Масутацу ояма какой дан. Ояма Масутацу. Биография

Родился 27 июля 1923 года, в одной из деревень Южной Кореи. Настоящее его имя Енг И Чой.

Единоборствами Масутацу начал заниматься очень рано, в возрасте 9 лет. В 1938 году, в пятнадцатилетнем возрасте он уезжает в Японию, и поступает в авиационное училище, он хочет стать летчиком, подобным герою своего времени, 1-му корейскому летчику-истребителю. Выжить в непростых условиях в столь юном возрасте, оказывается гораздо труднее чем ему казалось, тем более что корейцы учащиеся в летных училищах Японии считались чужаками и отношение к ним было соответствующее.
Несмотря на нелегкое время в своей жизни он продолжает практиковать единоборства, занимается дзюдо и боксом. Как-то раз он замечает ребят, практикующих Окинава Карате. Это заинтересовывает его, и он отправляется в додзе Гичина Фунакоши в Университете Такушоку, где он овладел тем, что сегодня называется Шотокан Карате (бесконтактное стиль карате).

Ояма быстро прогрессирует: к 17 годам он получает 2 дан, а к тому моменту, как поступает на службу в Японскую Имперскую Армию, в 2- лет - получает 4 дан. В это время его серьезно заинтересовало дзюдо, и результаты в этом единоборстве были не менее выдающимися. К моменту завершения тренировок по дзюдо Масутацу, менее чем за 4 года с начала тренировок, достигает 4 дана по дзюдо.

После поражения Японии во 2-й Мировой войне, Масутацу Ояма впадает в отчаяние и депрессию и практически забрасывает практики. К счастью, Co Нeй Чу уже вошел в его жизнь.
Co Нeй Чу В - это мастер того времени, кореец, земляк Оямы, проживающий в Японии, являющийся одним из выдающихся мастеров Годзю Рю. Этот Мастер славился своей физической и духовной силой. Именно он вдохновил Ояму, посвятить жизнь Воинскому Пути (Будо). Со предложил, Ояме идею о том, чтобы Ояма уединился от людей и на протяжении 3-х лет занимался тренировкой духа и тела.
В 23 года Масутацу Ояма встречает Эйджи Йошикаву, автора романа «Мусаси», который был основан событиях из жизни и дел известнейшего Самурая Японии. Роман, и его автор помогают Масутацу Ояме более глубоко понять кодекс Самурая - Бусидо.

В тот же год Масутацу отправляется на гору Минобу в округе Чиба, где Мусаси основал стиль боя на мечах Нито-Рю. Масутацу полагал, что это будет подходящим местом для того, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, которые он взял с собой, была копия книги Йошикавы. Студент которого звали Ясиро пошел вместе с ним, но одиночество очень тяжело отразилось на нем, и после полугода тренировок Ясиро тайно сбегает ночью. Это очень тяжело сказывается на Ояме, и желание вернуться в общество становится еще сильнее. Со Ней Чу множеством примеров убеждает Ояму продолжать тренировки, и Ояма принимает решение стать самым сильным каратистом Японии.

Через какое-то время человек, снабжающий Масутацу средствами для проживания, сообщил, что он не может более оказывать поддержку Ояме. Через 14 месяцев, Ояме приходится прервать свое уединение.
Спустя некоторое время, в 1947 году, Масутацу выигрывает 1-й, после 2-й Мировой войны, Всеяпонский чемпионат по карате. Несмотря на это Ояма по-прежнему в чувствует опустошение в душе из-за того, что у него не получилось пробыть 3 года в уединении. Ояма решает посвятить себя и свою жизнь карате.
Он начинает заново, теперь уже на горе Киeзуми, в тех же окрестностях Чиба. Это место Ояма выбирает для своего духовного подъема. Тренировки Оямы становятся интенсивнее до фанатичности по степени нагрузок - по 12 часов в день, ежедневно и без перерыва.
Он стоит под струями холодной воды водопадов, бросает речные камни руками, использует деревья как макивару, совершает 100-ни отжиманий, тем самым закаляя свое тело. Он включает в свое ежедневное расписание обучение научным трудам классиков боевых искусств, дзен и философии. Через 18 месяцев Ояма завершает свое уединение, приобретя уверенность в себе и способность полностью себя контролировать.
Во время недолгого, но плодотворного уединения в горах он живет согласно строго разработанному режиму, часто упоминаемому в биографиях Оямы и служащему назиданием для легкомысленных учеников:

  • 4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 минут. Бег трусцой по горам - 2 часа.
  • 7 часов утра - приготовление еды.
  • 8 часов утра - трапеза, во время которой совмещаются завтрак и обед.
  • 9 часов утра - начало практик. 10 раз выполнить комплекс, состоящий из 5 упражнений:
  • поднять 20 раз - 60 кг штангу;
  • отжимания на пальцах 20 раз;
  • отжимания в стойке на руках 20 раз;
  • подтягивания на перекладине 20 раз;
  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева по макиваре.

После выполнения каждого из комплексов выполнить дыхательные упражнения и сразу же приступить к последующему комплексу.

  • После 10-ти кратного исполнения данного комплекса - отдых до 11 часов.
  • 11 часов утра - исполнение ката.
  • При этом, каждый день исполнять по 100 раз какое-либо 1 ката. Например, в 1-й день Хэйан-1, во 2-й день Хэйан-2 и т.д. до тех пор, пока не выполнит все 5 комплексов Хэйан, а после - выполнить их в обратном порядке. Это же следует проделать со всеми оставшимися ката.
  • 2 часа пополудни - подъем тяжестей. Поднять 60 кг штангу 20 раз, затем плавно увеличивать нагрузку.
  • Выполнить 1000 отжиманий: 200 раз на 2-х пальцах, 200 раз на 4-х пальцах, 400 раз на 5-ти пальцах. Перед выполнением каждого комплекса - сделать небольшой перерыв. Время от времени, для того, чтобы разнообразить свои тренировки - выполнять 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
  • 3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; тренировки с макиварой; лазать по канату; выполнять упражнения для мышц брюшного пресса - 200 раз; после - разбивание камней.
  • 5 часов пополудни - приготовление еды. Ужин.
  • 6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.

В дополнение к этому, следует сказать, что большое количество подвижников и энтузиастов боевых искусств придерживалось похожего распорядка дня не год и не два, а 20-30 лет или всю свою жизнь.

Однако, для мастера, который принимает решение сделать вызов крупнейшим школам, человека, который желает внедрить новую методику обучения карате, 1-й победы на турнире было явно недостаточно. Мужчина, вполне современного склада, Масутацу быстро понял, что помочь в столь смелой затее могла только яркая реклама. Со своей ярой целеустремленностью Ояма начал заниматься подготовкой серьезнейшей рекламной компании, тренируя зрелищные номера. В 1949 году Ояма селится в лачуге рядом с городской бойней и проводит там 7 месяцев, изучая поведение животных. Он разрабатывает свой способ ликвидации быков голыми руками - отрубая быкам рога под корень ударом «рука-меч».

В 1950 - Сосай Масутацу Ояма начинает проводить демонстрации своей силы, вступая в схватки с быками. Количество быков, с которыми ему довелось сразиться составило 52 штуки, из которых были убиты 3 быка, и 49 быкам были обрублены рога, знаменитым ударом «шуто» (удар ребром ладони). О легкости поединков не могло быть и речи. Масутацу радостно вспоминал о своем 1-м эксперименте, который закончился только тем, что он разъярил быка. В 1957 - в Мексике, когда ему было 34 года, Ояма находился на грани жизни и смерти, когда бык рогом пропорол его. Масутацу удалось завалить быка и ударом обрубить его рог. Этот случай на полгода приковал Ояму к постели и ему чудом удалось восстановиться от смертельной раны. Общество по защите животных Японии заявило о протесте, направленном на прекращение боев Оямы с животными после известия о том, что Ояма намеревался сразиться с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой предназначились для бойни.

В 1952 - Масутацу устраивает гастрольный выезд по США, где производит фурор и приводит в полное смятение публику, продемонстрировав невероятные номера. И действительно, какой должна была быть реакция американских зрителей, когда приезжий мастер раскалывал, будто фарфоровые, громадные булыжники, сносит горлышко пивной бутылке, и бутылка при этом не падает, бьет себя молотком по костяшкам пальцев, пробивает руками и ногами толстенные доски, уложенные в 15-20 слоев черепицу и лежащие друг на друге 3-4 кирпича? Масутацу путешествует по США на протяжение года, демонстрирует свое мастерство карате вживую и по национальному телевидению.
В течение последующих лет, Ояма вызывает на поединок мастеров различных видов единоборств, в том числе и боксеров, и проводит 270 поединков с различными бойцами.

Большая часть бойцов были повержены 1 ударом! Бой никогда не продолжался больше 3-х раундов, и крайне редко продолжался более нескольких секунд. Его тактика была проста: Ояма сокращал дистанцию, приближаясь к сопернику и наносил удар, законным результатом которого было то, что противник становился обладателем перелома. Если же сопернику удавалось блокировать удар, то этого блока было недостаточно и удар проходил сквозь него. Если же соперник не мог блокировать атаку, то его ребра были сломаны. Масутацу становится известен как «Рука Господа», как наглядное отражение принципа японских бойцов «Один удар - одна смерть». Это являлось истинной целью техники карате. Сложная техника ног и замысловатые приемы были второстепенны (хотя Ояма применял и их, при чем очень эффективно).

В 1953 - открывает свой 1-й додзе в Медзиро в г. Токио. В 1956 году, 1-й постоянный додзе открылся в бывшей балетной студии за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от сегодняшнего Японского центрального Додзе. К 1957 году было 700 учеников, несмотря на огромное количество не выдерживавших тяжелые и изнурительные тренировки. Адепты других стилей приезжали в додзе Оямы для того, чтобы попрактиковать полноконтактное карате.
Один из 1-х инструкторов, Кенджи Като, говорил недавно пришедшим адептам других стилей, чтобы они соблюдали технику других стилей, и изучали любые методы и приемы, которые могли бы помочь реальном бою. Это и было тем карате, которое развивал Масутацу Ояма.

Масутацу брал методы и приемы изо всех единоборств и не ограничивался одним карате. Ученики додзе Оямы серьезно подходили к обучению боевым приемам, видя в своих тренировках, в первую очередь, искусство ведения боя. Некоторые ограничения все же присутствовали при проведении кумитэ (полноконтактный поединок) - удары в голову наносили открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах являлись разрешенными. Раунды кумитэ длились до того момента, как было объявлено о полном поражении. Травмы в те времена являлись типичным явлением, и отсев учеников был крайне высоким (свыше 90 %). К ученикам не проявлялось никаких снисхождений. Каждый получал то, что заслужил.

В это время Масутацу Ояме приходит мысль об открытии собственной школы.Он приступает к созданию новой школы карате - Киокушинкай (Общество Абсолютной истины), открыто противопоставляя ее всем до этого существовавшим направлениям и стилям карате.
Мировой центр школы официально открылся в июне 1964 года, и официально было принято название Киокушин, имеющее значение «Окончательная истина». С того времени, Киокушин распространился более чем по 120 странам мира, и на сегодняшнее время зарегистрированных членов IKO, более 12 миллионов, т.е. это одна из самых крупных федераций карате в мире. Среди знаменитостей, связанных с Киокушином: Шoн Коннери - почетный 1-й дан; Дольф Лундгрен 3-й дан - Чемпион Австралии в тяжелом весе; Президент ЮАР Нельсон Мандела - почетный 8-й дан; Австралийский Премьер-министр Джон Говард - почетный 5-й дан; которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин додзе в Сиднее в июне 1988 года.

Что это? Победа нового стиля карате? Hет, скорее оптимально реализованный потенциал всего наследия карате, бессмертных заветов старых мастеров. Масутацу никогда не скрывал эклектической направленности своего стиля карате. Отказавшись от догм и установок, которые были свойственны традиционным воинским искусствам и прежде всего от узко-сектантского подхода, он предпринимает генеральную ревизию большого количества видов единоборств (как с оружием, так и без него), с задачей отобрать нужные для своего стиля элементы. Все это, в комплексе, было призвано обеспечить требования стиля: силу, стойкость и эффективность.

Масутацу вводит большое количество новых, позаимствованных и изобретенных комбинаций в тактику кумитэ (свободного поединка), тем самым, несомненно, пополнив арсенал карате, хоть и в его разработках мы не сможем отыскать стройной системы, привязанной к философским и космогоническим моделям, которой могли похвастаться старые межконтинентальные школы. В области философии Масутацу шагает по руслу традиционных учений. Выучив труды Такуяна, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он продолжает развивать их идеи о слиянии человека со всей безграничной Вселенной, о преобразованиях духа-разума в Пустоту посредством практики Дзен. Желая суметь преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзенской логики и реальностью современной жизни, Масутацу подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в Дзен не противопоставляется существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти к этому можно лишь преодолевая антиномии жизнь - смерть и победа - поражение. Важную роль отводит Масутацу продолжительной сидячей медитации - дза-дзен и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предшествующей и завершающей тренировки, моку-со.

И все-таки, самое важное в системе Масутацу то, что находит отклик в сердцах миллионов, не безжизненная теория, не медитации и не разучивание вполне стандартных для карате движений, а практическая эффективность, максимальная жизнеспособность. Для своих учеников он разрабатывал целый каскад умопомрачительных трюков, воплощающих передовые достижения карате на физическом уровне:

  • - пробить подвешенный на 2-х нитках лист тонкой рисовой бумаги ударом кулака и пальцев руки;
  • - расколоть подвешенную на веревке доску (или кирпич) ударом кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  • - расколоть несколько дюймовых досок, которые держат в руках 2 ассистента всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около 2-х метров;
  • - расколоть плавающую в бочке с водой дюймовую доску;
  • - расколоть руками, ногами и головой до 20-ти слоев черепицы;
  • - расколоть ударом «рука-меч» или «железный молот» 3-х лежащих друг на друге кирпичей;
  • - расколоть ударом «рука-меч» 3 лежащих друг на друге с промежутками ледяных плит толщиной в 3 дюйма каждая;
  • - пробить рукой и головой ледяную глыбу;
  • - расколоть массивный булыжник основанием ребра ладони;
  • - отрубить горлышко стоящей бутылки;
  • - проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
  • - пронзить ударом «рука-копье» подвешенную коровью тушу.

Все вышеперечисленные действия относятся к категории позитивных (Ян), воплощающих принципы активного нападения. Другое значимое место в показательной программе Киокушин а занимают и номера, которые раскрывают необыкновенную способность организма к пассивному сопротивлению и относится к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в 2 дюйма ломается при ударе о спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или так: каратист ложится спиной на доску, из которой торчат гвозди, на грудь ему кладется гранитный валун весом не менее 50 кг и валун разбивается ударом кувалды. Впечатляюще! Однако, еще более удивительные трюки присутствуют в выступлениях индийских йогов-факиров или китайских мастеров цигун.

Силовые номера в Киокушине сочетаются со всевозможными тестами на быстроту, четкость и точность. Вот эти упражнения: погасить свечу с дальней дистанции различными ударами рук и ног, разрубить ребром ладони спичечный коробок из тонкой фанеры, выдернуть бумажный лист из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и т.п. яркие демонстрации, рассчитанные на свою зрелищность.
Однако Сосай привлекает сторонников не только цирковыми демонстрациями. Ояма лично проводил тренировки спортсменов из разных стран, путешествует по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежало немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу сняли большое количество рекламных фильмов, среди которых как документальные фильма, так и художественные. Hо вот что стоит выделить - его ученики побеждали на чемпионатах. И не спроста школа Киокушинкай не входила во Всеяпонскую федерацию карате, противопоставляя ей свою Всемирную федерацию. Сосай шел своим путем.

Печально, но в апреле 1994 года в возрасте 70 лет основатель Киокушинкай карате Масутацу Ояма умирает, от рака легких, хотя и не являлся курильщиком.
Ответственным за организацию остается Шокей Мацуи (5 дан).
Смерть Оямы привела к большому количеству политических и экономических противоречий во всем мире Киокушинкай , которые спустя большое количество времени, к сожалению, актуальны до сих пор. В результате происходит раскол Киокушинкай, во многом напоминающий раскол в Шотокан карате. Теперь, кажется, каждая группа, будет утверждать что «только они» являются истинными наследниками Киокушинкай Масутацу Оямы, духовно или даже материально. Один из глав Киокушинкай в Австралии Гарри Роджерс даже сделал предположение (в шутку), что возможно Масутацу Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы Киокушин выжил без него!
Однако имеет смысл сделать предположение о том, что все группы Киокушинкай, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Масутацой Оямой. Возможно, организации Киокушинкай будет жизнеспособной, и как во всех хороших школах, некоторые из учеников, по итогу, оставляют свой дом и открывают свои собственные школы. Некоторые из отколовшихся групп могут, на словах, остаться преданными принципам Киокушин, так как сделал в 1991 году Стив Арнейл в Великобритании.
Другие, такие как Сигейру Ояма в США, пошли дальше, основав и развивая свой собственный стиль, основанный на принципах Киокушинкай карате.

90 лет назад, 27 июля 1923 года в Корее родился один из самых знаменитых представителей боевых искусств, выдающийся мастер и преподаватель каратэ, обладатель 10 дана Масутацу Ояма (яп. 大山 倍達 ; кор. Чхве Ён Ый 최영의, 崔永宜)) — создатель стиля Кёкусинкай.

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана, и получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того.
В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша — Масутацу Ояма — переводится как «умножающий свои достижения подобно высокой горе».

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера И учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.
Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах затруднительно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл собственным путём. Порой утверждения самого Оямы противоречат друг другу. В результате представляется затруднительным составить представление об истории становления Оямы как мастера.
Однако, сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о некоторых наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Мастер Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть каратэ».
О другом своём наставнике — Котаро Ёсиде — Ояма пишет: «Я прочел множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…».

Будучи корейцем по рождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно ле-гендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на вре-мя покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добро-вольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ладонями стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.

Популяризатор каратэ
Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, в ходе которых организовывал показательные выступления с демонстрацией техники каратэ и тамэсивари, проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки создать одну из крупнейших организаций — Международную организацию каратэ (IKO).

В 50-е годы Ояму часто можно было застать в додзе Годзюкан в токийском районе Асакуса, где после войны обосновался легендарный "Кот" Ямагути. В 1956 году состоялись показательные выступления и демонстрационная схватка между Оямой и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, организованные газетой "Токе майсэки симбун" ("Токийская ежедневная вечерняя газета"), а двумя годами раньше Ямагути присвоил Ояме 7 дан Годзю-рю и звание кеси.

Начиная с 1952 года, Ояма, с целью популяризации своей концепции новой школы каратэ, совершает целый ряд международных турне, произведя настоящий фурор на Западе. Он ломает толстенные доски и камни, крошит черепицу и ломает рога быкам, словом потрясает воображение зрителей.

Согласно официальной версии, за всю свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он отрубил рога ударом ладони, а 3-х убил насмерть. Впрочем, некоторые биографы выражают сомнения.

Благодаря своему ошеломительному успеху, по возвращении на родину в 1954 году, Ояма открывает свое первое додзе, которое превращается в настоящую Мекку для бойцов со всей страны. Их привлекает как личность мастера, так и поистине революционный подход к каратэ, как будо-искусству. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, впоследствии составили славу Кёкусинкай, став блестящими мастерами. В их тренировках и спаррингах родился стиль Кёкусин. Однако в 50-х годах самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто "каратэ Оямы". С тех самых пор Кёкусинкай становится одним из крупнейших стилей каратэ.

Сам Ояма обучал каратэ тысячи человек, но лишь единицы могут похвастаться, что видели своими глазами, как он спарринговал. Дело в том, что в 1956 году Ояма получил тяжелую травму колена, и после этого всерьез уже практически никогда не дрался. Поэтому описать его боевой стиль могут лишь те ученики, кто пришел к нему в небольшой промежуток между 1954 и 1956 годами.

В 1963 году Ояма строит штаб-квартиру (хомбу) своей школы каратэ, которая в 1964 году получает официальное название Кёкусинкайкан - Дворец общества абсолютной истины.

В 1966 году небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры принимает вызов, брошенный представителями тайландского бокса, и в матче с сильнейшими бойцами муай-тай, в Бангкоке, одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.
С 1969 года, когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, начинается спортивное развитие стиля Киокусин. В дальнейшем подобные чемпионаты стали проходить ежегодно, а в 1975 году состоялся Первый открытый чемпионат мира по каратэ Кёкусинкай.

"Чтобы самоотверженно тренироваться часами, каждый день, человеку необходимо забросить обычные удовольствия и отдых. У него должно быть сильное чувство самоотречения, осознания цели, которое поможет ему в преодолении соблазнов.Человек, чей разум горит желанием научиться всему на выбранном Пути, будет посвящать любую возможную минуту тренировке."

До самых последних дней своей жизни Ояма проводил тренировки в Хонбу, являя собой яркий пример истинного мастера Будо.
В 1994 году Ояма скончался от рака лёгких. По восточным меркам не такой уж и старый, если бы не болезнь - мог бы дожить и до нынешнего юбилея...

Ояма воспитал большое количество талантливых учеников, некоторые из которых основали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы являются:
Стив Арнейл — президент IFK, 10-й дан, первый человек после самого Оямы, прошедший хякунин-кумитэ.
Йон Блюминг — президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, основатель Европейской организации каратэ Кёкусинкай.
Сигэру Ояма — основатель Ояма-каратэ, 10-й дан Ояма-каратэ и 8-й дан Кёкусинкай.
Хидэюки Асихара — основатель Асихара-каратэ.
Тадаси Накамура — основатель Сейдо-каратэ.
Адемир да Коста — основатель Сэйвакай.
Такаси Адзума — основатель Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).
Мацусима Ёсиказу — президент IKO Matsushima, 9-й дан Кёкусинкай.

Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

Пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
- пронзание ударом "рука-копье" подвешенной коровьей туши.
- отрубание горлышка стоящей бутылки;

Все описанные действия относятся, соответственно, к категории позитивных (Ян), воплощая принцип активного нападения. Hе менее важное место в демонстрационной программе Кёкусинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в два дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или такое: человек ложится спиной на утыканную гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50 килограммов и разбивают валун ударом кувалды. Впечатляюще. Впрочем, еще более невероятные трюки демонстрируют индийские йоги-факиры или китайские мастера цигун.

Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Кстати, о зрелищах. "По мотивам" жизни Масутацу Оямы сняты художественные фильмы «Обречённый на одиночество» («Kenka karate kyokushinken», Япония, 1975) и «Воин ветра» (Южная Корея, 2004). Также Ояма послужил прообразом каратиста Ороти Доппо из аниме-сериала «Боец Баки».

Некоторые фото Мастера.

Выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, основатель стиля Кёкусинкай, популяризатор каратэ в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о каратэ, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до самой своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Киокусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.

Биография

Масутацу Ояма появился на свет 4 июня 1923 года в Корее, в городе Кимдже, провинции Чолла-Пукто, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана (высшее сословие, и принадлежность к нему передавалась наследственно), и получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того.

В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое избрал себе юноша - Масутацу Ояма - переводится как «Большая гора» («О» в переводе с японского означает «большой, великий», «яма» - «гора»).

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера он обучался китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма отправился в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, котрые занимались по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, основателя стиля Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.

Учителя

Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах довольно сложно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства и юношества, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл своим собственным путём. Иногда, утверждения самого Оямы противоречат друг другу. В итоге представляется довольно трудно составить представление об истории становления Оямы как мастера. Создаётся впечатление, что Масутацу Ояма сознательно замалчивал имена своих учителей. Но всё же, сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о нескольких наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Учитель Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть каратэ». Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю-дзюцу Дайто-рю у крупного мастера Котаро Ёсиде, о котором Ояма сообщает: «Я прочел и изучил множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…». Ояма изучал каратэ Годзю-рю под руководством корейца Со Нэйтю, ближайшего соратника и подвижника знаменитого Ямагути Гогэна. Позже Ояма стал учеником уже самого Ямагути Гогэна. В 1956 году «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку (кумите) между Масутацу Ояма и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Масутацу Ояма сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и званием кёси (Почётное звание, учрежденное в июне 1901 года Дай Ниппон Бутоку кай за особые достижения в преподавании будо). Запись о присвоении Ояма Масутацу звания кёси - «наставника» - и степени 7-й дан, датированная 1954 годом, действительно имеется в Тетради фиксации сведений о присвоении мастерских степеней, и сделана она рукой самого Ямагути Гогэна. Однако в том же 1956 году Масутацу Ояма неожиданно порвал с Ямагути Гогэном, создал собственное додзё и начал пропагандировать свой собственный стиль каратэ. Он осознавал, что может претендовать на большее, чем быть вторым номером при Ямагути. Достоверно известно, что конфликт между Масутацу Ояма и Ямагути был довольно острым.

Как бы там ни было, уйдя от Ямагути, Ояма фактически разорвал все отношения с миром каратэ, ведь для ортодоксально настроенных каратистов его поступок был ничем иным, как предательством по отношению к учителю. Хорошо известно, что многие представители японского каратэ и до этого неоднократно критиковали Масутацу Ояма за нарушение писаных и неписаных норм каратэдо - за чрезмерную жестокость, проявленную в убийствах быков, за получение денег при демонстрации каратэ в США и т. д. Разрыв с Ямагути, похоже, переполнил чашу терпения и превратил Масутацу Ояма в самого настоящего изгоя. Правда, позже, когда школа Кёкусинкай набрала силу и превратилась в одну из крупнейших организаций каратэ в Японии, руководителям ведущих организаций при решении различных вопросов не раз приходилось садиться с ним за стол переговоров.

Со своей стороны, на изгнание из мира каратэ Ояма, похоже, отреагировал тем, что стал вымарывать собственный путь в боевых искусствах, замалчивать имена своих реальных учителей и создавать мифологизированную историю своей жизни и своей школы, чтобы и с морально-этической стороны обеспечить её состоятельность в глазах широкой публики. Похоже, именно так рождался образ просветленного мастера, познавшего каратэ в затворничестве в горах и спустившегося в лохмотьях в этот мир, чтобы дать всем желающим Кёкусин - «Абсолютную истину».

В 1963 году Ояма построил штаб-квартиру (Хонбу) Международной организации каратэ (IKO), которая в 1964 году получила официальное название Кёкусин кайкан - «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 году небольшая команда учеников Масутацу Ояма в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай-тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав тем самым репутацию каратэ.

Популяризатор каратэ

Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, во время которых организовывал показательные выступления с показом техники каратэ и тамэсивари (разбивание твёрдых предметов незащищёнными частями тела, практикуемое в японских боевых искусствах (каратэ)), проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки основать одну из крупнейших организаций - Международную организацию каратэ (IKO).

Ученики

Ояма воспитал огромное количество талантливых учеников, некоторые из которых создали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы стали:

-Стив Арнейл

Президент IFK, 10-й дан, первый человек прошедший хякунин-кумитэ.


-Йон Блюминг

Президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, создатель Европейской организации каратэ Кёкусинкай.


-Сигэру Ояма

Основатель Ояма-каратэ, 10-й дан Ояма-каратэ и 8-й дан Кёкусинкай.


-Хидэюки Асихара

Создатель Асихара-каратэ.


-Тадаси Накамура

Создатель стиля Сейдо-каратэ.


-Адемир да Коста

Создатель школы Сэйвакай.


-Такаси Адзума

Основатель стиля Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).


-Дольф Лундгрен

Актёр, режиссёр, сценарист и продюсер, мастер боевых искусств

Будучи корейцем по происхождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно легендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на время покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добровольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ребром ладони стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.


-Согласно официальной версии, за всю свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он ребром ладони отрубил рога, а 3-х убил насмерть.
-Масутацу Ояма был категорически против того, чтобы каратэ занимались женщины. Но всё же после того, как он побывал на одном из кумитэ в котором учавствовали мастера-женщины, он поменял своё мнение на этот счёт и даже использовал фотографии женщин для иллюстрации техники в своих книгах (например, «Классическое каратэ»).

Масутацу Ояма родился 27-го июля 1923 года в Южной Кореи. Настоящее его имя было Енг И Чой . На путь боевых искусств Ояма ступил в возрасте девяти лет, находясь в Маньчжурии. Там он изучал стиль китайского Кемпо под названием «Рука 18 архатов».

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он вернулся в Японию и поступил в летное училище. К слову сказать, корейцам очень трудно приходилось жить в Японии, так как в те времена Корея была японской колонией, и к ее жителям относились как к людям второго сорта. Но, несмотря на подобное отношение Ояма продолжает заниматься боевыми искусствами, в частности боксом и дзюдо. В это же время он становится учеником Фунакоши Гичина , и под его началом осваивает Окинава Карате, в наше время эта школа называется Шотокан карате. Всего за два года он получает 2 дан, а к моменту поступления на службу уже 4 как по Окинава карате, так и по дзюдо, и это всего в двадцать лет.

Становление Оямы Масутацу , как мастера карате.

Становление Масутацу Оямы как мастера карате началось в 1945 году, после поражения Японии во Второй Мировой Войне. Стоит сказать, что это поражение крайне негативно сказалось на всем японском населении, огромное количество людей совершили ритуальное самоубийство «харакири», не выдержав позора поражения. Ояма также воспринял все это очень близко к сердцу и впал в глубочайшую депрессию. Он даже на некоторое время полностью забросил тренировки. Справиться с собой ему помог мастер Со.

Со Ней Чу - земляк Оямы , живший в Японии, был признанным мастером Годзю -Рю . Именно он предлагал Ояме посвятить жизнь Пути Воина и уединится от общества для тренировки тела и духа на 3 года.

В 23 года Ояме повезло познакомиться с Эйджи Йошикавой , автором романа « Мусаши» ,в котором описана жизнь самого известного самурая Японии Мусаши Миямото , и его понимание кодекса Бушидо .

В тот же год Масутацу Ояма отправился на гору Минобу , к слову сказать, на этой самой горе разработал свой стиль боя на мечах и сам Мусаси Миямото , название этого стиля Нитэн -Ити -Рю (Нито -рю ). Среди вещей взятых с собой Оямой была и книга «Мусаши». Сопровождал его боец по имени Яширо . Но после 6 месяцев суровых тренировок Яширо сбежал под покровом ночи. Эта новость потрясла Ояму , и он думал о прекращении тренировок, так как очень тяжело переносить одиночество. И снова на помощь ему пришел Со Ней Чу , который убедил Ояму продолжать тренировки.

К сожалению, источник средств человека снабжавшего Ояму средствами существования иссяк, и тренировки, по истечении 14 месяцев пришлось прекратить.

Через некоторое время, в 1947 году, Масутацу Ояма выиграл Первый Послевоенный Всеяпонский турнир по карате. Вдохновленный своей победой он снова уединился в горах и решил полностью посвятить жизнь карате.

Тренировки Масутацу Ояма в горах

На этот раз он поднялся на гору Киезуми , которая также как и предыдущая находилась в префектуре Чиба . Тренировки были просто нечеловеческие и длились по 12 часов ежедневно.

Был строго разработанный режим:


  • 4 часа утра — пробуждение. Медитация — 10 мин. Бег по горам — 2 часа. А это около 15 километров по пересеченной местности.

  • 7 часов утра — приготовление пищи.

  • 8 часов утра - прием пищи, одновременно совмещающий завтрак и обед.

  • 9 часов утра — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:


  • поднять 20 раз шестидесяти килограммовую штангу;

  • отжаться на пальцах 20 раз;

  • отжаться в стойке на руках 20 раз;

  • подтянуться на перекладине 20 раз;

  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару . Иногда вместомакивары использовались деревья.

В 1964 году наступило время для основания собственного стиля. С названием стиляо пределялись очень долго, и в июне этого же года приняли название Киокушинкай - «Общество абсолютной истины». Очень быстро Киокушин набрал обороты ираспространился в 120 странах мира, на данный момент число последователей искусства Оямы насчитывает 12 миллионов каратистов по всему миру, это одна из самых крупных организаций боевых искусств по всему миру.

Подведя итоги можно сказать что Ояма и полностью достиг своей цели, основав и популяризировав свой контактный стиль карате Киокушинкай .

Умер Масутацу Ояма в апреле 1994 года в возрасте 70 лет, причиной смерти стал рак легких. Следует сказать, что Ояма не имел пристрастия к курению, и вообще вредных привычек (берите пример!!). Хотя он и назначил официального преемника Шокея Мацуи , имеющего на тот момент 5-й дан, Киокушинкай все равно раскололся на множество групп. Есть мнение, что Ояма специально разделил свою школу на несколько ветвей, чтобы она могла функционировать и без него.

В завершении данной статьи я хотел бы привести несколько цитат Масутацу Оямы , которые будут полезны для любого бойца:



 

Возможно, будет полезно почитать: