Маори — коренное население Новой Зеландии. История Новой Зеландии. Культура маори

  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов
  • Читать дальше: Людоеды-маори
  • На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить - это маори, аборигены Новой Зеландии.

    В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

    Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

    Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год - 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их .

    Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, - более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов - более светлая пигментация, от монголоидов - сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов - волнистоволосатость” . Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

    По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы . Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии . Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

    Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам . Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те - на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

    После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
    читать сказку про Мауи

    Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

    реконструкция с чучелом моа

    До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

    Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

    видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

    Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
    Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
    Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

    По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

    Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

    Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

    Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
    Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

    Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

    Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
    Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

    Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

    К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

    Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
    Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

    В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

    Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

    На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

    картина G.F.Goldie "Вдова".
    музей Те Папа, Веллингтон.

    Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

    Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

    Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

    На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

    Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

    В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
    Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

    Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

    При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
    Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
    После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

    Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

    После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

    Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

    Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
    А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

    Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
    Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

    Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
    Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
    До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

    (продолжение следует)

    Много веков назад прародители маори приплыли на семи каноэ-ваках в земли Аотеароа из далекой Гаваики. Где именно находится эта мифическая Гаваика точно не известно, ученые называют более десятка версий – от Гавайев и Таити до Явы и Тайваня. Название ваки дало имя и новообразовавшимся племенам, которые заселили необитаемые земли Новой Зеландии – арава, мататуа, аотева, таинуио, курахаупо, такитуму и токомару. Когда усталые путники подплывали к острову, он был окутан белой дымкой от извергающихся вулканов, поэтому новые хозяева и назвали его «Страной длинного белого облака».

    Маори считаются одними из самых воинственные и кровожадных племен, хотя само название новозеландских аборигенов переводится как «нормальные», «обычные». На самом деле так представители племени отличали себя от богов, а к белому человеку эти полинезийцы до нашего времени испытывают чувство неприязни. От одних только ритмов боевого танца «хака» у обычных туристов уже идут мурашки по коже. Но любопытство побеждает все страхи, поэтому джайлоо-туризм в деревни маори сегодня считается одним из самых популярных направлений.

    Племена маори живут небольшими деревнями «па», которые обнесены высокой оградой и глубоким рвом. Традиционная семья живет в доме-фаре, построенном из бревен и покрытым соломой. Пол в таких домах всегда ниже земли, чтобы было теплее. Центром деревни считаются «марае», так называемый Дом Собраний. Сами маорийцы считают это здание живым существом, хранителем их культуры и традиций. Это самый богатый дом деревни, украшенный традиционной резьбой, здесь хоронят вождей, проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, празднуют торжества и решают проблемы племени.

    Маори почитают полинезийских богов Тангароа, Тане, Ту, Ронго и именно им часто посвящают мужские ритуальные танцы «хака» и женские «пои». Воплощение таких божеств можно также увидеть на маорийских масках, статуэтках и барельефах. Резьба этого народа довольно сложная и основана на спиралевидных узорах и завитках, которые несут в себе зашифрованную информацию. Разгадать ее могут только те, кто близко знаком с этнической символикой маорийцев.

    Настоящим искусством также является маорийская татуировка мокко. Если в современном мире тату используют для украшения тела, то для маори она является чем-то на подобии удостоверения личности. Мокко на теле аборигенов может рассказать всю его родословную и даже несет тайное послание остальному миру. Эти татуировки раскрывают не только прошлое маори, но и определяют их будущее.

    Еще несколько фото маори.

    Племена Маори Новая Зеландия

    В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создаетсяиз-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюдаиз мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобныхповязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

    Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

    Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.

    Маори

    Те Пуни, вождь маори, XIX век
    Самоназвание
    Современный ареал расселения и численность

    Всего: ~680 000 (2001)
    :
    586 000 (2001)
    635 100 (2005)
    :
    72 956 (2001)
    :
    ~8,000 (до 2000-го)
    США
    ~3,500 (2000)
    :
    1,305 (2001)
    Другие страны
    ~8,000 (до 2000-го)

    Язык
    Религия
    Родственные народы

    Самоназвание

    На языке маори слово māori обозначает «нормальные », «естественные» или «обычные ». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

    Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы », «аборигены », «местные » или «новозеландцы ». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

    История

    Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между и 1300 годом нашей эры.

    У маори существует легенда о том, как они прибыли сюда на 7 каноэ со своей прародины, Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам, например, Гавайи , Савайи , Хива . По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племен селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

    Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман , голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук . Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

    Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа »(Белое Длинное Облако). Северный остров - Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный - Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

    Жилье Маори

    Язык

    Ремесла - ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента - спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах - человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги, и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

    Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити . По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна , в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

    Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

    Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия - шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) - камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита . Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

    Прежде был распространен каннибализм . Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация - проверка на выносливость, так как процедура болезненная.

    Фотографии представителей народа маори

    Социальные отношения

    Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома.

    Духовная культура

    В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому - другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

    Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа , Тане , Ту , Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта - паи-марира.

    Основные понятия: атуа - бог или дух вообще, мана - магическая сила, понатури - демон , дух , обитающий в океане, кехуа - призрак, копуваи - чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики - «полинезийский Адам», Хина - «полинезийская Ева». Мауи - культурный герой.

    Распространены песни и танцы. Два собственных местных танца - хака (мужской) и пои(женский), родичи гавайской хулы. Аккомпанировали на флейте (коауау).

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • culture.co.nz (англ.) - важные сайты, посвящённые Маори.
    • Maori Culture and Traditions (англ.) - сайт о Маори.

    Литература

    • Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
    • Сказки и легенды маори, из собрания А.Рида, М., 1981.
    • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
    • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
    • Те Ранги Хироа . Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959
    • Языки и диалекты мира, под ред. В. Н. Ярцевой, М., 1982.


     

    Возможно, будет полезно почитать: