«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах. Замки в хатха-йоге или энергетические замки – Бандхи

Слово бандха с санскрита переводится как держать, удерживать, запирать, связывать, скреплять, останавливать, закрывать, перенаправлять. В йоге используют значение замок, сжатие.

В Хатха Йога Прадипике описаны 3 основные бандхи: джаландхара бандха или горловой, или верхний замок, сжатие горла; уддияна бандха или брюшной, или средний замок, втягивание живота; “Корневой” или мула бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности).

Комбинация всех трех бандх называется Маха бандха.

Традиционно техники выполнения энергетических замков после того, как ученик уже освоит асаны, пранаямы и мудры. Эффективно и травмабезопасно эти практики можно освоить в Московском Университете Йоги на специальных тематических курсах.

При выполнении замков, происходит мягкое и сильное сжатие определенных частей тела, как правило, с задержкой дыхания на выдохе или на вдохе. При таком сжатии происходит массаж внутренних органов, стимуляция кровообращения и движения лимфы в межклеточном пространстве (устраняет застойные явления в организме), стимуляция нервной и эндокринной систем.

Бандхи называют энергетическими замкам. Хотя это и физические упражнения, бандхи работают с психикой и тонкими энергиями в теле человека.

Это и есть их основное предназначение, подготовить практикующего к медитации, а также заставить кундалини подняться вверх к Сахасрара чакре.

В теле человека проходит множество энергетических каналов нади. Из них самыми важными считаются: сушумна центральный канал, по которому должна подняться энергия Кундалини; ида нади левый, женский, лунный канал. Это ментальная энергия, мысленная, активность парасиматической вегетативной нервной системы, процессы синтеза, восстановления организма. Пингала нади правый солнечный, мужской канал. Активная энергия действия, активность симпатической вегетативной нервной системы, процессы диссоциации, расщепления и выработки энергии.

Маха бандха это одновременное выполнение трех замков. Такая практика является хорошей подготовкой практикующего к медитативным техникам и является практикой призванной заставить энергию кундалини подниматься в срединном канале.

Помогает устранить грандхи психические узлы, мешающие универсальной энергии Кундалини, свернутой в районе муладхара чакры в 3.5 оборота подниматься вверх. При выполнении нижнего замка происходит перекрытие срединного канала снизу, что не дает энергии (прана апана вайю) утекать вниз, апана прана поднимается вверх и смешивается с самана вайю в районе пупка. Верхний замок перекрывает Сушумна нади сверху, что заставляет удана-вайю прану двигаться вниз. Таким образом вся энергия оказывается запертой внутри центрального канала. Средний замок сжимает центральный канал, стимулирует манипура чакру. В результате все виды праны смешиваются и канал заполняется изначальной праной. Снятие замков вынуждает прану мощным потоком прокатываться по телу, что способствует прочистке энергетических каналов. По главному энергетическому каналу “Сушумна-нади” поднимается мистическая сила, символизирующая потенциал психики, – Кундалини-шакти.

“Кундалини не является частью физического тела, хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни астральному телу. Кундалини находится в бессознательном причинном теле, в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объективности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность место, которое йоги называют муладхарой. Именно здесь скрыты все бессознательные силы и устремления человека. Замыкая и напрягая определенные мышцы на физическом уровне, на умственном и праническом запускается спонтанный процесс раскрытия. Когда кундалини-шакти пробуждается ото сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности”.

Так же практика бандх является очень действенным способом поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Это и массаж внутренних органов, и сжатие эндокринных желез, и стимуляция кровообращения, работа с психикой посредствам стимуляции различных частей вегетативной нервной системы. А прочистка энергетических каналов обеспечит прекрасное здоровье, поскольку их загрязнение предшествует физическим болезням, являясь их причиной.

Бандхи следует осваивать под наблюдением квалифицированных преподавателей постепенно и осознанно, понимая технику выполнения.

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в интернете можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы...»
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы , и таким образом стимуляция всей эндокринной системы . Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Сиддхасану и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин \ вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье (Шамбхави мудра), но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху , Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы : это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Существует очень древнее знание об энергетических замках. На санскрите они назывются "бандха". Они настолько важны, что без них не будет не только хорошей практики по саморазвитию и т.д., но даже здоровья, настроения и хорошего самочувствия.

Можно сравнить туловище с мешком (например с рисом). Где горло - там мешок какбы завязан. Так вот, в нём есть три отверстия: внизу, посередине и вверху. Представим, что внизу и посередине - это отверстия от того, что мешок прохудился - и рис постоянно высыпается. А в самом верху (где горло) он завящан плохо и рис тоже высыпается. Наша задача - закрыть все эти утечки при помощи зажимов. Просто представьте, что туловище - это мешок с рисом, оно кстати и очень похоже на него.

Я расскажу о замках последовательно. Их можно делать, как по отдельности, так и все вместе. Разумеется, чт овсе вместе лучше. Но сразу это сделать сложно, поэтому осваивать нужно последовательно. И лучше начать с самого главного замка - корневого.

Корневой замок

Основная утечка энергии происходит именно здесь. И чтобы этого не допустить - нужно ставить замок. И Вы очень быстро заметите изменения. Это может быть выражено в улучшении самочувствия, в прохождении каких-то заболеваний. Как говорится в таких случаях: подъём сил, настроения, бодрости, словно корень дерева полили и жизнь потекла по всему телу.

Это всё может произойти уже после первой практики. А со временем, с регулярной практикой, всё станет стабилизироваться, и тело станет крепким и невосприимчивым к заболеваниям. Вы обнаружите, что стали чрезвычайно выносливыми. Когда другие будут уставать - Вы будете продолжать двигаться. Причём это касается всего: спорта, какого-то дела, интеллектуального труда, бизнеса и т.д. Вы не будете уставать и сдаваться, когда другие уже выдохлись и готовы сдаться.

Вначале осваивать этот замок нужно учиться после выдоха. Можете выдохнуть прямо сейчас. Но выдохнуть нужно полностью весь воздух и втянуть живот внутрь. Втянули? Теперь напрягите самые нижние участки мышц пресса. На выдохе это сделать очень легок, я бы даже сказал - это происходит само. Следом за этими мышцами (нижним прессом, пахом, т.е. это не нижние кубики пресса, а то, что в самом низу под ними) - напрягите все мышцы промежности. Это: мышцы мочевого канала и мышцы толстой кишки. Сокращение этих мышц в той же последовательности: вначале - самые нижние мышцы пресса, затем мышцы мочевого канала и в конце мышцы толстой кишки. Но можно сокращать всё сразу. Тем не менее, обычно небольшое такое разделение в очерёдности всё же присутствует.

Вам не обязательно сразу сильно напрягать эти мышцы. Если Вы никогда не практиковали этот замок - то это вначале может быть трудным, т.к. мышцы в этой области дряблые (что уже само по-себе указывает на постоянную утечку энергии). Т.е. вначале не обязательно держать замок долго. Вы можете делать это кратковременно. Например выдохнули - сделали замок и держите его какое-то время. Когда замок сжали, то можно вдыхать, продолжая удерживать замок.

Допустим для начала Вы сделаете 5 раз замок, держа его 3-5 секунд. Это уже хорошо для начала. Освойтесь в этом режиме. Делайте каждый день. Можно несколько раз в день. Причём можно делать где угодно. Не обязательно специально садиться и делать. Можно даже идя в магазин - проводить эту практику. Со временем Вы лучше прочувствуете этот замок, придёт опыт его выполнения, всё будет доведено до автоматизма. Мышцы станут послушными, замок будет делаться как часть дыхания, т.е. Вы сами будете уже не участвовать в этом процесс, как и в процессе дыхания - это происходит само, полуавтоматом. Но в самом начале нужно этот замок делать сознательно. Доводите практику замка до 10 раз в день, с удержанием по 2-5 минут в общей сложности (за одно занятие). Делайте замок, когда вспомните про него. Не обязательно удерживать его сильно - можно просто держать тонус в указанной области. Но время от времени делайте и с существенным сжатием мышц.

Ещё коротко весь процесс для полной картины:

Вдыхаете, выдыхаете, живот втягиваете, естественным образом чувствуете напряжение в самом низу пресса (паха), усиливаете это напряжение, и следом сжимаете мышцы мочевого канала и толстой кишки. Сжали и продолжаете держать замок, продолжая дышать. Держите замок столько, сколько не трудно.

Я очень серьёзно говорю Вам, что если выделить в Йоге какие-то 10 главных вещей - то бандхи (замки) - это одна из этих десяти.

Этот замок очень сильно стимулирует интеллектуальные способности. Вы в буквальном смысле стенете умнее. Муладхара - это отражение сахастрара чакры. Они сильно связаны. Энергия жизни пробуждается и идёт вверх, даря много подарков на своём пути. Я не могу даже представить сколько-нибудь серьёзную мистическую практику без этого замка. Вам нужно его обязательно освоить, если Вы хотите серьёзно заниматься Йогой.

Пояснения и ответы на вопросы по мула-бандхе

  1. Первым делом, сколько в идеале держать замок? Предела нет. Есть Йоги, которые вообще этот замок не отпускают никогда. Например из числа тех, кто сидит в долгих медитациях в Гималаях.
  2. Ещё спрашивали, после сжатия замка, можно ли живот из состояния втянутого возвращать в обычное состояние при вдохе. Вы сжали все мышцы в основании туловища на выдохе при втянутом животе. Дальше можете дышать, как обычно. Дыхательные мышцы все свободные. Диафрагма также работает. Но сам низ живота, самый низ всё равно немного втянут и там напряжение. Вдальнейшем, по мере освоения замков - их можно создавать на любой стадии дыхания.
  3. Ещё интересовало: если замки делаются всего несколько раз в день, несколько минут, то имеют ли они вообще эффект, ведь во всё остальное время (когда замки не удерживаются) - энергия всё равно уходит? Нет, это не так. Представьте всё тот же шланг. Садовник включил воду и поливает деревья. И вот он выключает воду в кране, а вода, тем не менее, всё равно некоторое время течёт из крана. И здесь примерно тоже самое. Этими кратковременными упражнениями Вы заставляете энергию идти внутрь тела, Вы словно даёте ей сильное направление, которому она затем следует. Конечно это работает по затухающей. Но, как правило, если делать периодически - то этого хватает, чтобы энергия вовсе перестала попусту истекать из тела. Более того, сами мышцы замков становятся сильными, в хорошем тонусе. Что уже само по-себе делает этот выход энергии затруднительным.
  4. Когда лучше делать, утром вечером, до еды после? Утро всегда - самое лучше время для практики. Можно делать и после еды. Делать можно всегда. Но если Вы только начали делать, то лучше после еды пусть пройдёт хотябы полчаса. И разумеется, если Вы переели, или ели недозволенную пищу (плоть животных), то тут, конечно, делать нельзя после еды. Но в последнее время я не учитываю при размещении практик такие извращения, недостойные человека, т.к. практики я даю всё же для людей.
  5. Начали открываться сверхспособности, начал видеть с закрытыми глазами... Не удивительно, ведь этот замок - это один из важнейших элементов мистической Йоги. Вообще, на самом деле, Йогов часто называют мистиками. Особенно в ведической литературе. Йог-мистик - это обычное встречающееся определение. Любой настоящий Йог обладает мистическими способностями. Они приходят сами.
  6. Существуют также частичные практики, как например ашвини-мудра и йони-мудра. Когда сжимаются только мышцы толстой кишки или только мышцы женских половых органов (женская Тантра). Меня спрашивали не являются ли эти мудры корневым замком. Эти мудры составляют корневой замок, и сами по-себе им не являются в полной мере. Корневой замок - это сжатие всего, что находится в области промежности (все мышцы, которые подчиняются волевому сжатию), а также мышц паха (т.е. самый низ пресса). Если Вы делаете только ашвини-мудру - то это ещё не всё. Хотя это тоже хорошая практика. Более того, если Вы её практиковали - то корневой замок у Вас будет получатьсь очень легко.

Возможные ошибки

  1. В первую очередь некоторые, делая замок, напрягаются всем телом, или какой-то другой частью тела, нежели той, которая нужна для замка. Вы должны быть расслаблены. Не нужно что-то ещё намеренно напрягать, чтобы помогать себе держать замок. Мышцы замка полностью самодостаточны и им помогать не нужно. Это локальный замок и локальное напряжение мышц. Не нужно напрягаться всем телом, не нужно сжимать ягодицы или ноги, или ещё что-то. Вам нужно контролировать этот момент, чтобы это не вошло в привычку. Разумеется, если Вы делаете замок например стоя, или идя по улице - то напрягаются мышцы для положения стоя или ходьбы, но это независящие друг от друга напряжения. Вначале хорошо освойте данный замок дома, сидя и расслабленно. Чтобы эта ошибка не укоренилась. При удержании замка вполне нормальным является повышение тонуса в нервной системе, она словно активизируется. Особенно в позвоночном столбе. Но это не должно переходить в напряжение мышц.
  2. Другая подобная ошибка - при удержании замка - напрягаются мышцы лица. Не нужно их напрягать. Контролируйте, чтобы они были расслаблены.

Это одно значение этого замка. Другое, которое уже говорил - это закрывание утечки энергии через пупок. Это очень существенная утечка. Как правило у всех людей, кто не занимается Йогой (замками) и вообще не знает о чём я сейчас говорю Вам, эта утечка очень сильная и приводит к болезням и преждевременной старости (кая уже говорил в своей практике "Бессмертие" - жизнь до 70 и даже до 100 лет - это очень короткая жизнь, человек может и должен жить 200-500 и даже боьше лет), т.к. энергии постоянно не хватает. Люди пытаются восполнить постоянную утечку энергии более калорийной, обильной пищей и энергетиками - но это только усугубляет проблему. Так как большое потребление пищи - тоже требует много энергии для её переваривания и, что самое главное, - её выведения, что не происходит и приводит лишь к постепенной зашлаковке организма. А энергетики лишь быстро расточают наши жизненные запасы отведённые на всю жизнь. Это как дать человеку 5000 рублей и сказать ему - это тебе на неделю, покупай в меру еду, нужные вещи, чтобы тебе хватило жить благополучно всю неделю. А человек пошёл и за один вечер всё прогулял. Нужно экономить тот ограниченный энергетический запас, данный нам при рождении. Размеется, Йоги могут его восполнять, но обычные люди - нет.

Итак, прошло достаточно времени, с того момента, как Вы узнали про корневой замок. Вы не теряли напрасно время и уже освоили его и получаете пользу. Теперь Вы осваиваете новый замок, пупочный, который явяется логическим продолжением.

В некотором смысле, говоря Вам про корневой замок, я уже сказал и про пупочный замок, когда говорил про то, что осваивать корневой замок нужно на выдохе при втянутом внутрь животе. Так вот, всё, что нужно Вам сделать - это просто создать напряжение в вогнутом внутрь животе в области вокруг пупка. Это по сути дела - нижний и средний пресс. Если при корневом замке Вы напрягаете пах, который втянут внутрь и все мышцы промежности, то при пупочном замке напрягаете нижний и средний пресс, втянутого внутрь живота.

Сильно втягивать живот не нужно. Это естественное втягивание, когда Вы выдыхаете животом. Просто сделайте следующее - вдохните животом, выдохните животом (он уйдёт внутрь), сделайте корневой замок и следом пупочный замок, при этом живот совсем немного ещё уйдёт вглубь. Вот и всё - Вы сделали пупочный замок.

Дальше Вы можете продолжать удерживать оба этих замка и дышать. Сильно дышать не нужно. Вогнутость живота внутрь нужно сохранять также и на вдохе. Также дыхание осуществляется за счёт среднего и верхнего отдела груди. Но дышать глубоко не нужно. Прежде чем делать замки - успокойте дыхание, расслабьтесь. Дыхание станет почти незаметным.

Уддияна-бандха очень сильно продлевает жизнь . Невероятно сильно. Впринциипе можно делать только этот замок, если хотите. Но нет ничего сложного в том, чтобы делать совместно с корневым замком. Это даже происходит автоматически.

В интернете есть много описаний уддияна-бандхи, где Вам говорят выдохнуть полностью, затем расширить нижние рёбра и за счёт этого втянуть живот внутрь и так не дышать и держать замок. Но это не уддияна-бандха - это уже самостоятельное упражнение с использованием уддияна-бандхи. Об упражнениях с использованием этих замков я ещё буду говорить. Собственно поэтому я и создал эту страницу, чтобы записать все замки в чистом виде и затем ссылаться на неё.

Но как Вы уже поняли, все замки самостоятельны. И не нуждаются в дополнительных практиках - т.к. только лишь одно выполнение их самих - это уже огромное благо.

Также эти замки любой человек делает в критических ситуациях, когда например нужно спасться бегством, когда мать защищает своего ребёнка или ему грозит опасность, когда предстоит сделать что-то очень решительное, пойти на смертельный риск и т.д. Команду на выполнение этих замков даёт наше подсознание - наш древний разум. Что говорит о том, что все эти замки мы все знаем, это не есть что-то придуманное. Это есть в нашей древней памяти. И это знание тут же начинается реализовываться, минуя наш сознательный ум, чтобы обеспечить нас мгновенно избытком энергии для самосохранения, или спасения самого главного.

На санскрите этот замок называется "джаландхара". И я не напрасно сравнил его с завязыванием мешка вверху. Потому что "джала" переводится как нечто сплетённое (сеть), а "дхара" - наверх. И буквально это переводится, как плотно зажатая сеть в одном месте.

Шея - это уникальное место. Там все энергетические каналы, которые потом идут по всем телу, сходятся вместе очень близко друг к другу. Поэтому перекрывая их на некоторое время - Вы перекрываете их все.

Есть очень много упоминаний этого замка в различной старинной йогической литературе, писанной великими мудрецами-йогами. Главным образом важность этого замка упоминается всвязи с амритой - эликсиром вечной жизни и молодости. Этот эликсир падает (сочится) сверху из высших миров (иногда говорится - из сахасрара чакры - лотоса на макушке головы). И каждому человеку отпущено строго определённое его количество. И у обычных людей амрита падает вниз в (хару, живот) и сгорает в пищеварительном огне. Т.е. обычные люди теряют этот редкий подарок (дар неба). А Йоги держат горловой замок - таким образом сохраняя целебные и волшебные свойства этого редкого эликсира бессмертия в своём теле.

Этот эликсир дарует очень многое. Не только здоровье или долгую жизнь. Он даёт мудрость, знания, сиддхи (совершенства). Очень многое. Он трансформирует тело и даже позволяет вобоще ничего не есть (из физической пищи). И при этом сохранять красивое тело и силу.

Вообще невозможно тут описать всё, что делает этот замок. Настолько это много. Это и работа с гормонами и с течением энергии и даже воздействием на горловые артерии, которые зажимаются именно таким образом, как это нужно для того, чтобы мозг переходил в нужную фазу функционирования. Т.е. это очень тонкая работа. Всего не объяснить.

Данный замок считается одним из высших замков, т.е. он на много ступеней стоит выше по значимости по сравнению с корневым замком и пупочным. И выполняется восновном Йогами, которые уже значительно продвинулись во владении своим телом и обузданием чувств - это касается более продвинутых техник выполнения этого замка. И они могут быть даже опасны для новичка, т.к. требует идеального выполнения. Но в тоже время они дают невероятные способности - вплоть до мгновенного вхождения в самадхи. Я пока воздержусь от дачи Вам таких техник, и дам начальные, которые тем не менее тоже очень важные.

В первую очередь я хочу повторить то, что уже писал на этой странице - Вы можете найти в книжках по Йоге или на каких-то других сайтах или Вам какой-то инструктор по фитнес-"йоге" показывал и т.д. - некие другие выполнения этого замка. Вчастности - выдохнуть, сильно опустить голову на грудь и не дышать и т.п. варианты. И поэтому я ещё раз говорю - это всё является уже упражнениями с использования замков. Я же на этой странице даю замки в чистом виде. А упражнения с ними буду давать на других страницах, давая ссылку сюда, чтобы не загромождать сами практики. Более того, выполнение замков в чистом виде - это тоже прекраснейшая практика. И я хочу, чтобы Вы уже сейчас освоили эти замки, т.к., когда я буду двать какое-то упражнение и говорить использовать в них замки, то Вы бы уже умели их делать.

Первая техника выполнения горлового замка

    1. Примите любое вертикальное положение. Это може быть поза по-турецки, поза лотоса, стоя или простое сидение на стуле.
    2. Сделайте движение шеей, при котором подбородок двигается немного назад. Для примера: при прямой спине можно двигать голову вперёд назад не наклоняя её (как ходят гуси, утки). Вам нужно сделать небольшое движение назад. Чем-то похоже на солата, вставшего по стойке "смирно". Пдбородок вверх тянуть не нужно. Он просто стремится немного назад. Голова лишь слегка наклонена вниз.
    3. Затем напрягите всё, что может быть напряжено под подбородком на шее. Это не сильное напряжении. Т.е. Вы отвели подбородок назад - появилось напряжение внизу. Немного его усильте, но прикладывать ещё дополнительные усилия к этому напряжению не нужно. Т.е. например можно ещё усилить, но тогда от напряжения начнётся стрястись голова - это значит, что Вы напрягли уже не то, что требуется. Этого делать не нужно. Это спокойное напряжение, котрое Вы легко удерживаете. Я бы даже сказал - это приятное напряжение.
    4. Дышите спокойно и медленно.
    5. Держать начинайте по времени столько, сколько приятно. Допустим начните с одной минуты и лёгкого напряжения.

Делайте, как на картинке внизу.

Допускается слегка больший наклон головы вниз, как на картинке ниже. Но к нему приступайте после освоения первого варианта. Это не наклон головы вниз как таковой, это более глубокое сжатие мышц внизу подбородка.

Вторая техника выполнения горлового замка

    1. Примите любое вертикальное положение. Это може быть поза по-турецки, поза лотоса или простое сидение на стуле.
    2. Плечи должны быть разведены, грудь вперёд, спина прямая, не горбиться.
    3. Расслабьтесь в этом положении и немного поисидите так, успокаивая ум и дыхание.
    4. Далее поднимайте голову и делайте в это время вдох.
    5. Затем также выдыхаете и опускаете на выдохе голову максимально вниз. Подбородок стремится к ярёмной ямочке на шее.
    6. Увеличивайте время пребывания в замке постепенно. Начните например с 30 секунд. Потом можно довести до 5 минут или больше.
    7. Дышите спокойно и медленно.

Делайте, как на картинке внизу.


Третья техника выполнения горлового замка

Здесь я должен сделать предупреждение - что это техника уже является той техникой, которая должна делаться осторожно, потому что она сильно воздействует на сознание, на мозг и обмен веществ.

Не делайте её, пока не прошли первые две техники. И в любом случае начинайте её делать постепенно, например начиная с 5 секунд удержания.

    1. Здесь лучше сидеть либо в позе лотоса, либо с вариантом, когда колени на полу. Можно делать также просто сидя на стуле.
    2. Нужно упереться ладонями в колени. Вы словно какую-то часть веса тела держите на руках (что-то вроде виса на брусьях).
    3. Плечи при этом поднимаются вверх.
    4. Опускайте голову и словно "топите" её в плечах. Плечи слегка надавливают на горло сбоков.
    5. Мышцы под побородком напрягаются.
    6. Глаза можно закрыть.
    7. Дышите спокойно и медленно.

Не усердствуйте сразу сильно. Сделайте вначале только один раз. И при этом сильно не прижимайте подбородок к груди. Затем в последующие дни можете увеличивать степень наклона головы. И через какое-то время, ориентируясь на свои ощущения и способности, - и число раз выполнения и длительность.

Вообще третья техника - это классика Йоги. Один из образов, который сложился у западного человека о Йогах - это то, что Йог сидит где-то в уединении и смотрит на свой пупок. Разумеется европейцу сложно понять, что может побудить человека вот так сидеть и смотреть на свой пупок часами. Поэтому по данному поводу было много шуток, анекдотов и карикатур. И этот образ Йогов сильно прижился.

©
Практика дана 11.05.2015г.

Степени удержания замков

Существует несколько степеней удержания замков.

  1. Сильное сжатие. Разумеется, оно кратковременное, т.к. держать мышцы долго в сильном напряжении не просто.
  2. Импульсное сильное сжатие. Это вариант, когда Вы сжимаете и разжимаете, снова сжимаете и разжимаете. Точно также, как допустим сжимаете кулак и разжимаете, снова сжимаете и разжимаете. Этот вариант для корневого замка.
  3. Среднее сжатие замка. Этот вариант на грани приятного. Вы чувствуете напряжение, но не перенапрягаетесь. Т.е. это не утомляет Вас, а даже дарит энергию - как бег трусцой, как игра.
  4. Лёгкий тонус. Т.е. Вы лишь слегка держите напряжение в замках. Этот вариант можно держать часами. Тем он и может представлять ценность.
  5. И самый последний вариант - это без напряжения в областях замков - но только лишь одна концентрация в них. Т.е. Вы просто концентрируетесь на этих областях и всё. Концентрация создаёт что-то вроде повышенного содержания энергии в этой области, тем самым достигается эффект закрытия (бандха).

Ещё раз повторю, что замки можно делать сами по-себе. Они имеют очень большую силу даже без каких-либо упражнений. Дальше я буду давать уже упражнения, где применяются эти замки. О таких упражнениях Вы, как всегда, можете узнавать из новостей сайта Твоя Йога.

©
11.05.2015г.

~ Эту страницу я намеренно создал только для описания техники самих замков, чтобы затем ссылаться на неё, когда я буду давать особые практики, например по дыханию и т.д.

Д жаландхара бандха – это шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, сжимающий рецепторы каротидного синуса, а также стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы.

Польза практики

В результате выполнения Джаландхара бандхи:

  • У тех, кто страдает высоким давлением, замедляется сердцебиение.
  • Пропадает чувство гнева и беспокойства, исчезает состояние стресса.
  • Успокаивается ум.
  • Происходит подготовка к медитации.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Зачем нужна Джаландхара бандха?

Шейный замок снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Помимо пользы для физического тела, Джаландхара бандха используются для управления праной (жизненной энергией). Использование бандх во время практики пранаям позволяет накапливать эту внутреннюю энергию в определенных участках тела. Опытные практики могут управлять праной и осознанно направлять её в нади (каналы, по которым течёт жизненная энергия). Также бандхи используются во время практики мудр (особых жестов и позиций), что позволяет усилить их физическое и духовное воздействия.

А вы используете бандхи во время пранаям? Если да, то какой эффект вы ощущаете от такой практики? Ждем ваших ответов.



 

Возможно, будет полезно почитать: