Рукопашный бой. Филиппинские боевые искусства

Филиппинские острова имеют свою уникальную, древнюю и славную историю, так как в разное время эта страна принадлежала и западу и востоку. Филиппинцы вынуждены были жить под управлением испанцев, американцев и японцев. И естественно, что всё это просто не могло не оставить следа в их национальном характере. Поэтому в культуре тихоокеанского архипелага гармонично сочетаются философии двух частей света.

История зарождения Кали

История Филиппин и искусство самообороны и нападения – это так же неразрывно, как душа и тело. Филиппинские дети начинают осваивать владение клинком раньше, чем выговорят первое слово.

Когда испанцы пришли на архипелаг в 16 веке, местные жители с отчаяньем и отвагой вырезали захватнические силы при помощи холодного оружия, хотя и не смогли их выгнать, так как не обладали техникой самообороны. И с тех пор, когда Филиппины подвергались захвату, жителям приходилось маскировать тренировки своей борьбы под ритуальные танцы.

В состав архипелага входит более семи тысяч островов, благодаря чему филиппинское кали в разных местах страны называется по-разному. На юге – это Кали, опасная техника борьбы без излишеств, которая преследует цель не выматывать противника схваткой, а как можно быстрее провести смертельный приём. Именно Кали является родной борьбой филиппинцев. Она родилась в борьбе, когда на архипелаг высадились завоеватели. Бежавшие тогда в джунгли, коренные жители островов придумали эту систему там, так как обстоятельства вынуждали их вести борьбу за свою свободу. И эта боевая система настолько сильна и проста, что она известна не только в стране своего рождения, но и по всему миру, применяется различными подразделениями спецназа.

В центральной части – это Эскрима, что означает испанское фехтование. Эта система зародилась в городах, но не как метод борьбы за свободу, а как что-то спортивное, для зрелища. Эскриму можно охарактеризовать так: красивая обложка, но не более.

Арнис – также является боевой системой Филиппин. Название всего лишь означает одетые на руки бойцов специальные защитные приспособления, защищающие руки от ран. Это связано с тем, что арнис активно практикует использование палок, ножей и прочих подручных средств. Но наравне с Эскрима, его трудно назвать боевой техникой.

Помимо этого на архипелаге существует около двухсот различных стилей и направлений боевых искусств, но у всех одна основа – Кали.

Техника Кали

В процессе обучения филиппинским боевым искусствам выделяется то, что первоначально делается упор на то, чтобы овладеть оружием. Только после этого ученику начинаю показывать приёмы безоружного боя. Поэтому если не научится работать ножом и палками, к работе ногами и руками тамошние мастера не допустят. Принципы, которые приняты во всех направлениях филиппинских боевых систем – это эффективность, простота и экономичность.

Кали – это множество вариантов контратак, бросков, разоружений и захватов с использованием максимальных возможностей бойца. При этом приёмы Кали можно применять против противника с любым вооружением.

Палочный бой в Кали – это жёсткая прикладная дисциплина, которая учит владению как одной, так и двумя палками. В основе такого боя лежит чётко поставленный и акцентированный удар. Стоит отметить, что на Филиппинах такие палки изготавливаются из специальной древесины, которую запрещено вывозить с острова. Поэтому в Европе палки изготавливают из ротанга. Согласно легенде, вождь с острова Мактан победил Магеллана с испанским клинком с помощью именно ротанговой палки.

Ножевой бой на архипелаге никогда не рассматривался, как способ ведения боя. В их понятии – это неожиданное нападение и быстрое поражение. В этом и заключается ножевой бой в Кали. Чтобы быть психологически готовыми к тому, что рано или поздно будет нанесена ножевая рана, филиппинцы во время тренировок прибегают к полному контакту с оружием соперника. Но для Европы и запада такой подход кажется диким, поэтому первые год-два тренировки проходят только с макетами из дерева.

Но не стоит заблуждаться и думать, что филиппинские единоборства сделают человека асом ножевого боя. Отнюдь, для этого существует специальные секции. В Кали, прежде всего, учат владеть оружием и обороняться от него. А ведь владеть и мастерски применять – это разные вещи. Оружие в Кали – это как дополнение к общему фону единоборства.

Методы обучения преследуют в первое время две цели – развитие координационных навыков и постановку удара. А уже после этого обучение переходит в длительную фазу спарринга, где отрабатываются различные техники и приёмы ударов руками и ногами.

Часто возникает вопрос – какой стиль боевых искусств лучше? Наверное, дать на него однозначный ответ невозможно. В конце концов, побеждает или проигрывает, как известно, не система, а человек. Однако при выборе стиля с наибольшей боевой эффективностью, следует обращать внимание на основной критерий – практику.
В начале ХХ века наибольшее прикладное значение имели японские и китайские стили. Именно они и послужили основой для создания большинства армейских и полицейских систем того времени, таких как советское САМБО, система Фейрбэйна и др. Однако к концу ХХ века и началу XXI века центр активного развития и совершенствования боевых искусств переместился в Юго-Восточную Азию. Именно этот регион, на сегодняшний день, служит «поставщиком» наиболее жестких и реалистичных школ спортивных единоборств и прикладного рукопашного боя (муай тай, бирманский бокс летхвей, пенчак-силат) и систем боя с оружием. Одним из таких регионов, где боевые искусства по-прежнему остались подлинным инструментом выживания, являются Филиппины. В некоторых регионах Филиппинского архипелага и сегодня в межэтнических стычках от холодного оружия гибнет больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях.
Таким образом, филиппинские боевые искусства (ФБИ), известные под названиями Арнис, Эскрима, Кали, не потеряли своей грозной боевой эффективности, возникшей в результате многовековых войн с испанцами, американцами и японцами, а также из-за жесткой конкуренции между мастерами, приводившей к «смертельным» дуэлям хуэго тодо .
В последние десятилетия происходит активное распространение Арнис и Эскрима по земному шару. Открываются все новые и новые клубы, развивающие филиппинские стили как спорт, систему самообороны, традиционное единоборство. В ряде стран работу одной палкой изучают в полиции, а в системе подготовки войск специального назначения используются элементы филиппинской манеры боя с ножом, так же как и работа с подручными средствами, такими как веревка, куртка, гвоздь или кусок стекла.
Основными разделами, изучаемыми в Арнис и Эскрима являются:


Что же может нам дать изучение филиппинских боевых искусств, в чем преимущества этих школ самообороны и рукопашного боя?

1). Это комплексные системы, где присутствуют и техники рукопашного боя (удары руками, ногами, локтями, коленями, броски, болевые и удушающие приемы в стойке и в партере), и техники применения холодного оружия (нож, палка, мачете), и техники использования в бою различных подручных средств.
2). Это системы, где все технические элементы изучаются и применяются на единой двигательной базе, что позволяет избежать так называемого «конфликта навыков», когда переход от одного раздела к другому требует смены «движка».
3). Это открытые системы. С изменением условий жизни, характера конфликтов и применяемого оружия закономерно изменяется и арсенал преимущественно используемых приемов.
4). На первом месте стоит эффективность применяемых действий. То, что работает, то, что эффективно, то и является правильным.
5). Акцент на использовании оружия позволяет повысить эффективность Ваших действий в условии самозащиты, так как изучить технику боя с оружием проще и быстрее, чем рукопашный бой.
6).Умение использовать в бою палку и нож повышает Ваши шансы на выживание при защите от аналогичного оружия, поскольку, помимо приемов противодействия оружию и приемов разоружения, Вы будете знать и понимать закономерности работы этими видами оружия.
7). Акцент на актуальность применяемых техник в современном мире позволит Вам проверять свои навыки в спортивных поединках различной степени «жесткости» (что является, на сегодняшний день, единственным законным способом проверки навыков боя для гражданского человека).
8). ФБИ опираются на более чем 500-летнюю традицию. Несмотря на их современность, ФБИ имеют многовековую историю развития, опыт реальных боев «не на жизнь, а на смерть». Это традиционные системы в лучшем смысле этого слова.
9). ФБИ – это одни из немногих систем в мире, которые реально использовались в вооруженных конфликтах и криминальных столкновениях в ХХ и ХХI вв. Их эффективность проверена жизнью.
10). Наряду с чисто прикладной эффективностью, ФБИ – это увлекательное и экзотическое занятие, прекрасное средство физического развития и поддержания формы.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,посылки по адресу,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47, можно через соцсети СЕРГЕЙ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] Ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UC4AHkKA-LDAwjALyHr0JzEw/videos?view_as=subscriber Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Филиппинские боевые искусства - техника ножевого и рукопашного боя, исторически сложившаяся на Филиппинах под влиянием внешних и внутренних факторов (географического положения, стычек с захватчиками, междоусобиц и т.д.). Кроме того, издавна основным орудием труда и оружием филиппинцев был нож, потому почти все системы боевых искусств этого региона основаны на использовании для защиты холодного оружия.

В разных районах архипелага боевые искусства именуются по-разному. На западе Филиппин (области Паная и Негроса) ножевой бой носит название пекити-тирсия кали (от тагальск. pekiti tirsia; pekiti - "подойти близко" и tirsia - "изрезать на мелкие кусочки"). Считается, что это наиболее древнее из всех дошедших до нас направлений филиппинских боевых искусств - упоминания о нем имеются в хрониках империи Шри-Виджайя (Малайзия), датированных 8 веком до н.э. В Маниле этот вид самообороны именуется арнис или пананандата, в Илокосе - кабароан, в провинции Пангасинан - калиронган, на Бисайских островах - эскрима и т.д.

В мае 1993 года в Америке был создан Всемирный совет гранд-мастеров боевых искусств (World head of family sokeship council (WHFSC)), куда входят не только мастера Филиппин, но и более 160 представителей различных боевых искусств изо всех стран мира. В 2005 году основан альянс филиппинских боевых искусств Philippine Martial Arts Alliance (PMAA) . Упомянутые организации занимаются распространением искусства ножевого боя по всему миру.

Чтобы изучать филиппинские боевые искусства, требуются особые способности и много времени. Нет, данное направление боевых искусств было создано для того, чтобы обучать обычных крестьян (как мужчин, так и женщин), не имевших никакого отношения к ратному делу, умению защищать свои земли и дома от захватчиков. Потому отличительной особенностью данной системы является философия простоты и направленность на максимально быстрое обучение навыкам ведения боя, эффективное даже в случае, когда человек не обладает какими-либо талантами в сфере боевых искусств. Например, для того, чтобы освоить баджак (стиль самообороны, созданный для женщин) достаточно нескольких занятий, а за год упорных регулярных тренировок можно достичь уровня мастера.

Все жители Филиппин виртуозно владеют основами боевых искусств. Это не совсем так. Боевые искусства на Филиппинах включены в школьную программу, однако по окончании учебного заведения каждый человек сам для себя решает, нужно ли ему совершенствоваться в искусстве ведения боя, или же достаточно полученных знаний. В обязательном порядке приемы самообороны изучают и доводят до совершенства лишь военные и полицейские.

Филиппинские боевые искусства чрезмерно упрощены. Упрощенная манера движений отнюдь не говорит о том, что они будут неэффективны в бою, а является просто определенного рода подходом к подбору техник, рассчитанных на максимально быстрое овладение данным искусством самообороны. Потому сложные и вычурные приемы, которые в реальной схватке не обеспечивают преимущества, попросту не изучаются.

Боевые искусства Филиппин имеют немало существенных отличий в технике и тактике ведения схватки. Чаще всего различные термины, применяемые по отношению к филиппинским боевым искусствам, лишь призваны указать на место и время появления данного вида. Например, арнис и эскрима - ныне наиболее распространенные наименования упомянутого направления боевых искусств - появились сравнительно недавно (эскрима скорее всего, происходит от испанского escaramuza - "схватка", арнис создан в наши дни), а кали - термин, применявшийся гораздо раньше, во время испанской оккупации был запрещен, потому ныне менее употребляемый. Все упомянутые названия применяются для обозначения группы стилей, в которых и методы обучения, и техники ведения боя во многом схожи.

В боевых искусствах Филиппин упор делается на сражении с использованием оружия (ротанговой палки и ножа). Ротанговые палки чаще всего используются во время тренировок, в реальной же боевой ситуации человек может встретиться как с вооруженным, так и с безоружным противником, и совершенно не обязательно он сам будет иметь при себе нож. Потому филиппинцы обучают техникам, позволяющим одинаково эффективно вести сражение и с оружием (ножом, мечом, копьем, палкой), и без оного. Техники рукопашного боя и работа с оружием тесно взаимосвязаны, потому следует рассматривать систему филиппинских боевых искусств как целостную, а не как узконаправленное фехтование с использованием палок, или просто как ножевой бой. В то же время следует учесть, что некоторые стили (сикаран, панантукан) ориентированы в основном на рукопашный бой.

В стиле думог бой ведется голыми руками. Действительно, на первый взгляд может показаться, что в руках бойца, практикующего данный стиль, ничего нет. Однако на самом деле это заблуждение. Во-первых, между пальцами рук думогуэро (практикующего думог) помещен зуб насекомого atipalo (видимо, церк уховертки), шип растения или металлический штырь, смазанные ядом. Во-вторых, руки бойца сами по себе являются довольно опасным "оружием", так как они также заблаговременно пропитаны ядом. Чтобы отравляющее вещество не вредило самому думогуэро, он на протяжении 49 дней проводит подготовку: вначале окунает руки в горячий отвар красного перца, потом - бьет песок. Процедура повторяется до полной потери чувствительности рук. После этого боец смазывает руки ядом (чаще всего змеиным) и в бою старается попасть в глаза или в рот противника. Даже одного удара достаточно, чтобы привести к смертельному исходу (в зависимости от типа яда смерть может наступить сразу, а может настичь пораженного спустя несколько дней). Кстати, пропитывание рук ядом зачастую применялось и практикующими другие стили филиппинских боевых искусств, и даже простыми гражданами, которые таким способом пытались увеличить свои шансы на победу в стычках различного рода.

Искусство кали зародилось на Филиппинах. Это не так. По мнению историков, упомянутые боевые техники были завезены на Филиппины правителями-дату с Калимантана (Борнео).

Кали - богиня смерти, именно в честь нее назван один из видов филиппинских боевых искусств. Мнения исследователей по этому вопросу расходятся. Одни утверждают, что искусство владения холодным оружием пришло на Филиппины с Индонезии, где именовалось джакалили, а филиппинцы просто сократили слово для удобства произношения. Другие считают, что искусство кали зародилось на острове Калибо, в честь которого и было названо.

Кали используется военными и полицейскими только на Филиппинах. Нет, данная система взята на вооружение во многих странах мира. В частности в США, где директор Ассоциации подготовки сотрудников системы правосудия и технический советник Ассоциации тактической обороны полиции - гранд-мастер (Гранд-тухон) пекити-тирсия кали Лео Гайе.

Баджак - маленький нож, специально созданный для самообороны женщин. Это не совсем так. Изначально баджак представлял собой просто наконечник копья, который можно было использовать в схватке в том случае, когда оружие по какой-либо причине ломалось. С течением времени форма и размеры баджака изменились, он перестал напоминать опасное оружие (что было особенно ценно во время испанской оккупации, когда ношение оружия находилось под запретом), при этом не теряя своей эффективности. А вот техника баджак (badyaak) или бадьюкан (badyaakan) - один из разделов пекити-тирсия кали - действительно была разработана специально для того, чтобы обучить представительниц слабого пола обороняться от более сильного и высокого противника. При этом использовался маленький изящный ножичек, который женщины постоянно носили с собой в качестве украшения, причем весьма полезного (дамы частенько подвергались нападениям, даже находясь в собственном доме). В процессе обучения учитывались также и другие особенности психологии и манер представительниц прекрасного пола, даже то, что порой одежда (например, узкая юбка) может стать существенным препятствием для выполнения того или иного приема, отлично удающегося мужчинам.

Опытный боец знает огромное количество различных приемов - тем он и отличается от новичка. Ошибочное мнение. Мастера-филиппинцы любят повторять: "больше - не значит лучше", - это изречение отражает принцип простоты, являющийся основой боевых искусств Филиппин. Ведь уже на начальном этапе обучения человек получает почти все техники, выбирает наиболее подходящие лично для него, и на их основе разрабатывает индивидуальную тактику ведения боя, в процессе тренировок применяя полученные знания и оттачивая умения. Лишь в этом случае он сможет применить полученные навыки на практике. Главное отличие между опытным бойцом и новичком не в количестве заученных приемов, а в виртуозном владении несколькими универсальными приемами, различные комбинации которых могут быть эффективно использованы практически в любой ситуации.

Одни и те же техники у разных мастеров филиппинских боевых искусств могут называться по-разному. Это действительно так, и на то есть несколько причин. Во-первых, основа у всех филиппинских боевых искусств одна, но каждый мастер создает собственную вариацию того или иного приема, что порождает некоторые различия, порой довольно заметные. Во-вторых, следует учесть географические особенности данного региона. Ведь Филиппины - это 7 100 островов, на каждом из которых - собственный диалект, порой не имеющий ничего общего с языком людей, обитающих на соседних островах. Это также служит причиной появления различных названий, используемых для обозначения одного и того же приема.

Филиппинские боевые искусства заимствуют некоторые приемы из других систем. Да, ведь данная система предназначена для максимально результативной самообороны, потому заимствование наиболее эффективных приемов происходит постоянно, и не только в наши дни. Культурному обмену между разными народами способствовало географическое положение островов (Филиппины - место пересечения важнейших торговых путей). К тому же филиппинцы постоянно вынуждены были защищаться от внутренних и внешних врагов. Именно в схватках такого рода они оттачивали свою боевую технику, а порой заимствовали и ассимилировали новые, наиболее действенные приемы борьбы.

Движение по кругу и треугольнику - характерная черта филиппинских боевых искусств. Такого рода движения характерны для пекити-тирсия кали и некоторых других направлений филиппинских боевых искусств. Треугольник, включенный в эмблемы многих школ, является символом силы и устойчивости, а также используется для большей наглядности описания некоторых основополагающих принципов теории и практики (стойки, передвижений, обезоруживание противника и т.д.). Круговые же аспекты чаще всего применяются в процессе обезоруживания противника и для противодействия атакующим углам. А вот для комбатан-арнис характерны передвижения по V-образной траектории и движения по прямой - такие же, как в традиционных филиппинских танцах.

Спарринги всегда ведутся между равными по силе и опытности учениками. Не обязательно. В некоторых стилях (например, в Эскрима Де Кампо JDC-IO) упражнения проводятся только в парах инструктор-ученик, поскольку считается, что следует изначально готовиться к возможному сражению с бойцом более высокого уровня.

Рука с оружием в боевых искусствах используется максимально эффективно, роль же невооруженной руки чрезвычайно незначительна. В некоторых стилях технические действия невооруженной рукой действительно не отличаются особой активностью. Но чаще всего именно второстепенная рука, то есть противоположная той, в которой находится основное оружие, по мнению филиппинцев, помогает выжить в реальной схватке, поскольку именно она обеспечивает защиту бойца, а также является немалым подспорьем во время проведения захвата и обезоруживания противника. Называется второстепенная рука бантай-ками, что в переводе с тагальского означает "рука, которая защищает". Кроме того, во многих направлениях боевых искусств Филиппин сражение ведется двумя видами оружия одновременно (например, в эспада и даг (меч и нож) второстепенная рука держит нож, а в технике дабл бастор - вторую палку).

Филиппинские боевые искусства обучают борьбе на близкой дистанции. Это не так. Мастера обучают и борьбе с оружием (дальняя дистанция), и ударам ногами (дистанция, типичная для каратэ), и ударам локтями, коленями и головой (более близкая дистанция), и борьбе и захватам (ближний бой). В некоторых стилях насчитывается более 16 видов различного рода дистанций и положений для ведения боя. В кали изучается 12 направлений атаки (12 углов) и, соответственно, 12 контратак. Да, на начальных этапах так и есть. Данная классификация призвана продемонстрировать ученику все возможные направления атаки. Однако со временем практикующий замечает идентичность некоторых углов, потому, чем дольше продвигается человек в постижении данного боевого искусства, тем лаконичнее становится классификация атак и контратак.

В филиппинских боевых искусствах отсутствует система рангов. Действительно, до недавнего времени в упомянутой системе боевых искусств не существовало разделения на ранги и уровни, однако в наши дни многое изменилось. Поскольку кали является чрезвычайно популярной во всем мире, вследствие чего появилось немало инструкторов и желающих постичь филиппинскую систему самообороны, появилась необходимость систематизировать знания и разработать методику оценки полученных навыков. Соответственно пришлось создавать систему рангов и званий (которая в разных видах упомянутых боевых искусств может весьма различаться), учитывающую не только степень подготовленности ученика, но и его лидерские качества. Однако следует упомянуть, что в некоторых стилях, приверженных традициям, системы рангов нет и в наши дни.

Моральный облик человека оказывает сильное влияние на то, сколь глубоко он сможет продвинуться в освоении филиппинских боевых искусств. Следует учесть, что кали можно практиковать в двух направлениях: осваивать и применять, как рабочий инструмент (например, если практикующий предпочел профессию военного), либо же изучать как традицию. В первом случае человек изначально сориентирован на убийство своего противника, в соответствии с характером избранного вида деятельности. В этом случае он вряд ли сможет достичь больших духовных высот, хотя вполне способен виртуозно овладеть упомянутым выше боевым искусством. Если же кали практикуют, как традицию, при этом выражая почтение к мастерам и богу, а главной задачей позиционируя защиту - действительно возможен духовный рост. Такой человек со временем становится настоящим калисто (т.е. искусным практиком упомянутого боевого искусства), посвящает немало времени исполнению ритуалов и церемоний, и достигает определенного уровня просветления. Но даже в этом случае он вполне способен лишить жизни своего противника, более того - представляет даже большую потенциальную опасность для своих врагов, чем профессиональный военный.

Филиппинскими боевыми искусствами могут заниматься только люди определенных религиозных воззрений. Ошибочное мнение. На Филиппинах большая часть населения - христиане, также среди жителей островов немало мусульман и буддистов и приверженцев шаманизма. Все они, вне зависимости от вероисповедания, изучают пекити-тирсия кали, поскольку это искусство самообороны не налагает на учеников каких-либо условностей или запретов в вопросах верований.

Тренировку на Филиппинах принято начинать с довольно сложного и длительного ритуала. Не обязательно. Многое, конечно, зависит от инструктора, но чаще всего перед тренировками никаких ритуалов не проводится.

Для тренировок придется приобретать особую одежду. Нет, какой-либо особой, стандартизированной формы в филиппинских боевых искусствах не существует. Подойдет и кимоно, и обычная спортивная форма. При этом следует учесть, что занятия проводятся только в обуви (в отличие, например, от каратэ и айкидо, где на татами выходят босиком). Делается это, во-первых, чтобы защитить стопу от возможных повреждений (например, при ударе палкой), во-вторых - чтобы максимально приблизить условия тренировочного поединка к реалиям жизни.

Поскольку в кали чаще всего используются секущие удары, эта система в северных регионах неэффективна, так как действенна лишь в странах с мягким климатом, где люди носят легкую одежду. Ошибочное мнение. В системе боевых искусств Филиппин немало различного рода ударов, причем не только секущих, но и колющих, весьма эффективных, например, при стычках с врагом, одетым в военную форму, сшитую из довольно плотной ткани.

Вначале ученики ведут борьбу без оружия. Нет, в филиппинских боевых искусствах предпочитают с самого начала проводить тренировки с оружием (чаще всего это - ротанговая палка). Во-первых, удар палкой не столь опасен, как толчок рукой или ногой. Во-вторых, обучившись приемам работы с оружием, человек с легкостью освоит методы защиты без применения ножа, меча или палки. Да и защищаться от ударов, наносимых руками и ногами, ему будет легче - спарринги с вооруженным противником сводят количество ошибочных движений к минимуму, так как каждая ошибка в реальном бою может стоить человеку жизни.

Плавная смена дистанций - один из основополагающих принципов филиппинских боевых искусств. Да, умение правильно выбрать дистанцию, плавно переходя от одного движения к другому - наиболее важный навык. Именно это умение двигаться непрерывно, предвосхищая движения противника - залог победы в схватке.

Филиппинские боевые искусства могут изучать все желающие. Это действительно так. Однако вплоть до середины прошлого века упомянутые искусства хранились в строгой тайне, обучаться им могли только члены семей, хранивших традицию кали.

Часто можно встретить мнение, что филиппинские боевые искусства – это только работа с оружием (палки, нож, мачете). Однако это не так – в большинстве современных стилей существует разработанный раздел рукопашного боя, который известен под названиями Пангамут или Мано-Мано .

Большинство широко распространенных стилей боевых искусств основано на изучении именно рукопашного боя. Когда ученики достигают определенного уровня мастерства, их начинают обучать технике оружия, согласно принципа «оружие – продолжение руки».
В филиппинских боевых искусствах подход иной. На первом месте стоит работа с оружием (что обусловлено рядом исторических причин), а рукопашный бой развивается из принципов и техники боя с оружием. Чаще всего, основой рукопашного боя Арнис, Эскрима и Кали являются либо техники клинка (ножевой бой), либо Добле Бастон (синавали ). Именно этот подход обеспечивает характерные особенности и преимущества филиппинского рукопашного боя – высокая скорость, большое количество наносимых ударов, серийность атак. Важное место занимает нанесение травмирующих ударов по конечностям противника и отвлекающих ударов. Бой ведется на всех дистанциях, но основными считаются средняя и ближняя. Соответственно, руки работают по верхнему и среднему уровням, а ноги по нижнему и среднему. Характерны переходы от ударной техники к болевым приемам и опрокидываниям.

Пангамут (пангамот ) переводится как «пустая/голая рука». В пангамут выделяют три подсистемы:
— Панатукан/Сантукан
— Пананджакман/Сипа/Сикаран
— Думог/Буно

Панантукан

Панантукан – это слово из висайского языка (на тагалоге оно звучит как сантукан ) означающее удар рукой. На Западе также распространен термин «филиппинский бокс».
В Панантукан используются все части руки (открытая кисть, кулак, предплечье, локоть) для нанесения множественных повреждений противника. Могут также использоваться плечи и голова. Для всех технических действий характерны высокая скорость, точность, своевременность и максимальная плотность ведения боя. Атаки направлены как на поражение жизненно важных органов, так и на травмирование конечностей путем воздействий на суставы, мышцы и сухожилия. Основными целями для атаки являются – кисти, бицепс и трицепс, локоть, глаза, нос, челюсть, горло, шея, ребра и пах. Практически все техники могут выполняться с клинком (короткий нож, керамбит и т.п.), ладонной палочкой (дуло-дуло, ручка, явара, куботан), другими подручными предметами.
Панантукан тесно связан с западным боксом, есть мнение, что стремительный взлет этой системы рукопашного боя произошел в конце XIX в., после знакомства филиппинцев с американским боксом. Так, например, начальное обучение методически очень схоже с боксерскими тренировками. Есть и обратные примеры. Считается, что свою технику перемещений Мохаммед Али привез именно с Филиппин.
Традиционно Панантукан практиковался без защитного снаряжения, однако сейчас во время тренировок используются перчатки, капы и щитки для снижения травматизма.

Пананджакман

Сикаран/Сипа/Пананджакман – это различные названия филиппинских систем боя с использованием ног.
Сипа означает «удар ногой» на тагальском языке; пананджакман – «бой ногами» на висайском. Пананджакман является составной частью рукопашного боя Арнис и Эскрима, ориентированной на нанесение ударов по нижнему уровню – от стопы до паха противника. В арсенал входят удары стопой, голенью, коленом. Целью нанесения ударов является причинение боли противнику, отвлечение его внимания, выведение из равновесия. Травмирующие удары наносятся только в «слабые» зоны – подъем, колено, пах. На Филиппинах Пананджакман не изучается в отрыве от других разделов рукопашного боя.
Термин Сикаран , чаще всего, относится к системам боя, использующих «высокие» удары ногами. Как правило, они базируются на техниках, заимствованных из других стилей боевых искусств – муай тай, таэквондо, сават и т.п.

Думог

Думог/Буно – это термины означающие борьбу. В традиционных боевых искусствах Филиппин применение борьбы, особенно в партере, было ограничено тем, что у противника всегда мог оказаться нож. В том, что касается самообороны, это актуально и в наши дни, однако в современных ФБИ раздел борьбы весьма развит. Думог является неотъемлемой частью рукопашного боя Арнис и Эскрима и включает в себя – броски, сваливания с воздействиями на шею, болевые приемы и удушения. Используется правило «трех суставов», в качестве которых выступают – голова, плечи, бедра. Приемы формируются исходя из воздействия на эти «суставы».
Техники Думог могут выполняться также и в бою с использованием оружия.
Есть два традиционных направления в Думог/Буно . Это Агау Патид Буно – борьба в стойке с использованием всего возможного арсенала боевых приемов. Происходит от традиционных народных состязаний. Второй вариант известен как Мусан Думог – искусство боя на земле.

Современные стили ФБИ охотно заимствуют борцовские техники из дзюдо, дзю-дзютцу, бразильского джиу-джитсу, создавая такие комплексные направления как Submission Kali.

Методика освоения филиппинского рукопашного боя основана на изучении приемов и техник; совершенствовании их при помощи специальных упражнений, известных как sumbrada, contrada , sinawali, hubud-lubud и sequidas ; тренировке на снарядах; спарринговой подготовке.



 

Возможно, будет полезно почитать: