Сердечный центр в Ньяса йоге. Выполнение отдельных ньяс

Студент: Иногда во время занятий хатха йогой некоторым студентам разрешается делать ньяса йогу. Я хотела спросить, если мы прошли курс по ньяса йоге, что требуется, чтобы иметь «допуск», т.е. в какой момент я могу пойти и делать ньяса йогу?

Вадим: Только с прямого указания ваших кураторов в исключительных случаях, когда от куратора есть непосредственное указание, чтобы делать. Ньяса йога – одна из самых трудных йог, изучать ее надо лет 10, не менее. Это очень неочевидная йога, совершенно неочевидная йога, где большая часть проходит, как вам сказать, в многочисленных упражнениях. Там не только теория, а нужна практика. Вот буквально сегодня же, когда у вас начнется занятие по расписанию, будете по очереди ко мне подходить и на мне «руку набивать» в ньяса йоге. Будете делать грубую ньясу, тонкую ньясу, там очень-очень много… Потому что другого способа нет. Раньше мы вообще старались, чтобы лишний раз человек не подходил к ньяса йоге. Но, к сожалению, прессинг времени заставляет нас немножко ускорять некоторые процессы. Вот такой мой ответ. Это йога неочевидная.

Баязитова Ирина (чатур): По поводу ньяса йоги у меня есть некоторые сомнения…

Вадим: В отношении чего?

Б.И.: В отношении того, насколько уместно делать йогу всем, кто пришел на занятия, потому что, возможно, человек пришел первый раз…

Вадим: Какую йогу делать?

Б.И.: Ньяса йогу делать тем, кто пришел на занятия, возможно, первый раз. Просто я знаю, что в психологии (есть «телесное ориентирование» в психологии), там очень осторожно к этим вещам относятся. Даже, если клиент приходит в терапию, его спрашивают: «Вы не против, если я до вас дотронусь?». Такой момент. И иногда клиент отвечает: «Да, я против», и долгое время не соглашается на это.

Вадим: Ничего не понял. При чем здесь психология? При чем здесь йога?

Б.И.: Дело в том, что есть люди, которые боятся прикосновений. Для них это очень травмирующе, скажем так.

Вадим: Хорошо. Именно поэтому в йоге преподавания сказано, что очень-очень аккуратны будьте с прикосновениями. И кто из вас прошел йогу преподавания, знают, что там есть соответствующие разделы, что лучше лишний раз не дотрагивайтесь. Но правда, к сожалению, есть обратная сторона ситуации – ньяса йога в 7-10 раз ускоряет процессы, идущие при занятиях йогой. Если вы точно знаете, что человек к вам пришел именно за йогой, а не просто так, ради праздного шатания, то можно попытаться его ускорить. Что касается психологии, я не знаю, что там у них, чего, зачем и знать, честно сказать, не особо хочу. Вполне естественный здравый смысл, что действительно, если человек к вам первый раз пришел, может быть это для него не совсем приятно, понятно. Но мы же не заставляем это делать.

Б.И.: Ну как не заставляем? Преподаватель подходит и делает ньясу не спрашивая.

Вадим: Когда и кому преподаватель делает ньясу не спрашивая?

Б.И.: На своем занятии делает ньясу всем, кто пришел.

Вадим: Допустим, на моих занятиях, когда я сам отсылаю, чтобы люди делали ньясу, это целиком и полностью под мою ответственность. На каких-то других занятиях это уже когда студент более или менее представляет «что, чего, зачем». Т.е. здесь вопрос достаточно деликатный. С одной стороны есть способ реально ускорить йогу, с другой стороны, есть некий ограничивающий момент. К счастью, есть обратная связь: если человеку что-то не нравится, то он просто на следующее занятие не приходит.

Б.И.: Ну вот именно, что он сбежит и все.

Вадим: Но понимаете, много здесь нюансов. Я согласен, что нельзя форсировать ньясу. Я согласен, что надо подходить к этому аккуратно. Вот почему 10 лет ей учиться надо. Надо чувствовать деликатность положения, когда может быть применена ньяса, а когда нельзя.

С другой стороны, здесь всегда идет разумный компромисс между возможностью реально помочь людям и, допустим, опасностью, что люди воспримут неправильно.

Но вот в частности – мантра йога. Я знаю прекрасно, что иной раз стоит вам сказать на занятиях: «Мантра йога», как большое количество людей, которое так или иначе было вовлечено в те ли иные религиозные объединения, где их «насобачили»: «Мантра – это все мракобесье, это все плохо», они перестают ходить на йогу, потому что их религиозные духовные лидеры настраивают против всего. Ну и что ж теперь, не давать работу с голосом, с мыслями? Не разумно, потому что сразу, человеку достаточно несколько слов сказать, как ты слышишь его зажатость внутри. Бесполезно давать ему хатха йогу, если он психологически себя зажимает.

Точно так же, согласно концепции ньяса йоги. Приходит человек, начинаешь интересоваться, в чем его проблема. «Нет мужа» или «Нет жены и найти не могу». Или допустим, есть но нет понимания, в семье полнейший разлад. Начинаешь анализировать, отчего все это. А он вокруг себя скорлупу выстроил и никого не подпускает, т.е. его никто не обижает, но он сам себя посадил в тюрьму одиночества. И вот вопрос, бросить его? Мучается, ну пусть и сдохнет, да? Или простое прикосновение, и раз, у него в голове что-то провернулось, что надо как-то немножко открываться Вселенной. Это, друзья, деликатный вопрос: помогать или не помогать людям. Помогать человечеству или не помогать человечеству…

Раньше, еще несколько лет назад преподавателям было категорически запрещено делать ньсу. Категорически! Вот, Басим не даст соврать. Попробуй Марк на занятиях сделать ньясу, сразу санкции бы наступили. Потом мы вдруг поняли, когда те люди которые уже долго-долго к нам ходили и вдруг попали на ньясу, их как попустило до слез… Они нас начали спрашивать: «Ребята, а что ж вы раньше этого не делали?» И вот я сижу и думаю, то ли мне следовать указаниям психологов, которые во всем видят проявления скрытого эротизма. Знаете, что мать боится лишний раз ребенка приласкать, как бы ее в сексуальных домогательствах не обвинили, и в результате дети вот такие вот. Либо все таки проявлять естественность. Вы идете, и вот дружески по плечу вас похлопали, фактически ньяса. Что теперь спрашивать: «Можно Вас по плечу похлопать?» Понимаете, все можно довести до абсурда. Здесь нужно какое-то разумное ощущение гармонии. И это вообщем-то сложный вопрос.

Б.И. Получается, что мы право выбора человеку не даем. Может он не хочет этого. А мы его не спрашиваем.

Вадим: Кто-нибудь ответьте…

Студент 1: А там могут сказать…

Студент 2: Вообще-то, когда у нас проходят занятия по йоге, если студент-преподаватель идет, он предупреждает: «Сейчас я буду делать ньяса йогу». Если кто-то против прикосновений, нужно просто говорить заранее и все.

Б.И.: Я такого ни разу не слышала, чтобы кто-то так спрашивал.

Вадим: Так что конкретно – мне отменить ньясу или что? Что вы от меня хотите? Давайте я йогу запрещу. Кто-то прочитал книжку психоаналитика и теперь боится прикосновений, а мне теперь йогу запретить, да?

Б.И.: Мы же говорим про волеизъявление, что если человек не хочет, то …

Вадим: Кто-нибудь ответьте, потому что я уже устал на такие вопросы отвечать.

Настя Госькова: У меня один раз было так, что мне одна девушка сказала, что не надо ко мне прикасаться. Ничего страшного. Она сказала, но продолжает ко мне ходить, просто я к ней не подхожу, не делаю ньяса йогу. Даже если ей не нравится, что к ней прикасаются по каким-то причинам, это совершенно не проблема.

Студент: Ну человек изначально может даже и не знать - нравится ему или не нравится. И в один день ему может нравиться, а в другой не нравиться. Поэтому изначально ставить этот вопрос может быть даже и не очень уместно.

Вадим: Друзья! Психологи меня достали до смерти. Вот знаете, как мы читали сейчас про язык любви, вот там тоже все умничают, а потом вымирают, от того, что сами себя переигрывают. Друзья, мы с вами существа социальные, мы не можем жить в отдельности друг от друга. Строго говоря, если у вас нет каких-то травм на поверхности кожи, и вы боитесь, что до вас дотронутся, знайте, это уже диагноз. Диагноз по определению. Это значит, уже лечиться надо. А вы помните, что йога предназначена для людей, которые практически здоровы, как говорят у нас в медицине. Если от того, что до человека дотронулись, для него уже конец света, я могу себе просто представить, какая же у него там жизнь внутри.

Студент: Может быть перед началом занятия, если вы делаете ньясу на занятиях, просто входить в контакт и говорить: «Если я к вам подходу, не пугайтесь, это ньяса йога, которая усиливает действие других йог и направляет ваши ощущения в необходимое русло. Т.е., чтобы вы могли направить свое сознание в то место, куда необходимо и уместно в конкретный момент времени». И все. Это мы не просто гладим, и это не какой-то массаж, а это как часть, усиливающая йогу, т.е. направляющая ваше сознание в нужное направление. Если давать такую направленность, буквально пару слов. Но не делать ньясу - это не правильно.

Басим: Ньяса йога даже для преподавателей йоги очень сложна, и ее даже преподавателям йоги надо долго изучать. Так что эти слова ничего не скажут людям.

Студент: Я понимаю. Просто, чтобы направить сознание людей на то, что мы им делаем не массаж или как-то их трогаем, а что это часть йоги.

Вадим: Друзья, вот теперь смотрите, обратная ситуация. Вы не знаете просто. Можно умничать с точки зрения психологии, что, зачем и почему. Но у меня статистика. В Москве, как грибы, пооткрывались йога центры, их огромное количество, но они, конечно, не выживут. Большая часть их. В некоторых йога центрах, прежде, чем взять туда человека преподавать, те, кто заведует йога центром, дают такие однозначные условия преподавания. И одно очень часто встречающееся условие некорректное – в обязательном порядке человек должен во время преподавания подойти к каждому человеку и его поправить. Т.е. по сути дела дотронуться до него. Понимаете? Поэтому ньяса йога – это такая пограничная вещь, то ли вы поправляете ногу, то ли ускоряете процессы. Это очень тонко, очень деликатно, но это часть жизни.

Еще раз. Если люди боятся, когда к ним прикасаются, бойтесь этих людей. У них что-то очень не в порядке. Вы потом с ними, не с одной стороны, так с другой получите проблемы. Вы понимаете, да, что из всех людей, которые приходят к вам заниматься йогой, некоторому сегменту людей вы не можете помочь в принципе. Вот, как правило, статистика показывает, что те, кто так или иначе неадекватно реагирует на такие вот вещи, как ньяса, или вы просто поправили человека, там какие-то очень опасные психические проблемы идут. Такие, с которыми вам лучше вообще не соприкасаться. Вы работаете все-таки на основную часть здоровой еще пока части человечества. Если будет происходить естественный отсев людей, которые пришли, но им не понравилась ньяса, вообще говоря, я не вижу в этом криминала. Я вижу только лишь то, что вы сразу расставляете точки над «и». Вы показываете людям, чтобы они больше не тратили свое драгоценное время, посещая ваши занятия. А им лучше действительно, сходить куда-нибудь к психологу, пусть он им расскажет, какие у него там «навороты» в голове.

Не надо переигрывать природу. Мы опять: давайте всех зажмем, давайте на всех панцирь оденем, чтобы ни дай бог, кто-то до кого-то не дотронулся. Человечество и так уже заплатило серьезную цену и платит. Многие психологи, прошу прощения, попадут в ад, и там им и место. Потому что прежде чем языком болтать, надо немножко думать о последствиях. Это хорошо, что тот же психоанализ не прошелся своим катком по нашей стране социализма и коммунизма. Просто его здесь не признавали. А на западе это серьезные травмы из поколения в поколение, которые идут до сих пор. Сейчас они схватились за голову. Авторы, которых здесь все читают и на «ура», там уже никто их не читает. Там их, мягко говоря, уже пытаются забыть, потому что слишком много они наворотили. И поэтому давайте так: психология – это психология, йога – это йога. Кому не нравится йога, пусть идет в психологию. Хотя я считаю, что истинный психолог «от бога», это йог «от бога», и я не вижу разницы. Но к сожалению, очень много мусора сейчас наплодилось и очень много мифов и баек. И если до человека вы дотрагиваетесь, и его как током бьет, значит это не ваш клиент. Давайте мы сразу же определимся. А целые лекции читать, что я сейчас до вас буду дотрагиваться… Вот тогда вы человека действительно напряжете. Он действительно подумает, господи, что же вы с ним будете делать? Каждое лишнее слово играет скорее «против», чем «за». Я очень эмоционально отвечаю на такие вещи, но поверьте, достало уже. Не знаю, как будем выходить из этого положения, то ли запрещать ньясу…

Все: Нет! Запрещать не надо!

Вадим: А что делать? Какие тогда ко мне вопросы? Я высказал свою точку зрения.

Заочный студент: На востоке врачи не могли дотронуться до больного, это была традиция. Сейчас время другое. Но раньше было так, что врач должен был диагноз женщине поставить, не дотрагиваясь до нее. Это, видимо, от того идет. Про себя лично могу сказать, что я не знала что это такое, и меня в ужас привело прохождение через строй… (все смеются) Но дело в том, что пройдя это, я поняла, что это такие ощущения, что просто глядя, как все проходят, я не смогла бы такое предположить. Или это психологически, или, как все говорят, это дотрагивается Абсолют, но так или иначе, эффект был. А до прохождения этой практики я бы ни за что не подумала, что на человека так может подействовать прикосновение. И я, например, «за».

Студенты: Положительно подействовало?

Заочный студент: Да.

Студент (Анастасия Минакова чатур): Абсолютно согласна. В том-то и дело, что нужно продолжать делать ньясу, как это было положено делать любому преподавателю йоги, если ему позволено учителем. И здесь будет два варианта: либо мы поможем человеку, который раньше этого боялся, либо мы избавим себя от очень сильного неправильного ученика. И в дальнейшем мы не столкнемся с его какой-то более глубокой психологической проблемой, которая может отразиться на нас. Либо мы человеку дотронувшись, как вот в этом случае, понять, что это не страшно, что это помогает и т.д. Какой-то худший вариант здесь вряд ли может быть. Либо человек от нас уйдет и пойдет в какой-то другой йога центр, где его не будут трогать и пугать, либо же мы поможем человеку и сделаем благое дело.

Вадим: Нет. Владельцы йога центров как раз наоборот заинтересованы в тех преподавателях, которые трогают. Почему? Потому что больше людей ходит, им больше прибыль.

Старт


Курс самоучитель йоги 242.Ньяса йога. Йога прикосновений.Йога массажа .

Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.

Друзья! Меня зовут Виктория Бегунова. Я являюсь Генеральным Куратором всех Йога Курсов. Над этим курсом работает дружная команда кураторов университета, каждый из них отвечает за свое направление работы. Внизу вы найдете информацию и контакты кураторов.

Для решения всех вопросов, пожалуйста, без стеснения обращайтесь к ним самым настойчивым образом.

Друзья! Последовательно пройдите шаг за шагом этот курс.



Название семинара: Семинар. Ньяса Йога.

Дата: 2009.27.12.

Где: Международный Открытый Йога Университет

Краткое описание:

Посвящение в йоге

Напоминаю, что в йоге есть понятие «посвящение». И требуется физическое присутствие человека для получения этого толчка. Это вещь неочевидная и понимается только по прошествию лет. Поэтому, подобные мероприятия – это как некий толчок. Конечно же, все записи будут выложены в интернете, печататься и приносить свою пользу. Но необходимо также непосредственное присутствие на таких мероприятиях. По книжкам и теоретически йога не изучается. Необходимо присутствие высшей линии передачи. Тем более, если речь идет о таких йогах, как Ньяса йога.

Способность осязать

У всех нас есть способность – осязать. Когда к нам кто-то прикасается, мы ощущаем на себе эти прикосновения. Они иногда сопровождают нас всю жизнь (соприкосновения от нашей одежды), они стираются и превращаются в общий фон.

Но есть более яркие моменты тактильных ощущений, когда кто-то внезапно до нас дотронулся. Если мы проанализируем всю свою жизнь, не смотря на то, что мы не обращаем внимание на тактильные ощущения, они окажутся крайне важны в нашей жизни. Строго говоря, это один из мощных каналов взаимодействия с окружающим миром.

Если же мы понаблюдаем в обычной жизни за поведением людей, мы видим, как люди и животные в обычной жизни ласкают друг друга. К примеру, за котятами, маленькими собачками или детьми. Или если понаблюдаете за естественной реакцией мужчины или женщины, которые видят маленького ребенка, они хотят его погладить, за ушком почесать, обнять, поиграть. Это не контролируемые позывы. Рука сама тянется к коту, чтобы его погладить. Или к собаке, которая к нам подбежала и уткнулась носом. К ребенку, который с нами играет или к человеку, которого мы давно не видели, мы прижимаем его к себе. Мы делаем это бессознательно, не отдавая себе в этом отчет.

Нам иногда хочется, чтобы нас поласкали, особенно когда нам плохо. Хочется уткнуться в жилетку, поплакать, и станет легче. Причем, не важно, это может быть очень сильный и самодостаточный человек, контролирующий себя, умеющий держать себя в руках. Но все равно приятно, когда тебя любят, обнимают, когда рядом человек, которому ты доверяешь.

Связь прикосновения и доверия

Прикосновение и доверие – это вещи очень близко связанные. Если нет доверия, то нет и прикосновения. Если нет доверия, то эти прикосновения вызывают у нас скорее внутреннюю зажатость и подозрительность, чем чувство расслабленности. И наоборот, если же мы доверяем, раскрываемся и чувствуем прикосновение, то они имеют целительную силу для нас.

Тактильный аспект взаимодействия очень сильный. Допустим, вы ехали в метро в своих мыслях, и вдруг вас кто-то толкнул. Вы ощутили этот толчок и моментально внутри вас просыпаются неконтролируемые позывы гнева, негодования, злости, позывы ответить обидчику. Порывы ярости зарождаются из самых наших глубинных структур. Человек, может быть, случайно нам на ногу наступил, а мы в ответ триадой всех мыслей, что мы думаем о нем (иногда в нецензурной форме).

Есть составляющая нашей жизни, которая пронизывает все вокруг и имеет сильный доступ к нашему внутреннему миру, к нашему умонастроению, состоянию, которая может изменить модус нашего настроения.

К примеру, мужчина поругался с женой. Но жена подошла, обняла, погладила. И мужской принципиальный гнев уходит на второй план, и философские идеи отступают на второй план, такой человек находит консенсус или общее пространство для разрешения тех или иных споров.

Канал тактильного взаимодействия присутствует 24 часа в сутки, 365 дней в году. Но у нас также есть другой сильный фактор – это наш разум. Он оттягивает на себя наше внимание и затмевает этот канал ощущений. Мы уходим в свои мысли, воспоминания, ожидания и тем самым тактильные ощущения уходят на второй план, мы их не видим. Мы живем в своих мыслях, переживаниях, эмпириях. И действительно, эволюция показала, что если мы развиваем разум, то мы доминируем. Более умное живое существо побеждает над более глупым. Человек побеждает над всеми животными. Эволюция заставляет нас развивать разум. Тот, кто развил разум – победил, тот, кто не развил – тот находится в подчиненном состоянии. Мы где-то цепляемся за разум и концентрируемся на нем. Все наше внимание перемещается от наших тактильных ощущений на уровень разума. То же касается других органов чувств. Если вы волнуетесь, то вы забываете о том, что видите, слышите, осязаете, обоняете. Т.е. разум оттягивает на себя значительную часть нашего сознания, наших ощущений. В результате, мы все меньше уделяем внимания тактильному ощущению. В результате, рождается дисбаланс, и на человека сваливается огромное количество зажатостей, дисфункций, стрессов и т.д. Потому что разум не дает нам такого ощущения доверия, как наши тактильные ощущения.

Проблема наших дней - отсутствие тактильных ощущений

Из книги в книгу ходит легенда, что в Древнем Риме был император, который дал распоряжение, чтобы маленьких детей, детей рабов, не ласкали. Их одевали, обували, смотрели за ними, но без ласки. Не знаю, на сколько это правда, но в легенде говорится, что значительная часть детишек умерла. Другая часть, которая выросла, превратилась в садистски склонных индивидов, склонных мучить других, получающих удовольствие от чужих страданий и нечувствительных к страданиям других. Эта байка достаточно хорошо передает смысл. Если отсутствует тактильное восприятие или тактильный канал ощущений, то идет очень серьезная деформация психики, и разум отрывается от гармоничного восприятия мира и склонен находить компенсацию в каких-то проявлениях, которые обычному человеку кажутся маниакальными и зверскими. Мы не можем нормально жить и развиваться, если нет тактильных ощущений. Как только наблюдается отсутствие тактильных ощущений, идет перекос психики.

Большая проблема наших дней – это беспризорные дети. Их одевают, обувают, но у них нет мамы и папы, которые бы их обняли и поласкали, потискали, повертели, покрутили. В результате, эти дети растут несчастными. Они склонны убегать из детских домов и становится беспризорниками. В результате, из таких детей вырастают люди, которые пополняют ряды криминала. То же самое и в неблагополучных семьях, где мама и папа алкоголики.

Отсутствие тактильных ощущений в детстве формирует в ребенке внутреннюю зажатость, которую он компенсирует какими-то внешними проявлениями и какими-то проявлениями в виде боли для других людей. Т.е. недополучив тактильного ощущения, эти дети стараются компенсировать отсутствие в мире этих тактильных ощущений, но не понимают грани и склонны к насилию, иногда отвратительному и неприятному.

Если человека не кормить витамином С, то наблюдается цинга: выпадают все волосы и зубы, человек болеет и может умереть. Точно также, если человек в своем детстве не дополучает тактильных ощущений, он начинает болеть огромным букетом психических заболеваний, переходящих в соматические. В результате, мы имеем полчище людей неуравновешенных, склонных к садизму.

Это очень большой перекос, который плодит огромное количество проблем для всего человечества. И источник здесь один – отсутствие тактильного канала восприятия. Или по-другому, нехватка доверия к Вселенной, и желание разрушить эту Вселенную, к которой нет доверия. Такие люди склонны к суициду, к многочисленным перекосам психики. Потому что недостаток этих ощущений настолько сильно бьет по самым глубинным уровням нашей нервной организации, что, как следствие, наблюдается попытка хоть как-то прекратить наличие этого тактильного голода.

Первый принцип йоги гласит, что мы должны не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если возможности не причинять вреда нет, то следует поступать так, как велит нам наш долг.

Второй принцип йоги гласит, что мы должны не растрачивать силы и время понапрасну. Этот принцип йоги тоже очень интересный и в некоторой степени противоречит первому принципу. Второй принцип йоги – это нерастрачивание своих сил и времени понапрасну, это эффективность в жизни, в работе, в учебе, в занятии йогой, в чем угодно. Этот принцип говорит нам, что не следует размениваться по мелочам, что следует направить свою жизнь на достижение ЦЕЛИ.

Как связать эти два принципа? Как ими пользоваться? И без первого, и без второго очень тяжело достичь вообще чего-то. Эти два принципа – как тест. Любое учение, которое называет себя йогой, можно по ним проверять - если расходится с принципами, значит, не йога.

Первый принцип говорит – минимум вреда, второй принцип говорит – не растрачивайся по мелочам. Например, второй принцип рекомендует: «Вот, ты хочешь стать богатым. Не надо долго думать, вот тебе банк напротив. Не надо тебе 20 лет работать. Зачем время тратить? Возьми динамит, пойди и взорви сейф, укради деньги (или как у нас в стране «приватизируй)». Второй принцип развивает логику и, казалось бы: «Да, действительно, а чего это я должен как папа Карло работать, если здесь всё так просто делается?» А первый принцип говорит: «Нет! Потому что если ты у кого-то украдешь, значит, кто-то будет страдать, кто-то будет недоволен».

Поэтому, эти два принципа сталкиваются лбами и вся жизнь проходит по узкой дорожке между двумя принципами. С одной стороны, я должен чего-то эффективно достигать но, с другой стороны, если это самое эффективное будет причинять вред, то с более высокой точки зрения это не самое эффективное. Такая очень хитрая игра. Вот еще один момент, который вы должны помнить для себя и для анализа всех остальных йог: применять можно только два этих принципа одновременно.

И вот, только лишь, когда два эти принципа соблюдаются, срабатывают, у вас открывается то, что называется ДХАРМА – дорога вашей жизни. У вас есть КАРМА, вас пустили в такой коридор, он достаточно широкий, но можно пройти слева направо, справа налево, можно пройти зигзагами, с выкрутасами, и это все не очевидно.Если это горы, то надо идти по ложбинке между гор, не карабкаться и опускаться, а если это равнина, то конечно же надо идти напрямую. Т.е. элементарная логика плюс сверхлогика. Логика – это, если поставил цель, то последовательно ее добивайся, но не любой ценой, а только лишь с соблюдением первого принципа доброты и непричинения вреда

Третий Принцип Йоги - Я всеми силами буду помогать всем живым существам в преодолении страданий, если я в состоянии им помочь, и если они волеизъявляют это. И я всеми силами буду работать над тем, чтобы устранить страдания внутри себя.

Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания!

К третьему принципу йоги вы можете подойти, не раньше чем начали хотя бы пытаться соблюдать первые два принципа.

Третий принцип йоги просто повиснет в воздухе, если не соблюдаются первые два. Площадку для третьего принципа йоги придется строить при помощи первых двух принципов йоги, классическими методами.

Йога - это целостная система подготовки тела к родам . Используя специально подобранные комплексы асан вы откроете для себя приятный источник повышения силы и эластичности ваших мышц и суставов, укрепления позвоночника, устранения болей в спине.
* Освойте дыхание по методике йоги, и у вас не возникнет сложностей с управлением дыханием во время схваток;
* Помогите Вашему организму справиться с двойной нагрузкой во время беременности. Этим вы не только поможете родиться вашему ребенку здоровым и спокойным, но и сохраните красоту и здоровье, предотвратив чрезмерное увеличение веса и такие неприятные последствия, как грыжа и варикозное расширение вен;
* Предотвратите возможные осложнения в ходе течения беременности - облегчение процесса родов, легкое восстановление организма и фигуры после родов;
* Обретите гармонию с собой и своим малышом еще до его рождения!

1. Заложите прочный фундамент физического и эмоционального здоровья вашего малыша. Еще вынашивая ребенка, вы становитесь проводником состояний, эмоций, психической устойчивости для своего малыша. Занятие йогой во время беременности сделает малыша более уравновешенным с более устойчивой психикой. Йога во время беременности это не только ваше здоровье, но и здоровье вашего малыша, улучшение его самочувствия и предупреждения родовых травм. Во время занятия происходит общение с вашим малышом - это время, которое принадлежит только вам. Это взаимопонимание с ребенком, которое Вы устанавливаете с самого начала.

2. Обретите психологический комфорт. Йога подарит Вам освобождение от эмоциональной усталости и напряжения, депрессивных состояний - последствий беременности. Обретение внутреннего равновесия, гармонии со своими близкими. Вы сможете полностью психологически подготовиться к появлению и присутствию нового человека в вашей жизни.

3. Подготовьте свое тело к родам.Йога - это крепление мышечного корсета, повышение эластичности мышц, растяжка менее чем за 2 месяца регулярных занятий. Подготовка к родам мышц таза и промежности, выработка навыка тужиться и расслабляться, управлять своим телом во время родов, предупреждение разрывов. Разгрузка и укрепление позвоночника, устранение болей и дискомфорта в результате смещения центра тяжести в позвоночнике, предупреждение появления остеохондрозов. Дыхательные практики йоги максимально соответствуют дыханию во время родов. Правильное дыхание обеспечивает до 30% увеличения снабжения кислородом матери и ребенка. Правильное дыхание поможет также избежать наличия гипоксии у ребенка. Укрепление иммунитета - у тех, кто занимается йогой, риск простудных заболеваний снижается на 75%. Стимулирование работы внутренних систем организма - сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, иммунной, выделительной и др. - обеспечивает благоприятное протекание беременности и избавление от неприятных последствий беременности, таких, как боли в спине, отеки, токсикоз, варикозное расширение вен, депрессии. Абсолютно безопасное поддержание тела в тонусе во время беременности, предупреждение набора лишнего веса, быстрое восстановление фигуры после родов и возврат к дородовой физической активности. Сонастройка со своим телом помогает лучше управлять им во время родов.Йога помогает правильному расположению плода, что способствует облегчению течения родов.

Женщина может начать заниматься по специальной программе, начиная с первого месяца, как только узнала о беременности. Если есть какие-либо осложнения и проблемы со здоровьем, были выкидыши, то особенно важно заниматься в специальном классе под руководством опытного преподавателя.

Если нет возможности посещать класс для беременных, приходите в женский класс, предупредив преподавателя. Если же вы собираетесь посещать общий класс, то выберите преподавателя женщину, и обязательно дайте ей знать до урока о своем состоянии.

Во время занятия внимательно следите за своим самочувствием и при появлении дискомфорта выходите из позы.

В целом, практика во время беременности кардинально отличается от обычной. Сам посыл для занятий другой – без полной самоотдачи и стремления к интенсивности позы.

Во время беременности можно и нужно делать перевернутые позы, так как они нормализуют гормональный баланс. Во время менструации эти асаны не выполняют, а в период беременности делают обязательно.

Перевернутые позы полезно включать в практику с первого и до последнего дня. Правда, в последние дни беременности от некоторых асан приходится отказаться, так как делать их становится физически очень тяжело или неудобно. К таким позам, например, относится Стойка на Голове.

А вот Випарита Карани Мудру можно выполнять до победного. Позы сидя и лежа на спине, такие как Баддха Конасана и Супта Баддха Конасана, тоже могут выполняться на протяжении всего срока беременности. Они помогают увеличить пространство между тазом и диафрагмой, облегчая тем самым дыхание и улучшая самочувствие в целом. Но нужно помнить, что многие женщины уже во втором триместре начинают испытывать дискомфорт в положении лежа на спине. Поэтому такие позы, как Супта Баддха Конасана, выполняются преимущественно в положении полусидя-полулежа, с опорой под спину. Можно также делать пассивные прогибы назад, например Випарита Дандасану на специальной лавке или болстере. Во втором и третьем триместрах очень хорошо включать в практику позы стоя. Желательно выполнять их у опоры. Позы стоя помогают контролировать вес, укрепляют организм в целом, развивают уверенность в своих силах, уменьшают вероятность возникновения судорог и отеков, позволяют улучшить кровоснабжение плода, сохранить позвоночник здоровым и сильным. Можно делать также мягкие скручивания, такие как Бхарадваджасана на стуле.

Теперь о том, чего делать категорически нельзя. В течение всего срока беременности нельзя делать прогибы назад из положения лежа на полу (к ним относится, например, Шалабхасана), сложные балансы (такие, как Бакасана), закрытые скручивания (например, Маричиасану III) и абдоминальные позы (например, Навасану). Кроме того, из занятий необходимо исключить прыжки.

Во всех асанах, где обычно мы соединяем ноги вместе, таких как Дандасана, включая и перевернутые позы, стопы должны быть разведены на ширину таза. Во втором и третьем триместрах не следует выполнять глубокие наклоны вперед. Эти позы должны выглядеть скорее как вытяжение вверх в положении сидя. Шавасану в этот период лучше выполнять лежа на левом боку. Что касается пранаямы, можно выполнять простые варианты Удджаи и Виломы в положении полулежа на опоре или сидя.

Особую осторожность нужно соблюдать в 12, 13 и 14-ю недели беременности. В этот период в практику следует включать только позы лежа на спине и перевернутые. Программа должна быть максимально мягкой, так как в этот период в организме происходит гормональная перестройка.

Общая информация для самостоятельной практики, когда нет изобилия материалов:

Все позы стоя выполнять с опорой, используйте стену вместо коня.
- все позы сидя выполняются на высокой опоре, например на болстере или нескольких сложенных одеялах.
- наклоны вперед не выполняются, только вытяжение вверх
- не делаются прогибы или положения лежа на животе
- не делаются все позы напрягающие и сжимающие живот (абдоминальные, скручивания)
- пранаяму лучше выполнять в положении полулежа или сидя на стуле, но если другие положения комфортны, то можно дышать в них. Делайте только простые виды пранаям, типа Уджайи на вдохе, выдохе, вдохе и выдохе, или Виломы на вдохе, на выдохе.

Что такое Йога

Вы много раз слышали таинственное слово «йога», твердо решили для себя, что эта система будет для вас полезна, и вот, наконец, готовы в первый раз заняться йогой. Или, возможно, вы просто чувствуете настоятельную потребность поддерживать хорошую физическую форму, но еще не решили окончательно, заняться ли вам йогой, пилатесом, танцами или каким-либо другим видом спорта. Так или иначе, слово «йога» уже вызывает у вас интерес, и вы хотите побольше узнать про эту систему. Очень часто люди, впервые решившие заняться йогой, задают вопрос – с чего начать? Существует ли йога для начинающих? Какие результаты дает йога и как скоро я могу ожидать этих результатов? Даст ли мне йога здоровое стройное тело? Поможет ли она укрепить иммунитет и избавиться от простудных заболеваний?

Первое, что необходимо знать про йогу, если вы всерьез решили заняться этой наукой – а что же такое йога? Йога – это очень целостная и гармоничная система самопознания, имеющая многовековую историю, дошедшая до нас из Индии и других стран востока. Существует более 20 видов йоги, каждый из которых работает с тем или иным аспектом нашей жизни. Человек, регулярно занимающийся йогой, получает совершенно удивительные результаты – физическое и психическое здоровье, развитие всех интеллектуальных способностей, обретает внутреннее равновесие и стрессоустойчивость, становится опорой и поддержкой для других людей. Перечислим наиболее популярные «мифы» о йоге, которые, на наш взгляд, только мешают человеку сделать первый шаг на этом пути.

Мифы о йоге:

Чтобы начать заниматься йогой, я уже должен быть гибким/стройным и иметь хоть какую-то физическую подготовку. Иногда человек боится начать заниматься йогой, поскольку считает себя полным, неспортивным, не имеющим никакой физической подготовки. Это типичное заблуждение. Вы можете смело начинать заниматься йогой с любого уровня вашей физической подготовки и постепенно приобретете все качества, о которых только мечтаете – стройность, гибкость, физическую выносливость и силу. Существует специальная йога для начинающих.

Меня интересуют глубокие вопросы духовного развития, а йога работает только с физическим телом. Действительно, самый популярный вид йоги на западе – это хатха-йога (статические асаны), и у вас может сложиться впечатление, что это и есть вся йога. На самом деле йога – гораздо более серьезная и глубинная система духовного самопознания, дающая колоссальные результаты во всех сферах вашей жизни.

Занятия йогой требуют много времени, а я сейчас очень загружен на работе/ учебе. Вы можете начать заниматься хотя бы 1 раз в неделю в группе, или, если у вас нет времени даже для этого, 5-10 минут дома каждый день. Пройдет какое-то время, и вы получите первый эффект от йоги - вам на все начнет хватать времени.

Занятия йогой потребуют много денег, которых у меня нет. Иногда человек считает, что для занятия йогой он должен приобрести специальный коврик, форму для йоги, должен каждый месяц тратить на занятия круглую сумму денег, и это его совершенно напрасно останавливает. Есть центры, в которых занятия йогой стоят совсем недорого, в крайнем случае вы можете начать заниматься йогой дома - абсолютно бесплатно.

Йога – это разновидность религии, а я христианин (масульманин, атеист и т.д.) и не хочу иметь отношение ни к какой восточной религии. На самом деле йога не является религией, этой системой одинаково успешно может заниматься представитель любой конфессии или атеист. Безусловно, в некоторых видах йоги, например в мантра-йоге, вы можете встретить упоминание каких-либо индуистских божеств, но это всего лишь дань традиции - так, если бы знания йоги сохранились в нашей стране, в них могло бы быть упоминание про Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Ярилы, Перуна и других славянских божеств.

Занятия йоги будут для меня сейчас дополнительной нагрузкой, а у меня итак ни на что не хватает сил. Если вы начнете заниматься йогой под руководством опытного инструктора, занятия йогой не только не будут вас утомлять, но и станут для вас отличным источником отдыха и расслабления. Занятия йогой будут давать вам силы, вы сможете снять накопившуюся усталость и напряжение, почувствовать себя отдохнувшим и бодрым.

Йога – это для молодых, какая мне-то в мои 60 лет йога?! Йогой может начать заниматься человек в любом возрасте, если вы не можете работать с физическим телом, у вас остается целый спектр других видов йог, которые помогут вам преодолеть любые трудности – медитация, йога визуализации, йога сновидений, мантра-йога и многие другие.

Йога – это всего лишь один из видов спорта, поэтому нет никакой разницы, займусь ли я йогой или же шейпингом, пилатесом, танцами, плаванием в бассейне. Йога – это не только работа с физическим телом, это гораздо более глубинное и всеобъемлющее учение. Если вы начали заниматься йогой для поддержания себя в хорошей физической форме – отлично, вы достигнете этой цели, а также параллельно с ней получите еще множество самых чудесных результатов, которые далеко не всегда дает обычный спорт.

Открытая Йога

Открытая Йога – это стиль йоги, который дает альтернативный большинству школ подход к практике и теории йоги. Этот метод основан на том, что инструктор помогает людям самим найти путь к правильному выполнению упражнений т.к. в школе Открытой Йоги считается, что критерий правильности выполнения асан только один - это внутренняя гармония человека и ощущение комфорта и радости во время практики.

Поэтому мы никого не заставляем скручиваться в 3 узла и стоять на ушах, более того не ставим это целью в практике. Все это и многое другое приходит само в процессе постижения йоги, если применять те методы и принципы, на которых построены все занятия Открытой Йогой.

Йога - это естественно! Она заложена в нас самим устройством нашего тела. Без ощущения внутренней гармонии, без стремления к этому ощущению, занятия йогой бессмысленны. Это гармоничная система самопознания, которая расширяет свободу человека.

* Все внешние критерии выполнения (и технические особенности) теряют смысл, т.к. не ведут к раскрытию нашей внутренней свободы, а напротив нарушают ее, заставляя человека принимать неестественные для него положения.

* Только такой подход в практике подводит человека к медитативному состоянию, состоянию безмыслия. (Согласно Патанджали, все физические упражнения в йоге нужны лишь для того, чтобы подготовить тело к медитации).

Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам работы с телом в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

1.Отбросьте страх и тревогу

Все страхи и тревоги проходят с опытом! А приходит вместе с ним уверенность в себе, гибкость, сила, умение расслабиться и сосредоточиться на нужной мысли. если что-то не понятно и тело на данный момент не готово выполнять какое-то упражене, вам подскажут и покажут, как сделать, или предложат выполнить более простое упражнение.

2. Позаботьтесь о комфорте.

Чтобы практика йоги принесла вам пользу и удовольствие, позаботьтесь заранее о том, чтобы заниматься вам было комфортно. одевайте удобную одежду, желательно натуральную и эластичную, которая не будет стеснять движений.

3. Занимайтесь регулярно!

В своей жизни мы начинаем много хороших и полезных дел, но не всем им суждено стать частью нашей повседневности. Иногда мы разочаровываемся в новом деле или хобби, и это нормально. Но зачастую мы бросаем важные дела без серьезной причины – просто так, потому что «не получилось». И если вы заглянете в суть проблемы глубже, то окажется, что главным препятствием на пути хороших изменений была… нерегулярность занятий.

Действительно, любая привычка должна укорениться – как на физическом, так и на ментальном уровне. Если, к примеру, вы никогда не занимались йогой, то первое время ваш организм будет привыкать к новым движениям, к новой динамике. И кардинальные изменения своего состояния вы ощутите не сразу, а через несколько недель или даже месяцев регулярных занятий. Именно тогда вы почувствуете настоящее, искреннее желание не пропускать ни одной тренировки – во что бы то ни стало. И, возможно, вы начнете заниматься дополнительно дома – потому что хочется, потому что это вам нужно.

Да, действительно, идеальное расписание для занятий йогой – это ежедневная практика. И, занимаясь серьезно, вы к этому обязательно придете. Но даже две или три тренировки в неделю способны изменить вашу жизнь к лучшему. Главное не пропускать занятия и систематически закреплять положительные результаты – раз за разом.

Регулярность занятий йогой особенно важна для начинающих еще и потому, что на каждой последующей тренировке в вашей группе будут изучаться новые асаны, виды дыхания и концентрации, способы проведения медитации. Преподаватель будет давать рекомендации по выполнению движений, их согласованию с ритмом дыхания. Пропуская занятия, вы будете терять ценную информацию, которая призвана повысить эффективность вашей практики. Чем регулярней вы занимаетесь, тем быстрее растете в йоге, и тем сильнее позитивное влияние йоги на вашу жизнь.

У регулярных занятий есть еще одна положительная сторона – они организуют вашу жизнь. Четкий распорядок дня, составленный с учетом практики йоги, поможет вам наладить свои дела и в других областях – в деловой, творческой и семейной жизни. Если раньше вы были менее организованны, то с появлением в вашей жизни йоги вы обязательно научитесь эффективно планировать свое время – для того, чтобы успеть на тренировку, а также для того, чтобы быть успешным в жизни.

Групповые занятия по Открытой йоге – это занятия, на которых присутствуют от 2-х и более человек. При проведении групповых занятий, преподаватель работает со всем залом одновременно, но также, и по возможности, либо при необходимости, уделяет внимание каждому участнику практики в отдельности.



Групповые занятия по йоге также помогут вам преодолеть множество комплексов, связанных с вашим физическим телом
С точки зрения йоги, гибкость физического тела имеет самое второстепенное значение в практике, но для многих это достаточно серьезное препятствие на пути к йоге, которое нужно мужественно преодолевать. И мы поможем вам в этом!
Помимо всего прочего, посещение групповых занятий по йоге способствуют обретению единомышленников, что не мало важно на пути духовного развития каждого человека. Ведь, как говорится, один в поле не воин!
Каждое групповое занятие проходит в очень дружественной атмосфере.

Преподаватель предлагает универсальные методы выполнения тех или иных упражнений для того, чтобы каждый участник смог выбрать тот способ, который будет наиболее приятен для него и будет гармонировать с его физическим и эмоциональным состоянием на момент практики. Таким образом, каждый участник группового занятия по йоге в любом случае сможет погрузиться в практику и получить желаемый результат.
Приходите без стеснения, мы будем рады каждому!

Приглашаем вас на групповые занятия!

Термин ньяса означает размещение и соотносится с тантри-ческими обрядами, при которых адепт касается различных частей тела, читая мантры и визуализируя девату (ответственное за эту часть божество) или биджа-мантру. Считается, что ньяса обоже-ствляет тело йога. Существует много видов ньясы; типы ньясы, с которыми ученик сталкивается в тантрическом ритуале наиболее часто: Риши-ньяса, Кара-ньяса, Матрика-ньяса и Шаданга-ньяса. Каждая мантра связана с определенным риши, впервые про-изнесшим ее.

Матрика-ньяса — это форма поклонения, при которой в тело помещаются 50 букв санскритского алфавита. При проведении этого обряда адепт совершает различные мудры (жесты). Буквам пред-шествует ОМ, а завершает их — НАМАХ. Шаданга-ньяса исполь-зует биджа-мантры, связанные с долгими гласными санскритс-кого алфавита. Тантрическую защиту (ньясу) следует проводить перед выполнением любого ритуала; она сама представляет собой определенный ритуал. По таким правилам совершается ньяса.

Касайтесь различных частей тела, отож-дествляя их с богами и богинями. Тем самым вы будете наполнять их Божественной энергией. Начните с большого пальца правой ноги, потом перейдите к ступням, икрам, коленям, бедрам, яго-дицам, йони/лингаму, соскам, груди, ладоням (положите указа-тельный и средний палец на ладонь), локтям, предплечьям (сжав их скрещенными на груди руками), плечам, губам, носу, закры-тым глазам (коснитесь указательным и средним пальцем), лбу (кос-нитесь его четырьмя пальцами) и темени (руку сожмите в кулак и коснитесь темени большим пальцем). Левую часть тела следует ос-вящать в обратном порядке: темя, лоб, глаза, нос, губы, пред-плечья, плечи, локти, ладони, грудь, соски, йони/лингам, яго-дицы, бедра, колена, икры, ступни. Касания сопровождаются чтением защитных мантр. Во время ритуала защиты нужно визуализировать поток твор-ческой энергии Шивы, обволакивающей тело. В «Шива-самхите» сказано: «Поклоняющийся Шиве смел, предприимчив, лишен слепых страстей, искусен, настойчив, талантлив, удовлетворен и непоколебим в суждениях».

Христианский крест, накладываемый человеком на самого себя (т.е. когда кто-то крестится) — это тоже ньяса, обладающая мощ-ным духовным потенциалом.

НЬСА ЧАКРЫ, РАЗРУШАЮЩЕЙ ВСЕ БОЛЕЗНИ

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ САУХ Приветствие Чак-ре, разрушающей все болезни (все члены)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ AM AM ИМ ИМ УМ УМ РМ РМ ЛМ ЛМ ЭМ АЙМ ОМ АУМ AM AX БЛУМ Приветствие Вашини, девате Речи (правая сторона подбородка)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ КАМ КХАМ ГАМ ГХАМ НАМ КЛХРИМ Камешвари (правая сторона горла)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ЧАМ ЧХАМ ДЖАМ ДЖХАМ НАМ НВЛИМ Модини (правая сторона сердца)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ ЙЛУМ Вимада (правая сторона пупа)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ ДЖМРИМ Аруна (левая сторона пупа)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ПАМ ПХАМ БАМ БХАМ МАМ ХШЛВЙУМ ДЖАЙИНИ (левая сторона сердца)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ДЖХМРЙУМ Сарвешвари (левая сторона горла)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ШАМ ШАМ САМ ХАМ КШАМ КШМРИМ Каулини (левая сторона подбородка)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ САУХ Приветствие Три-пура Сиддхе, Госпоже Чакры, разрушающей все болезни (серд-це)

Ньяса. Это слово, происходящее от корня «помещать», означает наложение кончиков пальцев и ладони правой руки на различные части тела, сопровождаемое особыми мантрами. Нъясы бывают различных видов250. Джива-нъяса251 следует за бхута-шуддхи. После очищения старого, «земного», тела и формирования нового, «небесного», садхака приступает к наполнению тела жизнью Деви. Он делает это посредством джива-нъясы. Положа руку на сердце, он произносит мантру «сохам» (« Я — Он»), отождествляя себя с Деви. Затем, помещая восемь проявлений Кула-Кундалини соответствующих им местах, он произносит следующую мантру:«Ам крим крим йам рам лам вам шаш шам сам ком хаум хамсах. Жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики — теперь здесь»252. «Ам (и т.д.). Воплощенный дух высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещен здесь»253. «Ам (и т.д.)- Все чувства высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещены здесь»254; и, наконец, «Ам (и т.д.). Пусть речь, разум, зрение, слух, обоняние и жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики, приходящие сюда, всегда пребывают здесь в мире и счастье. Сваха»255. Вслед за этим садхака становится девата-майей. В дальнейшем, после описанного выше растворения греховного тела, сотворив себе новое, божественное, тело и наполнив его жизнью Деви, он переходит к матрика-ньясе. Матри-ка — это пятьдесят букв санскритского алфавита; подобно тому, как рождаются от земной матери, так же от матрики, или звука, происходит мир. Шабдабрахман, «Звук», «Логос» или «Слово» — все это Творец миров имен и форм.

Тела Девять/ состоят из пятидесяти знаков матрики. Поэтому садхака вначале мысленно размещает (антар-матрика-нъяса) буквы алфавита на соответствующих местах в шести чакрах, а затем и на внешнем плане, посредством физического действия (бахъя-матрша-ньяса), располагает их, как представляющие и образующие собой различные части тела Деваты, которое таким образом создается внутри самого садхаки. Он помещает свою руку на различные части тела и одновременно четко произносит соответствующую данной части тела матрику.

Ментальное расположение матрики в чакрах следующее: в лотосе аджни — хам и кшам (за каждой буквой в этом и последующих случаях, как говорится, идет мантра номах)256; в лотосе вишуддхи — ам, ам и остальные гласные; в лотосе анахаты — кам, кхам и т.д. до тхам; в лотосе манипуры — дам, дхам, и т.д. до пхам; в лотосе свадхиштханы — бам, бхам, и т.д. до лам; в лотосе муладхары — вам, шам257, шам 258, сам. Затем следует внешнее размещение. Гласные в своем обычном порядке с анусварой и висаргой размещаются на лбу, лице, правом и левом глазах, правом и левом ушах, правой и левой ноздрях, правой и левой щеках, верхней и нижней губах, верхних и нижних зубах, голове и внутренней полости рта. Согласные от кам до вам размещаются на основании правой руки и локте, на запястье, основаниях и кончиках пальцев, на левой руке, на правой и левой ногах, правом и левом боках, на спине, пупке, животе, сердце, на правом и левом плечах, в пространстве между лопатками (какуда), а затем от сердца до правой ладони помещается первая шам, а от сердца до левой ладони — вторая шам; от сердца до правой ступни — сам; от сердца до левой ступни — хам, и, наконец, от сердца до живота, и от сердца до рта — кшам. В каждом случае произносится Ом в начале и «номах» в конце. Согласно «Тантра-cape», матрика-нъя-са, также подразделяется на четыре вида, совершаемых с различными целями, а именно: кевала, где слоги матрики произносятся без бинду; бинду-самьюта — с бинду; сансарга — с висаргой; и собхъя — с висаргой и бинду.

Затем следует риши-нъяса для достижения чатур-варги259. Мантры прилагаются к голове, рту, сердцу, анусу, обеим стопам и ко всему телу в целом. Обычно используются следующие мантры: «В голове — приветствие Риши (Провидцу, дающему Откровение) Брахме260; во рту — приветствие Гаятри-мантре261; в сердце — приветствие Деви Матери Сарасвати262; в прикрываемой интимной части — приветствие бидже, согласным264; приветствие шакти, гласным — в ступнях264; приветствие висарге, килаке — во всем теле265». Иная форма нъясы, в которой используется биджа, известна как ньяса Адъи (Изначальной). Она упоминается, но не приводится, в главе V, стих 123: «В голове — приветствие Брахме и (всем) брахмарши266; во рту — приветствие гаятри и другим формам стихосложения267; в сердце — приветствие изначальной Девате Кали268; в прикрываемой интимной части —приветствие бидже крим269; в обеих ступнях — приветствие шакти хрим270; во всем теле — приветствие Калике. Шрим»271.

Потом следуют анга-ньяса и кара-ньяса. Обе они являются формами шаданга-нъясы212. Когда шаданга-нъяса выполняется на те-ае, она именуется хридайади-шаданга-нъясой, а когда ее совершают только пятью пальцами и ладонями рук — ангуштхади-шаданга-пьясой. Первая выполняется следующим образом: краткая гласная «а», согласные группы ка-варга и долгая «а» произносятся с «хрида-яя ламах» («намах, или приветствие, сердцу»). Краткая гласная «и», согласные группы ча-варга и долгая «и» произносятся с «ширасе сваха» («сваха — голове»). Твердые согласные группы та-варга вместе с двумя гласными «у» (краткой и долгой) произносятся с «шикхаяй вашат» («вашат — макушечному локону»). Подобным же образом мягкие согласные группы та-варга вместе с гласной «е» и дифтонгом «аи» произносятся с «кавачая273 хум». Краткая гласная «о», группа согласных Па-варга и долгое «о» произносятся с «нетра-траяя-вау-шат» («ваушат — трем глазам»)274. Наконец, согласные от «йа» до «кша» вместе с бинду и висаргой275 произносятся с «кара-тала-пришт-хабхъям астрая пхат» («пхат — наружной и тыльной сторонам ладони»)276.

Мантры шаданга-нъясы на теле используются для кара-ньясы, в которой они соотносятся с большими пальцами, «грозящими», или указательными, пальцами, средними пальцами, безымянными пальцами, мизинцами, а также наружной и тыльной сторонами ладоней. Эти действия на теле, пальцах и ладонях стимулируют также и нервные центры и нервы в них.

В numxa-нъясе место матрики занимают питхи. Питха, в общеупотребительном смысле, — это Камарупа и другие места, список которых приводится в «Йогини-хридайе»277.

Нъяса — великий помощник в достижении такого состояния, когда садхака ощущает, что бхава (природа, состояние) Деваты наполняет его своим присутствием. В этом случае ньяса уподобляется ношению драгоценных камней, которые садхака возлагает на раз-шчные части тела. Эти драгоценные камни — биджи Деваты. С помощью ньясы он помещает своего Абхишта-девату в эти части и посредством въяпака-нъясы распространяет Его присутствие на всего себя. Он пропитывается Им, теряя себя в Божественной Самости.

Нъяса используется также для правильного распределения шакти по всей системе человеческого тела путем направления ее к надлежащим местам. Это делается, чтобы избежать возникновения внутреннего дисбаланса и отвлечения внимания при почитании. Нъясы, так же как и асаны, необходимы для достижения желаемого состояния ума и его очищения (читта-шуддхи). «Das denken ist der mass der Dinge»279. Трансформация мышления есть трансформация существования. Это наиболее существенный принцип и рациональная основа всей этой и ей подобных тантрических садхан.



 

Возможно, будет полезно почитать: