Правильное историческое фехтование, или что такое HEMA и с чем их едят. Что такое Historical European Martial Arts (HEMA)? История появления

У любого явления есть причинно-следственная связь. Ничто не возникает из ниоткуда и ничто не исчезает в никуда. Даже если поначалу Вы не задумываетесь «почему?», то потом обязательно приходите к вопросу «а как?». Так и с HEMA . Так ли это на самом деле или нет, но все начиналось так…

Появление HEMA в Европе в виде, близком к нынешнему, можно со всей ответственностью отнести как минимум к Викторианской Англии, «когда несколько членов Лондонской стрелковой бригады принялись под руководством одного энтузиаста-исследователя древних видов оружия и способов его применения за изучение древних методик работы мечами, обнаруженных в старых итальянских и французских, а порой и английских книгах» . Не исключено, что подобные интересы возникали и в более ранние периоды и в других странах.

Представители MHFA в национальной библиотеке г. Валетты, Мальта

Современное же течение Historical European Martial Arts (HEMA) , также часто называемое как Western Martial Arts (WMA) , существует уже около 20 лет. Аббревиатура HEMA используется в основном клубами и школами Европы и в ряде других стран. Аббревиатура WMA в основном используется в США. В конце 80-х профессором Ханс-Петер Хилс (Hans-Peter Hils) была написана диссертация о важном научном значении фехтовальных трактатов в изучении истории литературы Германии. Впоследствии, опираясь на его работу, профессор Райнер Велле (Rainer Welle) написал о мастерах по древнему рукопашному бою, преподававшемуся в немецких школах. Обе работы стали фундаментальными для течения, которое сегодня называется HEMA . Диссертации, помимо массы полезной информации, содержали в себе информацию о манускриптах, их местонахождении в библиотеках и даже коды, по которым их можно было там отыскать.

В середине 90-х некто Кристоф Кайндель (Christoph Kaindel) , впоследствии ставший одним из основателей школы фехтования «Lichtenauer Fechter» , перевел манускрипт Зигмунда Ринека (Sigmund Ringeck) на современный немецкий язык. Впоследствии этот перевод сделал возможным появление первого официального руководства по историческому фехтованию, написанного Джоном Клементсом , руководителем школы фехтования эпохи Ренессанса «The ARMA» .

В конце 90-х появляются различные клубы и школы, изучающие и практикующие HEMA . Большинство из них расположено в Центральной Европе. Основной целью последователей и активистов HEMA становится поиск манускриптов и трактатов, их изучение, перевод на современный язык, транслитерация текстов (перевод рукописных текстов в удобный и читаемый вариант), интерпретация написанного в соответствии с нынешним восприятием прошлых эпох и с учетом уже известных исторических фактов о культуре, быте и философии народов, живших в эти эпохи. Так начинается увлекательное путешествие в удивительный мир HEMA .

По началу большинство клубов действует независимо друг от друга. Но с развитием новых возможностей в коммуникации и обменом информации (большим объемом информации: фото, видео, тексты), развитием Интернета и появлением социальных сетей, уже накопленной клубами большой информационной базой, появилась возможность сотрудничества независимо от географического положения клуба или школы.

В 2001 году появляется европейская коалиция HEMAC — Historical European Martial Coalition . В тоже время организуется международный слет любителей и активистов HEMA во французском городе Дижон (Dijon) , на базе школы HEMA «De Taille et d’Estoc» . С тех пор «Dijon» проводится каждый год уже более 10 лет, привлекая в свои ряды представителей HEMA клубов и школ со всего мира. На протяжении последнего десятилетия появляются другие альянсы и коалиции, о которых можно прочитать в разделе «Ассоциации HEMA» и которые позволили максимально расширить кругозор и географию интересов поклонников HEMA .

II Международная конференция 2012 года, Ассоциация исторического фехтования Мальты (MHFA)

В настоящее время интересы HEMA и WMA охватывает более чем 2000-летний период развития фехтовального искусства, начиная с эпохи римских гладиаторов. Если говорить о литературном наследии, то это почти 700-летний период, начиная с первых работ средневековья начала XIV века и заканчивая XX столетием, вплоть до Второй Мировой войны. Появляются новые интерпретации старинных манускриптов, переводы на английский язык, новые книги современных авторов, изучающих HEMA . Активистами HEMA проводятся локальные и выездные семинары и мастер-классы, показательные выступления, турниры. Подобная деятельность позволяет обмениваться научными и практическими наработками в изучении HEMA .

Если обратиться к первоочередным приоритетам HEMA сообществ, о которых как правило пишется в разделе «Цели и задачи», то сразу обращаешь внимание, что сообщества стараются максимально дистанцироваться от:

  • Medieval & Renaissance Re-Enactors (Реконструкция Средневековья и эпохи Возрождения );
  • Society for Creative Anachronism (SCA) (Общество творческих анахронистов );
  • Stage Combat enthusiasts (Сценическое фехтование );
  • Live Action Role Players (LARP) (Живая история или Ролевое фехтование );
  • Sport/Olympic Fencers (Спортивное и Олимпийское фехтование );
  • Asian Martial Artists (Восточные боевые искусства ),

хотя не отрицают, что любой человек самостоятельно может принимать участие в любом из этих направлений. Правда, последнее время в связи с большим наплывом желающих заниматься HEMA , появлением новых клубов и объединений, эти границы в некоторых случаях могут стираться и ты думаешь: «Это все-таки реконструкторы, занимающиеся HEMA , или практики HEMA , ударившиеся в реконструкцию?». В основном это происходит по тем же причинам, что и у нас — за счет пополнения людей увлекающихся RPG и LARP. Кроме того, эта грань менее ярко выражена в странах Восточной Европы: Польше, Чехии, Словакии и т.д.

Клубы и школы занимаются изучением различных видов оружия — это могут быть римский гладиус, немецкий дюссак и американский томогавк, шотландский палаш и французская дуэльная шпага, итальянская рапира и эспадрон, классическая шпага и рапира начала 20-го столетия и т. д. На турнирах чаще всего можно встретить следующие виды стального оружия:

  • федершверт и лонгсворд;
  • меч и баклер (I.33);
  • рапира и дага;
  • сабля Хаттона и палаш;
  • дага;
  • рукопашный бой (grappling).

Для изучающих HEMA , пожалуй, камнем преткновения становится определение практической эффективности изучаемой методики. Совершенно очевидно, что п роверить эффективность боевого искусства можно только в реальных боевых условиях: будь то военный поход или поединок один на один. Но именно отсутствие определенности в этом вопросе и позволяет получить все то разнообразие исторического фехтования, которое мы сегодня наблюдаем.

Swordfish-2012. Швеция

Зарубежные любители HEMA поступили следующим образом. Для любого изучающего HEMA первоочередными факторами являются:

  • наличие оригинального методического первоисточника;
  • соблюдение идеи целостности восприятия и использования первоисточника, сведение к минимуму вмешательства современных навыков фехтовании.

При наличии единой исходной теоретической базы каждый человек определяет для себя один из двух путей или оба сразу. Часть исследователей придерживается философии представителей некоторых восточных единоборств и следует идее, что если нет возможности проверить эффективность методики фехтования в реальном поединке, то и нет необходимости пытаться искусственно создавать эти условия, загоняя искусство во всевозможные рамки правил, конвенций и ограничений. Поэтому ограничиваются свободными поединками и показательными выступлениями в контакт, делая акцент на отточенность и соответствие техники первоисточнику. Другая группа считает, что эффективность можно проверить, поместив людей в более или менее условно-реальные условия боя, но в рамках жестких правил и конвенций. Поэтому проводятся всевозможные турниры, поединки на выбывание и т. д.

По сути, с позиции современного человека, правы и те и другие. Поэтому из всего сообщества HEMA можно выделить две подгруппы, принадлежность к которым определяется исключительно индивидуальными предпочтениями каждого отдельного индивидуума, а не группой, школой или клубом в целом:

  • теоретики — контактное фехтование с максимальным соблюдением изучаемой техники и тактики;
  • практики — контактное, условно-прикладное турнирное фехтование, с элементами спорта.

Урок. Роберт Райтсон и Андрю Фист, «Sussex Sword Academy». Великобритания

Изучающие HEMA могут выбрать себе то направление, которое им больше по душе. Понятно, что турнирная практика требует дополнительной физической подготовки участника, а также умения действовать в ограниченный период времени и в соответствии с установленными правилами. Правила поединков в клубах и школах отличаются. Даже в рамках одного турнира, проводимого ежегодно, правила могут меняться. Это делается с целью избежания унификации правил, как в спорте, чтобы участники не стремились максимально упрощать технику, сводя все к паре-тройке «коронок». С другой стороны, теоретики посвящают больше времени вниканию в философию, тактику и технику изучаемой методики фехтования и оттачивают ее на тренировках и свободных поединках.

Год назад я начал заниматься историческим фехтованием в балаковском клубе « », о чем уже публиковал здесь в блоге . Историческим фехтованием так или иначе занимаются в России тысячи людей, найти подробную и структурированную информацию об этом виде спорта очень тяжело. В том числе и потому, что в отличие от спортивного фехтования, истфех – динамичная среда, в которой «правила игры» периодически меняются, в угоду развитию и даже немного моде.

Историческое фехтование в России.

На данный момент историческое фехтование делится на несколько основополагающих видов.

Ролевое фехтование

Первый вид, самый технически простой – ролевое фехтование . Кто такие «ролевики» сейчас уже все знают – это ребята, участвующие в массовых «ролевых играх», где сюжет и все действие основано на сюжетах книг, фильмов, игр или исторических событиях. Практически в любой ролевой игре есть понятие «боевые персонажи» – это те персонажи, которые могут и хотят участвовать в зачастую совсем не шуточных сражениях, как массовых, так и дуэльных.

Сражаются ролевики на соответствующем оружии, имитирующем боевое холодное оружие начиная от средневековья и заканчивая современными видами клинков. Оружие чаще всего пластиковое или текстолитовое (железо требует слишком серьезной защиты тела). И для повышения навыков владения им многие ролевики осваивают фехтовальные навыки.

Ролевое фехтование.

Особенность ролевого фехтования в как правило низкой спортивной подготовке, невысоких технических навыках и нацеленности фехтовальщика скорее на красивый, бой, доставляющий удовольствие самим процессом, чем сугубо практический результат. Следует отметить, что в ролевом фехтовании широко распространены бугурты, хотя используется в них конечно же не стальное, пластиковое, резиновое, а иногда и мягкое гуманизированное вооружение (кто считает, что это «детский сад» – поучаствуйте и поймете, что это мягко говоря не так).

Из комментариев от пользователя Япил Грог :
В раздел ролевого фехтования: нередко в ролевом фехтовании напрочь отсутствуют какая-либо защита, что сказывается, в частности, на ограничении силы нанесения ударов по противнику и полный запрет на атаки в некоторые части тела.

Реконструкторское фехтование

Второй вид – реконструкторское фехтование . Оно очень сильно похоже на ролевое (но ставить их рядом нельзя – для реконструкторов боюсь это будет серьезной обидой) и в общем-то не вносится в отдельный вид. Но многие реконы особо не заботятся о спортивной и технической подготовке, акцентируя свое внимание на качестве костюма, доспеха и общего исторического антуража.

Турнир реконструкторов, бугурт.

Для реконструкторского фехтования свойственна такая же как для ролевого «красивая» манера боя, но реконы дерутся стальным оружием, а значит и защиту обеспечивают себе намного лучшую. Хотя и не спортивную. Также в реконструкторском фехтовании используется множество видов вооружения, в том числе древковое.

Реконструкторы, турнир.

Классическое дуэльное фехтование

Третий важный вид исторического фехтования в России – «классическое дуэльное фехтование» . Самая важная черта этого вида – имитация бездоспешного поединка. То есть выбирается оружие, которым сражались во времена, когда изобретение огнестрельного оружия начало сводить «на нет» значение доспеха.

Главные виды оружия в «дуэльной классике» – шпага, рапира, некоторые виды тонких легких мечей, которые способны правильно классифицировать только специалисты и которые активно зовутся «шпагами» и «рапирами», хотя не являются таковыми по научной классификации.

Классическое дуэльное фехтование.

Оружие в классическом дуэльном фехтовании чаще всего гуманизируется и нередко используется текстолитовое или пластиковое. И еще классическое дуэльное фехтование максимально приближается к спортивному, хотя является конечно же историческим.

Отдельное мнение из комментариев от пользователя Япил Грог :
В раздел классического дуэльного фехтования: Можно сказать что классическое дуэльное фехтование эволюционировало из ролевого фехтования, обозначив ряд характерных особенностей:

За основу построения тренировок и техники ведения поединка взяты позднесредневековые европейские трактаты о фехтовании. Это, пожалуй самая важная черта ДФ, которая роднит его с европейской HEMA, о которой речь пойдёт ниже.

В связи с тем что разрешены уколы, да и удары наносятся в полную силу, серьёзное внимание уделяется защитному снаряжению. Чтобы выступать на соревнованиях по ДФ, необходимо иметь фехтовальную маску, стеганую защиту корпуса, защиту паха (для девушек ещё и защиту груди), защиту колен и локтей, защитные перчатки. Стоит также упомянуть, что снаряжение и одежду бойца рекомендуется стилизовывать под позднее средневековье.

Поединки ведутся с расходами после результативных попаданий, что вполне логично, в противном случае дуэль может превратиться в хаотичную «набивку баллов».

Основной материал, из которого изготавливают оружие — текстолит. Однако в последнее время на первенствах по ДФ часто проводят номинации на стальном оружии.

Спортивное историческое фехтование

Четвертый вид исторического фехтования сложно назвать каким-то особым названием. Когда знающий человек говорит «историческое фехтование» – он имеет ввиду именно этот вид. Но чтобы отличить его от остальных и подчеркнуть важную направленность, я назову его «спортивным историческим фехтованием» .


Спортивное историческое фехтование.

Вот важные отличительные факторы спортивного исторического фехтования:

  • воссоздание доспешного поединка с максимальной защитой тела;
  • бой в самый полный контакт;
  • ориентация на турниры (в ранее описанных видах турниры и поединки проходят в рамках игр и фестивалей, в то время как «спортивные истфеховцы» съезжаются именно на турниры, которые в лучшем случае просто могут быть приуровены к какому-то событию или фестивалю);
  • слабая привязка к антуражу (в отличие от ролевиков и реконструкторов в этом виде почти не принимается во внимание соответствие брони и оружия какой-то исторической эпохе);
  • высокий уровень спортивной подготовки (большинство бойцов вынуждены держать себя в форме из-за тяжести доспехов, оружия и продолжительности поединка и турнира в целом. Спортивная подготовка иногда настолько серьезная, что бойцы испытывают проблемы со здоровьем наподобие профессиональных спортсменов. Будут проблемы с мышцами и связками – советую , этими современными штуками пользуются спортсмены мирового уровня);
  • спортивная иерархия и федерации.

Стать полноценным видом спорта в среднесрочной перспективе спортивному истфеху не светит – слишком большой путь нужно пройти для унификации и стандартизации вооружения и защиты. Но федерации, в том числе международные, существуют уже сейчас, как и многоуровневые соревнования (региональный, зональный, федеральный и международный уровень).

Современный мечевой бой

Пятый вид исторического фехтования совсем молодой – это так называемая федерация Современного Мечевого боя . Бои проходят на мягких мечах (тямбара, спортмеч) с неслабой защитой. Федерация СМБ задалась двумя важными целями:

  • популяризация истфеха среди детей засчет максимальной гуманизации вооружения и хорошей защиты;
  • превращение СМБ в официальный вид спорта.

Современный мечевой бой.

Причем в последнем СМБ все более преуспевает – федерация уже имеет право присваивать спортивные разряды.

HEMA – Historical Europian Martial Arts

Шестой вид исторического фехтования в России – это Historical Europian Martial Arts , что переводится как исторические европейские боевые искусства . HEMA-движение в Европе сейчас активно набирает обороты, подминая под себя множество других направлений исторического фехтования, да и в России приобретает все больше сторонников.

Н а фото: типичный hema боец.

Отличий hema от традиционных для России видов истфеха множество, но я остановлюсь только на основных:

  • главное действующее лицо в hema – двуручный меч в бездоспешном поединке;
  • в боях используются гуманизированные версии клинков (для hema-звезды двуручного меча бой ведется его тренировочным аналогом – федером), хотя в большинстве случаев они выполняются из стали;
  • в качестве защиты используются сугубо современные пластиковые и металлические элементы, в том числе фехтовальные маски на манер спортивных (хотя как ни крути, hema движению все таки приходится эволюционировать защиту головы в сторону металла, причем нередко повторяя признаки средневековых шлемов – как ни крути, а «тогда» придумали все что нужно для защиты головы и изобретать велосипед просто нет смысла);
  • hema берет свое название из конкретного факта: в Европе в свое время было написано немало трактатов по бездоспешному фехтованию некоторыми видами оружия. Поэтому hema – это изучение именно европейских школ, на манер рукопашных восточных. И адепты при этом испытывают не меньше тяги к исходникам, чем восточные бойцы. Поэтому иногда hema-бойцы готовы жертвовать функциональностью для достижения исторически достоверной техники. Хотя как и во всем этим человек должен просто «переболеть».

HEMA поединок, меч + баклер.

Бой на федерах.

Отдельное мнение из комментариев от пользователя Япил Грог
Что же такое НЕМА? Само по себе НЕМА – очень широкий термин, который может включать в себя как европейское искусство фехтования, так и любое другое историческое европейское боевое искусство: бокс, борьбу или сават. Однако нас интересует именно фехтовальный аспект. В России ближе всего к НЕМА именно дуэльное фехтование, которые с ХЕМА роднят несколько важных моментов: работа с историческими источниками, отсутствие ограничения по силе удара (отсюда и необходимость в защитном снаряжении) и широкий выбор оружия.

Так уж вышло что в России НЕМА ассоциируется с поединками на двуручных мечах – федершвертах. Однако в Европе НЕМА бойцы сражаются и на одноручном оружии, а также и на парном (шпага-дага или меч/баклер). И как такового отдельного обозначения для дуэльного фехтования в Европе не существует, это всё НЕМА.

Следовательно, мы не ошибёмся если скажем что классическое дуэльное фехтование – часть НЕМА, и, возможно, в обозримом будущем ДФ унаследует эту пока что непривычную нам аббривеатуру.

Вообще о каждом из видов я попробую написать отдельный материал. Но для общего представления этого хватит.

Занимайте спортом!

  • 19 Февраль, 2015

На всякий случай обращаем внимание читателей, что вся информация о российском виде исторического фехтования взята из ранее публиковавшихся материалов и не является домыслом авторов данного журнала.

Редакция журнала..OnFencing..

А теперь наберемся терпения. Не так все у нас просто, как хотелось бы…

Клубы, занимающиеся историческим фехтованием , появляются в конце 80-х годов. Независимо друг от друга они возникают в Москве, Саратове, Туле, Ульяновске, Белгороде, Пензе и других городах Российской Федерации. Основной интерес — военная средневековая история, изучение техники владения средневековым оружием, доскональное и кропотливое восстановление исторических традиций, быта, культуры. Используя различные исторические источники, архивные, фольклорные и этнографические изыскания, археологические исследования, данные клубы постепенно начинают создавать реконструкции доспехов, вооружения средневековой Руси, стран Европы, Скандинавии, Азии, различные системы ведения поединков на мечах, саблях, копьях и т.д. Турниры по историческому фехтованию стали проводиться с начала 90-х годов.

Первые контакты между представителями различных клубов разных городов России и бывших стран СССР приводят к осознанию необходимости унификации правил мероприятий и создания организации (неофициальной структуры), которая должна была бы объединить клубы России. В каждом из регионов появляются клубы, которым принадлежит ведущая роль в становлении исторического фехтования как вида спорта. Это «Дружина Крепость» в Туле, «Наследие предков» , «Варяг» , «Братина» и «Паладин» в Москве, «Форн» в Северодвинске и «Стальное копье» в Саратове.

Меч России. Федерация исторического фехтования (ФИФ)

Совместное участие в региональных и столичных турнирах и фестивалях способствовало знакомству клубов друг с другом, постепенно определялись лидеры и аутсайдеры, кто-то приобретал известность и статус, кто-то наоборот их терял. В 1996-97 годах ряд клубов реконструкции и исторического фехтования России в итоге объединяются в Межрегиональную общественную спортивную организацию под названием Федерация исторического фехтования (ФИФ) . Проведенная в 1997 году конференция определила правила турниров по системе ФИФ, их место и время проведения. Зарегистрированы региональные отделения ФИФ, избраны их лидеры.

Своего рода штаб-квартирой федерации становится Историко-спортивный культурный комплекс в Москве «Сетуньский стан» , в создании которого активное участие принимал И.Н. Панин, возглавлявший кроме того и Объединение каскадеров «Мастер». Творческий союз этих двух структур — объединения каскадеров и Федерации исторического фехтования — позволил проводить зрелищные турниры и иные мероприятия, где зритель мог наблюдать не только поединки рыцарей, но и разнообразные трюки, созданные профессионалами.

«Сетуньский стан» Федерация исторического фехтования (ФИФ)

Каждый год под началом ФИФ проходят различные мероприятия, направленные на увеличение популярности исторического фехтования в России. Проводится организация и синхронизирование исторической реконструкции, ролевого моделирования и деятельности различных клубов исторического фехтования на уровне страны. По данным ФИФ, в его работе сейчас принимают участие до 90 клубов России, в которых занимаются около 3000 человек. А потому федерация остается на данный момент одним из самых значимых явлений в спортивном направлении военно-исторического движения в России.

Параллельно со спортивной составляющей в военно-историческом движении России существует и реконструкторская. Популярность подобных клубов также начинает набирать обороты. Среди клубов появляется «оппозиция» к Федерации исторического фехтования, не желающая ограничивать свою деятельность только спортивными турнирами. Многие участники в силу идеологических разногласий перестают посещать мероприятия ФИФ. Подобное положение вещей приводит к тому, что в 2003 году появляется структура, параллельная ФИФ — Ассоциация европейских средневековых боевых искусств (АЕСБИ) . Соответственно, вошедшие в ассоциацию клубы создают свои собственные турнирные правила (отличные от правил ФИФ) и начинают организовывать собственные турниры. Самыми известными клубами, представленными в АЕСБИ , являются клубы «Берн» (имеющий отделения в нескольких регионах России) и «Молот и Крест» .

В 2004 году пять крупных московских клубов («Байард», «Золотые леса», «Гастингс», «Семаргл» и «Аскольд» ) заявляют о создании Ассоциация клубов исторического фехтования (АКИФ) . Цель ассоциации — развитие и популяризация исторического фехтования, привлечение к данному виду спорта массового зрителя. АКИФ известна своим развитием и популяризацией так называемых профессиональных боев по историческому фехтованию . Этот вид поединков проводится как правило по трехраундовой системе с применением всевозможных приемов рукопашного боя, а не только фехтования на мечах. По сути, профбои в историческом фехтовании — не что иное, как полноконтактные бои без правил в доспехах .

В настоящее время также существует похожий формат профбоев , который называется Исторический средневековый бой (ИСБ) . Наиболее ярким примером ИСБ является – чемпионат мира по историческому средневековому бою, а также ежегодный фестиваль исторической реконструкции средневековья. Основная направленность фестиваля — спортивная, но исторической достоверности доспехов и вооружения также уделяется большое внимание. «Битва Наций» проходит каждый год в первых числах мая, начиная с 2010 года.

Проект «Битва Наций»

В 2010 году в Екатеринбурге зарегистрирована Межрегиональная общественная организация Федерация дуэльного фехтования . В качестве целей ФДФ ставит перед собой развитие и популяризацию дуэльного фехтования в России, укрепление позиций и повышение престижа российского дуэльного фехтования на спортивной международной арене и т.д. Несмотря на межрегиональное значение, в турнирах, проводимых ФДФ, на сегодняшний день в основном принимают участие клубы Урала.

В дуэльном фехтовании, егоеще иногда называют условно-прикладным фехтованием, в качестве оружия используются модели исторических клинков с «лезвием» из стеклопластика и дюралюминия (плоские, толщиной 6-10 мм). Последнее время под влиянием европейских клубов HEMA стало появляться стальное оружие, но стеклопластик по-прежнему доминирует во всех клубах и школах. По формальным признакам дуэльное фехтование можно отнести к историческому фехтованию, потому что оно содержит в себе признаки и ролевого движения, и историко-реконструкторского, и спортивного. Самим участникам движения не всегда нравится, что их пытаются отнести к историческому фехтованию по спортивным признакам, хотя они не отрицают, что «абсолютно все трактаты необходимо подвергать критическому анализу, ведь в них содержится изрядное количество неверных утверждений и мало применимых приемов».

Фехтование на текстолитовом оружии. Участники клуба «Служивый». г. Пушкино

Сегодня дуэльным, или историческим фехтованием на текстолитовом оружии, увлекаются во многих городах России: существуют команды в Иркутске, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Владимире, Санкт-Петербурге, Москве, Иваново и многих других городах. Наиболее крупные региональные турниры собирают до сотни участников, на долю каждого из которых выпадает минимум 5-7 боев отборочного круга. С 2009 года на многих соревнованиях выделяют женскую номинацию. В 2010 году на «Золотой шпаге» были проведены бои в номинации «тяжелая шпага» — стальная, с ромбовидным сечением.

Существуют клубы и школы, которые практикуют историческое фехтование , но не входят в те или иные образования и федерации, а занимаются этим для собственного удовольствия, участвуя в местных праздниках и фестивалях, проводя показательные выступления и семинары. Примером могут служить студия историко-сценического фехтования «Силуэт» и студия артистического фехтования «Ренконтр» в С.-Петербурге. Каждая из подобных школ уделяет внимание исторической составляющей фехтования изучаемого периода, но также активно занимается сценическим, ролевым или трюковым фехтованием. Как правило ими используются реалистичные стальные копии (затупленные) холодного оружия.

Реконструкция, как и любая историческая дисциплина, претерпевает постоянные изменения. Реконструкция сегодня - не то, что реконструкция вчера. Уже никому не нравятся сведеные кольчуги, уже никто не делаем мечи из подручного металлолома, а и требует от мастеров закупаться правильной сталью со сложной цифрой. Еще немного, и историческая реальность раскроется перед нами, как цветок под лучами солнца.

Однако реконструкция - дисциплина не только изменчивая, но и комплексная. С одной стороны - чего уж проще: взял меч и руби. Или алебарду - и руби сильнее. Но почему же тогда все без исключения источники говорят нам не просто о фехтовальщиках, но о фехтовальщиках, которые «учились владеть оружием с детства»? Ответ прост: искусство фехтования в «тогда» в первую очередь являются залогом не только здоровья и долголетия, но и успешного финансового положения,. Фехтование - это умение пользоваться не только и не столько оружием, сколько своим разумом и телом, причем в любой ситуации.

Именно на исследование этого вопроса направлена деятельность групп HEMA - Historical European Martial Arts. Сложилось так, чтопрямая традиция фехтования и борьбы в европе была прервана неумолимым техническим прогрессом. Эти группы изучают фехтование от начала его письменной истории - манускрипта I.33, до современного армейского штыкового боя.

Когда у техники нет живых представителей, приходится становится ее живым представителем самому. Занятие это трудное и долгое, ведь недостаточно просто изучить манускрипт - нужно ещё первести его с древне-непонятного языка на современный, понять, что именно хотел сказать автор, выяснить, какими способами может быть выполнен тот или иной прием, сотни раз повторить все эти способы - и только после нескольких десятков спаррингов с удачным его применением можно будет утверждать, что - да, Мароццо, Фиоре, Мейер делали это именно так. Данный подход к историческому фехтованию возник относительно недавно, и в мире не так уж много групп, которые этим занимаются. Однако их вклад в развитие чисто европейских боевых искусств уже настолько велик, что его признают и на международном уровне.

Итак, от слов к делу. Хочу показать и рассказать о том, что тако историческая техника и тактика боя, и почему реконструктору стоит иметь ее ввиду.

Первый ролик - школа The Real Gladiatores, многим исзвестная. Изображено там не просто «что-то их Тальхоффера», а принцнип развития и применения контрударов.

Классический длинный меч как он должен быть.

Второй ролик - не менее разнообразные развития и приемы + несколько более натуральных спаррингов.

Это только начало и верхушка айсеберга под назнванием «Исторические боевые искусства».
На загнивающем западе уже ддавно и стабильно проходят вполне официальные и вполне спортивные соревнования по «традиционным» боевым искусствам, и это не только бои на мечах и рапирах - туда входит и безоружный, и ножевой бой.
Ответить на вопрос «чем мы хуже?» предлагаю самим, а так же задуматься над тем, что нам нам мешает научиться применять то же самое в тяжелом пацанском бугурте или на правильных крутых маневрах с уколами - техника старого боя позволяет быть адаптированой и под то, и под другое. А главное - имеет много больше общих прав называться «реконструкцией», даже если на бойцах фехтовальные маски и тактические перчатки.

И добавлю, как «пользователь» этих самых техник - именно благодаря их изучению, я понял, зачем мечу гарда, и насколько важны такие мелочи, как положение ног или клинка при ударе.



 

Возможно, будет полезно почитать: