Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения. Под давлением. Как физические нагрузки влияют на зрение

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Психолого-педагогический факультет

Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация и проведение занятий

по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.....................


1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями

зрения………………………………………………………………………


1.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с

нарушениями зрения………………………………………………………


1.3.Плавание как коррекционно-оздоровительное средство в работе с детьми с депривацией зрения…………………………………………..


1.4.Методика проведения занятий по плаванию со школьниками с нарушением зрения……………………………………………………….


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ....................................................................................


2.1. Методы и организация исследования……………………………….

2.2. Оценка уровня развития физических способностей учащихся 8-

классов с депривацией зрения……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………............

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...........................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения , распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Роль зрительного анализатора в психическом велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими .

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен­ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы детей с депривацией зрения, поэтому занятия адаптивной физической культуры имеют коррекционную направленность.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию деприваций зрения.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса.

Особенностью занятий по плаванию для детей с нарушением зрения, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание одно из эффективных коррекционных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

Вопросы проведения занятий по плаванию для детей имеющих нарушение зрения рассматриваются в работах известных специалистов в области со слабовидящими детьми: ; ; ; ; ; .

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения»

Цель исследования. совершенствование методики проведения занятий по плаванию для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.

Объект исследования – учебный процесс по плаванию, детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию детей с нарушением зрения.

Гипотеза. Предполагаем, что занятия по плаванию повышают двигательные и функциональные способности детей, возникшие в результате дефекта зрения.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Разработать программу оздоровительного плавания для детей с депривацией зрения

3.Экспериментальная оценка эффективности занятий.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, функциональных проб, двигательных тестов и математической статистики

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ Муниципального Предгорного района. В исследовании приняли участие 4 школьника с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования рассмотрено: оздоровительное значение плавания на организм школьников; дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения; определена методика проведения занятий по плаванию для школьников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности студентов-практикантов, тренеров – преподавателей по адаптивной физической культуре.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Работа изложена на 47 страницах (текст работы на 44 страницах, приложения на 3 страницах). Работа содержит 2 таблицы и 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по проблеме исследования, из них 3 – интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом . Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Демирчогляна, и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с , нарушениями аккомодации.

Ростомашвили показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки .

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Плавать в контактных линзах. Что же делать? В обычных очках еще никто не купался, линзы запрещены, а плавать хочется! Значит, знакомимся с информацией о контактных линзах и альтернативных вариантах для глаз, чтобы наслаждаться плаванием.

Опасность линз при плавании

Следует избегать плавания в , чтобы предотвратить бактериальное заражение глаз. Плавание в линзах может привести к инфекции глаз, раздражению и к болезням, потенциально угрожающим зрению, в частности, к поражению роговицы.

Эксперты настаивают на том, что контактные линзы не должны подвергаться воздействию воды, в том числе водопроводной и воды в плавательных бассейнах, океанах, озерах, горячих джакузи и душевых кабинах.

Вода является средой обитания для бесчисленных вирусов и опасных микробов. Один из наиболее серьезных — акантамеба (Acanthamoeba) может прикрепиться к контактным линзам и повредить роговицу, которая в итоге воспаляется. Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения. А если лечение не помогает, может даже потребоваться пересадка роговицы, чтобы восстановить утраченное зрение.

Заболевание акантамебный кератит связано с ношением контактных линз во время плавания и может привести к длительной потере зрения.

Многоразовые линзы в воде

Если вода попадает в глаза с контактными линзами во время купания, вы должны удалить, очистить и продезинфицировать линзы как можно быстрее, чтобы уменьшить риск раздражения глаз и инфекции.

Одноразовые линзы при плавании

Если вы решите поплавать в контактных линзах, — самые безопасные. Они предназначены для ношения в течение одного дня. Такие линзы не нужно чистить и дезинфицировать.

Будет хорошо, если сразу после купания вы избавитесь от одноразовых линз, чтобы обезопасить себя. Промойте глаза с помощью увлажняющих капель или искусственных слез, одобренных для использования при ношении контактных линз. А затем вставьте в глаза другие одноразовые линзы.

Обратитесь немедленно к окулисту, если у вас наблюдается длительное раздражение слизистой оболочки глаз или чувствительность к свету после ношения контактных линз в воде.

Очки для плавания

Если вы собираетесь и при этом плавать, лучший способ уменьшить риск раздражения глаз и инфекции — носить непромокаемые очки для плавания.

Плавание в контактных линзах может вызвать раздражение глаз и даже повредить их. Использование специальных очков для плавания — более безопасный для вас способ ясно всё видеть как над поверхностью воды, так и под водой. Помимо того, что очки для плавания защищают глаза от загрязнений в воде, они снижают риск выпадения линз из глаз.

Очки для плавания по рецепту — еще один хороший вариант. Они изготавливаются на заказ, чтобы исправить аномалии рефракции, что позволяет четко видеть под водой без каких-либо рисков, связанных с плаванием в контактных линзах.

Дополнительное преимущество ношения очков для плавания состоит в том, что вы можете выбрать такие очки с солнцезащитными фильтрами, чтобы избежать вредоносного воздействия солнечных лучей.

Хирургия LASIK и другие альтернативы

Многие люди, особенно те, кто ведут активный образ жизни и занимаются спортом, прибегают к лазерной коррекции глаз, чтобы исправить миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость) или астигматизм и прощаются с очками или контактными линзами.

LASIK и другие виды рефракционной хирургии — такие как фоторефракционная кератэктомия и LASEK — изменяют форму роговицы с помощью лазерного луча, управляемого компьютером.

LASIK хирургия — безопасный способ исправить зрение. Большинство людей забывают о том, что когда-то у них было плохое зрение. Однако, как и в любой другой операции, существуют риски и осложнения. Поэтому всё должно быть тщательно рассмотрено доктором, прежде чем проходить процедуру.

Еще одним вариантом является ортокератология или Орто-К — нехирургический способ временно исправить аномалии рефракции и уменьшить зависимость от очков или контактных линз. Орто-К использует специально разработанные контактные линзы, которые изменят роговую оболочку глаза. Вы можете ясно видеть даже после удаления линзы. , что устраняет необходимость носить очки или контактные линзы после пробуждения.

Офтальмолог подскажет вам, что лучше использовать во время плавания, если у вас плохое зрение, и вы подберете оптимальный вариант. Глаза — одно из самых уязвимых мест, и поэтому мы их бережем…Бережем, как говорится, прямо как зеницу ока!

В предыдущей статье мы рассматривали причины возникновения и развития близорукости. А сейчас попробуем выяснить, какие ограничения накладывает данный вид заболевания глаз на нашу жизнедеятельность.

Цилиарная мышца - мышца, окольцовывающая хрусталик человеческого глаза.

Возникновение такого заболевания как миопия связано с наследственной предрасположенностью. В связи с тем, что данный тип наследования этого состояния до конца не изучен и не подтвержден, то может быть риск 50:50, что является противопоказанием к донорству.

Миопия слабой степени не требует исключения 2-го (потужного) периода родов. При высокой степени близорукости назначается плановая операция кесарева сечения. А при миопии средней степени, вопрос родоразрешения решается коллегиально в зависимости от ситуации . Здесь, первостепенное слово имеет врач окулист. Именно он заранее оценивает ситуацию и в письменной форме дает конкретный ответ гинекологам.

Миопия и спорт: Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

Если ранее людям с близорукостью настоятельно рекомендовали избегать занятий спортом и ограничиться лечебной физкультурой, т.е. миопия и спорт были несовместимы, то теперь умеренные занятия физкультурой рекомендованы в качестве эффективного средства для предупреждения прогрессирования заболевания. Как показали результаты проведенных исследований, достаточная и регулярная физическая активность способствует увеличению работоспособности всех органов и систем организма, в том числе цилиарной мышцы глаза, отвечающей за механизмы аккомодации. а также укреплению сосудов глаз.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Как свидетельствуют эксперименты по апробации новых методик физического воспитания детей с близорукостью средней степени, через год после внедрения новых подходов к физическим нагрузкам у плохо видящих детей улучшение зрения наблюдалось в 37,2% случаев, а ухудшение зрения зафиксировано в 9,3%. Результаты обследования детей в контрольной группе были иными: улучшение зрения наблюдалось у 2,4% детей, тогда как ухудшение остроты зрения отмечалось у 90,2% детей.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре

Занятия спортом при близорукости

Значение спорта в нашей жизни все время возрастает. Особенно большое внимание обращают к нему дети и подростки. Однако, не все могут заниматься с желаемым видом спорта, так как у многих состояние здоровья не позволяет этого.

Среди болезней очень распространенной является миопия (близорукость). Близорукость — это дефект глаз, при котором человек не может видеть отдаленные предметы. При миопии изображение формулируется перед сетчаткой глаз. Самой распространенной причиной является увеличение глазного яблока. За счет этого сетчатка находится за фокальной плоскостью. Очень редко преломляющая системы глаза может фокусировать лучи на много сильнее. В любом из случаев на сетчатке формулируются нечеткое изображение.

При миопии человек издалека видит плохо, а вблизи хорошо.

Поэтому может носить очки или контактные линзы с отрицательными значениями.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив­ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

Лечебная физкультура при близорукости

Комплекс лечебной физкультуры включает в себя общеразвивающие и особые упражнения для глаз. Зная, что у близоруких часто встречается нарушение осанки, искажения позвоночника из-за наклонения голову и туловище при зрительной работе на недалекой дистанции. Существенное значение нужно придавать дыхательным и корригирующим упражнениям. Дыхательные упражнения играют большую роль в углублении лёгочной вентиляции, укреплении дыхательных мышц. Кроме этого они являются средством циклического понижения нагрузок.

Заняться лечебной физкультурой можно и дома. Для этого больному нужно руководствоваться методическими указаниями.

Курс лечебной физкультуры для близоруких должен продолжаться минимум 5 месяцев. Для наилучшего результата курс нужно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный может продолжается 14-17 дней.

В этом периоде больной должен выполнить следующие задания:

А) привыкать к физической нагрузке;

Б) укрепить организм;

В) активизировать дыхательные и сосудистые системы;

Г) улучшить организм;

Д) укрепить мышечно-связочный аппарат;

Е) повысить эмоциональное состояние.

В этом периоде следует прежде всего выполнять корригирующие и дыхательные упражнения. В спортивных залах занятия можно проводить как утренняя гимнастика, но его нужно дополнять корригирующими, дыхательными упражнениями. Примерная длительность 20-30мин.

Занятия лечебной физкультурой

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Б) Круговые движения головой по 4 раза влево и 4 вправо.

В) Самомассаж мышц задней поверхности шеи и затылка в течение 60секунд.

Г) Круговые движения глазами. Выполнять медленно сначала влево, потом вправо около 1 минуты.

Д) Закрыв глаза, насильно надавливать пальцами на глазные яблоки около 35-45 секунд.

Е) Упражнение «метка на стекле». Необходимо выполнять около 1-2 минуты, тренируя мышцы глаза сначала левого, затем правого, а потом вместе.

Ж) Закрыв глаза, выполнять поглаживание век от наружных углов к носу, а потом обратно около 40-45 секунд.

З) Выполнять быстрые моргания около 25-30 секунд.

И) Посидеть, закрыв глаза около 60 секунд, выполнять брюшное дыхание.

Цивилизация дала нашим глазам гигантские нагрузки. Примерно с трех лет дети начинают читать. Затем учеба в школе, институте… Едва ли можно найти занятие, где бы не требовалось зрение. Это в полной мере относится и к занятиям физкультурой и спортом.

При нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, значительно снижается познавательная активность. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. Нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, нарушается координация и точность движений. В ряде исследований определена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. «Вышесказанное подтверждается низким процентом спортсменов с нарушением зрения, достигших спортивных высот. Так, среди кандидатов в мастера спорта всего 1,2 процента человек с нарушением зрения, а среди мастеров спорта всего 0,3 процента», - говорит заведующий лечебно-диагностическим отделением МУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» Татьяна Ващенко.

В настоящее время все больше ребят рано начинают заниматься спортом, а с ростом мастерства возрастают объемы и интенсивность нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований. В этих условиях детский организм, в том числе и орган зрения, должен адаптироваться к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, чтобы нормально расти, развиваться и физически совершенствоваться. Иначе можно вызвать и перегрузки организма в целом, и расстройства зрения.

«Очень часто дети и их родители при выборе вида спорта не учитывают состояние зрения, хотя спортивные достижения имеют прямую зависимость от его функций. Например, занятия борьбой, тяжелой атлетикой, конькобежным спортом, фигурным катанием, плаванием, греблей, туризмом при небольшом понижении зрения возможны. Но есть виды спорта, где понижение это опасно, к примеру, конный, парусный спорт, прыжки в воду. Занятия художественной гимнастикой, акробатикой, отдельными видами легкой атлетики, фигурным катанием, фехтованием, стрельбой, теннисом, волейболом, баскетболом допустимы с применением корригирующих очков. А бокс, футбол, все виды борьбы, хоккей, водное поло, альпинизм не совместимы с применением очковой коррекции», - предупреждает врач-офтальмолог МУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» Елизавета Попова.

С другой стороны, дозированная физическая нагрузка часто способствует развитию глаза, предупреждает заболевание.

В каждом конкретном случае правильно определить уровень зрения и посоветовать вид спорта может только врач-офтальмолог. Важно, чтобы юные спортсмены пришли на консультацию к врачу с родителями или тренером. Врач более полно узнает о характере нагрузок, режиме дня и т.д. и после этого сможет дать правильные советы и рекомендации.

Учеными доказано, что циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 ударов в минуту) оказывают благоприятное воздействие на способности глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазах через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности глазной мышцы.

Динамические физические нагрузки способствуют снижению внутриглазного давления в среднем на 4,5 мм рт. ст. независимо от его исходного уровня и степени тренированности. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 175 ударов в минуту), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Учитывая значительное влияние физических нагрузок на показатели глазного кровотока и степень кровоснабжения различных отделов глаза, здоровым лицам показаны физические нагрузки, при которых частота сердечных сокращений не превышает 175 ударов в минуту. Противопоказанием являются любые физические нагрузки при частоте сердечных сокращений выше 175 ударов в минуту, так как приводят к ухудшению кровоснабжения тканей глаза.

Справка "НГ"

Уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от трех до пяти процентов), в росте (от пяти до 13 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в жизненной емкости легких. Исследования, проведенные спортивными медиками, показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения жизненная емкость легких - 1600 куб. см, а у нормально видящих - 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита: в возрасте восемь-девять лет снижена на 28 процентов, к 16 годам - на 52 процента.

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих . Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5-6 лет, 43%-7-8 лет, 34% -9- 10 лет и 10% - старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение) . Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% - на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Из дополнительных сведений, даваемых тренерами по вопросу о телосложении, интересны следующие. Предпочтение отдается мальчикам и девочкам с широкими плечами и узким тазом (Т. И. Тальянская), стройным, «поджарым», с узким тазом (Г. В. Яроцкий), с длинными конечностями, большими кистями и стопами (С. С. Бородчак, Ю. П. Бурменский, Ю. Ф Железное, А. М. Карпова, И. М. Кошкин, Л. П. Креер и др.).

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия плаванием, заслуженный тренер РСФСР Н. М. Нестерова считает «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. Заслуженный тренер СССР И. Ю. Кистяковский называет в качестве основного показателя перспективности новичка легкость ног и относительную силу рук.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Исследования, проведенные нами на сильнейших юных пловцах Москвы, показали, что дети, имеющие лучшие результаты в плавании на 50 и 100 м вольным стилем, обладают большими весом, шириной плеч, окружностью бедер, ростом, длиной рук и ног. На средних и длинных дистанциях имеют успех спортсмены более легкого веса, с меньшей мышечной массой, с тонкими запястьями и лодыжками, с лучшими показателями обтекаемости и плавучести, обладающие большей способностью противостоять утомлению (умением «терпеть»).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе . Среди них - близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.) предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют «живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.

Упражнения, применяемые при отборе . Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость, обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах), вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.

Для определения умения расслабляться О. П. Римш и Г. В. Яроцкий предлагают следующий тест: взяв за ладонь руку новичка, держать ее на весу, заставляя расслабить все ее мышцы, затем отпустить; при этом рука должна упасть вниз как «плеть» - вяло а «безжизненно».

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы . Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят: высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность (36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).

Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1-2 года, так как отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при отборе девочек и мальчиков тренерами высказываются следующие мнения: «Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников);
«У мальчиков обращаю внимание на длину ног, у девочек - на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю. Кистяковский).

Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней, организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше мягкости в обращении.

Психологические качества будущего чемпиона, его характер . Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

М. Н. Кремлева, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва



 

Возможно, будет полезно почитать: