Панкратион. Описание, история развития. История панкратиона

В программе древних олимпийских игр этот вид единоборства появился позже борьбы и кулачного боя (в 648 году до н.э.). Это дает основание некоторым исследователям считать, что причиной его появления стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нем почти не было ограничений. Похоже, запрещалось только кусаться. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

Одна из особенностей панкратиона состоит в том, что к борьбе в стойке присоединяется борьба на земле после падения обоих борцов. Борьба на земле завершалась не в силу какого-то заранее определенного условия, как, например, после троекратного падения в античной борьбе, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшего поединка. Смысл схватки заключался в достижении такой ситуации, при которой продолжение ее соперником стало бы невозможным.

При этом допускались удары кулаком или ладонью (без ремней и перчаток) по всем участкам тела, удары ногой, ступней, коленями, удушение, выкручивание суставов.

Удары открытой рукой в панкратионе зачастую были призваны облегчить применение какого-либо борцовского приема. Если они и использовались в нападении, то представляли собой более резко и сильно выполненные приемы борьбы. Удары кулаком в этом виде единоборства ни в коем случае не могли быть такими же тяжелыми, как это было в кулачном бою, особенно когда они направлялись в голову. Ибо повреждения рук, вполне вероятные в этом случае, мало способствовали бы продолжению поединка, как и в кулачном бою, будь руки бойцов там не защищены.

В то же время в обороне удар кулаком имел гораздо больше "прав на применение", даже если при этом спортсмен рисковал повредить руки. При многих приемах и во многих ситуациях в панкратионе удар кулаком в уязвимые точки (например, в нос или подбородок) мог быть последней попыткой избежать грозящего поражения. Когда необходимость вынуждает атлета с помощью удара кулаком избавить себя от невыносимой боли в до предела выкрученном суставе, он непременно нанесет удар, даже рискуя заплатить за это травмой руки. Такая же ситуация возникает при удушении, когда у атлета возникает страх смерти, когда он задыхается и просто не думает о возможной травме руки.

Одним из важнейших и эффективных приемов классической борьбы являлся захват снизу. Правила Панкратиона чрезвычайно усложняли возможность применения этого приема. Если бы панкратиаст с помощью захвата снизу-спереди попытался приподнять соперника, то последний мог мощными ударами кулаком в неприкрытое лицо атакующего (удары ведь не запрещались), обе руки которого были задействованы в захвате, не только свести на нет его усилия, но и, нанеся ему травму, осложнить его дальнейшие действия или же сделать вовсе невозможным продолжение поединка. Хотя эти удары и несравнимы по силе с ударами кулачного боя (поскольку поднятый в захвате панкратиаст не имел такой свободы движений), тем не менее их было вполне достаточно, чтобы привести соперника в шоковое состояние, в котором он наверняка ослабил бы захват и рисковал тем самым попасть в довольно невыгодное для него положение.

Бросок имел в панкратионе столь же малое значение, как и захват. Предшествующий броску наклон головы с целью защиты от захвата за шею можно было легко остановить превентивными ударами кулаков. Даже если одному из борцов удавалось схватить противника для броска, последний имел достаточно возможностей ударами ног в голову и лицо атакующего заставить его отказаться от приема. Если атакующему все же удавалось бросить соперника на землю, то для последнего, согласно правилам панкратиона, падение не означало проигранного раунда, как это имело место в классической борьбе.

Итак, что же сохранилось в борьбе в стойке в панкратионе от классической борьбы? Опасность, с которой был сопряжен для панкратиаста захват соперника обеими руками, требовала от первого прежде всего предотвратить опасные удары кулаком по наиболее чувствительным участкам тела, то есть панкратиаст должен был сделать все возможное, чтобы нейтрализовать руки и кисти рук соперника. Это можно было осуществить, молниеносно схватив противника за руки и обезопасив себя от его ударов и приемов.

Чаще случалось, что панкратиасту удавалось схватить только одну руку соперника. Скорее всего делал он это обеими руками. Затем, чтобы предотвратить ответный удар кулаком, уклониться от которого в данной ситуации гораздо труднее, чем в кулачном бою, он должен был быстро привести соперника в такое положение, когда тот не смог бы ударами кулака сорвать прием. Этого можно было добиться, приведя резким движением захваченную руку в такое положение относительно туловища, при котором соперник предпочел бы сдаться, нежели терпеть сильную боль (например, вывернуть его руку за спину, загибая ее вверх по направлению к голове). Если соперник оказывается наклоненным вперед или же на коленях — ничего другого ему и не остается; если он не желает признать поражение — в этом случае у атакующего появляется возможность удерживать соперника в таком положении одной только рукой, вторую же использовать каким-либо иным образом. Описанная ситуация представляет собой, очевидно, единственную в панкратионе возможность добиться победы уже на этапе борьбы в стойке. Но гораздо чаще исход поединка решался на земле.

Схватка на земле предполагала падение обоих борцов из положения в стойке на песок, причем в панкратионе не имело значения, кто из атлетов вызвал падение. В этом состоит одно из важных отличий панкратиона от Классической борьбы. Обоюдное падение здесь еще ничего не решает. И если считать приемы, ведущие к нему в панкратионе маловероятными, то по другой причине.

Бросок предполагает охват каким-либо образом тела соперника, причем в классической борьбе атакующий не рискует получить удар, ибо удары запрещены правилами. А в панкратионе такой охват легко предотвратить, действуя кулаками. Поэтому можно предположить, что в панкратионе броски, как и захваты снизу, были маловероятны и даже опасны, поскольку противодействие им было слишком эффективным.

У панкратиаста, ухватившего соперника за руку или за кисть, в случае, если сила соперника или недостаток собственных сил не позволяли ему прибегнуть к выкручиванию суставов, оставалась в распоряжении только группа приемов-бросков, из них в первую очередь бросок через плечо. Осуществить его весьма удобно, держа соперника за руку. Этими бросками через плечо в основном и осуществлялся переход от борьбы в стойке к борьбе на земле. Рассматривая изображения этого приема на древних сосудах, остается лишь гадать, представлен ли здесь эпизод из панкратиона или из классической борьбы, и чаще всего точный ответ на этот вопрос будет невозможен. Помочь может разве что стремительность, с которой осуществляется бросок, если только эта стремительность отражена на рисунке.

Разумеется, борьба в стойке в панкратионе не ограничивалась двумя описанными схемами (выкручивание суставов рук и бросок через плечо). Древние рисунки, на которых изображены "побочные" действия из панкратиона (например, захват части тела противника с одновременным ударом кулаком), свидетельствуют о том, что атлеты имели для атаки и другие возможности. Однако то, что изображено, является, по сути промежуточными стадиями борьбы, отвлекающими маневрами или более или менее удавшимися попытками уклониться от приемов соперника.

По внешнему облику атлета-панкратиаста следует поставить между кулачным бойцом и классическим борцом. Он был тяжелее кулачного бойца, но не отличался его великолепной гибкостью и подвижностью. В то же время он отличался от классического борца меньшим весом, более мягким очертанием мускулов и более высокой подвижностью и ловкостью. Открытый, свободный стиль панкратиона, предпочтение толчкам и броскам, нежели захватам, зачастую непредсказуемые варианты перехода к борьбе на земле, отреагировать на которые атлет мог лишь ловкими и быстрыми движениями тела, — это те факторы, которые делали внешний вид панкратиаста гораздо более изящным, чем тело классического борца, как бы воплощавшего в себе вес и мощь. От кулачного бойца панкратиаст должен был отличаться большей подвижностью бедер, что было обусловлено бросками при борьбе в стойке и особенностями борьбы на земле.

Столь подробное рассмотрение особенностей панкратиона связано с тем, что этот вид единоборства без всяких оговорок можно отнести к первому достаточно нам известному боевому единоборству, а также тем обстоятельством, что боевые единоборства многих европейских народов (и не только их, то же самое относится к Индии и Ирану) прямо восходят к нему и немало заимствовали из его технического арсенала.

ПАНКРАТИОН (греч. παγκράτιον) - древнегреческий рукопашный бой, в котором динамично сочетались удары при помощи рук, ног и техника борьбы, в том виде в котором она сложилась на тот момент. Слово панкратион состоит из двух греческих слов: таких как пан и кратос, что означает в примерном переводе - «всей силой».

Считается, что этот вид состязаний был введен в состав Олимпийских игр в честь национального героя Греции, мифического основателя игр Геракла, один из двенадцати подвигов которого состоял в том что он смог одолеть Немейского льва, только задушив его, так как его шкура была неуязвима для любого оружия.

Римская копия со скульптуры Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского. Геракл сражается с Нимейским львом. Лев, правда, что и говорить, мелковат!

В программе древнегреческих олимпийских игр этот своеобразный и по своему эффективный вид единоборств появился значительно позже чем борьба и кулачный бой (считается, что он был включен в состав игр только на 33 античной олимпиаде в 648 году до нашей эры). Данное обстоятельство позволяет отдельным исследователям предполагать, что толчком его возникновению стали слишком частые нарушения правил в соревнованиях как по борьбе так и по кулачному бою, что в итоге и привело к созданию единоборства практически с полным отсутствием ограничений и каких либо то правил. Действительно, главной отличительной чертой панкратиона было то обстоятельство, что в нем практически отсутствовали каккие бы то ни было ограничения. Достоверно известно, что спортсменам запрещено было лишь кусать и царапать друг друга. Судья, конечно же, на состязаниях присутствовал обязательно. Главная задача его как арбитра была в том, чтобы не мешая соперникам, тем не менее не допустить на соревнованиях смертельного исхода или тяжелого увечья. Что впрочем случалось не всегда. К примеру знаменитый атлет - Арихион из Фигалеи, как свидетельствуют исторические источники, был задушен на 54-й Олимпиаде во время поединка и скончался, выигрывая состязание на Олимпиаде в панкратион в очередной, уже третий по счету раз. Однако даже мёртвым он был признан победителем, так как его соперник, не догадываясь о его смерти, признал своё поражение, не в состояниих стерпеть боль от сломанного Арихионом во время борьбы большого пальца на ноге. Тело погибшего Арихиона увенчали лавровым венком под аплодисменты зрителей.

Для того, чтобы вовремя остудить пыл вошедших в раж бойцов арбитр был вооружен палкой, которую не задумываясь пускал в ход.

Если судья вовремя не остановил поединок, то разорвать противнику рот или выдавить глазки - обычное дело! Зрители довольны! Палка в руках судьи больше напоминает прутик!

На одной из древних греческих ваз изображены бойцы, один из которых пытается выдавить пальцами рук глаза противника (это было то немногое, что запрещено правилами), другой же старается разорвать сопернику рот, а рядом с ними судья, который уже изготовился ударами палки урезонить противников. Одно из отличий панкратиона от борьбы состояло в том, что наряду с борьбой в стойке активно применялись приемы борьбы на земле после падения одного или обоих соперников. Борьба на земле заканчивалась не по причине какого-то заранее оговоренного правила проведения поединка, как, к примеру, после троекратного броска с касанием земли одним из борцов любой частью своего тела кроме ступней ног в античной борьбе, а прекращалась только по причине отказа одного из противников от продолжения поединка. Оновная задача схватки была в том, что бы достичь такой ситуации, (травма, болевой прием или удушение) когда соперник физически не смог бы продолжать бой. Сигналом к капитуляции обычно являлся поднятый вверх большой палец руки или же похлопывание соперника по телу. Для достижения этого разрешались удары кулаком или открытой ладонью (без защитных ремней и перчаток, что несомненно облегчало возможность произвести захват) по всем участкам тела, рук и ног, а также широко практиковались удары ногой, ступней, коленями, приемы удушения, выкручивание суставов.

Удар ногой в панкратионе хоть и не был решающим для достижения победы, но был важной составляющей в арсенале приемов.

Удары открытой ладонью в панкратионе часто были предназначены для того чтобы создать ситуацию облегчающую проведение определенного приема из арсенала борца. Следует учесть и тот факт, что удары кулаком в панкратионе не были такими же сильными и эффективными, как это было в сушествуюшем в то время кулачном бою, особенно это касается тех случаев, когда их целью была голова. Повреждения рук, вследствие удара, особенно суставов пальцев вполне предсказуемые в этом случае, могли привести к прекращению поединка, ровно так же как и в соревнованиях по кулачному бою, если бы руки бойцов там не были бы защищены ремнями. Известно что порой бой заканчивался из-за того, что один из бойцов поочередно ломал противнику пальцы рук. Такое окончание поединка не запрещалось, а напротив, приветствовалось судьями и зрителями. Так ещё один известный античный чемпион - Сострат из Сикиона имел прозвище Пальчик, так как был победителем трех Олимпиадах (начиная со 104-й), и его коронным приемом было захватить и сломать фаланги пальцев в суставах противнику. А вот в защите удар кулаком, скорее всего, имел гораздо большее применение чем в атаке, даже в тех случаях когда спортсмен мог получить серьезную травму руки. В безвыходных ситуациях, когда атлет "попадал" на удушающий или болевой прием, в панкратионе удар кулаком по болевым точкам (например, в нос, висок или подбородок) мог быть одной из последних возможностей уйти от неизбежного поражения. Когда острая необходимость заставляет спортсмена при помощи удара кулаком или ладонью избавить себя от нестерпимой боли в максимально выкрученном суставе, он обязательно сделает попытку нанести такой удар, даже если он рискует заплатить за это серьезной травмой руки. Точно такая же ситуация возникает и при проведении приема на удушение, когда у спортсмена возникает страх смерти от удушья, он даже не думает о возможных повреждениях рук.

Что и говорить, в таком положении нанести ответный удар хоть открытой ладонью, хоть кулаком очень уж затруднительно! Приемы панкратиона были действительно эффективны.

Древнегреческая скульптура.

Одним из основных и эффективных приемов греко-римской борьбы являлся захват снизу. Однако правила Панкратиона (или скорее полное отсутствие правил) значительно усложняли возможность проведения этого приема. Если бы боец с помощью такого захвата предпринял попытку приподнять соперника, то результатом этого мог стать упреждающий, мощный удар кулака в открытое лицо нападающего (удары ведь были разрешены), обе руки которого использовались в захвате, что не только могло свести на нет все его усилия, но и, нанести ему серьезное повреждение, осложнить его дальнейшие атакующие действия или даже поставить под вопрос возможность продолжения поединка. И хотя конечно, эти удары были несравнимы по своей силе с ударами бойцов кулачного боя (так как поднятый в захвате атлет не имел точки опоры и вкладывал в удары всего лишь силу рук и плечевого пояса, тем не менее их силы было достаточно, для тогочтобы ввести соперника в такое состояние, в котором он практически наверняка ослабил бы хватку и рисковал при этом попасть в опасное для него положение. Проведение броска в панкратионе так же имело свои сложности. Предшествующий броску наклон головы для защиты от возможного захвата за шею достаточно легко было остановить предупредительными ударами рук. Даже если кому то из борцов удавалось произвести захват соперника для броска, его противник всегда имел достаточно возможностей для нанесения ударов ногами в голову и лицо нападающего, и тем самым заставить его отказаться от проведения приема. Если непадающему все же удавалось провести результативный бросок противника на землю, то для упавшего, в соответствии с правилами панкратиона, данное падение не означало проигрыша боя, как это был в греко-римской борьбе, а напротив, это был просто переход к наиболее зрелищному и результативному этапу поединка, борьбе в партере. Итак, чем же все-таки отличалась борьба в панкратионе от древнегреческой борьбы когда оба соперника были в вертикальной стойке? Опасность, с которой была сопряжена для панкратиаста попытка захвата соперника двумя руками, требовала от него прежде всего предотвратить угрозу ударов руками, в том числе и кулаком по голове и другим болезненным частям тела. То есть спортсмену необходимо было предпринять все возможные действия для того чтобы обезвредить руки соперника. Это можно было сделать, захватив противника за руки и этим самым хоть как то обезопасить себя от его возможных ударов и приемов. Гораздо чаще случалось, что бойцу удавалось схватить всго лишь только одну руку противника. Вероятнее всего делалось это обеими руками. Потом, для того чтобы избежать ответного удара кулаком, избежать которого в таком положении было гораздо сложнее, чем в обычном кулачном бое, он должен был очень быстро, практически мгновенно перевести соперника в такое положение, чтобы тот не имел возможности ударами рук сорвать проведение приема. Этого можно было добиться, к примеру, если резким движением завести захваченную руку в такое противоестественное положение, при котором противник предпочел бы сдаться, чем терпеть сильную боль (к примеру, завернуть его руку за спину, продолжая загибать ее вверх - например, по направлению к затылку). Если противник оказывается, вследствие болевого приема, наклоненным вперед или же стоящим на коленях - тогда практически ему ничего другого и не остается.

Когда противник надежно обездвижен болевым приемом, пара ударов по голове будут не лишними! Поражение нужно признавать вовремя!

Однако если же он очень терпелив и не хочет признаватьть поражение - в таком случае у нападающего имеется неплохая возможность удерживать соперника в этом неудобном положении одной только рукой, другую же использовать для проведения другого приема, например слегка придушить соперника. Данная ситуация представляет собой, одну из немногих в панкратионе возможностей победить уже в самом начале: во время борьбы в стойке.

Победить в самом начале поединка, когда соперники еще на ногах, было вполне возможно, но скорее всего это было возможно лишь в том случае, если один из соперников имел подавляющее преимущество в силе, массе (деления по весовым категориям не было) или мастерстве.

Такое развитие событий все же представляется очень даже маловероятным, по всей видимости гораздо чаще поединок все таки завершался в партере. Борьба на земле обычно означала падение обоих панкратиатистов, причем, очень важно, что в панкратионе абсолютно не имело никакого значения, действие которого из атлетов привело к падению. В этом и было одно из знаковых отличий панкратиона от греко-римской борьбы. Обоюдное падение в этом поединке еще ничего не значит. Поэтому если считать, что приемы, которые приводили к нему в панкратионе достаточно маловероятными, то, скорее всего, совсем по другой причине. Бросок всегда предполагает захват определенным образом тела противника, причем в греко-римской борьбе нападающий не опасается в ответ получить удар, так как удары прямо запрещены правилами. Напротив, в панкратионе такой захват легко предупредить, нанеся действенный удар кулаком. Значит есть все основания предположить, что в панкратионе броски, также как и захваты снизу, были скорее маловероятны и, к тому же, очень даже небезопасны, поскольку противодействие им было чересчур эффективным. У панкратиаста, сватившего соперника, неважно, за руку или только за его кисть, в случае, если соперник был достаточно силен, а собственных сил не хватало, для того что бы прибегнуть к выкручиванию суставов, была в арсенале только небольшая группа приемов-бросков, из которых по видимому, основным был бросок через плечо. Провести его было возможно, надежно ухватив соперника за руку. Такими эффектными бросками через плечо скорее всего и производился переход от борьбы в вертикальной стойке к борьбе лежа - в партере. Просматривая изображения данного приема на античных вазах, можно лишь предполагать, изображен ли здесь эпизод соревнования в панкратиона или же это один из приемов греко-римской борьбы, и чаще всего правильный и однозначный ответ на этот вопрос мы не узнаем никогда. Помочь может разве что изображение быстроты и динамики, с которой производился бросок, если только эта быстрота и стремительность явно отражена на рисунке благодаря мастерству художника. Конечно, борьба в вертикальной стойке в панкратионе не была ограничена только лишь этими двумя описанными примерами (выкручивание суставов рук и всем известный бросок через плечо). Древнегреческие рисунки и немногие сохранившиеся скульптуры на примере которых показаны другие приемы из панкратиона (например, захват руки или части тела противоборствующего атлета с одновременным ударом кулаком), рассказывают о том, что спортсмены имели для нападения и другие возможности. Вместе с тем, то что изображено, является, скорее всего промежуточными этапами борьбы, отвлекающими маневрами, финтами или просто попытками уйти от приемов соперника. По своему внешнему облику, согласно сохранившимся рисункам, атлета-панкратиаста по физическому сложению можно поставить посередине, между античным кулачным бойцом и классическим греческим борцом.Некоторые исследователи считают что он был несколько тяжелее кулачного бойца, но, в то же время, не отличался его замечательной гибкостью и быстротой. Однако он не был похож и на классического борца: со значительно меньшим весом, более мягким рельефом мышц и, вместе с тем, более высокой подвижностью, быстротой и ловкостью. Свободный и открытый стиль боя панкратиастов, предпочтение толчкам и броскам, чем захватам, и зачастую абсолютно непредсказуемые варианты перехода к борьбе в партере, реагировать на которые спортсмен мог только чрезвычайно быстрыми и ловкими движениями тела, - это те моменты, которые должны были сделать внешний вид панкратиаста значительно более изящным и грациозным, нежели фигура классического борца, телосложение которого должно было бы воплощать в себе большую массу и физическую мощь. От кулачного бойца мастер панкратиона вероятнее всего отличался гораздо большей подвижностью бедер, это было необходимо для проведения бросков как при борьбе в стойке, так и специфическими особенностями борьбы на земле, в партере. Тем не менее общепринятые мнения имеют и свои исключения. Известно что в соревнованиях по панкратиону успешно выступали как мастера кулачного боя, так и мастера борьбы, притом побеждали в соревнованиях и те и другие. Подробное рассмотрение отличительных особенностей панкратиона как боевого искусства, обусловлено тем аспектом, что данный вид единоборства однозначно можно отнести, наряду с борьбой и кулачным боем, одному из первых достоверно известному и по-настоящему эффективному боевому единоборству, а также ещё и тем обстоятельством, что боевые искусства многих народов Европы (и не только Европы, то же самое можно отнести и к народам Индии и Ирана) являются его производными и многое почерпнули из его технического арсенала. По одной из версий, которая представляется вполне возможной, во время Индийского похода, воины Александра Македонского познакомили с приемами панкратиона жителей Индии. И уже оттуда, возможно, берут свои истоки и китайское ушу и японское каратэ.

СОВРЕМЕННЫЙ ПАНКРАТИОН относительно молодой вид спортивного единоборства ударно-бросковой направленности, возрождаемый из глубины веков и пустивший свои корни в России, где получил свое развитие на любительском и профессиональном уровне. Современный панкратион исторически воплощает в себе идею всеборья, что изначально предопределяет подготовку универсального (разностороннего) бойца-единоборца.

ВВЕДЕНИЕ

Идея и традиция проведения состязаний по универсальным (объединенным) правилам, позволяющие в равной степени использовать приемы борьбы и ударную технику, стара как мир и всегда была актуальна. Попытки вернуться к первоначальной сущности единоборства как боевому искусству с его прикладным характером и построенному на многоборческой основе, а также приданию этому движению спортивную направленность, всегда существовали и сопровождались определенными трудностями. Это связано с тем, что в процессе эволюции многие боевые искусства нашли свое спортивное выражение. В итоге произошло их искусственное разделение на составные части, где за основу был взят тот или иной способ ведения поединка по правилам с определенными ограничениями и критериями победы. Так сформировались широко известные спортивные направления, которые можно разделить по виду используемой техники на ударные и бросковые виды. Это разделение (или другими словами спортивная специализация) привело к тому, что критерии победы в ударных и бросковых видах единоборств стали диаметрально противоположными, в определенной степени искусственными и недостаточными для свободных поединков. В свободном поединке удержания, броски на большую или меньшую часть спины, касания спины ковра и многое другое из спортивных видов борьбы являются лишь инструментом для достижения победы, но ни как не критерием победы в нем. И это с учетом того, что в борьбе соперникам не разрешается наносить какие-либо удары, как ни до, ни во время, ни после осуществления захвата. Что касается ударных видов, где удары руками и ногами проводятся в полный контакт, то здесь все вроде ясно, но до определенного момента — момента сближения соперников. На этом этапе теряется целостность поединка, так как согласно установленным правилам, арбитр вынужден его остановить во избежание осуществления дальнейшего захвата и последующей борьбы на ковре. В итоге, спортивная специализация в единоборстве привела к чисто прагматическому вопросу: кто кого сильнее? Борец, боксер, каратист или кто-то другой. Ясно, что каждый силен в своем ремесле, причем в рамках определенных правил и ограничений, и ответ на поставленный вопрос кроется в их очной ставке.

К середине 80-х годов прошлого столетия появление на мировых спортивных аренах силовых контактных видов единоборств привело к очередной волне в попытках воссоединения ударной и бросковой техники с целью придания поединкам целостного и реалистичного характера. В результате, к началу 90-х годов 20 века заявили о своем существовании поединки, проводимые среди профессионалов – представителей различных видов и стилей единоборств, которые в народе получили название «бои без правил». Судя по названию правил вроде бы нет, но на самом деле правила существуют, они с минимальными ограничениями и в большей степени универсальны, они приемлемы как для борцов, так и для представителей ударных видов единоборств. Современные «бои без правил» стали служить способом выявления сильнейшего бойца и ответ на поставленный ранее вопрос: кто сильнее? стал скрываться за цифрами статистики поединков. Причем профессиональное измерение таких поединков во многих уголках мира проводится под различными названиями (прайд, миксфайт, вале-тудо, ММА, панкратион и т.д.) и по различным версиям.

Современные «бои без правил», как способ выявления сильнейшего бойца, произвели своего рода революцию в единоборствах. Во-первых, они продемонстрировали реальную картину поединка, в противовес тому, что на протяжении многих лет предоставлял нам зарубежный кинематограф. Во-вторых, они стерли бытующее мнение о преимуществе удара перед захватом и практически уравняли их шансы в достижении победы. В-третьих, они доказали, что ката (формы) – комплекс формальных упражнений не имеют какую-либо ценность в подготовке к реальному поединку. Ката теряют свою ценность и остаются пустой имитацией лишь потому, что остаются сольными, а не парными упражнениями. Это послужило причиной того, что некоторые реформируемые стили восточных единоборств полностью от них отказались.

ПАНКРАТИОН – уроки и наследие прошлого

Древнегреческий панкратион по праву и без всяких оговорок можно отнести к первому известному из истории боевому, чем спортивному, виду единоборства. Боевые единоборства многих европейских народов и народов Востока прямо восходят к панкратиону и немало заимствовали из его технического арсенала. Так, созданная в панкратионе методика подготовки воинов-эллинов, перешла в Древний Рим, где в имперские времена с ней познакомились «варварские» племена. Трудно судить об интенсивности и степени влияния древнегреческого панкратиона на развитие восточных единоборств, но отрицать их взаимопроникновение было бы ненаучно. Знание панкратиона через войска Александра Македонского, завоевавшие Персию и дошедшие до Индии задолго до нашей эры, было занесено в те самые места, откуда, спустя несколько веков, Бодхидхарма отправился в Китай. Для сравнения: каратэ возникло в Окинаве в 15 веке, на тысячу лет раньше в Китае в монастыре Шаолинь Бодхидхарма стал культивировать среди буддийских монахов ушу, в 3-4 веках в Корее начало развиваться тхэквондо, около 2 тысяч лет тайскому боксу.

Панкратион, являющийся синтезом борьбы и кулачного боя, впервые был включен в программу древнегреческих Олимпийских игр в 648 году до нашей эры после включения в нее классической борьбы и кулачного боя. Панкратион переводится с древнегреческого языка как всеборье («всей силой» или «тот, кто все контролирует») и этим все сказано. Сущность этого вида единоборства заключалась в поединке двух невооруженных и обнаженных атлетов, в котором сочетались приемы борьбы, кулачного боя, удары ногами, а также болевые приемы и удушающие захваты. Смысл панкратиона заключался в том, чтобы добиться в поединке такой ситуации, при которой продолжение борьбы со стороны соперника было бы невозможным.

В Спарте и Афинах исторически возникли два различных подхода к решению задач формирования гармонично развитого человека и физического воспитания в частности.

В Афинах, являющейся центром всей греческой жизни, обучение велось в специально создаваемых школах: мусических и гимнастических. Дети рабовладельцев до 7 лет воспитывались в семье под наблюдение раба или рабыни, а с 7 лет начинали посещать государственную или частную мусическую (от слова «муза» – богиня, покровительница науки, искусства) школу, которая давала детям умственное воспитание в тесной связи с нравственным и эстетическим. С 12 лет занятия в мусической школе отступали на второй план, и на первое место выдвигалась школа гимнастическая, называемая палестрой (от слова «пале» — борьба). Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику помимо пяти основных видов упражнений: бега, прыжков, метания копья и диска, борьбы, включались панкратион, кулачный бой, плавание, верховая езда, стрельба из лука и другие упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и другие. В возрасте 16 лет юноши наиболее обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в так называемый гимнасий, содержащиеся за государственный счет. В гимнасии наряду с занятиями физическими упражнениями молодые рабовладельцы изучали политику, философию, литературу. С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию – эфебию. В отрядах эфебов они несли военную службу, охраняли границы страны.

В Спарте до 7 лет дети также воспитывались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартанцы находились в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями. Их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания, хотя много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам. Руководители юных спартанцев особое внимание уделяли воспитанию мужества и находчивости, боевого, воинственного характера. Юноши 18-20 лет зачислялись в отряды эфебов, где они продолжали физическую и военную подготовку и несли военную службу до старости. В Спарте большое внимание уделялось на физическое воспитание девушек. Девушки для укрепления тела должны были бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. В результате спартанской государственной воспитательной системы и военной организации они создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Древние греки рассматривали панкратион как отличное средство в деле подготовки молодежи к будущим войнам. Не случайно расцвет панкратиона приходится на период после греко-персидских войн и прямо связан с боевой подготовкой греческой пехоты.

Вернемся к древнегреческим Олимпийским Играм, в программу которых панкратион был включен позже классической борьбы и кулачного боя.

Первый вид состязаний атлетов — классическая борьба, которая была включена в программу Олимпийских Игр в 708 году до н.э.. Классическая борьба представляла собой борьбу в стойке, смысл которой заключался в троекратном падении соперника на землю, при этом продолжение поединка на земле считалось недопустимым. Удары и приемы, способные причинить сопернику боль и тем самым склонить его к капитуляции, были запрещены. Соревнования борцов проводились обычно на открытой песчаной площадке с участием судьи, задачей которого было следить за поведением борцов на площадке и разнимать чересчур горячих участников состязаний. Классическая борьба была борьбой тяжеловесов, потому что в состязаниях отсутствовали весовые категории. Поскольку сила и масса тела играли решающую роль в поединке, то это обстоятельство закрывало для многих атлетов с небольшим собственным весом возможность сделать карьеру. Не состоявшиеся в классической борьбе атлеты все больше предпочитали удар захвату и в итоге узаконили в 680 году до н.э. кулачный бой, ставший затем, как и классическая борьба, Олимпийским видом единоборства. В кулачном бою были полностью запрещены захваты, удары разрешались только в голову, а руки атлетов были защищены ремнями из бычьей или овечьей кожи. Защита от ударов осуществлялась как уклонами в сторону, так и постановкой блока.

Главной причиной возникновения античного панкратиона стали частые нарушения правил в классической борьбе и кулачном бою. В итоге это и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил и ограничений, где было воплощено боевое измерение традиционных единоборств. Из всех античных видов единоборств панкратион был наиболее сложным, поскольку включал в себя не только удары и броски, но позволял после падения из стойки продолжить борьбу на земле. Борьба на земле завершалась не в силу какого-то заранее определенного условия, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшей борьбы. Чтобы заставить соперника признать себя побежденным, атлет мог выкручивать ему ноги и руки, душить его. Атлетам запрещалось кусаться, выкалывать глаза, рвать пальцами рот. Состязания атлетов не отличались щадящим характером и показались бы современному зрителю чересчур жестокими и свирепыми, но они не считались грубыми. В борьбе соперники нередко ломали друг другу ребра, наносили травмы и увечья. Причем удары наносились незащищенным кулаком или ладонью по всем участкам тела соперника. Хотя в панкратионе и существовал кодекс чести, не позволявший добивать поверженного соперника, поединки проходили с участием судьи с палкой. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить летального исхода поединка или тяжелого увечья.

По внешнему виду атлет-панкратионик представлял собой нечто среднее между кулачным бойцом и классическим борцом. Он был тяжелее кулачного бойца, отличался большей подвижностью бедер, что было обусловлено бросками при борьбе в стойке и особенностями борьбы на земле, но не обладал его великолепной гибкостью и подвижностью. В то же время он отличался от классического борца меньшим весом, более мягким очертанием мускулов и более высокой подвижностью и ловкостью. Всему этому способствовал открытый и свободный стиль борьбы в панкратионе, непредсказуемые варианты ведения поединка в стойке и перехода к борьбе на земле.

Победители в панкратионе становились национальными героями. О них слагались поэмы, а лучшие девушки Древней Греции удостаивались чести увенчать победителя лавровым венком. В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

ПАНКРАТИОН – уроки и опыт настоящего

Почему панкратион не был включен в программу современных Олимпийских игр при их возрождении в 19 веке? Вряд ли причина заключается лишь в субъективных пристрастиях барона Пьера де Кубертена, мечтавшего методами спорта содействовать укреплению дружбы между народами и потому исключившего столь жестокое единоборство за принципиальную несовместимость с целями и задачами олимпийского движения. Скорее дело в том, что в тот период просто не была найдена методика проведения состязаний по универсальным правилам, обеспечивающая безопасность их участников – важнейшее требование спорта. К сожалению, история не сохранила систему подготовки бойца и правила проведения поединков по панкратиону. Таким образом, в весьма рассеянном виде панкратион дожил наших дней в форме различных систем прикладного рукопашного боя.

Современные олимпийский бокс, вольная и греко-римская борьба – не точные копии кулачного боя и борьбы античных времен, а продукт длительного эволюционного развития в спортивном русле. Также и возрождаемый на новой основе, в соответствии с современными реалиями и требованиями к спорту 21 века, современный панкратион переживает сегодня вторую молодость и имеет качественные отличия от своего античного предшественника. На этом пути уже сделано немало и нет сомнений, что если панкратион проделает аналогичную эволюцию, возражения против его включения в программу современных Олимпийских игр ввиду жестокости и травматичности отпадут сами собой.

В 1988 году в г.Вильнюсе (Литва) впервые был проведен первый международный турнир, где были апробированы правила соревнований по любительскому панкратиону и защитное снаряжение участников. В последующие годы столица Литвы стала центром, где ежегодно проводились крупные международные соревнования, семинары и встречи, давшие толчок в дальнейшем развитии панкратиона в Российской Федерации, бывших союзных республиках и за рубежом. Первыми в России идею возрождения панкратиона подхватили и начали реализовывать в Подмосковье, на Алтае и в Сибири. Подтверждением этому служат многочисленные любительские первенства, чемпионаты и турниры, ежегодно проводимые в России и за рубежом, начиная с 1990 года, а также широкая сеть клубов и секций, пропагандирующих и развивающих современный панкратион, в том числе среди детей и юношества.

С середины 90-х годов была открыта дорога для развития профессионального панкратиона.

Не случайно, что именно в России, как части европейской культуры, колыбелью которой является Греция, стали возникать все необходимые предпосылки для возрождения панкратиона, в котором используется богатый технический арсенал боевых искусств невооруженных атлетов, накопленный веками. Современный панкратион занимает свое особое положение, связанное с тем, что это вид спортивного единоборства не «для служебного пользования», а демократичный вид, воплощающий в себе идею спортивного всеборья, что выгодно отличает его от других силовых контактных единоборств. В современный панкратион всегда открыта дорога представителям различных видов и стилей единоборств.

На сегодняшний день существует реальная тенденция выхода на олимпийскую арену нового вида спорта — единоборства ударно-бросковой направленности, объединяющего в единое целое многие стили и направления. И дело все в том, окажется ли этот вид спорта поистине универсальным и демократичным единоборством, или окажется результатом усилий и интересов более удачливых законодателей, которые за всем этим будут стоять. И как будет называться этот вид спортивного единоборства — вопрос открытый, но что касается панкратиона, то в этом направлении проведена определенная работа и достигнуты определенные результаты.

Так, в 2007 году была зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация панкратиона России»

(ФПР), которая с 2010 года стала официальным представителем в России FILA (Международная федерация объединенных стилей борьбы), находящейся под патронажем «Спортаккорда».

С 2014 года FILA переименована в UWW – Объединенный мир борьбы.

В конце 2012 г. приказом Министерства спорта Российской Федерации панкратион получил государственную аккредитацию и был включен в качестве дисциплины вида спорта «спортивная борьба» наряду с греко-римской борьбой, вольной борьбой и грэпплингом. В 2013 году в России (г.Санкт-Петербург) состоялись вторые Всемирные игры боевых искусств, где принимали участие сильнейшие спортсмены панкратиона со всего мира.

MixedMartialArts (рус. Смешанные Боевые Искусства)– это способ ведения боя с использованием как ударной, так и борцовской техники. Еще одно популярное названием этого вида единоборств – mixfight. В арсенал ММА на ряду с боксерской ударной техникой вошли удары ногами из кикбокса, удары коленями и локтями из тайского бокса, а также множество приемов из греко-римской и вольной борьбы.Поединок по ММА ведется на двух уровнях:в стойке и в партере. Лежачего противника разрешается добивать. Раньше mixfight называли боями без правил. Первоначальная концепция такого боя представляла собой поединок представителей разных боевых стилей и школ с целью демонстрации уникальных поединков. Так, как правила боя у боксеров и борцов, каратистов и кикбоксеров существенно отличаются, то ограничений для боев без правил не ставили в виду невозможности объективно судить спаринг представителей разных стилей.

Было несколько общих правил для предотвращения летальных исходов поединка, однако и такое нередко случалось. Из экипировки бойцы используют перчатки с открытыми пальцами для удобства захватов и бросков, а также капа.

Лишь со временем бои без правил обрели тот вид, к которому мы привыкли сегодня. Появилось много различных направлений смешанных единоборств, единые правила для ведения боя. Сегодня боец ММА – это универсал, совмещающий ударные качества с борцовскими.

Одним из самых древних видов контактного рукопашного боя является панкратион – прародитель смешанных боевых искусств.В древней Греции в 648 году до н.э.панкратион был введен в число дисциплин Олимпийских игр. Его идейными потомками стали этрусканский древнеримский панкратион. В Колизее постоянно проводились бои по древнеримскому панкратиону. Во многих городах Италии, и в первую очередь в Риме воздвигались скульптуры великих победителей соревнований по панкратиону.

Состязания по панкратиону начинались на четвертый день провеления Олимпийских игр. Суть была простой – поединок без оружия. Ареной для панкратиона была площадка, посыпанная мелким песком. Панкратион был весьма оригинальным и тяжелым видом соревнований на олимпиаде. Бить разрешалось по голове, туловищу и ногам. Подсечки, болевые и удушающие приемы были стандартным арсеналом атлетов. Добивание противника в партере а также возможность отбиваться из лежачего положения были изюминкой такого боя.В панкратионе зародилась концепция ударов в прыжке и переходов из серии ударов на выполнение болевого приема или броска.

Специфика древнего панкратиона отсутствие каких-либо правил. Не допустимыми и неспортивными считались укусы, царапанье и удары в глаза. Впрочем, спартанский панкратион не исключал и таких ударов, являясь самым жестоким боевым искусством тех времен. В панкратионе группы состязающихся разделялись только по возрасту, время боя было не ограничено. В некоторых источниках есть упоминание о великих панкратионцах, дравшихся несколько суток подряд.Однако в суть панкратиона не входила гибель древних спортсменов, поэтому на каждом поединке присутствовал рефери с палкой для того, чтобы вовремя разнять соперников и не допустить летального исхода боя. Боец мог сдаться, если чувствовал, что не способен больше выдержать поединок или в случае попадания под болевой прием противника. При этом необходимо было похлопать по телу противника или показать большой палец руки. В панкратионе не использовалось никакого защитного снаряжения.

Основные приемы панкратиона – это комбинация приемов более древних стилей ведения боя, таких как египетская борьба или критский бокс. К слову, некоторые стили перекочевали в современность практически неизменными, к примеру, греко-римская борьба – это потомок греческой борьбы, а критский бокс – один из праотцов бокса наших дней.

Однако ничто не вечно и славу панкратиона затмили гладиаторские бои после победы римлян над греками. С тех пор все внимание было приковано к сражению вооруженных людей на арене.

На протяжении нескольких тысяч лет панкратион перетекал в различные виды боевых искусств. Так в Китае панкратион перетек в кунг-фу, во Вьетнаме появилось вьет-ва-дао, бразильский панкратион – это валетудо и капоэйро, в Корее– тхеквон-до,для стран СНГ панкратион стал базой для самбо. Практически в каждой стране мира есть национальное боевое искусство, корни которого – панкратион.

На сегодняшнийдень панкратион постепенно возрождается из пепла. Панкратион обзавелся четким сводом правил, что существенно отличает его от древнего жестокого вида боевых искусств. Бой протекает ограниченное количество времени, защитная экипировка является обязательным атрибутом каждого боя, летальные исходы исключены. Но динамика боя не изменилась – это агрессивное чередование ударов ног, рук, коленей и локтей с бросками, удушающими и болевыми приемами. Такая система боя применима на любой дистанции и из любого положения (стойка, партер), что делает этот стиль боя универсальным и применимым против любого противника.

Первым откликом древнего панкратиона в современном мире стала система Джима Арвантиса. В шестидесятых годах в США он открыл свою школу панкратиона под названием мю тао панкратион. Попыткой возродить панкратион в его первоначальном виде стали бои без правил.

С девяностых годов началось активное становление панкратиона. К тому времени секции были открыты более, чем в 110 странах мира. Основной движущей силой современного панкратиона стали всемирные спортивные центры, федерации и лиги панкратиона.

Первые сведения о панкратионе относятся к Олимпиаде — 648 до н.э. в отличие от бокса он тогда был действительно изобретен, а не просто узаконен.
«Панкратион» переводится как «всеборье» и этим всё сказано. Разрешались любые приемы, кроме укусов и выдавливания глаз. Помимо боксёрских ударов – менее осторожных, так как не было перчаток – панкратионисты били локтем, ладонью, а также ногами (обычно прямой удар не выше уровня груди) в стойке, в прыжке и даже в падении. Прыжком они компенсировали недостаточную растяжку – иначе ногой и до грудей противника не дотянуться.

Панкратион, как и кулачный бой, мог применяться и во время драк. Эта его прикладная разновидность называлась «бой ногами о бедра», что указывает на уровень и направление удара: в бедро или в подколенный сгиб, даже не в живот, как это бывало на соревнованиях!

Цель ясна: вывести из равновесия. Как не странно, ударов в голень и само колено панкратион избегал. Очень, похоже, что постановка ударов ногами аналогично таковой же для рук: не обладая «вырубающей» силой, греки не решались работать босой ступней в кость.
Зато широко применялся упор ногой в живот противника, проводимый одновременно с захватом – после чего следовало опрокидывание на спину с перебросом противника через себя.

Возник панкратион скорее из борьбы, чем из кулачного боя. Но к ней были добавлены, кроме ударов, еще и некоторые приёмы, не применяющиеся даже профессиональными борцами, а не только пятиборцами. Обменявшись несколькими ударами, борцы, как правило, схватывались вплотную. Тот, кто сделал ставку исключительно на ближний бой, превратится в мешок с костями гораздо раньше, чем доберется до соперника.

Кроме того, такая установка на ближнюю сцепку с противником исключает успешное действие одного против нескольких. Понятно, от чего «бой ногами о бедра» избегал длительного соприкосновения на дистанции схватки вплотную. Но только в этих условиях могла проявиться сущность панкратиона.

В панкратионе удары не являлись самостоятельными приёмами: они должны были «подготовить почву» для лучшего проведения приёмов борьбы. Тем не менее, панкратион – единственное единоборство, знавшее принцип нанесения ударов сериями! Кулачным бойцам серии были почти недоступны из-за запрета бить по корпусу. А панкратиаст, таким запретом не связанный и – опять – таки в отличие от греческого боксёра – жаждущий загнать противника в глухую защиту, мог в начале боя обрушить на него шквал безостановочных ударов.

Все соревнования в греческой палестрике проводились на площадках, посыпанных сухим песком. Только для панкратиона приходилось готовить специальную площадку, называемую «мальфо» -«мягкое поле».
На неё насыпали очень толстый слой мелкого песка, поверхность которого увлажняли водой. Созданный таким образом аналог борцовского ковра несколько снижал травматизм при бросках на землю.

Поединок на мальфо проходил в таких условиях, что заметить поднятый палец было просто не возможно. Сдаваясь, панкратиаст похлопывал победителя ладонью по телу. Если же никто из безнадёжно сцепивщихся в ближней схватке бойцов не мог провести решающий прём, то судья мог подсказать кому-либо из них, как следует осуществить болевой захват (или, наоборот: как освободиться от него).

Не говорит в пользу панкратиона и отсутствие весовых категорий. Их, впрочем, не было и в кулачном бое (как и временных ограничений, либо отсчета очков). Но лишь в панкратионе это привело к полному исчезновению легковесов – они не могли рассчитывать на победу ни при каком уровне техники.
Строго говоря, в панкратионе все решал не рост и вес, а мощность телосложения. Потенциальных панкратиастов можно было определить с детства: все они были широки в кости и обладали развитой мускулатурой. Конечно, мускулатуру надо было еще дополнительно развивать, да и технику боя оттачивать, но все это только при наличии генетического потенциала.
И получалась странная вещь: панкратиасты высокого уровня оказывались неуязвимыми друг для друга. Если они взаимо воздерживались от «грубостей» и не попадались на болевой залом, то их тела, одетые в прочнейшую мышечную броню, могли выдержать любые удары и броски! Разве что удар в голову опасен – но перчаток-то ведь нет. А «режущие» удары, способные пробить мышечный корсет, грекам известны не были. В самой Олимпии на играх погибло множество кулачных бойцов. А панкратиаст за все время Олимпийских игр не погиб ни разу! Впрочем, если не жизнью, то здоровьем они рисковали. Ведь панкратион – единственный из олимпийских агонов, допускавший болевые приемы.

А вот на периферии греческой цивилизации (например, в черноморских колониях) болевые приёмы распространились шире. К примеру, в Херсонесе проходили соревнования по таинственной «айксиломахии», представлявшей собой, видимо, борьбу с применением таких приемов, в в частности удушающих захватов. От панкратиона она отличалась только отсутствием ударов.
Путь атлета и Путь воина в Древней Греции не полностью разделился (и то и другое – важный элемент общей культуры: именно культуры!), но уже и не полностью совпадали.

Многие авторитеты древнегреческой палестрики считали, что в олимпийском движении есть две вершины: пятиборье — пентатл, который требовал гармоничного слияния силы, ловкости, выносливости и быстроты на «нормальном» уровне, и панкратион, добивавшийся той же гормонии на уровне «экстремальном». Но другие полагали, что эта экстремальность выводит панкратион из числа олимпийских агонов, ибо сама по себе разрушает гармонию.
Эти точки зрения смогла бы примирить победа какого-либо чемпиона – панкратиаста в пентатле. Но такое за всю историю олимпиад случалось лишь один раз. Вероятно, этот победитель (некий Феаген) был поистине феноменальным и атлетом и воином. Однако кроме него обе вершины не покорились никому.

Особенность панкратиона заключалась в том, что это единоборство оказалось как раз в промежутке между двумя Путями. Это могло стать его достоинством, но стало скорее недостатком: оба мира, и воинский и спортивный, относились к нему без особого восторга. Воины – как к «баловству», польза которого проявляется весьма редко. А спортсмены – олимпийцы – как к «грубой игре», в которой почти невозможно осуществить чистые, красивые приёмы борьбы или даже бокса.
И тем не менее панкратион ближе, чем остальные искусства олимпийской программы, подходил к воинским, а не спортивным единоборствам. Он, собственно выделился из воинской практики в обозримом для самих эллинов прошлом.
Тот же 648 г. до н. э. Можно считать «изобретением» панкратиона лишь в том смысле, что тогда он был окончательно осознан как безоружное единоборство, а не как последний ресурс обезоруженного воина.

Определённая ограниченность всех признаваемых в Олимпии единоборств связана с их абстрагированием от боевой действительности. Можно сказать, что в каждом из них как бы «вынесен за скобки» финальный этап: применение оружия.



 

Возможно, будет полезно почитать: