Название рыцарского турнира. Рыцарский турнир

Многие думают, что турниры , которые проводились среди рыцарей, были неотъемлемой часть средневекового мира . Такие турниры описаны не в одном историческом романе, и при чтении его, мы уже почти слышим крики толпы, встречающей своего любимца, вот-вот и увидим блеск сверкающих лат рыцаря. но буквально через две минуты весь блеск скрывается за кучей пыли, крови и грязи, но даже это не заставляет нас не любить эти турниры.


В средневековом мире такие рыцарские поединки лишний раз дают повод рыцарям самовыразиться, и показать свои навыки обращения с оружием и показать всем, что они способны на многое. Кроме всего этого, это была возможность для новичков, чтобы показать себя и начать писать список своих подвигов.

В наше время известно всего о трех разновидностях рыцарских турниров. Первым в этом списке будет наиболее зрелищный турнир, такой как ристалище, в котором участвовали конные отряды, а именно два, и после сигнала, который давал организатор турнира , начиналась битва. В ходе сражения враги ярость врагов разгоралась еще сильнее, и поэтому никто не ждал пощады от противника, в конце битвы было много мертвых, и получалось, что выигрывала та команда, участники которой остались в живых. Именно из-за этого пришлось отменить данный вид турнира.

На смену ристалищу пришел чуть менее красочный вид турнира, такой как «джостра». В этом турнире рыцари сходились один на один, и бились на турнирном оружии, которое не давало нанести смертельных ран. Сначала еще конные рыцари сражались на копьях, но после этого сражения, если оба рыцаря были способны стоять на ногах, поединок продолжался на мечах до полной победы. Но «джостра» ограничивал рыцарей своими правилами, например, было запрещено ударять друг друга копьями на уровне пояса или ниже, а ряд приемов с мечем был и вовсе отменен.

Но время шло, и давало о себе знать, сменив «джостру» на «богардо», в котором уже небыло как такового поединка, а было лишь выступление показывающее ловкость и умение рыцарей . Впоследствии «богардо» стал увеселительной программой для карнавалов.

Происхождение рыцарских турниров

Рыцарские турниры проводились постоянно, так как это была возможность показать себя в бою. Богатые сеньоры и короли устраивали состязания, чтобы увидеть на что способны его вассалы, да и просто для развлечения. Нередко бывали и такие случаи, когда сам король выходил на арену, чтобы посоревноваться в силе с рыцарями своего королевства, а также с рыцарями соседних королевств. Но сам обычай проводить турниры появился еще за долго до возникновения рыцарства.

Еще в восемьсот сорок четвертом году, в древней Германии начали проводиться такие поединки, так например в летописях описано, что при встрече Людовика Немецкого с его братом – Карлом в Страсбурге они решили провести показательную битву, предварительно разделившись на две равные группы.

А вот первые правила в такие состязания были введены уже намного позднее, это произошло в одиннадцатом веке, когда рыцарь Франции – Готфрид де Прельи, решил ввести определенные рамки в ход битвы.

Примерно через сто лет первые рыцарские поединки начали проводиться в Англии, но были и противники у рыцарских турниров, так например король Генрих второй был категорически против проведения подобного рода мероприятий, но уже через некоторое время, его сын Ричард полностью поддержал идею турниров и разрешил их проведение, после чего сам не раз участвовал в турнирах..

Примерно в это же время рыцарские турниры появились и в Италии, но там они проводились между двумя определенными городами.

Конечно со временем менялись и правила турнира, но это делало боевые игры только зрелищней. Многие уверены в том, что при сражении на копьях рыцари держат копье подмышкой, но а самом деле это тяжелое и массивное копье находится у них в руке. Со временем оружие и броня рыцаря менялась, как для реального боя, так и для турниров, но во все времена, турнирное оружие делалось так, чтобы нанести как можно меньше повреждений участнику. Так например при проведении боя на турнире рыцари сначала съезжались на конях, сражаясь с помощью копья, и тот, кто выпадал из седла, тот и признавался проигравшим, а если в седле оставались оба, то поединок продолжался на тупых мечах.

Но развитие оружия позволило уже в пятнадцатом веке, германцам проводить конные поединки на палицах, что заставило оружейников подумать об утяжелении и укреплении рыцарского шлема.

Существовало множество различных турниров, и назначить например «странствующий турнир» мог любой желающий рыцарь, который нашел себе соперника, но такие поединки чаще проводились не для зрителей, а для выяснения силы рыцарей. И совсем другое дело когда турнир проходил по приглашению, на таких турнирах встречались множество рыцарей, даже из разных стран, на трибунах собиралось просто огромное количество зрителей, а бои были яркими и красочными. На таком турнире немало внимания уделялось происхождению рыцаря, а если быть точнее, то его гербу.

Такие большие турниры устраивались по любому поводу, будь то свадьба дочери ил же посвящение в рыцари, нередко такие турниры проводились между заключившими мирный договор странами. Тогда рассылались приглашения всем знатным людям, точнее кого желали видеть на турнире, но все равно никаких ограничений для учатия в турнир никогда не устанавливалось, поэтому приходило огромное количество рыцарей, чтобы проверить себя в бою.

Роль турниров в развитие общества в целом

При одном появлении слуха о том, что скоро будет турнир, сразу же начинались приготовления к предстоящему событию, все хотели выглядеть лучше остальных, поэтому турниры были всегда полны нарядов и украшений. А если говорить о рыцарях, то не было не одного, кто бы не хотел принять участие в турнире. Специально для турнира изготавливались красивые и крепкие доспехи, подбирался самый сильный конь, который точно не подведет, а что касается рыцарского вооружения, то тут было огромное количество разновидностей оружия, самыми впечатляющими были как правило трофейные оружия, которых еще не было у других.

Для одних турнир был поводом просто покрасоваться в своих ослепительных доспехах и с уникальным оружием, а для других это была возможность показать себя с лучшей стороны, поведать знати, да и всем присутствующим о своих навыках владения оружием.

А некоторые шли, чтобы найти и завоевать своими сражениями даму сердца, совершить в е честь подвиг и прославить ее имя..

Также это был шанс поправить свое финансовое положение, ведь конь, доспехи и вооружение проигравшего в битве, оказывались в полном распоряжении победителя, поэтому он мог продать все это, причем за очень большие деньги, так как рыцарское вооружение в то время стоило огромных денег, которые можно было получить только в случае продажи целой деревни.

Также на турнирах присутствовали и знатные и богатее сеньоры, которые чтобы показать свое величие привозили с собой несколько рыцарей, огромное количество слуг и даже музыкантов. В связи с этим в замке того, кто устраивает турнир могли найти ночлег далеко не все гости, поэтому им приходилось либо ночевать в походных шатрах, либо ехать на ночлег в ближайший город.

Во время турнира даже небольшой и неприметный городок становился красочнее любого центр культуры, так как дома были украшены знаменами и девизами, а у крылец стояли рыцарские щиты, говорившие о том, что этот рыцарь нашел здесь ночлег.

В дни проведения турнира оживлялись все лавки и рынки, так как огромное количество гостей нуждалось в пище и покупке чего-то нового. В лавках менялись драгоценные металлы и камни на золотые монеты, а если говорить о городском рынке, то там было столько народа, что ступить было негде, специально к дню турнира купцы привозили даже из далеких стран всевозможные вкусности, специи и украшения, ведь они точно знали, что все продадут.

Перед самим рыцарским турниром проходил конкурс мастерства рыцарских оруженосцев, которые также могли посоревноваться в силе с другими оруженосцами, но их оружие было абсолютно безопасным, так как они не могли позволить себе купить подходящие доспехи. Наградой победителю было посвящение в рыцари перед самым турниром на глазах у огромного количества людей, а далее им предоставлялась возможность участвовать и в рыцарском турнире.

За ночь перед самым турниром город был как сотня огоньков, так как никто не спал в ожидании зрелища, как только был слышен утренний горн, все шли на служение в церковь, после которого и начинался турнир. В преддверии ожидания, обсуждались достижения и заслуги участников турнира, ну и конечно же не обходилось и без красочного появления в последний момент какого-нибудь рыцаря

Турниры в 12-13 веке.

В течение 13 века турнир оставался достаточно опасными для жизни делом. Под словом «арена» в те времена подразумевалось не специальное огороженное поле, на котором проводились турнирные бои , а ограниченные деревянными перекладинами или веревками участки открытой местности, где собирался народ, который приходил посмотреть на красочное зрелище. В отдалении располагались площадки для отдыха. Само турнирное поле боя, как правило, располагалось между деревнями или городами. Как говорил Годфрея де Прули, рыцари, участвовавшие в подобных турнирах, должны были выполнять определенные правила. Большой размер турнирного поля не давал возможности судьям наблюдать за всеми происходившие на нём событиями. Участники состязаний не редко получали серьёзные ранения и даже могли умереть, поскольку на турнирах использовали настоящее боевое оружие . В крайнем случае, в документах того времени еще не встречаются упоминания об использовании специально затупленных копий.

Наиболее подробные сведения про турниры можно почитать в биографии Вильяма Маршала, которая была написано во 2-ой половине 13 века. В ней наглядно можно увидеть, как молодой человек, который хорошо владел оружием , мог заработать себе достаточно большое состояние.

Через пару недель после прибытия все рыцари делились на 2 команды согласно территориальному или национальному признаку. Норманны, как правило, объединялись с англичанами и боролись против французов. Рыцари , которые приезжали поодиночке, могли присоединиться к одной из команд либо создать свою собственную. Ночью, перед турниром рыцари почти не спали: они чистили снаряжение, лошадиную сбрую, полировали кольчуги в ящиках с песком.

В начале состязания проходило торжественное шествие всех рыцарей. В процессе самого турнирного боя группы рыцарей могли нападать на одного, а конные рыцари - вступать в бой с пешим противником. Такое поведение не было нарушением кодекса рыцарской чести . В то время, когда сэр Вильям был опекуном наследника Генриха 2, они вместе с юным королем были на множестве турниров во Франции. В его биографии мы можем прочитать о том, как Вильям боролся с противниками на обнесенных частоколом равнинах, на деревенских улицах, внутри крестьянских домов и в виноградниках.

Для некоторых лордов участие в рыцарских турнирах считалось делом чести, другие рыцари стремились просто захватить денежную добычу. Сэр Вильям, участвуя в своём самом первом турнире, поборол рыцаря и, взяв с него обещание дать выкуп, отпустил просто под честное слово, а затем захватил ещё троих. Разделив свою победу над 5-ым пленником с еще одним рыцарем , он оставил турнир с 8-ю конями (4-мя рыцарскими и 4-мя для сквайров), парой вьючных коней и снаряжением. Порой было разумнее забрать у выбитого из седла соперника только лошадь. Когда Вильям уже намеревался захватить рыцаря , которого сбросил с лошади, его атаковали еще 5 человек. У него получилось отбить атаку, однако шлем во время драки перевернулся так, что загородил обзор, и ему пришлось отступить к арене зрителей, где с огромным трудом вернул его в правильное положение. Как-то раз, сэр Вильям вёз захваченного пленника в город Анет. Когда его лошади остановились возле водосточной канавы, пленник спрыгнул из своего седла и был таков! Когда сэр Вильям обернулся, он обнаружил, что пленённый им рыцарь, вместе с потенциальный выкуп, пропал. Такой инцидент вызвал массу шуток, не только среди друзей, но и среди недругов.

Иногда было выгоднее подождать, пока команда соперника ослабнет от атак (наносимых, обычно по шлему). В таком случае было легче победить не только лидера, но и прочих рыцарей без особых потерь в своей команде. По окончании конного боя пленников, которые сидели верхом на конях, отдавали под присмотр сквайров, потом освобождали, как правило, под честное слове, которое частенько нарушалось. Бой продолжался до наступления полумрака, после чего участники собирались на совете, чтобы решить, кто заслуживает главный приз. Как-то раз, после турнира 2 рыцаря, которым поручалось вручить призовую брошь В.Маршалу, нашли его в кузнечной, где тот стоял, положив свою голову на наковальню, а мастер-оружейник старался высвободить ее из сплющенного шлема при помощи клешей и молота.

Рыцарь, который возглавлял команду, определял суммы выкупов за товарищей по оружию , командовал захваченным снаряжением, а также решал дальнейшую участь пленников. За рыцарей, которые были захвачены противниками в турнирном сражении, требовали намного меньший выкуп, чем за военнопленных, когда была настоящая война. В 1177 г. сэр Вильям вместе с рыцарем Роджер де Гаг на протяжении десяти месяцев захватили в плен 103 человека. Турнир 1179 г. в Лагнн стал последним, из тех. которые посетил сэр Вильям. Общее количество рыцарей в свите молодого короля увеличилось до 200. В их число входило 11 рыцарей-беннерстов. На рыцарском турнире были герцог Бургундский и тринадцать графов.

К концу 12 века свита уменьшилась в размерах. Рыцари, как и раньше, использовали арбалетные стрелы и дротики. В турнирных боях участвовали отряды пехотинцев. Сам Фитцстефан говорит, что в конных боях принимали участие молодые жители Лондона, которые были вооружены щитами и копьями без острых наконечников. Возможно, этот турнир был незначительный, о котором не говорилось заранее. Исследователи считают, что молодёжь принимала активное участие в захвате бутафорского замка. Так же Фитпстефан говорит о сражении на льду р.Темзы. В 13 веке пешие солдаты из городов Умбрии и Таскали, вооруженные дубинками и щитами, приняли участие в сражении, которое продолжалось дольше, чем простой турнир.

Традиция посещения турниров скоро была принята императором Германии и его приближенными. Однако английские короли с подозрительностью и осмотрительностью относились к проведению рыцарских турниров , поскольку, под прикрытием которых могли собираться зачинщики мятежей. Вероятно, нападение на Аленкона отбили благодаря поддержке рыцарей , которые принимали участие в турнире невдалеке. Приближенные короля удостоверились, что такие мероприятия собирают очень много воинов и бойцов. Генрих II создал указ, который запрещал такие развлечения, когда Вильям Ньюбургский понял, как много молодых рыцарей отправляются в другие страны на турниры, в особенности во Францию. Д. Нрейклонд говорит, что проведение рыцарских турниров в Англии появилось при Ричарде I, который разрешил проводить их только в 5-ти определенных им местах. С того времени проведение неразрешенных королём рыцарских турниров расценивалось как поступок против короны. Ричард, который постоянно нуждался в деньгах для ведения войны, решил сделать вход на турниры платным. Сумма платы зависела от социальною положения человека: с графа брали двадцать марок серебром; с барона - десять марок; с рыцаря, который владел землёй - четыре марки; с простого безземельного рыцаря - две марки. Главный судья назначал своих братьев на должности сборщиков входной платы. На любом турнире были 2 рыцаря и 2 чиновника, которые наблюдали за исполнением указа короля.

После стычки между собой баронов либо ссоры с королевским фаворитов следовала череда неофициальных турниров . Таким образом, проведение турниров планировалось провести после ухода короля Иоанна под Руннимедом. По неволе оказавшиеся между двумя враждующими сторонами - с одной стороны, королевским двором, с другой баронами - местные рыцари втянулись в гражданскую войну. Правитель Генрих 3 (1216-1272 г.г.) издал специальный декрет, который объявлял, что инициаторы таких противозаконных турниров лишаются поместий, а их дети – полноправного наследования. Посвященные им в рыцари восемьдесят претендентов, еще в сопровождении сына самого короля - принца Эдварда, отправились для участия в турнирах в другие государства. После поражения под Эвсшсмом король опять стал благоволить к организации турниров. Особую поддержку им оказывал Эдвард Первый, который отличился при встрече в Блее, проходившей в 1256 году. Если на рыцарские бои накладывался запрет, это случалось по какой-либо веской причине: либо король был за пределами государства, либо он участвовал в военный действиях вместе с баронами.

Филипп II, король Франции (1180-1223) запрещал сыновьям принимать участие в турнирных состязаниях из-за высокой опасности получить увечья или вообще потерять жизнь. Но короли достаточно часто сами проводили крупные турниры, которые были удобным поводом для прощупывания настроения подданных, в особенности высшей знати - баронов, а еще для набора солдат в армию.

01.03.2019

Сеньор сеньору — рознь. Феодалом мог быть могущественный богатый вельможа, владевший городами, а мог быть мелкий, но потомственный сеньор, скорее — первый парень на своей единственной деревне. Откуда у него деньги на участие в пышных состязаниях, если даже богачи порой влезали ради подобных развлечений в долги?

А попасть всем хочется. И себя показать, и перспектива выбраться «в люди», что называется. А ну как могущественный сеньор заметит молодца и возьмет к себе в свиту?

В позднем Средневековье турниры были наваждением, все ими бредили. Откуда эта напасть взялась? В принципе, мужчины тех времен, когда сила и умение воевать стояли на первом месте, никогда не отказывались побренчать «железом». А тут и повод официальный.

Еще древние германцы после пира любили потанцевать между мечей, как и шотландцы. При дворе тоже было принято после трапезы развлекаться танцами, имитирующими бой на мечах. Традиции потешных боев существовали и в правление и его наследников.

Первые турниры вообще проводились легко: поели-выпили, погарланили, прекрасную даму подходящую нашли и вперед, на равнину (поле) — биться. Постепенно проведение турниров «облагородили». Такое явно нравилось средневековой знати.

Турнир — бой-состязание между двумя равными по численности группами. Или один на один. По всей вероятности, турниры возникли как учение воинскому делу молодежи. Потом как потеха, а далее уже все стало серьезно, с правилами и четким церемониалом. Родина таких состязаний — Франция. Популярными турниры становятся уже в XI в., и первые правила для них написал сеньор Жоффруа де Прейли.

На первых порах турниры частенько превращались в кровавые стычки, в сведение счетов. Поэтому ввели строгие правила: биться только тупым оружием, то есть с наконечником, закрывавшим острие. Запрещены были некоторые приемы, например, не рубить и не колоть соперника, а удары разрешалось наносить только сверху вниз.

В окрестностях Кельна в 1240 г. состоялся «кровавый турнир», где было затоптано несколько десятков рыцарей. Конечно, это не единственный случай. Власти и церковники боролись с турнирами, бывало, их запрещали. Погибших во время состязаний в какой-то период запрещали хоронить в освященной земле. Король Франции Филипп IV Красивый издал ордонанс, запрещающий турниры, под страхом заключения под стражу и даже конфискации части имущества или годового урожая.

Праздное времяпрепровождение и расходы на турниры не приносили стране никакой пользы, и умным монархам подобные состязания были совершенно не выгодны. Бывали монархи и не умные, вроде Филиппа VI Валуа, совершенно не думавшего о государстве. Этот монарх так заигрался на турнирах, что не заметил, как началась Столетняя война, а казна — пуста (из-за турниров, в частности).

До XIV века участники на состязания надевали обычные латы, в которых и сражались. Потом уже, когда военные игры начали обрастать различными правилами и церемониями, латы, как и оружие, стали делать специально для турниров. Были отдельные доспехи для конной сшибки и для пешей схватки.

Шлем конструировали с опорой на плечи, чтобы голова сильно не страдала от удара, а вместо забрала использовалась специальная металлическая сетка, предохраняющая от удара в глаз и дававшая хороший обзор. Поверх доспехов рыцарь надевал накидку с гербом — табард, соответственно «одевали» и его коня, и свиту.

Место для турниров (как правило, за городом) специально огораживали, для зрителей устанавливали специальные места, а для участников — шатры для отдыха и переодевания. Ристалища превращались в красочное место, везде развевались гербы и флаги, разноцветные шатры и палатки заполняли местность, выбранную для боевых игр.

Наряду со строгими правилами, существовали разные приметы и суеверия. Например, никак нельзя, чтобы женщина касалась шлема рыцаря до начала поединка. Ужасная и позорная неудача ждет молодца в этом случае.

Участник мог быть только знатного происхождения (в нескольких поколениях) и посвященный в рыцари. Обязательно надо было предоставить свой семейный герб, подлинность которого проверяли. Специальным церемониалом назначали судей, которые будут судить поединки между рыцарями.

Герольд давал знак и противники устремлялись друг на друга, а зрители, затаив дыхание, внимательно следили за каждым их движением. Турнир начинался с поединка на копьях новоиспеченных рыцарей, т. н. жюте. Далее бились другие, заявленные на турнир участники. Необходимо было выбить соперника из седла или сломать о его щит свое копье. Кульминацией турнира, который обычно длился несколько дней, была битва отрядов рыцарей. Победители условно брали в плен побежденных, чтобы взять с них выкуп.

Конечно, была и награда победителям, которые объявлялись в каждом виде поединков, а иначе — не интересно. Призом могли быть различные драгоценности (камни, изделия из золота), деньги или поцелуй прекрасной дамы, которую победитель сам выбирал. Рыцарь обычно одевался в одежду тех цветов, которые предпочитала его дама сердца. Без дамы турнир не получится, поэтому о них следует сказать подробнее.

Красавицы были самыми главными болельщицами. Они охали и ахали при каждом звоне оружия и просто любом звоне, хватались за сердце, иногда даже кричали. Они дарили доблестным воинам шарфики, платочки, ленточки или просто воздушные поцелуи и томные взгляды.

Одно время среди дам было модно отрывать свои рукава и кидать их «счастливчикам». Средневековая мода предусматривала менять рукава к корсажу разнообразия ради, они (рукава) просто надевались и крепились на крючки, поэтому их и отрывать, собственно, не надо было.

Поскольку это было по расходам накладно, да и нескромно с голыми руками потом весь праздник (а турнир — это именно праздник) сидеть, со временем придумали пришивать такие специальные рукава к основному наряду на живую нитку, чтоб легко отрывались и «раздавались». Так и сидели на своих зрительных местах знатные дамы, обвешанные рукавами, зорко высматривая, кого бы «осчастливить». Не уходить же с ними обратно, в самом деле.

Дамой сердца могла быть женщина замужняя или девица. Дурным тоном было ревновать на турнире свою жену. Напротив, супруг гордился своей половиной, разряженной и обвешанной драгоценностями.

К слову, турнир и для знатных женщин был головной болью: множество нарядов надо пошить, драгоценности приобрести, опять же — рукава эти, шарфики… Все это влетало в копеечку. О том, чтобы сэкономить и не присутствовать, речь вообще не шла. Король объявил турнир и присутствие на нем придворной знати обязательно. Кстати, ристалища мог устроить и богатый вельможа, какой-нибудь герцог, к примеру.

Турнир был еще и своеобразной демонстрацией достатка, моды, красивого оружия. Для торговцев это было золотое время, они толпами стекались к ристалищам и продавали свои товары, обязательно находя покупателя.

В XVI в. рыцарские турниры постепенно сошли на нет.

Малыш совсем вырос, - качала головой баронесса, глядя на то, как ее младшенький собирается в дорогу. «Малышу - семнадцать лет, он давно уже готов к войне, и она скоро начнется. Вот и проверим на турнире, как он дерется», - насмешливо прищурился старший сын. А отец одобрительно похлопал младшего по плечу.

Выступать на турнире – высокая честь для любого дворянского сына. И своих сыновей барон растил, постоянно внушая им эту мысль. Теперь пришло время проверки. Боевой конь давно готов, оруженосец, кузнец и двое слуг ожидают своего юного господина во дворе. Наставник, а его барон специально нанимал для своих сыновей, давно в седле. Дорога предстоит недолгая, Париж всего в 30 лье от их поместья, а том их ждет турнир.

Хотите узнать, как проходили рыцарские турниры? Чтобы ответить на этот вопрос, придется сначала найти ответы на два других. Первый - кто такие рыцари? Второй - что такое рыцарский турнир? Благородные дворяне, кидающие к ногам любимых все - и даже свою жизнь. Доспехи, боевые кони, верные оруженосцы, арбалеты и копья. Отчаянно смелые, они, эти самые рыцари, постоянно сражаются на турнирах во славу короля и святого престола.

И да, и нет. Да, потому что всё вышеперечисленное имело место. Нет, потому что было много другого, такого, что не имеет никакого отношения к слову «благородство». Итак, начнем с того, кто такой рыцарь и для чего ему нужны турниры.

Рыцарь – это почетный титул, который мог получить дворянин мужского пола. Первоначальное значение - всадник, у которого имеется тяжелое вооружение. И обязательно - феодал, которой подчиняется своему сюзерену. Много позже само значение слова «рыцарь» было облагорожен служение. Служение церкви, королю и прекрасной даме, причем, почти бескорыстное придумали менестрели, воспевавшие подвиги рыцарей. А потом к их голосам подключились писатели, и их безудержная фантазия уже выдала такой образ, что теперь, говоря «рыцарь», мы ничего, кроме благородства, и не имеем в виду.

А «мода» на турниры достигла своего расцвета в конце 14 начале 15 веков, но поиски истоков увлечения такого рода сражениями уведут исследователя в те времена, когда существовали родоплеменные отношения. Уже тогда мужчины, доказывая свое умение владеть оружием и физическую силу, устраивали бои по поводу и без него.

Во времена Римской империи проводили групповые битвы, которые имели театральный антураж. Участники боя надевали костюмы и маски, и на глазах у зрителей разворачивалось настоящий спектакль. Но до настоящих турниров дело еще не доходило.

Франция как главная законодательница моды и тут оказалась впереди всех. В 9 веке «телесные упражнения», призванные поддержать физическую форму, перестают быть имитацией военных действий. Настоящее оружие применяется, но пока еще смертельные удары запрещены. Правда, этот запрет строго никогда не соблюдался, поэтому число раненых, изувеченных и убитых постоянно росло. Правила первых турниров составил Жоффруа де Прейли. И с тех пор участие в турнирах стало для мужчин одним из основных занятий.

Кроме демонстрации своей доблести, на таких соревнованиях можно было неплохо заработать. Общеизвестный факт: Уильям Маршалл – начальник королевской стражи – вместе со своим другом всего за 10 месяцев 1177 года пленил 103 соперников. Получил с каждого выкуп – это было обязательным условием турнира. А еще призы, в которые входило оружие и боевой конь пленника. Современники завидовали удачливым рыцарям: это же целое состояние, к тому же заработано в такой короткий срок.

Основные правила первых турниров были несложными:

Можно использовать любое оружие

Сражаться может конный воин с пешим

Можно биться как в доспехах, так и без них

Можно нападать вместе с группой поддержки на одного воина

Приз – лошадь и оружие побежденного

На бой может выйти любой человек без учета сословия.

Потом турниры стали развлечением только родовитых мужчин. Простолюдины, разумеется, допускались на них, но уже в качестве зрителей. Поскольку мужская часть населения весьма охотно принимала участие в подобных битвах, а количество смертей неуклонно росло, то церковь и короли постоянно запрещали турниры.

Первым понял бесполезность запретов Ричард Львиное Сердце. Он издал указ, разрешающий проводить турниры только в пяти местах королевства. Мало этого за участие взималась плата. Меньше всех платили безземельные рыцари – всего 2 монеты. Рыцарь, имеющий земельный надел, должен был выложить уже 4 монеты, а вот бароны и графы должны были раскошеливаться уже на 10 и 20 соответственно. Умный, однако, ход придумал король: и казна не пустеет, и драк по поводу и без нет. Этим же указом было запрещено принимать участие в турнирах всем, без исключения, иноземцам. Таким образом, повода лишний раз выяснить отношения у вечных врагов французов и англичан не было.

Правила проведения турниров постоянно менялись. В конце концов турниры превратились в многодневное зрелище. В первый день проходили групповые бои. Во второй на сшибке рыцари встречались один на один. Позади каждого всегда находился его слуга, чтобы поддержать хозяина и не дать ему сломать себе шею при падении. Иногда регламент устанавливал количество ударов. Например, каждый воин должен был ударить пять раз.

Далее проводилась схватка между оруженосцами. Это был отличный шанс! В случае победы можно было получить звание рыцаря. На четвертый день устраивалось настоящее театральное действие. Рыцари надевали костюмы разных эпох или изображали героев античности. А потом к делу приступали менестрели, бродячие артисты. Ну и, конечно, пиры, которые порой длились по два – три дня.

Что ж, можно делать вывод. Рыцарские турниры вначале сильно напоминали современные бои без правил. К тому же турниры, проводимые в разных странах, порой сильно отличались регламентом. Но одно оставалось неизменным – рыцари принимали участие в схватке, чтобы продемонстрировать свою силу и умение владеть оружием. Ну, и еще не стоит забывать о прибыли. В те времена бескорыстие не входило в число добродетелей благородных рыцарей.

Подлинность «Устава и привилегий конных игрищ» (Statuta et privilegia Ludorum equestrium, sive Hastiludiorum), приписываемых германскому королю Генриху I Птицелову (ум. 936), вызывает сомнения у историков .

Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века . Родиной их традиционно считается Франция . Английский хронист Матвей Парижский под 1194 годом называет рыцарские турниры «галльскими боями» (conflictus Gallicus). В самой Англии турниры распространились при короле Стефане Блуаском (1135-1154) .

Первое достоверное упоминание о турнире относится к 1062 году , когда во время осады замка два рыцаря сразились на глазах у обеих армий. Турниры тех времен еще не имели четкой организации, не регламентировалось использование определенного вида оружия или защиты тела.

«Изобретателем» турниров называют Жоффруа де Прейи Анжуйского (ум. 1066), который первым написал для них правила . В частности, в «Большой Турской хронике» сообщается: «Тогда же Годфрид де Прельи открыл турниры» (Hic Gaufridus de Preuliaco torneamenta invenit) . Интересно, что сам Жоффруа де Прейи был убит на турнире, для которого написал правила лично .

Около 1150 года в немецких хрониках при описании турниров начинает фигурировать термин «бугурт » (buhurt). В период с 1100 по 1400 год в английских и французских источниках используется и другой термин «хейстильюд» (hastilude, от лат. hastiludium) . Впервые термин «турнир» (tornoi ) применительно к воинским упражнениям рыцарей употребляет под 1149 годом Гильом из Сен-Тьерри (англ.) русск. в жизнеописании Бернарда Клервосского . Германский хронист Оттон Фрейзингенский под 1157 годом сообщает, что в 1127 году в Вюрцбурге проводились «военные упражнения, которые ныне в просторечии называются турниром» . В 1170 году Кретьен де Труа употребляет термин torno в значении спортивного турнира в романе «Эрек и Энида » .

Эпохой расцвета турниров можно считать XIV-XV века, когда они проводились особенно часто и с большой пышностью. Признанными знатоками турниров и активными их участниками являлись короли Англии Ричард I Львиное Сердце , Эдуард III и Генрих VIII , герцог Анжуйский Рене Добрый , герцог Бургундии Карл Смелый , а также император Священной Римской империи Максимилиан I , которого называли «последним рыцарем» (нем. Der letzte Ritter ).

Сам характер средневековых войн, на который определённым образом влиял рыцарский этикет, приводил к тому, что отдельные сражения могли приобретать черты турниров, как, например, историческая «битва тридцати» эпохи Столетней войны , состоявшаяся в 1351 году у замка Джосселин в Бретани , в которой с французской и английской стороны участвовало по 25 пеших и 5 конных воинов.

С развитием военного дела и увеличением роли в нем пехоты и артиллерии, характер турниров постепенно менялся. И если во времена прославленного английского рыцаря Уильяма Маршала (ум. 1219), выигравшего, согласно легенде, до 500 поединков , по масштабам и числу участников они близки были к настоящим сражениям, то в эпоху позднего средневековья они становятся скорее ритуализованными спектаклями, демонстрацией жестких этикетных норм .

В основе сценариев рыцарских состязаний всё чаще появляются сказочные сюжеты с карликами, великанами, колдуньями и принцессами, как, например, на турнире в Брюгге , устроенном в 1468 году в честь бракосочетания Карла Смелого с Маргаритой Йоркской .

В Англии последний турнир официально проведён был в 1625 году на свадьбе короля Карла I Стюарта . При Людовике XVI рыцарские турниры возрождены были при французском дворе в качестве театрализованного представления, мода на которое проникла в другие страны Европы, в том числе в Российскую империю , где подобная забава, называвшаяся «благородной каруселью», в последний раз проведена была в Москве в Нескучном саду в 1811 году .

Источники

Ещё на заре возникновения турниров они становятся предметом пристального внимания со стороны западноевропейских историков и хронистов, описания которых, как правило, довольно лаконичные, позволяют однако в полной мере судить о популярности подобных состязаний и размахе их проведения.

Среди авторов, сочинения которых представляют в этом плане определенный интерес, следует выделить английского историка Матвея Парижского с его «Великой хроникой» (1066-1259), летописца Столетней войны Жана Фруассара (вторая пол. XIV в.), обстоятельное сочинение которого дополняют материалы «Больших Французских хроник» (XI-XV в.), Томаса Уолсингэма с его хрониками Англии и Сент-Олбанса (вторая пол. XIV - нач. XV в.), Ангеррана де Монстреле и Жана Лефевра сеньора де Сен-Реми с их хрониками, а также Жильбера де Ланнуа с его «Путешествиями и посольствами» (первая пол. XV в.), продолжателя Монстреле пикардийского хрониста Матье д’Эскуши (1444-1467), Жоржа Шателена с его «Хроникой моего времени» (1417-1474) и его продолжателя Жана Молине (1474-1507), Оливье де Ламарша и Филиппа де Коммина с их «Мемуарами» (вторая пол. XV в.), Жана де Ваврена с его «Староанглийскими хрониками» (фр.) русск. и Пьера ле Бу с его «Сборником хроник из истории Бретани» (XIV - сер. XV вв.), Рафаэля Холиншеда с его «Хрониками Англии, Шотландии и Ирландии» (XV-XVI вв.) и др.

Ценные сведения содержат сочинения профессиональных герольдмейстеров : вышеупомянутого Жана Лефевра де Сен-Реми , принимавшего участие в составлении «Большого рыцарского гербовника ордена Золотого руна» (фр. Le grand armorial équestre de la Toison d"or ; 1435-1440), и Жиля де Бувье Берри , близкого ко двору короля Карла VII и объехавшего почти всю Францию для восстановления геральдических книг, помимо нескольких хроник, составившего около 1455 года обстоятельный «Гербовник» (фр.) русск. .

По мере развития культуры турниров и роста их популярности, появляются посвященные им специальные сочинения, авторы которых опираются как на доступные им источники, так и на собственный опыт.

Признанным знатоком и законодателем в области рыцарского этикета являлся Рене Добрый , герцог Анжуйский, который в своей «Книге турниров» (Le Livre des tournois, 1460) подробно описал принципы организации и правила проведения рыцарских состязаний . Труд Рене Анжуйского содержит 26 полностраничных миниатюр, значительная часть которых принадлежит кисти Бартелеми д’Эйка , некоторые из них могут считаться «авторскими», так как создавались с личным участием герцога .

Немало описаний и изображений конных поединков на копьях и пеших единоборств содержится также в «Трактате о турнирах и рыцарских играх былых времён» (1458) и «Романе о маленьком Жане де Сантре» (1459) Антуана де Ла Саля , «Трактате о турнирах» Луи де Брюгге, написанного в годы правления Карла VIII , а также в «Истории жизни и деяний Ричарда де Бошана, графа Уорика » Джона Роуза (ум. 1492) .

Ценную информацию содержит книга турниров «Фрейдал» (Freydal, 1512-1515), названная в честь Максимилиана I Габсбурга и изображающая единоборства императора на ристалищах. Известный знаток турнирной культуры, Максимилиан играл ведущую роль в составлении «Фрейдала», отбирая иллюстрации и собственной рукой правя текст. Комментированное здание этого труда Квирином фон Ляйтнером (Вена, 1882) содержит 255 гелиогравюр , расположенных по разделам - «Конные поединки», «Поединки с острыми копьями», «Пешие единоборства», «Общие схватки» и пр. Наряду с ними, в труде содержится немало сведений геральдического характера.

Большое значение имеют сочинения о турнирах курфюрстов Саксонии Иоганна Твёрдого , Иоганна-Фридриха Великодушного и Августа Сильного . Собранные в трех томах, хранящихся в публичной библиотеке Дрездена , они содержат более трехсот иллюстраций, выполненных акварелью на пергаменте и изображающих поединки на тупых копьях, на острых копьях, групповые схватки, в которых участвовали эти курфюрсты на протяжении своего правления. Описания и иллюстрации дают представление об известных саксонских турнирах с 1487 по 1566 год .

Значительную информацию о приёмах владения различными видами оружия на турнирах содержит фехтовальный трактат немецкого чиновника и хрониста из Аугсбурга Пауля Гектора Майра (1542-1544 гг.), проиллюстрированный художником Йёргом Броем младшим.

Поводы

Турниры обычно устраивались королями , князьями, курфюрстами , крупными сеньорами (герцогами , графами), либо баронами , по особенно торжественным случаям.

Поводами для проведения турнира могли послужить самые различные события: возвращение феодала с войны или из крестового похода , бракосочетание высокопоставленной особы или объявление о помолвке, рождение наследника, церковный праздник, заключение важного военного или политического союза, подписание важного документа. Так, в 1215 году английскими баронами устроен был турнир в честь подписания королем Иоанном Безземельным «Великой хартии вольностей» . В 1357 году в Лондоне на день Св. Георгия, по случаю заключения перемирия, последовавшего после поражения французов при Пуатье (1356), королём Эдуардом III устроен был пышный турнир, почётными гостями на котором были пленённый в битве король Иоанн II Добрый и королева-мать Изабелла Французская .

Также в качестве повода могли быть использованы въезд короля в город, посвящение в рыцари или просто желание развлечься во время затянувшейся осады . Королевские турниры нередко созывались в честь коронации или свадьбы принцев или иных членов королевского дома .

Нередко на турниры собирались рыцари со всех концов Европы, по крайней мере, со всей страны. Происходили турниры публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Организация

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский в «Книге турниров» пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 герольдов (судей) - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом , который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту , где указывал имена и звания участников турнира и своих судей . При этом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам». Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией. Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.

В этот день также устраивались танцы и объявлялось о начале турнира.

Правила

Правила для первых турниров написал Жоффруа де Прейи (ум. 1066).

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки .

В Англии, согласно ордонансу Ричарда Львиное Сердце , турниры могли проводиться на пяти строго определенных ристалищах, располагавшихся в безлюдной местности. Каждый из участников обязан был уплатить налог - 20 марок серебром с графа, 10 - с барона, 4 - с рыцаря, имеющего земельный надел, и 2 - с безземельного рыцаря. «Устав» Эдуарда I ограничивал численность свиты, которую каждый рыцарь или барон мог привести с собой, строго обязывая участников турнира использовать специально затупленное оружие, а не боевое .

Множество постановлений относительно турниров издал король Франции Филипп VI Валуа , в числе важнейших статей из них:

1. На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что–либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами.
2. В число участников в турнире не допускается недворянин, а также тот, кто не представит свидетельство о своем воинском звании.
3. На турниры не допускается также всякий дворянин, изобличенный в вероломстве. Такого человека со стыдом изгоняют из турнира, его гербы бросают, а прочие соучастники турнира попирают ногами эти гербы.
4. К участию в турнире не допускается тот, кто скажет что–либо противное чести короля, своего государя; тот будет побит во время этого турнира и с позором выведен за барьер.
5. Всякий, кто употребит в дело насилие или оскорбит, даже только на словах, честь дамы или девицы, тот да будет побит как последний негодяй и изгнан из турнира.
6. Всякий, кто подделает печать свою или чужую, или даст ложную клятву, или похитит что–либо из монастыря, церкви или часовни, или другого какого–либо священного места, а также кто притеснит бедного, вдову или сироту и силой отнимет у них имущество, тот да будет подвергнут наказанию и изгнан из турнира.
7. Всякий пьяница и сварливый человек прогоняется из общества, присутствующего на турнире.
8. Всякий, кто ведет недостойную жизнь, существуя ленными доходами от государя, а между тем промышляет товарами как простолюдины, того следует высечь на турнире и выгнать с позором и посрамлением.
9. Всякого, кто не явится на собрание, когда он приглашен, или же кто из алчности или по какому-либо другому поводу женится на девушке простого звания, следует исключить из турнира .

Проведение

Следовала церемония открытия турнира: на устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу (ибо «с благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее»). Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям , сравнительно безопасным.

После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглёры , без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur ), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому «дамской милостью» (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves , vepres du tournoi ) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем , но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку , платок , иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты).

«Средневековый воинский спорт, - пишет нидерландский историк культуры Йохан Хёйзинга , - отличается... и от греческой, и от современной атлетики тем, что в нем гораздо меньше естественности. Напряжение битвы обостряется такими побудительными стимулами, как аристократические гордость и честь, во всём их романтически-эротическом, искусном великолепии. Всё перегружено роскошью и украшательством, исполнено красочности и фантазии... Элемент подлинного мужества в рыцарском турнире, вне всякого сомнения, имеет ценность не меньшую, чем в современном пятиборье. И именно ярко выраженный эротический характер турнира требовал кровавой неистовости...»

Групповые поединки

Наиболее распространенным видом группового поединка в XIII-XV веках был бугурт (нем. byhurt), или меле (англ. melee; букв - «свалка»), в ходе которого разделенные на две группы участники турнира, вооружавшиеся, как правило, затупленным оружием, по команде своих капитанов атаковали друг друга, группами или один на один, пытаясь при помощи оружия или собственных рук столкнуть противника с лошади. Бугурты отличались, как правило, высоким уровнем шума, создаваемого криками участников и зрителей, звуками от ударов и столкновений, создававшими атмосферу натурального сражения.

Являясь, по своей сути, симуляцией сценариев настоящих боев, бугурты играли важную роль и военной подготовке рыцарского сословия , а также возможностью пополнить его за счет отличившихся в схватке оруженосцев , которым дозволялось в них участвовать. Вместе с тем, бугурты порой становились настолько кровавыми и проходили настолько беспорядочно, что на проведение их налагались официальные запреты.

В XV столетии, сначала в Германии, а затем в других странах распространяется пеший турнирный бой, одиночный или групповой. В следующем столетии пешие поединки проводятся, как правило, с барьером, нередко непосредственно перед конными состязаниями. В качестве оружия используются мечи , булавы , копья , альшписы , полэксы или иное древковое оружие.

В XVI веке в германских землях распространился новый вид пешего турнира Fussturnier, представлявший собой сражение двух групп рыцарей , разделенных барьером. Зачинщики в этом виде состязаний назывались maintenators («хранители», или «защитники»), а их противники - aventuriers («искатели приключений»). Каждый из участников такого турнира должен был нанести сопернику три удара копьем и четыре удара мечом. Относительно высокий барьер препятствовал тому, чтобы в пылу схватки её участники не вошли в клинч .

Парные поединки

В XV столетии в германских землях распространение получили парные поединки на булавах Kolbenturnier , значительно отличавшиеся от других видов единоборств тем, что в ходе них требовалось не нанести сопернику физический ущерб, а сбить с его шлема геральдический гребень. Оружием при этом служила Kolben - тяжелая граненая палица из прочного дерева длиной около 80 см, увенчанная на конце круглым яблоком и снабженная железным диском для защиты руки. Изображение подобного оружия имеется в упомянутой выше «Книге турниров» Рене Анжуйского .

Травматизм

Турниры XII-XIII веков, как правило, отличались высоким уровнем травматизма и смертности, так как проводились на боевом оружии, часто заточенном, при тогдашней неразвитости защитного вооружения (кольчужный хауберк , кожаные или металлические ламелляры). Так, в 1175 году в Германии на турнирах погибло 17 рыцарей, а на турнире 1240 года в Нойсе погибло более 60 человек .

Зная об опасности турниров, препятствовать их проведению довольно рано стала католическая церковь . Так, в 1175 году архиепископ Магдебурга Вихман, узнав о том, что в течение года 17 рыцарей погибли на турнирах, отлучил всех участников последних от церкви .

Среди погибших на турнирах в XIII веке было немало известных людей. В 1216 году Джеффри де Мандевиль , граф Эссекса, был затоптан насмерть лошадьми во время турнира в Лондоне . В 1234 году Флорис IV , граф Голландии, убит был на турнире в Нуайоне , в 1238 году так же окончил свои дни его младший брат Виллем , а в 1258 году на турнире в Антверпене погиб его сын Флорис де Воогд , регент Голландии.

Вооружение

К середине XII века появляются специальные копья для турниров, снабженные железными наконечниками, выполненными в виде коронок (такие наконечники называли «кронелями» или «коронелями»), древки которых изготавливались из твёрдого дуба. Техника владения подобным оружием оттачивалась с помощью квинтина - специальной мишени в виде чучела, снабжённого щитом и одетого в шлем и доспехи .

Со второй половины XII столетия стали использоваться также мечи с затуплёнными лезвиями и закруглёнными остриями. С середины XIII века рыцарские состязания начинают разделять на поединки до смерти (a l"outrance), в которых использовалось заточенное оружие, и поединки для забавы (a plaisance), в которых применялось т. н. «оружие куртуазности» .

Признанный законодатель турнирной моды король Рене Анжуйский , сторонник ограничений относительно применения оружия, полагал копья слишком громоздкими для сражений на турнирах и считал более подходящим оружием затупленные мечи и кинжалы .

Защитное вооружение для турниров в XI-XIII веках практически ничем не отличалось от боевого. Лишь в XIV столетии появляются элементы усиленных турнирных доспехов, в виде дополнительных железных пластин для рук и ног, наплечных щитков и стального ворота для защиты шеи . В начале XV века распространяются специальные комплексы вооружения вроде штехцойга (нем. Stechzeug) и реннцойга (нем. Rennzeug), частично снизившие опасность получения смертельных травм. Штехцойг , предназначавшийся гештеха (см. выше), снабжался специальным усиленным шлемом типа «жабья голова » (нем. Stechhelm), прочным тарчем , крепившимся к кирасе , которая дополнительно снабжалась крюком для удержания копья. Реннцойг был несколько легче, снабжался турнирным шлемом типа салада и предназначался для реннена (см. выше), изобретателем которого считали маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского .

Но и после введения специальных доспехов участники турниров полностью не избежали опасности получить серьезное увечье. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо .

Конский доспех для турниров - бард (англ. barding) - появляется в Европе еще в XII столетии, но широко распространяется только в XIV веке . Первоначально он изготавливался из вываренной кожи (cuir-bouille) и состоял из одного налобника и нагрудника, но во второй половине XV века возникают цельнометаллические конские латы, известные, в частности, по миниатюре 1480 года из Венского арсенала . Наиболее ранний сохранившийся конский доспех из Венского историко-художественного музея был изготовлен около года мастером Пьетро Инокенца да Фаэрно из Милана . В Бургундии во второй половине XV века принято было прикрывать конские латы расшитыми попонами, на которых часто изображались геральдические эмблемы .

См. также

Литература

  • Бехайм Вендален . Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель, В. В. Демидова и др. - СПб. : Оркестр, 1995. - 576 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87685-029-2 .
  • Иванов К. А. Многоликое средневековье. - 2-е изд. - М. : Алетейа, 2001. - 432 с. - (Viva memoriae). - 3 000 экз. - ISBN 5-89321-075-1 .
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. - М. : Научный мир, 2000. - 520 с. - (Университетская библиотека). - 2 000 экз. - ISBN 5-89176-103-3 .
  • Клифан Колтман Р. Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение / Пер. с англ. В. Д. Кайдалова. - М. : ЗАО «Центрполиграф », 2007. - 240 с. - 4 000 экз. - ISBN 978-5-9524-2662-7 .
  • Носов К. С. Рыцарские турниры. - СПб. : Полигон, 2002. - 144 с. - 5 100 экз. - ISBN 5-89173-121-5 .


 

Возможно, будет полезно почитать: