Существует ли победа без поражения. Победа — поражение

Когда мы слышим слова «победа» и «поражение», перед глазами обычно всплывают образы военных действий или спортивных состязаний. Но сами эти понятия, разумеется, гораздо шире и сопровождают нас ежедневно. Победа или поражение всегда предполагают противостояние с кем-либо или чем-либо. Наша жизнь, хотим мы этого или нет, представляет собой борьбу с обстоятельствами, проблемами, конкурентами. И чем серьёзнее соперник, тем победа над ним значительнее, важнее для нас. Одержать победу в изнурительной борьбе с могучим врагом — значит стать лучше, сильнее. Но если противник заведомо слабее, можно ли назвать такую победу настоящей?

Мне кажется, что победа над слабым — это всё-таки поражение. Более того, если человек вступает в противостояние с тем, кто не сможет дать отпор, показывает свою моральную слабость. Этого же мнения придерживались многие русские писатели. Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» мы видим помещика Троекурова, который из чувства обиды лишил имения своего давнего друга Андрея Гавриловича. Властный самодур Кирила Петрович, пользуясь своим влиянием и богатством, разорил семью Дубровских. В результате Андрей Гаврилович, пораженный таким предательством, сходит с ума и вскоре умирает, а его сын Владимир становится благородным разбойником. Можно ли назвать Троекурова, воспользовавшегося слабостью своего соперника, настоящим победителем? Конечно же, нет. Истинную нравственную победу в романе одерживает младший Дубровский, который отказался от мести, полюбив Машу, дочь своего врага.

Материал подготовила

Итоговое сочинение.
Тематическое направление «Победа и поражение»
В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и
поражении в разных аспектах:
социально-историческом, нравственно-философском и психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными
событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой
человека с самим собой, её причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и
относительность понятий «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных.

«Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться, биться,
ошибаться,
а спокойствиедушевная подлость»
Л.Н Толстой

Победа и поражение. Афоризмы по теме

Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы
жить.
э. М. Ремарк
Успех-это всегда чьё-то поражение.
Человек создан не для поражения.
Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя
Эрнест Хемингуэй

Примерные темы сочинений

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
Самая главная победа-победа над самим собой.
Победы можно быстро добиться, самое трудное-её
закрепить.
Победа над страхом придаёт человеку силы.
Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть
«бой».
Поражение помогает понять себя.

Как написать вступление по теме? Вступление первое.

Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом.
Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу
и закрепить её.
Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как
правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы
меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению.
В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как
человек находится в сложном положении.
Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается
полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и
умеет всегда закрепить этот успех.
Почему же так происходит в жизни?

Переход от вступления к основной части сочинения

Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения,
всегда были интересны мировой литературе.
Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим,
какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь
путь исканий, путь побед и поражений.
Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы
одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через
какие неудачи и поражения они прошли.

Второй аргумент к основной части сочинения

А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы
встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам.
Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор
рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию,
подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной
победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея
Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря
военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством,
мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

Заключение к сочинению

Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня
рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова?
Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к
выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и
поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный
путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и
поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это
очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной
жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы,
чем терпят поражение.

Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый?

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы
видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими
взглядами оказался совсем не ко двору.
Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор:
сумасшествие.
А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать.
Что это? Поражение Чацкого?
Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что
Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка?
С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул
застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул
положение Молчалина.
А это и есть настоящая победа!

Сцены из спектакля «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как
какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора.
Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту.
Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он
отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился
итальянский композитор?
Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую
силу его таланта и великую силу его музыки.
Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти,
которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил
способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня.
А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

«Моцарт и Сальери». Сцены из спектакля

Победа и поражение Сальери

Теория Раскольникова и её крах

Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль
о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы
он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг,
подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается
кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать.
Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную
Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается.
Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно
построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное
поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей:
«Разве я старушонку убил? Я себя убил».
И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало
человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

Кадры из фильма «Преступление и наказание»

Поражение и победа старого рыбака Сантьяго

Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата
Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя.
Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть
верный друг-мальчик Манолино.
Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его
усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему
пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда
рыбак мужественно охранял рыбу от акул,
которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь
огромный скелет.
«Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

Что же показал Эрнест Хемингуэй?
О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»?
Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой!
Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и
мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой
и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно
уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть
американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок
старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал
на писателя огромное впечатление.
И он решил рассказать о достоинстве человека,
о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в
повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную
слабость, усталость и старость.

Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»

Повесть Хемингуэя «Старик и море»

И герой спрашивает себя: «Кто же тебя победил,
старик?» Рыбак объясняет поражение очень просто и философски:
«Просто я ушёл далеко в море».
Подплывая к родной деревушке, старик отказывается считать себя
побеждённым, так как торжествует его человеческое достоинство.
А это самое главное для человека.
Человек непобедим!
Сантьяго приходит к мудрому философскому выводу, поэтому в его душе
невероятная лёгкость.

Поражение и победа Андрея Соколова

Главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»-русский солдат Андрей Соколов.
. Он-ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны.
Русский солдат попал в плен к немцам и находится в лагере Б-14 недалеко от Дрездена. Здесь около
двухсот тысяч военнопленных.Это страшное поражение.
Кто-то донёс на Андрея Соколова, который возмутился непосильной нормой выработки. Пленного
вызывает на допрос Мюллер, комендант лагеря.
Диалог с Мюллером-это психологическая дуэль, из которой русский солдат выходит победителем.
В конце допроса комендант вышел безоружный и сказал,что Соколов-храбрый русский солдат и
стрелять в него Мюллер не будет. Комендант наградил пленного: подал ему буханку хлеба и кусок
сала. Соколов-победитель, так как он сумел выстоять, сохранил честь солдата, проявил стойкость
несгибаемую силу воли, мужество, самообладание, храбрость, проявил свой твёрдый характер. Он
настоящий русский солдат!
И мы видим, что «Характер человека зависит не от того, как он переносит победу, а от того, как он
переносит поражение» .

Кадры из фильма «Судьба человека»

Поражение и победа Николая Плужникова

Главный герой романа Бориса Львовича Васильева « В списках не
значился» встретил войну молодым лейтенантом. Девятнадцатилетний
москвич Николай Плужников окончил военное училище. Не суждено
было молодому офицеру
попасть в свой полк и встать на воинский учёт. Такова военная
действительность. С первого дня войны он становится бойцом
невидимой армии спасателей Брестской крепости. Защитники крепости
знали, что обречены на гибель, но продолжали бороться до конца.
Николай Плужников перед смертью заявил: «Человека нельзя
победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».

Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Итоговое сочинение по направлению Месть и великодушие

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Месть существовала издавна.
Древляне отомстили князю Игорю.
Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа.
Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные - Ромео и Джульетта.

Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку. Есть события, которые тяжело пережить. Месть - острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба.

Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные «булавки», возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт - правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет - кто первый начал. Победителей в этой ситуации быть не может.

В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе - лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью.

Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!
Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции.

Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб.
Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами - новая война в Афганистане - убитые и искалеченные невиновные люди.
Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!»
Наверное, надо подняться высоко - в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт.

Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать.
Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж - наука прощения.
Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.

Сочинение по направлению: Месть и великодушие

Одно из самых положительных качеств человека - это великодушие, которое проявляется в способности прощать людям их слабости и бороться со своими слабостями. Об этом хорошо сказал один из великих: «Великодушие – это высшая мудрость». Чтобы убедиться в этом, обратимся к творчеству В.П.Астафьева.

Этот писатель умел на самых простых примерах показать очень сложные явления жизни. В рассказе «Макаронина» он говорит о нелёгком солдатском быте, когда приходилось даже голодать. Однажды солдатам выдали по котелку супа на двоих. Напарником рассказчика оказался пожилой солдат, у которого была большая деревянная ложка, при виде которой наш герой упал духом. Сначала молодой солдат суетливо зачастил, а потом заметил, что напарник зачёрпывать-то зачёрпывает своей замечательной ложкой, но половину расплёскивает. В супе плавала одна-единственная макаронина, доставляющая рассказчику настоящие страдания: ему очень хотелось схватить её руками и заглотать одному. Чтобы преодолеть это нестерпимое желание, пришлось отвернуться. Когда он решился опять посмотреть в котелок, напарник разделил макаронину на две неравные части: меньшую съел сам, а большую подтолкнул в сторону молоденького бойца, потом встал и ушёл. Никогда больше не увидел его рассказчик, но в его памяти этот человек остался навсегда тем, кто преподал самый важный урок – урок высшей мудрости. Великодушие проявляется здесь в умении съесть меньше, а оставить другому больше, когда хочется всё заглотать самому.

В рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» говорится о том, как главный герой, маленький мальчик, обманул бабушку. Его отправили вместе с соседскими детьми собирать землянику, но дети целый день веселились и играли, а ягоды не собрали. Рассказчик понимает, что его дома ждёт нагоняй от бабушки, поэтому по совету соседского Саньки натолкал в туесок травы, а сверху прикрыл её горсткой земляники. Когда бабушка отправилась продавать ягоды, мальчишка целый день провёл в жестоких мучениях, раскаиваясь в содеянном. Он настолько настрадался, что решил больше никогда не слушать вредного Саньку и не следовать его советам. И вот бабушка приехала, очень сильно ругалась, мальчик сидел за столом, не смея поднять глаз, а когда всё же решился взглянуть перед собой, то увидел пряник конём с розовой гривой. Великодушие в этом случае проявляется в умении прощать того, кто виноват, усмиряя свой гнев.

На примерах рассказов В.П.Астафьева мы вынесли такой урок: великодушие – это высшая мудрость, которая заключается в умении мириться с чужими слабостями и бороться со своими.


Сочинение по направлению: Месть и великодушие

Ненависть, обида, горячая и слепая злоба зарождают в человеке желание отплатить, отомстить.
Месть, как известно, - это намеренное причинение зла с целью устранить несправедливость.
Наверное, каждый из нас не раз стоял перед выбором: подчиниться чувству мести и отплатить за свою обиду или удержаться от этого желания?
Эту проблему поднимает В. Закруткин в одном из эпизодов своего произведения «Матерь человеческая» .

Любой человек, по мнению автора, заслуживает сострадания, особенно тогда, когда он беспомощен и не может причинить зла.
Закруткин убежден, что каждый человек имеет право на гуманное отношение.
Позиция автора ясно и отчетливо представлена в выборе, который делает Мария: она преодолевает в себе охватившее её чувство злобы и мести к немецкому солдату.
Услышав сдавленный крик «Мама!» , героиня понимает, что перед ней «несчастный мальчик» , «живой человек» , который был безоружен и обречен на смерть.
В итоге, Мария не просто отказывается от мести, а пытается «отстоять уходящую жизнь солдата» , «отогнать смерть».

Я считаю, что позиция автора справедлива и заслуживает уважения.
Я уверен, что нужно уметь прощать.
Как известно, месть не способствует разрешению конфликта, а, наоборот, глубже затягивает конфликт.
В древности месть за родича считалась долгом, но в результате этого люди стали из поколения в поколение убивать обидчиков, что привело к появлению кровной мести. Сегодня же желание отплатить за обиду, как правило, разрушает внутренний мир человека и приводит к деградации личности.

Способность людей простить всегда считалась высшей мудростью и зачастую помогает разрешить споры.
Это подчеркивал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир».
Например, русские солдаты, встретив французского капитана Рамбаля и его денщика Мореля замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают шинель.
Благородство русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу, вызывает восхищение.

Таким образом, мстить или отказаться от мести - сложный вопрос, которым задаются многие люди.
Побороть это чувство непросто, потому что в минуту страшной обиды и боли человеку трудно контролировать собой.
Только по-настоящему сильный и мужественный человек может удержаться от этого желания. Умение человека отказаться от мести и преодолеть противоречивые чувства, на мой взгляд, возвышают его достоинства. Закруткин наделяет свою героиню богатым духовным миром, и я думаю, что нам стоит поучиться у неё умению сострадать и прощать.

Пример итогового сочинения по направлению «Победа и поражение».

«Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя», — в этих словах из книги Виктора Суворова «Аквариум» заложен глубокий смысл. Победы над полчищами противника не даются так тяжело, как преодоление собственных пороков.

Демосфен, великий оратор древности, с детства страдал косноязычием. Однако заветная мечта – выступать перед публикой, вести за собой массы, заставила его неустанно упражняться в красноречии. Победа над собой была одержана – о выступлениях гениального ритора до сих пор ходят легенды, а его имя живёт в веках.

Судьба Демосфена – хороший пример для тех, кто убеждён, что с недостатками бороться бесполезно. Это, безусловно, ошибочное суждение. При сильном желании каждый из нас способен на многое, в том числе и на победу над своими слабостями: ленью, неуверенностью, страхами. Другое дело, что подобные желания нередко остаются лишь желаниями. А ведь для осуществления мечты нужно приложить усилия, и подчас немалые. Зато нет предела для самосовершенствования, и если потрудиться, то результат обязательно будет.

Так и не смог победить самого себя Обломов , герой романа И.А.Гончарова. Илья Ильич привык к полусонному существованию, он ленив и пассивен. В какой-то момент ему захотелось себя исправить, это было во время его романтических отношений с Ольгой Ильинской. Обломов попытался победить себя – и потерпел поражение. Лень оказалась сильнее – герой так и не смог окончательно покинуть любимый диван… Причина, на мой взгляд, заключается в том, что Обломов совершенно не умел трудиться: в имении его детства, Обломовке, это было не принято. Каков же результат? Жизнь Ильи Ильича прошла бесцветно и бесцельно, а мечты, волновавшие его в юности, так и остались мечтами.

Есть в литературе и противоположные примеры. Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, можно считать истинным героем, Человеком с большой буквы. Самолёт Мересьева, совершавший боевой вылет, был подбит неприятелем. Чудом спасшийся лётчик добрался до своих, однако врачи были вынуждены ампутировать его поражённые гангреной ноги. Алексей не пал духом, не сник, не стал обузой для близких – он заново научился ходить, а затем и вернулся в строй, продолжил воевать с фашистами. Достойный восхищения подвиг Мересьева – это не что иное, как победа над собой – блистательная и грандиозная.

Ф.М.Достоевский в романе «Бесы» писал: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». С классиком трудно не согласиться. Победа над своими слабостями и недостатками непроста. Но тот, кто её одержал, способен покорить мир.

Направление "Победа и поражение" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Победа и поражение". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по тематическому направлению "Победа и поражение".

Победа всегда желанна. Мы ждём победы с раннего детства, играя в догонялки или в настольные игры. Во что бы то ни стало нам необходимо победить. И тот, кто побеждает, чувствует себя королём положения. А кто-то – лузер, потому что не так быстро бегает или просто фишки выпали не те. Так ли уж необходима победа? Кого можно считать победителем? Всегда ли победа является показателем подлинного превосходства.

В комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» в центре конфликта – противостояние старого и нового. Дворянское общество, воспитанное на идеалах прошлого, остановилось в своём развитии, привыкшие получать всё без особого труда, по праву рождения, Раневская и Гаев беспомощны перед необходимостью действия. Они парализованы, не могут принять решения, сдвинуться с места. Их мир рушится, летит в тартарары, а они строят радужные прожекты, затевают никому не нужный праздник в доме в день торгов имения с аукциона. И тут появляется Лопахин – бывший крепостной, а ныне – хозяин вишнёвого сада. Победа опьянила его. Сначала он пытается скрыть радость, но вскоре торжество переполняет его и, уже не стесняясь, он хохочет и буквально кричит:

Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется...
Конечно, рабство его деда и отца, возможно, оправдывают его поведение, но перед лицом, по его словам, любимой Раневской это выглядит, как минимум, бестактно. И тут его уже трудно остановить, как настоящий хозяин жизни, победитель он требует:

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!
Может быть, с точки зрения прогресса победа Лопахина – это шаг вперёд, но как-то грустно становится после таких побед. Сад вырубают, не дожидаясь отъезда бывших хозяев, Фирса забывают в заколоченном доме… Есть ли утро у такой пьесы?

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» в центре внимания находится судьба молодого человека, посмевшего полюбить женщину не своего круга. Г.С.Ж. давно и преданно любит княгиню Веру. Его подарок – гранатовый браслет – сразу привлёк внимание женщины, потому что камни вдруг загорелись как «прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера». Неравные отношения всегда чреваты серьёзными последствиями. Тревожные предчувствия не обманули княгиню. Необходимость во что бы то ни стало поставить на место зарвавшегося негодяя возникает не столько у мужа, сколько у брата Веры. Появившись перед лицом Желткова, представители высшего света априори ведут себя, как победители. Поведение Желткова укрепляет их в своей уверенности: «его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Бедный телеграфист раздавлен, растерян, чувствует себя виноватым. Но только Николай Николаевич вспоминает власти, к которым хотели обратиться защитники чести жены и сестры, как Желтков внезапно меняется. Над ним, над его чувствами никто не властен, кроме предмета обожания. Никакие власти не в силах запретить любить женщину. А пострадать ради любви, отдать за неё жизнь – вот истинная победа великого чувства, которое посчастливилось испытать Г.С.Ж. Он уходит молча и уверенно. Его письмо Вере – гимн великому чувству, торжествующая песнь Любви! Его смерть – его победа над ничтожными предрассудками жалких вельмож, чувствующих себя хозяевами жизни.

Победа, как выясняется, бывает опаснее и отвратительней поражения, если она попирает вечные ценности, искажает нравственные основы жизни.

Всего: 508 слов

Чтобы ответить на вопрос: "Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?", необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.

Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой "педагогики" - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может "заразиться" таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее "как ржа железо". Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!" Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром "темного царства", но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием", которое ей уготовано "в обмен на ее живую душу". Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны". Жить в мире "затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...", где "нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность" для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, "при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...".

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. "...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!.." - говорит Н.А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, "провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина", это "страшный вызов самодурной силе". И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.

Всего: 780 слов

На мой взгляд, победа - это успех чего-либо, а поражение - это не только проигрыш в чем-либо, но и признание этого проигрыша. Докажем на примерах известного всем писателя Николая Васильевича Гоголя из повести "Тарас и Бульба".

Во-первых, я считаю, что младший сын, предал свою родину и честь казачью, ради любви. Это и победа, и поражение, победа в том, что он защищал свою любовь, а поражение в том, что предательство, которое он совершил: пошел против отца, родины - не простительно.

Во-вторых, Тарас Бульба, совершив свой поступок: убив сына, наверное, больше всего это поражение. Хоть даже и война, но убить, а потом жить с этим всю жизнь, мучаясь, но по-другому было нельзя, так как война, к сожалению, не жалеет.

Таким образом, подведу итоги, в данном повести Гоголя рассказывается об обычной жизни, которая может случиться с кем-то, но надо помнить то, что признавая свои ошибки нужно сразу и не только, когда это доказано фактом, а в своей сущности, но для этого надо иметь совесть.

Всего: 164 слова

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».
И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!

Всего: 608 слов



 

Возможно, будет полезно почитать: