Первый способ плавания которому обучают детей. Методика обучения плаванию. Эффективные упражнения, которые следует выполнять в начале обучения

Алгоритм по обучению плаванию дошкольников.

Ещё много веков назад в Древней Греции говорили: «Он не умеет ни читать, ни писать, ни плавать», подчёркивая этим неприспособленность человека к жизни.

О грамотности и высокой культуре наших людей говорить не приходится, а вот плавать не умеют ещё многие. В своей увлекательной книге «Занимайтесь плаванием» мастер спорта З. П. Фирсов пишет: «Можно ли мириться с тем, что вы до сих пор плохо плаваете или совсем не умеете плавать, когда научиться этому можно и в 5 и в 6 лет. Имеете ли Вы право, родители, учителя, оставаться равнодушными к тому, что юноши и девушки, которых вы воспитываете, растут необученными плаванию? Нет! – сказать каждый из вас. Мириться с этим нельзя! Надо открыть для всех широкий путь к изучению правильных способов плавания».

Я совершенно согласна с высказыванием Фирсова и считаю, чем раньше ребёнок начнёт заниматься плаванием, тем больше возможности успешно обучить каждого ребёнка с учётом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, что открывает хорошие перспективы для систематических упражнений в плавании в дальнейшем.

Вода одновременно и манит и пугает. У неумеющих плавать с нею связаны и положительные и отрицательные эмоции. Научиться плавать гораздо труднее, нежели овладеть другими распространёнными физическими упражнениями, такими как ходьба и прыжки. Более того, плаванию присущи некоторые особенности, затрудняющие обучение этому жизненно необходимому виду спорта. Одна из них заключается в том, что обучающимся приходится заниматься в необычной (водной) среде, в непривычном положении тела (горизонтальном), в условиях, крайне затрудняющих нормальное дыхание, а также работу зрительного и слухового анализаторов. Повышенная теплоотдача в воде, которая вызывает у занимающихся появление дрожи, невозможность постоянно видеть и слышать инструктора, воспринимать его жесты и указания приводит к возникновению торопливых, неосознанных движений. Данные факторы затрудняют обучение плаванию даже взрослых, не говоря уже о детях.

Дошкольников нужно обучать в чёткой методической последовательности. В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего физического развития детей. Есть бассейн размером 3*7м, где проводятся занятия по плаванию. В саду 12 групп, которые начиная со 2-ой младшей группы, занимаются 2 раза в неделю. Занятия проводятся по подгруппам, длительность занятий от 15 до 30 минут.

В этом учебном году акцент в обучении плаванию делался на психомоторную одарённость. Одарённость трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности (Б.М. Теплов).

Психомоторная одарённость проявляется в сфере движений и заметить её можно по следующим признакам:

  • Повышенная двигательная активность ребёнка, её разнообразие, стремление к овладению сложно координированными движениями;
  • Умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
  • Выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в её построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
  • Использовать свой « двигательный багаж» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
  • Проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

Эти достижения хорошо видно из систематических наблюдений на занятиях и диагностики.

Одна из главных задач при обучении детей плаванию – научить ребёнка не бояться воды

На первых занятиях детям необходимо ощутить некоторые свойства непривычной для них среды, научиться передвигаться в воде, преодолевая её сопротивление и одновременно используя её как опору.

Дети по-разному реагируют на воду. Многое зависит от возраста, общей двигательной активности ребёнка, температуры воды и других факторов.

Одни ребятишки с огромным удовольствием играют и плещутся в воде, для них упражнения « на знакомство с водой, её свойствами» могут быть сокращены до минимума. Первое проявление физической одарённости. Другие дети панически боятся воды. В этом случае данный период усвоения удлинится. Тогда на помощь приходит игры, всевозможные догонялки, элементы танца и подобные им упражнения, которые постепенно избавят ребёнка от страха и позволят перейти, наконец, к обучению плаванию. Например, такие игры, как « Гигантские шаги», «Лодочка», Рыбы и сеть», «Поймай рыбку», «Брось – догони», «Кто быстрее», «Гуси» и т.д.

Упражнения на знакомство с водой – это первый этап обучения плаванию.

Второй этап – упражнения с погружением в воду . Трудность идёт по возрастающей. Эти упражнения должны вводиться без спешки, от кратковременных погружений (со страховкой) до самостоятельных с открытыми глазами и выдохов в воду. И опять- таки: если один ребёнок окунётся с головой уже на первом занятии (второе проявление одарённости), то другой решится на это только после нескольких занятий.

Можно использовать следующие упражнения: «Опусти лицо в воду» (стараться, чтобы дети не вытирали его руками, напомнить, что лицо можно опускать в воду только с закрытым ртом, чтобы не сделать вдох под водой), «Достань дно рукой»; «Собери игрушки» (с открытыми глазами); «Морской бой»; «Сядь на дно»; «Передай мяч под водой» , «Смелые ребята» и т.д.

Все эти упражнения преследуют одну цель: предупредить боязнь воды. Среди детей есть такие, у кого боязнь воды очень сильна. При занятиях с такими детьми нужно быть особенно внимательными, больше разговаривать, убеждать, чаще хвалить даже за не очень хорошо выполненное упражнение. В некоторых случаях можно пригласить на занятия родителей, дать домашние задания.

Игровая форма упражнений повышает эмоциональность занятий, а коллективные игры способствуют состязательности занимающихся, что является хорошим стимулом для ребёнка выполнить задание не хуже своего товарища, действовать смелее.

После того как дети научились опускать лицо в воду, приступаю к третьему этапу обучения это обучение выдохам в воду . Сначала дети дуют на лёгкую игрушку, затем под воду пускают пузырьки. Упражнения с выдохами в воду повторяю на всех этапах обучения плаванию. Упражнения, например,»Рыбка песенку поёт», «Чья игрушка всех быстрее», «Пузыри», «У кого всех больше пузырей» и др.

Четвёртый этап обучения плаванию включает группу упражнений на всплывание. Никакие слова не способны убедить ребёнка, что вода легко удерживает его тело на поверхности. Он должен ощутить это сам! Но для выполнения этих несложных упражнений ребёнку необходимо проявить большое мужество. Нужно помочь ему в этом, подстраховывая и заполняя занятия играми и забавами. На задержку дыхания дети выполняют «Поплавок», «Звёздочку», «Медузу», «Акулу», «Морской конёк». Можно провести игру «Ловишки с поплавком», «Щука и рыбы» и тд.

Когда дети научатся всплывать перехожу к пятому этапу обучения- скольжению. Это очень важно, если ребёнок научится скользить, он обязательно поплывёт. Вначале дети учатся скользить с поддерживающими средствами – мячами, досками, нарукавниками, впоследствии используются ласты. Скольжение на груди – важнейший элемент техники плавания. Умение скользить в воде позволяет экономить силы при плавании, принимать правильное положение (вытягиваться), которое поможет в дальнейшем при обучении плаванию.

Когда дети научатся правильно скользить с поддерживающими средствами, упражнения эти выполняются самостоятельно. Одновременно дети учатся отталкиваться от дна или опоры с задержкой дыхания. Необходимо напомнить, что нужно наклониться вперёд, опустить голову, плечи, руки в воду. Перед отталкиванием руки нужно соединить за головой в «Стрелочку», и только после этого сильно оттолкнуться. То же – на спине.

Шестой заключительный этап в начальном обучении плаванию – освоение техники работы рук и ног. Что касается движений ногами- здесь наблюдается некая природная предрасположенность. Для одних естественны попеременные движения вверх-вниз, для других симметричные одновременные («по-лягушачьи»), для третьих наиболее подходящим может оказаться «шагание» в положении на боку. В своей работе я использую одновременное освоение всех способов плавания (кроль, брасс, баттерфляй или дельфин). Естественная предрасположенность ускоряет процесс обучения и помогает выбрать наиболее приемлемый способ плавания.

Занятия по плаванию у меня тесно связаны с музыкой, физкультурой, математикой. В воде дети учатся ориентироваться в пространстве, собирают большие или маленькие игрушки, игрушки определённого цвета, достают со дна число игрушек.

В конце учебного года со старшими детьми проводятся праздники на воде. Приглашаются родители, дети других групп. Праздники являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Варианты праздников на воде: «Праздник Нептуна», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «День пловца» и др.

Есть дети, которым плавать не разрешают родители под тем или иным предлогом. С такими родителями проводится определённая работа.

Приглашаю их на занятия по плаванию, где они убеждаются, что в бассейне тепло, детям приятно пребывание в воде, многие уже научились плавать, родителям объясняю, что плавание закаливает детей, является жизненно необходимым навыком.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»

Бальбух Алевтина Валентиновна,

инструктор по физической культуре

МОУ д/с № 350 г. Волгограда

Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейнев детском саду. Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.

В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все детиочень любят воду, с удовольствиемплещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.

Первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями.

Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения. Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.

Поэтому на первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые проходят «на суше». Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Главное – задать ритм. «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох. В этом нам помогают различные игровые упражнения - например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие.

Игра «Ноги врозь». Попросите ребенка вытянуть руки вверх, кисти рук наложить одну на другую, прижать подбородок к груди. Выполнить 10 фаз. Проследите за тем, чтобы малыш при этом «подтягивал» живот.

Игра «Воронка». Для этой игры нам нужны разноцветные тазики с водой. Попросите малыша дуть на поверхность воды до образования воронки. Играйте с детьми, превратите упражнение в соревнование: чья воронка будет глубже?

Игра «Пузыри». После вдоха он опускает голову в таз с водой и производит глубокий выдох. Опять же устройте соревнование: у кого получится больше пузырей? Проследите за тем, чтобы ребенок не вытирал глаза руками, а стряхивал воду движениями головы. Это очень важно! Этоупражнение прекрасно учить задерживать дыхание. Сделать такое же упражнение, только задержку дыхания выполнять с опущенной в воду головой. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде и закаливания, я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. На этом основано правило: сначала занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.

Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.

Со 2-го полугодия с детьми 3-4 лет решаются следующие задачи:

  • обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней.
  • обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.
  • обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).

Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.

На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец». Детям младшего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.
После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, придерживаясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до рыбки»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая ногами, поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»), с разбега падать в воду (на руки инструктора).
Оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду. Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).
Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают по воде ладошками, изображая «дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук,изображают «рубку дров». Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. Они выполняются на небольшой глубине и часто с трудом осваиваются детьми. Поэтому вмладшей группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»).

Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием. Если на «суше» погружение в воду (в тазик с водой) с задержкой дыханияотработано, то проблем с этим упражнением в бассейне дети не будут испытывать.
Обучаясь погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо). Обучая игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только после этого дети погружаются до уровня подбородка («Островки»).

Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду («нос утонул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе). Затем дети знакомятся с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде. После высокой двигательной нагрузки с детьми проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, или выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).
Все дети, которые регулярно посещали занятияв бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.

Использованная литература:

  1. Булгакова, И.Ж. Познакомьтесь – плавание [Текст] / И.Ж.Булгакова. - М.: аст астрель, 2002.
  2. Егоров, Б.Б., Ведерникова, О.Б., Яковлева, А.В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна [Текст]: методическое пособие / под ред. Б.Б.Егорова. - М.: Гном и Д, 2004.
  3. Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003.
  4. Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г.Соколова, - Р-н-Д.: Феникс, 2007.

Начинать учить детей плаванию можно с 5-6 лет. Плавание способствует закаливанию организма, развивает легкие, укрепляет сердце и воспитывает смелость у детей.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста лучше начинать летом. Однако задолго до лета нужно разучивать подготовительные движения на суше, чтобы ребенок был готов к упражнениям в воде.

Упражнения для обучения плаванию детей — на суше:

Эти специальные упражнения имитируют первые движения в воде. Взрослым нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все рекомендуемые упражнения.

  1. Встать прямо. На счет 1-2 ребенок поднимается на носки, руки поднимает через стороны вверх ладонями вперед, сначала левую руку, затем таким же движением поднимает правую руку, чтобы большие пальцы рук прикоснулись друг к другу – сделать вдох. На счет 3-4 опускает через стороны сначала левую руку, затем – правую, принимает исходное положение, делает выдох. Выполнить 6-8 раз.
  2. Встать прямо. На счет 1-4 выполнять прямыми руками круговые движения назад, делает вдох. На счет 5-8 делает круговые движения вперед, выдох. Голову держать прямо, круговые движения руками выполнять с максимальной амплитудой. Повторить 2-4 раза.
  3. Встать, наклонить вперед туловище, левая рука вверху ладонью вперед, правая – у бедра. Прямыми руками попеременно выполнять круговые движения вперед, как при плавании способом «кроль». На счет 1-4 поднять голову, смотря вперед, сделать вдох, на счет 5-8 опустить голову, делая выдох. Выполнить 4-6 раз.
  4. Сесть на пол, наклониться назад, опираясь на локти. Приподнять прямые ноги, развести их на 30-40 см между ступнями, оттянуть и слегка повернуть внутрь носки, производить встречные движения, как при плавании способом «кроль», дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз по 10-15 секунд.
  5. Лечь на спину. На счет 1-2 согнуть в коленях ноги, руками взяться за голени и плотно прижать их к груди, одновременно наклоняя голову и прижимая к груди подбородок, сделать выдох, на счет 3-4 вернуться в исх. положение, делая вдох. Повторить 6-8 раз.
  6. Встать на колени, прямыми руками опереться о пол. Сгибая руки касаться грудью пола 5-6 раз, голову не опускать. Выполнить 3-4 подхода.
  7. Встать, затем приседать на носки, поднимая руки через стороны вверх, ладони вперед, большие пальцы касаются друг друга, голову держать прямо – выдох. Вернуться в исх. положение – вдох. Сделать 5-6 приседаний. Повторить 2-4 раза.
  8. Прыжки на носках: попеременно хлопая руками то над головой, то за спиной. Дышать свободно. Выполнить 20-30 прыжков.
  9. Ходьба в течение 30-40 секунд.

Обязательно после занятий принять душ или растереть тело влажным полотенцем. Обтирание и обливание подготовит кожу ребенка к охлаждению во время купания в водоеме.

Если обучение плаванию дошкольников проводится в естественном водоеме, тогда нужно выбрать место с чистой водой, ровным дном, не быстрым течением, с глубиной воды не больше 30-50 см, а при купании детей – глубина воды не должна превышать 60-80 см в 2-3 метрах от берега.

Приучайте ребенка соблюдать определенные правила купания в водоемах:

— заранее сходить в туалет,

— начинать купаться можно только через час после еды,

— входя в воду, сначала нужно намочить водой лицо и под мышками.

Продолжительность купания в первые дни ограничивается 2-5 минутами и постепенно доводится до 10-20 минут. Если у ребенка посинели губы, он дрожит, его немедленно нужно вывести на берег, растереть полотенцем и одеть в сухую одежду.

Упражнения для обучения плаванию детей – в воде:

Успех первых занятий в воде во многом зависит от подготовки ребенка: выполнял ли он специальные упражнения, приведенные выше, ежедневно ли делал утреннюю зарядку.

При обучении плаванию не следует принуждать детей, старайтесь заинтересовать их, хвалите за успехи – все это облегчит процесс обучения.

Вначале нужно помочь ребенку научиться не бояться воды: пусть он побегает по воде около берега и поиграет с надувными игрушками. Но не рекомендуется надевать на ребенка надувной резиновый круг.

Хотя ребенок всегда тянется к воде, но впервые в водоеме он может испытать и неприятные ощущения: даже на мелком месте он может захлебываться, падать в воду, безуспешно пытаться встать на ноги и т. п. Это может напугать его, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными. Помнить, что некоторые упражнения для ребенка могут оказаться трудными. Не нужно повышать голос и раздражаться, а просто объяснять, что нужно делать и в чем его ошибка, а пояснения дополнить личным показом.

Данный комплекс упражнений помогает разучить самый простой способ плавания, легкий для детей – это плавание без выноса рук из воды, его еще называют плавание «собачкой». Все упражнения дети выполняют, находясь по пояс в воде, стоя лицом к берегу.

  1. Упражнение «Душ». Стоя в воде, пригоршнями зачерпнуть воду и вылить на голову, глаза при этом не закрывать. Выполнить 5-10 раз.
  2. Упражнение «Ходьба по дну». Ребенок ходит по дну с опущенными в воду руками, размахивая одновременно двумя руками и поочередно каждой рукой.
  3. Упражнение «Погружение в воду с головой». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из них делает глубокий вдох ртом, приседает, опускаясь в воду на 3-5 секунд, другой ребенок стоит. Затем другой погружается, а этот держит его за руки. Каждый погружается 5-6 раз. После выныривания не нужно вытирать лицо руками, достаточно стряхнуть воду движением головы.
  4. Упражнение «Открывание глаз в воде». Два ребенка одновременно делают вдох, приседают, погружаясь в воду, открывают глаза и поднимают со дна камешки или положенные заранее предметы. Дети могут держаться за руки.
  5. Упражнение «Выдох в воду». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. После глубокого вдоха ртом один из них или сразу оба приседают и погружаются в воду. В воде они делают энергичный, продолжительный выдох через рот и нос, чтобы на поверхности воды были видны пузыри и открывают при этом глаза. Повторяют упражнение 5-10 раз. При выныривании лицо руками не вытирать.
  6. Упражнение «Ложиться грудью на воду» — очень важное упражнение, выполнив которое, ребенку будет интересно, и обучение пойдет быстрее. Основная задача – отрывая ноги от дна, ложиться грудью на воду. Для этого ноги нужно поставить врозь, руки поднять вверх. Ребенок делает глубокий вдох, наклоняется, опускает руки на воду, слегка отталкивается ногами от дна, ложится на воду. При этом лицо погружается в воду до середины лба, руки лежат на поверхности воды, пятки слегка закрыты водой. Оставаться в таком положении нужно 3-5 секунд.
  7. Упражнение. Выполнить такое же упражнение, но соединив ноги и руки.
  8. Упражнение «Скольжение на груди». Стоя в воде, поднять вверх руки и соединить их большими пальцами. Сделать глубокий вдох, присесть и наклониться, голову опустить между руками, обеими ногами оттолкнуться от дна и сколько удастся проскользить по воде, голову не поднимать. Выполнив 2-3 скольжения, сделать 5-10 выдохов в воду.
  9. Упражнение «Движение ног кролем». Лечь грудью на воду, держась за опору, делать встречные движения ногами. Научившись скользить по воде без опоры, нужно следить за тем, чтобы ноги не были напряжены, носки были оттянуты, а ступни не выходили из воды.
  10. Упражнение «Движения рук и ног». Если ребенок уже научился продвигаться по воде, работая ногами, тогда подключаются к этому упражнению гребковые движения руками. Сделав гребок, руку не вынимать из воды, она проходит, как можно ближе к телу, чтобы сделать следующий гребок. Следите за ногами, чтобы они двигались чаще, чем руки.
  11. Упражнение «Правильное дыхание». Теперь важно научиться правильному дыханию: голову до подбородка поднять из воды, одновременно делая короткий вдох, затем опустить голову, делая продолжительный выдох в воду. Во время вдоха руки и ноги не прекращают двигаться, а тело не прогибается.

Плавая таким способом, в дальнейшем ребенок может с успехом освоить другой способ плавания – «кроль».

Начиная с определенного возраста ребенка, многие родители задумываются о том, в какое более узкое русло направить его колоссальную энергию. Безусловно, на выбор будущего занятия непосредственно влияют склонности, личные качества и способности ребенка, однако существуют объективные критерии выбора секции:

  • стимулирование физического и умственного развития;
  • польза здоровью;
  • удовольствие от занятий.
Плавание - идеальный вариант

Одним из первых в списке такого рода занятий стоит плавание. Во-первых, оно укрепляет мышцы позвоночника и весь организм в целом, закладывает прекрасный фундамент здоровью. Во-вторых, постоянные занятия плаванием не только благоприятно сказываются на физическом развитии, но и воспитывают в малыше такие качества характера, как целеустремленность, настойчивость и терпение. В-третьих, при правильном подходе процесс обучения может принести массу ярких эмоций и впечатлений. И даже если ваш малыш не станет звездой одного из водных видов спорта, умение плавать пригодится ему и в обычной жизни.

Когда, как и с чего начинать уроки плавания?

Отдавая предпочтение плаванию, родители сталкиваются с рядом вопросов - например, с какого возраста лучше начинать заниматься обучением детей плаванию, и с чего собственно начинать попытки научить ребенка плавать. Родителей же тех детей, кому еще не исполнилось 7 лет, интересует вопрос об особенностях в обучении плаванию детей дошкольного возраста.

Слишком ранний старт не принесет никаких особых дивидендов. Деткам после года и до 2-3 лет будет вполне достаточно обычного купания вместе с родителями и игрушками, предназначенными для воды. Польза от купания с бегом по дну, выпрыгиванием из воды, брызганьем и барахтаньем будет равносильна пользе от плавания по всем правилам, с соответствующими движениями рук и ног и правильным дыханием, но в первом случае малыш точно получит больше удовольствия от процесса.


Секция по плаванию - один из лучших вариантов дополнительных занятий для ребенка. Плавание приносит огромное удовольствие и способствует укреплению организма. Но начинать занятия нужно не раньше 5 лет

В любой детской секции по плаванию тренера не рекомендуют пытаться научить ребенка плавать, а тем более знакомить его со стилями в дошкольном возрасте. Начиная с 4-5 лет можно учить малыша лежать на воде в положении на спине. Нелишним будет рассказать ему о физических качествах воды - например, о ее сопротивлении движению рук и ног.

Полезно объяснить ребенку главные нюансы, связанные с самим процессом плавания:

  • опускаясь под воду, человек выдыхает, а на поверхности воды делает вдох;
  • находясь в горизонтальном положении, удерживаться на поверхности воды легче, чем в вертикальном положении.

Идеальный же возраст для обучения плаванию - 6, 7 или 8 лет. Такие дети уже способны понимать то, что от них требуют, а это играет не последнюю роль в достижении положительного результата.

Кто и как должен заниматься с ребенком плаванием?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первичным навыкам и приемам плавания малыша способны обучить и сами родители. Для этого не обязательно знать все стили и обладать техникой профессионального пловца - главное, чтобы ребенок не боялся и уверенно чувствовал себя в воде. Если же вы хотите, чтобы ваш ребенок не только умел плавать, но и овладел различными стилями и правильной техникой, лучше прибегнуть к услугам детского тренера, преподающего плавание.

Какая бы школа или секция по плаванию ни была выбрана, большинство придерживается общепринятой схемы проведения уроков:

  1. упражнения на суше;
  2. упражнения в воде;
  3. игры в воде;
  4. произвольное плавание.

Если ребенок проявляет интерес к занятиям, а родители хотели бы обеспечить его спортивное будущее или привить навыки различных стилей плавания, лучше заниматься у профессионального тренера

Бассейн и дополнительные вспомогательные средства

Существенную роль в процессе обучения плаванию играет место, где проходят уроки, а конкретнее - в каком бассейне. На начальной стадии обучения бассейн не должен быть слишком глубоким, поскольку начинающему плавать малышу необходимо хорошо доставать ногами дно, а вода должна не превышать уровня нижней части его груди. Желательно, чтобы в длину бассейн не был меньше 6 метров. На таком расстоянии ребенку будет легко выполнить основное упражнение - скольжение.

Сейчас существует большое количество всевозможных вспомогательных вещей для обучения плаванию: ласты с жилетами, надувные круги и нарукавники, многое другое. Все эти приспособления только вредят и тормозят обучение. В тех же нарукавниках у ребенка появляется привычка держать голову вертикально над водой, опираясь при этом на подмышки. В результате малыш не сможет почувствовать плавучесть собственного тела, что впоследствии приведет к неспособности удержаться на воде самостоятельно. Самым правильным помощником в процессе обучения является плавательная доска. С ее помощью ребенок сможет находиться строго параллельно поверхности воды, погрузить лицо под воду и скользить, работая ногами.

Эффективные упражнения, которые следует выполнять в начале обучения

С целью научить ребенка лежать на воде в горизонтальном положении и безбоязненно опускать лицо в воду, используйте следующие незамысловатые и простые в исполнении упражнения:

  1. «Звездочка». Необходимо строго горизонтально лечь на воду и расставить в стороны ноги и руки в форме звезды.
  2. «Поплавок». Согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди и обхватить руками, голову прижать к коленям. Зафиксировать положение на поверхности воды.
  3. «Стрелочка». Оттолкнуться ногами от бортика бассейна и, вытянув ноги и руки, совершать скольжение на поверхности воды.

Изначально, ребенка следует учить просто держаться на воде, и только после этого можно переходит к погружениям под воду

Переходя к погружениям головы под воду, всегда нужно помнить, что детям, у которых проблемные уши или нос - например, повреждена барабанная перепонка, есть отит или синусит, такие упражнения противопоказаны. В этих случаях следует ограничиться упражнениями без опускания головы в воду.

Техника дыхания

Одним их важных аспектов плавания является правильное дыхание. Его техника заключается в быстром вдохе ртом и длинном выдохе через нос . Освоение ребенком подобной техники не просто необходимо, а еще и полезно. Малыш станет более вынослив и сможет не только длительное время плавать, не уставая, но и подолгу бегать и прыгать на суше.

Как же помочь ребенку справиться с техникой правильного дыхания? Начинать тренировки дыхания следует на суше, так как ребенку часто трудно следить за дыханием и движением рук одновременно. Также для упражнений можно использовать обычный тазик с водой: вдох и выдох уже в воду. Главное - выполняя упражнение, следить, чтобы ребенок не задерживал дыхание. Постепенно от тазика можно переходить в бассейн. Со временем такие вот выдохи в воду перейдут у малыша в привычку.

Последовательность обучения

В любом обучении есть своя последовательность преподношения материала. Плавание - не исключение.


Сперва ребенок учится плавать со вспомогательными элементами, используя только работу ног. Это нужно для автоматизации навыка

Порядок, в котором надо осваивать движения, следующий:

  1. скольжение по воде;
  2. работа ногами;
  3. работа руками, в идеале, каждой поочередно;
  4. дыхание.

Каждое движение стоит доводить до автоматизма и только потом переходить к следующему. При выполнении тех или иных движений следите, чтобы они были непрерывными, плавными, а отдельные мышцы оставались расслабленными. А вот такие упражнения на суше, как круговые вращения руками с одновременными поворотами головы то вправо, то влево, стояние на одной ноге с движениями рук в стороны и вверх, помогают скоординировать движения.



 

Возможно, будет полезно почитать: