Мок год создания. Смотреть что такое "МОК" в других словарях. Комиссия МОК по номинациям

Новая структура МОК выглядит следующим образом: 15 человек должны предсталять международные спортивные федерации или их объединения, 15 — национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 — действующие атлеты и 70 — так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.

Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК — Олимпийская хартия (в 1972—1978 называлась "Олимпийские правила"). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.

Высшей организацией в решении проблем Олимпийского движения является МОК. Штаб-квартира МОК расположена в Лозанне (Швейцария). Постоянно действующим органом МОК является Исполком, решающий текущие проблемы. Важнейшие вопросы решаются на конгрессах и сессиях МОК. Задачами МОК является проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование, координа-ция действий НОКов, принятие решения о их признании, опре-деление программ Олимпийских игр, взаимодействие с междуна-родными спортивными Федерациями. Во время Игр он передает международным спортивным Федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. Важную роль сегодня играет спортивный арбитражный суд (САС), который разрешает все спорные вопросы во время Игр. Спортивный арбитражный суд с 1994 года юридически полностью не зависит от МОК. Он действует под эгидой Международного арбитражного совета. В пропаганде идей Олимпизма, Олимпийского движения все большую роль играет Международная Олимпийская Академия, функционирующая под патронажем МОК, и Олимпийские Академии стран, входящих в Олимпийское движение. В пропаганде идей Олимпизма участвуют и новые его организационные формы — Олимпийские музеи. 23 июня 1993 года в Лозанне, где расположена штаб-квартира МОК, был открыт Олимпийский музей, который в 1995 году по итогам конкурса занял первое место на Европейском континенте. Ему был вручен приз "Лучший музей года в Европе". Олимпийский музей в Лозанне — не только "храм истории", но и действующий информационно-пропагандистский центр, объединяющий прошлое и настоящее Олимпийских игр. В этом музее созданы прекрасные условия для посетителей всех возрастов. Большое внимание уделяется искусству, особенно организации художественных выставок, уровень которых всегда достаточно высок и которые органично вписываются в общую концепцию музея. В нем рационально использованы самые последние достижения научно-технического прогресса.

В укреплении Олимпийского движения с каждым годом усиливается роль признанной МОК в 1968 году Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (АНОК) , которая регулярно проводит Генеральные ассамблеи, направленные на укрепление дружбы между спортсменами различных стран. Одной из её функций является защита интересов малых стран. Таких стран, входящих в Олимпийское движение, 45. Самая маленькая из них — Мауру, остров в Тихом океане с населением 10000 человек, самая большая — Свазиленд, с населением 860000 человек. На генеральной Ассамблее АНОК в Атланте (1994 г.) за ними закреплено право посылать на Олимпийские игры по 6 спортсменов, не взирая на квалификационные стандарты, устанавливаемые отдельными международными спортивными Федерациями. Квалификационные стандарты необходимы, чтобы удержать число участников Олимпиад в пределах около 10000 человек.

Третьей важной организационной формой Олимпийского движения является Генеральная Ассамблея международных спортивных Федераций (ГАИСФ) , которая функционирует с 1967 г. Основные цели этой организации: содействие укреплению между-народного авторитета и независимости международных спортивных объединений по видам спорта, установление более тесных кон-тактов между спортивными Федерациями и МОК, внесение в МОК и другие международные спортивные объединения предложений по улучшению проведения и организации международных спортивных форумов. Сегодня Олимпийское движение в целом, НОКи — в частности, не могут существовать и эффективно функционировать без спонсорства — взаимовыгодного сотрудничества с крупными фирмами, основанного на контрактах. Вхождение МОК в рыночные отношения кроме спонсорства включает также продажу телевизионных прав и проведение маркетинговых программ. Первые Олимпийские старты, которые были показаны по телевизору, были Игры в Берлине (1936 г.), их зрительская аудитория была ограниченной. Первая коммерческая сделка по продаже прав на телетрансляцию Игр была заключена на зимней Олимпиаде в Скво - Велли (США) в 1960 году и расценивалась в 5 тыс. долларов. Заключена она была с телекомпанией Си-Би-Эс. В этом же году эта телекомпания купила права на показ летних Игр в Риме за 394 тыс. долларов. В 1995 году был подписан контракт на показ Игр в Сиднее и Солт-Лейк-Сити с суммарной стоимостью в 1 миллиард 270 миллионов долларов США. В итоге выигрывают все. Половина полученной суммы за показ Олимпиады в Сиднее получили организаторы Игр. Остальные средства будут затрачены на развитие Международного Олимпийского движения, помощь национальным олимпийским комитетам и международным спортивным Федерациям. Выиграли и болельщики спорта — 3,7 миллиарда зрителей из 220 стран смог-ли на экранах телевизоров следить за ходом спортивных баталий. Коммерческая деятельность МОК и других организаций, входящих в Олимпийское движение, направлена не на обогащение отдельных лиц, а на развитие спорта, помощь НОКам, Международным Федерациям, отдельным спортсменам.

Комиссии МОК

В существуют постоянные и на время создаваемые комиссии и рабочие группы, которые изучают порученные им вопросы и выносят их на рассмотрение Исполкома с последующим утверждением сессией МОК. Комиссии назначаются Президентом МОК. Некоторые комиссии существуют много лет, другие формируются для решения какого-либо локального вопроса, комиссии иногда сливают друг с другом или разделяют на две-три, некоторые упраздняют совсем, появляются новые и т. д. По состоянию на 18.03.2005 в МОК работают следующие комиссии:

Комиссия по культуре и олимпийскому образованию (Commission for Culture and Olumpic Education). Образована в результате слияния Комиссии по культуре, созданной в 1969, и Комиссии по Международной олимпийской академии, созданной в 1967. В составе комиссии 27 человек. Председатель — Хе Женьлян (He Zhenliang), вице-председатель — Никос Филаретос (Nicos Filaretos).

Комиссия спортсменов (Athletes Commission). Образована 27.10.1981. В состав комиссии входит 17 человек. Председатель — Сергей Бубка, вице-председатель — князь Альберт (Монако). Почетный член комиссии Петер Тальберг.

Комиссия по этике (Ethic Commission). Образована в 1999. В ее составе 7 человек. Председатель — Кеба Мбае (Keba Mbaye). Специальный представитель — Пакуэре Жирар Цаппелли (Paquerette Girard Zappelli).

Комиссия по номинациям (выдвижению кандидатов) (Nominations Commission). Образована в 1999. В ее составе 6 человек. Председатель — Франсиско Элизальде (Francisco J. Elizalde).

Комиссия "Женщины и спорт" (Women and Sport Commission). Преобразована из рабочей группы в 2003. В ее составе 19 человек. Председатель — Анита Дефрантц (Anita L. Defrantz).

Финансовая комиссия (Finance Commission). Образована в 1967. В ее составе 7 человек. Председатель — Ричард Л. Кэррион (Richard L.Carrion).

Рабочая группа по награждению (Remuneration Working Group). Преобразована в 2004 из Совета по награждению Олимпийским орденом. Состоит из вице-президентов МОК, председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge). Юридическая комиссия (Juridical Commission). Образована в 1975. Несколько раз прерывала свою деятельность, с 1985 по 1988 была объединена с Комиссией по ревизии Олимпийской хартии, в 1999 была упразднена, вновь сформирована в 1993. В ее состав входит 6 человек. Председатель — Томас Бах (Thomas Bach).

Комиссия по маркетингу (Marketing Commission). Образована в 1998 в результате трансформации Комиссии по новым источникам финансирования, существовавшей с 1984 (в 1982—1983 — Рабочая группа). В ее составе 20 человек. Председатель — Герхардт Хайберг (Gerhard Heiberg).

Медицинская комиссия (Medical Commission). Образована в 1966. В ее составе 13 человек. Председатель — Арне Люнгквист (Arne Ljungqvist).

Комиссия по прессе (Press Commission). Образована в 1967. В ее составе 19 человек. Председатель — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Комиссия по олимпийской программе (Olympic Programme Commission). Преобразована в 1998 из рабочей группы. В ее составе 13 человек. Председатель — Франко Карраро (Franco Carraro).

Комиссия по радио и телевидению (Radio and Television Commission). Образована в 1986. В ее составе 18 человек. Председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge).

Комиссия по олимпийской солидарности (Olympic Solidarity Commission). Образована в 1973 в результате слияния Комиссии МОК по международной олимпийской помощи, созданной в 1961 (до 1968 — подкомиссия), и Комиссии по олимпийской солидарности, сформированной под эгидой ГА НОК. В ее составе 12 человек. Председатель — Марио Васкес Ранья (Mario Vazquez Rana), заместитель председателя — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Комиссия "Спорт и право " (Sport and Law Commission). В ее составе 7 человек. Председатель — Томас Бах (Thomas Bach).

Комиссия "Спорт и окружающая среда" (Sport and Environment Commission). В ее составе 15 человек. Председатель Пал Шмитт (Pal Schmitt).

Комиссия "Спорт для всех" (Sport for All Commission). Образована в 1986 в результате преобразования Комиссии по массовому спорту, созданной в 1985 (с 1984 — Рабочая группа). В ее составе 24 человека. Председатель Ї Вальтер Трёгер (Walther Troger).

Координационная комиссия XX зимних Олимпийских игр 2006 в Турине (Coordination Commission for the XX Olympic Winter Games — Turin 2006). В ее составе 12 человек. Председатель — Жан-Клод Килли (Jean-Claude Killy).

Координационная комиссия Игр XXiX Олимпиады 2008 в Пекине (Coordination Commission for the Games of the XXIX Olympiad — Beijing 2008). В ее составе 15 человек. Председатель — Хейн Вербрюгген (Hein Verbruggen). Заместитель председателя — Ричард Кивэн Госпер (Richard Kevan Gosper).

Координационная комиссия XXI зимних Олимпийских игр 2010 в Ванкувере (Coordination Commission for the XXI Olympic Winter Games — Vancouver 2010). В ее составе 9 человек. Председатель — Рене Фазель (Rene Fasel).

Оценочная комиссия по выборам столицы Игр XXX Олимпиады 2012 (Evaluation Commission for the Games of the XXX Olympiad-2012). В ее составе 11 человек. Председатель — Наваль Эль Мутавакель (Nawal El Moutawakel). Впервые подобная комиссия была создана в 1992 для оценки городов-кандидатов на Игры XXVII Олимпиады 2000.

Комиссия по олимпийской филателии, нумизматике и предметам коллекционирования (Olympic Philately, Numismatic and Memorabilia Commission). Преобразована из комиссии олимпийских коллекционеров, включавшей Международную федерацию олимпийской филателии, Международную федерацию олимпийской нумизматики и Ассоциацию коллекционеров олимпийской меморабилии. В ее составе 7 человек. Председатель — Хуан Антонио Самаранч (Juan Antonio Samaranch). Заместитель председателя — Герхард Хайберг (Gerhard Heiberg).

Комиссия по международным связям (International Relations Commission). В ее составе 14 человек. Председатель Ги Дрю (Guy Drut).

Комиссия по телевизионным и интернет правам (TV Rights and New Media Commission). В ее составе 6 человек. Председатель — Жак Рогге (Jacques Rogge). Некоторые комиссии, выполнив свою миссию, закрывались или преобразовывались в другие. Например, с 1971 по 1987 существовала Комиссия по техническому телевидению. Комиссия по ревизии Олимпийской хартии существовала в 1984—1990 (в 1982—1993 и 1989—1990 это была Рабочая группа). Комиссия по Греции работала в 1981—1982. В 1981 существовала Комиссия по изучению вопросов, связанных со штаб-квартирой МОК и Олимпийским музеем. В 1989—1992 успешно работала Комиссия "Апартеид и олимпизм". В 1983—1987 работала Комиссия по радио, а в 1983—1988 Комиссия по СМИ. В разные годы существовали различные рабочие группы и подкомиссии. Например, Подкомиссия по защите Олимпийских игр (1982—1983), рабочая группа "Защита и независимость спорта" (1982—1983), рабочая группа "Арбитражная комиссия" (1982—1983), рабочая группа "Помощь НОК для участия в Играх" (1982—1983), Комитет по изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм (1985—1988).

Количество членов МОК (по периодам, континентам и странам)

Первый период - 1894-1924 годы

Всего представители 45 стран, из них:

    2 страны с Австралии и Океании - Австралия, Новая Зеландия;

    3 страны с Африки - Египет, Эквадор, Южная Африка;

    5 стран с Азии - Индия, Китай, Персия (Иран), Япония;

    9 стран с Америки - Аргентина, Бразилия, Канада, Куба, Мексика, Перу, США, Уругвай, Чили;

    26 стран с Европы - Австрия, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия/Югославия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия.

Всего избранных членов МОК - 132 человека, из них в первом составе - 15 человек из 12 стран (Аргентина, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Новая Зеландия, Россия, США, Франция, Швеция).

Второй период - 1925-1951 годы

Всего представители 9 стран, из них:

    1 страна с Австралии и Океании - Филиппины;

    1 страна с Азия - Пакистан;

    1 страна с Америки - Гватемала;

    6 стран с Европы - Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, СССР, Эстония.

Всего избранных членов МОК 94 человека.

Третий период - 1952-1993 годы

Всего представители 39, из них:

  • 3 страны с Австралии и Океании - Индонезия, Малайзия, Самоа;
  • 18 стран с Африки - Алжир, Камерун, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигерия, Свазиленд, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Уганда, Эфиопия;
  • 9 стран с Азии - Иран, Китайский Тайпей, Корея, КНДР, Кувейт, Ливан, Монголия, Саудовская Аравия, Таиланд;
  • 6 стран с Америки - Венесуэла, Доминиканская Республика, Колумбия, Панама, Пуэрто-Рико, Ямайка;
  • 3 страны с Европы - ГДР, Ирландия, Словакия.

Всего избранных членов МОК 165 человек.

Четвертый период с 1994 года (по состоянию на 2005 год)

Всего представители 10, из них:

  • 1 страна с Австралии и Океании - Фиджи;
  • 3 страны с Африки - Гвинея, Зимбабве, ЮАР;
  • 1 страна с Азии - Израиль;
  • 1 страна с Америки - Барбадос;
  • 4 страны с Европы - Россия, Украина, Чехия, Хорватия. Всего избранных членов МОК 96 человек.

Всего, за все время существования МОК (по состоянию на 2005 год) членами МОК было 487 человек из 103 стран мира, из них:

  • Австралия и Океания - 7 стран;
  • Азия - 16 стран;
  • Америка - 17 стран;
  • Африка - 24 страны;
  • Европа - 39 страны.

Первым президентом МОК стал грек Деметриус Викелас .

Официальные язы­ки - английский и французский. Де­ви­з - «Бы­ст­рее, вы­ше, силь­нее» (лат. Citius, altius, fortius ) . Ежегодно 23 июня празднуется Международный Олимпийский день .

Миссия и роль МОК

Роль МОК - руководство олимпийским движением и развитие Олимпийских игр в соответствии с Олимпийской хартией . МОК оп­ре­де­ля­ет по­ря­док и пра­ви­ла вклю­че­ния какого-либо ви­да спор­та в про­грам­му Олим­пий­ских игр, от­ме­ча­ет вклад в раз­ви­тие олим­пий­ско­го дви­же­ния на­гра­ж­де­ни­ем Олим­пий­ским ор­де­ном или ди­пло­мом и т. п. Он поощряет организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр.

МОК не­сёт от­вет­ст­вен­ность за юри­дическую за­щи­ту олим­пий­ско­го сим­во­ла, фла­га и де­ви­за . Ему принадлежат все права на Олимпийские игры. В то же время, функции организации проведения Олимпийских игр осуществляет не МОК, а Организационный комитет, созданный в стране проведения игр.

Финансирование МОК

Единственный источник финансирования МОК - это частный сектор.

До 1984 года до 80 % бюджета МОК зарабатывал на лотереях и продаже памятных монет. Начиная с Олимпиады в Лос-Анджелесе основной доход стали приносить продажи прав на телетрансляцию и спонсорско-лицензионная деятельность. В ходе реформ, проводимых при Хуан-Антонио Самаранче, МОК была основана программа олимпийского партнёрства TOП, рассчитанная на крупные международные корпорации. За значительные деньги спонсоры стали получать эксклюзивный статус партнёра Игр. Отдельная компания занялась продвижением олимпийской символики. МОК начал плотно работать с крупными спортивными фирмами, продвигая товары не только для профессионального, но и для массового спорта .

Если по состоянию на начало 2010 года доходы МОК распределялись следующим образом : доходы от продажи прав на трансляцию Олимпийских игр (53 % от общего объёма), от спонсоров (34 %), от продажи билетов (11 %) и от лицензирования (2 %), то за период с 2012 года по 2016 год 73 % поступлений приходилось на продажу прав на телетрансляции .

Выручка МОК в 2008 году составила $2,4 млрд . Общий доход МОК за 2013-2016 годы составил 5,7 млрд долларов.

Заработанные МОК деньги идут на поддержку олимпийского движения. Их получают национальные олимпийские комитеты, отдельные спортсмены в виде стипендий и возмещения организационных расходов, некоторые непопулярные для спонсоров виды спорта. 10 % доходов МОК оставляет на содержание своего аппарата.

Процесс принятия решений в МОК

Полномочия МОК осуществляются его органами, а именно: сессией, исполнительным комитетом и президентом.

Сессия является общим собранием членов МОК. Членами МОК, вопреки расхожему мнению, являются не Олимпийские комитеты стран-участниц, а физические лица. 70 человек не имеют никакого вообще отношения к Олимпиаде в плане представления стран, 15 действующих спортсменов, 5 представителей ОК стран и т. д.

Сессия является высшим органом МОК, и её решения окончательны. Проводится не реже 1 раз в год. сес­сия про­во­дит­ся два­ж­ды в тот год, когда проводятся Олим­пий­ские игры .

Внеочередная (чрез­вы­чай­ная) сессия МОК может быть созвана Президентом или по письменному требованию не менее 35 членов МОК .

Сессия обладает следующими полномочиями:

  • Принимать или вносить поправки в Олимпийскую хартию.
  • Выбирать членов МОК, почётного президента, почётных членов и членов почёта.
  • Выбирать президента, вице-президентов и всех прочих членов Исполкома МОК
  • Выбирать город-организатор Олимпийских игр.
  • Утверждать ежегодный отчёт и бюджет МОК.

Необходимый кворум на Сессии составляет половину всех членов МОК плюс один. Решения Сессии принимаются простым большинством голосов; однако, для внесения изменений в основополагающие принципы Олимпизма, в правила Олимпийской хартии или в другие положения, оговорённые в Олимпийской хартии, требуется большинство - две трети голосов. Каждый член МОК имеет один голос. При подсчёте голосов не принимаются в расчёт воздержавшиеся, а также пустые или испорченные бюллетени. Голосование по доверенности не разрешается. Тайное голосование проводится в случаях, когда это предусматривается Олимпийской хартией, или по решению председательствующего, или по просьбе не менее четверти присутствующих членов МОК. При равенстве голосов решение принимает председатель.

Члены МОК

При создании МОК в его со­став во­шли 12 стран, в том числе Рос­сийская империя, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой был педагог и спортивный функционер А. Д. Бу­тов­ский .

Членами МОК, являются не национальные олимпийские комитеты, а физические лица в количестве не более 115 человек, из которых 70 членов не связаны с какой-то определённой должностью или видом деятельности, 15 членов являются действующими спортсменами, 15 членов представляют международные спортивные федерации или их ассоциации и 15 членов представляют национальные олимпийские комитеты или их ассоциации. Долгое время членами МОК были только мужчины, женщины впервые были избраны членами МОК лишь в 1981 году .

Национальные олимпийские комитеты действуют на основе признания МОК.

В 2011 году в МОК было 110 чле­нов и 28 почётных чле­нов, 3 из которых представляли Россию - В. Г. Смир­нов (с 1971), Ш. А. Тар­пи­щев (с 1994), А. В. По­пов (с 2008) . По состоянию на начало 2016 года, всего насчитывается 206 национальных олимпийских комитетов, признанных МОК.

Исполнительный комитет МОК

По состоянию на 18 апреля 2019 года
Должность Имя Страна
Президент Томас Бах
Вице-президент Хуан Антонио Самаранч-младший Испания Испания
Вице-президент Угур Эрденер
Вице-президент Анита Дефрантц США США
Вице-президент Юй Цзайцин (англ.) русск.
Генеральный директор Кристоф Де Кеппер
Член Гунилла Линдберг
Член Сергей Бубка
Член Хуан Сымянь (Ын Сер Мианг)
Член Вилли Кальтшмитт Лухан Гватемала Гватемала
Член Робин Митчелл Фиджи Фиджи
Член Николь Хёвертш Аруба Аруба
Член Денис Освальд Швейцария Швейцария
Член Ненад Лалович Сербия Сербия
Член Кирсти Ковентри Зимбабве Зимбабве
Член Иво Ферриани

Комиссии, комитеты и структуры МОК

По состоянию на 23 июня 2015 года В МОК дей­ст­ву­ет свыше 20 ко­мис­сий, а также 3 ко­ми­те­та - ор­га­ни­за­ци­он­ный, ис­пол­ни­тель­ный и ан­ти­до­пин­го­вый. .

Комиссия/комитет Название на английском Год создания Председатель
Исполнительный комитет IOC Executive Board 1921 Томас Бах
Комиссия спортсменов Athletes’ Commission 1981 Клаудия Бокель
Комиссия по взаимоотношениям спортсменов Athletes’ Entourage Commission Сергей Бубка
Комитет по аудиту Audit Committee Пьер-Оливье Бекерс-Вьёжан
Комиссия по коммуникациям Communications Commission Камил Эйрлингс
Координационная комиссия Пхёнчхан-2018 Coordination Commission For PyeongChang 2018 Гунилла Линдберг
Координационная комиссия Токио-2020 Coordination Commission For Tokyo 2020 Джон Коатс
Координационная комиссия Буэнос-Айрес-2018 Coordination Commission YOG Buenos Aires 2018 Фрэнк Фредерикс
Комиссия по культуре и олимпийскому наследию Culture and Olympic Heritage Commission Ламбис Николау
Delegate Members Delegate Members Патрик Хики
Комиссия по этике Ethics Commission 1999 Юссуфа Ндиай
Оценочная комиссия ЮОИ-2020 Evaluation Commission YOG 2020 Ян Ян (A)
Оценочная комиссия ЗОИ-2022 Evaluation Commission Olympic Winter Games 2022 Александр Жуков
Финансовая комиссия Finance Commission Ын Сер Мианг
Комиссия по выборам членов МОК IOC Members Election Commission Принцесса Анна
Представители МОК в исполкоме и Совете учредителей ВАДА IOC Representatives on the WADA Executive Committee and Foundation Board Крэйг Риди
Комиссия по правовым делам Legal Affairs Джон Коатс
Комиссия по маркетингу Marketing Commission Цунэкадзу Такэда
Комиссия по медицине и науке Medical And Scientific Commission Угур Эрденер
Комиссия по олимпийскому образованию Olympic Education Commission Филип Крэйвен
Комиссия по олимпийской программе Olympic Programme Commission Франко Карраро
Комиссия по олимпийской солидарности Olympic Solidarity Commission 1981 Ахмед аль-Фахад ас-Сабах
Комиссия по связям с общественностью и социальному развитию через спорт Public Affairs And Social Social Development Through Sport Марио Песканте
Комиссия «Спорт и активное общество» Sport And Active Society Commission 1983 Сэм Рамсами
Комиссия «Развитие и наследие» Sustainability and Legacy Commission 1995 Альбер II
Комиссия «Женщины в спорте» Women In Sport Commission 2004 Лидия Нсекера
Олимпийский канал Olympic Channel Лэрри Пробст
Olympic Channel Services S.A. (Швейцария) Olympic Channel Services S.A. Томас Бах
Olympic Broadcasting Services S.A. (Швейцария) Olympic Broadcasting Services S.A. Ричард Паунд

Президенты МОК

Все президенты МОК были европейцами, кроме Брендеджа. Пре­зи­дент МОК из­би­ра­ет­ся на 8 лет. Он имеет пра­во пе­ре­из­браться на по­сле­дую­щие 4 го­да .

Президенты Страна Годы президентства Примечания
Деметриус Викелас -
Барон Пьер де Кубертен Франция Франция - и - Почётный Президент МОК с 1925 по 1937
Барон Годфруа де Блоне Швейцария

25 октября 1892 г. во время празднования пятилетия Союза французских обществ атлетических видов спорта в большом амфитеатре парижской Сорбонны Пьер де Кубертен впервые официально заявил, что приступает к непосредственной реализации проекта возрождения Олимпийских игр «на принципах, соответствующих потребностям сегодняшнего дня». Он убедил этот авторитетный Союз создать международный форум для организации Олимпийских игр, а также выработки общих требований к их участникам. Подготовка такого мирового форума была поручена трем комиссарам, в число которых был включен и Пьер де Кубертен. Весной 1893 г. он разослал письма во многие страны мира, в которых писал: «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества, сделает возможность встречи представителей всех народов мира через каждые четыре года. Мы надеемся, что эти мирные и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».

Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894 г., а спустя неделю, приняв решение о возрождении Олимпийских игр, делегаты конгресса сформировали постоянно действующий комитет, который должен был организовать и провести Игры. Так был создан МОК. Кубертен был избран его генеральным секретарем, а представитель Греции Викелас Деметриус - президентом. 10 апреля 1896 г. В. Деметриус подал в отставку, а Пьер де Кубертен был избран Президентом МОК. Конгресс утвердил Олимпийскую хартию и принял решение проводить Олимпийские игры один раз в четыре года, установил, что их целью является "укрепление братства и мира между народами". Первые Олимпийские игры было решено провести в 1896 году в столице Греции Афинах.

В августе 1894 года в Париже состоялся XII олимпийский Конгресс столетия, который получил название «Конгресс единства».

Два года проводилась напряженная работа и вот наступила знаменательная дата мирового спорта -- 6 апреля 1896 г. на Мраморном стадионе Греческой столицы в присутствии 80 тысяч зрителей было провозглашено открытие первых Олимпийских игр современности. На игры в Афины приехало 295 атлетов из 13 государств. Соревнования включали в себя девять видов спорта. Спортсмены из 10 стран стали чемпионами, наиболее успешно выступили атлеты США.

Очень важно, что с первых игр члены МОК делали все возможное, чтобы возродить не только комплекс соревнований, но и в духе Олимпийской хартии возродить Олимпизм как синтез спорта, культуры и искусства, высокой духовности и нравственности. Их чрезвычайно интересовали морально-этические, социально-педагогические и воспитательные аспекты Олимпизма. Они были страстными пропагандистами спорта, физической культуры и идей Олимпизма. В этих целях было установлено, чтобы Игры проводились в разных городах и на разных континентах. Так, ровно через 1500 лет Олимпийские игры были восстановлены.

С тех пор прошло свыше 100 лет. За это время 24 раза зажигался огонь летних Олимпийских игр (в период мировых войн три Олимпиады не проводились). Чаще всего Игры проводились на европейском континенте - 14, 6 - в городах Америки, 2 - в Азии и 2 - в Австралии.

С 1924 г. проводятся зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. Но понятие "Олимпиада" сохранено только для летних Игр.

Место проведения Олимпийских игр выбирают демократическим путем МОК. Право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр не свыше 16 дней (зимних Игр - не свыше 10 дней). Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913 году. Эмблема - пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов, которые символизируют 5 объединенных в Олимпийском движении континентов. Девиз Олимпийского движения - Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее). Флаг - белое полотно с олимпийскими кольцами.

За сто лет сложился ритуал проведения Игр: зажжение Олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город-организатор олимпийских игр); произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой проводятся Игры, олимпийской клятвы от имени всех участников Игр; произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе; вручение победителям и призерам соревнований медалей; поднятие государственного флага страны и исполнение национального гимна в честь победителей. С 1932 г. организатор Олимпийских игр строит так называемую олимпийскую деревню для участников Игр. Согласно Олимпийской хартии, игры являются соревнованием между отдельными спортсменами, а не между национальными командами. Однако с 1908 г. получил распространение так называемой неофициальный общекомандный зачет - определение места, занятого командами, по количеству полученных медалей. При этом приоритет в установлении командного места отводится золотым медалям, а при их равенстве - серебряным и бронзовым наградам.

С развитием Олимпийского движения всё больше стран включаются в его орбиту. На Играх в Сиднее участвовали команды 199 государств. Всё более обогащается и спортивная программа. Почти на каждой Олимпиаде в её программе появляются новые виды спорта, соответственно увеличивается и число разыгрываемых Олимпийских наград. На играх в Афинах было вручено 43 золотых медалей, а в Сиднее разыгрывались уже 300 комплектов Олимпийских наград. Увеличилось число разыгрываемых медалей и за счет включения, начиная со вторых Олимпийских игр, в олимпийские старты женщин. Всего за прошедшие сто лет в Олимпийских играх приняли участие около 140 с половиной тысяч спортсменов.

Сегодня Олимпийские игры превратились в крупнейший спортивный праздник планеты.

Международный олимпийский комитет (МОК) – международная некоммерческая организация, призванная возродить Олимпийские игры и развивать спортивное движение по всему миру.

Является самой крупной спортивной организацией в мире. Создан МОК 23 июня 1894 года французским бароном Пьером де Кубертеном . Штаб-квартира по сей день находится в Швейцарской Лозанне. Нынешний президент – Томас Бах .

В конце 19 века французский аристократ Пьер де Кубертен выступил на конгрессе в Сорбонне с предложением о возрождении Олимпийских игр, чья история корнями уходила в античность и вела к самому Гераклу. Кубертена же интересовало, прежде всего, пропаганда спорта и здорового образа жизни как среди французской молодежи, так и среди населения всего мира. Помимо этого, он преследовал цели сближения народов на почве соревнований и обмен опытом. С целью организации и регулирования игр также был учрежден и Международный олимпийский комитет, во главе с греком Деметриусом Викеласом . Президент избирается тайно на 8 лет с возможностью пролонгации каждые 4 года. Де Кубертен занял должность генерального секретаря.

Свою функцию по продвижению Олимпийских игр в соответствии с Олимпийской хартией, а также развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни МОК выполняет и в наши дни. Согласно хартии Олимпиада призвана объединить спортсменов из разных стран в честных и равноправных соревнованиях. Никакого рода дискриминации не допускаются. Непосредственной организаций игр занимается организационный комитет принимающей страны. Каждый национальный олимпийский комитет обязан быть признан МОК (на 2017 год их количество составляет 206 комитетов) . В МОК не входят национальные олимпийские комитеты, он состоит из не более 115 человек из 70 стран мира. Интересно, что до 1981 года членами МОК были исключительно мужчины.

Финансируется МОК исключительно частными инвестициями и дотациями. Более половины (53%) составляют деньги с продажи прав на трансляцию игр (все права на Олимпийские игры принадлежат исключительно МОК) , треть поступает от фирм и частных спонсоров, остальное приходится на выручку от продажи билетов и платы за лицензирование. В настоящее время выручка может достигать нескольких миллиардов долларов ($2,4 млрд. на 2008 год) .

Один из самых громких скандалов, связанных с МОК, произошел 5 декабря 2017 года, когда от зимней Олимпиады в Пхёнчхане была отстранена в полном составе сборная России. Причиной этому стал разразившийся допинговый скандал. «Чистым» спортсменам было предложено выступать под нейтральным флагом. Подобное случилось со сборной Индии в 2014 году, но тогда проблему урегулировали спустя 4 дня после начала игр. Германию трижды отстраняли от участия в Олимпиадах - за организацию Первой и Второй мировых войн. Компанию ей по одному разу составляли Австрия, Венгрия, Болгария, Турция и Япония. ЮАР и Афганистан в свое время были отстранены соответственно за расовую и гендерную дискриминацию.

Иногда страны решали бойкотировать Олимпиаду, несмотря на допуск со стороны МОК. Так, в 1976 году Олимпиаду в Монреале бойкотировали некоторые страны Африки. Но рекордсменом по этому показателю стала московская Олимпиада-80, когда о своем неучастии заявили 60 стран. Это было вызвано протестом мировой общественности на ввод советских войск в Афганистан. Правда, спортивные делегации из 16 стран все же приехали под нейтральными флагами. В 1984 году СССР бойкотировал Олимпиаду в Лос-Анджелесе под предлогом того, что президент Рейган не сможет обеспечить безопасность советским спортсменам.

МОК является высшим руководящим органом олимпийского движения современности. По юридическому статусу МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральным советом. МОК – постоянно действующая организация, срок деятельности которой не ограничен. МОК постоянно находится в Лозанне (Швейцария).

Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией. Его роль в ОД – развивать спорт высших достижений и спорт для всех в соответствии с ОХ. МОК обеспечивает регулярное проведение ОИ, принимает меры в деле развития женского спорта, спортивной этики и защиты спортсменов.

Решения МОК, принятые на основе положений Олимпийской хартии, являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся их применения или объяснения, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, арбитражем в Суде спортивного арбитража (САС).

Штаб-квартира МОК размещена в Лозанне на дворцовой площади Плас дю Пале.

Официальные языки МОК – французский и английский. На сессиях МОК ведется синхронный перевод на русский, испанский, немецкий и арабский языки.

В случае расхождений между французским и английским текстами Олимпийской хартии и всех других документов МОК предпочтение отдается тексту на французском языке, если только на самих документах нет иного четкого письменного указания.

За счет каких средств МОК ведет свою деятельность?МОК может принимать подарки и наследства, а также изыскивать все другие средства, позволяющие ему выполнить свои задачи. Он получает доходы от использования прав, включая телевизионные права, а также от проведения Олимпийских игр.

МОК может выделять часть доходов от телевизионных прав в пользу МСФ, НОК и оргкомитета (ОКОИ).

Цели и задачи МОК определены Олимпийской хартией и состоят в следующем:

1. Поощрение координации, организации и развития спорта и спортивных соревнований, во взаимодействии с международными и спортивными организациями обеспечение поддержки и проведения в жизнь мер, направленных на укрепление единства олимпийского движения.

2. Сотрудничество с компетентными общественными, частными и государственными организациями в стремлении поставить спорт на службу человечества.

3. Обеспечение регулярного проведения Олимпийских игр.

4. Участие в мероприятиях, направленных на укрепление мира, в действиях, направленных на защиту прав членов олимпийского движения и в действиях против любых форм дискриминации, наносящих ущерб олимпийскому движению.

5. Оказание с использованием соответствующих мер решительной поддержки участию женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах, особенно в исполнительных органах национальных и международных спортивных организаций, в стремлении к строгому соблюдению принципа равенства мужчины и женщины.

6. Содействие соблюдению и поощрение соблюдения спортивной этики.

7. Направление своих усилий на то, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;

8. Руководство борьбой с допингом в спорте.

9. Принятие мер, цель которых – не допустить возникновения угрозы здоровью спортсменов.

10. Противостояние любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте.

11. Поддержка спортивных организаций и общественных органов управления в их усилиях по осуществлению мер, обеспечивающих социальное и профессиональное будущее спортсменов.

12. Поддержка распространения массового спорта, являющегося одной из основ спорта высших достижений, который, в свою очередь, способствует развитию массового спорта.

13. Наблюдение за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условиях соблюдения охраны окружающей среды, поддержка олимпийского движения в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды, принятие мер для того, чтобы отразить эти положения в своей деятельности, ведение просветительной работы среди людей, объединенных олимпийским движением, по вопросам расширения совместной деятельности в этой области.

14. Поддержка Международной олимпийской академии (МОА).

15. Поддержка других учреждений, которые посвящают себя олимпийскому образованию.

Поддержка спортсменов МОКом.

МОК уделяет пристальное внимание вопросам защиты спортсменов, ветеранов ОИ, и в связи с этим предпринял следующие действия:

· В 1981 году создана Комиссия МОК по спортсменам . Данная комиссия направляет представителей во все другие Комиссии МОК, участвует в процессе выбора города – организатора ОИ и встречается с Исполкомом не менее 1 раза в год для внесения предложений и рекомендаций.

· Во время ОИ Медицинская Комиссия МОК проводит исследования в области травматологии и двигательной системы с целью уменьшения количества травм спортсменов и оптимизации нагрузок во время выступления.

· В 1983 году создан Спортивный Арбитражный Суд ( CAS ), который стал полностью независимым в 1993 году. Это международная организация, занимающаяся юридическими проблемами, с которыми сталкиваются спортсмены. Процедуры, проводимые данной организацией универсальны в своем применении, просты, быстры, гибки и недороги.

· В 1999 году создано Всемирное Антидопинговое Агентство ( WADA ) с целью борьбы с применением допинга и защиты здоровья спортсменов. ВАДА – независимая организация, но МОК выделил 25 млн долларов на ее создание и покрывает 50% ее бюджета.

· В 1995 году создана Всемирная Ассоциация Олимпийцев ( WOA ) с целью развития связей спортсменов-олимпийцев всего мира и распространения олимпийских ценностей.

МОК также уделяет внимание защите окружающей среды через внесение специальных требований к городам-претендентам на проведение ОИ.

Миротворческая инициатива МОК:

В 1992 году по инициативе МОК, в содействии с ООН, спортсмены бывшей Республики Югославии были допущены к участию в ОИ.

В 2000 году во время церемонии открытия ОИ, южнокорейская и северокорейская делегации появились на Олимпийском стадионе вместе под флагом Корейского полуострова.

МОК проповедует равенство в спорте и несколько раз вступал в борьбу с апартеидом (расовой изоляцией):

1988: создана комиссия «Олимпизм и апартеид».

1992: многорасовая делегация ЮАР участвует в играх 25 Олимпиады в Барселоне.

В настоящее время продолжают вестись различные консультации и обсуждения по широкой тематике вопросов, связанных с борьбой со спортивной дискриминацией.

Членство в МОК.

МОК выбирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где постоянно проживают или где сконцентрированы их интересы и где существует НОК, признанный МОК. Кроме того, они должны говорить на одном из языков, используемых на сессиях МОК.

Обычно от страны избирается один член МОК , но от стран, в которых проводились Олимпийские игры, могут быть избраны два члена МОК .

В соответствии с уставом МОК сам выбирает своих членов. Такой принцип самопополнения предполагает обеспечение МОК полную независимость.

Члены МОК являются представителями МОК в своих странах, а не делегатами своих стран в МОК , что не позволяет им получать никакие поручения от правительств, организаций и частных лиц, которые могли бы препятствовать свободе их действий и независимости при голосовании.

Члены МОК собираются на ежегодной Сессии МОК . Они исключаются из числа членов в конце года, в котором им исполняется 70 лет , а если они были избраны до 110 Сессии (11 декабря 1999г.), то 80 лет . Члены избираются на 8 лет, с возможностью продления членства.

МОК принимает своих новых членов во время церемонии, на которой они дают согласие исполнять свои обязанности, приняв следующую клятву:

«Удостаиваясь чести быть членом Международного олимпийского комитета и представлять его и осознавая свои обязанности в данном качестве, я готов служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и требовать уважения всех положений Олимпийской хартии и решений МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаясь свободным как от всякого политического или коммерческого влияния, так и от всех соображений расового или религиозного характера; бороться против любых форм дискриминации и защищать при любых обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения ».

В первый состав МОК входило всего 15 человек, все они были людьми обеспеченными, имели довольно высокий общественный статус . По своему общественному положению это были бароны, графы, князья, дипломаты, адвокаты, приближенные к монархическим особам, дворам.

Создавая МОК, Кубертен пытался обеспечить Атлетическому конгрессу покровительство со стороны царствующих особ различных государств.

Таким образом, Кубертен создал своеобразный королевский щит , чтобы придать МОК независимость, создать надправительственную, надгосударственную международную организацию , которая была бы способна не только возобновить Олимпийские игры, но и создать новое современное явление, олицетворяющее стремление человека к миру и содружеству с одной стороны, к состязательности, победе и общению – с другой.

Этим феноменом должны были стать Олимпийские игры и МОК – организация способная независимо ни от кого готовить и проводить эти Игры.

В настоящее время любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше может быть избран членом МОК при условии что:

· его кандидатура представлена в соответствии с процедурами, изложенными в Хартии;

· он отвечает условиям, изложенным в соответствующем параграфе ОХ;

· его кандидатура рассмотрена Комиссией по номинациям;

· избрание его предложено сессии Исполкомом МОК.

Члены МОК избираются сроком на 8 лет. Они могут быть переизбраны по окончании данного срока.

Процедура избрания членов МОК.

Следующие лица или организации имеют право предложить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК:

- Члены МОК : каждый член МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК.

- Комиссия спортсменов МОК: комиссия членов МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК.

- Международные федерации олимпийских видов спорта: Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (АСОИФ), Ассоциация международных федераций зимних олимпийских видов спорта (АИОВФ) и все международные федерации – члены АСОИФ и АИОВФ – имеют право представить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК.

- Национальные олимпийские комитеты : Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Европейские олимпийские комитеты (ЕОК), Олимпийский совет Азии (ОСА), Панамериканская спортивная организация (ПАСО), Национальные олимпийские комитеты Океании (ОНОК), совместно с любым НОК, признанным МОК, имеют право представить одну или более кандидатур на выборы в члены МОК.

Для допуска к выборам, все кандидатуры должны быть представлены в письменном виде президенту МОК. Кроме того, они должны в каждом случае отвечать нижеследующим требованиям:

· Если кандидат предлагается в качестве действующего спортсмена, он должен быть спортсменом-членом Спортивной комиссии МОК. Такой спортсмен должен быть избран или назначен в Спортивную комиссию МОК до начала проведения летних или Зимних Олимпийских игр, следующих за играми, в которых он участвовал последний раз.

· При представлении одной или более кандидатур Спортивная комиссия спортсменов МОК должна соблюсти условие, при котором должно быть равенство кандидатов как летних, так и зимних видов спорта. Общее количество членов, избираемых в МОК на основе выдвинутых кандидатур, не должно быть более 15 одновременно.

· Если предлагаемый кандидат исполняет функцию в международной федерации или ассоциации, он должен быть президентом или занимать пост в Исполкоме или руководстве одной из международных федераций, АСОИФ или АИОВФ. Общее количество членов, избираемых на основе выдвинутых кандидатур, не должно превышать 15 одновременно.

· Если предлагаемый кандидат занимает пост в НОК, всемирной или континентальной ассоциации НОК, он должен занимать пост президента НОК, АНОК, АНОКА, ЕОК, ПАСО, ОНОК или быть в Исполкоме, или в руководстве одной из этих организаций. От страны может быть избран не более чем один член из представленных кандидатур. Общее количество таких членов, избранных в МОК на основе представленных кандидатур, не должно быть более 15 одновременно.

· Предложение по любой другой кандидатуре должно касаться человека, который является уроженцем страны, в которой он проживает, или центр его интересов находится в этой стране и в ней находится НОК, признанный МОК. От страны может быть избран не более чем один кандидат. Общее количество членов, избранных таким образом, не должно превышать 70 человек.

Непосредственное участие в рассмотрении кандидатур принимает Комиссия по номинациям. Данная комиссия учреждается в составе семи членов, три из которых избираются Комиссией по этике МОК, три на сессии МОК и один – Спортивной комиссией МОК. Члены Комитета по номинациям избираются сроком на четыре года, они также могут переизбираться.

Комиссия по номинациям МОК является самоорганизованной структурой; она назначает председателя, секретаря (последний может быть избран не из членов Комиссии).

Целью Комиссии по номинациям является рассмотрение кандидатур в соответствии с нижеуказанной процедурой и предоставление Исполкому МОК письменного отчета по каждой кандидатуре.

По получении кандидатуры президент МОК направляет ее председателю Комиссии по номинациям. По получении кандидатуры, поступившей от президента МОК, председатель Комиссии по номинациям немедленно информирует соответствующим образом членов Комиссии и советуется с ними. Комиссия по номинациям собирает все необходимые данные на кандидата, в частности по его профессиональному и материальному положению, а также по его карьере и спортивной деятельности. Комиссия может попросить кандидата представить поручительства лиц, от которых она может получить информацию. Комиссия может пригласить кандидата на собеседование. Комиссия может проверить происхождение всех кандидатур и, если необходимо, статус кандидата как действующего спортсмена или функцию, выполняемую кандидатом.

Когда Комиссия по номинациям посчитает, что она располагает всей необходимой информацией, она представляет письменный отчет Исполкому, в котором излагает причины, позволяющие сделать вывод: обладает или не обладает данный кандидат качествами, необходимыми для избрания в члены МОК.

Исполком МОК сам по себе также полномочен представлять кандидатуры на рассмотрение Сессии.

Получив отчет Комиссии по номинациям и изучив его содержание, Исполком МОК на своем заседании решает, представлять или нет кандидата на выборы в качестве члена МОК. Исполком может при необходимости заслушать кандидата (кандидатов). Исполком может представить несколько кандидатур для выборов одного члена.

Процедура рассмотрения кандидатуры, предложенной из действующих спортсменов, может быть ускорена.

Только Сессия МОК компетентна избирать любого члена МОК. Все кандидатуры для выборов в члены МОК, предложенные Исполкомом МОК, представляются для голосования на Сессии. Голосование тайное, решение определяется большинством голосов.

Процедура переизбрания членов МОК, имеющих право на переизбрание, сроком на восемь лет, осуществляется в соответствии с положениями, изложенными в соответствующих разделах ОХ. Она может быть ускорена и упрощена.


Потеря статуса члена МОК.

Любой член МОК может прекратить свое членство в МОК в любое время, подав президенту МОК свое письменное заявление об отставке. Перед тем, как предпринимать практические шаги в отношении отставки, Исполком может прибегнуть к заслушиванию выходящего в отставку члена.

Любой член МОК теряет свое членство без дальнейших формальностей, если он не переизбран.

Почетный пожизненный Президент, почетный член, заслуженный член, исключенный из МОК, не может быть членом НОК, ассоциации НОК или ОКОИ. Ни при каких обстоятельствах он не может больше стать членом, Почетным пожизненным Президентом, почетным членом или заслуженным членом МОК.

Обязанности членов МОК:

· Участвовать в Сессиях МОК.

· Обеспечить представительство МОК в своей стране.

· Участвовать в работе комиссий МОК, в состав которой он введен.

· Способствовать развитию олимпийского движения в своей стране.

· Следить на местах за реализацией программ МОК, включая «Олимпийскую солидарность».

· Не менее одного раза в год информировать президента МОК о ходе развития олимпийского движения и его потребностях в своей стране.

· Безотлагательно информировать президента МОК обо всех событиях, которые могут помешать в данной стране соблюдению Олимпийской хартии или каким-либо образом отразиться на олимпийском движении – будь то события внутри НОК или вне его компетенции.

· Выполнять задания, поручаемые ему президентом МОК, включая и представительство МОК в другой стране, территории или организации.

· Соблюдать при любых обстоятельствах Кодекс этики, изложенный в статье 25 ОХ.

Руководящие органы.

Основными органами управления олимпийским движением являются:

· Сессии МОК;

· Исполком МОК;

· президент МОК.

В случае сомнений при определении компетенции того или другого органа МОК термин «МОК», используемый без других уточнений или дополнений, понимается как «Сессия», за исключением возможных случаев передачи полномочий Исполкому.

Сессия МОК – общее собрание членов МОК, проводимое не менее одного раза в год. Может быть проведена внеочередная сессия, которая созывается президентом или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.

Место проведения Сессии определяет МОК, а внеочередной Сессии – президент. Уведомление о проведении Сессии или внеочередных Сессий рассылаются президентом как минимум за месяц до заседания, вместе с повесткой дня.

Организация Сессий, включая все относящиеся к ней финансовые вопросы, осуществляется согласно «Инструкциям» и другим документам, выработанным по этому поводу Исполкомом МОК.

Сессия является:

· Верховным органом управления МОК. Она утверждает, изменяет и истолковывает Олимпийскую хартию.

· Решения сессии являются окончательными.

По предложению Исполкома Сессия избирает членов МОК. В некоторых случаях сессия может передавать полномочия Исполкому.

Необходимый кворум на Сессии – половина от общего числа членов МОК плюс один.

Исполком МОК основан в 1921 году. Он является исполнительной властью МОК.

Исполком состоит из президента, четырех вице-президентов и десяти других членов. Во время каждых выборов Сессия следит за тем, чтобы указанная пропорция соблюдалась.

Все члены Исполкома выбираются сроком на 4 года на сессии МОК большинством голосов посредством тайного голосования.

Исполком созывается президентом или по запросу большинства членов МОК.

Необходимый кворум для заседаний Исполкома МОК – восемь человек.

Мандат членов Исполкома вступает в силу по окончании Сессии, на которой они были избраны, однако с момента своего избрания они могут участвовать (в консультативном качестве) на заседаниях Исполкома. Действие их мандата истекает по окончании последней очередной Сессии, состоявшейся в течение года, в котором оканчиваются их полномочия.

Вице-президент может быть повторно избран на этот пост только после минимального перерыва в четыре года. Более того, в течение четырех лет после окончания его полномочий он не может быть избран в состав Исполкома, если только его не изберут президентом.

Помимо президента и четырех вице-президентов ни один член Исполкома не может быть вновь избран в состав Исполкома в течение четырех лет после окончания их мандата, если только он не будет избран президентом или вице-президентом.

Если вице-президент по какой-либо причине не может выполнять свои обязанности, то соответствующая вакансия вице-президента заполняется на следующей Сессии, и вновь избранный вице-президент находится в должности до истечения мандата вице-президента, которого он заменяет. После завершения срока его могут перевести в любую структуру Исполкома.

Данное правило касается и членов Исполкома.

Исполком управляет делами МОК. В частности, он выполняет следующие функции:

· Следит за соблюдением Олимпийской хартии.

· Отвечает за административную работу МОК.

· Отвечает за финансовую деятельность МОК и подготовку ежегодного отчета.

· Утверждает организационную структуру МОК и внутренние организационные правила и принципы.

· Представляет Сессии отчет касательно любого предложенного изменения правил, устава или Официальных разъяснений.

· Следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских игр.

· Учреждает и распределяет почетные награды и знаки отличия МОК.

· Разрабатывает программы проведения и повестки дня Сессий МОК.

· По предложению президента назначает генерального директора и генерального секретаря и увольняет их. Решения об их должностном продвижении, наказаниях и заработках принимает президент.

· Ведет записи МОК.

· Хранит архивы МОК.

· Исполком вводит в действие все документы, необходимые для надлежащей реализации Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр, в той форме, которую сочтет наиболее подходящей (постановления, положения, нормы, директивы, основные направления, инструкции и пр.).

· Рассматривает и утверждает маркетинговую стратегию, разработанную и представленную на Сессии Маркетинговой Комиссией.

· Осуществляет другие виды деятельности, порученные ему Сессией.

Президент избирается из числа членов МОК тайным голосованием на восьмилетний период, с дальнейшей возможностью переизбрания на четырехлетние сроки. Кандидатуры выдвигаются за три месяца до даты открытия Сессии, во время которой должны состояться выборы.

В июне 2001 года в Москве прошла очередная сессия МОК, на которой состоялись выборы очередного президента. Большинством голосов восьмым президентом МОК стал представитель Бельгии Жак Рогге .

Если президент не способен исполнять свои обязанности, вице-президент заменяет его до следующей Сессии, на которой будет избран новый президент. Новый президент завершает срок полномочий заменяемого президента.

Помимо особых случаев, выборы президента проводятся на Сессии, проводимой в течение второго года Олимпиады.

Президент председательствует на всех мероприятиях МОК и постоянно представляет его.

Президент создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, и рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и назначает их членов. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.

Администрация МОК выполняет текущую работу. Она состоит из 80-ти сотрудников, 60 из которых работают в штаб-квартире МОК в Лозанне и 20 в Олимпийском музее.

Администрация МОК служит интересам ОД. Она день за днем готовит, воплощает и следит за выполнением решений, принятых главными организациями ОД.

Во главе администрации МОК стоит генеральный директор, который, отвечая перед президентом, управляет администрацией с помощью директоров. Директора возглавляют отделы, ведущие дела каждый в своей области:

· международное сотрудничество;

· координация ОИ;

· отношения с МСФ, НОКами и ОКОИ;

· финансы;

· маркетинг;

· юридические вопросы;

· технологии;

· контроль и координация операций;

· коммуникации;

· медицина.

25 ноября 2002 в Мехико Исполком МОК утвердил новую организационно-функциональную структуру администрации.

Основные функции администрации МОК:

· Подготовка, воплощение и контроль выполнения решений Сессии, Исполкома и президента.

· Координация работы всех Комиссий.

· Постоянная связь с МСФ, НОКами и ОКОИ.

· Координация подготовки ОИ.

· Организация и подготовка других мероприятий, связанных с ОД.

· Оборот документов и информации внутри ОД.

· Консультации с городами-претендентами на проведение ОИ.

· Взаимоотношения со многими организациями, занятыми в областях спорта, образования и культуры.

· Контакты с участниками программы Олимпийской солидарности.

· Выполнение многих других текущих и специально подготовленных заданий президента и Исполкома.

Олимпийский конгресс в принципе созывается один раз в 8 лет для обсуждения наиболее актуальных вопросов по решениям МОК и президента. Место и дату конгресса устанавливает МОК. Президент МОК председательствует на конгрессе и решает процедурные вопросы. Олимпийский конгресс носит консультативный характер.

Олимпийский конгресс составляют члены и почетные члены МОК, делегации МСФ, НОК и других организаций, признанных МОК. Также в работе Олимпийского конгресса принимают участие спортсмены и лица, приглашаемые МОК индивидуально или в качестве представителей организаций.

Меры или санкции, которые могут принять Сессия или Исполком в отношении участников ОД.

В контексте олимпийского движения:

В отношении членов МОК, Почетного пожизненного Президента, почетных членов и заслуженных членов:

а) замечание, объявленное Исполкомом;

б) отстранение на определенный период, объявленное Исполкомом. Отстранение может распространяться на все или часть полномочий, прерогатив и функций, вытекающих из членства соответствующего лица.

Санкции могут быть наложены на членов МОК, Почетного пожизненного Президента, почетных членов и заслуженных членов, которые своим поведением ставят под угрозу интересы МОК.

Меры и санкции, предусмотренные выше, могут быть совмещены.

По решению Исполкома член, Почетный пожизненный Президент, почетный член или заслуженный член, которого это касается, после рассмотрения его дисциплинарного проступка может быть лишен всех или части полномочий, прерогатив и функций, вытекающих из его членства.

Исключение члена МОК, Почетного пожизненного Президента, почетного члена, заслуженного члена предусмотрено соответствующими статьями ОХ.

В отношении МСФ:

а) исключение из программы Олимпийских игр:

Вида спорта (Сессия);

Дисциплины (Исполком);

Соревнования (Исполком);

б) лишение признания (Сессия).

В отношении ассоциаций МСФ:

Лишение признания (Сессия);

В отношении НОК:

а) лишение права заявлять участников на Олимпийские игры (Исполком);

б) временное исключение (Исполком). В этом случае Исполком отдельно определяет последствия для соответствующего НОК и его спортсменов;

в) временное или постоянное лишение признания (Сессия). В случае постоянного лишения признания НОК теряет все права, полученные им в соответствии с Олимпийской хартией;

г) лишение права организации Сессии или Олимпийского конгресса (Сессия);

В отношении ассоциаций НОК:

Лишение признания (Сессия).

В отношении олимпийского города, оргкомитета или НОК:

Лишение права организации Олимпийских игр (Сессия).

В контексте Олимпийских игр:

В отношении индивидуальных участников и команд: временное или постоянное лишение допуска или исключение из Олимпийских игр; в случае исключения все полученные медали и дипломы должны быть возвращены в МОК (Исполком);

В отношении официальных лиц, руководителей и других членов любой делегации, а также судей и членов жюри: временное или постоянное лишение допуска или исключение из Олимпийских игр (Исполком).

В отношении всех других аккредитованных лиц: лишение аккредитации (Исполком);

Никаких решений не может быть принято в контексте проведения Олимпийских игр по прошествии трех лет с даты церемонии их закрытия.

Прежде чем применить любые меры или санкции, компетентный орган МОК может объявить предупреждение.

Каждое лицо, команда или какое-либо юридическое лицо имеет право быть заслушанным компетентным органом МОК с тем, чтобы принять меры или санкции к данному лицу, команде или юридическому лицу. Право быть заслушанным включает в себя право ознакомиться с предъявленными обвинениями и право выступить лично или предъявить письменный документ в свою защиту.

О любой мере или наказании, принятых Сессией МОК или Исполкомом, заинтересованная сторона должна быть уведомлена в письменной форме.

Все меры или санкции должны иметь силу до тех пор, пока компетентный орган не примет иного решения.

Комиссии МОК.

Комиссии МОК служат идеалам олимпизма в своих специфических областях.

Президент создает специализированные комиссии с целью изучения определенных предметных областей и формирования рекомендаций для Исполкома.

Некоторые из них формируются по смешанному принципу, включают членов МОК, представителей МСФ по олимпийским видам спорта и НОКов, спортсменов, технических специалистов, консультантов и специалистов в области спорта.

25 февраля 2005 года президент МОК объявил состав 24 комиссий МОК, чья роль заключается в содействии МОК и ОКОИ в выполнении их миссий.

Основным изменением стали прекращение деятельности Координационной комиссии Игр 28 Олимпиады (Афины-2004) и создание оценочной комиссии для ОИ-2012.

Все 24 комиссии МОК:

1. Исполком.

2. Комиссия по культуре и Олимпийскому образованию.

3. Комиссия спортсменов.

4. Комиссия по этике.

5. Комиссия по номинациям.

6. Комиссия по участию женщин в спорте.

7. Финансовая комиссия.

8. Юридическая комиссия.

9. Маркетинговая комиссия.

10. Медицинская комиссия.

11. Комиссия по прессе.

12. Комиссия по Олимпийской программе .

13. Комиссия по радио и телевидению.

14. Комиссия Олимпийской солидарности.

15. Комиссия по спорту и закону.

16. Комиссия по спорту и окружающей среде.

17. Комиссия по спорту для всех.

18. Координационная комиссия по ЗОИ-2006.

19. Координационная комиссия по ОИ-2008.

20. Координационная комиссия по ЗОИ-2010.

21. Оценочная комиссия по ОИ-2012.

22. Комиссия по Олимпийским сувенирным и коллекционным программам (включая филателистскую и нумизматическую программы).

23. Комиссия по международным отношениям.

24. Комиссия по ТВ и новым медиатехнологиям.

В составе комиссий МОК отдельное место занимает Комиссия по этике.

Комиссия МОК по этике наделяется правами разработки и совершенствования этических принципов, включая Кодекс этики, основанный на ценностях и принципах, изложенных в Олимпийской хартии. Кроме того, она расследует жалобы, связанные с несоблюдением такого рода этических принципов, включая нарушение Кодекса этики и, если необходимо, предлагает санкции Исполкому МОК.

Для нас особый интерес представляет Маркетинговая комиссия МОК.

Маркетинговая Комиссия была основана в 1983 году с целью обеспечения финансовой стабильности ОД и называлась тогда Комиссия МОК по новым источникам финансирования . Комиссия была переименована в 1997 году.

Олимпийский маркетинг должен способствовать работе ОД, обеспечивая ресурсы и финансовую поддержку, искать способы максимизации потенциальной прибыли ОД от ассоциации с маркетинговыми партнерами.

Все программы и действия партнеров должны быть направлены на продвижение и защиту олимпийских ценностей и символики.

Комиссия рассматривает возможные источники финансирования и прибыли для МОК и ОД, предоставляет рекомендации относительно программ, связанных с маркетингом Исполкому.

Комиссия также ведет мониторинг воплощения маркетинговых программ МОК и предоставляет в Исполком соответствующие доклады.

Председатель: Gerhard Heiberg , Норвегия.

В настоящее время в членах данной комиссии нет россиян.

Эволюция МОК и современное состояние.

За время своего развития система управления олимпийским движением претерпела значительные изменения и приобрела сложную многоуровневую структуру, включающую большое количество организаций. Развитие олимпийского спорта идет по двум основным направлениям.

· Первое связано с деятельностью Олимпийских комитетов или организаций, выполняющих их функции на различных уровнях.

· Второе – с деятельностью спортивных федераций.

Но это лишь общая схема. На практике все гораздо сложнее, т. к. олимпийская система с ее структурой и функциями является лишь частью международной системы управления спортом; кроме этого, ее деятельность тесно переплетается с такими международными организациями как ООН, Юнеско и др.

На Олимпийских Конгрессах и Сессиях проходили обсуждения различных вопросов, ставшие причинами изменений в системе управления ОД:

· Вопросы организационного характера, такие как:

o вопросы законодательства;

o вопросы программы ОИ;

o вопросы допуска участников;

o вопросы представительства стран;

o взаимоотношения МОК, НОК и МСФ.

· Вопросы теоретического характера:

o вопросы педагогики;

o вопросы спортивной медицины;

o вопросы спортивной психологии;

o вопросы этики;

o вопросы истории физических упражнений.

На конгрессе 1994 г. обсуждались четыре основных направления , определяющих дальнейшее развитие ОД:

· Вклад олимпийского движения в современное общество и перспективы его дальнейшего развития в новых современных условиях.

· Роль и место спортсмена в современном олимпийском движении.

· Социальное значение олимпийского движения.

· Спорт и средства массовой информации их взаимное влияние и дальнейшее развитие взаимоотношений.

После выявления фактов коррупции в ходе выбора Солт-Лейк-Сити в 1998 году организатором ОИ-2002 Президент Самаранч немедленно создал комиссию для расследования и сбора доказательств.

В результате последовало 4 отставки, 6 увольнений и 10 официальных предупреждений.

Данный инцидент показал членам МОК, что модернизация организации неизбежна. Она была осуществлена в самые кратчайшие сроки. В 1999 году на 110 Сессии МОК были приняты следующие радикальные решения:

· упрощена процедура выбора кандидатов на проведение ОИ-2006;

· отменены визиты членов в города-претенденты на проведение Игр;

· создана Комиссия по кандидатам в члены МОК;

· в члены МОК включаются 15 действующих спортсменов, выбранных самими спортсменами во время ОИ, 15 членов от МСФ, 15 от НОКов, 70 других индивидуальных членов;

· мандат членов МОК действует 8 лет и продляется посредством перевыборов;

· максимальное число членов – 115;

· мандат президента ограничивается 8 годами, с возможностью однократного продления на 4 года;

· ограничение по возрасту снижено до 70 лет;

· создана Комиссия по этике;

· создано ВАДА;

· увеличена финансовая прозрачность деятельности ОД через публикацию отчета об источниках финансирования и направлениях использования доходов ОД;

· на Сессию МОК впервые допущена пресса.



 

Возможно, будет полезно почитать: