Спорт с санями как называется. Санный спорт – история возникновения и развития. История возникновения санного спорта

Санный спорт – это один из зимних видов спорта, целью которого является спуск за наименьшее время на санях по подготовленной трассе. Главное отличие этого вида спорта от скелетона в том, что спортсмен во время скоростного спуска лежит на санях на спине, а не на животе, и, как следствие, управляет изменением положения тела (за счет смещения центра тяжести), а не носками ботинок. Благодаря данным отличиям санный спорт более безопасен.

Сани бывают одно- и двухместные, причем их вес, конструкция, температура полозьев строго ограничены правилами, впрочем, как и экипировка и вес участников. Соревнования проходят среди женщин, мужчин и пар (участники пары не регламентируются, но чаще всего это двое мужчин). Стартуют спортсмены с сидячего положения, а после отталкивания ложатся на санки. Победитель в индивидуальных состязаниях определяется по наименьшему суммарному времени 4 заездов, а в парных – по суммарному времени 2 заездов. Финишную черту спортсмен обязан пересечь вместе со своим снаряжением, поэтому при падении с саней, разрешается останавливаться, вновь садиться на них и продолжать спуск. Во время профессиональных турниров на качественных трассах сани разгоняются до 140 км/ч.

Трассы бывают искусственные (иногда с функцией охлаждения льда) и естественные (обычно с 15-20 виражами). В России существует лишь несколько трасс, соответствующих современным запросам. Среди них Парамоновская (в 40 км от Москвы) и Сочинская (оборудована при подготовке к будущим Олимпийским играм).

Секрет более быстрого спуска заключается в лучшем разгоне и уменьшении сопротивления воздуху (аэродинамика). Для лучшего разгона при отталкивании используют специализированные перчатки с шипами на пальцах. Для оптимизации аэродинамических свойств существуют обтекаемые костюмы, шлемы до подбородка и даже обувь с гладкой подошвой. Также постоянно совершенствуются и сани. В конце 2012 года сборная России и автомобильная компания «Маруся Моторс» заключили контракт о сотрудничестве после ряда успешных выступлений саночника Альберта Демченко, в которых он использовал сани данной компании.

К числу наиболее популярных саней прежних лет относятся деревянные сани «Давос» и стальные сани «Леобенер». В первых - специально огороженное место для одного спортсмена гарантировало устойчивость (стабильность).

Они были изобретены на рубеже нашего века и не являлись явно выраженными спортивными санями. Их можно встретить в достаточном количестве и сейчас. Сани «Леобенер» - металлические сани из гнутых стальных труб. В 1930-х гг. они использовались в качестве спортивных саней. Эта модель саней встречается сейчас весьма редко и для спортивных состязаний считается непригодной.

Пятикратный чемпион Европы М. Титце сконструировал сани для спортивных соревнований, которые получили название «сани Титце». С этого времени началось производство современных моделей саней, сконструированных специально для спортивных состязаний.

Позже наиболее распространенные модели - это названные именами изобретателей спортивные сани «Гассера» и «Вайсиихта». Мировой уровень определяют сконструированные в Нидервизе (Германия) спортивные сани «Олимпияблиц», которые выдержали испытание на многих международных сорев­нованиях. Эта модель экспортируется во многие страны.

Конструкционные и ходовые качества

Конструкционные и ходовые качества спортивных саней отвечают в настоящее время высоким требованиям состязаний. Они характеризуются плоской аэродинамической конструкцией и имеют сверхтвердые и наклонно расположенные стальные полозья.

Вставленные в деревянные полозья стальные кронштейны устанавливаются в подвижном положении в резиновые манжеты для того, чтобы сделать сани гибкими, лучше управляемыми без касания земли. Поперечная упряжка (ремень) не прикрепляется. Полозья скользят только по внутреннему ребру и имеют в зависимости от состояния трассы и состояния радиусов виражей в направлении движения небольшой изгиб. Спереди и сзади они приподняты кверху. Этот полозный выступ (сдвиг) можно переставлять в полозьях с помощью стальных болтов.

Скольжение и точность следа

Точная установка следа (расстояние между обоими полозьями) и хорошо подготовленные опорные поверхности стальных полозьев гарантируют хорошее скольжение и точность следа. На стальных кронштейнах и на переднем выступе полозьев в проушины установлены поперечины. Сиденье, сплетённое из ремней, гарантирует уверенное положение саночника на санях.

Размер саней и инструкции

Спортивные сани должны быть двухполозными. Вес одноместных саней не должен превышать 22 кг, двухместных саней - 24 кг. Прикрепление груза к саням разрешается до установленного максимального веса. Максимальная ширина колеи составляет 45 см. Не разрешается прилаживание к саням различного рода устройств для управления и торможения.

Не разрешаются маскировочные покрытия на спортивных санях, которые скрывали бы отдельные части тела или все тело саночника со всех точек обозрения. Разрешена обшивка (облицовка) саней под сиденьем. Она не может быть шире саней и не должна выдаваться вперед, дальше концов полозьев, и назад, через плечи саночника.

На двухместных санях это требование распространяется на саночника, сидящего за рулевым. Запрещено смазывание полозьев и обработка их другими химическими средствами. Температура полозьев на старте любого соревнования не должна превышать разницы в +5ºС с окружающей температурой.

С февраля 1975 г. разрешена сбалансировка веса для легковесных саночников (женщины меньше 85 кг, мужчины меньше 95 кг). Этот дополнительный груз ограничен максимально до 10 кг у мужчин и до 8 кг у женщин, но он может составить только 50% действительного недовеса (например, недовес спортсмена с весом 85 кг до свыше указанной границы - 95 кг - составляет 10 кг. Дополнительный груз в таком случае может равняться 5 кг). Дополнительный груз в форме свинцового ремня подвешивается к телу как балласт.

Зимний вид спорта, который представляет собой соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмен стартует из положения «сидя»; после отталкивания участник принимает… … Справочник технического переводчика

САННЫЙ СПОРТ, скоростной спуск на 1 и 2 местных гоночных санях (гибких, подвижных, с натяжными ремнями) по специальным искусственным (ледяным) или естественным трассам с 15 20 виражами. Зародился в конце 19 в. в Швейцарии; в СССР с 1960 х гг. В… … Современная энциклопедия

Скоростной спуск на 1 и 2 местных гоночных санях (гибких, подвижных, с натяжными ремнями) по специальным искусственным (ледяным) или естественным трассам с 15 20 виражами. Зародился в кон. 19 в. в Швейцарии. В Международной федерации санного… … Большой Энциклопедический словарь

Скоростной спуск на 1 и 2 местных гоночных санях (гибких, подвижных, с натяжными ремнями) по специальным искусственным (ледяным) или естественным трассам с 15 20 виражами. Зародился в конце XIX в. в Швейцарии. В Международной федерации санного… … Энциклопедический словарь

санный спорт - rogučių sportas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žiemos sporto šaka – greitasis leidimasis sportinėmis rogutėmis natūralia arba specialiai įrengta ledo trasa, turinčia vidutiniškai 15 viražų. Atsirado XIX a. pradžioje… … Sporto terminų žodynas

Скоростной спуск на санях по специальным трассам. Различают три вида саней народные, подростковые (для обучения и тренировок) и спортивные (гоночные). Спортивные сани гибкие и подвижные, с комбинированными полозьями (дерево, металл)… … Большая советская энциклопедия

Санный спорт впервые был включён в программу зимних Олимпийских игр в 1964 году, став своеобразной заменой исключённому скелетону, первые соревнования состоялись на трассе австрийского Инсбрука. Программа изначально состояла из трёх дисциплин:… … Википедия

Одиночки мужчины женщины Двойки … Википедия

Санный спорт на зимних Олимпийских играх 1988. Соревнования по санному спорту проходили на XV зимних Олимпийских играх в Олимпийском парке «Канада» в с Калгари. Было разыграно 3 комплекта наград. Соревнования проходили 15 18 и 19 февраля.… … Википедия

Санный спорт на зимних Олимпийских играх 2010 Одиночки мужчины женщины … Википедия

Книги

  • La neige ет la glace: Sports olympiques d"hiver / Снег и лед. Зимние олимпийские виды спорта. Учебное пособие , И. М. Матюшин, Е. М. Солнцев. Учебное пособие для переводчиков французского языка "Снег и лед. Зимние олимпийские виды спорта" адресовано студентам высших учебных заведений (бакалавры, специалисты и магистры), обучающимся…

Тобогган – древние сани, которые изобрели и использовали североамериканские индейцы. Изначально они представляли из себя несколько сбитых между собой досок с загнутым передом (бампером). Длина тобоггана составляет около 3-4 метров, а ширина этих саней 30-40см. Несколько необычные размеры. В первую очередь, такие сани люди использовали для перевозки грузов по снежному покрову, а уже со временем начали пользоваться ими в удовольствие – спуски со снежных холмов.

Для проведения соревнований в этом виде спорта, сани пришлось модифицировать. В далеком 1923 году была создана Федерация бобслея и тобоггана . Но увы, последний не набрал большого количества зрительских симпатий. Спортивные мероприятия по тобоггану были вскоре прекращены. А основанная федерация оставила за собой лишь руководство бобслеем, при этом название осталось прежним, дабы сохранить историю.

Из всех санных видов спорта наиболее зрелищен и популярен бобслей . Он представляет собой спуск на большой скорости по оборудованной трассе на специальных управляемых санях, именуемых бобами .

Чемпионаты Мира и участие бобслея в Олимпиадах датируется 1924 годом. С тех пор менялось лишь количество наездников саней. Сейчас проводятся соревнования бобов-двоек либо бобов-четверок. Бобслей четверок состоит их пилота, брейкмана и двух разгоняющих, а управление на двойках производят пилот и разгоняющий.

Родителем скелетона считается тобогган. Первые сани для скелетона были созданы англичанином Чилдом, который изготовил их из металла. По конструкции они были похожи на скелет, скорее всего, отсюда и пошло название.

Соревнования по скелетону проводятся в два или четыре заезда, по сумме времени заездов определяется победитель. Спуск происходит на специальных санях по ледяному желобу. Спортсмен размещается на санях головой вперед (по направлению спуска). Управление: повороты, снижение скорости на виражах осуществляется специальными шипами на ботинках скелетониста.

Сани для скелетона состоят из утяжеленной рамы, спереди и сзади крепятся бамперы, которые демпфируют (глушат) удары об желоб трассы. Снизу крепятся два конька, а сверху ручки для возможности удерживания на санях скелетониста. Также нормируются размеры и вес саней. Расхождения в размерах допускается в следующих пределах: длина – 80-120см, ширина – 34-38см (шириной считается расстояние между коньками саней). Предельный вес саней для мужчин 43кг, для женщин – 35. Также суммарный вес спортсмена и скелетона не должен превышать 115 и 92кг для мужчин и женщин соответственно. Крепление балласта при необходимости разрешается. Нагревание коньков категорически запрещается и перед каждым стартом происходит проверка их температуры.

Первые состязания скелетонистов прошли на вторых Олимпийских Играх (1928г.). После этого спустя 20 лет, на 5-ой Зимней Олимпиаде спортсмены снова выступали в данном виде спорта. На этом триумф скелетона притих. И лишь спустя 54 года, на Играх в Солт-Лейк-Сити скелетон вновь вернулся на международную арену.

Натурбан в переводе с немецкого означает «естественная трасса». Относится данная дисциплина к санному спорту. Задача спортсмена – совершить спуск по естественной трассе за как можно меньший промежуток времени. Мужчины соревнуются в одиночном и парном катании, а женщины лишь на санях-одиночках.

Самыми первыми крупными соревнованиями по натурбану был Чемпионат Европы, впервые его провели в 1970 году. Вслед за ним ввели и Чемпионат Мира по данной дисциплине (1979). Организацией натурбана занимается Международная федерация санного спорта (FIL) , которая в 2000 году подала заявку на принятия натурбана в программу Олимпийских Игр. К сожалению, из-за небольшой популярности вне Европы и необходимости лишь естественной трассы (что ограничивает возможность проведения где угодно) этот санный спорт не стал Олимпийским.

В соответствии с правилами федерации санного спорта для трассы должны выполняться следующие требования:

Не допускается внедрения искусственного охлаждения;

Запрещаются экологически вредные добавки;

Все холмы и возвышенности трассы – только естественные, не допускается поднятие трассы.



 

Возможно, будет полезно почитать: