Тайны йоги туммо. Огонь внутри тебя. Практика генерации тумо - сокрытого тепла организма

Самое поразительное в экзотической, поразительной йоге Туммо - то, что это не какие-то полупроверенные легенды «из дебрей Индостана», а научно доказанные факты, неодкратно наблюдавшиеся нашими и западными учеными в контролируемых условиях. У йоги Туммо немало русских последователей - и даже есть мастера. Материал блога призван в целом обрисовать картину этой практики, а практическое применение рекомендуется под наблюдением опытного ведущего, носителя традиции: т.е. ламы в традиции тибетского буддизма Ваджраяны. Ведь одно дело - мокрые простыни спиной сушить, а другое - практиковать утончённую «Йогу Внутреннего тепла», да ещё и уметь передать эти не всегда понятные умом практики другим людям. К сожалению, при неверном использовании йоги Туммо можно погибнуть от переохлаждения! Гарантия безопасности лишь получение навыков от настоящего Мастера.

К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда -
Согревающий огонь блаженства Туммо...
(песни Миларепы)

Йога Туммо относится к пришедшим к нам из холодного и сурового Тибета «Шести Йогам Наропы», которые включают также Йогу осознанных сновидений, Йогу переноса сознания в момент смерти и другие утончённые практики. (Более подробно о традиции Туммо можно почитать здесь). Йога Внутреннего тепла - то есть, как раз Туммо - в этой 6-ступенчатой системе является начальной, предварительной. И эта йога действительно доступна многим, и никаких особых данных: обостренного интеллекта или выдающейся духовной силы - для нее не требуется, по крайней мере на первых порах.

Попробовать Туммо может каждый - при условии нормального физического здоровья, конечно. С другой стороны, как отмечают практикующие, принадлежащие к буддистским традициям, для того чтобы практика стала полноценной системой духовного развития, серьёзно заинтересовавшимся потребуется пройти особые подготовительные практики (в т.ч. Нёндро) и посвящения, гарантирующие, с одной стороны, аутентичность получаемых знаний, а с другой создающие подушку безопасности в работе с мощными, иногда полностью трансформирующими жизнь и сознание, энергиями. Как и в случае с Хатха-йогой, это вечное противоборство «физиков», которые хотят знать и пробовать, и «лириков», которые уверяют что без целого ряда посвящений от просветленного Учителя, религиозной веры в принципы практики и щедрого благословения свыше мало чего добьёшься - разве что, и правда, пару простыней на спине высушишь, на потеху себе и другим.

Суть самой практики в том, что мы выбираете уединённое место на природе (эту йогу нельзя превращать в шоу!) и выполняете последовательность физических (Трул-Кхор), дыхательных (Агнисара-пранама и другие) и медитативных (визуализация каналов Иды и Пингалы) упражнений. Некоторые мастера Туммо (такие, как известнейший отечественный практик Ринад Минвалеев) даже раскрывают такие последовательности для желающих попробовать свои силы!

Какой же результат всего этого? Первый и самый заметный результат, что такие техники, как ступенчатое дыхание или Агнисара действительно приводят к повышенному выделению тепла - и даже если вы не ощутите в себе силы сушить мокрые простыни на морозе, то само тело наверняка согреется. В принципе, такое открытие не ново ни для кого, кто увлеченно практиковал обычные йоговские пранаямы. Но есть и другие моменты - специальные визуализации, используемые в йоге Туммо, сокращают количество посторонних мыслей, ведут ум к состоянию однонаправленности, медитации.

Увлекшись практикой, вы в какой-то момент забудете и про холод, и про ваши планы хорошенько согреться, да и про все на свете. Приходит состояние цельности, сосредоточения в полном покое и расслаблении. Вы одновременно внутренне собраны, и совершенно отпустили всё (включая вечную озабоченность своим здоровьем). Это крайне целительное - на всех уровнях! - состояние ума. В повседневной жизни такие практики ослабляют идентификацию «я» с телом (которая в философии Йоги считается ложной!). Опытные практикующие йоги Туммо переживают глубокие медитативные состояния: Самадхи и т.п., в которых могут находиться долгое время. Буддисты, практикующие Шесть йог Наропы, развивают в себе почти сверхчеловеческую возможность к состраданию, сосредоточению и мудрости, наравне с выдающимися православными святыми. А уж контроль над умом и духовная чистота точно хороши в любую погоду, в любой сезон и на любых широтах!

Опубликовано в книге ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции ( 19 - 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург )/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135.

ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости

Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., *Танака А.
Санкт-Петербургский государственный университет
* Университет Койасан (Япония)

Тибетская йога Туммо, базовая практика шести йог Наропы, с одной стороны относится к одной из самых закрытых психотехник тибетского буддизма, а с другой стороны является своеобразной «визитной карточкой» тибетского тантризма. Способность адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид--Неэль, Элиаде]). Известная картина Н.К.Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный йог, сидящий в позе лотоса среди заснеженных горных вершин, похоже, также была зарисована с натуры.

Объективные исследования

Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода повышения холодоустойчивости. В рамках традиции тибетского буддизма повышение холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной стороны как побочный эффект тантрических практик, а с другой стороны широко используется как критерий успешной реализации [Тубтен Еше 2010, Музруков 2010].

При этом заявленная в литературе холодоустойчивость тибетских практиков туммо в объективных исследованиях на сегодняшний день не получила подтверждения. Так в 1981 году ассоцированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон с коллегами получает возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала) в феврале 1981 года . Для этого времени года это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования, на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного комфортного диапазона (от 16 до 20 ⁰С), что следует из всех трех температурных графиков, представленных в работе (наиболее наглядно на рис. 1)



Рис. 1. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по )

Собственно, по кусочно-линейной графической интерпретации температурных отведений от пальцев рук и ног испытуемого монаха J. T. (потратившего по устному заявлению около 6 лет на изучение практики туммо) можно заключить, что Бенсон Г. с коллегами зафиксировали известные результаты отогревания периферии у испытуемых, пришедших с мороза в теплую комнату (см. рис. 2).


Рис. 2. Изотермы обнаженного человека в условиях холода (а) и жары (б) [Бартон и Эдхолм 1957]

Второе опубликованное исследование было выполнено Марией Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо Тибетского нагорья. Однако по описанию условий эксперимента М.Кожевникову с коллегами так и не допустили в комнату, где проводились испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰ С [Кожевникова 2013].

Реконструкция

Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию туммо и провести испытания метода в различных условиях (воздушное охлаждение, водопады, холодная вода) [Минвалеев 2008-2014].

Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев 2008a ,б]. Тантрические тексты весьма далеки от современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты, переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это будет тепло/жар в разных ипостасях. И вытекающая отсюда повышенная устойчивость к охлаждению (поддержанию относительного постоянства температуры тела), которая и была предусмотрена как известная проверка компетентности в туммо (высушивание мокрых простыней обнаженным телом на морозе).

Именно такой подход позволил в свое время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции последовательного заимствования: «…Тум-мо является його-тантрическим упражнением, хорошо известным аскетической традиции Индии. Мы уже упоминали сильный жар, возникающий при пробуждении кундалини. Тексты сообщают, что психическое тепло образуется посредством задержки дыхания и преобразования сексуальной энергии…» [Элиаде, с.317]. Следует отметить, что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в ашрамах Ришикеша в Северной Индии.

К аналогичному выводу пришел и Глеб Николаевич Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо [Музруков 2010]. По нашему мнению, именно личный опыт Г.Н. Музрукова дал основание обозначить практику подъема кундалини «как прародительницу туммо» [Музруков 2010, c .24], что позволило и нам использовать известные йоговские технологии для воспроизводства техники туммо вне тантрических религиозных представлений.

Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по [Тринчер 1960] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего (тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди "восемнадцати колес туммо", порождающих жар [Марпа].


Рис. 3. Схема визуализируемых каналов при выполнении подъема кундалини

В практике так называемого «подъема кундалини» (рис. 3) применялась последовательная тройная бандха (мула-уддияна-джаландхара) в разных вариантах. Иногда все бандхи выполнялись вместе, иногда каждая бандха в отдельности в сочетании с асанами и/или пранаямой (маха-бандха, бхуджангасана, маха-мудра, маха-ветха). Все эти технические приемы подробно изложены в авторитетной литературе [Упанишады, Путь Шивы 1994], по которой мы ее и воспроизвели, опираясь на опубликованную методику Г.Н. Музрукова [Музруков 2010], ряд опубликованных текстов по практике туммо [Цонкапа, Муллин 1998, Тубтен Еше 2010], а также на сборник [Марпа] в неопубликованном переводе Алексея Васильева.

Методика экстренного повышения теплопродукции на основе адаптированной практики йоги внутреннего тепла «туммо»

Условия применения :

Уединенное место для минимизации отвлечения внимания. Желателен внешний холод для обеспечения обратной связи эффективного освоения практики и для отвода избыточного тепла (защита от перегрева), например:

1) сидя на морозе при отрицательных температурах (парк, балкон);
2) сидя в холодной воде, оставив голову над водой (можно и в ванной со льдом);
3) сидя под водопадом, не подставляя голову под падающую воду.

Последовательность действий и визуализаций, цель которых обеспечение правильных мышечных напряжений (идеомоторика):

Подготовительные упражнения (можно выполнять в одежде для предварительного разогрева):

  1. Принимаем асану в смысле Патанджали [Путь Шивы 1994] (удобный и устойчивый сед - лотос, полулотос, по-турецки, при необходимости подкладываем что-нибудь мягкое под седалище для обеспечения поясничного лордоза и для минимизации отвлечений)
  2. Выполняем упражнения трункор (потягивание льва, натягивание лука (рис. 4), скручивание, вытягивание вверх, самомассаж от туловища к конечностям и прочий тибетский фитнес, например, по Г.Н. Музрукову [Музруков 2010])
  3. Выпрямление спины, упираясь тыльной стороны ладоней в бедра с одновременным сведением лопаток.
  4. Высмаркивание последовательно через каждую ноздрю, зажав другую.
  5. Агнисара (наули)
  6. Дыхание вазы: медленные и спокойные вдохи и выдохи с отслеживанием потоковых ощущений в ноздрях (наблюдение прохлады на вдохе, тепло на выдохе), с акцентом на брюшном дыхании (на вдохе выпячиваем низ живота, на выдохе втягиваем). Выполняется до появления успокоения, общей мышечной релаксации и способности устойчиво удерживать внимание.

Рис. 4. Предварительные упражнения трункор в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Тимофеев В.И.

Основная практика

  1. Обязательное высмаркивание последовательно через каждую ноздрю (см. предварительные упражнения) для очищения дыхательных путей.
  2. Принимаем асану. Мысленно представляем (визуализируем) внутри тела прямую трубку (сушумна/авадхута) - идеомоторный прием для поддержания прямой спины (сидеть как будто «аршин проглотил»). Сверху трубка открыта через макушку.
  3. Выдыхаем воздух и, втягивая живот, выполняем агнисару (наули) до ощущения тепла в области груди или спины, напротив грудины (запуск экстренной теплопродукции).
  4. Складываем руки в виде чаши, положив пальцы правые ладони на левые, на четыре пальца ниже пупка, соединив подушки больших пальцев над сложенными ладонями. Прижимаем соединенные большие пальцы к области под пупком (идеомоторное указание на область разжигания внутреннего тепла - см. ниже)
  5. Выдыхаем тремя медленными и спокойными выдохами, каждый из которых длиннее предыдущего, до удаления альвеолярного воздуха, потом вдыхаем в три приема, так чтобы каждый последующий вдох был длиннее предыдущего.
  6. Вдыхаем медленно и глубоко, сохраняя спину прямой, соединив лопатки, и, удерживаем джаландхара-бандху так, чтобы видеть место соединения больших пальцев рук.
  7. Мысленно представляем два потока воздуха через правую и левую ноздри отдельно и направляем визуализированный воздух («ветер») справа и слева от уже визуализированной трубки вниз (до уровня примерно на четыре пальца ниже пупка, где сложены ладони в чашу - идеомоторное препятствие для выпадения «ветра» вниз).
  8. Усиливаем преграду для предотвращения выпадения «ветра» (визуализированного потока воздуха) вниз, выполнив легкую мула-бандху (степень напряжения достаточная для привычного предотвращения отведения скопившихся газов (тех же «ветров» из кишечника).
  9. Опускаем диафрагму вниз, слегка выпятив живот (дыхание вазы)
  10. Мысленно представляем воздушный шарик внизу живота с выводной трубкой верх (сушумна/авадхута). Трубка перекрыта поддержанием джаландхара-бандхи (запечатанная ваза, сиречь кумбхака).
  11. Сдавливаем воздушный шарик снизу справа и слева, подтягивая промежность вверх (фактически, усиливаем мула-бандху).
  12. Мысленно представляем подгибание правого и левого потоков визуализированного «ветра», вслед за мышечным подтягиванием промежности (мула-бандхой), как бы вводя оба потока в центральную визуализированную трубку справа и слева снизу с мысленной опорой на контакт с областью чуть ниже пупка больших пальцев над ладонями, сложенными в чашу (см. п. 4) (рис. 5)
  13. Медленно выдыхаем через центральную трубку, как бы стравливая воздух из визуализированного шарика внизу живота, обжиманием справа и слева.
  14. В животе разгорается огненный шар, согревающий все тело, что иногда ощущается уже после практики (ощущение жара должно возникнуть само, без представлений об огне, тлеющем угольке и проч.).
  15. Некоторое время сидим и наслаждаемся выделяющимся теплом. Далее повторяем действия с п. 5 по 13, но при необходимости добавляем агнисару (п. 3)
  16. Прекращение практики выполняем последовательно, например, выходим из воды, и на воздухе некоторое время продолжаем практику согревающего дыхания для поддержания теплового баланса.

Рис. 5. Практика туммо в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Минвалеев Р.С.

Техника безопасности:

  1. К практике приступать на фоне относительного физического здоровья
  2. При появлении холодовой дрожи практику прекратить.

Выводы

  1. Физиологическая составляющая практики туммо сводится к методам повышения теплопродукции, которая и проверяется холодовыми испытаниями.
  2. Реконструированы две технологии, являющиеся производными от известных практик хатха-йоги: 1) агнисара/наули, 2) последовательность мышечных замков (бандх) для т.н. «подьема кундалини»
  3. Визуализации сводятся к идео-моторным указаниям для обеспечения правильного (в смысле йоги туммо) тонического или динамического напряжения соответствующих групп мышц.

Благодарности

Авторы выражают глубокую благодарность директору киностудии исторического фильма «Фараон» Ирине Владимировне Архиповой, организатору и вдохновителю международных научно-исследовательских экспедиций в Гималаи в рамках ее авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с), направленного на поддержку отечественной науки. Ежегодные экспедиции под ее руководством на Эльбрус в 2007 году и в Гималаи в 2008-2014 годах позволили накопить достаточный эмпирический материал для исследования йоги туммо в режиме автоэксперимента и выйти на монахов, практикующих туммо в отдаленных монастырях Гималаев.

Литература

Давид-Неэль — Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В.Ковальчук. - К.: «София», 2003; М.: «София», 2003.

Элиаде — Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и примеч. С.В. Пахомова. - М.: Академический Проект, 2012. - 427 с.

Тубтен Еше 2010 — Лама Тубтен Еше. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау; перевод с англ. В. Д. Ковалева. - М.: Номос, 2010. - 352 с.

Муллин 1998 — Муллин Г. Избранные сочинения второго Далай Ламы. Тантрические йоги сестры Нигумы /пер. с англ. Ф.Маликова. - М.: Цасум Линг, 1998.

Цонкапа — Чже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы "Обладающее троичной надежностью" Перевод с тибетского: А. Кугявичус. Редактор перевода: А.Терентьев - СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2013.

Benson 1982 — Benson H. et al. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga // Nature. 1982; В.295(5846), - p:234-236.

Бартон и Эдхолм 1957 — Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода // Пер. с англ. - М.: Издательство научной литературы, 1957.

Кожевникова 2013 — Kozhevnikov M. et al. Neurocognitive and Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and Reality // PLoS One. 2013: Epub.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3612090/

Минвалеев 2008a — Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. Математическая модель термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический подход // Альманах клинической медицины. Том XVII, часть 1. III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в медицине. - М.: МОНИКИ, 2008. - с. 205-208.

Минвалеев 2008б — Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.

Минвалеев 2008в — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: управляемое снижение атерогенных липидов и кортизола в условиях низких температур и высокогорья // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», 20-21 октября 2008 года. СПб.: Unlimited Press, 2009, - с. 527-535.

Минвалеев 2012а — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: сравнение управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010 года (г. Москва). - М.: Алмазный путь, 2012. - с. 172-177.

Минвалеев 2012б — Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечно-сосудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: Перо, 2012, - с. 244-249.

Минвалеев 2014 — Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment // Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2014, Vol. 20, No4. — p. 295-299.

Тринчер 1960 — Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. М.: Издательство АН СССР, 1960

Музруков 2010 — Музруков Г.Н. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений Наропы». - М.: Городец, 2010. - 132 с.

Упанишады — Упанишады йоги и Тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. - М.: Алетейа, 1999. - 256 с.

Путь Шивы 1994 — Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов) / Пер. с санскр. - Киев: Общество ведической культуры «Экслибрис», 1994г. - 176 с.

Марпа — Творения Марпы Лоцавы и других. «Волшебное колесо каналов и ветров» / Сост. Тхубтен Пхюнцхог, Пекин, 1993 (Неопубликованный перевод Васильева А.)

Минвалеев Ринад Султанович, СПбГУ (Россия), проф., к.б.н., [email protected]
Тимофеев Владимир Игоревич. СПбГУ (Россия), [email protected]
Танака Акеми, Университет Койасан (Япония),

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Практику Туммо – йоги мистического внутреннего огня - относят к одной из самых загадочных йогических практик, распространенных в Тибете. Смысл её на предварительном этапе заключается в пробуждении внутреннего тепла, в результате чего йогин перестаёт быть чувствителен к холоду, и носит из одежды только хлопчатобумажную накидку "репа", что в условиях снежных гималайских зим является определенным вызовом природе.

Часть имени знаменитого тибетского буддийского сподвижника Миларепы указывает на то, что он был реализованным практиком Туммо, и носил из одежды только хлопковую накидку. Такие накидки являются отличительным признаком практика йоги внутреннего тепла, и носить их непосвященным не полагается.
Чтобы получить право носить такую накидку, йогины выполняют специальный ритрит-затвор, который может длиться 49 или 100 дней в традиции Бон (до буддийская религия Тибета), где практикуют минимум по 4 сессии в сутки, по окончании затвора обязательно сдают своеобразный выпускной экзамен - на сильном морозе сушат своим телом мокрые простыни. А на заключительном этапе практики трансформации восприятия должен видеть недвойственную реальность, как союз Блаженства и Пустоты. В отличие от многих древних практик, от которых в наше время остались лишь легенды и мифы - приводящих к якобы способности летать, или ходить сквозь стены, практики Туммо существуют и достаточно распространены до сих пор. Они передаются из поколение в поколение, от Мастера к Мастеру, в различных школах и линиях передачи, но наиболее известными являются "Шесть Йог Наропы", восходящие к величайшему индийскому йогину-махасиддхе Наропе.
Помимо этого, есть ещё менее распространенный цикл практик йогини Нигумы, которая по разным источникам, была либо сестрой, либо супругой Наропы. Этот цикл отличается необыкновенной простотой, и при том большой эффективностью.
До буддийская религиозная традиция Тибета Бон также использует практики Туммо. Более того, в последние годы появилась возможность практиковать эти техники даже в России, не выезжая в Гималаи. Есть примеры успешного завершения ритритов русскими мужчинами и женщинами, в том числе и по Туммо. Про некоторые из этих Традиций и линий передачи мы расскажем вам подробнее

дальше. Надо сразу же сказать, что практика Туммо является не оздоровительной физкультурой, а глубокой и сакральной духовной практикой, хотя у неё при корректном выполнении есть сильнейший лечебный эффект - внутренний огонь буквально "выжигает" все болезни в теле, включая хронические, но при этом практически все тибетские йогические практики являются также очень опасными для неподготовленного человека, и должны выполняться только с разрешения квалифицированного Учителя, самого реализовавшего ранее эти техники. По счастью, теперь даже у европейцев есть такая возможность.

Практика Туммо не для всех

Следует отметить, что практики Туммо до сих пор не передаются непосвященным, и для доступа к ним необходимо разделять философию и воззрение Дхармы, принять Прибежище у своего ламы и получить соответствующие Посвящения, для каждой школы и линии передачи - свои. У учеников существуют также определенные обязательства, с которыми их знакомит Учитель. Совершенно невозможно получить эти тайные практики, не следуя общему правилу. Они надежно защищены от недобросовестного использования благословением Линии Передачи и Просветленных.

Современные ученые

Иногда в интернете и попадаются статьи и видеофильмы о якобы раскрывших самостоятельно тайны Туммо современных учёных. Не вдаваясь в подробности, можно только заметить, что многие их взгляды на механизм Туммо ошибочны, и не имеют никакого отношения к настоящей йоге. Даже если им удаётся разогреть тело на морозе, и не мерзнуть - они неправильно понимают сам механизм Туммо, и при попытке следовать их смелым экспериментам человек сильно рискует. А желания использовать эффекты практики для согревания в экстремально холодных условиях землемеров, нефтяников и геологов обнуляют и заземляют истинное предназначение йоги мистического огня - Туммо.



Предварительные практики

В традиционных системах, прежде чем приступить к таким серьезным и опасным практикам с энергиями, как Туммо, ученик вначале выполняет подготовительные практики - нёндро, в которые, в частности, выходят как 100 тысяч простираний, так и другие 100-тысячные практики, в каждой линии - свои. А также должна быть достигнута четкая уверенность в том, что живя обычной жизнью, счастья не обретешь, вера в закон кармы, понимание ценности рождения человеком для практики Дхармы и ясное ощущение непостоянства феноменов.

Такое количество простираний и молитв успокаивают ум практикующего и укрепляют его тело, после чего, например, в традиции Бон ученик обязательно проходит ритрит по одной из Шести Йог - Пхове - переносу сознания, в конце которого в макушку головы вставляется соломинка (трава кушу), как знак корректно выполненной практики.
В результате Пховы у практикующего устанавливается центральный канал, и он обретает возможность воспользоваться во время смерти (то есть непосредственно нужно практиковать) техникой переноса своего сознания по центральному каналу и переходу его в Высшие Миры, после чего, согласно воззрениям тибетских йогов, может не бояться перерождения в Низших Мирах. А при удачном стечении обстоятельств достичь Полной Реализации.

Магические вращения - трулкоры

Далее тело практикующего укрепляется и очищается постоянными тренировками специальной тибетской йоги - трулкхор . Например, в Бон это 80 отдельных упражнений, каждое из которых очень динамично выполняется на задержке дыхания.

В каждой Традиции существуют свои магические вращения - трулкхоры, они относятся к одним из самых тайных, и только недавно их стали давать более-менее открыто, но всё равно, в их выполнении существует несколько уровней практики, помимо внешнего уровня, есть ещё контроль дыхания и визуализации, поэтому изучать их лучше всего с Учителем, а не по книгам и видеокурсам - в них многое упущено. Книги и видеофильмы могут дать только начальное представление, и пробудить у практика интерес заняться тибетской йогой - всерьез и надолго. В результате таких упражнений йогин должен быть способен выполнить их все 80 подряд, не отдыхая в промежутке между упражнениями. Вдох - задержка на вдохе - упражнение, которое может длиться 1,5 - 3 минуты каждое - затем выдох, снова вдох-задержка на вдохе - и сразу же следующее упражнение. В цикл упражнений входят как достаточно легкие, которые под силу выполнить каждому, так и достаточно сложные, например, знаменитый "ваджрный бэп", или прыжок, когда йогин в прыжке складывает ноги в позу лотоса, и приземляется на землю уже в этой "ваджрной"позе.
Эти упражнения призваны "выпрямить" все энергетические каналы тонкого тела практика, убрать из тела все блоки и болезни. Успешно выполнившие этот цикл йогины, по их же собственным отзывам, практически перестают болеть. После этого идёт обучение задержкам дыхания, так называемой "кумбхаке" - когда йогин учится задерживать дыхание на длительное время, повторяя эти упражнения много раз подряд, обычно кратно священному йогическому числу "108" - это может быть 54 задержки подряд, или даже полный круг буддистских чёток - все 108. И только после успешного освоения всех этих непростых практик Ученик считается готовым к настоящему ритриту по Туммо.

Ритрит по Туммо

Для выполнения ритрита по йоге внутреннего огня - Туммо - выбирается холодное время года, лучше всего - снежная зима. В день выпускного экзамена, как рассказывали реализованные практики, они в Гималаях выполняли специальные разогревающие упражнения, после чего поднимались на крышу монастыря, где их уже ждали экзаменаторы с помощниками. Задача помощника - намочить и отжать простыню в бочке с водой, и затем накинуть её на испытуемого. Практик Туммо "на зачёт" должен был высушить своим телом не менее 4х мокрых простыней. По словам участников подобных испытаний, в среднем высушивалось от 4 до 8 простыней, прежде чем они начинали остывать. Но холода испытуемые не чувствовали - напротив, им было скорее приятно, простыни охлаждали разгоряченные тела. А замерзать они начинали, только когда испытания заканчивались, и участники спускались в теплое помещение - только тогда они начинали чувствовать, что вокруг не жарко))) У помощников же скрючивало пальцы от ледяной воды в бочках для намачивания простыней - за ночь эта вода на улице покрывалась от холода льдом. Таким образом, овладение практиками Туммо не является чем-то невозможным, хотя и относится к достаточно сложным и серьезным практикам, которые по силу только молодым, целеустремленным и достаточно спортивным людям. Впрочем, для пожилых людей существуют свои, упрощённые и более доступные практики - говорится же, что "успеха в йоге может достичь как старый, так и очень старый человек", и "старый" здесь - это возраст 60 лет, а ""очень старый" - 90. Бывали и такие истории, что йогины достигали успеха в Туммо просто силой благословения своих учителей, не выполняя никаких физических упражнений - особенно такие истории относятся ко времени начала оккупации Тибета Китаем, когда множество лам оказалось в застенках тюрем, и некоторые из них ухитрялись передавать свои знания ученикам даже оттуда. Так что нет ничего невозможного.

Практики перехода на праническое питание

Более того, у практик Туммо существует и продолжение - это практики перехода на праническое питание. Хотя это звучит ещё более неправдоподобно, такие техники также существуют и используются, но, в основном, они предназначены для йогинов (налджорпа), которые отреклись от всего мирского (включая и жизнь в монастыре), и уходят далеко в горы для завершения своих практик, никогда больше не планируя возвращаться в социум. Для обычных людей, ведущих активный городской образ жизни, эти техники малоприменимы, увы, в том числе и из-за плохой экологии. Так что нам с вами остаётся только мечтать о таких способностях))) К тому же, эти практики ещё более сложны и опасны, самостоятельно и в городских условиях достичь в них успеха практически нереально. Ну, не будем о грустном - теперь о приятном и всё же доступном для нас всех, городских европейцев.

Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно — с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе "втягиваются", вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире благородного, возвышенного и чистого. Следующие за этим упражнения — собственно генерации Тумо — состоят из 10 частей, или этапов, следующих один за другим без перерыва. Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.

Главное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или мыслеобразов.

  1. В воображении создается и созерцается образ "центральной вены". Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя. Эта " вена" имеет толщину волоса, тончайшей нити...
  2. "Вена" расширяется до толщины мизинца...
  3. Толщина "вены" достигает толщины руки...
  4. "Вена" заполняет собой все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку...
  5. Ощущение границ тела исчезает... Непомерно раздувшаяся "вена-" вмещает теперь всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он чувствует, будто превращается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана...

    Новички, не имеющие еще прочного навыка длительной медитации, проходят эти пять этапов быстрее, чем старшие ученики. Более опытные, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них значительно большее время. Но в любом случае для того, чтобы достигнуть пятого этапа, даже начинающему ученику требуется обычно не менее часа. Затем те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке:

  6. Огненная буря стихает, огненные волны постепенно спадают и успокаиваются, пылающий океан уменьшается и, наконец, весь поглощается телом...
  7. "Вена" не превышает толщины руки...
  8. "Вена" суживается до толщины мизинца...
  9. "Вена" теперь не толще волоса...
  10. "Вена" исчезает; видение огня, другие формы и образы уходят. Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в "Великом Ничто", растворяется в нем, погружается в "Великую пустоту", где двойственности воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта более не существует.

Продолжительность транса в процессе медитации Тумо обусловлена степенью умственного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов или без них, можно повторять по нескольку раз в день, но основная тренировка — утром.

Эффект практики Тумо:

Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.

Примечания к медитации Тумо :

  1. Несмотря на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении (!).
  2. Местоположение "центральной вены" точно не указывается. Поэтому мы можем предложить два варианта исполнения самых первых стадий медитации: первый — произвольная локализация "вены" в области продольной оси симметрии туловища, второй — если принять за линию "вены" спинномозговой канал. Последний способ тогда будет соответствовать классическим представлениям йоги об астральных каналах (нади), где вся концентрация происходит на Сушумне (соответствующей medula spinalis грубоматериального тела)..Так или иначе, процесс генерации Тумо, несомненно, связан с активизацией силы Кундалини: при пробуждении Кундалини поднимается вверх по Сушумне, и она тогда становится подобной " языкам" восходящего пламени.
  3. Хотя в горах Тибета длительность медитации составляет не менее одного часа, как только что указывалось выше, новичкам в европейских условиях следует начинать с 10-15 минут. Во многом длительность упражнения определяется способностью просидеть в медитативной позе длительное время.
  4. Данное упражнение обязательно (!) следует выполнять в сидячей позе с прямым позвоночником. Тогда риск возникновения разного рода нежелательных последствий практически минимален.
  5. Следует отбрасывать не только посторонние мысли, но и разные побочные видения, которые вдруг могут проявиться в середине медитации, если они не связаны с основной темой — огнем Тумо.
  6. Выходить из медитации, как и входить, следует также постепенно и не торопясь; поэтому возрастает спектр требований к выбору времени для занятия: никто не должен вторгнуться в вашу комнату и отвлечь вас "на полдороге". Лучшее средство для постепенного завершения занятия — многократное исполнение мантр, например АУМ или ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ.
  7. Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей. Лучшее место для занятий — в каком-либо чистом и красивом уголке природы.


 

Возможно, будет полезно почитать: