Вингсьют — летать, подобно птице. Вингсьют – что это такое и где можно прыгнуть

Вингсьют (wingsuit) - костюм-крыло из ткани, облачившись в который можно на пару минут почувствовать себя птицей, Суперменом или Бетменом - и зарядиться сумасшедшей порцией адреналина! Если в прыжке с парашютом вы просто спускаетесь вниз, то вингсьют позволяет двигаться вперёд и маневрировать, как это делают пернатые. Разбегаешься, отталкиваешься от края горного утёса - и начинается головокружительный полёт над зелёной пропастью… Как был создан крылатый костюм, чем отличается вингпек от вингсьюта, где можно попрактиковаться в необычном виде спорта и какие для этого нужны навыки - обо всём этом и будет наш рассказ.


Желание летать преследовало человека с незапамятных времён - эта тайная страсть проявляла себя в образе Дедала и Икара, ангелов и херувимов, ковра-самолёта и летучего голландца. За минувшее столетие мечта, казалось бы, сбылась - мы испытали дельтапланы и кукурузники, а затем дело дошло и до сверх-звуковых истребителей. Но всё не то. Хочется просто надеть пару крыльев и…

75 отважных изобретателей мастерили собственные крылья «а ля летучая мышь» и упорно испытывали их на практике. Но увы, лишь троим из них удалось отделаться испугом и синяками, так что в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания такого рода. Но через тридцать лет запрет был снят: для удобства воздушной съемки многие операторы кроме парашютов стали использовать перепонки между телом и руками.

Современный вингсьют изобрел в середине 1990-х годов Патрик де Гайардон. Парашютный спортом он увлёкся ещё в армии: в в 1985 и 1987 годах молодой француз стал победителем чемпионата Франции по фристайлу, а в 1986 завоевал серебро на мировом чемпионате. Патрик так же внёс свою лепту в создание нового вида спорта - скайсёрфинга (свободный полёт на доске для сёрфинга). Он придумал систему безопасного открепления от «лыжи» и первым совершил испытательный прыжок.

Но удача не всегда улыбается даже самым смелым из испытателей. Гайардон погиб в 1998 году во время тестирования новой модели вингсьюта, поэтому его усовершенствованием занялись Яри Куосма и Роберт Пекник. Эти находчивые джентльмены впоследствии основали компанию «BirdMan, Inc.», которой мир обязан возросшей популярности прыжков с вингсьютом. Их основной конкурент - Лоик Жан-Альбер, основатель итальянской фирмы «Fly Your Body».

Три двухслойных крыла имеют внутри нервюры (каркас) и надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, создающие подъемную силу при полёте парашютиста вперед. Давление внутри крыла придаёт ему необходимую жесткость, что существенно снижает нагрузку на руку.

В вингсьюите «воздухоплаватель» снижается со скоростью всего 100 км/ч, и за две, максимум три минуты успевает преодолеть до двух с половиной километров (на каждую тысячу метров высоты прыжка). При этом многое зависит от самого парашютиста, но правильно сгруппироваться для достижения наилучшей скорости планирования - задача не из простых. Каждый мастер этого дела вырабатывает свои позиции ног, рук и тела, которые не подходят другим парашютистам - ведь рост, вес и размер конечностей у каждого человека индивидуальны.

Прыжки в вингсьюте можно совершать не только в одиночку, но и «в стае». Так, в 2004 году группа энтузиастов с «закрылками» совершила межконтинентальный перелет через Босфор, а в 2008 году - через Гибралтарский пролив. Мировым рекордом стал групповой прыжок 71 человека в вингсьютах, которые во время полёта выстроились в сложную фигуру в виде бомбардировщика.

Где полетать с вингсьютом?

Всем, кто хочет испытать на прочность свои нервы в этом увлекательном деле, следует знать: туроператоры не предоставляют туров по прыжкам с вингсьютом. Единственный вариант - приобрести вингсьют у производителя, что сделает ваши карманы легче на каких-нибудь 5 тысяч евро.

Ведущие производители «суперкостюмов» продвигают свои собственные программы обучения для инструкторов и новичков. Но прежде, чем вам позволят облачиться в летучую покупку, вам придётся совершить не менее 200 тренировочных прыжков с обычным парашютом и научиться самым простым правилам поведения в воздухе. А потом уже можно покорять любые горные вершины!

Сегодня в продаже есть несколько разновидностей вингсьютов: «Classic» для начинающих, «GTI» для среднего уровня и «Skyflyer» для самых продвинутых экстремалов. Кроме того, не обойтись и без парашюта - ведь для приземления вингсьют не приспособлен.

Вингпек, он же «Грифон» - персональный летательный аппарат с жёсткими крыльями (размах в два метра). Он оснащён собственным реактивным двигателем и позволяет развивать большую скорость, чем вингсьют: 300 км/ч в течение 10 минут. Руки в полёте остаются свободными, но парашют для приземления в 55-килограммовом костюме по-прежнему необходим.

Изобрёл эту «крошку» швейцарский конструктор Ив Росси (Yves Rossy), который в 2008 году на перелетел своих крыльях Ла-Манш, Большой Каньон и швейцарские Альпы. Правда, стоимость «Грифона» измеряется большим количеством нулей, в сравнении с которыми расходы на заправку топлива - просто пустяк.

Кто не помнит очаровательную белочку-летунью, коварно отнявшую у главного героя в третьей части «Ледникого периода»? Кому, как не этому редкому зверьку, лучше знать ощущения вингсьютеров? Белка-летунья (Pteromys volans) обитает в Америке, Японии, Корее, Финляндии и России. Меховые перепонки по бокам помогают грызунам планировать с дерева на дерево, преодолевая до 60 метров по нисходящей параболической кривой. Причём уже во время полёта может изменять натяжение перепонок и таким образом сворачивать со своей траектории даже под прямым углом!

Такая весёлая зверюшка может стать и домашним питомцем: в этом случае срок жизни белки-летуньи увеличивается в два раза (до 10 лет). А любимую еду этого пушистого чуда раздобыть будет совсем несложно - белка любит ольховые и берёзовые серёжки, молодую кору и побеги деревьев, семена сосны и лиственницы, ягоды и орехи. Вот такой не привередливый попрыгун!

Еще со времен Икара люди мечтают насладится свободным полетом. Парить как птица, свободно и легко, позволил вингсьют - или костюм-крыло. В природе так планируют белки-летяги с помощью перепонки, натянутой вдоль тела.

Как работает костюм белки-летяги

Вингсьют в том виде, в котором мы его знаем сейчас, появился в конце 90-х годов. Хотя первый такой костюм презентовали в 30-е годы прошлого века. Шесть десятков лет понадобилось энтузиастам, чтобы усовершенствовать конструкцию, а после и придумать, как удачно интегрировать в нее парашют, который можно было бы использовать во время приземления и совершенно не думать о нем во время полета.

Конструкцию вингсьюта продолжают дорабатывать, хотя все костюмы для полетов имеют три крыла. Два из них натягиваются, когда спортсмен разводит в стороны руки, третье - при движении ног. Крылья состоят из двух слоев прочной ткани, в пространство между ними попадает воздух через специальные воздухозаборники, расположенные в передней части вингсьюта.

Менять аэродинамические характеристики позволяет специальный жесткий каркас, это — своего рода «ребра», придающие крыльям форму. Такой костюм разработал французский изобретатель и парашютист Патрик де Гайардон.

До его создания в истории вингсьютов известны имена более 70 изобретателей, которые пытались создать еще более совершенный костюм для полетов. Практически все они во время испытаний своих кострукций погибли.

Современные вариации вингсьютов более совершенные. А некоторые спортсмены рискуют прыгать в вингсьюте даже без парашюта. Вот лучшее видео прыжка в вингсьюте с приземлением в воду. Особенность этого прыжка в том, что спортсмены совершили его без парашюта.

Как набраться опыта

Если вас вдохновили полеты в вингсьюте на видео в YouTube и вы хотели бы повторить успехи мастеров, первый принцип, о котором следует знать новичкам - нужна подготовка и еще раз подготовка. Прежде, чем совершить свой первый полет в вингсьюте, у вас должен быть наработан приличный опыт прыжков с обычным парашютом-крылом.

Сделать это нужно как минимум две сотни раз. Только при наличии соответствующих навыков после выпрыгивания из самолета вы полетите в горизонтальной плоскости, а после примете верное положение тела и вовремя раскроете парашют во время приземления.

Чем выше вы поднимитесь в воздух, тем, соответственно, дольше и дальше сможете пролететь в горизонтальной плоскости. Некоторые летают вдоль склонов гор. Для владения проксимити-прыжками спортсмен должен безукоризненно управлять вингсьютом. Достаточная для горизонтальных полетов скорость - до 90 км в час.

Проксимити-полеты вдоль скал с большим уклоном - самые яркие и зрелищные и в то же время - самые рискованные. В принципе, скорость, которую развивают спортсмены-экстремалы во время полета, может достигать 225 км в час. Вот избранные моменты таких прыжков.

Признанным мастером проксимити-прыжков по-прежнему считается Александр Полли. Он стал первым в мире экстремалом, который покорил «Продырявленную Скалу» в Каталонии, пролетев в вингсьюте сквозь природную арку Монтсерат. Экстремала подняли на высоту в 1,5 км над скалами. Полли прыгнул в вингсьюте, скорость полета достигла 266 км в час. Точность и безупречное мастерство сделали свое дело - опасный полет прошел успешно.

Вот одно из наиболее запоминающихся видео спортсмена.

И не повторить роковых ошибок

Но новички должны помнить о том, что высота не щадит никого, даже первоклассных экстремалов. Весной 2015 года разбился Дин Поттер, являющийся одной из самых узнаваемых фигур среди представителей экстремальных видов спорта. Дин и его напарник Грэм Хант прыгали в вингсьютах с мыса Тафт-Поинт высотой 2,3 км. Бейс-прыжок (прыжок с парашютом с фиксированного объекта) для обоих оказался роковым. По неизвестной причине оба парашюта спортсменов не раскрылись.

Дин Поттер известен тем, что летал в вингсьюте со своей собакой Виспером. В свой последний полет Дин ушел без него .

После тысячи прыжков с парашютом и семиста прыжков в вингсьюте осенью 2013 года разбился спортсмен-экстремал из Венгриии Виктор Коватс. Свой последний прыжок он совершил с горы Тяньмэнь в китайской провинции Хунань во время второго мирового чемпионата по прыжкам в вингсьюте.

К чему можно стремиться

По риску обычные прыжки с парашютом с самолета и в вингсьюте примерно одинаковые. Статистика свидетельствует о том, что на 100 тысяч прыжков один приводит к смертельному исходу. А вот при бейс-прыжках, то есть с гор и высотных зданий - смерть наступает в одном случае из двух тысяч. Впрочем, экстремалов не останавливает ни высота, ни повышенный риск.

Первый прыжок в вингсьюте в кратер действующего вулкана Мутновский на Камчатке совершил Валерий Розов, двукратный чемпион мира по парашютному спорту, многократный чемпион России по парашютному спорту, чемпион X-Games по скайсерфингу.

Он первым перелетел Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка. Розов по праву считается одним из лучших спортсменов-экстремалов в мире - на его счету больше всего покоренных вершин. В 2013 году спортсмен установил мировой рекорд по высоте бейс-прыжка - 7220 метров с горы Чангзе неподалеку от Эвереста.

Подобно тому, как без парашюта в вингсьюте летали спортсмены над Альпами, Валерий Розов также совершил единственный подобный прыжок.

К слову, погибшему Дину Поттеру, принадлежит рекорд по самому длинному полету во время бейс-прыжка. Дин прыгнул в вингсьюте с горы Эйгер и прежде, чем раскрыть парашют, пролетел 7,5 км. Японцу Шину Ито принадлежит рекорд по скорости полета — 363 км в час.

И напоследок - лучшие кадры полетов в вингсьюте. В августе 2014 года Майк Свансон, Винсент Реффет и Джулиан Буль создали видео полета над Альпами. Наслаждайтесь мастерством профессионалов и потрясающими пейзажами!

P.S. И новички, и профессионалы, совершившие множество прыжков в вингсьюте, говорят об одном и том же - к полетам в вингсьюте невозможно привыкнуть. Просто с опытом приходит понимание, что даже у страха есть свои градации. Мастерство управления вингсьютом со временем так или иначе растет. Важно только не делать больших перерывов между тренировками. Прыгать лучше меньшее количество раз, но регулярно. К слову, полеты в вингсьюте признаны Международной федерацией воздухоплавания видом спорта.

От чего люди не летают, как птицы?! Зато люди научились летать, как белки-летяги в костюмах вингсьют. 🙂

Вингсьют , не дословно конечно, означает белка-летяга, летучая мышь или костюм-крыло. А люди, которые занимаются таким красивым и невероятно , летают хоть и не совсем, как птицы, но по дальности полета могут с белками-летягами посоревноваться.

Идея свободного полета, используя только безмоторное крыло , давно интересна человеку. И он все ближе подбирается к возможности соорудить нечто подобное, чтобы можно было покорять воздушное пространство без какого-либо технического оборудования.

Прототип костюма, который используют современные человеки-летяги или вингсьют-спортсмены , изобрел француз Патрик де Гайардон в середине 1990-х годов. Представляет он собой три двухслойных крыла, которые надуваются набегающим потоком воздуха.

Как и крылья для дельтаплана, крыло вингсьют сшито из специальной ткани, внутрь которой вставляются нервюры или по-простому перепонки, как у летучей мыши или белки-летяги, чтобы создать во время полета обтекаемое крыло необходимой жесткости. Костюм вингсьют замедляет падение парашютиста в и увеличивает горизонтальную скорость перемещения.

Дальность и качество полета зависит не только от профессионализма спортсмена, но и от аэродинамических свойств крыла. Француз Патрик де Гайардон впервые совершил успешный на своем крыле в 1996 году, прыгнув вниз из самолета. Гайардон постоянно совершенствовал и технику пилотажа, и свое изобретение - костюм для полета.

Он научился летать не просто вниз, а вперед, что и является основой современного полета в вингсьюте . К сожалению, прожить долгую спортивную жизнь Гайардону не удалось, он погиб после очередных экспериментов с парашютной системой.

Ведь летчики бьются не в воздухе, а на земле. Парашют, который использовал для приземления спортсмен, после очередных улучшений не сработал. Для того, чтобы стать вингсьют-спортсменом обязательно нужно вначале иметь опыт спортсмена-парашютиста и не менее 200 прыжков за плечами.

Современные костюмы для вингсьюта имеют много технических усовершенствований, оснащены механизмами быстрого отсоединения. Это помогает спортсменам выбирать лучший режим полета. Самые умелые пилоты вингсьюта умеют продержаться в полете до 2 минут. Для свободного приземления используется разъемная мембрана между ног.

В последнее время стали популярными прыжки в костюме белки-летяги с высоких скал. Здесь важно умение прыгнуть так, чтобы совершать полет на безопасном от скалы расстоянии и, следуя рельефу гор, вовремя раскрыть парашют и удачно приземлиться.

В заключение хочу предложить вам для просмотра два ролика об этом красивом виде спорта - вингсьюте .

В первом ролике меня поразила девушка-спортсменка своим предполетным спокойствием. Кажется, что она относится к своему увлечению, как к легкой развлекательной прогулке. Перед прыжком с высоченной скалы она прихорашивается, красит губы и как ни в чем не бывало шагает в пропасть.

Для занятия разными видами спорта необходимо специальное снаряжение. Для прыжков с высоты и планирования по воздуху используется костюм, который называется вингсьют. Он имеет важные детали, от которых зависит цена такой спецодежды.

Что это такое вингсьют?

Современный специальный комбинезон, используемый в экстремальном виде спорта, который подразумевает совершение прыжков с высоты, называется вингсьютом. Он имеет необычные элементы, позволяющие сократить ускорение свободного падения за счет создания небольшой подъемной силы. Между ногами и под руками к костюму приделаны специальные перепонки, похожие на те, что есть у летучих мышей. Вингсьютинг зародился в 90-е, когда увлечение парашютным спортом стало массовым и хотелось получить что-то более экстремальное.

Вингсьют – скорость

Специальный костюм помогает сократить ускорение свободного падения, благодаря чему человек может получить невероятное удовольствие. Прыжки с вингсьютом совершаются с разных поверхностей, и вертикальная скорость полета снижается до 100 км/ч, а вот длительность свободного падения доходит до 2-х минут. Стоит заметить, что некоторые мастера могут летать в горизонтали до 3-х минут. В результате подсчета можно сделать вывод, что снижаясь на 1 км, человек пролетает 2-2,5 км по горизонту.

Вингсьют – где можно прыгнуть?

Есть два варианта, каким образом можно совершить прыжок, надев костюм вингсьют. Как и обычные парашютисты, прыгать можно с самолета и вертолета, просто сначала спортсмен «летает», а затем он уже раскрывает парашют и выполняет приземление. Полет на вингсьюте можно совершить и прыгнув со скалы или другого высокого строения. В таком случае важен хороший разбег и открытая территория.

Костюм вингсьют

Среди спортсменов и людей, знакомых с этим направлением, комбинезон вингсьют называют костюмом белки или человека-птицы. Есть версия, что француз, который разработал прототип современного вингсьюта, использовал принцип полета белок летяг, но мало кто в это верит. Вингсьют без парашюта имеет хорошие летные характеристики благодаря площади и особенностям «крыльев».

Многочисленные модели имеют разную форму и размер. Есть варианты, которые крепятся к рукам и корпусу, а еще соединяют ноги. Они имеют небольшую площадь и повторяют силуэт птицы. Есть комбинезоны с крыльями, которые соединяются между собой, образуя четырехугольник. В большинстве случаев спортсмены пробуют полетать в разных моделях, а затем подбирают для себя самый удобный вариант.

Сколько стоит вингсьют?

Пошивом костюмов занимается несколько компаний, которые предлагают разные модели широкой ценовой категории. Если интересует, за сколько можно купить костюм для вингсьюта, тогда следует знать, что стоимость хороших комбинезонов колеблется в пределе от $750 до $1750. Есть варианты и подешевле и обойдутся они в $400 и такая спортивная одежда представлена от французского производителя Fly Your Body. Люди, которые профессионально занимаются этим спортом, могут приобрести для совершения прыжков в стиле BASE с гор костюм за $3000.

Вингсьют – обучение

Назвать вингсьют безопасным направлением в спорте нельзя, поэтому для занятий необходимо пройти подготовку, которая включает обучение в парашютной школе и вступление в парашютный клуб. Инструктор по вингсьюту выдаст заверенную книгу для учетов полетов, и если актуального допуска нет, тогда должен быть совершен контрольный прыжок. Нужно будет купить вингсьют, страховочный полис и пройти медицинский осмотр.

Для собственной безопасности рекомендуется пройти базовый курс прыжков и иметь за плечами практику во фрифлае, чтобы иметь навыки управлением телом, находясь в любом положении, например, вниз головой или на спине. Кроме того, что нужно купить специальный комбинезон, еще следует приобрести парашютную систему, шлем, перчатки и обувь. Если не хотите покупать экипировку можно взять напрокат.

Как управлять вингсьютом?

Начинать заниматься этим видом парашютного спорта специалисты рекомендуют не раньше, чем после совершения 200 прыжка с обычным парашютом. Вингсьют – спорт, который требует от человека отличного владения своим телом. Управление чудо-костюмом происходит в результате изменения угла падения и положения тела. Все модели вингсьютов имеют специальный механизм быстрого отсоединения, благодаря чему можно выбрать свободный режим полета, а не планирование. На некоторых моделях разъединяется мембрана между ногами, чтобы не сковывать движения во время приземления.


Вингсьют – как приземляются?

Поскольку прыжки с вингсьютом – разновидность парашютного спорта, правила приземления идентичны:

  1. Приземление вингсьют начинается с высоты до 150 м, и в этот момент спортсмен должен находиться лицом к ветру.
  2. На высоте от 100 до 150 м нужно подготовиться, соединив ноги в коленях и ступнях, и учитывая скорость ветра, вынести их вперед. Если погода штилевая, тогда они должны быть практически в вертикальном положении, полусогнутыми в коленях. Ступни ног удерживайте параллельными земле.
  3. Земли должны коснуться одновременно обе ноги полной ступней. Учтите, что для уменьшения силы удара, следует слегка согнуть ноги в коленях и держать их напряженными. Не нужно стараться устоять на ногах и лучше упасть вперед или на бок.
  4. Чтобы погасить купол парашюта, необходимо взять несколько нижних строп и потянуть их к себе, перехватывая руками. Делать это следует до того, пока результат не будет достигнут.

Вингсьют – статистика смертности

Чтобы разобрать риски, связанные с вингсьютом, нужно учитывать, что есть два варианта:

  1. Прыжок с самолета. Человек может получить травму или даже умереть из-за неправильного приземления, нераскрытия парашюта, открытия запаски на маленькой высоте, неисправности парашютной системы и вингсьюта. Смертность составляет от 0,001% до 0,03% всех выбросов из самолета.
  2. Прыжки BASE. Все чаще можно услышать сообщения, что спортсмен вингсьют разбился, прыгая со скалы. Это очень рискованный спорт и основные опасные факторы следующие: непредсказуемый рельеф, неправильно рассчитанная траектория полета, неудачный начальный прыжок, неисправность костюма и нестабильность полета. Согласно статистике примерно 30% спортсменов разбиваются после удара о склон горы. Вингсьют – вид спорта, при котором смертность составляет от 0,1% до 0,2% всех BASE.

Спортсмены, занимающиеся полетами в вингсьюте, выглядят как супермены из голливудских фильмов. Но это вполне реальные люди, которые, используя специальные костюмы и имея соответствующую физическую подготовку, освоили полеты в небе, пусть и не на дальние расстояния, но без специальных летательных механизмов.

Вингсьют (от англ. wingsuit – «костюм–крыло»), этот специальный комбинезон используется в новейшей и экстремальной дисциплине парашютного спорта, которая окончательно сформировалась в 1990-е годы, когда массовое увлечение парашютным спортом привело к появлению различных направлений внутри него и к созданию уникального костюма. Создателем этого чуда был француз Патрик де Гайардон, а идейными вдохновителями выступили белки-летяги.

Летные характеристики вингсьюта в основном определяются площадью «крыльев». Форма и размеры крыльев зависят от модели костюма, но общие принципы работы у них идентичны. Есть модели, у которых крылья крепятся к рукам и корпусу и соединяют ноги. Они имеют относительно небольшую площадь и создают силуэт птицы. А есть такие, которые соединяют руки и ноги, а также ноги между собой - они образуют четырехугольник и имеют самую большую площадь. Чем больше «крылья», тем более профессиональным считается вингсьют, и тем дороже он будет стоить.


Вингсьют позволяет спортсмену управлять полетом. Специальный двухслойный материал надувается посредством восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу для движения. Высокое давление в крыльях формирует недостающую жесткость, благодаря которой они легко удерживаются руками. Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры (элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля), надувающиеся набегающим потоком через воздухозаборники. При полете спортсмена вперед они создают подъемную силу. Все модели вингсьюта оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, дающим спортсмену возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны, расположенные между ног также разъемные, что обеспечивает свободу движения спортсмена в момент приземления и передвижения непосредственно по земле.

Благодаря вингсьюту можно снизить вертикальную скорость до 35-40 км/ч и увеличить горизонтальную скорость полета относительно земли до 350 км/ч (и даже больше). При этом дальность горизонтального пролета, может превышать 10-15 км. А мировой рекорд по дальности полета, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 30 километров 400 метров.


В последние несколько лет особую популярность завоевали прокси-полеты, когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Обычно полет выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это помогает парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, поворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта. Все это позволяет достичь почти полного сходства с полетом птицы и получить незабываемые впечатления!

Несмотря на кажущуюся простоту и легкость полета, вингсьют предназначен только для очень опытных парашютистов, имеющих за плечами не менее 200 прыжков с парашютом и тщательную подготовку к полетам. Но это так захватывает, что все больше и больше людей по всему миру присоединяются к этому удивительному виду парашютного спорта. Ведь подобный полет очень напоминает полет птиц, к чему так давно стремилось человечество.



 

Возможно, будет полезно почитать: