Теория спорта литература. Учебник: Теория и методика физического воспитания и спорта

1. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с. 2. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории, методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970 (или 2009). -200 с. 3. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ.культуры / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с. 4. Матвеев, Л.П. Спорт, спортивная тренировка // Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - Часть П. - Раздел 1, гл. XII-XIII. - С. 425-491. 5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: учеб. кн. для завершающих уровней высш. физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М.: Воениздат, 1997. -304 с. 6. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература, 1999 - 320 с. 7. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: изд-во «Лань», 2005. -384 с. 8. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин - М.: Aст Астрель, 2002. - 864 с. 9. Основы спортивной тренировки // Теория и методика физического воспитания: учебник для техникумов физ.культуры // под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - гл. VIII. - С. 128-165. 10. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - К.: «Здоровья», 1980.- 336 с. 11. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - К.: Вища школа, 1984.- 336 с. 12. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с. 13. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 1997 - 583 с. 14. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с. 15. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.:, 1995. - с. 16. Спорт в системе физической культуры // Теория и методика физической культуры (курс лекций) : учеб. пособие // под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - С. 345-356. 17. Спортивная тренировка // Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ.культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова (Т. 2). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Часть I, гл. I, П. - С. 5-71. 18. Теория и методика спорта // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003 (или 2004, 2006, 2007). - Раздел III. - гл. 21 -26. - С. 311 -448 19. Теория спорта: метод, разраб. / под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. Вып. I-IV, - с. 20. Теория спорта / под общ. ред. В.Н. Платонова. - К.: Вища школа, 1987. - 424 с. 21. Холодов, Ж.К. Теория и методика спорта // Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: ИЦ «Академия», 2000 (2001). - Часть II, гл. 17-22.-С. 311-429. Дополнительная 1. Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам / под ред. В.В. Петровского. - К.: Олимпийский спорт, 1984 - 104 с. 2. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. - К.: Олимпийская литература, 2001.-424 с. 3. Аулик, Н.В. Как определить тренированность спортсмена / Н.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 4. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 193 с. 5. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.-2001.-№4.- С.9-10 6. Барановский, В.А. Теория спортивных соревнований: учеб. пособие / В.А. Барановский, В.В. Брысин, А.Г. Пономарев. - Омск: ГОИФК, 1985. - с. 7. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 С. 8. Бирюков, А.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена / А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с. 9. Благуш, П.К теории тестирования двигательных способностей / Петр Благуш. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с. 10. Боген, М.М. Спорт в пост социалистическом обществе / М.М. Боген // теория и практика физ.культуры. - 1996. - № 12. - С. 48-49. 11. Бондарчук, А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы / А.П. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №8. - С. 18-19. 12. Бондарчук, А.П. периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - К.: Олимпйский спорт, 2000. - 568 с. 13. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М.: Физкультура и спорт, 1980.- 127 с. 14. Брянкин, СВ. Структура и функции современного спорта / СВ. Брянкин. - М.: МОГИФК, 1983.-с. 15. Бубе, X. Тесты в спортивной практике (пер. с нем.) / X. Бубе, Г. Фэк, X. Трогш.- М: Физкультура и спорт, 1968. - 240 с. 16. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. - М: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с. 17. Булкин, В.А. Комплексный педагогический контроль в системе подготовки квалифицированных спортсменов / В.А. Булкин // Средство и методы педагогического контроля и индивидуализации тренировочного процесса. - Л.: ЛНИИФК, 1983.-С.З-22. 18. Важны, 3. Прогнозирование в системе спортивной подготовки / 3. Важны // Спорт за рубежом. - 1978. - № 3 - 7. 19. Вайцеховский, СМ. Книга тренера / СМ. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с. 20. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 332 с. 21. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с. 22. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998, - №2. -С. 21-27. 23. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. 24. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 332 с. 25. Виноградов, Г.П. Теория спортивной тренировки: учеб. пособие / Г.П. Виноградов; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 1999. - 105 с. 26. Викера, Л. Допинг-контроль / Л. Викера, Дон X.Кэтлин // Спортивная медицина. - К.: Олимпийская литература, 2003. - С. 279-295. 27. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с. 28. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с. 29. Годик, М.А. Спортивная метрология: учебник для ИФК / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с. 30. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с. 31. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2007.-296 с. 32. Губа, В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для вузов физ.культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с. ЗЗ. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физ.культуры. -1986. - № 3 - С. 24-25. 34. Двейрина, О.А. Теория спорта: конспекты лекций, вопросы для самопроверки и задания по УИРС: учеб-метод, пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 106 с. 35. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А.Исаев М.: Физкультура и спорт, 1981. - 374 с. 36. Желязков, Ц. Основи на спортната тренировка / Ц. Желязков, Д. Дашева - София: Гера арт,2002. - 432 с. 37. 3ациорский, В.М. Кибернетика, математика, спорт / В.М. Зациорский. - М: Физкультура и спорт, 1969. - 199 с. 38. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с. 39. Иванов, А.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / А.В. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с. 40. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 255 с. 41. Коренберг, В.Г. Спортивная метрология: Словарь-справочник: учеб. пособие / В.Г. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2004. - 340 с. 42. Крефф, А.Ф. Женщина и спорт (пер.с франц.) / А.Ф. Крефф. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с. 43. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В.В, Кузнецов. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с. 44. Кулиненков, О.С. Фармакологическая помощь спортсмену: Коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат / О.С. Кулиненков. - М.: Советский спорт, 2007. - 240 с. 45. Курамшин, Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа: монография / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 148 с. 46. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика: монография / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2005. - 408 с. 47. Курамшин, Ю.Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе: учеб-метод, пособие / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 85 с. 48. Курамшин, Ю.Ф. Планирование, контроль и учет в процессе спортивной подготовки: учеб. пособие / Ю.Ф. Курамшин, А.Н. Дитятин. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 43 с. 49. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт. 2008. - 244 с. 50. Лубышева, Л.И. Женщина и спорт: мозговой штурм ученых / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ.культуры. - 1999. - № 6. - С. 2. 51. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб.пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. - М.: Просвещение, 1984.-191 с. 52. Мартиросов, Э.Г. Методы исследование в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 199 с. 5З. Матвеев, Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: ГЦОЛИФК, 1972. - с. 54. Матвеев, Л.П. Совершенствование системы подготовки спортсменов (проблемы построения тренировки) / Л.П. Матвеев. - М.: ГЦОЛИФК, 1974. - с. 55. Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам // Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон А Очерки по теории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - с. 56. Матвеев, Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории сперта // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докл. междунар. конгр. - М.: ФОН РГАФК, Т.1, 1988. - с. 57. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. - С. 67-73 58. Михайлов, К.В. Методы спортивной подготовки / К.В. Михайлов. - Киев: Здоровья, 1981.-128 с. 59. Могилев, В.Е. Общие закономерности индивидуальной адаптации к физической нагрузке: учеб. Пособие / В.Е.Могилев, Н.П. Хаританович. - Хабаровск, 1994. - 29 с. 60. Начинская, СВ. Спортивная метрология / СВ. Начинская - М.: ИЦ «Академия», 2005. - 208 с. 61. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 478 с. 62. Озолин, Н.Г. Путь к успеху / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт. 1985. - 112 с. 63. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-288 с. 64. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с. 65. Осташев, П.В. Прогнозирование способностей футболистов / П.В. Осташев. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 96 с. 66. Платонов, В.А. Адаптация в спорте / В.А. Платонов. - К.: Здоров"я, 1988. - 216с. 67. Платонов, В.Н. Современная система подготовки спортсмена / В.Н. Платонов- М.:СААМ, 1995.-426 с. 68. Платонов, В.Н. Допинг в олимпийском спорте: история, состояние. перспективы // Допинг и эргогенные средства в спорте.Ч.I.-К.:Олимпийская литература, 2003.,-С. 9-108. 69. Похаленчук, Ю.Т. Современный женский спорт / Ю.Т. Похаленчук, Н.З. Свечников. - К.: Здоров"я, 1987. - 192 с. 70. Росс, У.Д. Кинантропометрия / У.Д. Росс, М. Дж. Марфелл-Джонс // Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - С. 235-320. 71. Селуянов, В.Н. Определение одаренности и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: Спорт Академ Пресс, 2000. - 112 с. 72. Сирис, П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - :03 с. 73. Слабодян, А.П. теория и методика спортивной тренировки / А.П. Слабодян. -Краснодар, 1995. - 138 с. 74. Смирнов, Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: учеб. пособие / Ю.И. Смирнов. - Малаховка: МОГИФК, - М., 1986. - 68 с. 75. Современная система спортивной подготовки / под общ. ред. В.Л. Сычев. А.С. Хоменкова, Б.Н. Шустин. - М.: СААМ, 1994. - 446 с. 76. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. - М.: Терра- Спорт, 2000. - 127 с. 77. Солодков, А.С. Проблема утомления и восстановления в спорте: учеб. пособие / А.С. Солодков - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1992. - 34 с. 78. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под. ред. В.М.Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. 79. Таймазов, В.А. Биоэнергетика спорта / В.А. Таймазов, А.Т. Марьянович. - СПб.:Шатон, 2002.-122 с. 80. теоретическая подготовка юных спортсменов: пособие для тренеров ДЮСШ / под ред. Буйлина, Ю.Ф. Курамшина. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 192 с. 81. Тер-Ованесян, А.А. Совершенствование спортивного мастерства / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. - М.: СААМ, 1995. - С. 124-125. 82. Терминология спорта: толковый словарь спорт, терминов: ок. 9500 терминов / сост. П.Ф. Суслов, Д.А. Тышлер. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 479 с. 83. Тимакова, Т.О. Спортивный отбор в многолетней подготовке / Т.О. Тимакова // Система подготовки спортивного резерва / МГФСО, Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1993.-С. 91-140. 84. Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера / Г.С. Туманян. - М: Советский спорт, 2006. - 494 с. 85. Федоров, Л.П. Научно-методические основы женского спорта: учеб. пособие / Л.П. Федоров. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 54 с. 86. Филин, В.П. Основы управления подготовкой юных спортсменов / В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1982. 87. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с. 88. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с. 89. Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам)/Н.А. Фомин.,В.П.Филин-М.:Физкультура и спорт, 1986.-169с. 90. Харе, Д. Учение о тренировке / Д. Харе (пер с нем.). - М: Физкультура и спорт, 1971.-328 с. 91. Хартман, Ю. Современная силовая тренировка / Ю. Хартман, X. Тюннеман. - Берлин: Шпортферлаг, 1988. - 335 с. 92. Хаустов, СИ. Теория спорта / СИ. Хаустов. - К.: Вища шк., 1987. - 393 с. 93. Шапошникова, В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В.И. Шапошникова. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 159 с. 94. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, СВ. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152. 95. Энциклопедия олимпийского спорта: В 5 т. / под общ. ред. В.Н. Платонова. - К.: Олимпийская литература, 2002. - Т.1. - 496 с.

18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные);

по направленности – на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности – на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80\%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48–96 и 24–48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50–60\% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25–30\% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М.А. Годик, 1980):

1) специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

3) величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая – на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

1-я зона – аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140–145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40–70\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50\% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

Таблица 30

Классификация нагрузок и характеристика отдельных

зон интенсивности

интенсивности

Преимущественное энергообеспечение (субстраты)

Соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения, \%

Потребление кислорода, в\% от МПК

Пограничная скорость передвижения или мощность работы

во время работы

Концентрация лактата во время работы, ммоль/л

Вовлечение мышечных волокон

Эффективное время работы

1. Аэробная восстановительная

Жиры (50\% и более),

гликоген,

глюкоза крови

Аэробного порога

тренировки

2.Аэробная развивающая

Гликоген, жиры, глюкоза крови

Анаэробного порога

2,5-4 (до 4,5)

3.Смешанная аэробно-анаэробная (а, б)"

Гликоген, жиры, глюкоза

Соответственно МПК

ММВ, БМВ, ММВ, БМВ", БМВд "

0,5-2 ч 10–30 мин

4.Анаэробная гликотическая (а, б, в)**

Гликоген

70:30 40:60 20:80

95-100 85-95 75-90

8-15 10-18 14-20 (до 25)

ММВ, БМВ, БМВ,

5–10 мин* 2–5 мин* До 2 мин*

5.Анаэробная алактатная

Креатин-фосфат, АТФ, гликоген

Минимальное

Максимальная

Не информативна

Не информативна

ММВ, БМВ, БМВд

* В одном повторении.

** Пояснения см. на с. 332 – 333.

Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до 30\%.

2-я зона – аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160–-175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислорода 60–90\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в меньшей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа «а», которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны – скорости (мощности) анаэробного порога.

Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80\%.

3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180–185 уд./мин, лактат в крови до 8–10 ммоль/л, потребление кислорода 80–100\% от МПК. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мышечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны – критической скорости (мощности), соответствующей МПК, подключаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа «б», которые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8–10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значительное увеличение легочной вентиляции и образование кислородного долга.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5–2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35\%.

4-я зона – анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180–200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80\% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10–15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6–10 мин. Основной метод – интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7\%.

5-я зона – анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15–20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120–150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5\%.

Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. 30) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата – более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице 30.

В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования нагрузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: «а» и «б». К подзоне «а» относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне «б» – от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: «а», «б» и «в». В подзоне «а» соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне «б» – от 2 до 5 мин; в подзоне «в» – от 0,5 до 2 мин.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы;

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц (В.М.Зациорский, 1970).

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, поединков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость – увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности – от нескольких секунд до 2–3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5–10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2–5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60–90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40–50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60–90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

Соотношение интенсивности нагрузки (темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (рис. 36).

Рис. 36. Реакция организма спортсменов различной квалификации на одинаковую

по объему и интенсивности работу: 1 – спортсмены II разряда; 2 – спортсмены

1 разряда; 3 – мастера спорта (по В. Н. Платонову, 1995)

Более того, предельная (большая) нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию: Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 37).

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

Рис. 37. Реакция организма спортсменов разной квалификации на

предельную нагрузку: 1 – мастера спорта; 2 – спортсмены II разряда

(по В. Н. Платонову, 1995)

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления работоспособности.

3. «Минимакс» интервал. Этот наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительного процесса.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»-интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам.

15. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: 1980.

16. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.
М.:ФиС, 1986.

17. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.:
1988.

18. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подго­
товка студентов технических вузов. Учебное пособие для вузов. М.: 1985.

19. Фомин Н.А. Физиология человека. М.. Просвещение, 1995.

20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000.


Приложение А

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой Обычно различные виды дыхательной гимнастики строятся на пря­мой согласованности, на направленном совпадении мышечных усилий с вдохом и выдохом. Газообмен облегчается, однако мышцы, которые долж­ны обеспечивать процесс дыхания, при этом пассивны.

Гимнастика Стрельниковой предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию. Достигается это обратной согласованно­стью движения с дыханием. Во время вдоха руки сводятся и таким образом сжимают грудную клетку. Выдох - руки разведены, грудная клетка расши­рена. При гаком способе дыхания активируется газообмен, совершенству­ется работа мозговых центров управления дыханием. Эти упражнения яв­ляются прекрасным средством общеоздоравливающего неспецифического (т.е. направлены не на какую-то одну систему, а на весь организм) воздей­ствия благодаря возросшей эффективности дыхания, которое обеспечивает более высокий уровень снабжения кислородом всех органов и тканей.

Дыхание начинается с вдоха. Вдох - первичен, выдох - вторичен. Вдох через нос короткий, резкий, активный (но не объемный). Вдох на­столько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются) крылья носа. О выдохе совсем не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем упраж­нениям Стрельниковой. Упражнение 1

Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конеч­ной точке) короткий шумный вдох носом. Упражнение 2

Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каж­дого движения.

Упражнение 3

Наклоны головы вперед и назад. Резкий вдох в конце каждого дви­жения.

Упражнение 4

Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого, шумного вдоха. Пра­вая рука то сверху, то снизу.

Упражнение 5

Пружинистые наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться не обязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.

Упражнение 6

Пружинистые наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в нижней точке.

Упражнение 7

Пружинистые приседания в выпаде (правая, а затем левая нога впе­реди). Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных


Упражнение 8

Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Самый правильный ритм - это когда за 6 секунд делается 8 вдохов. Для правильного выполнения упражнений характерен ровный пульс, не достигающий 100 ударов в минуту. Каждое упражнение выполняется се­риями по 8 движений. Пауза между сериями - 5-6 секунд, между упражне­ниями - до 12 секунд.

Дозировка упражнений

Первые три дня:

1-ое упражнение 2 раза по 8 вдохов, повторить 3 раза (2x8, 3 серии)

4-ое упражнение 2x8, 3 серии

5-ое упражнение 2x8, 6 серий

7-ое упражнение 2x8, 6 серий

За одно занятие делается 288 движений-вдохов. Длительность заня­тий - 5-6 минут.

4-ый -6-ой дни:

1-ое упражнение 4x8, 2 серии

2-ое упражнение 4x8, 1 серия

3-ое упражнение 4x8, 3 серии

4-ое упражнение 4x8, 5 серий

5-ое упражнение 4x8, 1 серия

6-ое упражнение 4x8, 6 серий

7-ой - 9-ый дни:

1-ое упражнение 4x8, 3 серии

2-ое упражнение 4x8, 2 серии

3-ое упражнение 4x8, 1 серия

4-ое упражнение 6x8, 2 серии

5-ое упражнение 6x8, 4 серии

6-ое упражнение 4x8, 3 серии

7-ое упражнение 6x8, 2 серии

10-ый - 12-ый дни:

1-ое упражнение 4x8, 3 серии

2-ое упражнение 4x8, 3 серии

3-ое упражнение 4x8, 2 серии

4-ое упражнение 8x8, 2 серии

5-ое упражнение 8x8, 3 серии

6-ое упражнение 6x8, 2 серии

7-ое упражнение 4x8, 2 серии

8-ое упражнение 4x8, 1 серия

За одно занятие выполняется 768 вдохов. К концу занятий можно увеличить до 900-1000. На этом можно остановиться и выполнять ком­плекс упражнений до тех пор, пока организм не адаптируется и можно бу­дет при желании увеличить количество упражнений и их сложность. Ком-


плекс можно выполнять дважды в день - утром и вечером. Дыхательная гимнастика прекрасно сочетается с оздоровительным бегом, плаванием, спортивными играми, утренней зарядкой и т.д. Но выполнять ее парал­лельно с /другими дыхательными упражнениями не следует. Особенно не­совместима дыхательная гимнастика Стрельниковой с йоговской. Опасны глубокие наклоны при сильной близорукости, глаукоме, очень высоком артериальном давлении.



Приложение Б

Комплекс корригирующей гимнастики для глаз по методу Э.С. Аветисова

Физические упражнения по профилактике близорукости и при ее профессировании не только способствуют общему укреплению организма, но и улучшают деятельность глазных мышц, улучшают кровообращение в тканях глаз.

Различают близорукость слабой (до 3 диоптрий), средней (4 - 6 ди­оптрий) и высокой степени (более 6 диоптрий). Нарушения зрения можно предупредить, если периодически давать возможность глазам отдохнуть и заниматься специальной гимнастикой.

Каждые 1,5-2 часа зрительно-умственной работы, устраивая физ-культпаузу, нужно давать отдых глазам. Можно на 1 -2 минуты закрыть их или некоторое время смотреть вдаль. Полезен и своеобразный массаж глаз, для чего нужно кончиками пальцев несколько раз слегка нажать на глаз­ные яблоки, предварительно сомкнув веки. Полезны круговые движения глаз.

Через каждые 3 часа работы необходимо заниматься специальными комплексами упражнений, основу для построения которых предложил из­вестный советский офтальмолог профессор Э.С. Аветисов. Цель - вклю­чить в динамическую работу бездействующие глазные мышцы, и наобо­рот, расслабить те из них, на которые падает основная нагрузка. Тем са­мым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их забо­леваний.

1. Исходное положение (И.п.) - сидя. Крепко зажмурить на 3-5 се­
кунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение
укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и рас­
слаблению мышц глаз.

2. И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Способствует
улучшению кровообращения.

3. И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить
палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз,
перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить
руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомляемость, облегчает
работу на близком расстоянии.

4 И.п. - стоя. Выпрямить руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой рука, расположенной по средней линии лица, медленно при­ближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пака палец не начнет дво­иться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчит работу на близком рас­стоянии.

5. И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых
движений пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и
улучшает кровообращение.

6. И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица
на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца


3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть ладо­нью правой руки правый глаз на 3-5 секунд, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Укрепляет мышцы обоих глаз.

7. И.п. - стоя, голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую
руку в сторону, медленно передвигать указательный палец справа налево и
следить глазами за пальцем; то же в другую сторону. Повторить 10-12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совер­
шенствует их координацию.

8. То же упражнение в вертикальной плоскости.

9. И.п. - сидя. Тремя пальцами руки слегка нажать на верхнее веко,
через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение
улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

10. И.п. - сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, пе­
ревести взор на кончик носа на 3-5 секунд (можно, фиксируя взгляд на
пальце и приближая палец к носу). Повторить 6-8 раз. Упражнение разви­
вает способность длительно удерживать взор на близких предметах.

11. И.п. - сидя, голова неподвижна. Поднять глаза кверху и сделать
ими круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Повторить
3-6 раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и по­
вышает устойчивость вестибулярных реакций.

12 И.п. - сидя, голова неподвижна, глаза закрыты. Поднять глаза кверху, затем опустить их книзу, отвести глаза влево, затем вправо. Повто­рить 6-8 раз. Упражнение повышает выносливость глазных мышц к стати­ческому напряжению.

В.Н. Платонов

СИСТЕМА

подготовки

СПОРТСМЕНОВ

в олимпийском

СПОРТЕ

Общая теория

И ее практические

Приложения

Утверждено Министерством

образования и науки Украины

в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

физического воспитания и спорта

Киев Олимпийская литература 2004

ББК 75.1я73 П37

Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с. Библиогр.: 1068 назв. Ил. 522. Табл. 206.


В учебнике рассмотрены исторические предпосылки соз­дания теории подготовки спортсменов, основные аспекты ме­тодологии формирования знаний в сфере общей теории спор­тивной подготовки и современная система знаний. Всесторон­не показаны основные принципы рационального построения подготовки национальных команд к Олимпийским играм и пер­спективы ее совершенствования. Дана характеристика олим­пийским видам спорта, системе соревнований и соревнова­тельной деятельности. Изложены основы современной подго­товки спортсменов - закономерности формирования адап­тации у спортсменов, энергообеспечение мышечной деятель­ности, нагрузка, утомление и восстановление в спорте, форми­рование долговременных адаптационных реакций в многолет­ней и годичной подготовке. Охарактеризованы стороны подго­товленности, двигательные качества спортсменов, структура и методика построения процесса их подготовки. Рассмотрены вопросы спортивного отбора и ориентации подготовки спорт­сменов, контроля, управления, моделирования и прогнозиро­вания в системе спортивной подготовки. Показано влияние эк­стремальных условий и внетренировочных и внесоревнова-тельных факторов (питание, материально-техническое и науч­но-методическое обеспечение и др.) на подготовку спортсме-

У підручнику розглянуто історичні передумови створення теорії підготовки спортсменів, основні аспекти методології формування знань у сфері загальної теорії спортивної підго­товки і сучасну систему знань. Всебічно висвітлено основні принципи раціональної побудови підготовки національних ко­манд до Олімпійських ігор та перспективи її удосконалення. Дано характеристику олімпійським видам спорту, системі зма­гань та змагальної діяльності. Викладено основи сучасної під­готовки спортсменів - закономірності формування адаптації у спортсменів, енергозабезпечення м"язової діяльності, наванта­ження, стомлення та відновлення у спорті, формування довготривалих адаптаційних реакцій у багаторічній та річній підготовці. Охарактеризовано сторони підготовленості, рухові якості спортсменів, структуру і методику побудови процесу їх підготовки. Розглянуто питання спортивного відбору та орі­єнтації підготовки спортсменів, контролю, управління, моде­лювання та прогнозування у системі спортивної підготовки. Показано вплив експериментальних умов і позатренувальних та позазмагальних факторів (харчування, матеріально-технічне та науково-методичне забезпечення тощо) на підготовку


нов. Особое внимание обращено на проблемы спортивного травматизма и применения допинга в спорте.

Настоящий учебник является существенно переработан­ной и дополненной версией вышедшего в издательстве «Олим­пийская литература» в 1997 г. учебника «Общая теория под­готовки спортсменов в олимпийском спорте», получившего высокую оценку специалистов из многих стран, отмеченного Международным олимпийским комитетом, Государственной премией Украины в области науки и техники, переизданного во многих странах.

При написании учебника использованы современные дан­ные, накопленные в результате новейших научных исследова­ний как непосредственно в сфере олимпийского спорта и сис­темы подготовки спортсменов, так и в физиологии, медицине, биохимии, морфологии, биомеханике, психологии, педагоги­ке, теории управления, технике и др. В большом объеме представлены результаты собственных исследований автора и его учеников, проведенные в период 1970-2004 гг.

Для тренеров высшей квалификации, студентов вузов фи­зического воспитания и спорта, специалистов в области орга­низации и управления спортом высших достижений и олим­пийской подготовки спортсменов и команд.

спортсменів. Особливу увагу приділено проблемам спортивно­го травматизму та застосування допінгу в спорті.

Цей підручник є суттєво переробленою та доповненою версією виданого у видавництві «Олімпійська література» у 1997 р. підручника «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте», що отримав високу оцінку фахівців різних країн, відзначеного Міжнародним олімпійським коміте­том, Державною премією України у галузі науки і техніки, перевиданого у багатьох країнах.

При написанні підручника використано сучасні дані, отри­мані внаслідок найновіших наукових досліджень як безпосе­редньо у сфері олімпійського спорту та системи підготовки спортсменів, так і у фізіології, медицині, біохімії, морфології, біомеханіці, психології, педагогіці, теорії управління, техніці та ін. У значному обсязі наведено результати власних дослід­жень автора та його учнів 1970-2004 pp.

Для тренерів вищої кваліфікації, студентів вузів фізично­го виховання і спорту, фахівців у галузі організації та керуван­ня спортом вищих досягнень і олімпійської підготовки спорт­сменів та команд.


Рецензенты

Заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор Лев Павлович Матвеев

Заведующий кафедрой теории спорта Варшавской Академии физического воспитания, доктор педагогических наук, профессор Хенрик Созаньски

Гриф предоставлен Министерством образования и науки Украины 01.03.2004 г, № 1/11-851
ISBN 966-7133-64-8 © В.Н. Платонов, 2004



Предисловие.................................................................. 9

Список условных сокращений................................. 11

Единицы измерения физических величин,

их сокращения и преобразования......................... 12

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ

Глава 1

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ....................................... 13

Исторические предпосылки........................................ 13

Формирование общей теории.................................... 15

Глава 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ.... …………..25 Методологические аспекты построения теории.... 25

Современная система знаний................................ 29

Направления совершенствования системы

подготовки спортсменов............................................ .36

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Похожая информация.




 

Возможно, будет полезно почитать: