Сочинение на тему "о чем плачут лошади". «Отношения к природе на примере рассказа «О чем плачут лошади О чем плачут лошади главные герои

Что я понял, прочитав рассказ Абрамова «О чем плачут лошади»

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - "красоту... » Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных. К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара...

На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба... » Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было. Но отношение человека к лошади со временем изменилось.

Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?

» Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг... » «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы... » Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.


Фёдор Александрович Абрамов. () Ф. Абрамова называли – соль земли, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.


Фёдор Абрамов – автор романов, повестей, рассказов о жизни деревни. Какие проблемы волновали писателя? Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя. Его чуткому сердцу печально было наблюдать за тем, как редеют прекрасные леса, исчезают или терпят бедствия животные. Он сознавал, что во многом в страданиях животных, в гибели природы виноват человек.


Проблемы. Экология – (от греч. «ойкос» - жилище и «логос») – наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. … Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь С.И. Ожегова).


Вставая утром, глянь прежде на коня своего, а потом – на отца. Горькие мысли и чувства писатель выражал в своих произведениях, одним из которых и является рассказ «О чем плачут лошади». Уже первые строки окунают нас в мир далекого детства писателя, «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей».


Словарная работа. Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья. Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы. Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стати (стать) – телосложение, общий склад фигуры. Угор – (диалект.) – пригорок. «Чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.


Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора. Детство. Мир пахучих трав, стрекоз, бабочек лошадей Подкармливал Дружелюбно похлопывал Подбадривал ласковым словом Трепал по бархатным губам Разноречи вые чувства Волновали, радовали. Часами смотрел. Добрые, умные. Вслушивался в похрустывание, пофыркивание.


Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? Отношение людей. А вы как относитесь к лошадям? Крутая холка, ясный, полный глаз, Сухие ноги, круглые копыта, Густые щётки, кожа, как атлас, А ноздри ветру широко открыты. Грудь широка, а голова мала, - Таким его природа создала. Вильям Шекспир Конюх Миколка – «иногда день и ночь не заявлялся к ним». «Дернина изгрызена и выбита дочерна». Томились, умирали от жажды, донимал гнус, тучей клубились комары и мошкара.


«Я не шёл – бежал к лошадям». Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной - чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.


Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? Кобылка чистая, сохранила весёлый, неунывающий характер, вытягивалась в струнку, подавала звонкий голос. Сегодня: «не выказывала ни малейшего воодушевления». Окаменело. Слёзы. «Большие, с добрую фасолину…» Маяковский. «За каплищей каплища по морде катится.


«Лошадиная жизнь». Были времена. Жалели, берегли. Называли кормилицами. Холили и ласкали. Счастливые лошадиные времена. Сегодня. Клички лошадей: Идея, Победа, Ударница, Звезда… Конец 30-х годов, основная рабочая сила на селе трактор, о лошадях стали меньше заботиться. Предмет гордости: кормилица.


«И тоска, тяжёлая лошадиная навалилась на меня…» Почему? «Я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху…». Как объяснить слова: «В каждом из нас…живёт пушкинский вещий Олег…? «…Я попытался разыскать останки своего коня…Лесопункта уже не было…останков никаких не было…» Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями.


Сравним поведение героя. Начало рассказа. Герой говорит о своей любви к лошадям, с которыми были связаны самые теплые воспоминания его прошлого. Конец рассказа. Легко, не раздумывая, совершает предательство по отношению к лошадям, отказываясь поддерживать веру Рыжухи в существование счастливых для всего их конского рода времен! Писатель в рассказе затрагивает одну из нравственных проблем: отношение человека к самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за поступки.


О чём заставил задуматься рассказ Ф. Абрамова? Люди Чёрствость Безразличие «Редкая старушонка, редкая баба…проходила мимо безучастно» Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Исчезнут любовь, доброта, забота, изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.




Использованные материалы. vennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_ plachut_loshadi/ http://netuchebe.ucoz.com/load/sochinenija/sochinenie_po_literature_nravst vennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_ plachut_loshadi/

Тема урока: «О чем плачут лошади».

Форма урока: урок-размышление

Цели урока:

· развивать речь и образное мышление учащихся;

· воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

На доске портрет Федора Абрамова

И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Ход урока:

I. Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение

к лошадям»

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу…

смех зазвенел и зазвякал:

Лошадь упала! -

Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Как вы думаете, ребята, почему в начале урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» мы обратились к стихотворению В. Маяковского.

Одна тема…

Одинаковые герои…

Одна основная мысль…

Какие слова из стихотворения В. Маяковского можно взять в качестве эпиграфа к нашему и почему?


И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

Ребята, обратите внимание на название рассказа Ф. Абрамова и на слова В. Маяковского, взятые в качестве эпиграфа, и попытайтесь определить цель нашего урока, на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

II. 1) Знакомство с автором рассказа. Что за человек задает себе и читателям такой вопрос? Работа с учебником, страница 423(факты биографии писателя), готовимся задать по одному вопросу по прочитанному, по цепочке задаем вопросы и отвечаем на них.

2) Работа с текстом.

Кто является гласными героями данного рассказа? – рассказчик, Рыжуха.

Дайте характеристику рассказчику, используя текст

Пожилой, модный (модные джинсы, развязная походка), но совестливый (не мог смотреть в глаза Рыжухе, отвел взгляд).

Как относится рассказчик к лошадям?

- «Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание. Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними».

Почему среди других лошадей рассказчик выделяет Рыжуху? Подчеркните ключевое слово.

- «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Как меняется настроение Рыжухи после ее возвращения с дальнего сенокоса и почему это происходит?

Забава рассказала Рыжухе о прежней жизни лошадей, и рассказчик об этом знает.

Пересказ отрывка из текста готовят более слабые учащиеся.

Более сильные ученики анализируют средства языка, который использует автор, рисуя старые времена (восклицательные предложения, частицы, междометия; сравнение, эпитеты)

Находим в тексте и читаем:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться... - И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...

Вывод: рассказчик чувствует свою вину перед лошадьми и в то же время понимает, сто нечего ему сказать в оправдание, он чувствует свою беспомощность.

3) Более слабые учащиеся готовят связный ответ на вопрос: « Так о чем же плачут лошади?»

Сильные учащиеся продолжают работу с текстом.

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Что же сотворил Вещий Олег?

Предал своего коня, но вернулся, чтобы посмотреть и убедиться в неправоте кудесника, посмеяться над ним, за это наказан. Главный герой тоже получает наказание – духовное опустошение. Не только главный герой, но и все мы – читатели рассказа.

Каков жанр этого произведения?

Рассказ, сказка, притча (повторяем особенности каждого жанра).

III. Вывод по уроку: Ответы на вопросы: «О чем плачут лошади? Чему учит нас этот рассказ»

IV. Домашнее задание.

Ответ на вопрос: «Что общего в рассказе Ф. Абрамова и стихотворении В. Маяковского» или «Современная история о Вещем Олеге».



 

Возможно, будет полезно почитать: