Отчего умерла внучка татьяны покровской. Тренер команды российских синхронисток татьяна покровская говорит о секретах побед. Д.К.: Это как раз вы приехали после похорон

Татьяна Покровская - наставница нашей команды - сама по себе подарок судьбы для отечественного синхронного плавания, ради которого заставляет терпеть подопечных и очень многое терпит сама, взять хоть сегодняшнее купание в Рио.

В бассейне плавать терпеть не могу. Татьяна Покровская повторяет это каждый раз, когда спрашивают, почему ее, главного тренера сборной по синхронному плаванию, кроме как после победы воспитанниц, никогда не застанешь в воде.

«Ну, если я плаваю плохо. Вот войти в эту воду, ненавистную... Можно сказать, что бассейн я не люблю», - говорит тренер.

Так что 19 лет на командном мостике у бассейна. Все золото российских синхронисток - ее, и все слезы - тоже.

"Были ли трудные моменты? Были. Много", - говорит Татьяна Покровская.

Ее тренерский стиль - это, без сомнений, тоталитаризм. Либо делаешь так, как хочет Покровская, либо из бассейна на выход.

"Когда тренера ненавидишь, говорят, на ненависти многое можно сделать, может быть, даже больше, чем на любви", - замечает главный тренер.

"Осуждать Татьяну Николаевну в том, что она излишне жесткая - в этом все равно нет никакого смысла, потому что главное, что золото", - говорит двукратная олимпийская чемпионка Алла Шишкина.

В детстве Татьяна Покровская собиралась стать балериной, вот только в Магнитогорске кроме как в художественную гимнастику податься ей было некуда.

"Характер был препротивнейший. Я так любила поруководить тренером", - вспоминает Татьяна Покровская.

В девяностые годы в синхронном плавании она вообще оказалась случайно, в должности хореографа.

"После художественной гимнастики мне было как-то смешно смотреть - чего они там на воде, что-то непонятно", - продолжает тренер.

Вот с тех пор-то и началось. Соперничества с российскими синхронистками сегодня откровенно побаиваются. Даже когда в Афинах выступление дважды срывалось - замолкали динамики - в звенящей тишине девушки заняли первое место.

Музыка им не нужна. Все выступление разбито на счеты. На изнурительных десятичасовых прогонах программа впечатывается в мозг вместе с этим звуком наподобие метронома.

"Вот этот стук вырабатывается, знаете, как условный рефлекс, они уже попадают и вырабатывается автомат синхронности", - поясняет Татьяна Покровская.

После каждого золота синхронисток тренеру рукоплещут трибуны. Татьяну Покровскую не обходят вниманием первые лица.

"Вот испанки, реально так здорово, классно все делают, потом - оп, наши выходят, и сразу - класс, уровень другой. Оказалось, что можно еще лучше", - говорил Владимир Путин во время встречи с синхронистками в 2012 году.

Кажется, за всю жизнь она только один раз дала слабину: расплакалась, когда узнала, что все мытарства ее воспитанниц позади, что команда все ж таки полетит в Бразилию.

«Я в эти дни почувствовала, какие сильные девчонки у нас в команде. Я даже заплачу сейчас, потому что не далее как сегодня они сделали такие прогоны композиции, как будто они выступали на соревнованиях, то есть еще не зная, они с какой-то такой немножечко злостью прошли, с азартом прошли эти прогоны, и я поняла, что есть команда», - рассказывает Татьяна Покровская.

Не ошиблась. Все золото в синхронном плавании на счету россиянок. Первая медаль у дуэта Ромашина-Ищенко. Их тренер Татьяна Данченко никогда не признается, что выступления соперников даже близко не дотягивают до шоу россиянок.

«Расслабляться нельзя ни в коем случае, мы поэтому и держимся на первом месте столько лет, потому что мы не расслабляемся, все время двигаемся вперед», - говорит старший тренер сборной России по синхронному плаванию Татьяна Данченко.

И как ни старайся, ни одна из ее титулованных воспитанниц, не раскроет секреты наставницы.

«Каждый дуэт требует своего подхода, своей изюминки, и она находит этот подход, и каждый раз именно золотой ключик открывает золотые страницы уже в индивидуальных видах», - говорит трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Киселева.

Трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева перед началом прямого эфира из Рио без всяких суеверий могла ответить на вопрос, кто возьмет золото! С двухтысячного они непобедимы на Олимпийских играх - Сидней, Афины, Пекин, Лондон, и вот теперь уже в пятый раз они на вершине пьедестала в Рио.

И когда отчаявшиеся получить золото иностранцы или журналисты в кулуарах сегодня спросят тренеров россиянок, признайтесь, ну, как это вам удается, уже сейчас ясно, что прозвучит им в ответ:

«Секрет? Не знаю. Я секрета не знаю. Просто работаю честно, и все».

Олимпиада на Первом и днем, и ночью: 9 олимпийских каналов онлайн.


Они всегда были вместе: дома, на работе, в отпуске. Она стала его ангелом-хранителем, а он ее надежной опорой, стеной, за которой можно было спрятаться от любых невзгод. Юрий Никулин и Татьяна Покровская прожили вместе 47 лет и делили на двоих все, что выпадало на их долю.

Случайная встреча


Самую главную роль в судьбе Юрия Никулина и Татьяны Покровской сыграл цирк. Татьяна училась в Тимирязевской академии и увлекалась верховой ездой. На конюшне жил удивительный конь Лапоть: нескладный, с длинным, как у таксы, туловищем. Его-то и облюбовал для своих номеров великий клоун Карандаш. Он попросил девушек-студенток в цирке обучить Лаптя некоторым трюкам. Так девушка попала в цирк, где и произошла встреча ее с Юрой Никулиным, в то время еще почти неизвестным клоуном.


Танечка сразу понравилась комику, она же отметила про себя его потрясающее обаяние при довольно заурядной внешности. Никулин пригласил юную красавицу на представление. И умудрился во время выступления сорваться с лошади прямо под копыта. Клоуна забрали в больницу, а утром к нему прибежала Танечка, обеспокоенная здоровьем приятного молодого человека. Ей удалось обойти все карантинные запреты и встретиться с Юрой. Она стала прибегать к нему каждый день, понимая, что влюбилась в этого смешного и очень доброго юношу. Впрочем, и Юрий все больше понимал, что встретил, наконец, свою судьбу, родную душу.

Вдохновенная любовь


Окрыленная любовью Татьяна поделилась с родными своим счастьем. И наткнулась на стену непонимания. Как можно было влюбиться в какого-то там клоуна? Однако знакомство Никулина с семьей любимой сломало все преграды на пути к их счастью. Он очаровал всех родственников своими хорошими манерами, сдержанностью и нежностью, с которой он смотрел на свою обожаемую Танюшу.


Через полгода Татьяна уже сменила фамилию, став Никулиной. Свадьба была скромной, а вот вся дальнейшая жизнь действительно богатой. Речь идет совсем не о материальных ценностях, а о бездне душевного тепла, деятельной любви, отзывчивости и доброте как по отношению друг к другу, так и ко всем окружающим.


С самого начала семейной жизни Татьяна твердо решила, что станет самой лучшей женой для своего любимого. Юрий же метался. В его жизни было две любви: Танечка и работа. Дома он вместе с Татьяной обсуждал новые свои шутки и номера, отчаянно скучая по цирковой арене. Но приезжая в цирк, не находил себе места от тоски по юной супруге. И как только выдалась возможность, сумел добиться того, чтобы Татьяну приняли в штат цирка, она стала выступать вместе с ним. И они больше не расставались. На работе, дома, на гастролях они были вместе.

Жизнь на двоих



Татьяна и на время гастролей, работая в напряженном графике, не забывала о своей главной роли, роли супруги. Их селили на съемных квартирах, и она с самого утра готовила еду на весь день, вставая почти с рассветом. Она везде, где они были, создавала максимальный уют и комфортные условия.

Супруги вместе выходили на арену и вместе возвращались с выступлений. А дома продолжался процесс творчества. Она была первой слушательницей его шуток и бесконечных анекдотов, которые он коллекционировал с самого детства. Она помогала ему придумывать репризы и критиковала неудачные остроты.



Однажды она буквально спасла ему жизнь, когда во время банального удаления жировика оказалось, что у Никулина и не жировик вовсе, а глубочайший абсцесс, и ситуацию может спасти дефицитнейший в то время пенициллин. Она стучала во все двери, пока в Минздраве солидная дама не прониклась сочувствием к хрупкой девочке, умолявшей ее о помощи.

После болезни Юрию Владимировичу пришлось долго восстанавливаться в мягком климате. Они уехали в небольшое украинское село Тарасова гора и провели целый месяц на свежем воздухе и домашних продуктах. После поездки врачи с удовлетворением отметили, что их пациент значительно поправил свое здоровье, его жизни теперь ничего не угрожает.

Тихое счастье



Юрий Никулин преданно любил свою супругу, а когда в 1956 году родился Максимка, артист два дня не мог прийти в себя, делясь с каждым своей радостью. Весь коллектив Ленинградского цирка, где в то время был на гастролях Никулин, вся его родная труппа поздравляли счастливого отца.

Юрий Владимирович оказался очень ответственным папой. Он готов был проводить с сыном каждую свободную минуту, придумывал для малыша сказки и рисовал комиксы, никогда не отказывался от возможности сходить куда-то вместе с сыном. Но вот быть строгим со своим наследником он не мог, а на все упреки супруги в излишней мягкости, только качал головой и радостно сообщал, что парень-то нормальный растет.

«Он был добрый человек»


Юрий и Татьяна Никулины были очень гармоничной парой. К Юрию Владимировичу часто обращались за помощью совершенно незнакомые люди. И он помогал, как мог. Он устраивал людей в больницы, выбивал квартиры для бывших фронтовиков, доставал дефицитные лекарства. Самое удивительное, что Татьяну Николаевну это ничуть не раздражало, она во всем поддерживала мужу, сама отзываясь на любые призывы о помощи.

Они любили и доверяли друг другу всегда. Как у всякого народного любимца, у Никулина было множество поклонников и поклонниц. Никакие слухи не могли заставить Татьяну Николаевну поверить, что любимый мужчина может ее предать. Она всегда знала, что Юрий слишком порядочен, чтоб унизить ее изменой.


Когда Татьяна вполне успешно прошла пробы в фильм Рязанова «Гусарская баллада» на роль Шурочки, Юрий решительно запретил ей сниматься. Он не ревновал ее к возможной славе. Он хотел, чтоб она была рядом всегда. Татьяна поняла, что ни за что не променяет свое счастье на славу киноактрисы.


Когда Юрия Владимировича не стало, супруга с трудом пережила уход любимого. Она отказалась менять что-либо в квартире, где они жили, добилась установки памятника Никулину на Цветном бульваре и выполнения всех просьб от незнакомых людей, которые писали Никулину. И жила еще 17 лет, ревностно оберегая свою любовь и память о ней.


Они сумели создать свою концепцию счастья. А в семье разыгралась настоящая драма.

Фильм о любви Юрия Никулина и Татьяны Покровской


Идея отправить нашего корреспондента, пятикратную чемпионку мира по синхронному плаванию, на интервью с собственным тренером не просто давно лежала на поверхности, а даже возвышалась над ней, как возвышаются над поверхностью воды стройные ножки подопечных Татьяны Николаевны Покровской в победных финалах. Но каждый раз наша чемпионка готова была скорее утонуть, нежели подойти к своему суперхаризматичному Учителю с диктофоном. Лишь теперь, взяв перерыв в активных спортивных выступлениях, она наконец решилась…

ЕРМАКОВА ВЕРНУЛАСЬ!

«Лужники» для меня не просто стадион. Это – комплекс. Комплекс воспоминаний.

2006 год. Сбор перед первым в моей жизни чемпионатом Европы в том же, кстати, Будапеште. Узкие коридорчики гостиницы, опоясывающие центральную спортивную арену. Каждый шаг – история. Вот здесь мы проходили сухие тренировки (отработка программ на суше под счет. – Прим. ред. ). В холле с видом на Воробьевы горы стоял массажный стол. Кто успеет пробиться без очереди – тому повезло. В 17.00–17.15 на четвертом этаже звонили будильники, и мы нехотя собирались на вечернюю тренировку.

Другие пришли, сменив уют… Вот они потягиваются в своих кроватях после тихого часа в преддверии новых подвигов.

– Анют, мы вскрываемся! – зевает чемпионка мира-2009 Александра Пацкевич . Уставшие глаза. Худющие ножки. Накачанная спинка. – Скорей бы все прошло.

– Понимаю. Чуть-чуть еще. Потерпите. Все хорошо будет. Прогонов много Покровская дает? – это я агентурную информацию собираю, чтоб понять, в каком расположении духа находится моя сегодняшняя героиня.

– Как обычно, три как минимум. Программы все новые, надо отрабатывать.

– Саша, а у тебя как делишки? – спрашиваю у самой молодой участницы команды (Александра Зуева в этом году окончила 10-й класс школы. – Прим. ред. ).

– Волнуюсь. Все ведь очень неожиданно получилось. Не думала, что попаду в состав.

К вечерней тренировке подъезжает неожиданная гостья. Четырехкратная олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова , не выступавшая на официальных соревнованиях после Пекина, приняла решение о поездке в Будапешт всего за две недели до старта.

– Случилось так, что на предпоследнем сборе в Туапсе Света Колесниченко , стоявшая в основных составах двух групп (технической и комбинированной. – Прим. ред. ) порвала сухожилие четырехглавой мышцы бедра, – рассказывает Настя. – Шансов восстановиться до Европы у нее не было. Ко мне обратились за помощью, так как оставшиеся запасные спортсменки не могли заменить Колесниченко по причине нездоровья. Вакуровой Даше сделали операцию по удалению аппендикса. Степанова Лиза недавно оправилась после пиелонефрита. Ситуация сложилась сложная, и я решила выручить девчонок.

– Но ведь сама ты тоже недавно перенесла операцию!

– Да, мне сделали операцию на плече, – Настя показывает два небольших шрамика спереди и сзади плечевого сустава. – Прокалывали. Первые две недели руку вообще не могла поднять. Потом разработала.

– Сейчас уже не болит?

– Чувствуется немного. Не могу сказать, что полностью восстановилась.

– Перерыв после Пекина – это ж почти два года! Реально ли за три недели войти в форму для выступления на чемпионате?

– Я старалась поддерживать форму после Игр, плавала. Хотя, конечно, не в тех объемах, как раньше. Но, придя в команду, я быстро выучила комбинированную программу и присоединилась к девчонкам. Впрочем, тренировки переносятся тяжеловато, чего скрывать.

ОРГАНИЗМ ГОВОРИТ: «УСТАЛ»

Захлестывает новая волна воспоминаний. Старый бассейн, полуразрушенные трибуны, скрипящие шкафчики раздевалок. Тренировка утром, тренировка вечером. Точнее, с утра до вечера. И дикая усталость... И вместе с тем какая-то запрограммированность на то, что надо, надо, надо...

– Не девчонки – мужики! – утверждает новый доктор команды Евгений Александрович Трофимов , появившийся на бортике одним из первых. Перед водой по обыкновению он готовит таблетки, напитки, бинты, растирания. – Я раньше в хоккее работал. Имогу сказать: засунь сюда самого сильного хоккеиста – он бы через неделю все бросил. А девчонки – бойцы! О здоровье только не думают совсем. Похудели – одни кости остались. У некоторых температура 37,2 постоянно держится. И ничего с ней не сделаешь. Это просто организм говорит: «Устал я». А девчонки рвутся в воду – не удержишь.

КОГДА ВСЕГДА ВСЕ ПЛОХО

На бортике появляется Татьяна Николаевна Покровская. На тренировку она приехала с 10-летней внучкой. Каждое лето Лиза с мамой прилетают из Бразилии в Россию. То ли потому, что я сегодня не в воде, а на суше, то ли потому, что тренер предстала в незнакомой для меня роли бабушки, я смотрю на Покровскую совсем другими глазами.

– Привет, Анют!

– Здравствуйте. Отлично выглядите. Ола, Лиза! Комо ваи (порт. «привет! как дела?». – Прим. ред. )?

– Ола! Ничего себе. Когда ты выучила португальский? – говорит Лиза на хорошем русском без акцента.

– В общении с бразильскими футболистами «Спартака».

– Правда? – удивляется Покровская.

– Да, переводчики в футбольных командах не слишком любезны. Пришлось учиться по самоучителю. А у тебя, Лиза, есть любимая футбольная команда, футболист?

– «Фламенго». Мне там Бруно нравится.

– Лиза, да неужели ты болельщица футбольная? Ты же хотела стать певицей! Она так хорошо поет! – хвалится мне Татьяна Николаевна. – И слух отличный.

– Одно другому не мешает, бабуль! – по-взрослому заявляет Лиза. – А еще я хочу стать судьей.

– Ну вот, теперь судьей. Каждый день новости! – смеясь, Покровская обнимает внучку.

– Почему в синхронное плавание не отдали?

– Ей это не по душе. Пусть плавает в свое удовольствие. Тем более какие там в Бразилии перспективы?

– Согласна. То ли дело в России: попав в нашу сборную под ваше руководство, каждый может смело рассчитывать на медали. Вот и сейчас все с нетерпением ждут от вас европейского золота.

– Мы будем за него бороться.

– По традиции с испанками? Фурия Роха в этом сезоне творила чудеса с мячом…

– Я не делаю больших прогнозов. Все меняется: правила, судьи, программы. Ничего не знаю про испанок. А если бы и знала, то что бы изменилось? Поохали бы, поахали, да на этом и закончили. Испанская команда – с очень сильной харизмой, но не техникой. Мы тоже не лыком шиты. Наше долговременное чемпионство, наверное, тоже о чем-то говорит. Однако я никогда не бываю спокойна. Ты меня знаешь, я тренер тревожного плана. В Будапешт еду вся в тревоге. Мне всегда кажется, что у нас все плохо.

– Вы упомянули об изменениях в судействе и правилах…

– Раньше больший акцент делался на технику, чем мы и брали. Последнее время пошла тенденция к вкусовщине: типа нравится – не нравится. Я понимаю, что наш спорт должен быть рассчитан на зрителя. Но я смотрю фигурное катание. Там активно пропагандируется техническое направление. У нас пошел другой уклон – главное нашуметь, произвести фурор. Согласна, что это надо. Но все-таки это спорт, значит, важны технические аспекты.

ДЛЯ ЧЕМПИОНОВ ДВЕРЬ ВСЕГДА ОТКРЫТА

– В Будапеште сборная будет выступать в обновленном составе. Как работается с новыми девочками?

– К сожалению, у нового поколения чувствуется отставание в технике. Но в состав вернулись и олимпийские чемпионки. Эльвира Хасянова , двукратная олимпийская чемпионка, в Будапеште будет выступать во всех видах. Ольга Кужела примет участие в комбинированной и технической программах. Ольга вернулась в группу в начале сезона, потом ушла из-за проблем со здоровьем – температура за 37 держалась два месяца. И за месяц до соревнований мы вновь вернули Кужелу, после того как Лиза Степанова попала в больницу с почками. Кроме того, продолжают работу в дуэте и группе олимпийские чемпионки Светлана Ромашина и Наталья Ищенко . И еще на этом сборе к нам присоединилась четырехкратная олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова. За такой короткий срок Настя встала в комбинированную программу и уже показывает свой спортивный энтузиазм.

– Не возникает дисбаланса из-за разницы поколений? Зуева – школьница, Хасянова – замужняя 30-летняя дама…

– Одна из задач моей работы в сборной команде – свести эту разницу к нулю. Ни в коем случае не занижать высший уровень, а низший поднять, насколько это возможно. Но, к сожалению, техническая подготовка новых поколений с каждым годом становится слабее, и с ними приходится все больше и больше работать. Отмечу, что нынешние олимпийские чемпионки приходили ко мне гораздо более подготовленные.

Это техническая сторона вопроса. Но есть ведь еще и моральная…

– В команду возвращаются бывшие лидеры не только в техническом отношении, но и в моральном – с большой мотивацией и стрессоустойчивостью. Я в них уверена, а вот молодых еще не до конца знаю.

– С чем вы связываете такую череду уходов и возвращений, затронувшую сборную в этом году? – с трепетом подхожу к главной для себя теме.

– Может, ты сама мне ответишь? – говорит Покровская после длинной, напряженной паузы.

– Для меня, Татьяна Николаевна, ответ очевиден.

– Ну и с моей точки зрения все вполне объяснимо. В этом сезоне из состава ушли три молодые спортсменки: ты, пятикратная чемпионка мира, чемпионка мира Софья Волкова (23 года. – Прим. ред. ), чемпионка мира Виктория Шестакович (19 лет. – Прим. ред. ). Причины у всех разные. Это спорт, Аня. Кто-то уходит, кто-то приходит. Одни не выдерживают физически, другие морально. Ты же знаешь, каково это – работать в группе. Это нудно и кропотливо. Сначала я поставила на место ушедших спортсменок молодых девочек, но пошли травмы и операции. И пришлось привлекать заслуженных мастеров.

– Неужели никак не связываете отсутствие прочной скамейки запасных с традицией постоянных камбэков именитых спортсменок? Ведь молодежь отказывается от сборной, зная, что перед самым главным стартом – Олимпийскими играми – их подвинут вернувшиеся звезды.

– Мне нелегко даются эти решения. Но если хочет вернуться олимпийская чемпионка, я не вправе закрыть перед ней дверь. Эти девочки приносят большой соревновательный опыт и повышают уровень команды. Ты сама-то не скучаешь по воде?

В голове новый вихрь воспоминаний. Пьедесталы, медали, аплодисменты. На улице тоже начинается ураган.

– Пусть, пусть борются со стихией, – Покровская дает строгое указание о продолжении тренировки.

Сверкает молния. Шквалистый ветер сносит аппаратуру. А мы сидим и так спокойно разговариваем. И с кем? С тренером, при одном взгляде на которого несколько лет назад у меня автоматически учащался пульс.

«НАВСТРЕЧУ ВЕТРУ» И «КАРМЕН-СЮИТА»

– В этом сезоне произошла не только смена состава, но и грандиозная творческая работа – обновление всех программ.

– Да, за короткий срок мы поставили три новые программы. Даже четыре. Я была вынуждена дважды изменить техническую программу, посоветовавшись с коллегами и членом технического комитета FINA Ольгой Брусникиной . В итоге три новые программы будут представлены на суд зрителей и судей. Это смелый шаг, мало стран решаются на смену трех программ за раз.

– Будут ли обновления в лагере противников?

– Испанки скорее всего выступят со старыми программами. Обычно получается, что обновления у нас проходят в разные сезоны. Но при этом наш соперник себя очень странно ведет. Испанкам почему-то можно выступать по несколько лет с одинаковыми композициями, но стоит нам продержать программу больше года, как они сразу протестуют. При этом открыто выказывают свою позицию на конференциях.

– Почему вы решили поменять сразу три программы?

– Мы не могли оставить техническую, так как сильно изменились правила в элементах. Комбинированная стала короче по времени, и появились изменения в правилах исполнения. Пришлось также ее менять. А постановка произвольной программы – это ж одно удовольствие! Идеи приходили очень быстро и прекрасно складывались.

– Три новые программы – три новых образа. Каких?

– Произвольную композицию мы назвали «Навстречу ветру», или «Ветер странствий». Техническая программа – задорные и веселые молдавские мелодии. А комбинированная – «Кармен-сюита». Думаю, в этом случае комментарии излишни. Классика есть классика. Получилось собрание современной, фольклорной и классической музыки.

ПО НАКАТАННОЙ

– Уже 29 лет вы возглавляете сборную – сначала СССР, потом России. Недавно (5 июня. – Прим. ред.) отпраздновали 60-летний юбилей. Откуда черпаете творческую энергию?

– Не знаю. Просто не задумываюсь об этом. Это моя работа, которую я выполняю уже долгие годы. Работаю и работаю, пока получается. Конечно, перед каждыми соревнованиями думаешь: ну все, хватит уже… Наступает моральная усталость. Особенно при отработке. Постановка для меня – одно удовольствие. Но очень немногие тренеры могут отрабатывать групповые композиции.

В этот момент Татьяна Николаевна отвлекается на ту самую отработку, которая уже началась под руководством второго тренера.

– Все, не могу больше смотреть издалека. Надо включаться. Лиза, пойдем – поможешь постучать, – Татьяна Николаевна дает внучке железную палочку, чтобы та отстукивала ритм по бортику. – Она в ритм попадает лучше меня, – произносит Татьяна Николаевна, уже не смотря в мою сторону. Процесс пошел.

…Я убираю диктофон, прощаюсь с девчонками и тренерами, выхожу на улицу. Ветер стих. «Лужники» утопают в бронзовых лучах заката. Напротив – главное здание МГУ. Вот набережная, куда тайком, чтоб не узнал тренер, убегала по вечерам. Теперь не надо быть в номере до отбоя. Я могу спокойно ехать домой. Хочу ли?

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПОКРОВСКАЯ Татьяна Николаевна

Мастер спорта по художественной гимнастике. Заслуженный тренер РСФСР. С 1981 года возглавляет сборную команду по синхронному плаванию. Под ее руководством сборная выиграла все золото Олимпиад в 2000, 2004 и 2008 гг.

Дмитрий Кириллов: Татьяна Покровская - это имя уже почти два десятка лет является символом всех олимпийских побед нашей сборной по синхронному плаванию. Ее громкий голос на тренировках слышен не только на суше, но даже под водой.

О ее властном характере ходят легенды. Она не позволяет халтурить ни себе, ни другим, выжигает на корню любые проявления бесхребетности и слабости, знает главный секрет для каждого спортсмена - как стать победителем. Да ее саму давно уже называют непобедимой, поскольку Покровской нет равных. Она в своем виде спорта лучший тренер на планете.

Знакомьтесь - жизнерадостная, обаятельная, женственная, неунывающая Татьяна Покровская, герой труда России, главный тренер олимпийской сборной страны по синхронному плаванию.

Вы знаете секрет, как выбрать из 146 млн россиян 8 олимпийских чемпионов?

Т.П.: Да.

Д.К.: Фирменные покровские штучки - предмет зависти зарубежных тренеров.

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Добренький тренер - это про вас?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Вы сами обожаете после работы прийти поплавать в бассейне?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Тренерами не становятся, тренерами все-таки рождаются.

Т.П.: Да.

Д.К.: Президент Путин любит синхронное плавание?

Т.П.: Думаю, да.

Д.К.: Вам абсолютно легко быть законодательницей моды в синхронном плавании вот уже 20 лет?

Т.П.: Нет.

Д.К.: В театре есть известная система Станиславского. А в мировом синхронном плавании есть система Покровской?

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Самое прекрасное - после долгого трудового дня прийти домой, хорошенько поесть и лечь перед телевизором?

Т.П.: Да.

Д.К.: Ваша программа "Мольба", которую вы показали в Рио, признана самой лучшей программой за всю историю синхронного плавания.

Т.П.: Очень приятно, конечно, когда твои программы получают такое признание. Это всегда приятно.

Д.К.: Когда я смотрю на выступление девчонок, полное ощущение, что такого не может быть. Это просто фантастика. А потом смотришь - это живые девочки из плоти и крови. Это нормально. Это не роботы.

Т.П.: Такой процесс селекции в сборную команду - он же не просто "она хороша по технике", и все. Бывает, что девочка хорошая по технике, но не может она выражать все то, что в композиции. У нас композиции всегда образные. И мы, можно сказать, ввели эту моду в синхронное плавание. Потому что раньше были композиции, которые кусочек этой мелодии, этой мелодии. Смотришь - классика идет, потом хоп - перекинулись на эстраду. Бывает иногда, что классика с эстрадой совпадает, что-то похожее. Но нет такого, что звучит Чайковский - потом какой-то рок-н-ролл пошел. Уже такое очень редко встречается, такая, как я называю, просто капуста.

Д.К.: Нарезали?

Т.П.: Да. Люди уже знают, что если выходят синхронницы, значит, они нам что-то такое покажут образное, как в балете.

Д.К.: Как театр?

Т.П.: Это мода наша. И мы стараемся купальником отобразить это. Потому что это немаловажно.

Д.К.: Купальники, наверное, можно называть театральными костюмами?

Т.П.: Да.

Д.К.: Это не просто купальник.

Т.П.: Шьет нам художник, дизайн выдумывает. Действительно, такой купальник, как для спектакля. Нам предлагают несколько сюжетов, мы что-то отвергаем, что-то предлагаем сами уже.

Д.К.: Вы участвуете?

Т.П.: Обязательно.

Д.К.: Девчонок спрашиваете?

Т.П.: А как же?

Д.К.: Нравится - не нравится.

Т.П.: Если я сама решила перстом - "это", а потом девчонки скажут "нет"… Им же выходить, не мне. Я сижу в своих майках. И один сюжет - розовая и зеленая.

Д.К.: О двух счастливых футболках Покровской в спортивном мире знают все. Купленные много лет назад, они надеваются теперь исключительно во время соревнований и всегда приносят удачу. Хотите - верьте, хотите - нет.

Т.П.: После нашей первой победы на чемпионате мира в 1998 году, просто проезжая в Гонконге, я купила эти майки, посвященные нашей победе.

Д.К.: Победные майки?

Т.П.: Победные. Я купила, просто купила. Надела на следующие соревнования - все, с этого началось. Я не могу их не надевать. Я бы, может быть, и не надевала. Но я не могу. Девчонки уже настолько вросли в них, что они просто расстроятся так…

Д.К.: Они уже видят эту майку.

Т.П.: Они расстроятся. Уже был случай, что я сижу, просто еще не переоделась. "Татьяна Николаевна, что вы сидите?". Я говорю: "А в чем дело?". - "Где майки?". Я то расту. А майки почему-то не очень тянутся. Они остаются прежними.

Д.К.: Нет, Татьяна Николаевна, это просто садятся при стирке. Я вас уверяю.

Т.П.: Конечно. Уже почти 20 лет. Конечно, они садятся. Я только не сажусь.

Д.К.: И бросить любимого тренера в бассейн - обязательная программа. Это веселая традиция, которую девочки поддерживают свято. Окунуть Покровскую в воду на счастье.

За 20 лет много воды утекло. Развалилась страна. Но сидеть на руинах Госкомспорта и посыпать голову пеплом главный тренер СССР не стала. Не найдя поддержки на родине, она уехала работать в Испанию. Благо, талант Покровской иностранцы всегда очень высоко ценили. А дальше судьбоносный поворот на 180 градусов - в южное полушарие, в Бразилию, разделившую жизнь Татьяны Николаевны на 2 половины. В 1995 году Покровская возвращается домой в Россию. А в Бразилии остаются любимая дочь Катя и маленькая внучка Лиза.

Спустя годы судьба приготовила Татьяне Николаевне серьезное испытание: не так давно ушли из жизни любимый муж, а затем и 15-летняя внучка.

Т.П.: Мой печальный момент. Я не думала, что я вообще что-то составлю. Глядя в одну точку, ничего не видя. Состояние было очень депрессивное.

Д.К.: Это как раз вы приехали после похорон?

Т.П.: Да. И девчонки переживали вместе со мной.

Д.К.: Готовить нашу олимпийскую сборную для выступления в Рио-де-Жанейро, где похоронена любимая внучка, было выше человеческих сил. Но Покровская выдержала с достоинством это испытание. Она не только осталась в спорте, но подготовила к олимпиаде такую программу, которая потрясла весь мир.

Т.П.: Девчонки сказали: "Татьяна Николаевна, мы найдем музыку, послушаете. Нет - значит нет". И когда я послушала эту музыку, у меня уже какой-то возник образ: "Боже мой, мы и небо". И составление шло очень быстро. Обычно я там много меняю, сижу и все. А это так шло как-то само.

Д.К.: И помогли ей в этом ее девочки, настроившиеся, как верные воины армии Покровской, снова на победы. И только на победу. Помогало и небо. Словно Лиза невидимо поддерживала всю команду. И они победили.

У вас фабрика звезд такая. Представляете, своя.

Т.П.: В общем, где-то да. Таких деловых звезд, которые, для того чтобы стать звездой, очень много этому отдают. И тут уже чувствуешь, насколько у девчонок сила воля действительно сильная. Я их в глубине души очень уважаю. Это кажется на тренировке, что железный меч. Но я их в глубине души уважаю. Так задумаешься - боже мой, это же сколько нужно отдавать этому делу.

Д.К.: Бриллиантовые брызги, парящие над водой женские фигурки - за видимой невесомостью и легкостью стоит изнуряющий труд. На чашу весов с олимпийским золотом кладется в буквальном смысле слова вся жизнь. Безусловно, это искусство. Но прежде всего реальный спорт, причем, очень жесткий, требующий максимальной физической и эмоциональной концентрации. Выдерживают такой сумасшедший ритм немногие. Но те, кто остаются, становятся олимпийскими чемпионами, которых знает весь мир.

Т.П.: Это же элита спорта, элита синхронного плавания. Собираются уже такие девочки, которые, да, как вы высказали, на плаху спорту уже. Но они же знают, во имя чего они это делают. Я даже не говорю - материально. Хотя это тоже спасибо правительству. Последние олимпиады, конечно, хорошо, я приветствую это. Что должны быть вознаграждения. А как же? Это началось с Владимира Владимировича. Он любит и уважает спорт. И мы это чувствует.

Особенно в Кремле те победители, которые принимаются, с 1 по 3 место. И, конечно, элита спорта. И все такие красивые. Я понять не могу. Я вижу все время… откуда что берется. Красавицы!

Д.К.: Если говорим о президенте Путине, я так понимаю, что он и помогает, чем может. Я знаю, что олимпийская база теперь в синхронном плавании…

Т.П.: Да вот, где вы сидите - это благодаря Владимиру Владимировичу был просто за короткий срок. Он был долгострой, этот бассейн. И вдруг нас приглашают уже на открытие. Какое открытие? На Круглом озере. Откуда бассейн взялся? Приезжает здесь вот такое чудо.

Д.К.: В Раменском были, по-моему, да?

Т.П.: Да. Три олимпиады мы готовили в Раменском. Спасибо большое директору этого бассейна. Потому что он делал невозможное. Бассейн еще 1960-х годов. И там мясорубка. Кто там только ни плавал, кто там только ни ползал по дну (дайвинг же), ни ползал по стене (скалолазание). Там железо, отгорожено все.

Д.К.: А тут еще синхронистки.

Т.П.: Да.

Д.К.: Которым вода теплая нужна.

Т.П.: Писали письма: "Закройте эту орущую женщину, которая то и дело музыку включает по многу раз. Мы пришли поплавать, отдохнуть".

Д.К.: В каком-то из интервью девчонки сказали, что орущая Покровская - это "наш адреналин". Есть в этом действительно какая-то…

Т.П.: Конечно. А как же? Мобилизует. Мой родной голос, далеко не ласковый, очень мобилизует. А я уже поняла, что это тоже система. Это система. Потому что это можно в индивидуальных видах спокойно все говорить. А когда их 8 или 10 даже… Одна внимательная, другая невнимательная. Вот они приходят в сборную команду - они даже учатся видео смотреть. Не просто смотреть… Я говорю - вы не смотрите, как индийский сериал. Вы анализируйте. Для чего мы тогда смотрим? Каждая должна проанализировать свою позицию, свое выполнение. Не умеют. Учатся. И это не такой простой процесс.

Д.К.: У вас в детстве вообще мечта, что вы будете королева, главная в мире по синхронному плаванию?

Т.П.: Я жила в нашей глубинке на Урале, в Магнитогорске, я даже не знала, что такое бывает. Меня тянуло в балет.

Д.К.: В искусство.

Т.П.: Но, не найдя балетной студии, мне пришлось заняться художественной гимнастикой. Я думала, что сейчас мы что-то выполним гимнастическое, потом сядем, порисуем.

Д.К.: А, ну художественная же гимнастика. Такое представление было. Вам помогла художественная гимнастика, когда вы пришли в синхронное плавание?

Т.П.: Очень. Пусть некоторые считают, что я не специалист. И на Украине главный тренер тоже художница, тоже не специалист. Пусть на таких неспециалистах держится синхронное плавание.

Д.К.: Уже не первый год многие зарубежные спортсмены пытаются разгадать секрет успеха Татьяны Покровской. Но все тщетно. Честным путем идти не всегда получается. А вот заслать разведчика - обычная практика. Так случилось и перед олимпиадой, когда во время закрытого прогона для своих были пойманы китайские операторы, снимавшие рабочее выступление наших девушек на скрытую камеру.

Т.П.: Мы, особенно перед олимпиадой, всегда проводим так называемые курсовки.

Д.К.: Генеральный прогон такой, как в театре?

Т.П.: Да. Специально оставляем небольшой карман, чтоб потом еще немножечко подправить, потому что видно, что где-то что-то как-то не сошлось. И обнаружили у нас сидящие зрители, что снимают. Но их заставили вернуть пленку, потому что надо спросить разрешения. Потому что вот так вот тихо. Это в Раменском. Приехали, не поленились, в Раменское и тихонько стали снимать.

Д.К.: Вы всегда придумываете какие-то новые истории, многие элементы. Вы потом видите через много лет в командах других стран? "Здрасте, приехали, это же я сделала 10 лет назад". Было такое?

Т.П.: Да, конечно. Уже другие команды исполнили - и уже вроде бы как…

Д.К.: И уже не объяснишь, что это наше.

Т.П.: Да. А зритель, который на соревнованиях сидит, и некоторые судьи воспринимают, что это именно этой команды. И нравится эта штучка. И обидно. Как-то думаешь: "Ничего себе, это наше…".

Д.К.: Вы как-то в каком-то интервью сказали - и понеслось, что мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, дает потрясающий результат. Было?

Т.П.: Я как-то так сказала. Но я не то имела в виду. И теперь вообще…

Д.К.: Это цитата уже. Ведь есть же какая-то в этом доля…

Т.П.: Доля правды есть.

Д.К.: Рассказывайте.

Т.П.: Потому что а как же? Если я заставляю, вынуждаю, причем, куда денешься, жизнь есть жизнь, человеческий фактор, порой даже грубо.

Д.К.: Есть ли какие-то крепкие слова?

Т.П.: А как же? Это секрет Покровской. Вы говорите - секретные штучки. Это как раз секретные штучки. Это же выматывает силы. Я думаю, что в это время есть чувство ненависти.

Д.К.: "Сколько же можно?".

Т.П.: Да. Это невозможно.

Д.К.: А по-другому нельзя. А если бы расслабиться и сказать: "Ой, вы мои кисочки, ну давайте еще разучим".

Т.П.: Пробовала.

Д.К.: Ну как?

Т.П.: Да никак.

Д.К.: Не работает?

Т.П.: Когда меня нет, тренеры работают. У меня помощницы, хорошие помощницы, работают в полную силу. Уже много лет со мной. Но у девочек, как они говорят, немножко все равно такой момент расслабления есть. Я говорю: "Я что, полицейский? Главного полицейского нет?". Понимаете, это человеческий фактор. Если есть золотой фонд тренеров, золотой запас, то все будет ок. И даже из не очень талантливого спортсмена можно сделать, довести его до победы. У нас в синхронном плавании такое случалось. Когда скептически относились. "Ой, куда ее в сборную? Это же смех. У нас же должны быть ноги, все". Нет. Я уже давно говорю, что в синхронном плавании нужна голова и очень тонкая, хорошая координация. А это голова.

Д.К.: Сколько вы раз в году видите дочку? Как вообще происходит?

Т.П.: У меня история вообще нетипичная. Потому что дочка очень далеко. И сейчас два внука у меня.

Д.К.: А, уже два внука. Ну, расскажите. Они в Рио живут?

Т.П.: Да, в Рио. И внук, которому два года. Ванечка. И Анечка, которой 3 месяца. То есть, слава богу, господи, спасибо тебе, что после этой трагедии еще боженька дал двух детей.

Д.К.: Что жизнь продолжается.

Т.П.: Да, и это все далеко. Это не значит, что я их забыла. Тем более современная жизнь позволяет… Я их вижу. Это не как раньше.

Д.К.: Это бабушка теперь по скайпу воспитывает…

Т.П.: Да, и смотрю там - а что-то ухо не то, а нос не тот, а это это. То есть уже контроль. Конечно, хочется такой контакт. Я сама выбрала этот путь. И я не представляю. Вот, например, я приезжаю на 20 дней - дочка своими делами занимается, внуки тоже как-то… А уже чувствуешь себя не в своей тарелке. То есть необходимо что-то свое.

Д.К.: Пора в бассейн.

Т.П.: Да.

Д.К.: Как вообще вы выдерживаете, чтобы не показать девчонкам, что, например, какие-то проблемы и сложности. Даже во время этой сумасшедшей истории с ВАДА, до последнего не могли понять, поедете - не поедете. Как вы все это внутри себя переживали?

Т.П.: Ну как? Когда эти не очень хорошие события проходили, это внутри себя. И, конечно, сказывается на здоровье. А как же? Ты же не будешь истерики устраивать - "ай, мы не поедем, девочки". Я девчонкам сказала так: "Девочки, подождите, сейчас Владимир Владимирович подключится - и все будет нормально, и мы поедем однозначно". Вот и все. И поэтому не снижали темп, ничего. Но это сказалось, знаете… Не было бы счастья - да несчастье помогло. Очень большой был интерес наших зрителей, повышенный такой. У меня, например, пятая олимпиада. Но такого ажиотажа после нашей победы не было никогда, чтоб узнавали даже на улице. И, вы знаете, "мы кланяемся вам", понимаете? Аж слезу, конечно… Женщины говорят: "Низкий поклон, потому что мы, когда смотрели, мы болели и все…". И мы прямо стали героями.

Д.К.: Потому что это был действительно бой, было настоящее сражение.

Т.П.: И весь народ как-то сплотился. Русских сплачивают, наверное, отрицательные события.

Д.К.: Когда нас бьют, мы тогда поднимаем голову.

Т.П.: Да, и прям вместе… Это наш менталитет. И сразу такой в кулак - идут, как в последний бой, что уже сдаваться нельзя, и за нами Россия.

Д.К.: Татьяна Николаевна, у вас множество наград, званий. Все-таки за столько лет накопилось. Есть ли какая-то награда или какое-то звание, что-то такое, что действительно вам очень дорого.

Т.П.: Конечно, звезда.

Д.К.: Это очень ответственная теперь…

Т.П.: Особенная, конечно, награда. Но что такое ответственная? Уже очень много ответственности, знаете, на плечах. Поэтому я набираю вес, чтобы как-то эту ответственность нести с честью и все. Но все-таки ведь все награды не как аванс будущему, а за то, что уже свершилось, заслужила. Я тоже говорила: "Ой, ну как же теперь после звезды?". Но мне объясняют, что это за труд, который уже свершился, признание того, что свершилось. Ну, свой груз ответственности, конечно. Я никогда не работаю, говорю: "Надо. Мы работаем, а там как получится". Почему-то эту мою фразу не запоминают, а запоминают другую. "А там как получится". Да поможет нам Господь.

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Главный тренер сборной России по синхронному плаванию - об Олимпиаде в Рио, на которой от ее подопечных ждут стопроцентного результата - двух золотых медалей

Татьяна ПОКРОВСКАЯ , родилась 5 июня 1950 года в Архангельске.
В школьные годы занималась художественной гимнастикой, стала мастером спорта.
После окончания института физкультуры работала тренером по художественной гимнастике в спортклубе "Кристалл" в Электростали (Московская область).
После закрытия гимнастической секции в 1981 году перешла в синхронное плавание.
Возглавляла сборную СНГ на Олимпиаде-1992 в Барселоне, после чего на четыре года уехала работать в Испанию, а затем в Бразилию.
В 1995 году вернулась в Россию. С 1998 года - бессменный главный тренер сборной России по синхронному плаванию. Под руководством Покровской россиянки брали золотые медали на Олимпиадах в Сиднее, Афинах, Пекине и Лондоне.

Ее жизни не позавидуешь: за короткое время ушли из жизни муж и горячо любимая внучка, да и самого понятия "дом" никогда толком не было: большая часть бытия одного из самых выдающихся тренеров мира вот уже два десятка лет сосредоточена вокруг команды. Совершенно особенной, замечу, команды. В ней могут меняться люди, программы, обстоятельства, неизменным же остается одно: несокрушимость. Высадиться на объект, разгромить всех и вернуться живыми - это о них, о синхронистках.

О том, какой ценой дается этот успех, Татьяна говорить не любит: к чему лишний раз вспоминать, насколько тяжела твоя жизнь?

В БРАЗИЛИИ ОЧЕНЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАРОД

Вы проживаете в качестве главного тренера уже пятое олимпийское четырехлетие и в связи с этим вопрос: что было на протяжении последних четырех лет наиболее непростым? Если, разумеется, отвлечься от нервотрепки, связанной с событиями последних дней.

Особенно тяжел обычно первый послеолимпийский чемпионат мира, когда в команде меняется состав и становится тревожно за результат. Все остальное проходит в привычном режиме. Более волнительным, чем обычно, для нас получился прошлогодний чемпионат мира в Казани, поскольку впервые соревнования такого уровня проводились в родных стенах, но он же стал самым приятным из тех, что мне приходилось переживать. Все-таки так тепло, как дома, нас не принимают нигде. Еще мне очень понравилось, что казанские, то есть "домашние" болельщики поддерживали не только "свою" команду, как это обычно происходит за рубежом. А всех, кто выступал. Хотя те же украинки, знаю, очень беспокоились по поводу того, как их будут принимать в России. Моя украинская коллега даже спросила: "Нас не убьют?".

- И что вы ответили?

Что это могу сделать разве что я.

Бразилия, где вы проработали до прихода в российскую сборную несколько лет, тоже не чужая для вас страна. Чего вы ждете от тамошних болельщиков?

Там наша команда выступала всего один раз - на World Trophy, и принимали нас очень тепло. Но так, как бразильцы болеют за своих... Хорошо, если в бассейне не рухнут стены, когда бразильская группа выйдет на старт. В этом отношении они просто молодцы. В Бразилии вообще очень позитивный народ. Еще когда я там работала и периодически просила переводчика, когда приходилось давать интервью, все смеялись: "Татьяна, зачем тебе переводчик? Мы же знаем, что ты прекрасно говоришь по-португальски!" Хотя мои знания португальского достаточно ограниченны.

Когда вы ставили программы к олимпийскому сезону, не было соблазна сделать реверанс в сторону страны-хозяйки и использовать в постановках бразильскую тему?

У нас ведь уже был "Карнавал" - на Играх в Афинах. Сама тогда находила ритм, специально для нас писали музыку.

- Да, но с тех пор прошло двенадцать лет.

Но программу-то помнят до сих пор? Вот я и не рискнула повторяться. Может быть, стоило взять что-то подобное еще раз, хотя не всякий ритм тут годится: бразильская музыка часто бывает слишком сумбурной для нашего вида спорта. Подозреваю, что Татьяна Данченко, когда ставила программы для Натальи Ищенко и Светланы Ромашиной, не стала рассматривать "бразильские" варианты по этой же причине. Четкость ритма в синхронном плавании - одно из обязательных условий. Мы ведь даже на тренировках постоянно стучим по металлической лестнице - отбиваем такты. Эти акценты очень хорошо откладываются у спортсменок в головах. Все-таки группа - это восемь человек. Кто-то лучше слышит музыку, кто-то хуже, у кого-то может вообще не быть музыкального слуха. А "колотушки" слышат все.

- Спортсменок, работающих в дуэте, подготовить проще?

Подобрать двух спортсменок однозначно проще, чем найти восьмерых. Это, как правило, спортсменки-лидеры, лучше других обученные технике. Соответственно их не приходится до такой степени подгонять друг под друга. А в группе, бывает, только что по потолку не ходишь, чтобы "собрать" всех восьмерых воедино.

САМАЯ ИЗМАТЫВАЮЩАЯ РАБОТА - В ГРУППЕ

Почему в нынешний олимпийский состав не сумела попасть Дарина Валитова, ставшая год назад чемпионкой мира в смешанном дуэте?

Она пыталась, но не смогла, несмотря на то что уже работала в основном составе и даже была чемпионкой Европы-2014 в Берлине. Все-таки год выступлений с мальчиком - это совсем другое синхронное плавание. Вот Валитова и не сумела переключиться.

- В чем именно проявлялась эта неспособность?

Дарина не очень хорошо запоминала связки, соответственно ей требовалось больше повторений, она быстрее уставала. В группе всегда идет слишком серьезная муштра. Самая изматывающая работа - всегда в группе.

- И не сошлешься ни на болезнь, ни на усталость?

Сослаться-то можно, и пропустить тренировку можно, просто сложно при этом рассчитывать, что твое место останется свободным. Любая замена в группе требует привыкания, причем обоюдного. Если человек пропустил несколько тренировок, привыкать приходится заново - такова специфика групповой работы. Даже солдаты, которые на плацу маршируют, отрабатывают навыки синхронных шагов часами. Что уж говорить про нас, когда работать приходится, выполняя сложнейшие элементы и не видя толком ничего вокруг?

Для того чтобы достичь выдающегося результата, спортсмен должен быть сильной личностью - это аксиома. В группе же любая сильная личность инстинктивно должна начать перетягивать "одеяло" на себя. Как вам удается находить баланс?

О-о-о, какую вы тему затронули серьезную... Это действительно одна из глобальных проблем. Я раньше много думала о том, какой из критериев в нашем виде спорта первостепеннее - ноги, руки, рост, фигура. И в итоге поняла, что главное - это голова и координация. Вписать в группу дуэт - тоже большая проблема. Вроде бы приходят уже подготовленные спортсменки, все умеют, прекрасно работают в синхроне, музыкальны, с полуслова понимают тренера, находятся в прекрасной форме, но группа-то ведь уже сделана, работает в определенном, сложившемся темпе, на какие-то элементы идет с большей скоростью или с не совсем привычным ритмом. И ты понимаешь, что все совсем не просто. Конечно хорошо, когда все восемь человек работают вместе изо дня в день, но в реальности так никогда не получается.

Взять нынешнюю ситуацию: Света с Наташей (Ищенко и Ромашина. - Прим. Е. В. ) утром отрабатывают дуэт, присоединяются к группе только по вечерам, и всем приходится делать в связи с этим обе программы в процессе одной тренировки. Если что-то идет не так, приходится повторять, то есть нагрузка удваивается.

ТИМАНИНА ХОТЕЛА ВЕРНУТЬСЯ, НО ДЕВОЧКИ БЫЛИ ПРОТИВ

Меня, если честно, поверг в изумление недавний уход из группы олимпийской чемпионки и 11-кратной чемпионки мира Анжелики Тиманиной. Понятно, что от спорта можно устать, но не за месяц же до Олимпиады? Или произошло что-то чрезвычайное?

После казанского чемпионата мира Анжелика хотела чуть больше отдохнуть, тем более что у нее заболела кисть, а это в нашем виде спорта болезненная травма. Лечиться она решила на Бали, за время отдыха довольно сильно отошла от спорта и вернулась в команду всего за три месяца до Игр. Теоретически, наверное, ее можно было вернуть на прежний уровень, но решение я не могла взять только на себя. Поговорила с лидерами команды, и они мне сказали, что все девочки против того, чтобы делать в группе какие бы то ни было изменения.

Мне было в какой-то степени жаль, что группа лишается такой спортсменки. Анжелика никогда не обладала какими-то исключительными данными, но всегда была, что называется, железным бойцом, как и многие девочки "лондонского" поколения. Технически они были достаточно слабенькими, когда появились в команде, к тому же были до такой степени по-разному научены, что я была в ужасе. Мысленно даже сказала себе тогда, что, наверное, это - все. Наверное, пришел тот самый момент, когда нам будет суждено проиграть, и самое правильное - просто с этой мыслью смириться. Но как только мы начали с этими девочками работать, я вдруг увидела, что они - как волчата. Мало чего умеют, но при этом мертвой хваткой цепляются за каждый шанс. Работали они действительно по-сумасшедшему. И смотрели на меня так преданно, словно говорили: "Делай с нами что хочешь!" Вот я в них и поверила.

Тем не менее перед Играми в Лондоне вам пришлось убрать более половины команды, освобождая места для Эльвиры Хасяновой, Анастасии Давыдовой, Марии Громовой...

Вернуться тогда пыталась и Настя Ермакова, но не смогла - из-за операции плеча. В итоге действительно из "новеньких" осталось всего три человека, но даже несмотря на это, нельзя сказать, что их работа ушла в песок: все-таки до тех Игр они успели выиграть два чемпионата мира.

- Получается, что олимпийский титул - своего рода индульгенция для "возвращенцев"?

Я просто очень хорошо знаю, что такое для олимпийского чемпиона вернуться в спорт. И не уважать это не могу.

Я ВЕДУ ТУДА, КУДА НЕ ПРИВЕДЕТ НИКТО ДРУГОЙ

- Хоть раз в жизни вам приходилось чувствовать, что группа сильнее вас?

А как бы реагировали, случись столкнуться с неподчинением или какими-то ультимативными требованиями со стороны спортсменок?

Наверное, ушла бы сразу. Парадокс в том, что девочки, как мне кажется, прекрасно изучили мой характер. И в глубине души очень боятся, что я могу уйти.

- Хотите сказать, что рабочих конфликтов у вас вообще не случается?

Конечно, случаются. Но я работаю с профессионалами, считаю профессионалом себя и давно уже не реагирую на мелочи типа чужого плохого настроения. Рассуждаю иначе: на каждой тренировке мне нужно добиться определенного результата. Я его и добиваюсь, хотя не всегда это происходит быстро. Понятно, что меня, как любого нормального человека, расстраивает, когда спортсменки на меня дуются. Более того, если я понимаю, что кого-то особенно сильно "обидела" на тренировке, всегда стараюсь найти возможность как-то эту обиду смикшировать. С другой стороны, девчонки ведь прекрасно понимают, что я их веду туда, куда, возможно, не приведет никто другой. Через боль, через слезы, через "не хочу", не всегда педагогическими методами, но приведу.

- Методы и вправду бывают непедагогичными?

Еще какими! Женщины же. У всех эмоции, у всех капризы, да и я не исключение. Когда девчонки уже заканчивают выступать, они часто вспоминают какие-то ситуации, какие-то мои высказывания и ржут при этом, как умалишенные. А мне каждый раз становится стыдно.

Особенность группы еще и в том, что в ней никого нельзя выделять. Все знают, что я более уважительно отношусь к тем, кто приходит в группу из дуэта - прежде всего потому, что этим спортсменкам выходить на старт на Олимпиаде пять раз, а остальным только два. При этом у меня никогда не бывает любимчиков. Я полностью отдаю себе отчет в том, что в любой группе всегда бывают спортсменки, чей рост произошел исключительно за счет моих сил, моих нервов и моей жесткости. Есть, например, девушка, которая вообще ни по каким параметрам не подходила для тех задач, которые нам приходится решать. Естественно, на тренировках ей доставалось всегда больше других, а сама она наверняка уверена в том, что я ее просто не люблю и всячески стараюсь сжить со свету.

- Почему тогда просто не убрать человека из состава?

Потому что у нее за плечами четыре года тяжелейшей работы. Считаю, что обязана дать ей тот результат, к которому она столько времени шла. Это будет честно. Она же не виновата в том, что ей не всегда хватает здоровья или каких-то иных качеств, которые другим даются от природы. Хотя Татьяну Данченко я, например, в свое время в группу не взяла.

- Да ладно?

Было дело - из-за слишком маленького роста. Думаю, что в какие-то моменты многим спортсменкам кажется, что они меня ненавидят, но в этом есть свои плюсы: в спорте многое можно сделать на любви. Но мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, бывает еще сильнее.

- То есть вы хотите сказать, что в каких-то ситуациях сознательно добиваетесь того, чтобы вас ненавидели?

Такое тоже случается. Белой и пушистой я бываю лишь тогда, когда начинается работа над новой композицией. Мне очень нравится этот период: я и шучу много, и во всем иду навстречу. Потом, когда постановка готова, начинаю постепенно сжимать группу в кулак. Ну и рассудите сами: за что любить тренера, который вместо одного раза заставляет прогонять программу трижды, да еще и ругает при этом?

- А если спортсменки подчиняются, но делают работу плохо?

Я очень сильно обижаюсь в таких случаях и не скрываю этого. Все время твержу: на прогоны нужно собираться максимально хорошо. Глупо же три часа отрабатывать элементы и отдельные связки до идеального состояния, а потом плохо сделать всю программу только потому, что кто-то не сумел заставить себя сконцентрироваться? В таких случаях всем приходится повторять все заново, иногда не один раз. Какая тут может быть любовь?

ВНЕ БАССЕЙНА Я ОЧЕНЬ МЯГКАЯ И ПОНИМАЮЩАЯ

Насколько важно ваше присутствие на бортике, когда группа уже вышла на заключительный этап и "звенит" от готовности выступать?

Не так давно оказалось, что важно. На чемпионате Европы в Лондоне мне показалось, что я уже могу немного отойти в сторонку, дать возможность спортсменкам выполнять какую-то работу самостоятельно. А они тут же всполошились: "Татьяна Николаевна, мы готовы, почему вас нет?". Во время главных стартов я уже стараюсь ни во что не вмешиваться. Но где бы ни находилась, вся группа знает, что за ней - стена.

- "Счастливые" розовую и зеленую маечки вы надеваете во время выступлений для себя или в большей степени для спортсменок?

Всегда думала, что для себя. Но на том же чемпионате Европы я по какой-то причине замешкалась с переодеванием, и ко мне пришла целая делегация: "Вы почему не в той майке до сих пор сидите?". Выходит, не я одна в приметы верю. Хотя в "счастливые" майки влезаю уже с большим трудом.

- Вы контролируете спортсменок вне бассейна?

Упаси бог. Вне бассейна я и сама другая: очень мягкая и понимающая. Мне всегда хочется, чтобы мои девчонки были счастливы, чтобы у них все складывалось в личной жизни, в которую я никогда не лезу. Наверное, поэтому все мои спортсменки с удовольствием общаются со мной и после ухода из спорта. Приезжают, советуются… Это нормально, как мне кажется. Возьмите Николая Карполя: послушать его на площадке - натуральный зверь. А в жизни девчонки в нем души не чают.

Я вам больше скажу: мне частенько кажется, что когда я ору на тренировке как ненормальная, девочки в определенной степени черпают в этом энергию. Стоит мне расслабиться и утихнуть, тут же все начинает идти наперекосяк.

ИГРАТЬ КЛАССИКУ НА БАЯНЕ - СДОХНУТЬ МОЖНО

Татьяна Тарасова однажды сказала мне, что за выдающийся тренерский успех всегда приходится платить очень высокую цену. У вас когда-нибудь были подобные мысли?

Были. Когда неизлечимо заболела внучка, я постоянно думала как раз об этом. Но так и не смогла найти ответа. Допустим, я вообще не занималась бы тренерской работой, и что, Лиза не умерла бы? Мне было тогда безумно тяжело, я ходила в церковь, разговаривала со священниками, все они говорили мне: это судьба. Выбор бога. Думать, что это - расплата за мой тренерский успех для меня было бы очень тяжело. В конце концов, зачем-то мне была дана свыше способность так работать и так жить?

И не бывает горько из-за отсутствия уютного дома, простых женских радостей, возможности уехать в отпуск тогда, когда хочется, а не когда позволяет работа?

Мне трудно ответить. Все-таки другой жизни я просто не знаю. Хотя в 1995-м, когда я вернулась из Бразилии, у меня была возможность сделать выбор. Я тогда год просидела без работы вообще, и этот год отложился в памяти как время, полностью выброшенное из жизни.

Самой было странно: вроде бы все в порядке, поехали в отпуск на море с дочкой и внучкой, казалось бы - загорай и радуйся! Меня же не покидало чувство, что я должна куда-то бежать, что-то делать, что все домашние хлопоты и заботы - это что-то совершенно лишнее, не нужное.

- Так было всегда?

Да. Когда я работала в художественной гимнастике и не имела своего зала, ходила со спортсменками по школам, договаривалась, чтобы нас пускали бесплатно тренироваться по вечерам. Вот и тренировались - с баяном.

- В каком смысле?

В прямом. В школах ведь не бывает спортивных залов, где стояло бы пианино. Поэтому я нашла девочку, умеющую играть на баяне. Она нам и аккомпанировала. Хотя играть классику на баяне - это, конечно, сдохнуть можно. И ведь мне за это даже не платили. Думаю, это просто свойство характера: в любой жизненной ситуации я всегда найду себе приключения.

- Будете ли вы брать паузу после Олимпийских игр? Или просто придете в бассейн и наберете новую группу?

Пока вообще не думаю об этом. Почему-то никто не вспоминает о том, что по штатному расписанию я - главный тренер. И вообще не обязана заниматься постановками, отработкой программ. Могу позволить себе вообще отойти от работы в бассейне. Начну писать планы, разрабатывать стратегию, искать спонсоров. Тогда меня все кругом будут любить, ценить, и носить на руках. Не жизнь начнется, а мечта.

- Кто же вас будет любить, если вы начнете проигрывать?

Как проигрывать? Что значит - проигрывать? А я на что?



 

Возможно, будет полезно почитать: