Открытое театральное занятие в детском саду. «Поиграем в театр». Занятие по театрализованной деятельности. Пантомимы и инсценировки

| Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности

Конспект театрализованной деятельности для детей от 3 до 4 лет «Кто в теремочке живет?» Задачи : Образовательные : Речевая задача : учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок; Художественно-эстетическая : знакомить с элементарными средствами выразительности в народных сказках (движение, жесты, звук) ; Театрализованные игры : учить...

Сценарий театрализованного занятия-развлечения «Учите правила дорожного движения» Цели и задачи : Систематизировать знания детей о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать культуру поведения детей на улицах города и в транспорте. Оборудование : Напольный игровой комплект «Азбука дорожного движения» , кукла Буратино, мяч. Содержание Дети входят в...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Конспект НОД по театрализованной деятельности «Знакомство с театром «Три медведя»

Публикация «Конспект НОД по театрализованной деятельности «Знакомство с театром...» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (знание и узнавание персонажей, название сказок, кто написал); 2. Познакомить детей с театром «Три медведя» 3. Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь. Пополнять и активизировать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Презентация «Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада» Презентация Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада Цель: повышение творческих способностей ребенка-дошкольника. Задачи: * Создать условия для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ. * Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы...

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Рукавичка» Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности Задачи: Образовательные: - формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки; - формировать положительную самооценку ребенка и позитивное отношение к окружающему миру. Развивающие: - развивать умение с помощью...

Конспект по театрализованной деятельности. Пальчиковый театр «Репка» Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные - продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев. Развивающие -...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей»

Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной...

НОД по развитию коммуникативных способностей и выразительности речи дошкольников посредством театрализованной деятельности Тема: «По сказочной дорожке». Программное содержание: Продолжать учить детей находить прямые аналогии по внешнему виду. Учить узнавать и называть знакомые сказки, отгадывать загадки, использовать последовательность действий сказки при помощи метода моделирования, для передачи...

Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!

РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры на снятие психологического напряжения (зажимов)

Снятие мышечного напряжения.

1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.
Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
3. Дети ходят вокруг обруча.
Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

Примеры пластических тренингов

1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части.
2. Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый кружочек.
3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги.
4. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом.
6. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки.
7. «Веселая зарядка»:
Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…
Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние лапы.
Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.
Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке.
Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.

Упражнения, связанные с закрепощением тела

Скульптор. Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура.
Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму.
Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.
Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
«Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком. Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.
-Изобрази походку: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный…

Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:
- Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими - гигантскими шагами.)
- Как катится колобок?
- Как серый волк по лесу рыщет?
- Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Игры–стихи

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Сердитый гусь.
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
Самолет
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все - крылья, я - пилот.
Получили инструктаж -
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры - рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж - закончен наш полет.
До свиданья, самолет.

Как живешь?
Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры
Педагог Дети
- Как живешь? - Вот так! С настроением показать большой палец.
- А плывешь? - Вот так! Любым стилем.
- Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
- Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
- Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
- Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.
- Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.
- А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)

Работаем над вниманием

Ритмический тренинг

1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно.
2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем.
3. Пройти в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).
4. Работаем парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.

Упражнения на внимание

1.По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства.
2.Один выходит перед полукругом и встает спиной к группе. Дети называют его имя. Надо назвать имя ребенка, чей голос тебя позвал.
3.«Кто во что одет?» – называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить.
4.Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться.
5.«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене произвести некоторые изменения и попросить ведущего восстановить как было; построить мизансцену по любой иллюстрации.
6.Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Лучше делать под счет – считать до 7, до 5, до

Упражнения на развитие речи

Артикуляционная гимнастика

1.Покусайте кончик языка-« так мама шинкует капусту».
2.Язык- тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
3.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
4. Достаньте кончиком языка нос.
5. Нарисуйте надутыми губами солнце.

Скороговорки на развитие дикции

1.Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три надели
Карамель на мели ели.
2.Посреди двора дрова.
3.Жук,над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.

Чистоговорки

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Развитие интонационной выразительности

1.Произнести следующие стихи то удивительно, то насмешливо, то недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток.
2.Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. П.
3.Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна - зрители, другая - актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я - до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я - до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука -
Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!

Игра « Подбери рифму»

Кочка - бочка, строчка, дочка, точка...
Картошка - матрешка, морошка, кошка...
Печь - меч, течь, лечь...
Лягушка - квакушка, подружка, кружка...
Зайчик - пальчик, мальчик...
Мышь - тишь, камыш, шуршишь...
Кошка - мошка, блошка, плошка...
Крючок - сучок, бачок, молчок, пятачок...
Снежинка - пушинка, пружинка...

Развиваем фантазию и воображение

1.Сидя в полукруге, показать ребятам какой-нибудь предмет:
– ручку, линейку, перышко, ракушку, блокнот, целлофановый пакет и т.д., и сказать: «Это не ручка (линейка, перышко…), а иголка для шитья». Сделать несколько стежков и передать предмет ребятам.
Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, только не в его истинном назначении. Повторяться нельзя, каждый должен проявить свою фантазию.
2. Взять со стола карандаш так, будто это:
а) червяк,
б) горячая картошка,
в) булочка.
Пройти по линии, как будто по канату:
На канате балеринка,
Словно легкая пушинка.
3. «Фантастический тренинг».
Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается и заходит – зеленый крокодил на задних лапах!
– потолок вдруг над нами исчезает, и…
– в окошко стучится голубь…
– предложить детям придумать свою фантазию.

4. Известный детям короткий стих (Наша Таня громко плачет…), прочесть как:
– робот;
– старик, старуха;
– маленький ребенок.

5. Превращение детей
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

Упражнения на предлагаемые обстоятельства

Упражнения и задания для развития веры в разные предлагаемые обстоятельства в полукруге.
1. Трогаем – гладим воображаемого котенка, ежика, скользкую рыбу;
– воду в реке, в море, гладкий мрамор, лед;
манную кашу, клей, костер.
2. Представьте себе и измените что-нибудь в своей позе, если:
– Ночь, зима, холодно, темно, вы на даче одни, не можете уснуть. Вдруг – шаги…
– Весна, солнечный день, поют птички, вы играете под кустом сирени… И вдруг видите недалеко драку…
– Поздняя осень, утро выходного дня, вы в неважном настроении подходите к окну, а там – первый снег!
– Вечер, лето, тишина, аромат цветов, вы у речки – вдруг сильный запах гари!..
Король (вариант народной игры)
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игр: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем

Упражнения на развитие логики и последовательности

1.Упражнение «Из зерна – в цветок».
2.Упражнение «Жесты через стекло» – по одному дети выходят на площадку и как будто за стеклом должны показать:
«Принеси мне шапку, я ее забыл!»
«Вынеси мне денежки на мороженое!»
«Очень пить хочется!»
«Выходи гулять!»
«Я не хочу домой!»
«Я на тебя обиделся!» и т.п.

Упражнения на развитие эмоций

1. Продолжи фразу:
«Я радуюсь, когда…»
«Я боюсь, когда…
«Я грущу, если…»
2.Упражнение «Волшебный шлем». Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.
– любит долго спать;
– не любит есть;
– обожает маму;
– любит рисовать;
– не любит, когда его гладят;
– любит есть пироги и т.д.
4.Выразить названую эмоцию – глазами, руками, губами, всем телом.
Нахмуриться, как туча; как рассерженная мама; как разъяренный лев.

Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Тепло-холодно.
6. Обиделись.
7. Удивились.
8. Мне грустно.
9. Получить подарок.
10. Две обезьяны: одна гримасничает - другая копирует первую.
11. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
12. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
В рот не суй, что попадется!
13. Радость.
14. Восторг.
Игры- этюды:
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама - простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

Упражнения на развитие памяти

1. «Запомни предметы»
На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрыть их салфеткой и предложить назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выяснить, кто больше запомнил.
2. «Опиши картину»
Показать детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, посчитать до 10. Убирать картину и попросить перечислить, что было изображено.
3. «Какого я цвета?»
В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Воспитатель просит у кого-нибудь одного назвать все цвета.
5. «Волшебный тазик»
Сидя в полукруге, сказать детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (взыть воображаемую гору тазиков и раздать, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Все нюхают как будто свежую малинку, кладут ее в рот, разжевывают, вспоминая вкус. Педагог говорит: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Зацепить его пальчиком и попробовать (не облизывая пальцы, а играя в это).
– А теперь медом!
– Папиным (или дедушкиным) одеколоном!
– Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашивать: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?»

Упражнения на общение

1. Упражнения и задания для освоения понятия «общение» можно начинать с ситуации знакомства. Первое время стараться поговорить с детьми на разные темы:
«За что меня можно любить» – высказывается каждый в полукруге по очереди.
«Мне бывает жалко…»
«Я люблю, когда…»
«Мне неприятно, если…»
2. «Мне нравится в…» – называется имя каждого ребенка в полукруге и каждый старается назвать хотя бы одно достоинство у «Другого», пусть это будут первое время – красивые глаза или волосы, даже брови или уши! (Да, милые, иногда дети так говорят, потому что им трудно признать достоинства другого и стараются найти самые незначительные!) Потом, когда они подрастут и подружатся, они сумеют найти особые качества, а пока каждый из них (парадокс!) трепетно ждет любого ласкового слова от группы.
3. «Коридор смеха». Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу, образуя коридор. По этому проходу идет один ребенок, которого все старательно смешат, делая рожицы, показывая свои самые удачные «хиты смеха». Ребятки меняются, а коридор остается, и все уже понимают, что смешить очень тяжело и трудно, ведь первые шутки уже исчерпаны… А есть ли вторые?..
4.Упражнение «Найди друга».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского района

Хабаровского края

Вступительное занятие по внеурочной театральной деятельности

«А не пойти ли нам в театр!»

Северина Тамара Николаевна – педагог дополнительного образования

Воспитание толерантности в современном обществе одна из наиболее острых и актуальных проблем. Оно складывается из понимания и приятия чужих взглядов, терпимости, знания причин тех или иных поступков человека.

Театральная деятельность является источником развития толерантности. Это конкретный зримый результат. Театральная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам интуиции, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы действия.

Как показывает статистика, в среднем продолжительность словесного общения родителей со своими детьми не превышает 12 минут в день. Современные дети большую часть свободного времени проводят перед телевизором или компьютером. Техника заменяет детям живое общение, что отрицательно сказывается на их психике, развитии речи, умении взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Театральная деятельность способствует формированию выразительной речи, формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

Данная методическая разработка предназначена для детей 7 -8 лет

Цель: заинтересовать детей театральным творчеством.

Задачи : познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре, требованиями, предъявляемые к профессии актера.

А не пойти ли нам в театр?

Тема: Вводное занятие в программу.

Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности.

Задачи:

1.Обучающие :

Сформировать представление о театральном искусстве. Познакомить детей с видами театров, некоторыми театральными профессиями

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.

Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к театральным профессиям

Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства и искусства в целом.

Форма проведения : урок – экскурсия.

Оборудование: Видеоряд внешний и внутренний вид театра, видеоряд различные виды театра, предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды, зеркала, шаблоны лица человека, цветные карандаши.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Цель нашего занятия открыть для себя волшебные двери театра! Прежде чем отправиться дружной компанией в путешествие, давайте познакомимся. Ведь это наша первая с вами встреча. Меня зовут… А ваши имена я узнаю в игре.

Игра. « Много, много, много нас»

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас

Встанут________сейчас! (Олечки)

Пляшут_________сейчас! (Сашеньки)

Хохочут ________сейчас! (Ирочки)

Чихают_________сейчас! (Сереженьки)

Охают________сейчас! (Андрюшеньки)

Улыбаются______сейчас! (все)

Много, много, много нас!

П: Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди?

Выслушивает ответы детей, обобщает их. Правильно, театр - это красивое здание, где устраиваются различные постановки. Давайте посмотрим, как устроен театр внутри.

Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.

Игра «А не пойти ли нам в театр?»

П: А не пойти ли нам в театр?

Д: Да, да, да.

П: А как мы пойдем в театр?

Д: топают в ответ ногами.

П: А в театре большая скрипучая дверь и мы ее открываем. Как мы ее открываем?

Д: Имитируя открытие тяжелой двери, говорят: «Вжик, вжик, вжик».

П: Мы входим в зал, находим свои места и садимся. Как мы садимся.

Д: Имитируют резкую посадку на стул: «Бряк»

П: А в зале настраивают инструменты. Скрипку…

П: Барабан…

П: Но вот всё замолкает, открывается занавес, звучат аплодисменты.

Д: Аплодируют.

П: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других.

Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?

Демонстрируются сцены различных театральных постановок.

Театральный кружок «Мир сказки» существует в нашем детском саду 4 года. Кружок еще молодой, но уже есть некоторые успехи, это, прежде всего наши дети. Как отмечают педагоги и родители: произошли изменения в сфере развития у детей навыков общения. Повысился уровень поведенческой активности, дети стали более активны, любознательны. В группе детского сада дети, посещающие театральный кружок стали лидерами, они могут самостоятельно организовать совместную деятельность со сверстниками, построить свое отношение с взрослыми. Как отмечают воспитатели групп, дети стали менее конфликтны, агрессивны.

Главная цель театрального кружка «Мир сказки» – развитие социальной уверенности детей посредством театрального искусства. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).

Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно- индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. Набор в кружок «Мир сказки» ведется по желанию детей и по рекомендации педагога-психолога. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.

Первое занятие (совместно с педагогом-психологом) направлено на самовыражение детей, на объединение совместной деятельностью, на знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, на развитие сплоченности и повышению самооценки.

Второе занятие – направлено на развитие театральных навыков: разыгрывание этюдов, сценок, работа над сценическим образом, над эмоциональностью речи, разучивание ролей, кукловождение.

Дети театрального кружка активно участвуют в жизни детского сада и города. Предлагаем конспект открытого занятия нашего кружка.

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности с использованием социгровых методов «Мы играем» для детей старшего возраста

Программное содержание

  • Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, понтомимимки. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
  • Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
  • Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
  • Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
  • Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
  • Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа

  • Игровые упражнения: «Приветики», «Hello», «Я сам».
  • Беседа с детьми о животных Африки и их повадках.
  • Двигательные упражнения: «Осенние листочки», «Камешки».
  • Пальчиковые игры: «Рыбак», «Ежик», «мыши и кот».
  • Разучивание этюдов: «Ёж», «Заяц», «Подарки», «кочерыжка».
  • Чистоговорки: «Медведь», «Лебеди».

Оборудование: 2 набора стульев по количеству детей, малые цветные квадраты по количеству детей, большие цветные квадраты по количеству этюдов с заданиями, стол накрытый тканью, стол с пиктограммами (12 штук: радость, грусть, удивление, страх)

Музыкальный материал:

  • Игра «Мартышки», музыка В. Гоголева.
  • Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железнова.
  • Игра «Молчанка» Е. Макшанцева.

Сценарий занятия

Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель.

(положение детей)

Ведущий:

Как живешь? Вот так!
(большой палец)
А плывешь? Вот так!
(показ)
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!

(Педагог протягивает руки, призывая детей построить круг)

Игровое упражнение: «Приветствие»

Ай, тили-тили-тили
Мы поутру в сад ходили (по кругу)
Вот нас … повстречал (называем имя)
Как же он нас, привечал.

Дети: А вот так!

  • Добрый день
  • Привет
  • Жесты
  • Проигрываем все варианты детей

Все: Ответ детей на приветствие хором (3-4 варианта)

Ведущий: Ребята, посмотрите, сегодня у нас на занятии гости, поприветствуем их каждый по-своему. (вариант общего приветствия)

Ведущий:

Не печенье, не ватрушки
Не сметану, не ирис
Любим мы играть в игрушки
Днем и ночью, подивись.
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети:

  • Музыку
  • Настроение
  • Игрушки

Ведущий: Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем её отгадать.

(Дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно-игровое «Любимая игрушка» (выполняются по желанию)

Ведущий: Я вам загадаю загадку про одну очень интересную игрушку, а вы попробуйте угадать.

Есть зеленые бананы,
Ловко лазить по лианам,
Это может … (обезьяна)

Ведущий: А какие обезьянки по характеру?

Дети: Веселые озорные.

Педагог приглашает детей в круг, вытягивая руки вперед.

Игра «Мартышки» муз. В. Гоголева

Мы веселые мартышки
Мы играем громко смехом (идут по кругу)
Все в ладоши хлопаем хлоп, хлоп
Все ногами топаем топ, топ
Надуваем щечки (надули)
Скачем на ножках прыг, прыг
И друг другу даже язычки покажем (язычок)
Оттопырим ушки
Хвостики вертушки
Пальчик поднесем ко рту (т-с-с)
Дружно прыгнем к потолку
Шире рот откроем
И гримасы строим (дети замирают с гримасами)

А как вы думаете, как еще можно двигаться?

  • игровой вариант
  • варианты детей (парами, врассыпную, движение спиной и т.д.)
  • подключить тело (части тела по очереди: голова, руки, ноги, туловище)

Ведущий: У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные, смешные мартышки. А как вы думаете, можно ли научить мартышек говорить? А с помощью чего?

  • Варианты детей
  • Конечный вариант – чистоговорки

Педагог предлагает детям сесть на стулья.

Ведущий: Кто желает выступить? (3-4 варианта) Послушайте, какая еще есть чистоговорка:

Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот

  • произносит педагог
  • жесты – с переходом на детей
  • в движении ––> с остановками
  • игра по кругу (с предметом)
  • изменяем темп, динамику

Педагог предлагает детям сесть на стулья, которые стоят попарно, таким образом, разделить детей на пары.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему обезьяны так быстро, ловко лазают по лианам?
Дети: (?) Потому что у них сильные, ловкие руки и пальцы!
Ведущий: А у нас?

Психогимнастика «Руки» (различное прикосновение)

Руки знакомятся сначала на себе
Руки ссорятся затем с другом
Руки мирятся
(работаем в парах)

А разминку сегодня проведет … (ребенок)

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1-2-3-4-5
Начинаем счет опять!
1-2-3-4-5
Вот и кончили считать.

Ведущий: А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз (дети достают цветные квадраты, в этот момент ведущий разлаживает на ковре большие квадраты с заданием) . А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте нам свой этюд.

Показ этюдов детьми

Разыгрываются знакомые этюды на усмотрение музыкального руководителя.

Ведущий: Вам понравились этюды? (Выслушать мнение детей) . А сейчас я приглашаю вас на музыкальный диван.

Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железновой (игра проводится под аудиозапись кассеты «Аэробика»)

Ведущий: Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (Дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг).

Игра «Молчанка» музыка Е.Макшанцевой

Раз, два – мы молчим!
Ничего не говорим.
(изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)
Раз и два и раз и два
Мы с тобой теперь друзья!
(кружатся со своей парой)

Игра проводится два раза.

Ведущий: Вы теперь все друзья! Вот наша встреча подошла к концу. В какие игры бы вам хотелось поиграть еще?
Дети: высказывают свое мнение.

Педагог проводит прощальную игру «Пузырь»

Раздувайся пузырь, (дети стоят кругу, взявшись за руки)
Раздувайся большой
И не лопайся – (отходят в стороны)
Он летел, летел, летел, (бегут по кругу)
И за веточку задел, хлоп! (сбегаемся в круг, обнимаемся)
В этом кругу прощаемся.

Литература :

  1. Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
  2. М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/с», Ярославль «Академия развития» 2006.
  3. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в Д/с», творческий центр, Москва 2003.
  4. В. Холмогорова «Азбука общения».
  5. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
  6. Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.


 

Возможно, будет полезно почитать: