Старинные русские игры на свежем воздухе - чижик. «Чижик». Школьная игра нашего поколения

Для игры требуется «чижик» - круглая палочка длиной 10-15 см и диаметром 2-3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта- дощечка длиной 60-80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5-1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик».

Один игрок - бьющий, остальные - ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой.

Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Это игра на очки: надо набрать 20, 40, 60 или больше очков (по предварительной договоренности). Тот, кто набрал нужное количество очков, заканчивает игру и ждет окончания партии. В следующей партии он будет бьющим, а ребята, закончившие игру следом за ним, занимают в том же порядке места в цепочке ловчих.

Правила игры

1. Бьющий получает очки, если: удачно подбил и отбил «чижик» - 2 очка, удачно отбил «чижик», брошенный в дом,- 2 очка. Бьющий не смог выбить «чижик» из дома, он получает 1 штрафное очко. Три таких штрафных очка подряд - и бьющий становится последним в цепочке ловчих.

2. Ловчий точно забросил «чижик» в дом - 1 очко. Если ловчий 3 раза не смог забросить «чижик», он наказывается штрафным очком и становится последним в цепочке ловчих. Если «чижик», брошенный ловчим, отбит лаптой, это не считается ошибкой ловчего.

Возможен вариант игры - «Кутерьма», когда каждый пятый удар бьющего - «аврал». Все ловчие получают право поймать «чижик».

Кто поймает, тот и бьющий. Остальные снова все ловчие. Но бывший бьющий становится в цепочке первым.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Лето, может пригодиться тем, чьи дети переросли подгузники и коляски, но еще не доросли до ЕГЭ.

Чиж
Для игры нужно прямоугольное поле (желательно грунтовое), размер выбирается игроками. Также нужна бита и "чиж". Бита – палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" - маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.
С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле. Лунка находится в центре "базы". База - начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.
Игроки делятся на две команды по 3-4 человека в каждой. Цель игры - набрать 1000 очков.
Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игрок на базе берет биту и "чижа". Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.
Один розыгрыш проходит в 3 этапа.
1-й этап – «чиж». Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой подцепить чиж из лунки и отправить его в любое место игрового поля. Нельзя выкидывать чижа за пределы поля - это ошибка. 3 ошибки у одного игрока - команды меняются местами. Ошибки считаются суммарно за все этапы одного розыгрыша. Если чиж после удара не вылетел за пределы базы - розыгрыш заканчивается и команды меняются местами. Это справедливо для всех трёх этапов.
Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят с лету - то команды меняются местами и поймавшая команда получает 50 очков. Если игрок в поле ловит чижа не руками, а локтем, ногами, зубами - за это даются дополнительные очки (сколько - можно придумать) в зависимости от степени сложности.
Если чиж упал на землю, команда в поле получает право выбить игрока из дальнейших этапов. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Игрок на "базе" с битой имеет право попытаться выбить "чижа". При этом он должен стоять в пределах "базы". Если не получилось отбить и чиж оказался в базе (включая пересечение с границей базы) – игрок нападающей команды выбывает до конца розыгрыша и игру начинает следующий игрок команды нападения. Если чиж при этом оказался в лунке - команда в поле дополнительно получает 50 очков.
Если чиж не оказался в базе (не попали или отбил), нападающий считает количество набранных очков. Для этого он битой отмеривает расстояние до чижа от границы базы. За одну длину биты - получает 10 очков. Неполное расстояние биты не учитывается. После этого игрок переходит ко второму этапу.
2-й этап – «бочка». Игрок с битой должен взять чижа в одну руку, подкинуть вверх и ударом биты отправить в поле. Удар должен быть сделан в воздухе, чиж не должен упасть на землю до удара битой. Могут быть такие ситуации: игрок не попал по чижу и он упал в базе, то игрок выбывает до конца розыгрыша. Если не попал по чижу и он упал за пределами базы - это ошибка. Если после удара упал в базу - конец розыгрыша.
Игроки в поле пытаются поймать «чиж», если поймают с лету – получают 100 очков. Все остальное – аналогично первому этапу.
3-й этап ¬– «немец». Игрок должен взять чижа в руку и сделать два удара: первым ударом биты подбить его вверх из руки, а вторым отправить в поле. Второй удар производится по чижу в полете.
Так как этот удар самый сложный - то от него зависит количество очков, которое получает команда за розыгрыш. После удачного удара, когда чиж оказался на земле в пределах игрового поля, игрок с битой сразу подсчитывает, сколько очков он принес команде. Такой чиж противоположная команда может только поймать с лету (это будет стоить 150 очков), выбивать игрока после такого удара нельзя.
При удачном завершении игроком всех трех этапов, он имеет право сразу же начать новый розыгрыш заново.
Команды меняются местами, когда выбиты все игроки нападающей команды.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

8-12 сантиметров, диаметром в два-три сантиметра, оба конца которой срезаются на конус. Битка - палка с плоским концом в виде лопатки. Ее длина 60-80 сантиметров.
Место для игры готовят так. На поляне или площадке вычерчивают квадрат - это "дом". В центре "дома " на кону сидит "чижик ". "Дом " чертят ближе к краю площадки, чтобы перед "домом " было больше простора для игры. Размер "дома " на просторной площадке - один квадратный метр, если площадка небольшая - 50x50 сантиметров.
В центре "дома" небольшая черта - это и есть кон.
По договоренности, "чижик " в кон можно посадить так, чтобы "хвост " - один заостренный край - был приподнят несколько над землей. Для этого на кон можно положить камешек.
Играют в "Чижик " обычно группой в 8-10 человек. Из числа играющих выбирают судью. Это должен быть наиболее опытный и справедливый игрок . Он следит за выполнением правил, ведет подсчет очков.
По жребию один из играющих становится бьющим , он начинает игру . Остальные - ловчие, полевые игроки. Бьющий занимает место в "доме ". Ловчие отходят к противоположному краю поля и здесь становятся в цепочку, один за другим, заранее договорившись об очередности, кто за кем будет ловить "чижика ". Сигнал - игра началась. Бьющий ударяет по заостренному концу "чижика ". "Чижик " взлетает в воздух, и тут бьющий должен суметь вторым ударом по взлетевшему "чижику " послать его далеко в поле (за такой двойной удар он получает два очка!). Задача ловчего - поймать "чижика " на лету. При удаче он выигрывает одно очко и право занять в "доме" место бьющего. А бьющий в этом случае становится полевым игроком - ловчим , он переходит в цепочку игроков и становится позади ждущих своей очереди ловить.
Но это при большой удаче и сноровке ловчего. Если "чижик " не пойман, ловчий поднимает его с земли и с того места, где он упал, должен забросить "чижика " в "дом ". При этом бьющий может на лету отбить биткой "чижика " обратно в поле (и за это получит еще два очка). Если ловчий не поймал "чижика " и не сумел забросить его в "дом", бьющий продолжает игру. Он может поднять "чижика ", посадить его в "дом " на кон, но можно погнать в поле с того места, куда его бросил ловчий.
Состязание между бьющими и ловчими идет до тех пор , пока бьющий, не совершив ошибки, наберет установленное количество очков (об этом договариваются перед игрой, это может быть число 20, 40, 60) или пока ловчий не поймает "чижика " на лету и не займет в "доме " место бьющего. Тогда бьющий становится ловчим, уходит в цепочку полевых игроков и ждет своей очереди играть, чтобы набрать нужное количество очков.
Тот, кто набрал установленное количество очков , заканчивает игру и ждет следующей партии. Партия заканчивается, когда все, кроме последнего, набрали нужное для победы количество очков. Причем первый победитель становится в следующей партии уже без жребия первым бьющим, остальные игроки - ловчие - занимают места в цепочке по порядку очередности завоеванной победы. А тот, кто проиграл, становится в цепочку ловчих последним или выбывает из игры, если уговариваются, что игра идет на выбывание. В этом случае с каждой партией игроков становится все меньше. В последней только два - бьющий и ловчий. Борьба этих двух покажет, кто главный победитель.

Основные правила

  • 1) Больше установленного количества очков бьющий набрать не имеет права. Набрав оговоренное максимальное количество очков, он выходит из игры, предоставляя остальным возможность состязаться дальше; в этом случае место в "доме" и роль бьющего занимает ловчий, который стоит в цепочке на очереди первым.
  • 2) Если бьющий отогнал "чижика " дальше, чем на 10 метров от "дома ", ловчий может сократить это расстояние, сделав три-четыре шага к "дому " от того места, где упал "чижик " (на сколько шагов ловчий может приблизиться к "дому ", игроки договариваются заранее); чтобы не было споров во время игры, лучше сделать в поле 10-метровую отметку.
  • 3) Очки начисляются бьющему за удачный двойной удар (одним ударом подбил с земли "чижик " и вторым - на лету послал в поле) - два очка; отбил на лету "чижик ", брошенный ловчим в "дом ", - два очка.
  • 4) Если бьющий промахнулся, ударил неумело, не смог выбить "чижик " из "дома " или выбил его меньше чем на три метра - штрафное очко. Три штрафных очка подряд - и неудачливый бьющий выходит из игры или становится последним в очередь ловчих.
  • 5) Если ловчий поймал "чижик " на лету - два очка и роль бьющего; ловчий точно забросил "чижик " в "дом " - одно очко; ловчий три раза подряд не смог забросить "чижик " в "дом" - штрафное очко; четвертый раз подряд не забросил "чижик " в "дом " - объявляется штрафным игроком, - он либо выбывает из игры и ждет следующей партии, либо становится последним в цепочке ловчих. Если "чижик ", брошенный ловчим в "дом", отбит на лету, это ошибкой ловчего не считается.
Есть еще одно условие, о котором можно уговориться заранее . Это забавный, веселый вариант - "кутерьма ".
Договариваются : каждый пятый подряд удар бьющего - аврал. Полевые игроки - ловчие - рассыпаются по всему полю, все получают право ловить "чижик ". Кто поймает - тот и бьющий. Остальные - снова все ловчие. Но в этом случае побежденный в "кутерьме " бьющий становится в цепочку полевых игроков не последним, а первым. А тот, кто был ловчим в аврале, остается в поле.

 

Возможно, будет полезно почитать: