Мятежный гений. Стефан Ламбьель – художник, который не забывал, что является спортсменом. Стефан Ламбьель: личная жизнь Швейцарский фигурист стефан ламбьель личная жизнь

Стефан Ламбьель – выдающийся швейцарский фигурист. Двукратный чемпион мира по фигурному катанию, серебряный призер Олимпийских игр в Турине .

Биография Стефана Ламбьель / Stephane Lambiel

Стефан Ламбьель родился в городке Мартиньи , 2 апреля 1985 года. Мать Стефана Фернанд – родилась в Португалии . Детство Стефана прошло в небольшом городке Зион . Кататься на коньках он начал в возрасте 7 лет: однажды, приехав вместе с матерью за сестрой, которая посещала тренировки по фигурному катанию, Стефан решил попробовать покататься на коньках. После этого Стефан решил посвятить себя фигурному катанию.

Первое время он занимался вместе со своей сестрой Сильвией . Но у нее, в отличие от брата, не было таких выдающихся способностей – спустя некоторое время она бросила спорт. Стефан же продолжил заниматься фигурным катаниям.

Способности, помноженные на трудолюбие и терпеливость, быстро дали результаты – в 1997 году, когда ему исполнилось 12 лет, Стефан стал чемпионом Швейцарии среди юниоров. Уже тогда у него была своя «визитная карточка» - это сложные вращения на большой скорости.

В 2004 году Стефан получил сертификат об окончании курса биологии и химии. И в этом же году он переехал Лозанну . После переезда Стефан начал самостоятельную жизнь и поступил в университет. Однако, учебу пришлось отложить на некоторое время в связи с плотным графиком тренировок и соревнований.

Карьера Стефана Ламбьель / Stephane Lambiel

Стефан участвовал в Чемпионате мира по фигурному катанию в 2005 году, который проходил в Москве – и стал победителем. Тогда же он стал позиционироваться специалистами как один из основных конкурентов блистательного Евгения Плющенко .

На Олимпийских Играх -2006 в Турине он стал вторым, а на чемпионате мира в Калгари – вновь первым. Пропустив несколько важных стартов, Стефан вновь вернулся на лед в 2007 году, приняв участие в Чемпионате мира , который проходил в Токио . И вновь ему удалось подняться на пьедестал и стать бронзовым призером.

Долгие годы Стефан тренировался у Петера Грюттера . Но в сезоне 2004-2005 годов решил сменить тренера и какое-то время стажировался у Алексея Мишина . После неудачной попытки вернуться к Грюттеру , Стефан стал тренироваться у Виктора Петренко .

Стефан Ламбьель о своей травме: «У меня был порван мениск, и я совершенно не мог кататься. Слишком много тренировался, работал «на износ». Травма сломала весь сезон, к лету стало невыносимо сложно выходить на лед. Решение, которое я принял, во многом было неправильным. Но как раз травма дала мне возможность подумать, что я хочу делать и с кем. Сначала полностью перестроил тренировки с Средриком Моно . А во время национального чемпионата понял, что нужно вернуться к прежнему тренеру. Саломи Брюне , Питер Грютер и я – это идеальная команда, с которой я могу работать на соревнованиях. Эти люди придают мне уверенности в собственных силах. Так что сразу после чемпионата Швейцарии позвонил Грютеру , и он согласился со мной работать».

В 2008 году 16 октября Стефан собрал пресс-конференцию, на которой публично заявил, что заканчивает свою спортивную карьеру из-за полученной травмы бедра. После ухода из спорта, Стефан ездил на гастроли с различными ледовыми шоу. Но уже в 2009 году Стефан сообщил, что собирается вернуться, чтобы выступить на Олимпийских играх в Ванкувере .

Его первыми соревнованиями после перерыва стал «Nebelhorn Trophy» . Ламбьель выиграл турнир и получил олимпийскую лицензию в одиночном катании. Далее Стефан выступал в чемпионате Европы 2010 , где занял второе место. В феврале этого же года Стефан выступал на Олимпийских играх в Ванкувере , где остановился в шаге от призовой тройки.

Следующий Чемпионат мира Стефан пропустил. После неудачи на Олимпиаде в Ванкувере он решил вновь покинуть любительский спорт и выступать в различных ледовых шоу.

В 2014 году, Стефан принимает участие в проекте «Ледниковый период. Кубок профессионалов» на Первом канале .

Серебряный призер Олимпийских игр 2006 года, двукратный чемпион мира в мужском фигурном катании рассказал в интервью специальному корреспонденту "Р-Спорт" Елене Вайцеховской о том, что сподвигло его стать тренером, ответил на вопрос, почему нельзя дважды войти в одну реку, одобрил решение чемпиона ОИ-2014 исполнять в олимпийском сезоне старые программы, а также объяснил, почему вредно думать на льду.

"Нашел дело, которым хотел бы заниматься до конца жизни"

Хорошо помню, как семь лет назад, уже уйдя из любительского спорта, вы сказали мне в интервью, описывая свои чувства: "Было совершенно непонятно, что делать дальше, куда идти, чем заниматься. С одной стороны, я вроде бы и мечтал о том, как начну после Игр выступать в шоу, что этих шоу будет много, но в тот момент не мог понять, хочу ли этого. И чего вообще хочу". Сейчас могу признаться: меньше всего я ожидала, что вы когда-либо захотите стать тренером.

Семь лет… Даже трудно поверить, что уже столько времени прошло. Но я успел понять за эти годы главное: насколько важным для меня является фигурное катание. Оно - вся моя жизнь, и я не хочу никакой другой жизни. Когда в 2010-м я завершил соревновательную карьеру, почти сразу стал участвовать во всевозможных семинарах, ставить программы. И, знаете, как-то быстро почувствовал, насколько это здорово - учить других. Объяснять фигуристам какие-то вещи, до которых сам дошел достаточно длинным путем, предостерегать их от ошибок, которые я совершал на этом пути.

Тренерская же работа начиналась с того, что я стал помогать Питеру Грюттеру, своему тренеру. У него на тот момент катались двое интересных юниоров - брат и сестра Боденштайн, и Грюттер доверил мне с ними заниматься. Чуть позже ко мне обратилась мама этих детей и сказала, что очень просит, чтобы я продолжил работу с Ноем и Ноэми, поскольку у нее не всегда получается возить их из Лозанны, где жила семья, в Женеву к Питеру. Я согласился. Параллельно с этой работой продолжал кататься сам.

Еще через какое-то время понял, что в тренерской профессии нашел для себя дело, которым хотел бы заниматься до конца жизни. Мне нравится делиться с людьми тем, что знаю сам, нравится разбирать все эти механизмы, трансформирующие движения тела в скольжение. С одной стороны, это очень творческая работа, с другой - фантастический обмен энергией с теми, с кем работаешь. Все это - колоссальный драйв. Хотя я прекрасно вас понимаю: если бы кто-то в мою бытность спортсменом сказал, что я стану тренировать, я бы и сам не поверил.

Рискну процитировать вам , с которой вы занимались в Шампери прошлым летом. В интервью она рассказывала о вашей совместной работе так: "Стефан начинает быстро-быстро накручивать какие-то шаги, мы с Алексеем Урмановым стоим, раскрыв рты, и вообще не понимаем, как он все это делает. Потом я прихожу в себя, прошу повторить, он повторяет и делает все вообще по-другому. Причем иногда даже не отдает себе в этом отчета, поскольку не запоминает ни шагов, ни их очередности".

Ну, не так уж чтобы совсем по-другому… Возможно, иной была манера исполнения, и этому я тоже учу своих студентов. Объясняю: в фигурном катании важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Твиззлы может выучить кто угодно, причем на любой уровень сложности, для этого достаточно показать ребенку как правильно выполняется нужное движение и затем повторить его несколько сотен раз. А вот сделать элемент так, чтобы у зрителей захватило дух, - это искусство. Поэтому я не учу выполнять некий набор движений, я учу чувствовать эти движения, чувствовать и понимать музыку, чтобы человек мог кататься так, чтобы каждый элемент сиял, притягивал внимание. В моем понимании именно в этом кроется красота фигурного катания. Ну да, возможно я не совсем точно повторял те шаги, которые показывал Юлии, но ведь в одну воду нельзя войти дважды, так? Даже два проката, которые ты делаешь с разницей в один день, не бывают похожи друг на друга. Для меня катание всегда было чем-то магическим и одновременно очень честным. На льду ты не соврешь. И никого не обманешь.

- Сейчас вы по-прежнему работаете с Грюттером?

Вам ведь доводилось ставить программы очень известным спортсменам, каждый из которых наверняка не отказался бы продолжить с вами сотрудничество. Почему вы предпочли этому малоизвестных юниоров?

Я работаю с теми, с кем начинал. Ноя и Ноэми я тренирую с 2012 года. С того самого времени, когда они умели прыгать лишь одинарные прыжки. Ной на моих глазах начинал осваивать двойные, и это было страшно занимательное зрелище. Достаточно много моего тренерского времени занимают те, кто специально приезжают ко мне в Шампери. Мне кажется, фигуристам просто нравится обстановка: полное спокойствие, но в то же время абсолютно все необходимое, чтобы тренироваться.

Когда ко мне приехал Денис Васильев, он был травмирован. Я не доктор, как вы понимаете, и не физиотерапевт, но сам много раз проходил через травмы, знаю, что это такое, и могу подсказать, как можно быстрее справиться с этой ситуацией, к кому обратиться. Связей, чтобы организовать процесс, у меня вполне достаточно. Та ситуация тоже была для меня хорошим опытом. Я понял, что тренер не может замыкать все вопросы на себя. Подготовка спортсмена - командная работа, и ты никогда не знаешь, сколько специалистов тебе в этой команде понадобится -- слишком много всего может произойти в тренировочном процессе. Сейчас я знаю, что при необходимости всегда могу обратиться к Саломе (бывший хореограф Ламбьеля Саломе Брюннер), к Питеру. Им я могу доверить любого из своих спортсменов, если мне вдруг приходится куда-то уезжать. Получается своеобразный паззл, который мы складываем совместными усилиями.

Все равно не понимаю: вы всегда так любили выступать перед публикой, могли бы кататься и кататься, периодически приглашая различных звезд в свой летний лагерь, а не проводить на катке дни напролет, ломая голову над тем, как научить начинающего спортсмена делать тройной прыжок…

У меня достаточно много свободного времени. Его не хватает на не связанные с фигурным катанием вещи, ну так эти вещи и не слишком меня интересуют. Я по-прежнему выступаю в шоу, сам придумываю себе показательные номера и даже выкраиваю время для собственных тренировок. Более того, совершенно не собираюсь от всего этого отказываться - слишком большое удовольствие по-прежнему получаю от катания.

"Нравятся люди, которые рискуют"

Когда-то вы были в первых рядах тех, кто начинал осваивать четверные прыжки. Сейчас уже говорят о том, что скоро все прыжки в мужских программах станут четверными. Вам нравится эта тенденция?

Мне вообще нравятся люди, которые рискуют. Когда ты толкаешь себя вперед, ты растешь, развиваешься. В то же самое время я всегда был сторонником сбалансированных программ. Сейчас мне иногда кажется, что этот баланс нарушен.

- А чьи программы представляются вам наиболее сбалансированными?

Хотите, чтобы я назвал вам имя?

- Конечно.

Из того, что я видел, мне очень понравилось выступление в Братиславе на турнире Ондрея Непелы. Ее короткая программа. Там есть все: сложный технический контент, эмоции, характер. Еще мне нравятся обе программы Дениса (Васильева). Как только он включит в программы четверные прыжки, мир получит фигуриста, которому есть, что сказать на льду. Денис прекрасно чувствует музыку, прекрасно ее интерпретирует. Современному фигурному катанию нужны спортсмены, способные заставить лед плавиться.

- Как вы относитесь к идее Юдзуру Ханю взять для олимпийского сезона две старые программы?

Поначалу сильно сомневался в правильности этого шага. А потом встретил Ханю на его катке в Торонто, и он попросил меня взглянуть на его произвольную. Честно говоря, я был потрясен тем, как Ханю интерпретирует музыку, насколько он точен в акцентах - ничего подобного даже близко не было два года назад, когда он катал Seimei впервые. Как раз тогда я задумался о том, что подобная переработка старых программ позволяет увидеть внутренний рост фигуриста. То же самое могу сказать о короткой программе Ханю на музыку Шопена. Она стала гораздо более зрелой и, соответственно, интересной.

Я бы сказала нечто подобное относительно "Дон Кихота" Алины Загитовой: в этом сезоне ее программа производит куда более сильное впечатление, нежели в прошлом. Так что решение оставить столь выигрышную постановку еще на один сезон кажется мне абсолютно оправданным.

Согласился бы с вами, если бы не возраст Загитовой (15 лет). Ханю - олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, обладатель всех мыслимых и немыслимых рекордов, а ваша фигуристка - всего лишь маленькая девочка, которая находится в самом начале карьеры. В этом возрасте нужно расти, развиваться, пробовать новые образы, а не оставлять одну и ту же программу на второй сезон лишь потому, что она получилась удачной. В чем тут вызов? Безусловно, это удобно, требует меньше затрат, но спортсмен не должен рассуждать такими категориями, когда находится в начале пути.

На ваш взгляд, нужно ли стремиться переносить все прыжки во вторую часть программы, как это делает Загитова? Или может оказаться выгоднее прыгать их в более свежем состоянии, чтобы получать более высокие надбавки за качество элементов?

Определенный здравый смысл в таком варианте имеется. Что иногда происходит сейчас: если фигурист имеет последний стартовый номер, то ему становится очень удобно катать программу с прыжками во второй половине. Потому что первую половину программы он, по сути, разминается. Но я не хочу смотреть, как спортсмен разминается, я не за этим пришел на каток. Такие программы скучны и предсказуемы.

Они и без этого предсказуемы, и это я считаю еще одной проблемой. Элементы, которые фигурист должен показать на льду, практически у всех идентичны. Более того, все знают, какими именно чертами определяется уровень сложности того или иного элемента, и повторяют их из программы в программу. У нас в программе три вращения, соответственно, черт должно быть 12. И все они тоже одинаковы. Как только фигурист начинает делать, допустим, вращение в заклоне или со сменой ног, все сразу понимают, какими чертами эти вращения будут сопровождаться. Поэтому сидят и ждут: а вдруг случится что-то непредсказуемое?

Это, собственно, к вопросу, куда мы движемся в нашем виде спорта. С моей точки зрения, уже уткнулись в некий творческий тупик. И нужно срочно принимать меры, чтобы сделать общую картинку хоть немного более интересной. Живой.

- Как много олимпийских постановок вы сделали в нынешнем сезоне?

Летом я работал с вашим спортсменом Михаилом Колядой, и мы сделали дорожки шагов к обеим его программам. Для Дениса (Васильева) короткую программу придумал и поставил я сам, а произвольной занималась Саломе. Еще работал с Майей и Алексом Шибутани - подкинул им некоторые идеи для обоих танцев.

- Американцы приезжали к вам в Шампери?

Да, сразу после чемпионата мира. Еще я работал с Семой Уно над интерпретацией его программ. Вот, пожалуй, и все мои "олимпийцы". Возможно, в их число войдет еще девочка из Латвии Диана Никитина, если сумеет пройти квалификацию. Ей тоже ставили программы мы с Саломе. На мой взгляд, это довольно много, учитывая мою тренерскую деятельность и занятость в шоу.

Помню, как однажды вы работали с Евгением Плющенко и заметно расстроились, увидев, что от вашей хореографии в его программе осталось не слишком много. , как я слышала, тоже внес определенные изменения в те дорожки шагов, которые предложили ему вы.

Это совершенно другая история. Миша, как я уже успел увидеть на тренировке перед началом соревнований, сохранил наиболее сложные фрагменты дорожек, и я рад, что он это сделал. Потому что сложная работа - это вызов, это заставляет напрягаться, думать, а значит - развивает спортсмена. Проблема пока в одном: делая все эти пока еще сложные для себя шаги, Миша постоянно контролирует, как именно он выполняет то или иное движение. Такие вещи мой глаз сразу ловит. Катать программу нужно с удовольствием, с легкостью, особенно такую программу, как "Элвис Пресли". Только тогда это способно завести зал по-настоящему. А когда ты слишком напряженно думаешь о том, что делаешь на льду, сразу начинаешь путаться и ошибаться.

elanis

После Олимпийских Игр в Ванкувере из любительского спорта ушёл самый яркий, пожалуй, фигурист последних лет - двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель.

Полосатая жизнь Стефана Ламбьеля.

Годом Рождением Ламбьеля как незаурядного фигуриста стоит считать 2002-й. На чемпионате Европы в Лозанне юный швейцарец катался настолько чисто, технично и азартно, что заворожил всех. Полный комплект тройных прыжков в произвольной программе сочетался с богатым набором невероятных вращений, которые украсили бы не только мужское, но и женское выступление. Поневоле вспомнилась соотечественница Ламбьеля Натали Криг, за свои вращения внесенная в Книгу рекордов Гиннесса. Криг, правда, совершенно не умела прыгать. Ламбьель же не смазал в Лозанне ни единого приземления.
Медаль фигуристу тогда не досталась. Может быть судьи не рискнули поднять оценки, посчитав очень легкую по восприятию программу слишком юниорской. Или же сказалось то, что Стефан не сделал ни одного каскада. А может, как это часто бывает в фигурном катании, сочли недостаточным возраст. Однако по реакции вставшего в едином порыве зала несложно было понять: только что состоялось рождение нового национального героя.
Через два года на чемпионате Европы в Будапеште произошел еще один неординарный случай. К тому времени Ламбьель уверенно освоил четверной прыжок, но справится с ним в произвольной программе не сумел. От расстройства, видимо, ошибся и в следующем, тройном акселе, - сделал только два оборота. А потом вновь зашел на четверной - и выполнил его. В интервью прокомментировал просто: «Я понял, что терять уже нечего, и подумал: а почему нет? Почему не использовать возможность еще раз прыгнуть четверной в условиях соревнования? Хуже от этого не будет!»
Тогда немало судачили, что швейцарец вполне мог оказаться в тройке призеров чемпионата мира. Мол, только пиетет арбитров к представителю страны-хозяйки Штефану Линдеманну стал причиной того, что Ламбьель остался без медали. Его произвольная программа тянула даже не на «бронзу» - на «золото».
Хотя сам фигурист не считал сезон удавшимся. Он перенес тяжелую простуду в промежутке между чемпионатом Швейцарии и европейским первенством, затем вновь заболел, а в довершение, приступив к форсированным тренировкам, травмировал колено.
Первоначально травма не показалась чересчур серьезной. Проехав после чемпионата мира - 2004 по ряду европейских стран с показательным шоу, Ламбьель немного передохнул и в июле на десять дней отправился в швейцарский Флимс, предварительно договорившись с Виктором Кудрявцевим о совместной работе. Потом перебрался в Оберсдорф - тренировочный лагерь, где каждое лето собираются лучшие фигуристы Германии, Италии и Швейцарии. Вот только колено давало знать о себе уже всерьез.
Рассказывая о своем лучшем ученике в одном интервью, опытнейший швейцарский специалист Петер Грюттер отметил, что одна из наиболее характерных черт его подопечного - импульсивность. В сочетании с отчаянием от необходимости ложится на операцию она образовала гремучую смесь: Ламбьель разорвал отношения не только с тренером, но и со многими другими людьми, искренне полагавшими, что без их помощи фигурист как без рук. Перебрался в Лозанну и стал продолжать тренировки у Седрика Моно, до 1994 года успешно выступавшего за Швейцарию в парном катании со своей сестрой Лесли.
Швейцарские спортивные деятели пребывали в панике, отчаявшись найти объяснение эскападам спортсмена. Спокоен был лишь Грюттер.

Уход и возвращение
В спорте нередко оказывается так, что поиски корней того или иного успеха приводят к личности тренера. Грюттер начал тренерскую карьеру в 1965-м - через год после того, как прекратил выступать (он участвовал в Олимпийских Играх 1964 года и занял там последнее место. В 1996-м тренер перебрался из небольшого городка Монтана в Женеву. Пути Грюттера и Ламбьеля пересеклись годом ранее: девятилетний Стефан заявил своей матери, что хотел бы попасть в группу именно этого тренера.
Грюттеру мальчишка понравился. «Как только я увидел его на льду, понял, что передо мной невероятный талант. Он чувствовал музыку всем своим существом, а главное, был готов тренироваться чуть ли не круглосуточно». - вспоминал тренер.
Переезд наставника в Женеву ничуть не обескуражила Ламбьеля. Грюттер как-то подсчитал: ради тренировок Стефану еженедельно приходилось преодолевать 1200 километров. Первые годы его привозила на каток мама и оставалась в Женеве на целый день, ожидая, когда тренировки будут закончены. Это в итоге стоило ей семьи: муж не выдержал предложенной ему жизни и ушел к другой женщине. Стефану на тот момент было четырнадцать. Его сестре Сильвии - шестнадцать. Брату Кристофу - десять.
Фигурист начал ездить в Женеву самостоятельно - на электричке. В четырнадцать лет казался уже вполне взрослым - по крайней мере для того, чтобы принимать решения и отвечать за свои поступки. Этому учил его и Грюттер. Тренер был откровенно недоволен лишь одним: тем, что в семнадцать лет его подопечный сел за руль. «Это не только дополнительный и ненужный стресс, - втолковывал он Стефану. - В поезде можна расслабится, поспать, сделать уроки, наконец. Ты же просто-напросто отнимаешь у себя по нескольку часов в день».
Однако во всем, что касалось работы, творческий тандем не имел разногласий. Грюттеру импонировал подход ученика к тренировкам. «Он четко понимает, чего хочет добиться. - говорил тренер, - Ему нравится истязать себя, дополнительно занимаясь растяжкой, хореографией. Никогда, начиная с совсем юного возраста, он не стремился повторить кого-то, обыграть любой ценой. Работал, как человек, который хочет прежде всего раскрыть свои возможности, не думал о медалях. Стефан - не тот, на кого можна надавить, заставить что-то делать помимо собственной воли. Поэтому я всегда оставлял за ним право на собственные решения. И ошибки в том числе. Хотя и предупреждал о последствиях, если те или иные шаги не казались мне правильными.
Надо отдать должное: Ламбьель обладает способностью мгновенно впитывать любую информацию и извлекать из нее максимум положительного опыта. Могу вспомнить чемпионат мира - 2003 в Вашингтоне. Стефан потрясающе выступил в квалификации, но выложился до такой степени, что я понимал: на остальное сил у него уже нет. Так и получилось - он перегорел. После короткой программы был очень расстроен, но едва соревнования закончились, пришел ко мне поговорить. Не о неудачном результате, а о том, что нужно предпринять, чтобы научится правильно распределять силы в будущем.
Его отличает феноменальная интуиция. Но самое неоценимое качество - это умение Ламбьеля сохранять холодную голову и принимать правильные решения, когда вокруг царит страшный ажиотаж. Чем тяжелее складывается для него турнир, тем лучше он контролирует собственные эмоции и поступки».
Разрыв с учеником осенью прошлого года Грюттер прокомментировал одной фразой: «Он вернется».
Старый наставник как в воду глядел: сотрудничество Ламбьеля с Седриком Моно оказалось непродолжительным. Восстановившись после операции на колене, Ламбьель вернулся к Грюттеру.

Прошлое
Удивительно даже не то, что спортсмен, едва восстановившись после лечения, сумел быстро достичь конкурентоспособного (в сравнении с сильнейшими) состояния, а то, что происходило в 2005-м в промежутке между европейским и мировым первенствами. Ламбьель полностью поменял произвольную программу, объяснив это тем, что новая композиция «Король Артур» больше отвечает его внутренним творческим запросам. Пожаловался в одном из интервью: «Самое трудное - держать в голове все новые шаги и переходы, чтобы не сбиться в середине выступления». Что же получается - медаль чемпионата мира, которая могла бы, что немаловажно, стать первой в его карьере, интересовала фигуриста во вторую очередь? Ведь очевидно, что прежняя, уже обкатанная программа дала бы ему больше шансов чувствовать себя на московском льду спокойнее.
«Я хотел побороться с Плющенко на его поле, попытаться выиграть у него, - заметил Ламбьель на пресс-конференции. - Но так получилось, что этот чемпионат выигрался сам…»
На втором, победном для швейцарца турнире, в 2006-м в Калгари, произошло похожее: Плющенко, завоевавший золотую медаль в феврале на Олимпиаде в Турине, где Ламбьель получил «серебро», мировое первенство пропустил. Сам Стефан признался, что решение поехать в Калгари он принял за десять дней до выступления. Перед Играми травмировал ногу, но всерьез заняться лечением, вернувшись из Турина, смог не сразу: должен был провести несколько показательных выступлений дома. Выиграв высший мировой титул второй раз подряд, он сказал: «Год назад в Москве я понимал, что в целом мне повезло. Поэтому рад, что сумел доказать: та победа не была случайной. Сейчас же у меня совсем другие задачи - работать и готовится к Играм в Ванкувере.

Уход и возвращение
Победив в финале Гран-при в самом конце 2007-го, Ламбьель говорил: «Новые правила заставляют фигуристов постоянно что-то менять. Сводить к минимуму ненужный риск во время выступления. Мы все очень надеемся, что в конце сезона их немножко изменят - станут добавлять больше баллов за элементы повышенного риска. За четверные прыжки, тройной аксель, определенные каскады. Сейчас же риск часто получается неоправданным.
Мне кажется, что было бы правильнее подчинить существующим требованием только одну программу. На данный момент мы, по сути, имеем две обязательные программы, которые различаются между собой разве что тем, что одна длится около трех минут, а вторая - четыре с половиной. Что ж, пусть одна оценивается в полном соответствии с этими правилами. Но во второй, если уж она называется произвольной, хотелось бы иметь больше свободы. Сейчас мы поставлены в слишком жесткие рамки: вынуждены выполнять один и те же шаги, одни и те же вращения, одинаково менять ребра во время этих вращений. Что не имеет никакого смысла. Результат может быть одним: зрители с большим удовольствием пойдут не на соревнования, а на шоу. А в нашей жизни главное все-таки борьба за медали.
Я рад, что удалось победить в финале Гран-при, искренне горжусь этим. Но олимпийские Игры - совсем другая история. Чудовищный стресс. Сознание того, что вторых таких соревнований в твоей жизни может не случится не покидает меня ни на минуту. И когда понимаешь, что, пройдя этот ад, ты выиграл медаль, на пьедестал поднимаешься, словно возносишься на небеса.
Наверное, из-за всех этих олимпийских переживаний следующий сезон стал для меня особенно сложным. Я должен был отойти от того выступления. Заново переосмыслить, как тренироваться, чтобы не только добиваться соответствующего результата, но и получать удовольствие от работы. Кажется, это удалось. Я иначе отношусь к тому, что делаю на льду. Может быть, просто повзрослел: ощутил внутреннюю зрелость, уверенность в своих силах. Сейчас я - гораздо более настоящий фигурист, как мне кажется».
Всего через пол года Ламбьель ушел. Как полагал - навсегда. Слишком сильно мучили травмы. Но как же нужно быть отравленным большим спортом, чтобы в начале олимпийского сезона - 2010 вернутся! Как выяснилось, за четвертым местом Ванкувера.
Нельзя сказать, что это стало трагедией. Постоянный хореограф Ламбьеля и его близкий друг Саломе Брюннер говорила, что предчувствовала неудачу - на разминке, да и потом, за кулисами, не увидела в фигуристе привычного внутреннего света. «Дело не в упущенном «золоте», - добавила она. - Для Стефана гораздо важнее показать все то, на что он способен. Выполнил много сложных элементов, а полета не случилось».

Настоящее
Сразу после Игр, когда фигурист вернулся домой в Швейцарию, чтобы выступить в ряде шоу, с ним встретилась журналист Реут Голински.

- Стефан, неужели мы не увидим вас в следующем году на чемпионате Европы в Берне?
- Да, меня там не будет. Для меня основной целью был Ванкувер. Я рад, что смог пройти этот путь, но знаю, что для меня он уже окончен. Моей целью было получить золотую медаль, но я ее не выиграл. Мне нужно это принять и продолжать жить дальше.

- Пытались ли вы еще раз прокатать программу в голове - подумать, может что-то можно было сделать иначе?
- Зачем? Я все равно не могу ничего изменить в свое прошлом. Может, позже пересмотрю свой прокат и получу удовольствие. Но сейчас в этом нет смысла. Я по-прежнему занят, у меня много шоу, и это здорово. Я сделал в спорте все возможное. Единственное, что могу сейчас, - сосредоточится на том, чем занимаюсь.

- Что дальше? Шоу?

- Да. Я очень хочу работать с фигуристами. Не знаю, должен ли сам пригласить кого-то или стоит подождать, пока кто-то обратится ко мне за помощью… Лучше бы обратились. Но для того, чтобы принять решение, работать с человеком или нет, нежно знать какой у кого потенциал. Когда соревнуешься сам, нет возможности следить за тем, что делают на льду другие.
Конечно, это невозможно - посвятить кому-то сто процентов времени и работать с ним каждый день. Но для хореографии надо прежде всего «влить в тело кровь», «впрыснуть» в фигуриста новые идеи, а потом смотреть, как он будет на них реагировать. Заставлять человека делать все в точности так, как делал я сам, бессмысленно: у него могут быть другие способности, другое тело. Самое главное - это внутренняя свобода, и то, что ты хочешь выразить, катаясь под музыку.

У вас есть качество, которому, наверное, невозможно научить: вы заставляете людей пережить то, что переживаете на льду сами.
- Да, я люблю делится с другими своей страстью к фигурному катанию. Чувствую, что могу передавать эмоции. Допускаю, что есть люди, которым вообще не свойственно испытывать сильные переживания, и мне нравится думать, что они могут это сделать через меня и мое катание. У хореографического искусства нет границ. Это язык, который доступен каждому и «работает»в любой точке мира.

- Когда вы закончили произвольную программу в Ванкувере, то были несчастны. И передали свое состояние многим зрителям.

- Думаю, это потому, что я не умею скрывать свои чувства. Другое дело, что, когда заканчивается музыка, завершается и история. Это как с книгой: прочитали, закрыли - и все. Я уже говорил как-то, что не люблю ждать когда зазвучит музыка. Но как только это произошло, все остальное перестает для меня существовать. Мне не нужно сосредотачиваться на движениях, командовать своими руками делать те или иные жесты. Музыка сама ведет меня, заставляет двигаться.

- Как же вы водите машину, слушая музыку?

- Ой, очень плохо. Может быть как раз потому, что испытываю слишком много эмоций сразу. Но знаете, так интересней жить…

Стефан Ламбьель (фр. Stphane Lambiel; 2 апреля 1985, Мартиньи) - швейцарский фигурист, серебряный призёр Олимпийских игр в Турине в мужском одиночном катании, двукратный чемпион мира (2005 и 2006 год).

Биография

Родился в Мартиньи, Швейцария. Мать Стефана родом из Португалии. Родной язык - французский, также говорит на немецком, английском, португальском и немного на итальянском. Живёт в Швейцарии, в Лозанне.

Ламбьель появился на международных соревнованиях с исключительными вращениями: многооборотными, на высокой скорости, с точной центровкой и новыми необычными позициями (особенно в волчке и стоя).

В Москве на чемпионате мира 2005 года завоевал золотую медаль. На Олимпийских играх-2006 в Турине завоевал серебро, о котором сказал, что эта медаль для него дороже золота. В 2006 году в Калгари он повторил свой триумф, став двукратным чемпионом мира.

Стефан пропустил середину сезона 2006-2007 из-за «потери интереса» к фигурному катанию и общей усталости, но все же принял участие в чемпионате мира 2007 в Токио, где занял третье место. На чемпионате мира 2008 года стал только пятым.

Долгие годы тренировался у Петера Грюттера. В сезоне 2004-2005 Стефан попробовал сменить тренера, но в итоге вернулся обратно к Грюттеру. Стажировался у Алексея Мишина.

После окончания сезона 2007/2008 годов Стефан принял решение сменить тренера. Его наставником стал Виктор Петренко.

16 октября 2008 года Стефан Ламбьель созвал пресс-конференцию, на которой объявил, что заканчивает любительскую спортивную карьеру в связи с травмой паха. В дальнейшем Стефан много гастролировал с различными ледовыми шоу. В июле 2009 года Ламбьель заявил, что намерен вернуться в любительский спорт, чтобы принять участие в Олимпиаде в Ванкувере.

Первым турниром после возвращения для него стал «Nebelhorn Trophy», на котором предстояло квалифицироваться для участия в Олимпиаде, так как в отсутствие Ламбьеля швейцарские фигуристы на чемпионате мира 2009 добыть путевки на Игры не смогли. «Nebelhorn Trophy 2009» Ламбьель выиграл и тем самым завоевал для Швейцарии одну олимпийскую лицензию в мужском одиночном катании. В январе 2010 года Стефан принял участие в чемпионате Европы 2010, где стал серебряным призёром. В феврале 2010 года швейцарец выступил на Олимпийских играх в Ванкувере, где занял 4 место. Участия в последовавшем чемпионате мира Стефан не принял.

После Олимпиады 2010 Стефан Ламбьель принял решение покинуть любительский спорт и выступает в различных шоу по всему миру. Кроме того, он решил заняться постановками программ для фигуристов. Он ставил показательное выступление на сезон 2010-2011 для Дайсукэ Такахаси, а также планировал поставить японцу короткую программу и помогал в подготовке Флер Максвелл.

Программы

Сезон Короткая программа Произвольная программа Показательный номер
2011–2013

Run Леона Льюис

Je veux vivre (из оперы Romo et Juliette) Ш.Гуно совместный номер с Каролиной Костнер

Something Got Me Started Simply Red

Puttin" on the Ritz

My Body Is a Cage Arcade Fire в исполнении Ронды Дорси

La donna mobile (из оперыРиголетто) Джузеппе Верди

Prelude No.5, in G minor Сергей Рахманинов

Don"t Stop the Music в исполнении Джейми Каллума

Bring Me to Life Evanescence

2009–2010

William Tell Overture Дж.Россини

Травиата Джузеппе Верди

Otoo Porteo Астор Пьяццола и ансамбль Танго Нуэво

Let the Good Times Roll Рэй Чарльз

In Your Eyes Анастейша

Ne me quitte pas Жак Брель

2008–2009 Не участвовал в соревнованиях

Otoo Porteo Астор Пьяццола

Tainted Love Пол Янг

Freak Like Me Sugababes

2007–2008

Carne Cruda Fernando Egozcue

Poeta (Фламенко) Висенте Амиго

Un Giorno Per Noi (из к/ф Ромео и Джульетта Нино Рота в исполнении Джоша Гробана

Father And Son Ронан Китинг

  • Gimme More
  • Sexy Back Бритни Спирс, Джастин Тимберлейк
2006–2007
  • Саундтрек к к/ф Кровавый алмаз Джеймс Ньютон Ховард
  • Geissel Drama Кристин Лотербург

Poeta Висенте Амиго

Fix You Coldplay

New Shoes Паоло Нутини

Stayin" Alive Робин Гибб

2005–2006

Dralion из Cirque du Soleil

Malaguea (из к/ф Однажды в Мексике) в исполнении Максима Родригеса

Времена года (Вивальди) Антонио Вивальди

You"re Beautiful Джеймс Блант

If I Hadn"t Got You Лиза Стэнфилд

I Don"t Want to Be Гевин Дегро

Fix You Coldplay

2004–2005

Spanish Caravan Джордж Уинстон

Саундтрек из к/ф Король Артур Ханс Циммер

Саундтрек к к/ф Шоу Трумана Филип Гласс, Буркхард Давиц

E Lucevan e Le Stelle (из оперы Тоска) в исполнении Флорана Паньи

Light My Fire The Doors

Billie Jean Майкл Джексон

Oceania Бьорк

2003–2004

I"m a Doun For Lack o" Johnnie (A Little Scottish Fantasy) в исполнении Ванессы Мэй

Objection (techno remix) Шакира

  • Zabuca Йоханнес Линстед
  • Loving Paris

Gypsy Dance Эдвин Мартон

Take the Long Way Home Supertramp

2002–2003

Laissez-moi Me Griser Морис Эль Медиони

Музыка из к/ф Шоколад Рейчел Портман

Piano Concerto E. Knnecke

Magic Stradivarius Эдвин Мартон

La Vie Fait Ce Qu"Elle Veut Жюли Зенатти

2001–2002
  • Vuelvo Al Sur
  • Ya Basta! Gotan Project

Музыка из шоу Цирка дю Солей Quidam Cirque du Soleil Бенуа Ютрас

1999–2001

Кумпарсита Шавье Кугат

Triton Джозеф Ракалле

Спортивные достижения

после 2003 года

до 2003 года

Соревнования 1997-1998 1998-1999 1999-2000 2000-2001 2001-2002 2002-2003 2003-2004
Зимние Олимпийские игры 15
Чемпионаты мира 18 10 4
Чемпионаты Европы 9 4 5 6
Чемпионаты мира среди юниоров 10 5
Чемпионаты Швейцарии 1J. 1J. 1 1 1 1
Этапы Гран-При: Cup of Russia 5
  • J = Юниорский уровень, WD = снялся с соревнований

За последний месяц мир дважды узнал об однополых браках среди фигуристов. Сначала двукратный чемпион мира в парном катании, канадец Эрик Редфорд объявил о помолвке с испанцем Луисом Фенеро. А потом свадьбу сыграли французский тренер Ромен Хагенауэр и швейцарский фигурист Джамаль Отман.

ПО ТЕМЕ

То, что фигуристов-геев много, ни для кого не секрет. Как пишет в журнале The Advocate бывший фигурист, а ныне судья в этом виде спорта Джон Джексон, если бы всякий раз, когда на лед выходил фигурист с гомосексуальной ориентацией, приходилось пить по рюмке "Абсолюта", то можно было бы быстро опьянеть.

Это сейчас фигуристы открыто заявляют о своей гомосексуальности и совершают каминг-ауты. Раньше об этом мало кто задумывался, а точно о сексуальных предпочтениях спортсменов знали вообще единицы. Тем не менее, такие истории в фигурном катании не редкость.

"Фигурное катание – не мужской вид спорта, мужики надевают коньки только для того, чтобы играть в хоккей, а все это фигурное катание не для настоящих мужиков" – так считают настоящие мужики. В Канаде фигурное катание называют просто – "gay sport". Мальчикам, занимающимся на льду, советуют не рассказывать об этом в обычной школе – засмеют, даже если у ребенка традиционная сексуальная ориентация.

Как признаются сами фигуристы, в этом виде спорта очень много геев. Американцы почти все. Джонни Вейр дважды был женат на мужчинах и этого не скрывает. Говорят, Юдзуру Ханю, олимпийский чемпион, тоже гей.

Про Дайсукэ Такасахи тоже ходят подобные слухи. Это никак не афишируется, но, говорят, все видно по манере катания. Геи очень пластичные, у них другие эмоции на льду. Справедливости ради скажем: в самом фигурном катании к геям относятся спокойно, никто не считает их изгоями.

Олимпийская чемпионка Нагано Оксана Казакова в интервью накануне Олимпиады в Сочи говорила о том, что "спортсмены больше смотрят не на то кто с кем, а кто, какой дает результат, и какой человек". "Да, в фигурном катании очень много представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, в основном это мужчины одиночники, но мы с ними дружим, – сообщала спортсменка. – Они прекрасные катальщики, у них совсем другая пластика, на них очень приятно смотреть. Они пластичны, артистичны, если человек это выбирает, то почему нет. Мы откатались десять лет в американском шоу, а там это нормально. Мы привыкли смотреть на этих людей абсолютно адекватно и с ними дружить и общаться, иногда они даже более интересны, более начитаны. Если он хороший человек, если он прекрасный спортсмен, если он попал на Олимпиаду, что уже в этом копаться. Каждому свое".

А вот российский тренер Алесей Мишин еще в 2004 году заявил о том, что гомосексуализм в фигурном катании стал реальной угрозой. "В некоторых сборных 90% фигуристов и тренеров – геи. Только мы с Женей (Плющенко) такие старомодные", – рассказывал тренер. Тогда ему пришлось комментировать выступление Плющенко в женском платье. Это были показательные выступления в Дортмунте. Во время танца костюм Евгения легко трансформировался из мужского смокинга в женскую испанскую юбку.

По мнению Мишина, человечество так защищается от перенаселения. Просто в каких-то сферах деятельности это пока не так ярко выражено, как в фигурном катании. В интервью Комсомольской Правде, тренер говорил о том, что "появилось целое голубое лобби". "Туда входят и судьи, и организаторы соревнований. Особенно это дело процветает за океаном. Приведу пример. В одном американском городе тренер одного известного фигуриста работал в ледовом центре. Представьте себе коридор, который соединяет один каток с другим. Прямо в коридоре была оборудована комнатка два на четыре метра. Мальчики периодически заходили туда к тренеру, ну и… сами понимаете. Так вот, благодаря лобби тренера тихо выгнали с работы, а историю замяли", – заявил Мишин.

Справедливости ради стоит отметить, что очень многие действительно великие фигуристы, многократные призеры чемпионатов и олимпиад, являются представителями сексуальных меньшинств.Великий американский фигурист и олимпийский чемпион Брайан Бойтано (США) совершил каминг-аут после того, как был включен в официальную делегацию США на Игры в Сочи-2014.

Прежде уклонявшийся от подобных вопросов 50-летний Брайан сказал: "Во мне сочетается множество аспектов: я сын, брат, дядя, друг, спортсмен, кулинар, писатель. То, что я гей, – это лишь одна часть меня, но прежде всего я американский спортсмен. Я горжусь тем, что живу в стране, которая поддерживает многообразие, открытость и толерантность".

"Мистер тройной аксель" Брайан Орсер (Канада) тоже является открытым геем. Как и Бойтано, Орсер был на Играх в Сочи, где выступал за толерантность и равноправие. Призер двух Олимпиад, чемпион мира и выдающийся тренер, который прямо сейчас работает с главными фигуристами современности – Хавьером Фернандесом и Юдзуру Ханю, долгое время боялся рассказать миру о своей ориентации. Он переживал за репутацию и финансовые издержки: "Если бы все знали, что я гей, то вряд ли меня приглашали бы участвовать в ледовых шоу". Орсер категорически не согласен, что его ориентация как-то влияет на тренерскую работу: "Все мои спортсмены знают о моем партнере и образе жизни. Я ничего не скрываю, и это здорово".

Трехкратный чемпион США по фигурному катанию Джонни Вейр (США) впервые рассказал о своей ориентации в январе 2011 года в интервью журналу People: "Я с детства осознавал свою гомосексуальность и всегда принимал себя таким, какой я есть". До этого он долго отрицал ходившие о его ориентации слухи. Но порой сам поднимал шумиху вокруг этой темы, как бы заявляя всему миру: "Я не такой, как все!". Например, фигурист принял участие в неоднозначной фотосессии для журнала BlackBook, где снялся в мини-юбке и туфлях на высоком каблуке. Вейр выступает и в России, в шоу Плющенко "Снежный король".

Почему-то именно Олимпиада Сочи в 2014 году заставила многих фигуристов рассказать правду о своей сексуальной ориентации. Видимо, спортсмены чувствовали себя настоящими героями, отправляясь в Россию, в страну, которую иначе как "гомофобской" не называли и не называют.

Между тем, российский фигурист, многократный олимпийский чемпион Максим Траньков, сказал в интервью сайт о том, что, хотя ни одного в гомосексуалиста в российской сборной по фигурному катанию нет, к спортсменам-геям лично он относится абсолютно спокойно. "Я абсолютно толерантный человек, и меня совершенно не волнует – гей мой соперник или гетеросексуал", – заверил он.

"Я 30 лет занимаюсь фигурным катанием и с уверенностью могу сказать, то же самое происходит и в других видах спорта. Может быть, конечно, фигурное катание более женственный вид, как балет, но в нем образовывается огромное количество гетеросексуальных пар – никто же об этом не пишет, пишут, к сожалению, только о Редфорде. Я могу его только поздравить, потому что каждый человек живет так, как считает нужным", – отметил Траньков.

На вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в фигурное катание, зная что тренер придерживается нетрадиционных сексуальных взглядов, Максим ответил: "Что касается моего личного отношения, то у меня на свадьбе с Татьяной (Волосожар) шафером был мой друг – Стефан Ламбьель, яркий представитель фигурного катания и нетрадиционной сексуальной ориентации. И свою дочь я бы совершенно спокойно доверю тренировать ему". Интересно, а доверил бы Ламбьелю Максим своего сына? Но это вопрос пусть будет риторическим...



 

Возможно, будет полезно почитать: