Удар ногой в повороте, ГАН САУ

Чам КиуТао является второй формой, изучаемой в Вин Чунь.

Название формы переводится как «Мост Через ущелье». Чам Киу Тао обучает как войти в контакт с руками противника, навести «мост», а затем, определив незащищенные зоны в его обороне, провести молниеносную атаку.

Изучение второй формы начинается лишь после того, как будет в совершенстве изучена и освоена первая форма Вин Чунь - Сиу Лим Тао. Это является необходимым условием, для всех изучающих Вин Чунь и стремящихся достичь хороших результатов. Помните, в обучении любому искусству, а особенно в искусстве боя, недопустимо перескакивать через ступени. Вы должны пройти последовательно все этапы обучения для того, чтобы достичь вершин мастерства.

Чам Киу Тао, в отличие от первой формы Вин Чунь, выполняется, передвигаясь в разные стороны, что говорит о важности динамики в реальном поединке. Вводятся новые атакующие элементы техники: удары локтем, кулаком, стопой. Новыми являются и несколько защитных техник. Большое внимание в Чам Киу Тао отведено движению Бон Сау, что указывает на особую важность этого защитного элемента техники.

Арсенал приемов, содержащихся во второй форме Вин Чунь, достаточен для успешной защиты от любой серьезной атаки (ударов рукой и ногой, захватов, бросков, удушающих и болевых приемов), а также для проведения эффективной контратаки.

Разучивая комплекс Чам Киу Тао, необходимо уделить особое внимание правильности траектории, выполняемых движений. Вначале, выполняйте форму медленно, не торопясь, без напряжения мышц. В последствии, когда все движения будут исполняться безукоризненно, следует увеличить скорость выполнения комплекса. Нормальной скоростью является такая, при которой форма Чам Киу Тао выполняется за две, две с половиной минуты. Спустя некоторое время, необходимо практиковать использование кратковременного мышечного напряжения в конечной фазе движений, что придаст им реальную боевую силу.


Описание комплекса Чам Киу Тао

Станьте прямо, стопы вместе, руки опушены (рис.89).

Сожмите кисти обеих рук в кулаки и поднимите их вверх на уровень груди (рис.90).



Согните ноги в коленях, разведите стопы в стороны (рис.91), а затем разведите пятки (рис.92) принимая фронтальную стойку.




Раскрывая кисти вытяните обе руки вперед и вниз так, чтобы левая оказалась над правой (рис.93).



Согните руки в локтях, поднимая их вверх (рис.94).



Сожмите кисти рук в кулаки и отведите их назад к груди (рис.95).



Левый кулак выведите перед грудью (рис.96) и, выпрямляя руку в локтевом суставе, нанесите удар кулаком Ят Чи Куен (рис.97).




Одновременно сделайте выдох. Теперь раскройте кисть левой руки так, чтобы ладонь была направлена вверх (рис.98).



Вращая кисть по часовой стрелке выполните движение Хуэн Сау (рис.99).



Сожмите кисть в кулак (рис.100) и отведите левую руку назад к груди (рис. 101).




Выведите правый кулак перед грудью (рис.102) и, медленно выпрямляя руку вперед, нанесите удар кулаком Ят Чи Куен (рис. 103).




Раскройте правую кисть так, чтобы ладонь была направлена вверх (рис.104).



Выполните движение Хуэн Сау, вращая правую кисть против часовой стрелки (рис.105).



Сожмите кисть в кулак (рис.106) и отведите правую руку назад к груди (рис.107).




Разожмите кисти обеих рук и выведите их вперед перед грудью, пальцы направлены вперед (рис.108).



Делая выдох, вытяните обе руки вперед вверх (рис.109).



Повернитесь налево, принимая переднюю боевую стойку. Руки опустите вниз, располагая перед грудью так, чтобы левая оказалась над правой. При этом ладони должны быть направлены вниз (рис.110).




Еще раз повернитесь налево на 180° (рис.112).



Выпрямите обе руки перед собой (рис.113).



Правой рукой выполните движение Пак Сау, а левой - Тан Сау (рис.114).



Теперь правой рукой выполните движение Тан Сау, а левой - Пак Сау (рис. 115).



Повторите Пак Сау правой рукой и Тан Сау - левой рукой (рис. 116).



Нанесите правой ладонью удар Вун Джун, выпрямляя руку вперед, при этом левую кисть отведите назад к груди (рис. 117).



Нанесите удар основанием левой ладони Вун Джун. Правая кисть отводится назад к груди (рис.118).



Еще раз нанесите удар Вун Джун основанием правой ладони. При этом левую кисть сожмите в кулак и отведите назад к груди (рис.119).



Выполните поворот направо на 180°. Правую руку согните в локтевом суставе и расположите горизонтально перед грудью ладонью вниз (рис.120).



Не меняя стойки, выполните обеими руками движение Тан Сау (рис. 121).



Повернитесь налево на 180°, одновременно выполняя правой рукой движение Пон Сау (рис. 122).



При этом правая рука вращается вдоль продольной оси так, чтобы ладонь оказалась направленной вправо. Снова повернитесь направо на 180°, правую руку согните в локтевом суставе и расположите горизонтально перед грудью ладонью вниз. Левую кисть сожмите в кулак и отведите назад к груди (рис. 123).



Не меняя стойку, выполните обеими руками движение Тан Сау (рис.124).



Повернитесь налево на 180°, и выполните правой рукой движение Бон Сау (рис. 125).



Еще раз повернитесь направо на 180°, располагая правую согнутую в локте руку горизонтально перед грудью. Левая кисть сжата в кулак и отведена к груди (рис.126).



Выполните движение Тан Сау обеими руками (рис. 127).



Повернитесь направо на 180°, изменяя стойку. Правой рукой выполните движение Бон Сау (рис.128).



Вновь повернитесь направо на 180° и расположите правую согнутую в локте руку горизонтально перед грудью ладонью вниз (рис. 129).



Нанесите левым кулаком прямой удар Ят Чи Куен вперед (рис.130.131).




Сделайте выдох. Повернитесь налево на 90° принимая фронтальную стойку. Правой рукой выполните движение Джут Сау, нанося удар ребром ладони на уровне плеча слева от себя (рис. 132).



Не меняя стойку, согните левую руку в локтевом суставе и расположите перед грудью (рис. 133).



При этом правую кисть разожмите и расположите перед грудью над левой кистью. Вытяните правую руку вперед, выполняя тычковый удар пальцами.

Левую кисть сожмите в кулак и отведите назад к груди (рис. 134).



Правой кистью выполните движение Хуен Сау, вращая ее против часовой стрелки (рис.135).



Сожмите правую кисть в кулак и отведите назад к груди (рис. 136).



Разожмите кисти обеих рук и выведите их перед грудью (рис.137).



Выпрямите обе руки вперед вверх, делая выдох (рис.138).



Повернитесь направо на 90°, принимая переднюю боевую стойку. Обе руки согните в локтевых суставах и расположите горизонтально перед грудью ладонями вниз. При этом левая рука должна находится над правой (рис. 139).



Повернитесь налево на 180° изменяя стойку (рис.140).



Снова повернитесь направо на 180°. Руки остаются в прежнем положении (рис.141).



Выпрямите обе руки вперед (рис. 142).



Теперь правой рукой выполните движение Тан Сау, а левой - Пак Сау (рис.143).



Затем левой рукой выполните движение Тан Сау, а правой - Пак Сау (рис.144).



Снова выполните левой рукой движение Тан Сан, а правой - Пак Сау (рис. 145).



Не меняя стойку, нанесите левой ладонью удар Вун Джун вперед. Правую ладонь отведите назад к груди (рис.146).



Нанесите удар правой ладонью, а левую ладонь оттяните назад к груди (рис.146).



Снова нанесите удар Вун Джун левой ладонью. Правую кисть при этом сожмите в кулак и отведите назад к груди (рис.148).



Повернитесь налево на 180°, изменяя стойку. Левую руку согните в локтевом суставе и расположите горизонтально перед грудью ладонью вниз (рис.149).



Выполните движение Тан Сау обеими руками (рис.150).



Повернитесь направо на 180°, выполняя левой рукой движение Бон Сау (рис.151).



Снова повернитесь налево на 180° располагая согнутую в локте левую руку горизонтально перед грудью ладонью вниз (рис.152).



Выполните движение Тан Сау обеими руками (рис.153).



Повернитесь направо на 180° выполняя левой рукой движение Вон Сау (рис. 154).



Теперь повернитесь налево на 180°, располагая согнутую в локте левую руку горизонтально перед грудью ладонью вниз (рис.155).



Выполните движение Тан Сау обеими руками (рис.156).



Повернитесь направо на 180° изменяя стойку и, выполните левой рукой движение Бон Сау (рис.157).



Еще раз повернитесь налево на 180° располагая согнутую в локтевом суставе левую руку горизонтально перед грудью ладонью вниз (рис.158).



Не меняя стойку нанесите прямой удар правым кулаком ЯтЧи Куен вперед. При этом левую кисть сожмите в кулак и отведите назад к груди (рис.159,160).




Повернитесь направо на 90° и, принимая фронтальную стойку, выполните движение Джут Сау правой рукой, нанося удар ребром ладони справа от себя (рис. 161).



Согните правую руку в локте и расположите перед грудью. Разожмите левую кисть и расположите ее над правой ладонью (рис. 162).



Выпрямите левую руку в локтевом суставе, нанося тычковый удар пальцами вперед. При этом правую кисть сожмите в кулак и отведите назад к груди (рис.163).



Вращая левую кисть по часовой стрелке, выполните движение Хузн Сау (рис.164), после чего, сожмите ее в кулак и отведите назад к груди (рис.165).




Выведите левую руку перед грудью, разжимая кисть (рис.166).



Выполните движение Лап Сау, перемещая руку к правому плечу и сжимая кисть в кулак (рис.167).



Переместите левую руку влево от себя и поднимите ее вверх. Левую ногу согните в коленном суставе, и поднимая вверх (рис. 168).



Распрямляя ногу в колене, нанесите боковой удар стопой. Сделайте выдох (рис.169).



Опустите левую ногу на землю, сделайте небольшой шаг правой ногой вперед и примите фронтальную боковую стойку. Правой рукой выполните движение Бон Сау (рис.170).



Выполните обеими руками движение Тан Сау (рис.171).



Используя приставной шаг переместитесь вперед и выполните движение Бон Сау правой рукой (рис.172).



Не меняя стойку, измените положение обеих рук на Тан Сау (рис. 173).



Переместитесь вперед на один шаг и выполните правой рукой движение Бон Сау (рис.174).



Нанесите правой рукой восходящий удар кулаком Джао Куен (рис. 175).



Повернитесь налево на 90° и примите фронтальную стойку. Поместите правую руку перед грудью (рис. 176).



Сожмите правую кисть в кулак, левую руку выведите вперед перед грудью (рис.177).



Выпрямляя левую руку в локтевом суставе, нанесите тычковый удар пальцами вперед. Левую руку отведите назад кулаком к груди (рис.178).



Вращая левую кисть по часовой стрелке выполните движение Хуэи Сау (рис.179).



Сожмите кисть в кулак и отведите назад к груди (рис.180).



Раскройте правую кисть и выведите ее вперед перед грудью (рис.181).



Выполните движение Лап Сау, сжимая правую кисть в кулак и отводя к левому плечу (рис.182).



Переместите правую руку вправо вверх, а затем поднимите согнутую в коленном суставе правую ногу так, чтобы бедро располагалось горизонгально (рис.183).



Выпрямляя правую ногу, нанесите боковой удар стопой. Сделайте выдох (рис.184).



Опустите ногу на землю, и пошагните левой ногой вперед. Левой рукой выполните движение Бон Сау (рис.185).



Сделайте двойной Тан Сау обеими руками (рис.186).



Переместитесь вперед посредством приставного шага и выполните левой рукой Бон Сау (рис.187).



Повторите двойной Тан Сау (рис.188).



Еще раз сделайте шаг вперед и выполните Бон Сау левой рукой (рис.189).



Не изменяя стойку, нанесите восходящий удар левым кулаком вперед Джао Куен (рис.190).



Повернитесь налево на 90°. Поместите левую руку перед собой (рис.191).



Сожмите левую кисть в кулак, а правую руку расположите перед грудью (рис.192).



Отведите левую руку назад кулаком к груди. Одновременно нанесите тычковый удар пальцами, выпрямляя правую руку в локтевом суставе (рис.193).



Выполните движение Хусн Сау, вращая правую кисть против часовой стрелки (рис.194).



Сожмите правую кисть в кулак и отведите назад к груди (рис.195).



Повернитесь налево на 90° и примите переднюю боевую стойку (рис.196).



Нанесите прямой удар левой стопой, делая выдох (рис.197).



Опустите левую ногу на землю и подшагнитс правой ногой. Одновременно выполните обеими руками движение Бон Сау на нижнем уровне (рис.198).



Вращая руки вдоль продольной оси, выполните двойной Тан Сау (рис.199).



Переместитесь вперед при помощи приставного шага и выполните снова двойной Бон Сау (рис.200).

Вин Чун - это стиль кунг-фу, в котором для победы над соперником делают упор на рукопашный бой, быстрые удары и сплошную защиту. В этом виде традиционного китайского боевого искусства противника дестабилизируют благодаря быстрой работе ног, защите и нападению, которые происходят одновременно, и перенаправлению энергии противника на него самого. Для того чтобы достичь мастерства в этом сложном виде кунг-фу, потребуются годы, но новички могут начать изучение Вин Чун с понимания его принципов, освоения теории и овладения основными навыками.

Шаги

Часть 1

Принципы Вин Чун

    Узнайте о теории центральной линии. Основной принцип Вин Чун - это защита центральной линии тела. Представьте себе линию, которая начинается от середины макушки, проходит вдоль середины грудной клетки и нижней части тела. Это центральная линия вашего тела, которая наиболее уязвима. Ее нужно всегда защищать.

    • Согласно этой теории, нужно всегда атаковать центральную линию и выполнять приемы на уровне центральной линии противника.
    • Основная открытая стойка в Вин Чун основана на теории центральной линии. В открытой стойке нужно смотреть перед собой, подогнуть колени, а стопы слегка развернуть наружу. Если противник будет находиться перед вами, то вы сможете атаковать наилучшим образом, соразмерив силу.
  1. Мудро и экономно расходуйте энергию. Ключевой принцип Вин Чун заключается в том, что во время боя энергия должна расходоваться экономно и сдержанно. Используйте энергию противника, отклоняясь или перенаправляя удары.

    • Двигайтесь расчетливо и разумно. Смысл в том, что тело, вступая в контакт с противником, должно пройти кратчайшее расстояние за минимальный промежуток времени. Это позволяет сохранить ваши собственные силы.
  2. Оставайтесь расслабленным. Силы расходуются понапрасну, если тело находится в напряженном состоянии. Не напрягайте тело, и вы будете чувствовать себя более непринужденно.

    • Если у вас есть опыт других боевых искусств (особенно "жестких стилей"), вам придется "опустошить свой стакан" или отучиться от вредных привычек. Вин Чун - это мягкий стиль со множеством нейтрализующих техник, которые требуют от вас "мягкости" и расслабленности. Изменение мышечной памяти и развитие привычки расслабляться может вызывать недоверие к собственным силам и отнимать время, но это пригодится вам в будущем.
  3. Оттачивайте свои рефлексы. Воин, применяющий технику Вин Чун, благодаря хорошо развитым рефлексам действует в бою так, чтобы прервать нападение и продолжить бой уже на своих условиях.

    Меняйте боевую стратегию в зависимости от противника и окружающих условий. Противник может быть высоким или низким, большим или маленьким, мужчиной или женщиной и так далее. Точно так же и с условиями боя, который может проходить в дождь, в жару, в холод, на улице, в помещении и так далее. Будьте готовы приспосабливаться к любым условиям боя.

    Узнайте о формах Вин Чун. Вин Чун делится на шесть преемственных форм, каждая из которых основывается на предыдущей. В каждом форме нужно знать правильную стойку, положение тела, движения рук и ног, а также соотношение сил. К этим формам относятся:

    • Сиу Лим Тао
    • Чам Киу
    • Биу Джи
    • Мук Ян Чонг
    • Лук Дим Бун Кван
    • Бат Чам Дао

Часть 2

Как изучать Вин Чун
  1. Найдите школу Вин Чун. Школы боевых искусств часто ориентированы на один стиль боевых искусств, особенно для серьезных учеников. Школы или клубы Вин Чун могут быть связаны с ассоциацией боевых искусств. Поищите в интернете или телефонной книге номер местной школы Вин Чун.

    • Узнайте в местных школах боевых искусств, не обучают ли они Вин Чун. Они могут обучать только основам, и если вы настроены на углубленное изучение Вин Чун, то вам, возможно, придется искать другое место, где проводятся занятия по углубленному изучению этой техники.
    • Познакомьтесь с сифу (инструктором) и поинтересуйтесь его квалификацией. Сколько лет он практикует? Как он обучался Вин Чун?
    • Посетите класс Вин Чун. Прочувствуйте, как сифу проводит занятия и как реагируют другие ученики.
    • Персональное обучение Вин Чун - это наиболее предпочтительный способ.
  2. Изучайте Вин Чун по интернету или DVD-дискам. На многих сайтах есть уроки для самостоятельного обучения Вин Чун. На них, как правило, есть видео для различных уровней подготовки, а также гибкая цена на подписку в зависимости от на уровня вашего опыта (начальный, средний, продвинутый и так далее) и доступ к материалам. Это может пригодиться, если в вашей местности нет квалифицированных инструкторов или школ Вин Чун. Благодаря им также может улучшиться ваше персональное обучение, если вы уже посещаете школу Вин Чун. Выберите комплект DVD-дисков или онлайн курс, который преподает грандмастер или мастер Вин Чун.

    Выделите специальное пространство для занятий. Найдите место в доме, где вы сможете практиковать Вин Чун. Там должно быть достаточно места, чтобы вы могли перемещаться во всех направлениях. Для того чтобы проверить это, можно поразмахивать руками и ногами. Вы же не хотите, чтобы ваши движения были стеснены комнатной мебелью.

    • В идеале, в помещении должно быть зеркало, чтобы можно было наблюдать за своими движениями.
  3. Найдите партнера для совместных тренировок. Самостоятельное изучение движений принесет немного пользы. Рано или поздно вам нужно будет приступать к изучению того, как ваши движения контактируют с противником. Благодаря партнеру вам будет проще понять, как реагировать на движения другого человека. Он также мог бы поощрять вас и делать замечания.

Часть 3

Сиу Лим Тао

    Узнайте о Сиу Лим Тао. Сиу Лим (или Ним) Тао, или "маленькая идея", является основой для многих движений Вин Чун. Сиу Ним Тао - это первая форма Вин Чун и именно здесь вас научат правильной стойке, владению своим телом, расслаблению и основным движениям рук.

    Освойте Гонг Лик. Гонг Лик является первым разделом Сиу Ним Тао и сосредоточен на хорошей организации и релаксации. Вы научитесь делать открытую стойку, при которой лицом обращено к противнику. Работайте над тем, чтобы тело оставалось расслабленным.

    Освойте Фа Джинг. Фа Джинг является вторым разделол Сиу Лим Тао. Фа Джинг развивает высвобождение силы. Здесь вы узнаете, как применять силу и как сохранять силы и энергию. Сосредоточьтесь на том, чтобы оставаться расслабленным до момента, когда руки готовы нанести удар.

    Освойте базовые навыки. Третий раздел Сиу Лим Тао учит базовым навыкам движений рук и блокировки ударов, что является основой для изучения других приемов Вин Чун.

Часть 4

Чам Киу

    Узнайте о Чам Киу. Чам Киу, или "поиск моста", представляет собой движения всего тела, чтобы дополнить то, что уже было изучено в основной форме Сиу Лим Тау. Из Чам Киу вы узнаете, как правильно и эффективно двигаться всем телом, обращая внимание на распределение веса и устойчивость. Здесь рассматриваются движения ногами, такие как повороты и удары.

    • Прежде чем переходить к следующему разделу и приступать к изучению других техник нужно овладеть сперва каждым разделом Чам Киу.
  1. Освойте первый раздел Чам Киу. Первый раздел, Джун, сосредоточен на вращении, устойчивости и структуре. В Джуне, для того чтобы эффективно биться, вы начинаете обращать внимание на то, что вас окружает, даже то, что находится позади вас. В нем представлены движения рук средней сложности, такие как Джип Сау (перелом руки) и Фут Сау (удар по глазам).

    Освойте второй раздел Чам Киу. Второй раздел, или Сер, Чам Киу делает акцент на уклонении от атак противника и перенаправлении этой энергии на них. Вы научитесь сначала двигать руками и ногами как единым целым, а затем независимо друг от друга.

    Освойте третий раздел Чам Киу. Третий раздел Чам Киу сосредоточен на применении силы вместе с движениями рук и ног. В нем также используется комбинация напряженных движений рук и расслабленных движений тела, чтобы приспособиться к различным сценариям боя. Вы также отрабатываете повороты корпуса вправо и влево, чтобы развивать устойчивость, находя центральную линию во время боя.

Базовая техника Вин Чунь второго уровня - страница №2/5

Техника ног в Вин Чунь

Использованию ног в стиле Вин Чунь уделяется достаточно большое внимание. Помимо того, что нижние конечности применяются для передвижения, они являются мощным инструментом для проведения атакующих и защитных приемов.
Техника ног в Вин Чунь очень разнообразна и весьма эффективна в реальном поединке. Она, в первую очередь, направлена на ведение поединка на ближней дистанции. Удары ногами часто называют «незаметными», так как противник, чье внимание полностью сосредоточенно на руках, попросту не успевает увидеть и нейтрализовать быстрые удары ногами. Как правило, удары наносятся не выше уровня живота и ориентированы на пораженные голени, коленных суставов и паха.
Помимо ударов, арсенал атакующих техник включает в себя различные варианты подсечек, подножек и подбивов.
На втором этапе обучения изучаются два удара ногой: прямой и боковой удары стопой.

1. Прямой удар стопой (рис. 59,60)


Один из основных и наиболее часто применяемых ударов в стиле Вин Чунь. Очень мощный удар, используемый, в основном, для поражения голени, колена и нижней части туловища (живот, пах). Ударной поверхностью является пятка со стороны подошвы или подъем стопы.
Выполнение
Примите правостороннюю боевую переднюю позицию (рис.61). Перенесите вес тела на впередистоящую правую ногу и подшагните к ней левой ногой (рис.62). Теперь перенесите вес тела полностью на левую ногу, а правую ногу, согнув в коленном суставе, поднимите вверх (рис.63). Не останавливаясь, нанесите удар, распрямляя ногу горизонтально вперед (рис.64). В данном случае удар наносится пяткой. Если удар наносится подъемом стопы (рис.65), то бедро не стоит поднимать слишком высоко, как в предыдущем случае. Достаточно, чтобы оно располагалось горизонтально. Удар осуществляется за счет быстрого распрямления ноги в коленном суставе и движения голени снизу вверх. В первом же случае стопа движется вперед в горизонтальной плоскости и удар больше напоминает толчок.

Мы рассмотрели удар впередистоящей ногой. Теперь проанализируем удар сзадистоящей ногой.


Примите правостороннюю стойку (см. рис.61). Сделайте шаг правой ногой вперед, имитируя сближение с противником (рис.66). Теперь перенесите вес тела на правую ногу и поднимите согнутую в колене левую ногу вверх. При этом руки изменяют положение на противоположное, т.е. правая отводится назад к груди, а левая - вытягивается вперед (рис.67). Выпрямите ногу в коленном суставе и нанесите прямой удар вперед (рис.68).


Важные замечания



  • Стопа опорной ноги должна полностью соприкасаться с землей

В реальном поединке прямой удар ногой используется одновременно с защитными или атакующими действиями руками (рис.69,70,71).

Стоит упомянуть о разновидности прямого удара, который используется как стопорящий удар для нейтрализации атаки ногой на нижнем уровне.


В данном случае стопа разворачивается пальцами в сторону. Удар приходится в голень или коленный сустав (рис.72).



Боковой удар стопой

2. Боковой удар стопой (рис. 73,74)
Достаточно эффективный удар, используемый для поражения ног (коленный сустав) и нижней части туловища. Боковой удар стопой является более сложным по выполнению, чем прямой удар стопой, поэтому применяется реже. В основном его используют как останавливающий удар, для разрушения атаки противника и перехода в контратаку.


Выполнение


Примите правостороннюю боевую переднюю позицию (рис.75). Перенесите вес тела на правую ногу и подтяните к ней левую (рис.76). Перенесите вес тела на левую ногу, а правую - поднимите вверх, согнув в колене (рис.77). Разворачивая левую стопу влево и поворачиваясь туловищем налево, нанесите боковой удар, распрямляя ногу в коленном суставе. При этом правую руку опустите вниз, а левую - поднимите вверх (рис.78). В зависимости от высоты удара используется разная ударная поверхность. При высоком ударе в область живота используется почти вся площадь подошвы стопы. В случае низкого удара (голень, колено) ударной поверхностью является внешняя реберная часть стопы ближе к пятке.
Боковой удар стопой, так же как и прямой удар может наноситься впередистоящей и сзадистоящей ногой.


Важные замечания


  • Во время нанесения удара опорная нога должна быть немного согнута в коленном суставе.

  • Стопа опорной ноги должна полностью соприкасаться с землей.

  • Старайтесь не отклонять корпус сильно от вертикальной линии, чтобы не потерять равновесие.

  • В конечной фазе удара все мышцы ноги должны быть напряжены.
Обычно боковой удар стопой используется одновременно с какой либо защитной техникой рук (рис.79,80).


Этапы тренировки ударов ногой

Тренировка ударов ногой включает в себя несколько этапов. На первом этапе основное внимание уделяется изучению и освоению правильной траектории движения составляющей удар.
В начале удары наносятся в воздух со средней скоростью. Далее, по мере освоения правильной траектории движения, скорость увеличивается и доводится до максимальной. В последствии, рекомендуется использовать отягощения весом 2-3 кг, прикрепляемые к щиколотке или резиновые амортизаторы, концы которых крепятся на стене, с целью увеличения силы удара.
Очень эффективным является следующее упражнение. Приняв переднюю боевую стойку, начните выполнять удар ногой, как было описано ранее, но при этом распрямляйте ногу в колене и наносите удар медленно с полным напряжением мышцы бедра и голени. При этом, делайте продолжительный выдох. Выполните по 10 раз каждой ногой. Это упражнение вначале делается без дополнительных отягощений, а спустя некоторое время с их использованием.
На втором этапе в тренировку вводится упражнение на настенном мешке (рис.81), которое развивает помимо силы удара, способность вкладывать в удар всю энергию в кратчайший промежуток времени. В результате каждый удар приобретает особую мощь и несет в себе огромную разрушительную силу.


Техника ног - упражнение

Упражнение
Приняв правостороннюю боевую переднюю позицию, поднимите правую ногу согнутую в колене вверх (рис.82), а затем быстро распрямите ее, нанося прямой удар в мешок (рис.83). Опустите ногу на землю и повторите упражнение 10 раз. Затем выполните удар левой ногой. После небольшого перерыва примите левостороннюю стойку и выполните упражнение снова, нанося по 10 ударов обеими ногами поочередно.

Аналогичное упражнение выполняется и для отработки бокового удара стопой. Целесообразно объединять два упражнения. В этом случае после нанесения прямого удара, нога не опускается на землю, а сгибается в коленном суставе (рис.84), и затем снова распрямляется вперед, нанося уже боковой удар стопой (рис.85). То есть два удара следуют один за другим без остановки. Тоже выполняется и другой ногой.


Отрабатывая удары на настенном мешке, необходимо соблюдать следующие требования:


- Нанося удар, не распрямляйте ногу полностью в коленном суставе.
- Сохраняйте вертикальное или близкое к нему положение туловища.
- Старайтесь выполнять удар, а не толчок.
На третьем этапе вводится упражнения с использованием трех деревянных столбов. Это упражнение, помимо силы удара, развивает координацию движения и способность применять удары ногой в реальном поединке в окружении нескольких противников.
Для выполнения упражнения надо вкопать в землю три столба высотой 1 м на расстоянии двух метров друг от друга. Столбы должны образовывать равносторонний треугольник, в вершинах которого они располагаются.


Основная задача, которая ставится в упражнении, заключается в нанесении наибольшего числа ударов стопой по всем столбам поочередно правой и левой ногой. Один из вариантов упражнения мы и рассмотрим сейчас. Из правосторонней боевой передней позиции сделайте шаг правой ногой вперед, подшагивая к правой ноге. Быстро нанесите прямой удар правой стопой по впередистоящему столбу (рис.86). Затем, моментально, не опуская правую ногу на землю, нанесите боковой удар этой ногой по столбу расположенному справа (рис.87). Теперь, опустите правую ногу на землю, перенесите на нее вес тела и мгновенно нанесите боковой удар левой стопой по столбу, расположенному слева от вас (рис.88). Повторите комбинацию несколько раз. Затем выполните упражнение, начиная из левосторонней боевой передней позиции нанося прямой удар левой ногой. Вы можете сами придумать другие комбинации и отрабатывать их, используя данный тренажер.


Выполняя данное упражнение, не следует прилагать чрезмерных усилий, особенно на начальном этапе. Берегите суставы. Сила удара должна быть дозированной и не причинять болевых ощущений во время тренировки и по ее окончании. Это не означает, что удары должны наноситься очень слабо. Нет, во всем необходимо соблюдать разумность и целесообразность. Потому рекомендуется использовать 50-70% от максимальной силы удара. Главное в упражнении научится быстро наносить удары в разных направлениях и выработать умение координировать движения ног при передвижении и нанесении ударов.

Чам Киу Тао

Чам Киу Тао является второй формой, изучаемой в Вин Чунь. Название формы переводится как «Мост Через ущелье». Чам Киу Тао обучает как войти в контакт с руками противника, навести «мост», а затем, определив незащищенные зоны в его обороне, провести молниеносную атаку.
Изучение второй формы начинается лишь после того, как будет в совершенстве изучена и освоена первая форма Вин Чунь - Сиу Лим Тао. Это является необходимым условием, для всех изучающих Вин Чунь и стремящихся достичь хороших результатов. Помните, в обучении любому искусству, а особенно в искусстве боя, недопустимо перескакивать через ступени. Вы должны пройти последовательно все этапы обучения для того, чтобы достичь вершин мастерства.
Чам Киу Тао, в отличие от первой формы Вин Чунь, выполняется, передвигаясь в разные стороны, что говорит о важности динамики в реальном поединке. Вводятся новые атакующие элементы техники: удары локтем, кулаком, стопой. Новыми являются и несколько защитных техник. Большое внимание в Чам Киу Тао отведено движению Бон Сау, что указывает на особую важность этого защитного элемента техники.
Арсенал приемов, содержащихся во второй форме Вин Чунь, достаточен для успешной защиты от любой серьезной атаки (ударов рукой и ногой, захватов, бросков, удушающих и болевых приемов), а также для проведения эффективной контратаки.
Разучивая комплекс Чам Киу Тао, необходимо уделить особое внимание правильности траектории, выполняемых движений. Вначале, выполняйте форму медленно, не торопясь, без напряжения мышц. В последствии, когда все движения будут исполняться безукоризненно, следует увеличить скорость выполнения комплекса. Нормальной скоростью является такая, при которой форма Чам Киу Тао выполняется за две - две с половиной минуты. Спустя некоторое время, необходимо практиковать использование кратковременного мышечного напряжения в конечной фазе движений, что придаст им реальную боевую силу.
Как и Сиу Лим Тао форму Чам Киу Тао рекомендуется отрабатывать каждый день не менее 10 раз. В этом случае вы сможете добиться большого прогресса в изучении Вин Чунь.

Станьте прямо, стопы вместе, руки опущены (рис.89). Сожмите кисти обеих рук в кулаки и поднимите их вверх на уровень груди (рис.90). Согните ноги в коленях, разведите стопы в стороны (рис.91), а затем разведите пятки (рис.92) принимая фронтальную стойку.
Раскрывая кисти вытяните обе руки вперед и вниз так, чтобы левая оказалась над правой (рис.93). Согните руки в локтях, поднимая их вверх (рис.94). Сожмите кисти рук в кулаки и отведите их назад к груди (рис.95).

Левый кулак выведите перед грудью (рис.96) и, выпрямляя руку в локтевом суставе, нанесите удар кулаком Ят Чи Куен (рис.97). Одновременно сделайте выдох. Теперь раскройте кисть левой руки так, чтобы ладонь была направлена вверх (рис.98). Вращая кисть по часовой стрелке выполните движение Хуэн Сау (рис.99). Сожмите кисть в кулак (рис.100) и отведите левую руку назад к груди (рис.101).

ЧУМ КИУ ТАО (описание комплекса)

Исходное положение (рис. 1). Принятие стойки (рис. 2, 3, 4).

Скрещенный ТАН САУ и ГАН САУ (рис. 5, 6, 7).



Удар кулаком НОУ МУН ЧУЙ. ХУЕН САУ

Движения выполняются вначале левой рукой (рис. 8-12), а затем повторяются правой рукой.




Тычок пальцами, удары локтем, БОН САУ

1. Обе руки разворачиваются ладонями друг к другу и выполняют давящее движение вниз перед грудью (рис. 13). Затем быстро наносят тычок пальцами вперед (рис. 14).



2. Повернитесь влево, согните руки в локтях, левая рука над правой (рис. 15). Быстро повернитесь вправо (рис. 16), затем опять влево (рис. 17).



3. Быстро вытяните руки вперед (рис. 18).

4. Правая рука выполняет ПАК САУ слегка касаясь левой руки, левой рукой нанесите укол пальцами, ладонь направлена вверх (рис. 19).



Поменяйте руки (рис. 20). Еще раз поменяйте руки (рис. 21).



5. Нанесите прямой удар ладонью правой руки, левая рука располагается перед грудью (рис. 22). Нанесите аналогичный удар левой ладонью (рис. 23). Затем - правой ладонью (рис. 24).



6. Разверните корпус на 180° вправо. Правая рука, согнутая в локте находится в положении ЛАН САУ, а левая рука наносит удар локтем назад (рис. 25). Скрестите руки перед грудью, левая рука над правой, ладони направлены вверх (рис. 26). Развернувшись влево на 180° и выполните правой рукой блок БОН САУ (рис. 27).



Эту серию движений надо повторить еще 2 раза (рис. 28–33).




7. Развернуться вправо и нанести левым кулаком удар НОУ МУН ЧУЙ, правый кулак подходит к груди (рис. 34).

8. Развернувшись влево на 90°, нанести ФАК САУ влево (рис. 35).



9. Левой рукой выполнить блок ФОК САУ (рис. 36). Затем быстро нанести тычок пальцами правой руки (рис. 37, 38).



10. Правая рука выполняет ХУЕН САУ (рис. 39). сжимается в кулак (рис. 40) и отводится к груди (рис. 41).



Выполните серию движений 1-10 симметрично в другую сторону.


Боковой удар ногой, БОН САУ, апперкот

1. Поверните голову влево, левая рука выполняет блок ЛАН САУ, а левая нога боковой удар на уровень колена (рис. 42).

2. Левую ногу опустить на землю и совершить подшаг правой ногой. Правой рукой выполнить БОН САУ (рис. 43). Скрестить руки чуть ниже груди, левая над правой, ладони - вверх (рис. 44).



3. Шагните левой ногой вперед и подшагните правой ногой. Одновременно выполните движения аналогичные предыдущим (рис. 45, 46).



4. Выполните перемещение подшагиванием вперед, одновременно выполняя БОН САУ (рис. 47).

5. Правой рукой вынесите апперкот (рис. 48).



6. Развернувшись вправо на 90 правой рукой выполните ФОК САУ (рис. 49). Затем быстро нанесите укол пальцами левой рукой (рис. 50).



7. Левой рукой выполните ТАН САУ. Затем ХУЕН САУ сожмите руку в кулак (рис. 51). Подведите левый кулак к груди (рис. 52).



Выполните серию движений 1–7 симметрично в другую сторону.


Прямой удар ногой, нижний БОН САУ, МАН САУ

1. Развернитесь влево на 90° (рис. 54).

2. Левой ногой нанесите прямой удар на уровне пояса (рис. 55).



3. Опустите левую ногу на землю и подшагните правой. Обе руки выполняют движение БОН САУ на нижнем уровне (рис. 56). Затем выполните двойной ТАН САУ (рис. 57).



4. Выполните перемещение полшагиванием вперед и совершите движения руками аналогичные предыдущим (рис. 58, 59).



5. Выполните перемещение подшагиванием вперед и низкий БОН САУ двумя руками (рис. 60).

6. Шагните вперед левой ногой (рис. 61).



7. Правую ногу подведите к левой, обе руки выполняют движение МАН САУ (рис. 62).


Затем обе руки совершают накрывающее движение (рис. 63) и толкают вперед (рис. 64).



8. Руки сжимаются в кулаки (рис. 65). Правая нога делает шаг назад, после чего корпус разворачивается на 180° вправо (рис. 66).



Выполните движения 1–8 симметрично в другую сторону. Вы окажитесь в положении как на (рис. 67).


Удар ногой в повороте, ГАН САУ

1. Развернитесь влево на 90° (рис. 68).

2. Выполните удар ногой в повороте. Носок левой ноги направлен влево и немного вверх (рис. 69, 70).



3. Левую ногу поставьте на землю и развернувшись вправо на 180° выполните блок ГАН САУ левой рукой (рис. 71).

4. Развернитесь влево на 180° и выполните ГАН САУ правой рукой (рис. 72).



5. Развернитесь вправо на 180° и выполните ГАН САУ левой рукой (рис. 73).

6. Развернитесь на 90° влево. Сформировав левую руку в кулак, подведите ее к солнечному сплетению и быстро нанесите удар НОУ МАН ЧУЙ (рис. 74).

7. Развернитесь на 90° влево и выполните правой рукой ГАН САУ (рис. 75). Затем развернувшись на 90° вправо нанесите правой рукой удар НОУ МУН ЧУЙ (рис. 76).



8. Выполните симметрично предыдущие движения в другую сторону (рис. 77, 78).



9. Правой рукой нанесите НОУ МУН ЧУЙ (рис. 79).

10. Левой рукой нанесите НОУ МУН ЧУЙ, правая рука у груди (рис. 80).



11. Левая рука обозначает блок ТАН САУ (рис. 81),

12. Левая рука выполняет ХУЕН САУ (рис. 82).



13. Затем рука сжимается в кулак (рис. 83) и подводится к rpуди (рис. 84).

14. Подтяните правую ногу к левой (рис. 85).



На этом форма заканчивается.

Это вторая Форма, которая выполняется сразу же после Сиу Лим Тао и в переводе означает «Поиск Моста». Под Мостом (Киу) понимается предплечье, и в данном случае это предплечье противника, который стремится перейти в контратаку, или, лучше сказать, нужно попытаться создать мост, чтобы вступить в контакт с противником над этим мостом. Форма Чам Киу (Chum Kiu) разделена на три части.

В первой находятся элементы, уже изученные в Сиу Лим Тао и пополненные вращательными движениями Чуен Ма (Chuen Ma) с их применением в сочетании с блокировками и ударами. При освоении последовательности вращений происходит обучение двум позициям – Чинг Сун Ма (Ching Sun Ma) и Пиен Сун Ма (Pien Sun Ma), при которых вес на 100% переносится на заднюю ногу, чтобы достичь отличной сбалансированной устойчивости и чтобы занять позицию атаки, быстро реагируя на перемещения противника.

Одновременно во второй части формы производится официальное представление темы «Работа ног» («Footwork»), здесь находятся различные комбинации защиты и атаки с «Тор Бо» (Tor Bo), что означает: «шаг-скольжение». В то же самое время с помощью различных вращений совершенствуется концепция Сравнения, с помощью которой можно лучше понять принципы «Инь» (Yin) и «Янь» (Yang). В этой части представляются также фронтальный и боковой удары, тем самым начинается тренировка и обучение этим ударам в сочетании с различными формами защиты, также выполняемой ногами.

В то же время в соответствии с Сиу Лим Тао совершенствуется принцип Центральной Линии, который в этом случае распространяется и на ноги. В третьей же части расширяется тема техники передвижений Footwork, к которой добавляется шаг «Биу Бо» («Biu Bo»), а также новый элемент Дай Бонг Сао (Dai Bong Sao), который вводит еще одно понятие: «Стеклянная голова, стальные руки и ватное тело». С формой Чам Киу выполняется упражнение, называемое «Лап Сао» (Lap Sao), которое в значительной мере развивает чувство ритма, что очень важно для успеха любой техники. Чувство ритма и умение выбрать подходящий момент позволяют выполнять любые технические приемы в правильное время, не слишком опережая и не слишком запаздывая.

Одновременно Цикл «Лап Сао» (Lap Sao) вводит технику «Траппинг» (Trapping), с помощью которой учатся временно обездвиживать часть или части тела противника, создавая таким образом своеобразную «зону безопасности» для нанесения удара. Еще одной характеристикой в Чам Киу, с которой знакомятся в ходе обучения, является «Единство Тела», или, лучше сказать, активное участие всех частей тела в создании непрерывного и плавного действия, выполняемого с максимальной силой и скоростью.

Кроме того, во время обучения и выполнения движений Формы можно максимально сконцентрировать зрение, увеличив то, что называют «зрительный потенциал», стараясь в нужный момент зрительно следовать центральной линии во время выполнения движений от одной точки к другой. Таким образом, как можно заметить, в Форме Чам Киу существует много элементов, о которых постепенно узнаешь в ходе обучения, которые во многих отношениях сочетаются с принципами и идеями Сиу Лим Тао, с движением Ма Бо (техника Footwork).

Выучить первую Форму необходимо для того, чтобы иметь возможность вступить на порог второй. Вторая, Чам Киу, является самым важным мостом между первой и второй. Все это находит применение в различных упражнениях, которые выполняются на этом втором уровне обучения Вин Чун после первого (Белый Дракон), и при хорошем использовании Чи Сао (Chi Sao) ученик находит, наконец, объяснение тому, что означает «Поиск Моста».



 

Возможно, будет полезно почитать: