Практика «7 желёз» из Дао цигун. Восемь упражнений дао цигун

Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Александр Медведев, Ирина Медведева
Даосский цигун

Прежде, чем применять на практике описанные в книге рекомендации, техники и рецепты, необходимо проконсультироваться с врачом.


© А. Медведев, И. Медведева, 2013

© Оформление. ООО «Свет», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

Предисловие

Цигун является эффективным методом предупреждения и лечения болезней без применения лекарств. При лечении многих заболеваний с помощью относительно несложных упражнений цигун можно достичь даже лучших результатов, чем средствами современной медицины.

Слово «цигун» состоит из двух иероглифов: «ци» – энергия и «гун» – работа. По сути, цигун – это работа с энергией. Иероглиф «ци» также может переводиться, как «дыхание», а упражнения цигун могут классифицироваться, как медитативно-дыхательные.

Древний даосский цигун преследовал идею сохранения вечной жизни в здоровом теле воина. Техники цигун служили не только для лечения и оздоровления организма, но и для повышения его возможностей, для увеличения выносливости и сил человека, для стабилизации и укрепления его нервной системы.

– Приведенные в этой книге техники и упражнения цигун были разработаны последователями древнего даосского клана Шоу-Дао. Эти в большинстве своем неканонические техники сохранили в своей основе эффективные подводящие упражнения-ключи, позволяющие включить нужное состояние организма, заставить ци работать в желаемом направлении, а сознание – особым образом сконцентрироваться.

Упражнения цигун могут выполняться в трех манерах: канон, не канон и полуканон.

Следование канону подразумевает неукоснительное и точное соблюдение всех требований относительно правильности позы, последовательности и дозировки упражнения.

В не каноне исполнитель опирается в первую очередь на свои ощущения и потребности организма, руководствуясь лишь общей идеей упражнения и своими собственными переживаниями и потребностями.

Полуканон – это манера, которая включает черты как первого, так и второго типа.

Многие дожившие до современности школы цигун и йоги в попытке сохранить древние знания прибегали к жесткой канонизации тех или иных схем действий, упражнений, обрядов и ритуалов. Излишняя формализация привела к тому, что техники стали «неживыми», лишенными гибкости и в значительной степени утратившими свою первоначальную суть, вследствие чего эффективное исполнение их стало весьма затруднительным, а подчас и невозможным.

Использование методов «не канон» и «полуканон» позволяет занимающимся не только вести упражнения в нужном им направлении, но и регулировать дозировку и интенсивность занятий, что исключительно важно для успеха всего предприятия.

Чтобы пояснить, в чем заключаются «слабые места» канона, приведем один пример. Стандартным каноническим упражнением для укрепления зубов является постукивание зубами друг о друга 32 раза. Число 32 в каноне выбрано в связи с тем, что оно является священным числом, поэтому его легко запомнить и оно вызывает приятные ассоциации. Очевидно, что практически с тем же успехом можно было бы порекомендовать выполнять постукивание зубами 30 или 35 раз.

Если вы попробуете постучать зубами друг о друга, то заметите, что в связи со специфичностью прикуса человека невозможно задействовать в постукивании все зубы одновременно. При постукивании друг о друга передних зубов клыки и зубы мудрости не задействуются, и наоборот.

Если человек, следуя канону, постукивает зубами друг о друга наиболее удобным или привычным для него образом 32 раза, в действительности он воздействует лишь на некоторые зубы, и то не самым эффективным способом, поскольку необходимо еще правильно подобрать силу постукивания и настрой, с которым производится постукивание, а о том, как это сделать, канон, как правило, умалчивает.

Неканонический подход к тому же упражнению заключается в том, чтобы постукивать друг о друга то передними зубами, то резцами, то зубами, расположенными по бокам челюсти с такой силой и такое количество раз, которое требуется организму для оптимального воздействия на него. Действие в неканоническом подходе должно осуществляться не механически, а сопровождаться особым чувствованием, интуитивным отслеживанием потребностей своего организма. До тех пор, пока действие приносит организму пользу, оно сопровождается тонким чувством удовольствия. Когда организм насыщается действием, он становится к нему безразличен, а избыточное действие вызывает легкую негативную реакцию.

Неканонический подход к упражнениям цигун значительно более эффективен, но при этом и более сложен в передаче, поскольку человека надо обучить интуитивно чувствовать правильную дозировку и направленность упражнения. Следствием сложности в передаче неканонического цигун стали широко распространившиеся по миру упражнения канона, которые, ввиду отсутствия индивидуального подхода не всегда оказываются эффективными, а в некоторых случаях даже наносят ущерб здоровью занимающихся.

В качестве еще одного примера различия канонического и не канонического подходов к упражнениям приведем заметку, написанную одним из учеников Александра Медведева, изучавшим цигун Шоу-Дао.


«Преподавание в Тайцзы, в основном, сводится к внешней форме, то есть тебе показывают, как ты должен стоять или двигаться, какие принципы должен соблюдать в покое или движении, а все рекомендации по „внутренней“ работе сводятся к „фансун“ (расслабься) и „опусти ци в дань-тянь“ (концентрируйся на зоне в области пупка)… Конечно, это не все, можно еще добавить: укореняйся, голова подвешена за макушку, локти опущены, колени не выходят за проекцию стопы, тело округлено и т. д. Все адепты этого стиля прекрасно помнят подобные наставления.

На начальных этапах занятий кажется, что это так много, и обо всем нужно помнить, и ты стараешься следовать этим правилам, изучаешь базовые упражнения, форму без оружия, форму с мечом, с копьем, с саблей…

Через несколько лет занятий по рекомендациям старших учеников тебя допускают к изучению Нейгун (внутренней работе – даосской алхимии, целью которой является продление жизни). В этом разделе обучают сидячей медитации, на первом этапе которой идет ментальное сосредоточение на области дань-тяня и „третьего глаза“, а на втором – ведение энергии по макрокосмической орбите, описание которой сейчас можно найти во многих книгах по цигун. В дополнение к этому давался „воинский массаж“ и массаж для завершения медитации.

До тех пор, пока я не начал заниматься цигун Шоу-Дао, я считал, что этого объема знаний вполне достаточно для успешной практики Тайцзи и Нейгун…

Уже с первых занятий Шоу-Дао я понял, что сильно заблуждался – мир упражнений цигун гораздо более многообразен и сложен, чем мне представлялось до этого.

Основные различия кроются в подходе к обучению.

Главное – это обучение работе с энергией не через форму, а через ощущения – а это уже совсем другие возможности и совсем другая скорость роста в практике цигун. Конечно, форма тоже используется, как и концентрация на точках, но акцент уже совсем другой – форма вторична и изменяется под конкретного человека, зависит от его текущего состояния, а не является истиной в конечной инстанции – вспомните, для сравнения, выставление позиций в Тайцзы…

Кроме этого, следует отметить высокую информационную насыщенность занятий – за полгода я узнал о цигун много больше, чем за шесть лет занятий Тайцзы и двух лет практики Нейгун плюс изучение материалов по цигун изложенных в книгах и доступных в Интернете. Если при занятиях Тайцзы постоянно была потребность в дополнительных источниках информации, то при занятиях в группе цигун, я заметил, что она иссякла, в связи с необходимостью успеть хотя бы частично проработать материал, который дается во время занятий.

Следующим отличием является множество подводящих упражнений, включающих в себя различные массажи, дыхательные упражнения, упражнения на укрепление тела и внутренних органов, – простейшие на первый взгляд упражнения, которые позволяют практически сразу почувствовать ту самую ци, с которой дальше приходится работать.

Отдельно хочется выделить технику безопасности при занятиях цигун (о которой я услышал здесь впервые). Может показаться, что в ней нет никакой необходимости, ведь это даже не боевое искусство – все направленно на укрепление и совершенствование тела и духа…

Приведу пример. Один мой друг, с которым я познакомился, занимаясь Тайцзы, рассказал, что пролежал практически в состоянии близком к коме почти месяц после того как „успешно“ поднял ци по позвоночнику в голову, а это был физически крепкий человек, посвятивший практике боевых искусств более десяти лет – вот вам и безопасный цигун.

Еще одной гранью является пласт знаний об использовании различных трав для поддержания и укрепления организма и энергетики.

Также приводит в восторг масса простых приемов, которые позволяют почувствовать, а, следовательно, понять и делать правильно упражнения, на изучение которых в других школах уходит по несколько лет. Возьмем для примера стояние столбом. Качественно практиковать его я начал только года через четыре занятий Тайцзы, хотя делал его постоянно. Те, кто пробовал, знают, как тяжело быть расслабленным хотя бы десять минут в этой позиции на первых этапах занятий, а о концентрации на дань-тяне в первый месяц даже речи не идет: ноги болят, руки опускаются – думаешь только о том, чтобы выстоять хотя бы еще минуту…

В Шоу-Дао стояние столбом изучают… через стояние с бутылью литров на пять (наполненной водой) – ноги слегка согнуты и расставлены на ширину плеч, руки удерживают под дно бутыль на уровне того самого дань-тяня. Вес тут же распределяется так, как надо – стопы словно сливаются с землей, плечи естественным образом округляются… Через некоторое время напарник резко вынимает бутыль из рук, и происходит следующее чудо – руки сами собой взлетают и остаются парить где-то на уровне груди – это ощущение незабываемо, ничего не нужно расслаблять – руки именно парят безо всяких усилий!!! Остается только наслаждаться процессом стояния, а не считать секунды до окончания этого „кошмара“.


В этой заметке приводится пример совершенно различного – канонического и неканонического подхода к процессу обучения. Люди, изучающие традиционное каноническое описание техники «стояния столбом» действительно тратят иногда многие годы для того, чтобы почувствовать правильную позу, а в процессе обучения испытывают серьезные неудобства.

В то же время неканонический подход Шоу-Дао не нуждается в громоздких описаниях позы, характерных для канона. Здесь используется подводящее упражнение-ключ – нехитрый трюк, заключающийся в том, что человек, держащий в руках пятилитровую бутыль с водой автоматически принимает правильную позу, так как в правильной позе бутыль удобнее всего держать.

Сосредоточение на нижнем дань-тяне происходит автоматически, поскольку бутыль с водой занимающийся удерживает точно на уровне дань-тяня.

Когда бутыль внезапно и быстро вынимают из рук практикующего упражнение человека, он автоматически испытывает ощущение расслабления, которого люди, тренирующиеся по канону, добиваются годами. Также он ощущает перемещение энергии в руках, мгновенно ставших легкими и невесомыми.

Запомнив все пережитые ощущения, занимающийся в последующих тренировках легко принимает правильную позу, поскольку его тело уже знает ее. Вспоминая ощущение нижнего дань-тяня, у которого он ранее удерживал бутыль с водой, ученик без затруднений удерживает концентрацию на нем. Мысленно воспроизводя воспоминание о состоянии расслабления, которое он уже ранее испытывал при вынимании бутыли из его рук, ученик добивается состояния легкости и «парения».

В техниках Шоу-Дао существует множество подобных трюков, подводящих упражнений-ключей, которые позволяют ученикам практически сразу почувствовать движение энергии, а также быстро и правильно сформировать мыслеобразы и мыслеформы, на которых базируются все основные упражнения цигун.

В нашей книге тщательно разобраны подготовительные техники, позволяющие занимающим научиться ощущать энергию ци и работать с этой энергией, а также подобраны упражнения, которые будут полезны всем людям, не имеющим серьезных проблем со здоровьем и психических нарушений.

Люди, страдающие относительно серьезными заболеваниями также могут использовать многие техники цигун, приведенные в этой книге, но прежде, чем приступить к тренировкам, они должны, во-первых, проконсультироваться с врачом относительно допустимости подобных занятий, а, во-вторых, проводить занятия под руководством опытного инструктора, чтобы избежать неправильного выполнения упражнений и, как следствие, нежелательных побочных эффектов.

Начинающим практиковать техники цигун рекомендуется соблюдать осторожность и не стремиться к максимально интенсивным ощущениям. Интенсивность переживаний, испытываемых при выполнении упражнений следует наращивать постепенно, понемногу подготавливая организм и нервную систему к более мощным перераспределениям ци.

В любом случае прежде, чем использовать методы цигун, особенно для лечения различных заболеваний, необходимо дополнительно проконсультироваться о возможных индивидуальных противопоказаниях с врачом.

Часть I. Подготовительные техники

Некоторые концепции восточной философии

Согласно канонам древневосточной философии и медицины, человек, как и все существующие предметы и явления, подчинен действию «большого закона двойного всеобщего чередования и дополнения» – инь и ян.

Теория инь-ян утверждает, что везде и во всем присутствуют два противоположных начала, обозначенных терминами инь и ян. Они и являются основными категориями для объяснения существующих в природе предметов и явлений, ибо все существующее имеет свои антиподы.

К ян относятся солнце, день, мужское начало, верх, наружная и левая стороны, движение наружу, а также такие понятия, как сильный, явно выраженный, активный, быстрый и т. д.

К категории инь принадлежат земля, луна, ночь, женское начало, внутренняя и правая стороны, движение внутрь и такие понятия, как покой, слабый, скрытый, пассивный, нижний, медленный и т. д.

Согласно древним воззрениям, инь и ян хотя и являются противоположными началами, но их противоположность не постоянна, поскольку они не рассматриваются застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и ян имеют свои процессы развития (т. е. каждый развивается «внутри себя») и взаимные переходы. Процветание инь рождает ян и наоборот.

Каким бы тесным не было взаимодействие, оно всегда предполагает относительную самостоятельность участвующих в этом элементов. Концепция единого целого распространяется не только на взаимодействие, но и на взаимопроникновение инь и ян, то есть в структуре одной противоположности можно обнаружить элементы другой.

Так, в ян заложен инь (иньский элемент) и наоборот. Таким образом возникает взаимопроникающая связь, схематично изображенная на рис. 1.


Рис. 1


Одно из основных положений концепции инь-ян заключается в том, что эти противоположные начала пребывают в состоянии постоянного противоборства, одновременно ограничивая друг друга. Преобладание одного начала вызывает недостаток другого и наоборот, при ослаблении какого-либо из начал наступает чрезмерное усиление другого.

Концепция инь-ян является не только теоретическим представлением, но и основой для диагностики и лечения. Согласно восточной медицине, в основе жизнедеятельности человеческого организма лежит равновесие инь и ян, их гармоничное взаимодействие и проявление. Нарушение равновесия ведет к патологии, выражающейся в преобладании или ослаблении какого-либо начала.

Исходя из принципа равновесия инь и ян, главная задача лечения и укрепления организма заключается в восстановлении нарушенного баланса инь-ян, то есть в обеспечении некой «гармонии». В терминах современной медицины необходимость установления гармонии может быть расшифрована, как задача восстановления гомеостаза, стимуляция жизненных сил и реактивной способности организма.

Упражнения цигун в первую очередь предназначены для восстановления равновесия инь и ян, что и обуславливает их высокий терапевтический эффект.

Теория у-син (пяти первоэлементов или стихий) находится в неразрывной связи с учением инь-ян. Философами древности были выделены понятия «крайней противоположности» инь и ян: ночь, зима, север – крайнее инь; день, лето, юг – крайнее ян, и «переходной противоположности»: переходное инь – утро, осень, запад; переходное ян – вечер, весна, восток.

Связи внутри суточного цикла выглядят так: день рождает вечер, вечер – ночь, ночь – утро, утро – день и т. д. Древние ученые считали, что цикличность свойственна всем явлениям. Каждый из этих циклов, согласно восточной философии, состоит из четырех последовательных состояний: рождение (возрастание) – соответствует утру, весне; максимальная активность – полудню, лету; упадок – вечеру, осени; минимальная активность – ночи, зиме.

Эти последовательные состояния отображаются и в пространстве. Так, восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг – максимальной активности, запад – упадку, север – минимальной активности.

Восточная философия присвоила каждому из четырех последовательных состояний цикла свой символ: дерево – рождению (возрастанию); огонь – максимальной активности; металл или воздух – упадку; вода – минимальной активности. К этим символам, или элементам, был добавлен еще один, пятый элемент – земля, который служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании.

Каждый из пяти первоэлементов – это своеобразный символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке, и зависящих от активных и пассивных сил, то есть от ян и инь.

Основным положением теории у-син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью первоэлементами существуют связи. Поскольку эта теория возникла на базе философской концепции инь-ян, то эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающей и деструктивной. Созидающая связь между первоэлементами представлена следующим образом: дерево стимулирует (рождает) огонь, огонь согревает (стимулирует) землю, земля рождает металл, металл или воздух дает (рождает) воду, вода питает (рождает) дерево.

Деструктивная связь между элементами выглядит так: огонь «угнетает» (плавит) металл, металл режет дерево, дерево подрывает корнями землю, земля впитывает воду, вода тушит огонь.

На рис. 2 схематично изображены связи между пятью элементами цикла у-син. Созидающая связь (наружная) осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная (внутренняя) – внутри круга цикличности (так называемый цикл звезды).


Рис. 2


Учение о пяти стихиях служит основой для множества методов «внутренней работы», неразрывно связанной с категорией жизненной силы или энергии ци. Эта универсальная субстанция является основой всего сущего и имеет как материальный, так и духовный аспекты.


Согласно древневосточной философии, в теле человека, как и во всей вселенной, циркулирует невидимая тонкая энергия, которая называется «ци». «Ци» – это китайский эквивалент слова «дыхание». В индийской эзотерической традиции эта энергия именуется «праной» или «кундалини».

Ци – это основополагающая жизненная энергия, существующая как в макрокосмосе – в природе, окружающем мире (внешняя ци), так и в микрокосмосе, то есть в человеке (внутренняя ци).

Внутренняя ци циркулирует в организме по двенадцати основным парным меридианам, первичная (прародительская) ци циркулирует в восьми чудесных меридианах, защитная ци – в сухожильно-мышечных меридианах, переднесрединном и заднесрединном меридианах, а также во внутренних органах.

Пищевую энергию организм получает в процессе метаболизма из пищи и воздуха. Впоследствии она трансформируется в другие формы ци.

Полный круг циркуляции энергии по двенадцати основным меридианам осуществляется за 24 часа. В процессе этой циркуляции происходит взаимодействие главных органов, а в активных точках меридианов совершается взаимодействие с окружающей средой.

Именно на учении о ци и энергетических каналах основаны иглоукалывание и рефлексотерапия.

Считается, что циркуляция крови по сосудам также обеспечивается энергией. Пока энергия свободно перемещается по меридианам, движется и кровь; при застоях ци в определенных областях тела отмечается и застой в кровеносных сосудах этих областей. Именно по этой причине энергия и кровь в восточной медицине нередко сравниваются с предметом и его тенью.

До тех пор, пока циркуляция ци в организме не нарушена, человек здоров и психически, и физически. На циркуляцию энергии воздействует множество факторов – внешних, внутренних, природных, социальных и т. д. Ее нарушают как перемены климата, так и сильные эмоции или отсутствие необходимых нагрузок.

Китайцы так и не дали точного определения того, что представляет собой энергия ци. Для них не играло роли, что это такое – материя, энергия или что-либо еще. Китайцы были практиками, и их гораздо больше волновали не безукоризненные определения, а то, каким образом можно использовать факт существования ци. В этом они преуспели.

Многие ортодоксальные европейские медики, ссылаясь на то, что нет ни точного определения ци, ни приборов, которые фиксировали бы ее, отрицают существование этой энергии, а эффективность акупунктуры объясняют или тем, что иглы воздействуют на определенные нервы, или еще каким-либо способом.

Несмотря на это, практически каждый из нас, будучи влюбленным или занимаясь любовью, испытывал особые переживания, как будто какие-то потоки, иногда легкие, иногда сильные, то прохладные, то горячие распространяются по телу, пробуждая в нем совершенно неописуемые ощущения. Эти переживания свидетельствуют об активации и самопроизвольном движении ци.

Другой вид перемещения ци можно прочувствовать в мгновения страха, особенно внезапного испуга. Очень часто его можно наблюдать во время ночных кошмаров.

Большинство людей хотя бы раз в жизни видели во сне один из наиболее распространенных ночных кошмаров, заключающийся в падении в пропасть или с большой высоты. Тот, кто пережил это, без труда сможет вспомнить нечто похожее на мощную холодную волну, стремительно распространяющуюся по позвоночнику и вызывающую тяжелое ноющее ощущение в области почек, спине, шее или затылке.

Выражение «мурашки по коже» с точки зрения восточной медицины означает прилив защитной или сексуальной ци к поверхности кожи (хотя это может быть и другой вид энергии).

При правильно выполняемых упражнениях цигун занимающийся активизирует энергию и перераспределяет ее по телу, что сопровождается аналогичными описанным выше ощущениями, которые в некоторых случаях могут быть предельно интенсивными.

Мы, следуя примеру китайцев, не будем ломать голову над определениями энергии, а просто научимся ощущать ци и работать с ней. Древняя восточная классификация типов энергии насчитывает тридцать две разновидности ци. Мы пока не будем вникать в подобные тонкости и ограничимся двумя ее видами – защитной и сексуальной энергиями.

Защитная энергия рождается в организме человека из воды, пищи и воздуха. Она образуется в результате метаболизма и ряда других сложных процессов, протекающих в человеческом теле. Сексуальная энергия возникает из защитной ци, являясь более высокой формой энергии.

Если защитную энергию можно сравнить с энергией воды в реке, то сексуальную ци можно уподобить электрической энергии, в которую преобразуется энергия воды после прохождения через турбины гидроэлектростанции. Человек может в какой-то мере регулировать и направлять энергию воды, но это достаточно сложно и не слишком продуктивно. Работать с электроэнергией гораздо легче. Ее можно накапливать и передавать на большие расстояния. Именно благодаря тому, что ею легко управлять, электрическая энергия применяется почти во всех областях человеческой деятельности.

В упражнениях цигун, как правило, задействуется именно сексуальная энергия, которая впоследствии может преобразовываться в другие формы энергии.

Защитная энергия проявляется через притекание ци к поверхности определенных областей тела в случае ощущения опасности в непосредственной близости от них или воздействия на эти зоны неблагоприятных факторов – холода, влажности, механического повреждения и т. д.

Почувствовать защитную энергию очень просто. Для этого достаточно поднести к своему лицу нож и поводить его острием перед самым глазом. Опасность, исходящая от лезвия, заставит автоматически напрячься окологлазные мышцы, и, сосредоточившись на возникающем ощущении, вы почувствуете, как некая субстанция приливает к глазу, наполняя его область тяжестью, покалыванием или проявляясь каким-то иным способом.

Запомните это ощущение прилива энергии, так как впоследствии лишь за счет его воспроизведения в соответствующем мыслеобразе вы сможете вызвать прилив ци к нужной вам зоне тела.

Управление сексуальной энергией осуществляется при помощи воображения, мыслеобразов, контролируемых эмоций и чувств, намеренно провоцируемых стрессовых ситуаций, с помощью партнера противоположного пола и т. д.

«Перемещение пилюли Великого Предела в полдень и полночь»

Цели:

1. Достижение физического бессмертия.

2. Материальная цель - полное оздоровление организма (раскрытие 1 чакры); укрепление почек и половой функции; укрепление иммунной системы (лечение любого простудного заболевания на любой стадии в течении 1-2 часов); укрепление поясницы (лечение радикулита,грыжи и т.п.); оздоровление дыхательной, сердечно-сосудистой и др.систем.

3. Духовная цель - достижение осознанности (активизация с 1 по 5 чакры: улучшение функционального состояния позвоночника, очищение внутренних органов, увеличение адаптационных возможностей, 2ч. - эмоциональный баланс, развитие коммуникации, 3ч. - развитие интуиции и уверенности в себе, ментальная ч.-развитие ясновидения, навыков управления людьми, 5ч. - развитие самосозерцания, очищение кармы).

Основные условия:

ежедневно - полдень(11.00-13.00) и полночь (23.00-01.00),через полгода - год правильных занятий и достижение первых успехов (отсутствие простудных болезней, нормализация дыхательной системы, стабилизация артериального давления) можно тренироваться 1-2 раза в день (в т.ч. в др. время - 1 половина дня, вечер); место - лес (оптимально - сосны),комната со свежим воздухом; направление-лицом на север (юг); отсутствие на теле металлических предметов и электромагнитов, свободная (не сковывающая) одежда; заниматься не ранее чем через полтора часа после еды; соблюдать режимы предварительного очищения и адаптации в конце занятия.

Предварительное очищение:

Выполняется перед занятием в течении 20-40 минут(утром достаточно холодного душа) для очищения энергии «ци»; опт.-комплекс тайцзи (1-3 раза), комплекс «8 врат», круговой шаг багуа, вообщем всё, что очистит от мыслей и эмоций. Время цигун-от 30-60 мин. Особое внимание адаптационному режиму после занятия! Можно мгновенно потерять результаты (накопление энергии «цзин», семени)!

Адаптация:

В течении 20-30 мин. после занятия не спать, не делать резких движений, не касаться воды, не пить, не есть, не ходить в туалет, не думать, не разговаривать и не общаться! несколько минут после упражнений походить(если занятие было в комнате - прогулка на улице!)

Основные правила:

Естественность (удобство и комфорт), расслабление тела и ума, самонаблюдение, недеяние, глубокое диафрагмальное дыхание, самососредоточение(ум - в нижнем «даньтяне»), умеренность во всём, во время упр. никогда не отвлекаться(не реагировать на внешние раздражители!), выбирать уединённые места для упр. и адаптации, по необходимости использовать в комнате соответствующую музыку и благовония, по возможности соблюдать основные правила в обычной жизни(особенно в течении 1-2 ч. после занятия).

Примечание.

Типы энергии: «шэнь» - духовная (центры - ментальная чакра и «третий глаз»), используется для очищения верхних центров и раскрытия скрытых способностей; «ци» - физическая (нижний «даньтянь» или 2 чакра), основная энергия для жизнедеятельности; «цзин»- или семя (центр - 1 чакра или «земной даньтянь»), постоянная неизменяемая субстанция, дающаяся от рождения и определяет срок (долголетие) и качество (здоровье) жизни, правильное накопление «цзин» укрепляет основу здоровья (почки), омолаживает организм и увеличивает срок жизни (при правильной трансформации «цзин» в «шэнь» - генетически изменяет человека, начиная с клеточного уровня), превращая «цзин» в «шэнь» и очищая карму человек от активного долголетия переходит к бессмертию (генетическая мутация физического тела). Предостережение: трансформация может происходить как на верхних вибрационных потоках, так и на низких (необходим хотя бы заочный контроль со стороны учителя!)

Подготовительный этап: принятия правильного положения.

Расслабление. «Стояние столбом».

Стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, покачаться(незаметно) вправо - влево и найти середину стойки (и ровную поверхность земли), покачаться вперёд - назад и перенести 70 % тяжести на пятки, пальцами ступней «захватить» землю (при этом не напрягать тазобедренные суставы), ноги сгибаются в коленных суставах - колени двигаются на несколько миллиметров вперёд и на 1-2 сантиметра вправо-влево. Во время упр. следить: опора равномерно распределена на обе ноги, которые не должны выпрямляться, пальцы стоп чуть «захватывают» землю.

Бёдра расслабить: представить, что садишься на стул, и слегка присесть так, чтобы задняя часть бёдер оставалась не напряжённой. Ягодицы (анус) чуть «подобрать на себя» и не выпячивать лобок (нижняя часть живота).

Приподнять подбородок, зубы слегка сомкнуть, кончиком языка коснуться верхнего нёба, внутренне улыбнуться (представить себя улыбающимся - не менее 1 мин.). Поднять руки и «мягко обхватить ствол дерева», затем опустить руки, сохраняя грудь «впалой» и расслабленной. Плечи опущены вперёд и вниз, лопатки округлены, в подмышках - пустота.

Локти чуть развести в стороны(плечи-расслаблены) и как-бы «подвесить на нитке к небу». Пальцы рук чуть согнуты, центр ладони втянут внутрь,в подмышках и ладонях «как-бы находятся куски ваты». Кисти не сгибать, они находятся около боковой стороны бёдер (средние пальцы рук чуть касаются их середины), пространство между указательным и большим пальцем направлено вперёд-внутрь.

Взгляд перед собой в одной точке(в 2-3 м), подбородок поставить параллельно земле(мысленно подтягивая вверх и улыбаясь). Представить, что макушка головы (точка «бай хуэй») подвешена на нитке вверх, «к небу», держать шею прямой.

Слегка прикрыть глаза (как в состоянии «полусна»), сконцентрировать внимание ума на «подвешенности макушки». Почувствовав раскачивание тела(значит оно расслабленно), мысленно опуститься вниз (от макушки по позвоночнику и по середине между ногами в землю) - на выдохе несколько раз (чтобы установить осознанный контроль над телом). Затем, сосредоточившись на макушке, медленно расслабить все части тела сверху вниз: расслаблять на выдохе, отдельно плечи, руки и грудь, отдельно живот и поясницу(мысленно представив, что садишься на стул) и т.д. На вдохе внимание только на макушке, на выдохе - на макушке и расслаблении определённой части тела. Таким образом, не только расслабляются суставы и мышцы, но и мысли, т.к. внимание постепенно опускается вниз, т.е. происходит естественное «укоренение». Главное, сохранять«макушку подвешенной», пальцами стоп «захватывать землю» и не спешить (это позволяет контролировать округлость плеч, груди и коленей).

Дыхание равномерное, плавное и медленное, постепенно переходящее в глубокое и тонкое (неслышное).

Обычно для расслабления тела и опускания центра тяжести требуется 3-5 минут (от 9 до 18 циклов дыхания, т.е. полных вдохов-выдохов). Опустившись до расслабления стоп, представить, что из центров подошв растут корни, медленно погружающие стопы в землю. Лёгкий «захват пальцами земли» позволяет чувствовать центр подошвы.

Расслабление ума - освобождение от мыслей(в т.ч. навязчивых), эмоций; самососредоточение. Если мысли навязчивы, не отгонять их: «плыть вместе с ними» (по течению), постепенно переводя внимание внутрь тела(на дыхание). Особое внимание «слушанию» дыхания, т.к. это позволяет абстрагироваться от внешних звуков и войти в изменённое состояние сознания(состояние цигун). Чтобы не происходило вокруг, ни чувства, ни мысли не должны отвлекаться во внешний мир. Внимание - созерцательное, как за летящими по небу облаками. Самое трудное в стоянии столбом(укоренении) - бесцельное наблюдение; это не создаёт очаг возбуждения в уме(доминанту). Метод - «созерцание подвешенной макушки».

Дыхание: глубокое и полное, вдохи и выдохи одинаковые по времени, паузы между ними в два раза короче, мышцы груди и живота не напрягаются, на вдохе - сначала выпячивается живот, затем незаметно расширяются рёбра и середина груди (солнечное сплетение), после-верхняя часть около ключиц; на выдохе - опускаются верх, середина и втягивается живот.

После 5-10 мин. стояния столбом - начальные упражнения (2-3 мин.): регулировка «тонкого» дыхания и открытие нижнего «даньтяня». Положить центры ладоней друг на друга (для мужчин - правая ладонь сверху левой, для женщин - наоборот): центр ладони находится при сжатом кулаке под безымянным пальцем. Центры ладоней лежат на нижнем «даньтяне»; основания больших пальцев проецируются на пупке. Ладони должны слегка касаться живота (их центры втянуты внутрь), не надавливая (локти не отводить назад!). На выдохе - чуть сильнее присев, втянуть низ живота (т.о. сжав диафрагму; солнечное сплетение) внутрь, не наклоняя головы. На вдохе - оставаться в этом положении! На паузе после вдоха выйти в правильную позицию (чуть выпрямиться). Следующие выдох и вдох - ничего не делать! Повтор подобного упражнения - 3-4 раза. После регулировки - обратить внимание на правильность позиции тела и расслабление бёдер.

Открытие нижнего «даньтяня». На выдохе - ладони разводятся чуть в стороны (ширина плеч, напротив нижнего «даньтяня»), как-бы раздвигая воздух и выводя «грязную» энергию из организма вовне. При этом ладони слегка разворачиваются наружу (вбок центрами - в разные стороны) и расходятся до уровня границ туловища. Вдох - ладони сходятся в исходное положение, как-бы «набирая чистую энергию». Примечание: освоение всей методики должно происходить постепенно. 1-2 первых месяца - стояние столбом. 1 месяц - 1 этап. Следующий месяц - 2 этап и медитация сидя. И далее - главный этап.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.

Первый этап.

Накопление «ци».

Исходное положение: стояние столбом, ладони - на нижнем «даньтяне». Сделать 36 циклов дыхания (1 цикл-глубокие вдох и выдох с паузами между ними) с мысленным сосредоточением в нижнем «даньтяне». 60-70% внимания- на макушке, остальное- на собирании «ци» в центре под пупком. Счёт - без усилий, на вдохе (вдох - естественный сбор «ци» в центре); «видеть пролетающие цифры», а не «думать» их(иначе концентрация вызовет перенапряжение ума). Примечание: «земной даньтянь» -- точка «хуэй инь», между пахом и анусом, под половыми органами (в этом месте человек сдерживает позывы к мочеиспусканию). Нижний «даньтянь» (2 чакра) - т. «ци-хай», 3-5 см ниже пупка. Средний «даньтянь»--т. «тань-чжун»,8-10 см выше солнечного сплетения(по грудине), ментальная чакра. Верхний «даньтянь»--т. «инь-тан»(«третий глаз»), между бровями(в переносице, внутри). В разных техниках цигун разная классификация энергоцентров.

Второй этап.

Перемещение «ци» из нижнего «даньтяня» в средний. Трансформация «ци» в «шэнь».

Перед вдохом мысленно втянуть анус. На вдохе -- приседая до уровня, пока расслабленны бёдра, чуть развести ладони и медленно (в ритме с дыханием) поднять их к груди. Ладони расслабленны, центры повёрнуты к телу, поднимаются около рёбер: ладони как-бы проглаживают шар, прижатый к телу. В конце вдоха ладони ложатся друг на друга (как на нижнем «даньтяне»), а их центры - на средний «даньтянь»,соединяя энергии «ци» и «шэнь» (при этом анус расслабляется). Лёгкий (основной - на макушке!) мысленный взгляд переходит синхронно с движением рук и дыхания из нижнего центра в средний. Критерий правильности концентрации ума на движении энергии- ощущение тепла в центрах и переход его во время перемещения. На обычной задержке дыхания после вдоха-внимание на среднем центре. Выдох - ноги чуть выпрямляются, приходя вместе с телом в исх. полож., ладони по той же траектории возвращаются в нижний центр. То же - с внутренним взглядом (мысль). Это - 1 цикл перемещения энергии. Сделать 36 циклов (и более).

Следить за медленным ритмом движения рук и дыхания!

Не напрягать бёдра и поясницу.

Окончание 1 и 2 этапа. После очередного выдоха 2 этапа - оставить ладони на нижнем центре (на 2-3 цикла).

Затем опустить руки вниз - стояние столбом 2-3 мин(время легко определять по ритму дыхания: 1 цикл = 15 сек.). Завершение - на вдохе поднять руки ладонями(центрами) вверх до уровня плеч(ключиц), на выдохе - опустить центрами ладоней вниз до уровня нижнего «даньтяня». Сделать 3-4 повтора, на последнем вдохе и подъёме рук- полностью выпрямить ноги в коленях и на выдохе - опустить руки сбоку тела (подмышки - не закрывать!) Открыть глаза и поставить стопы вместе, устремив взгляд в пространство перед собой (вдаль). Затем медленно перейти к 3 этапу (сидя).

1 и 2 этап - это приблизительно 20 мин. 3 этап - не ограничен во времени: чем длиннее, тем сильнее эффект (накопление «цзин»). Примечание: место для сидения лучше выбрать рядом с первыми упражнениями. Очень важно: ровная поверхность!

Третий этап.

Накопление «цзин».

Сесть на землю (ровный холмик), если на пол - жёсткая подушка или равномерно свёрнутое одеяло, и т.п. Медленно скрестить ноги параллельно друг другу (для мужчин - левая пятка упирается в «земной даньтянь» (промежность), запирая этот центр; правая нога ложится параллельно левой, пятка её касается левой голени, колени лежат на одной линии горизонтально земле; для женщин - наоборот). Главное - колени на одной высоте с тазобедренными суставами (иначе будет согнута поясница и трудно перемещать «ци»). Бёдра не должны лежать на месте для сидения. Наклониться вперёд и расслабить позвоночник, вытянув руки по земле. Затем - сесть ровно и расслабиться.

Качнув слегка голову вперёд-назад, расслабить шею. Поднять плечи вверх, на выдохе сбросить их пару раз вниз.

Втянуть грудь, не закрывать подмышки, запястья лежат на коленях. На глубоком вдохе выпрямить поясницу и таким образом «вытолкнуть» шею вверх. Держать макушку «подвешенной» в течении всего упражнения (через 20 мин. накопления «цзин» позвоночник укрепится и будет «держатся сам»). Чуть прикрыв глаза, расслабить тело и ум, поставить глубокое полное дыхание. Чтобы приступить к 3 этапу, сначала выполняется лёгкая медитация и накопление «ци» в нижнем центре (3-5 мин.)

Медитация. Вспомнить уединённое приятное место на природе, которое вызывает прилив радости. Чем ближе это место по времени будет к детству, тем сильнее будет эффект омоложения, т.е. трансформации тела (клеточной).

Накопление «ци» в нижнем центре. Мягко положить ладони на нижний центр (сначала одну, потом-другую). Не поднимать плеч, не отводить локти назад (не сгибать кисти), а главное - не прижимать ладони к животу в течении всего упражнения! Залог этого - правильное внимание (макушка!)

Прислушаться к ощущению тепла в нижнем центре (счёт не нужен): чем дольше накопление «ци», тем легче и «чувствительней» накопление «цзин». Почувствовав устойчивое ощущение тепла, можно приступать к 3 этапу.

Перемещение «ци» из среднего и нижнего центров в «земной даньтянь». Внимание! Перемещение только мысленное, поэтому требует навыков управления «ци» («железная рубашка»). Счёт не обязателен.

Ощутив тепло в нижнем центре, сосредоточиться перед вдохом на среднем «даньтяне». Вдох - мысленно опустить энергию (внутренний взгляд) из среднего в нижний центр (там постоянно находятся ладони). Выдох - ещё медленней опустить энергию из нижнего в «земной» (это расстояние меньше и «движение тоньше»). «Тонкость» заключается в основном внимании на макушке и «лёгком» перемещении (улыбка). На паузе после выдоха - переместить взгляд в средний центр (просто внимание, без переноса «ци»).

«Земной даньтянь» -- очень «маленькая точка», поэтому не напрягать ум при движении туда. Не перепутать с анусом (результат - запоры). Примечание: на начальном этапе не обязательно чувствовать «ци» в «земном даньтяне», достаточно мысленного взгляда - оздоровительный эффект всё равно будет, в особенности если время 3 этапа около 20 мин. По мере укрепления позвоночника и увеличения времени сидения можно повышать продолжительность 3 этапа до 1 часа и более. Эффект идёт в «геометрической прогрессии». Примечание: по мере сидения затекают мышцы -- они обязательно активизируются в течении 1-5 мин. после упражнения. Если это не вызывает болей в пояснице - не обращать на это явление внимания.

Окончание 3 этапа. Критерий для завершения - лёгкое и медленное движение мысли и энергии (тепла) в «земной» центр, потеря ощущения времени, ощущение невесомости сознания и наполненности «земного» центра силой (теплом).

После очередного вдоха ладони сложить перед грудью (пальцы-вверх) и сосредоточиться на них (2-5 мин.)

Затем медленно и мягко потереть их друг о друга и неплотно сжать в кулаки. Внутренние рёбра кулаков положить на почки и растереть их 36 раз. Потом ладони (открытые) положить на нижнюю часть живота и круговыми (вверх) движениями к друг другу 36 раз массировать нижний центр, одновременно вращая кончиком языка во рту (тоже - 36 раз), т.е. собирая слюну. Окончив массаж, положить ладони на нижний «даньтянь», проглотить слюну, мысленно направив её в «земной даньтянь». После этого медленно положить кисти на колени и в течении 5-7 мин. созерцать свой организм, ощущения, постепенно переходя к слушанию окружающего пространства (шум ветра, запах травы и т.п.)

Приоткрыть глаза и ещё пару минут медитировать, привыкая к окружающей обстановке и адаптируя взгляд (расширяя пространство им). Медленно выпрямить ноги и опираясь сзади на руки, отдохнуть, устремив взгляд в небо.

Не спешить!!! Затем поднявшись, немного постоять в стойке «уцзи». Ходьба после упражнения быстро стабилизирует полученную энергию в организме. Накопление «цзин» -- начальный этап (3-4 года). Затем- начинается превращение «цзин» в «шэнь»,т.е. соединение физического и тонкого тела. Одно из главных условий эффективности самого упражнения- нейтрализация барьера между своим телом и окружающей средой (лес), т.е. слияние тела, ума и энергии пространства в единое целое!

Побочные эффекты: усиление сексуальных возможностей и постоянное расходование «цзин»(семени). Больше медитировать после цигун.

Лёгкое преодоление барьера между грубым и тонким миром: неконтролируемый вход в транс. Не спешить: медитация на божественном свете (любви).

Оптимальная медитация после цигун - вспоминание детства, счастливых моментов, красивых мест (в то время), и через эти места или мгновения счастья «проникновение во времени» «сегодняшнего себя» в детство или в прошлую жизнь (т.о. стирается негативная карма).


Приглашаем всех желающих на практические занятия цигун и даосской алхимией!

Описание практик

Даосский цигун. Даогун 1.

Комплекс Даогун 1 состоит из двух частей:

Цичжигун

Цичжи - буквально "приход ци". Название говорит о том, что система направлена прежде всего на достижение практикующим устойчивых ощущений ци и развития навыков работы с этими ощущениями, энергетическими линиями и полями. Это система статично-динамичных упражнений на открытие каналов, повышение чувствительности и получения навыка перемещения энергии состоит из трех групп упражнений:

  1. Упражнения на открытие энергетических каналов, получение реальных ощущений ци и навыка её перемещения.
  2. Система упражнений самодиагностики, а также контроля и гармонизации состояния внутренних органов человека. Также в эту группу входят целебные звуки для очистки систем сердца, селезенки-желудка и почек.
    Приобретается устойчивый навык саморегуляции организма и повышается степень понимания состояния энергии других людей.
  3. Упражнения для усиления навыка перемещения энергии и увеличения ее поля.
Хоцзиньгун

Хоцзиньгун - означает "работа живого усилия". Система динамических упражнений на открытие суставов и интенсивное проведение энергии через тело. Включает упражнения оздоровительного Тайцзицюань, комплекс отдельных упражнений для проработки динамических усилий в теле человека с целью улучшения проходимости его каналов и кровопотока, а также для уравновешивания иньской энергии от практики самодиагностики.

Цзюяншэньгун

Цзюяншэньгун - базовое упражнение древней даосской Школы внутренней алхимии У Чунсюя - Лю Хуаяна ("алхимия" здесь - в смысле создания "внутреннего эликсира", преобразующего физиологию и духовность человека).

В Цзюяншэньгун используется система энергетических каналов "предшествующего неба". Эти каналы и их энергия принципиально отличаются от использующихся в цигуне и акупунктуре ("последующее небо"). Их использование позволяет достичь совершенно другого уровня физиологического баланса организма.

Базовое упражнение запускает механизм самопроизвольного движения энергии по каналам предшествующего и последующего неба, от рождения имеющийся в каждом человеке. Завершение упражнения происходит автоматически при достижении баланса инь-ян во всем организме.

Вопросы и ответы

Что дают занятия?
Базовые упражнения легки в освоении и выполнении, и дают быстрые ощутимые результаты.
  • оздоровление и излечение болезней, предотвращение их появления
  • восстановление баланса инь-ян в организме, во всех внутренних системах и органах
  • укрепление иммунитета
  • освобождение от напряжений в теле и непроходимостей для ци и крови
  • очищение энергетических каналов, приводящее к состоянию легкости, свежести и комфорта
  • оздоровление мозга, улучшение умственных способностей, памяти
  • развитие интуиции, восприимчивости
Подходят ли эти занятия для начинающих?
Упражнения специально составлены так, чтобы в короткие сроки развить чувствительность к ци и получить оздоровительный эффект, даже если вы до этого ничем не занимались.

Дать определение термина «Цигун» (气功 ) легко, и, одновременно, довольно сложно. Само слово «Цигун» состоит из двух частей. Первая часть - «Ци» (气 ), - в определенной степени можно перевести как «энергия» или «жизненная сила», которая пронизывает всю Вселенную. Следует понимать, что сам имероглиф Ци (气 ) достаточно емкий в своем значении и приведенные переводы лишь отчасти отображают его смысловое значение.

Вторая часть термина - «Гун»(功 ) - является сокращением от слова «гунфу», которое можно перевести как «работа и время, необходимое для достижения поставленной цели». Также это слово означает «высшее мастерство», причем в любой сфере деятельности, будь то Цигун, боевые искусства или каллиграфия.

Роль Цигун в Даосской Традиции и школе Чжэнь Дао

Цигун переводится с китайского как мастерство управления жизненной силой. Сам термин «Цигун» получил широкое распространение лишь в 60-е годы ХХ века. Но упражнения Цигун восходят своими корнями к древним даосским методам совершенствования, которые существовали в Китае тысячи лет и лишь совсем недавно получили определенную известность. В древние времена такие техники самопознания и совершенствования назывались «Ян шэн фа», что в переводе означает «метод взращивания жизни», и в основном они были связаны с Даосской системой.

Системы современного Цигун очень популярны как в самом Китае, так и за его пределами из-за хороших терапевтических результатов и не очень сложного изучения. Все это конечно очень хорошо и полезно, но здесь иногда возникает следующая проблема. Очень печально иногда видеть весьма неглупых людей, которые пытаются реализовать свой духовный потенциал с помощью упражнений, что создавались для поддержания тела и психики в хорошем состоянии, или же вообще для лечения тяжело больных людей. Ясно, что надеяться на успех в данном случае бесполезно и тогда может возникнуть самообман, выдавание желаемого за действительное и, как следствие, впадение в иллюзию относительно своего развития.

Бывает так, что человек насколько погрязает в подобном невежестве, что в этой жизни у него уже практически нет никаких шансов от него избавиться. Все эти и подобные явления возникают из-за плохой информированности о том, что есть что, для чего предназначено, когда и как нужно практиковать для получения тех или иных результатов и все это на фоне достаточного большого количества некомпетентных преподавателей. Ведь, к сожалению, очень часто в широко популяризированных направлениях, чтобы стать инструктором от человека не требуется практически никаких знаний и умений за исключением определенного денежного взноса:-(

Цигун отличается от практик Внутренней алхимии тем, что методы «Цигун» работают с обычной Ци и, в основном, предназначены для обретения физического и душевного здоровья, которое обретается за счет улучшения циркуляции внутренней Ци, а также с помощью базовых практик по работе с сознанием. А Внутренняя алхимия позволяет работать с изначальной Ци и позволяет не только кардинально укрепить здоровье, но и полностью трансформировать себя и реализовать свой духовный потенциал!

Так как Цигун в школе Чжэнь Дао преподается ученикам на этапе , он в какой-то мере подготавливает практикующих к более глубоким даосским практикам Внутренне алхимии, где необходимо работать с более тонкими видами Ци и где сама внутренняя работа более сложна. Занимаясь Цигун вы имеете возможность познакомиться с тонким миром, научиться осознавать и работать с ним.

Упражнения Цигун направлены на оздоровление и гармонизацию человеческого организма на всех уровнях:

  • телесном,
  • эмоциональном
  • и интеллектуальном.

Основной акцент занятий Цигун направлен на базовую проработку тела, энергетическую систему, дыхание и сознание человека. Благодаря своей эффективности, упражнения Цигун получили широкую известность во всем мире, начиная с середины прошлого столетия, и миллионы людей рады, что смогли узнать о такой совершенной системе.

На занятиях Цигун вы сможете научиться правильно дышать (что уже само по себе поможет существенно оздоровить организм), а затем и освоить различные виды дыхательных практик. Дыхательные практики очень важны, так как дыхание влияет на эмоции, на физиологию тела и даже на некоторые биохимические реакции в организме. Таким образом, Цигун позволят уравновесить циркуляцию энергий в теле, достичь баланса Инь и Ян, ощутить своё единство с окружающим миром, с Природой, а также успокоить сознание и избавиться от стрессов!

Следует понимать, что не все, что называется «Цигун», имеет отношение к даосским практикам! Сам термин из-за его популярности используют и для других упражнений, которые не имеют никакого отношения к Даосской Традиции.

Кроме оздоровительного Цигун, существует еще:

  • Медицинский Цигун (лечение других людей методами Цигун) и
  • Жесткий Цигун (укрепление тела с помощью Ци для боевых искусств).

Основы Медицинского Цигун в школе Чжэнь Дао даются на отдельных семинарах для тех, кто уже занимается Внутренней алхимией, так как для лечения других людей необходимо сначала очистить свою энергетическую систему, получить достаточно большой опыт работы с Ци и усилить свою внутреннюю Ци.

В школе Чжэнь Дао преподаются боевые искусства: Тайцзи-цюань и Синъи-цюань , но они подаются прежде всего как альтернатива Дао Инь , как метод укрепления и оздоровления тела человека на этапе Закладывания фундамента. Основная цель школы Чжэнь Дао - это обучение людей даосским методам духовного развития, потому жесткому Цигун внимание не уделяется.

О Ци

Ци бывает разного качества и обладает широким спектром проявления своих особенностей и характеристик. Например, концентрируясь, она становится физическим объектом, а когда рассеивается, то ее уже невозможно видеть обычным зрением, но можно почувствовать при выполнении специальных упражнений. Ци также является носителем информации, поэтому она обладает такими свойствами, как остаточность, избирательность, программируемость, может оказывать разрушающее или восстанавливающее воздействие и т.д. Исходя из этого, под термином «Ци» следует понимать не только некую силу, а и энергоинформационный аспект Вселенной.

Ци прежде всего делиться на:

  • Инь - Ци Земли, Луны, внутренняя иньская Ци;
  • Ян - Ци Неба, Солнца, звезд, внутренняя янская Ци.

Это базовое деление Ци описывается в теории Инь-Ян .

Кроме этого Ци бывает Прежденебесной и Посленебесной. Прежденебесная Ци - это изначальная Ци, которая дается человеку до рождения в ограниченном количестве, когда ее запас заканчивается - человек умирает. Посленебесная Ци производится уже в этом мире различными источниками сил, а также поглощаясь живыми существами, постоянно трансформируется. Самая тонкая изначальная Ци - это изначальный дух, который живет вечно, а самая грубая посленебесная Ци - это материя.

Относительно человека, Ци бывает:

  • внешняя - Ци внешних источников сил: Солнца, Луны, звезд, Земли, природная Ци и
  • внутренняя - та Ци, которая находится внутри вашего тела, а также защитная Ци, которая выступает за контуры вашего тела, образуя вытянутый шар или энергетическое яйцо.

С точки зрения здоровья, Ци может быть:

  • чистая, активная, сильная - несет правильную природную информацию, полезная для здоровья;
  • мутная, малоактивная, слабая - вредна для здоровья человека, хотя сама по себе полезна для некоторых других живых существ.

Так как все вокруг состоит из Ци - она влияет на все. Все болезни начинаются на уровне Ци, а потом постепенно проявляются на уровне физической материи. Связь Ци и материи и ее влияние на здоровье можно проследить с помощью теории У-Син .

Ци - это не просто энергия, но и информация! Постигая ее с помощью даосских практик, практикующий постепенно познает на своем собственном опыте единство всего сущего, проникая на все более тонкие уровни мироздания с помощью даосских медитаций. Цигун позволяет научиться ощущать и управлять Ци, чувствовать и понимать связь Ци и тела, Ци и дыхания, Ци и эмоций… А если вы пойдете дальше, начнете заниматься Внутренней алхимией, то рано или поздно осознаете связь между духом, Ци и телом, познав единство мира сначала на своем собственном существе, а потом ощутив его и во всей Вселенной.

Работа с Ци

Упражнения цигун внешне и физически довольно просты и доступны, ими может овладеть любой, кто искренне стремится к этому. Следует лишь помнить, что основой их эффективности является определенная внутренняя работа. Внешне она может быть не заметна, однако без нее практики Цигун превратятся в гимнастику. Если же выполнять упражнения правильно и регулярно, можно научиться чувствовать Ци, а затем и взаимодействовать с ней, понимать её и управлять её потоком – очищать энергетические каналы, привлекать в тело внешнюю Ци и накапливать её в особых областях – даньтянях. Это позволит организму лучше функционировать и со временем избавиться от многих недомоганий.

Вот основные методы работы с Ци в Цигун:

Ощущение Ци - для того, чтобы начать работать с Ци, вам предстоит сначала научиться ее ощущать. Большинство людей имеют среднюю чувствительность, потому потребуется время и регулярная практика, чтобы ваше сознание научилось настраиваться на тонкие ощущения и не путать их с физическими ощущениями, а также не впадать в заблуждения, придумывая эти ощущения. Тут конечно можно порекомендовать все таки начать заниматься с инструктором, который поможет вам избежать самообмана.

Бывают люди с повышенной или пониженной чувствительностью - таких людей не более 5-10%. Если даже вы окажетесь среди них, то вам в случае повышенной чувствительности нужно будет учиться не увлекаться ощущениями, не привязываться к ним, чтобы не тормозить свое развитие. А в случае пониженной чувствительности, нужно будет больше начать работать с дыханием и телом, запастись терпением и дать возможность развиться своему сознанию и осознанности, которые позволят начать ощущать Ци.

Очищение от мутной Ци - поможет запустить активные восстанавливающие процессы. Когда вы очищаете тело от мутной, болезнетворной Ци, то вы освобождаете место для чистой и здоровой энергии с правильной информацией.

Накопление Ци - позволяет заполнить очищенное пространство свежей, более мощной и правильной Ци. Накопительные практики помогут накопить в даньтянях дополнительное количество Ци. Важно понимать, что без Сингун , возрастающее количество Ци будет взращивать в вас хорошие и плохие качества! Это может привести к дисбалансу Инь и Ян, увеличению раздражительности, отклонениям в здоровье.

Усиление Ци - позволяет с помощью замедленного дыхания и специальных практик повысить качество Ци, сделать ее более активной и мощной. Естественно это положительно скажется и на здоровье и на вашей активности в социуме, при условии, что вы будете также активно совершенствовать и культивировать свою сердечную природу!

Гармонизация Ци - позволяет восстановить баланс Инь и Ян, а также настроить внутренние процессы. Специальные оздоровительные практики (к примеру, «Шесть целительных звуков») позволяют нормализовать работу внутренних органов, гармонизировать пять движений Ци в теле. Для гармонизации Ци используются практики Цигун, Дао Инь и Сингун.

Есть в Цигун и особые комплексы упражнений, которые очень удобно выполнять в качестве утренней гимнастики – они мягко, но эффективно очищают, гармонизируют и тонизируют весь организм. Например, «Бадуаньцзинь» (восемь кусков парчи) и «У Цинь Си» (игры пяти зверей).

Регулярная практика Цигун позволяет:

  • кардинально улучшить здоровье и усилить иммунитет;
  • научиться расслаблению тела и сознания, что очень важно для современного человека, который живет в мегаполисе;
  • спокойное дыхание, мягкие движения и правильный внутренний настрой помогут обрести состояние внутренней гармонии и ясность мышления;
  • освоить искусство «собранной расслабленности» и осознанности действий;
  • повысить работоспособность, усидчивость и способность сохранять концентрацию;
  • научиться управлять своими чувствами и эмоциями: избавиться от раздражительности, подавленности, депрессии, страхов, неуверенности и других негативных эмоций;
  • повысить жизненный тонус и энергичность, забыть о чувстве усталости, разбитости.

Методика преподавания учитывает особенности менталитета и физиологии европейского человека. Упражнения Цигун в школе Чжэнь Дао не требуют особенной физической подготовки и специальных условий. Залогом эффективности занятий будет Ваша решимость заниматься, уверенность в достижении результата и, конечно, регулярность занятий!

Всё это в итоге даст Вам мощный импульс для развития в профессиональном и личном плане. Здоровье и энергичность позволят легче достигать жизненных целей, лучшее понимание окружающих и позитивный психо-эмоциональный заряд помогут правильно выстроить отношения и стать более успешным в социуме.



 

Возможно, будет полезно почитать: