать музыку, не стоит спешить. Сначала с детьми останавливаются на медленном темпе. Когда он будет освоен, можно переходить к более быстрой музыке.

Музыкальные инструменты - неотъемлемый атрибут в логоритмике

Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Поэтому немаловажное значение в логоритмике имеют музыкальные инструменты.

Благодаря им дети учатся у них появляются слух, внимание и память. Плюс ко всему, развивается мелкая моторика, с помощью которой улучшается речь.

Музыкальные инструменты развивают фантазию и творческие способности. Когда воспитатель или музыкальный руководитель начинает играть на пианино, дети должны повторить хотя бы темп. С первого раза редко получается. Однако если ребёнок стремится к улучшению, рано или поздно у него обязательно всё получится.

Логоритмика для детей 4-5 лет

Многие педагоги уделяют внимание ритмическому воспитанию. Очень интересна логоритмика для детей 4-5 лет. Упражнения проводятся максимум 30 минут. Это могут быть пальчиковые или подвижные игры. Благодаря им развивается речь ребёнка.

Пальчиковая игра

Воспитатель: дети, посмотрите на свои пальчики. Сколько их на правой руке? А на левой? Правильно, по 5 пальчиков. Давайте ими поиграем.

Мы делили мандарин (левый кулак держит правая рука ).
Много зверят, а он - один.
Эта долька - для котят (разгибаем первый большой пальчик ),
Эта долька - для утят (разгибаем указательный палец ),
Эта долька - для поросят (разгибаем средний палец ),
Эту - курочки съедят (разгибаем безымянный палец ),
Остальные дольки - для маленьких ребят (разгибаем мизинец ).

Подвижная игра

Мы бежали, мы бежали, пока ножки не устали.
Сейчас немножко отдохнём, и опять бежать начнём.
Ой! Дети, посмотрите в окошко, дождик пошёл.
Всем быстро пора бежать домой.
Наденем на ножки красивые резиновые сапожки,
Пойдём опять мы гулять, милый дождик догонять.

Эти упражнения для детей 4-5 лет развивают внимание. Такие игры необходимо проводить регулярно. Желательно с музыкальным сопровождением.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Двигательное упражнение

Под бугром вырос гриб-мухомор,
Дети увидели его и решили копать.
Стали лопатой его сбивать.
Один день копали,
Второй день рубили,
Третий - пилили.
Ура! Гриб на землю свалили!

В этом упражнении дети должны сами догадаться, какие движения нужно делать. Однако, взрослые первый раз могут помочь. Когда дети выучат стихотворение, могут пересказывать его самостоятельно.

Еще одно упражнение

Дует ветерок, листья закружились,
Медленно, но верно на землю опустились.
Подул сильный ветер, снежинки прилетели,
Наверное, скоро начнутся метели.
Опять подул вдруг ветерок, на земле лежит снежок.
Снег находится везде, и на дереве, в дупле,
На земле и на асфальте,
Ведь зима пришла, представьте!

Логоритмика для детей 5 лет очень занимательная. Ребята с удовольствием будут придумывать движения и показывать их.

Логоритмика для детей 6-7 лет

Упражнения для этого возраста могут быть уже не по 30, а по 40 минут. Детям нужно выделять уже больше времени для занятий, так как их сложность увеличивается.

Двигательное упражнение

В лес с ребятами пойдём (марширование по кругу ),
И грибы мы соберём,
А пока мы песенку споём.
Я с друзьями в лес приду (ходьба ),
И грибы соберу (наклоны вперёд ).
Дождик как-кап-кап прошёл,
И грибы не обошёл,
Теперь выросли они,
Их насобираем мы.

Для этого стишка пусть дети самостоятельно придумают движения. Ведь у них развивается не только память, но и фантазия. Забавна и увлекательна логоритмика для детей 6-7 лет. Упражнения чаще всего предлагаются с музыкальным сопровождением. Как раз то, что нужно каждому ребёнку.

Занятия в домашних условиях

Чтобы преодолеть у ребёнка, не обязательно заниматься у логопеда. Можно и в домашних условиях проводить Многие дети говорят слишком быстро. Это негативно влияет на речь. Благодаря логоритмическим упражнениям вы научите своё чадо говорить понятно.

С ровесниками малышам заниматься легче и веселее. Однако не всегда есть возможность отвести своего кроху в коллектив. Поэтому проводите занятия в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется.

Есть уникальная логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения построены только на сказках или песнях. Это весело, интересно и занимательно для каждого ребёнка. Многие дети просят родителей прочитать очередную сказку. Можно воспользоваться ситуацией. Когда рассказываете сказку, сопровождайте её движениями, интонацией, мимикой. Дети всегда копируют взрослых, поэтому после первого прочтения ребёнок вам покажет и расскажет уже другую сказку. Таким же образом пойте с ребёнком песни.

Заключение

Упражнения для детей по логоритмике могут быть разнообразными - как самыми лёгкими, так и сложными. В младшей группе подойдут стихотворения Агнии Барто. Для детей старшей или подготовительной групп можно рассказывать длинные сказки Корнея Чуковского или Сергея Михалкова.

Когда включается музыкальное произведение, дети должны не только петь, но и танцевать. Старайтесь не ругать малышей, если у них ничего не получается. Помните о том, что дети всё-таки маленькие, и многие движения им даются тяжело.

Чтобы детям нравилось выполнять упражнения, как можно чаще включайте «минусовки». Даже зарядку нужно делать с музыкой. Тогда дети с удовольствием выполняют упражнения.

Танцевальные движения помогают расслабиться, почувствовать ритм, паузу, тишину или окончание музыкального произведения. Добавляйте свою фантазию, любовь к малышам, и вы сможете преобразить занятия в насыщенные эффективные игры, и дети будут с удовольствием их ждать.

Наталья Бучацкая
Логоритмические упражнения для детей 5–6 лет

Логоритмические упражнения для детей 5-6 лет

Бучацкая Наталья Ивановна - воспитатель МКДОУ - №445

Логоритмика : направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Цель : Развитие связной речи у дошкольников

Задачи :

1. образовательная - формировать умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе; формировать умение придумывать движения к пляскам (танцам, проявляя самостоятельность в творчестве; побуждать к инсценированию содержания песен и игр, формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

2. развивающая - развивать навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов; развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук, умения передавать через движения характер музыки, развивать умения выполнять различные игровые ситуации.

3. воспитательная – вызывать положительные чувства к пробуждающейся природе; воспитывать способность подчинять свои действия инструкции; воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, умения работать сообща в коллективе.

4. коррекционная – развивать навыки звукопроизношения и речи,

физиологического и речевого дыхания, слитности речи.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Каравай»

В землю зернышко посадим -(Наклоны корпуса вперед.)

Очень малое оно.

Но, как солнышко засветит (руками показать круг над головой)

Прорастет мое зерно. (ладошки сложить в щепотку и поднять вверх)

Ветер тучку пригнал (Наклоны туловища вправо-влево, руки вверху.)

И водичку нам дал.

Сожнет косарь зерно (Повороты вправо-влево, имитируя косьбу.)

И размелет его.

А хозяйка из муки («Печь пирожки» .)

Испечет нам пироги

И большой каравай. (Соединить округленные руки.)

Всем на радость раздавай! (Развести руки в стороны.)

Упражнение «Разминаем пальчики» (авторская разработка, идея упражнения - О . Коротаевой)

Разминаем пальчики, раз-два-три!

Разминаем пальчики - ну-ка, посмотри! (Сжимать и разжимать пальцы.)

Вот бежит Лисичка, раз-два-три!

Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!

Лепим, лепим личико, раз-два-три!

Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

(Делать плавные движения руками, поочередно выдвигая вперед руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.)

Хитрая Лисичка - вот она!

Рыжая сестричка хороша! (Придать лицу выражение хитрости.)

Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!

От нее скорее убегу домой.

(Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.)

У Лисички нашей грустный вид,

Сидит одна Лисичка и грустит.

(Изобразить грусть - опустить голову и уголки рта вниз.)

Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час! (Улыбнуться.)

Пальчиковая игра

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

(Загибать поочередно пальцы : большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем.

(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.)

Дети проговаривают строчные, сопровождая их жестами

Од-од-од - мы вскопали огород. (Хлопки в ладоши.)

Ода-ода-ода - стоит хорошая (Хлопки по коленям.)

Да-да-да - растениям нужна вода. (Щелчки пальцами.)

Ду-ду-ду - за водой я пойду. (Перетопы ногами.)

Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии»

Я - шофер - помыл машину, (Топающий шаг.)

Сел за руль и выгнул спину. (движение по тексту)

Загудел мотор, и шины (заводим моторчик руками)

Зашуршали у машины.

Подметает дворник двор, (движения по тексту)

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту (стоя,руки по швам)

Смело смотрит в темноту.

(Повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам.)

А сапожник сапоги (наклон вперед к правой и левой ноге, руками показать на ножки)

Для любой сошьет ноги.

К сапогам прибьет подковки

И - пляши без остановки.

(«Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку.)

Наши летчики-пилоты

(Наклоны корпуса вправо-влево, прямые руки - в стороны.)

Приготовились к полету.

Я - гимнаст. Моя сноровка (показ упражнения ласточка )

Восхищает всех вокруг. (руки к щекам, показать театральное удивление)

Видишь, как на брусьях ловко (руки вверх, вытянуться как гимнаст)

Исполняю сложный трюк. (полуприсесть руки в стороны и выпрямиться как гимнаст,руки поднять вверх)

Веселей смотри вокруг (руки на пояс,повороты вправо и влево)

Детский врач - ребятам друг. (руки в замок)

(В. Степанов)

Пальчиковая игра «Я - художник»

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги» ). Указательный палец правой руки - «карандаш» . Провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу» .)

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы.

Направо дом,

(Пальцы складываются домиком.)

Налево сад.

(Кисти рук скрещиваются в запястьях («деревья» , шевелить раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки» )

В лесу двенадцать кочек.

(Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.)

На ветках яблочки висят,

(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)

Тянусь как можно выше.

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)

Уф! Свой рисунок приколол -

Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.)

Все работы хороши,

Выбирай любую (показать ладошки друг другу)

(В. Кудрявцев)

Комплекс общеразвивающих упражнений

«Самосвал»

Жил на свете самосвал,

(Топающий шаг, держать руки как руль.)

Он на стройке побывал.

Покатил с утра к воротам.

(Остановиться.)

Сторожа спросили : «Кто там?»

(Наклоны вперед, вытягивая руки перед собой.)

Он кирпич возил и гравий,

(Приседания, руки вверх.)

Но, увы, застрял в канаве. (Лечь на спину.)

Буксовал он, буксовал, (Перекаты с боку на бок)

Еле вылез самосвал.

Самосвал сигналит громко : (Сидя, поджимать и выпрямлять ноги)

«У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь!»(встать и выпрямиться)

Ритмическая игра

Играет кот на скрипке : (Имитировать игру на скрипке.)

Тили-ли! Тили-ли! (Прохлопать ритм в ладоши.)

На блюде пляшут рыбки :

(Сделать волнообразные движения кистями рук.)

Хлюп-хлюп, люли!

(Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши - 2 раза.)

Хлюп-хлюп, люли!

Танцуют чашки, блюдца : («Фонарики» .)

Дзинь-дзинь, хо-хо!

Дзинь-дзинь, хо-хо!

(Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь («тарелочки» ) - 2 раза.)

А лошади смеются :

(Постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи.)

И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!

На «И-и.» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» - опустить их вниз.

Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движжениями

«Мы купили кошке»

Мы купили кошке (Протянуть руки вперед, ладонями вверх.)

К празднику сапожки, (Поставить ногу на пятку и повертеть носочком.)

Причесали ей усы, (От щек развести руки в стороны.)

Сшили новые трусы, (Имитировать шитье иголкой.)

Только как их надевать? (Пожать плечами, руки в стороны.)

Хвостик некуда девать! (Б. Заходер)

Показать рукой «хвостик» за спиной.

«Кисонька»

Ребята проговаривают чистоговорку.

Са-са-са - (Поглаживание ладонями шеи.)

Кисонька-краса.

Сы-сы-сы -(Кулачками провести по крыльям носа - 7 раз) .

Есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы -(Провести пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.)

Молоко для кисы.

Иса-иса-иса -(Ладонями растирать уши.)

Бантиком играет киса.

Инсценировка «Кошкин дом»

(русская народная потешка)

Бом-бом, бом-бом!

(Энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки.)

Загорелся Кошкин дом!

(Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг и быстро перебирая пальцами.)

Кошка выскочила, (Схватиться руками за голову и покачать головой.)

Глаза выпучила, (Приставить к глазам «очки» .)

Побежала к дубу (бег на месте)

Прикусила губу. (слегка прикусить губу зубами)

Бежит курочка с ведром (бег на месте)

Заливать Кошкин дом. (движения по тексту)

А собачка - с помелом, (имитация движений- как бы подметает землю)

А лошадка - с фонарем, (Поднять руку, сжатую в кулак, вверх) .

Серый заинька - с листом.

(Обеими ладонями делать махи движением от себя.)

Раз-раз! Раз-раз! И огонь погас!

(Поднять руки вверх. Ладони раскрыты вниз. На каждый слог постепенно рывками опускать их вниз.)

надо строить новый дом.

Упражнение «Тополек»

для координации движений со стихотворным текстом

Стоит тополек, Тонок и высок.

(Поднять прямые руки вверх, соединив кончики пальцев, смотреть вверх.)

Тонок и высок, Листвой широк.

(Развести руки в стороны.)

Его солнышко печет (руками показать над головой круг)

Частым дождичком сечет,

(Резко встряхнуть кистями 4 раза, опуская руки вниз.)

Буйный ветер повевает,

(Покачать поднятыми руками из стороны в сторону.)

Тополечек наклоняет,

А он маковкой звенит, Развеселый стоит.

(Вытянуть прямые руки вверх и быстро шевелить пальцами. В конце - улыбнуться)

(Русская народная приговорка)

Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук,

(Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)

Раздается звонкий стук.

(Похлопывание ладонью по правой руке.)

Молоточки стучат,

(Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

(Поколачивание кулачком по правой руке.)

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

(Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.)

Этот дом для зайчиков,

(Растирание кулачком правой руки.)

Этот дом для девочек,

(Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.)

Этот дом для мальчиков.

(«Пробежаться» пальцами по правой руке.)

Вот какой хороший дом,

(Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживем,

(Погладить ладонью правую руку.)

Будем песни распевать,

(Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки» )

Веселиться и плясать.

Массаж биологически активных зон «Труба»

для профилактики простудных заболеваний

Ба-ба-ба -

(Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.)

На крыше есть труба.

Бу-бу-бу -

(Кулачками провести по крыльям носа - 7 раз.)

Надо чистить трубу.

Бы-бы-бы -

(Растереть ладонями уши.)

Валит дым из трубы.

(И. Мусова)

Всех зовем на новоселье!

Начинается веселье.

Массаж биологически активных зон «Снегири»

(для предотвращения простуды)

Дети проговаривают чистоговорку.

Погляди-ка, детвора.

(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.)

Ря-ря-ря -

Взошла красная заря.

(Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.)

Ре-ре-ре -

Растет рябина на горе.

(Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.)

Ри-ри-ри -

Клюют рябину снегири.

(Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.)

Фонопедические упражнения «Мороз» (по методу В. Емельянова)

Вышел на просторы погулять мороз.

(«Топ-топ! Чап-чап!» - 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.)

Белые узоры в косах у берез.

(«У!» - короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.)

Снежные тропинки, голые кусты.

(«Ш.» - потирая ладони друг о друга.)

Падают снежинки тихо с высоты.

(«П. П.» - постепенно опуская руки вниз.)

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири.

(Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р.» , резко разводить их в стороны.)

Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,

И радуются снегу и мальчики, и девочки. (улыбнуться посмотреть на соседа)

Массаж спины «Дождь»

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам. (Хлопки ладонями по спине.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек. (Поколачивание кулачками по спине.)

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят. (Постукивание пальчиками по спине.)

Только мой братишка в луже (Поглаживание спины ладошками.)

Ловит рыбу нам на ужин. (Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.)

(Французская народная детская песенка)

Мимическое упражнение «Крапива»

В огороде сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я.

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

(Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения : грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.)

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти - все бойцы (Показать раскрытые ладони.)

Удалые молодцы.

Два - больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два - гвардейца-храбреца,

(Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.)

Два - сметливых молодца.

Два - героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два - мизинца-коротышки -

Очень славные мальчишки!

Массаж ступни и пальцев ног

Пальчики на ножках,

(Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.)

Как на ладошках.

Я их смело покручу (движения по тексту)

И шагать научу.

Разведу вперед-назад

Один палец тянуть рукой на себя, другой - от себя.

И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики,

(Сжимание ладонями пальцев ног.)

Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки заводные!

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

ЛИТЕРАТУРА :

О. А. Новиковская, «Логоритмика »

М. Ю. Картушина «Логоритмические занятие в детском саду» ,



 

Возможно, будет полезно почитать: