Тибетская йога. История тибетской йоги. Чем отличаются тибетские йоги от индийских

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибетцы славятся своим здоровьем и долголетием. В чем же секрет? В этой обзорной статье мы хотим рассказать про тибетские практики и про то, как они влияют на физическое и психологическое состояние человека.

Условно их можно разделить на практики, связанные с буддийским учением, и на практики тибетской медицины. О них мы и поговорим поподробнее в статье ниже.

Буддийские практики

  • Практики тантры

Они предполагают систему из трех элементов: созерцание иконы будды или бодхисаттвы и мысленное слияние с ним; применение специальных жестов – ; произнесение .

  • Тайные практики монахов

Говоря о них, чаще всего говорят о скороходах Лунг-гомпа. Этот феномен не объяснен научно, но десятки очевидцев утверждают, что видели монахов, которые могли преодолеть порядка ста километров с невероятной быстротой без еды и отдыха. Такие способности монахи развивали благодаря долгой медитации и тренировке тела.


Практики медицины

Слава о чудесах известна всему миру. Лекари-тибетцы раскрывают секреты молодости и долголетия.

Согласно их воззрениям, человеческое состояние строится на балансе следующих элементов физического тела:

  • ветер – символизирует движение воздуха, иными словами – систему дыхания, а также нервы, психику, ум, функционирование внутренних органов;
  • желчь – олицетворение огня, отвечает за пищеварительную систему и насыщение каждой клетки энергией;
  • слизь – относятся к воде и земле, влияет на обмен веществ.

В зависимости от преобладания тех или иных элементов выделяют разные виды конституции организма. Цель медицины – привести их к гармонии, чтобы в теле была легкость, а внутренние органы функционировали хорошо.


Долголетие и оздоровление организма в случае болезни определяется тремя факторами:

  • положительное расположение духа;
  • образ жизни;
  • правильное питание.

Правильное питание заключается в сезонности: летом и осенью следует отдать предпочтение сырым овощам и фруктам, сладкому и соленому, весной – сладкой, а также грубой пище, а зимой – теплым блюдам. К тому же это правило отлично подойдет для похудения.

Основа тибетской медицины – лечение целебными травами, которые растут на горных склонах Гималаев. Лекари считают, что они не имеют противопоказаний и способны вылечить все: от обычного насморка до камней в почках.

Тибетская медицина дает мудрые советы по поводу человеческого здоровья:

  • Все болезни – от переживаний.
  • Побольше движения и физических упражнений.
  • Не переедать.
  • Есть меньше мяса и больше овощей.
  • Спать в прохладе.
  • Постоянно тренировать мозг и давать пищу для ума.
  • Иметь свой взгляд на вещи.
  • Очищать себя изнутри и снаружи.
  • Окружить себя любовью, просыпаться с улыбкой и засыпать с радостью.
  • Навсегда избавиться от омрачений, гордости, зависти, злобы и чаще чиститься посредством молитвы.

Таким образом, объединив разные виды тибетских практик, как буддийских, так и медицинских, можно добиться удивительных результатов в плане физического здоровья и душевного равновесия.


Это может быть сочетание йоги, медитаций, дыхательных упражнений, тантрических практик, активного образа жизни и трав со склонов Гималайского хребта. Прекрасное тому подтверждение – тибетские монахи, отличающиеся здоровьем и долголетием.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам пригодятся практики, описанные в статье. Конечно, каждая из них требует тщательного изучения, однако целью этой статьи являлось базовое ознакомление с ними. В дальнейшем мы обязательно продолжим эту тему.

Желаем вам физической и душевной гармонии! Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые статьи себе на почту!

Популяризатор буддизма Игорь Берхин считает своей задачей дать заинтересованным людям «общее представление о глубоком, древнем и многообразном мире йогинов Тибета. Это мир, который все плотнее соприкасается с современной западной цивилизацией и при этом находится на грани исчезновения вместе с аутентичной культурой Тибета».

В мире существует несколько традиций духовного знания, которые называются «йога». Классическое направление связано с индуизмом. Различные аспекты йоги рассматриваются в шастрах — священных текстах: «Бхагавад Гите» и «Йога-сутрах» Патанджали. Йога разветвлялась внутри индуизма на различные учения и получила свое дальнейшее развитие в традиции натхов и тантрических системах, связанных с культом Шивы и Шакти.

Другой традицией, использующей слово «йога» для обозначения духовной практики, является буддизм. Хотя сам Будда использовал слово «йога» в его прямом значении ­— ярмо, узы, от которых необходимо освободиться, в дальнейшем индийские буддисты также стали называть йогой свою созерцательную практику. Один из основополагающих трактатов по медитации называется «Ступени практики йоги», а одна из важнейших школ махаяны (букв. «большой колесницы») носила название «йогачара», или «практика йоги».

С распространением тантрического буддизма ваджраяны («алмазной колесницы») слово «йога» стало намного шире использоваться в буддийском учении, и йогой стали называть различные фазы тантрической практики.

В ходе мусульманского нашествия буддизм был уничтожен не только в Индии, но и на территориях таких современных нам стран, как Иран, Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. К счастью, древнее знание к тому времени успело проникнуть в труднодоступный Тибет, закрепиться там, сохраниться и стать доминирующей духовной традицией. Все буддийские учения махаяны и ваджраяны обрели в Тибете новую родину. Местные ученики Гуру Падмасамбхавы (второго Будды) и других просветленных мастеров продолжили непрерывную традицию учения йоги — переводили на тибетский язык все доступные тексты сутр и тантр.

То взлет, то посадка

На тибетский язык слово «йога» переведено как налджор. Изначально йогу связывают с единством, но термин «налджор» означает знание истинного состояния. Нал — это «истинный», а джор — «способ обнаружения истины». Таким образом налджор — это средство постижения своего истинного состояния. Такой подход отличается от традиционного для индуизма объяснения йоги как единства индивидуального и вселенского, Атмана и Брахмана. Тибетский подход вступает в противоречие определением йоги как «способа прекращения колебаний ума». Согласно постулатам тибетской йоги, налджор заключается не в единстве, поскольку индивидуальное и вселенское одинаково иллюзорны. Также налджор предполагает не прекращение деятельности ума, а выход за его пределы благодаря глубокому пониманию его истинной природы. Природа ума в свою очередь проявляется не только в покое, но и в движении. Это непрестанное чередование покоя и движения в ваджраяне называется тантра. Тантрами также называются тексты, в которых изложено знание йоги. «Кулаяраджа Тантра» (тантра «Царь всетворящий») — один из древнейших текстов дзогчен (учения великого совершенства) — говорит о четырех колесницах йоги: Саттва-йоге, маха-йоге, Ану-йоге и Ати-йоге. Классификация «Кулаяраджа Тантры» основана на принципе различий понимания истинного состояния. В Бхагавад-Гите классификация йоги разделена на Карма-йогу, Джняна-йогу и Бхакти-йогу. В отличие от шастр индуизма «Кулаяраджа Тантра» точно различает принцип вúдения (способности воспринять и пережить какое-то состояние) и принцип узнавания (способности распознать природу воспринятого и пережитого). При этом наличие первого совсем не предполагает появления второго: можно видеть, но не узнавать, испытывать какое-то состояние, но не понимать его смысла. И хотя естественное состояние одинаково для всех разновидностей йоги, понимание его зависит от индивидуальных способностей и источника, из которого получено знание. Каковы особенности четырех колесниц йоги? Саттва буквально означает «существо». Принцип Саттва-йоги состоит в том, чтобы посредством тантрической практики — садханы — установить связь с просветленным существом (божеством). Благодаря взаимодействию с божеством обретается мудрость. Три аспекта садханы — мудры (жесты), мантры (звуки) и медитация — связывают практика с божеством на трех уровнях человеческого бытия — телесном, словесном и ментальном. Для того чтобы приступить к практике Саттва-йоги, требуется посвящение, во время которого гуру знакомит ученика с техниками и помогает обрести личный опыт знакомства с божественной мудростью. Без такого посвящения практика йоги не может принести серьезные плоды. В Саттва-йоге три раздела: крия-тантра, убхайя-тантра и йога-тантра. Такие тантры называются внешними тантрами, потому что основаны на идее существования просветленного существа — внешнего по отношению к практикующему.

Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога считаются внутренними практиками. Эти три вида йоги не предполагают наличия внешнего божества, но дают йогину личный опыт и знание ваджры, изначальной потенциальности энергии. Понятие божества все еще присутствует в Маха-йоге (великой йоге) и Ану-йоге (высшей йоге). Но с самого начала божество понимается не как внешнее существо, от которого можно что-то получить, а как многогранный символ нашей собственной природы, способствующий проявлению и раскрытию нашего потенциала. Для успешного применения Маха-йоги и Ану-йоги необходимо получить посвящение учителя. Считается, что благодаря взаимодействию с учителем в момент посвящения все способности ученика многократно усиливаются. Такой обряд называется приведением к созреванию. Он ведет к более глубокому пониманию своей истинной природы и выходу за пределы ограничений — освобождению. Это вовсе не означает, что любой посвященный сразу же достигает просветления. На достижение освобождения может уйти много лет и даже жизней. Предполагается, что обряд посвящения закладывает в ум ученика семена причин, созревание которых со временем принесет свои плоды. Маха-йога и Ану-йога используют особый метод преображения. Суть метода состоит в изменении двойственного видения по принципу «субъект-объект» на недвойственное «чистое» вúдение. Недвойственность в этом случае не означает единство индивидуального и божественного, как в индуистском учении о слиянии Атмана и Брахмана. Считается, что тибетский йогин полностью выходит за пределы мира — субъективного и объективного. Причем такая недвойственность является отправной точкой духовной практики, а не ее завершением. Во внутренних видах йоги есть две основные стадии практики: развитие и завершение. На стадии развития йогин учится развивать и стабилизировать недвойственное восприятие, а на стадии завершения интегрирует в этом знании разные аспекты своего существования. В чем разница между Маха-йогой и Ану-йогой? Маха-йога предполагает затраты усилий и времени на обретение ключевого знания. В практике Ану-йоги при наличии хороших способностей знание можно обрести мгновенно и почти без усилий. Затем йог старается полностью интегрировать знание в свою жизнь.

Высшей йогой в буддизме ваджраяны является Ати-йога (тотальное совершенство). Ати-йога еще известна как учение дзогчен. Ати-йога базируется на принципе использования знания за пределами любого, даже минимального действия. Это не означает, что практики Ати-йоги ничего не делают. Считается, что наличие знания не зависит от затраченных усилий на его обретение. Ати-йогин имеет право быть заурядным человеком и вести обычный образ жизни. Ключевым моментом Ати-йоги является получение от учителя знания своей изначальной природы. В Ати-йоге нет обряда посвящения. Учитель знакомит ученика с тем, что всегда очевидно, но в силу привычных склонностей ума остается незамеченным и неузнанным.

Тело и дыхание

Практика асан и дыхательных упражнений обязательно присутствует во всех йогах ваджраяны, но при этом не практикуются массово. Физические упражнения и пранаяма относятся к разделу тайных наставлений.

Эквивалентом пранаямы, по Патанджали, в тибетской йоге является практика ца-лунг (ца — каналы, лунг — прана). Ца-лунг помогает направлять энергию праны и кундалини. Для фиксации техник используются янтра-медитации. Во время янтра-медитации йогины объединяют физическое движение, особый тип дыхания и концентрацию внимания. Различные виды дыхательных упражнений включают в себя одновременную работу со звуком и визуализацию. Практики ца-лунг выполняются уже на второй, завершающей стадии тантрической практики. Предполагается, что йогин способен выполнять все эти упражнения, только если будет пребывать в недвойственном восприятии. Одной из наиболее известных практик является туммо, или практика внутреннего жара, которая выполняется не для борьбы с холодом, а для развития чувства недвойственного блаженства.

Небесный союз

Самый древний и полный текст по йоге, дошедший до наших дней, — это «Янтра союза Солнца и Луны». Текст составлен тибетским переводчиком Вайрочаной на основе наставлений Гуру Падмасамбхавы в XIII веке н.э. В тексте кратко описаны 108 янтр и пранаям. Все янтры (трулкор) должны выполняться одновременно с ориентированным на естественное сердцебиение дыханием в состоянии деконцентрированного тотального присутствия. Каждая янтра содержит в себе начальную и заключительную части. Центральная часть связана с одним из пяти основных типов задержки дыхания. Пранаямы Янтра-йоги одновременно являются и глубокими созерцательными практиками. Янтры направлены на овладение фундаментальной энергией семенных сущностей бинду (тигле) и кундалини. Хотя практика Янтра-йоги является вторичной, вспомогательной в дзогчен, в ней есть много несложных упражнений, которые могут быть полезны всем, кто заинтересован в гармонизации тела, энергии и ума. Особенно полезна Янтра-йога тем, кто желает раскрепостить свое дыхание и гармонизировать его с движением физического тела и ума.

Чогьял Намкай Норбу, учитель дзогчен о тибетской йоге специально для Yoga Journal

«Почему так важен учитель? Cами мы неспособны контактировать с чистым измерением, а без этого невозможно получить передачу учений ваджраяны. По этой причине в ваджраяне учитель дает посвящение, и мы получаем эту передачу от него. Все учения ваджраяны связаны с гуру-йогой. «Гуру» означает «состояние учителя», а «йога» означает живое, подлинное обретение этого знания.

«Йога» — это санскритское слово, которое также используется в индуизме — там «йога» объясняется как «союз». Но в буддийской традиции «йога» означает не «союз», а подлинное знание своего состояния. На тибетский «йога» переводится как «налджор». Из этих двух слов «нал» означает природное, естественное состояние, никак не измененное и никем не исправленное. Такое состояние называется нал или налма. В учении дзогчен это очень важно. Потому что когда мы находимся в созерцании, то должны быть в состоянии налма. Налма означает, что мы больше не используем ум. Мы больше не следуем за ним. Ум все создает и все изменяет. Поэтому мы выходим за пределы ума и пребываем в налма.

И это является подлинными условиями существования. Конечно, с рождения каждый находится в условиях налма. Но по мере нашего развития это состояние оказывается обусловлено умом. Маленькими детьми вы можете больше находиться в налма, поскольку не обусловлены умом и у вас нет особых идей. Но, конечно, даже у младенца есть физическое тело и все остальное: речь, ум. Например, как только младенец чувствует физическую боль, он сразу же перестает быть в налма — начинает плакать. Это связано с нашим физическим телом. Но когда такой проблемы нет, младенец все время находится в условиях налма. Хороший практик должен быть словно младенец, но это не так просто. Потому что мы начинаем думать, и в нас многое развивается: через образование, знание, понимание. Ум нас обуславливает.

Дети находятся в налма, но у них есть родители, которые их очень любят. Родители хотят сделать для детей все возможное, поскольку знают, что мы живем в ограниченном обществе. Мы не живем в обществе налма. Поэтому дети должны всему учиться, иначе они ничего не смогут сделать. Шаг за шагом мы учим детей: «Не делай этого, сиди так». И когда дети слушаются, образование идет успешно, родители счастливы. Счастливы, потому что дети вырастут и смогут жить нормальной жизнью. Потом дети идут в школу. Теперь их обуславливает начальная школа. Их воспитывают: «Ты должен делать это, изучать то», — так мы и растем, пока не окончим институт. Теперь мы полностью готовы к жизни, заняли в ней определенную ячейку: «Теперь я могу делать все». Но это лишь означает, что теперь мы окончательно ограничены. Мы не знаем, каковы наши подлинные условия.

И это именно то, что мы должны обнаружить с помощью учения, это самое главное».

В возрасте трех лет в Чогьял Намкай Норбу Ринпоче признали воплощение великого учителя дзогчен, Адзома Другпа. В 1964 году Намкай Норбу получил должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета.

Йога – это практика для многих восточных теорий. Её используют индуисты и буддисты, а теперь взяли на вооружение и европейские эзотерики. Из Индии к нам пришла привычная хатха-йога. Но ещё в древности в других районах Азии практиковались иные виды практики. Тибетская йога, также называемая янтра-йогой, столетиями преподавалась буддийскими монахами в пещерах.

Тибетская йога движения: корни уходят в древность

Это и есть янтра – движение

Тибетская йога – это буддийская параллель индуистской хатха-йоги. Второе её название – янтра-йога. Слово «янтра» — это, прежде всего, изображения для медитаций наподобие мандалы. Но так же оно значит «движение», потому эту практику восточных монахов называют ещё «тибетская йога дыхания и движения». Она представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений, наподобие хатха-йоги. Но янтра отличается тем, что всё внимание здесь сосредоточивается на движении.

Хатха-йога базируется на статичных асанах. В ней есть динамические крийи и виньясы, но основа, всё-таки, в статике. Тибетская йога дыхания и движения основывается на том, что в упражнении ценно каждое мгновение. Значит, нужно одинаково внимательно относиться к входу в асану, нахождении в ней и к выходу из неё, всем этим этапам уделяется равное количество времени.

В книге «Тибетская йога тела, речи и ума» говорится о том, что янтра была создана в VIII веке. Она содержала комплекс ца лунг, и многие другие упражнения. Всё это могло остаться тайной практикой буддийских лам, но в середине прошлого века Тибет был охвачен войной. Многие учителя оказались в изгнании в Европе. Так янтра, ца лунг и другие практики стали доступны и нам. Сейчас даже можно найти видео, обучающее тибетской йоге.

Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

Тибетская йога дыхания и движения – это комплекс из 108 асан. Цифра немного надуманная, ведь количество упражнений было «подогнано» под число томов в сборнике высказываний Будды. Тем не менее, ламам хватает. Янтра имеет и другие особенности.

Как уже было сказано, главное в этом виде йоги – не статика, а движение. Здесь нет длительного удержания какой-либо асаны. И в его основе упор, скорее, не на позы, а упражнения.

  • Здесь меньше внимания уделяется физическим нагрузкам. Например, упражнения ца лунг гораздо легче, чем сурья намаскар из хатха-йоги. Почти весь тибетский комплекс можно выполнить сидя. В индийской традиции считается, что физические нагрузки помогут нам сконцентрироваться и сосредоточиться. Тибетская йога тела, речи и ума предлагает достичь этой концентрации, используя несложные упражнения и усилие воли;
  • В янтра-йоге не соблюдается принцип симметрии. То есть, сделав упражнение на одну сторону, не нужно повторять его в зеркальной аналогии. Женщины и мужчины выполняют их с разных сторон. Это объясняется тем, что энергия в их телах течёт по-разному;
  • Долгое время тибетская йога тела, речи и ума была доступна только единицам. Поэтому её упражнения овеяны флёром мистицизма. Их часто берут на вооружение модные европейские эзотерики. Вот почему так трудно отделить зёрна от плевел, и разобраться, где древняя традиция, а где – новомодные мистические веяния.

Тибетская йога: показания и противопоказания

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте

Янтра – это вид йоги, который легко освоит даже новичок. По крайней мере, это касается физического аспекта практики. Предполагается, что во время него мы проделываем глубокую духовную работу. Например, внимание здесь нужно концентрировать исключительно волевым усилием. Большое время уделяется медитативным практикам. А во время медитации, как известно, не накачаешь пресс или бицепс.

Поэтому, если вы ожидаете большой физической работы, вам лучше выбрать хатха-йогу, или аштанга-виньяса-йогу. В остальном у тибетской йоги нет противопоказаний. Ей можно заниматься даже дома, используя видео.

Этот вид йоги подходит беременным женщинам, людям с ограниченными физическими возможностями и пожилым. В каждом конкретном случае её упражнения можно адаптировать для нужд практикующего.

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте (или устоять в одной асане). Она снимает накопившееся напряжение. Но при этом вы не устаёте и не тратите сил.

Практикуем ца лунг, или как пустить ветер в энергетические каналы

Раньше ца лунг практиковался только в уединённых тибетских монастырях. Теперь видео этого комплекса можно легко скачать в интернете, или записаться на семинар по этой практике.

Ца лунг значит «ветер течёт в каналах». В ходе этого комплекса упражнений мы учимся управлять дыханием. Энергия в нашем теле здесь называется ветром, отсюда и поэтическое название. Освоив ца лунг, можно изменить свой взгляд на повседневность, уменьшить негативные эмоции и накопить энергию в теле.

В тибетской медицине утверждается, что эти упражнения помогают не только с духовными проблемами, но и с физическими. Если посвятить комплексу ца лунг хотя бы 15 минут в день, можно укрепить сердечно-сосудистую систему, поддержать позвоночник, наладить работу пищеварения и репродуктивной системы. При ежедневном выполнении результаты будут видны через два месяца.

Итак, с утра выпиваем стакан горячей воды и принимаемся за асаны. Ноги нужно сложить по-турецки или в позу лотоса. В начале каждого упражнения делаем вдох, задержку дыхания, выполняем описанное и выдыхаем. Чтобы было понятнее, можно использовать видео.

  1. Наклоны головой. 5 раз резко и неглубоко выполняем их вправо, влево, затем – вперёд и назад. Если у вас проблемы со щитовидной железой или носоглоткой, следует особое внимание уделить этому упражнению;
  2. Положите руку на низ живота. Большим пальцем другой руки резко опишите над головой круг. Повторите для остальных пальцев. Выполняйте чаще, если у вас есть проблемы с позвоночником или сердцем;
  3. Сложите кисти рук на правом колене и вращайте туловищем 5 раз справа налево. Повторите в зеркальном варианте. При необходимости, используйте видео-инструкции. Выполняйте каждый раз, когда чувствуете проблемы с пищеварением;
  4. Скрутитесь 5 раз вправо, затем 5 раз влево. Голова продолжает движение позвоночника. Если вы чувствуете дисбаланс или неуравновешенность, выполняйте чаще;
  5. Обопритесь на кулаки и попытайтесь как бы подпрыгнуть, 5 раз оторвав таз от пола. Это улучшает кровообращение в области половых органов, избавляет от проблем с почками.

Постарайтесь концентрироваться на дыхании и движении — и тогда всё получится, и возможно, вы приблизитесь к состоянию медитации и тибетская йога станет частью вашей жизни!

На протяжении длительного времени Тибет был закрыт для иностранных граждан. Проникали в него лишь отдельные просвещённые люди, поэтому он был окутан таинственностью и мифами об учениях и оздоровительных системах, которые применяют монахи, проживающие в Тибетских горах. И лишь с распространением тибетского буддизма по миру в ХХ веке об этих явлениях стало известно несколько больше. Об одном из таких тайных учений - тибетской йоге - пойдёт речь в нашей статье.

История тибетской йоги

Зарождение тибетской йоги произошло в начале I тысячелетия, формирование её длилось вплоть до XVIII века. Долгое время она оставалась неизвестной европейцам и американцам. Затем некоторые учителя тибетских духовных сообществ стали обучать древним тибетским секретам.

Наиболее известными школами являются Янтра-йога, основанная на старинном тексте «Соединение Солнца и Луны», и Трул-кхор («магическое колесо»).

Главный акцент в тибетской йоге делается на психоэмоциональную работу: визуализацию, мантры, медитации и т. д. Благодаря тибетской йоге реально улучшить состояние своего здоровья, выровнять эмоциональный фон, наладить обмен веществ, нормализовать работу внутренних органов.

Знаете ли вы? В 2001–2006 годах в Тибете на высоте 4–5 км над уровнем моря построили железную дорогу, по которой курсируют герметизированные вагоны, куда подаётся кислород через систему кондиционирования и к каждому месту. Воздух на такой высоте очень разряжен, им трудно дышать.

Отличия йоги Хатха и Янтра

Несмотря на то что тибетская Янтра имеет множество общих черт с индийской Хатха-йогой, они преследуют разные цели. Индийские йоги совершенствуют своё тело, а тибетские обращают внимание на развитие ума.

Они стремятся очистить разум от негативных эмоций, учатся пребывать в постоянном состоянии релаксации, избавляться от напряжения и достигать освобождения - «естественного ума».

В Янтра-йоге асаны применяются исключительно с медитациями. Они не удерживаются длительное время в статике. Время выполнения асаны равномерно распределено между вхождением в неё, пребыванием и выходом из неё.

Поскольку тибетцы - приверженцы того, что у мужчин и женщин энергия протекает по разным сторонам тела, то и асаны выполняются не симметрично, а в одну сторону.
Менее важная роль, по сравнению с Хатхой, тут отводится синхронизации движения и дыхания. Тибетские асаны более просты, поэтому не подходят для людей, которые желают с помощью йоги избавиться от лишнего веса.

Этапы обучения

Систему обучения тибетской йоге условно делят на 3 этапа: предварительный, основной и заключительный. В ходе каждого из них ученику предстоит проделать определённую работу.

Предварительный

Во время предварительного этапа человеку, желающему постигнуть тибетскую йогу, нужно будет изучать канонические тексты. Затем пройти предварительный курс психоэнергетической тренировки.

Человек должен будет долго и усердно медитировать. В ходе медитаций искоренять свои пороки, устранять эгоистические стремления, направлять усилия на развитие исключительно положительных качеств, выработку спокойствия.

На этом этапе применяются асаны, схожие с теми, которые практикуются в Хатха-йоге. Одновременно с ними практикуются визуализации, мантры, молитвы, дыхательные упражнения, диаграммы-символы (янтры).
После освоения всего необходимого материала в ходе предварительной подготовки ученику разрешается перейти к следующему, основному этапу изучения тибетской йоги.

Основной

В ходе этого этапа практикуется множество визуализаций (созданий образов), работа с мантрами, предметами, которые помогают ученику постичь многомерность пространства, очиститься, развить чакры, энергетические каналы.

Этап сложен в освоении. На его реализацию разным людям потребуется различное количество времени, иногда десятки лет.

Заключительный

В заключительный этап ученик входит изменённым, с сознанием, перешедшим в другую реальность. Он умеет управлять собственным сознанием и достигать освобождения. На этом этапе применяются разнообразные практики, которые выполняются в разное время суток.

Показания и противопоказания

Тибетскую йогу нельзя приравнять к лечебной гимнастике и советовать для избавления от каких-либо проблем со здоровьем. Главное, на что она направлена, - это постижение человеком себя, принятие себя и усовершенствование.
Поэтому она рекомендована тем, кто желает:

  • обрести умственное и физическое равновесие;
  • восстановить энергетическую наполненность;
  • избавиться от психических проблем и стресса;
  • научиться контролировать себя и сохранять спокойствие в любой ситуации;
  • расслабить суставы и связки.

Традиционно йогу не советуют практиковать людям, которые:

  • страдают от повышенного артериального давления;
  • перенесли оперативное вмешательство (до 6 месяцев назад);
  • имеют диагнозы «язва желудка», «гастрит»;
  • имеют заболевания позвоночника;
  • переносят артрит в острой форме;
  • имеют черепно-мозговую травму;
  • простыли и испытывают жар;
  • имеют психические расстройства, эпилепсию;
  • имеют злокачественные опухоли.

С осторожностью и только после консультаций врача нужно подходить к йога-практике беременным. Есть перечень асан, которые не рекомендуется выполнять при менструации, искривлении позвоночника, вегето-сосудистой дистонии, неврозе, проблемах ЖКТ.

Температура, воздух и место для занятий

Для каждой техники тибетской йоги подходит разное время суток. Например, Янтрой и гормональной гимнастикой занимаются с утра, а для выполнения техники Сна и сновидений потребуется вечернее и ночное время.

Новичкам, конечно же, нужно посещать группу либо брать индивидуальные уроки, поскольку освоить самостоятельно техники тибетской йоги практически нереально. Обязательно должен присутствовать наставник.
Как правило, группы собираются в просторных залах. Для индивидуальных тренировок подойдёт и комната квартиры.

Помещение, где проводятся упражнения и медитации, должно быть хорошо проветренным. Температура воздуха не должна превышать 27 градусов. Если в помещении будет жарче, то увеличится нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

При понижении температуры ниже 24 градусов возрастает риск получения травмы, поскольку мышцы и связки в холодных условиях более жёсткие и плохо растягиваются.

Для нормальной работы дыхательной системы в помещении следует поддерживать достаточный уровень влажности - не ниже 60%.

Известные техники

Предлагаем вам ознакомиться с восемью наиболее известными техниками тибетской йоги.

Янтра-йога

Янтра-йога включает 108 упражнений. Основными из них являются 8 под названием «Лунгсанг», в которых объединены движения, дыхание и ритм. Все янтры выполняются на счёт 4. Занятиям можно уделять 15 минут в день.

Эти упражнения применяются для:

  • восстановления сил и прояснения ума;
  • устранения заболеваний плеч, рук, суставов, связок;
  • устранения заболеваний спинного мозга, почек;
  • укрепления позвоночника;
  • тонизирования лёгких и сердца;
  • налаживания работы нервной системы.

Упражнение 1. «Медленный вдох»:

  1. Принять положение стоя с ногами на ширине плеч.
  2. Поднять руки вверх.
  3. Согнуть их в локтях.
  4. Ладонями охватить сгибы локтей.

Упражнение 2. «Открытая задержка»:

  1. Принять положение стоя.
  2. Правую руку согнуть в локте с запястьем, опущенным вниз.
  3. Левую руку согнуть в локте с запястьем, поднятым вверх.
  4. Ладони скрутить в кулаки.
  1. Принять позу Лотоса.
  2. Правую ногу положить под ягодицы.
  3. Левую разместить над ней.
  4. Ладонями обхватить стопы.
  5. Повернуть голову вправо.

Упражнение 4. «Быстрый выдох»:

  1. Принять положение сидя с подогнутыми под себя ногами. Пятки находятся под ягодицами.
  2. Руки скрестить на животе.
  3. Осуществить наклон корпуса вперёд.

Упражнение 5. «Быстрый вдох»:

  1. Принять положение сидя с согнутыми коленями с упором сзади на кулаки.
  2. Вытолкнуть спину вверх, продолжая стоять на кулаках и сделав упор на передние части стопы. Корпус с коленями должен принять форму прямой линии.

Упражнение 6. «Закрытая задержка»:

  1. Принять позу Лотоса.
  2. Левую стопу поместить под ягодицей.
  3. Правую ногу разместить над левой.
  4. Левой рукой обхватить большой палец на правой ноге.
  5. Правой рукой обхватить большой палец на левой ноге.
  6. Голову и корпус развернуть вправо.
  7. Подбородок опустить.

Упражнение 7. «Втягивание»:

  1. Лечь на коврик.
  2. Руки завести за голову и скрестить.
  3. Одновременно поднять корпус и прямые ноги.

Важно! С практикованием тибетской йоги нужно быть осторожными. Дело в том, что многие техники для начинающих, непосвящённых людей делать опасно - они могут нанести вред физическому и психическому здоровью. И до, и после их выполнения нужно проводить определённые подготовительные работы.

Упражнение 8. «Медленный выдох»:

  1. Принять позу Лотоса.
  2. Левую ногу разместить над правой.
  3. Левой рукой обхватить сгиб локтя правой руки.

Пять тибетских жемчужин

Эта практика известна тем, что помогает омолодить организм, привести его в состояние бодрости. Состоит из 5 упражнений, которые нужно выполнять в строгой последовательности с повторами от 3 до 21 раз. Упражнения делаются ежедневно по утрам.

Важно! Количество повторов упражнений нужно будет увеличивать постепенно и равномерно. Например, начиная в первую неделю делать 3 повтора, на следующей увеличить их количества до 4 и так далее до 21 повтора.

Упражнение 1:

  1. Принять положение стоя.
  2. Руки развести в стороны с направленными вниз ладонями.
  3. Производить вращение по ходу часовой стрелки до лёгкого головокружения.

Упражнение 2.

  1. Принять положение лёжа.
  2. Выдохнуть.
  3. Руки вытянуть вдоль корпуса с направленными вниз ладонями.
  4. На вдохе осуществить подъём головы.
  5. Прижать подбородок к груди.
  6. Осуществить подъём прямых ног вверх.
  7. На выдохе опустить ноги и голову в первоначальное положение.

Упражнение 3.

  1. Принять положение стоя на коленях с упором на переднюю часть стопы.
  2. Ладони поместить на ягодицы.
  3. На выдохе осуществить наклон головы вперёд.
  4. Прижать подбородок к груди.
  5. На вдохе закинуть голову назад.

Упражнение 4.

  1. Принять положение сидя с прямыми вытянутыми ногами и упором на руки сзади.
  2. Ладони развернуть к телу.
  3. На выдохе осуществить опускание головы.
  4. Прижать подбородок к груди.
  5. На вдохе отвести голову назад и поднять тело так, чтобы голова и колени находились на одной линии.
  6. Напрячь и расслабить мышцы.
  7. Вернуться в сидячее положение с прижатым подбородком.

Упражнение 5.

  1. Принять положение лёжа лицом вниз.
  2. Сделать упор на ладони и переднюю часть стоп. Колени должны быть на весу.
  3. На выдохе отвести голову назад и осуществить прогиб в позвоночнике.
  4. На вдохе принять позу горы - с опущенной головой, упором на ладони и ступни.
  5. Прижать подбородок к груди.

Исцеление звуком

Эта практика подразумевает применение поющих чаш. Чашу держат на уровне проблемного места и с помощью вибраций воздействуют на больную зону. Такой звуковой массаж оказывает расслабляющее действие, нормализирует работу нервной системы, устраняет напряжение в теле, освобождает от блоков, наполняет энергией.

Чаще всего выполняется в группе либо паре. Исцелению звуком предшествуют несложные упражнения, которые позволяют снять напряжение с тела и подводят его к глубокому восприятию звуков.

Представляет собой комплекс из 5 упражнений, которые следует выполнять по утрам, желательно до 6 часов утра. Особенность гимнастики в том, что человек может заниматься, не вставая с постели.

Упражнения помогают замедлить процессы старения, улучшить самочувствие, поднять настроение, насытить организм энергией, нормализовать гормональный фон, улучшить кровообращение, продлить жизнь.

Техника выполнения утренней гормональной гимнастики:

  1. Хорошо растереть ладони до горячего состояния.
  2. Поднести ладони к закрытым векам и осуществить 30 лёгких надавливаний на глазное яблоко. Последнее надавливание должно длиться 1–2 секунды.
  3. Осуществить 30 надавливаний на уши.
  4. Большие пальцы поставить за уши. 4 оставшихся пальца скрутить в кулак. Сделать кулаками 30 оттягиваний кожи от подбородка к вискам и ушам.
  5. Ладонью правой руки сделать 30 растираний лба от виска к виску. Движение выполнять на протяжении полминуты.
  6. Приложить правую ладонь к животу. Левую ладонь поместить на неё. Осуществить 30 круговых движений.
  7. Принять положение сидя. Поочередно растирать стопы, а затем ноги.

Эта практика работает с энергетическими центрами человеческого тела с помощью прикосновений, цвета и звуковых вибраций. Конечная цель - освободить нервную систему от сковывающего её болезненного опыта.

Человек учится при помощи медитаций соединять свой естественный пульс сердца и сексуальную энергию. Данное соединение приводит к образованию «прохладного Огня», который и становится силой, исцеляющей организм, и стирает негатив из нервной системы.

В результате человек может переводить боль в удовольствие, страдание - в облегчение, а страх - в блаженство.

Тибетские пульсации практикуются в паре либо группе. Ниже приводим два упражнения из йоги пульсаций.
«Любим почками» (выполняется в паре):

  1. Один человек принимает позу лёжа на животе.
  2. Второй человек присаживается около него и помещает свои ладони на почки партнёра. Находит пульсацию. Настраивается под её звуки до 10 минут.
  3. Затем настроившийся человек садится промежностью на почки партнёра и производит ряд колебаний, слегка приподнимаясь и опускаясь. Эта фаза должна длиться 15–25 минут.
  4. После этого верхний партнёр приподнимает свою промежность с зоны почек и воздействует так, вроде бы он вытягивает всю лишнюю энергию из принимающего человека.
  5. Завершить упражнение нужно совместным расслаблением в объятиях.
  6. Поменяться местами.

«Активизация хары»:

  1. Кулак поместить на живот ниже пупка.
  2. Второй рукой обхватить кулак.
  3. Принять положение лёжа, разместившись на кулаке.
  4. Расслабиться и ощутить биение пульса.

Сна и сновидений

Целью йоги сновидений является освобождение не только в бодром состоянии, но и во время сна. Этого можно добиться, сделав сны осознанными. В ходе осознанных сновидений йоги продолжают познавать себя и использовать их на благо своего преображения и развития. Основы йоги сновидений изложил в книге Тендзи Вангъял Ринпоче.
В ней приведены 4 основополагающие практики, с помощью которых можно сделать сны осознанными:

  1. «Изменение кармических следов». В ходе неё человек учится видеть сны осознанными. Для начала пытается убедить себя, что всё, что он переживает в бодром состоянии, - это то же самое, что и сновидение. Это делается для изменения мировосприятия человека. Затем он учится ощущать себя сновидением, пользуясь своими воображением, чувствами и осознанием и делая их неразрывными с переживаниями.
  2. «Устранение влечения и неприязни». В ходе неё человек учится подавлять негативные реакции, которые возникают в ответ на переживания, и полностью от них избавляться.
  3. «Укрепление намерения». В ходе этой практики человек ежедневно осуществляет обзор дня перед сном и укрепляется в намерении практиковать йогу ночью, то есть посылание сознанию желания видеть осознанные сны и запоминать их.
  4. «Развитие памяти и радостного усилия». Делается после пробуждения. Начинается с обзора сновидений. Их можно записывать на диктофон либо в ежедневник. Йоги утверждают, что каждый человек может научиться запоминать сны, если на протяжении нескольких дней будет делать посыл о своих намерениях.

Практики выполняют не только ночью, но и в течение дня. Эффективность достигается лишь при постоянстве. Кроме этих практик, приводится также практика 9 очистительных дыханий и основная практика с последовательными действиями, в результате которой приходит осознанность.

Туммо (техника внутреннего Огня)

Смысл техники - в пробуждении внутреннего огня, после чего тело человека перестаёт реагировать на холод. Йогины проходят ритрит-затвор на протяжении 49 или 100 дней, после чего сдают экзамен - при сильном холоде собственным телом высушивают мокрые простыни.
Считается, что при пробуждении внутреннего огня он выжигает все недуги человека в середине.

Эту технику следует проходить исключительно под контролем учителя. Практика Туммо надёжно защищена и не передаётся непосвящённым. Для посвящения следует принять философию и взгляды Дхармы. Ученикам нужно пройти подготовительный этап - нёндро. А затем укреплять и очищать тело и дух с помощью тренировок.

Традиционными упражнениями для Туммо являются трулкхор, ритрит и т. д. Кроме тренировок, человек должен перейти на праническое питание.

Знаете ли вы? В Тибете йогины, которые практикуют Туммо, называются «респа» (в переводе - «белая юбка»). В самые страшные морозы они ходят в тонких накидках из хлопка.

Эта практика включает 5 упражнений, позволяющих наладить работу сердечно-сосудистой, репродуктивной, пищеварительной систем.
«Обретаем голос»:

  1. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание.
  2. Произвести 5 резких наклонов головы в левую сторону, затем по 5 - в правую, назад, вперёд.
  3. Произвести выдох.
  4. Сделать повтор 2 раза.

«Укрепляем сердце»:

  1. Поместить левую руку на низ живота.
  2. Правой рукой нарисовать над головой круг. Закончить движение вытягиванием руки вперёд с отставленным большим пальцем.
  3. Повторить то же упражнение со всеми остальными пальцами, окончив мизинцем.
  4. Поменять руки и повторить всё то же самое.

«Разжигаем пищеварительный огонь»:

  1. Сделать вдох, задержать дыхание.
  2. 5 раз подтянуть живот вверх под диафрагму.
  3. Замкнуть в замок кисти на колене правой ноги.
  4. Сделать 5 вращательных движений корпусом справа налево.
  5. Сделать то же самое с левым коленом. Вращения должны быть слева направо.
  6. Выдохнуть.
  7. Сделать повтор 2 раза.

«Достигаем равновесия»:

  1. Осуществить вдох, задержать дыхание.
  2. 5 раз произвести скрутку позвоночника, поворачивая с корпусом голову в левую сторону, 5 - в правую.
  3. Сделать повтор 2 раза.

«Утепляем низ»:

  1. Осуществить вдох, задержать дыхание.
  2. Приподнять таз от коврика, делая упор на костяшки пальцев.
  3. Оттолкнувшись руками от пола, сделать 5 подпрыгиваний.
  4. Выдохнуть.
  5. Повторить 2 раза.

Таким образом, тибетская йога - это практики, направленные на очищение разума от негативных эмоций и освобождения сознания. Для достижения этой цели используются асаны в комплексе с медитациями, янтрами, звуками, пульсацией. Тибетскую йогу можно практиковать не всем. Она имеет ряд противопоказаний.

О тибетской йоге известно меньше, чем о восьми ступенях, описанных в «Йога-сутрах» мудрецом Патанджали. Подход к йоге в индуизме и буддизме отличается настолько сильно, что адепты двух традиций не всегда понимают друг друга. Несмотря на различия в практиках, философии и методологии, оба направления авторитетны, фундаментальны и действительно способны привести садхаку к просветлению. Об этапах большого пути в светлое будущее тибетской йоги рассказал эксперт Yoga Journal буддолог Игорь Берхин.

В мире существует несколько традиций духовного знания, которые называются «йога». Классическое направление связано с индуизмом. Различные аспекты йоги рассматриваются в шастрах - священных текстах: «Бхагавад Гите» и «Йога-сутрах» Патанджали. Йога разветвлялась внутри индуизма на различные учения и получила свое дальнейшее развитие в традиции натхов и тантрических системах, связанных с культом Шивы и Шакти.

Другой традицией, использующей слово "йога" для обозначения духовной практики, является буддизм. Хотя сам Будда использовал слово «йога» в его прямом значении - ярмо, узы, от которых необходимо освободиться, в дальнейшем индийские буддисты также стали называть йогой свою созерцательную практику. Один из основополагающих трактатов по медитации называется «Ступени практики йоги», а одна из важнейших школ махаяны (букв. «большой колесницы») носила название «йогачара», или практика йоги».

С распространением тантрического буддизма ваджраяны ("алмазной колесницы") слово йога стало намного шире использоваться в буддийском учении, и йогой стали называть различные фазы тантрической практики.

В ходе мусульманского нашествия буддизм был уничтожен не только в Индии, но и на территориях таких современных нам стран, как Иран, Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. К счастью, древнее знание к тому времени успело проникнуть в труднодоступный Тибет, закрепиться там, сохраниться и стать доминирующей духовной традицией. Все буддийские учения махаяны и ваджраяны обрели в Тибете новую родину. Местные ученики Гуру Падмасамбхавы (второго Будды) и других просветленных мастеров продолжили непрерывную традицию учения йоги - переводили на тибетский язык все д оступные тексты сутр и тантр.


На тибетский язык слово «йога» переведено как налджор. Изначально йогу связывают с единством, но термин «налджор» означает знание истинного состояния. Нал - это «истинный», а Джор - «способ обнаружения истины». Таким образом налджор - это средство постижения своего истинного состояния. Такой подход отличается от традиционного для индуизма объяснения йоги как единства индивидуального и вселенского, Атмана и Брахмана. Тибетский подход вступает в противоречие определением йоги как «способа прекращения колебаний ума». Согласно постулатам тибетской йоги, налджор заключается не в единстве, поскольку индивидуальное и вселенское одинаково иллюзорны. Также налджор предполагает не прекращение деятельности ума, а выход за его пределы благодаря глубокому пониманию его истинной природы. Природа ума в свою очередь проявляется не только в покое, но и в движении. Это непрестанное чередование покоя и движения в ваджраяне называется тантра. Тантрами также называются тексты, в которых изложено знание йоги.

"Кулаяраджа Тантра" (тантра "Царь всетворящий") - один из древнейших текстов дзогчен (учения великого совершенства) - говорит о четырех колесницах йоги: Саттва-йоге, маха-йоге, Ану-йоге и Ати-Йоге. Классификация "Кулаяраджа Тантры" основана на принципе различий понимания истинного состояния. В Бхагавад-Гите классификация йоги разделена на Кама-йогу, Джняна-йогу и Бхакти-йогу. В отличие от шастр индуизма "Кулаяраджа Тандра"» точно различает принцип видения (способности воспринять и пережить какое-то состояние) и принцип узнавания (способности распознать природу воспринятого и пережитого). При этом наличие первого совсем не предполагает появления второго: можно видеть,

но не узнавать, испытывать какое-то состояние, но не понимать его смысла. И хотя естественное состояние одинаково для всех разновидностей йоги, понимание его зависит от индивидуальных способностей и источника, из которого получено знание.

Каковы особенности четырех колесниц йоги? Саттва буквально означает «существо». Принцип Саттва-йоги состоит в том, чтобы посредством тантрической практики - садханы - установить связь с просветленным существом (божеством). Благодаря взаимодействию с божеством обретается мудрость. Три аспекта садханы - мудры (жесты), мантры (звуки) и медитация - связывают практика с божеством на трех уровнях человеческого бытия - телесном, словесном и ментальном.

Для того чтобы приступить к практике Саттва-йоги, требуется посвящение, во время которого гуру знакомит ученика с техниками и помогает обрести личный опыт знакомства с божественной мудростью. Без такого посвящения практика йоги не может принести серьезные плоды. В Саттва-йоге три раздела:
крия-тантра, убхайя-тантра и йога-тантра. Такие тантры называются внешними тантрами, потому что основаны на идее существования просветленного существа - внешнего по отношению к практикующему.

Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога считаются внутренними практиками. Эти три вида йоги не предполагают наличия внешнего божества, но дают йогину личный опыт и знание ваджры , изначальной потенциальности энергии. Понятие божества все еще присутствует в Маха-Йоге (великой йоге) и Ану-йоге (высшей йоге). Но с самого начала божество понимается не как внешнее существо, от которого можно что-то получить, а как многогранный символ нашей собственной природы, способствующий проявлению и раскрытию нашего потенциала. Для успешного применения Maхa-Йoги и Ану-йоги необходимо получить посвящение учителя. Считается, что благодаря взаимодействию с учителем в момент посвящения все способности ученика многократно усиливаются. Такой обряд называется приведением к созреванию. Он ведет к более глубокому пониманию своей истинной природы и выходу за пределы ограничений - освобождению. Это вовсе не означает, что любой посвященный сразу же достигает просветления. На достижение освобождения может уйти много лет и даже жизней. Предполагается, что обряд посвящения закладывает в ум ученика семена причин, созревание которых со временем принесет свои плоды.

Маха-Йога и Ану-йога используют особый метод преображения. Суть метода состоит в изменении двойственного видения по принципу "субъект-объект" на недвойственное «чистое» видение. Недвойственность в этом случае не означает единство индивидуального и божественного, как в индуистском учении о слиянии Атмана и Брахмана. Считается, что тибетский йогин полностью выходит за пределы мира -субъективного и объективного. Причем такая недвойственность является отправной точкой духовной практики, а не ее завершением. Во внутренних видах йоги есть две основные стадии практики: развитие и завершение. На стадии развития йогин учится развивать и стабилизировать недвойственное восприятие, а на стадии завершения интегрирует в этом знании разные аспекты своего существования. В чем разница между Maхa-Йогой и Ану-йогой? Маха-Йога предполагает затраты усилий и времени на обретение ключевого знания. В практике Ану-йоги при наличии хороших способностей знание можно обрести мгновенно и почти без усилий. Затем йог старается полностью интегрировать знание в свою жизнь.

Высшей йогой в буддизме ваджраяны является Aти-йога (тотальное совершенство). Ати-йога еще известна как учение дзогчен. Aти-йога базируется на принципе использования знания за пределами любого, даже минимального действия. Это не означает, что практики Ати-йоги ничего не делают. Считается, что наличие знания не зависит от затраченных усилий на его обретение. Aти-йогин имеет право быть заурядным человеком и вести обычный образ жизни. Ключевым моментом Ати-йоги является получение от учителя знания своей изначальной природы. В Ати-йоге нет обряда посвящения. Учитель знакомит ученика с тем, что всегда очевидно, но в силу привычных склонностей ума остается незамеченным и неузнанным.

Практика асан и дыхательных упражнений обязательно присутствует во всех йогах ваджраяны, но при этом не практикуются массово. Физические упражнения и пранаяма относятся к разделу тайных наставлений.

Эквивалентом пранаямы, по Патанджали, в тибетской йоге является практика цa-лунг (ца - каналы, лунг - прана). Ца-лунг помогает направлять энергию праны и кундалини. Для фиксации техник используются янтра-медитации. Во время янтра-медитации йогины объединяют физическое движение, особый тип дыхания и концентрацию внимания. Различные виды дыхательных упражнений включают в себя одновременную работу со звуком и визуализацию. Практики ца-лунг выполняются уже на второй, завершающей стадии тантрической практики. Предполагается. что йогин способен выполнять все эти упражнения, только если будет пребывать в недвойственном восприятии. Одной из наиболее известных практик является туммо , или практика внутреннего жара, которая выполняется не для борьбы с холодом, а для развития чувства недвойственного блаженства.

Самый древний и полный текст по йоге, дошедший до наших дней, - это «Янтра союза Солнца и Луны». Текст составлен тибетским переводчиком Вайрочаной на основе наставлений Гуру Падмасамбхавы в XIII веке н.э. В тексте кратко описаны 108 янтр и пранаям. Все янтры (трулкор) должны выполняться одновременно с ориентированным на естественное сердцебиение дыханием в состоянии деконцентрированного тотальноrо присутствия. Каждая янтра содержит в себе начальную и заключительную части. Центральная часть связана с одним из пяти основных типов задержки дыхания. Пранаямы Янтра-йоrи одновременно являются и глубокими созерцательными практиками. Янтры направлены на овладение фундаментальной энерrией семенных сущностей бинду (тигле) и кундалини. Хотя практика Янтра-йоги является вторичной, вспомогательной в дзогчен, в ней есть много несложных упражнений, которые могут быть полезны всем, кто заинтересован в гармонизации тела, энергии и ума. Особенно полезна Янтра-йоrа тем, кто желает раскрепостить свое дыхание и гapмонизировать eгo с движением физическоrо тела и ума.

Чогьял Намкай Норбу, учитель дзогчен о тибетской йоге специально для Yoga Journal

"Почему так важен учитель? Сами мы неспособны контактировать с чистым измерением, а без зтого невозможно получить передачу учений ваджраяны. По этой причине в ваджраяне учитель дает посвящение, и мы получаем эту передачу от него. Все учения ваджраяны связаны с гуру-йогой. Гуру означает "состояние учителя", а йога означает живое, подлинное обретение этого знания.

Йога - это санскритское слово, которое также используется в индуизме - там "йога" объясняется как "союз". Но в буддийской традиции "йога" означает не "союз".
а подлинное знание своего состояния.
На тибетский йога переводится как налджор. Из этих двух слов "нал" означает природное, естественное состояние, никак не измененное и никем не исправленное. Такое состояние называется нал или налма. В учении дзогчен зто очень важно. Потому что когда мы находимся в созерцании, то должны быть в состоянии налма. Налма означает, что мы больше не используем ум. Мы больше не следуем за ним. Ум все создает и все изменяет. Поэтому мы выходим за пределы ума и пребываем в налма. И это является подлинными условиями существования. Конечно, с рождения каждый находится в условиях налма. Но по мере нашего развития это состояние оказывается обусловлено умом. Маленькими детьми вы можете больше находиться в налма, поскольку не обусловлены умом и у вас нет особых идей. Но, конечно, даже у младенца есть физическое тело и все остальное: речь. ум. Например, как только младенец чувствует физическую боль, он сразу же перестает быть в налма - начинает плакать. Это связано с нашим физическим телом. Но когда такой проблемы нет. младенец все время находится в условиях налма. Хороший практик должен быть словно младенец, но это не так просто. Потому что мы начинаем думать, и в нас многое развивается: через образование, знание, понимание. Ум нас обуславливает.

Дети находятся в налма, но у них есть родители, которые их очень любят. Родители хотят сделать для детей все возможное, поскольку знают, что мы живем в ограниченном обществе. Мы не живем в обществе налма. Поэтому дети должны всему учиться, иначе они ничего не смогут сделать. Шаг за шагом мы учим детей: Не делай этого, сиди так. И когда дети слушаются, образование идет успешно, родители счастливы. Счастливы, потому что дети вырастут и смогут жить нормальной жизнью. Потом дети идут в школу. Теперь их обуславливает начальная школа. Их воспитывают: "Ты должен делать это, изучать то", - так мы и растем, пока не окончим институт. Теперь мы полностью готовы к жизни, заняли в ней определенную ячейку: Теперь я могу делать все. Но это лишь означает, что теперь мы окончательно ограничены. Мы не знаем, каковы наши подлинные условия. И это именно то, что мы должны обнаружить с помощью учения, это самое главное".



 

Возможно, будет полезно почитать: