Японское боевое джиу джитсу. Джиу-джитсу: отличие BJJ от других стилей. Поражение уязвимых точек

Слово "дзю" означет "мягкий, гибкий, податливый". А слово "джитсу" — стиль, способ. Соответственно, само слово "джиу-джитсу" расшифровывается как "искусство мягкости". Когда мастеров этого искусства просят поведать, в чем состоит суть стиля, они хитро прищуриваются и рассказывают следующую стародавнюю историю: "Когда-то, давным-давно, на скалистом утёсе росли огромный дуб и стройная ива. Налетавшие порывы ветра штормили дуб, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. И, однажды, мощный порыв бури сломил дуб, а ива склонилась до самой земли, и вновь выпрямилась. В этом и состоит подлинная суть и смысл джиу-джитсу. Когда нужно быть жёстким, следует быть жестким, когда же следует быть мягким и гибким — надо быть мягким и гибким".

Экскурс в историю

Не случайно поэтому первая школа джиу-джитсу называлась Ёсин-рю ("школа ивы"). Зародившись в древней Японии, это боевое искусство ныне представляет собой использование как навыков рукопашного боя, так и навыков владения холодным оружием. Сегодня искусство джиу-джитсу включает в себя множество направлений (например, "ёрои-кумиути" — рукопашный бой в полном вооружении и "коси-но-мавари" — техника и тактика ближнего боя). Немудрено, ведь формированию данного искусства предшествовала двухтысячелетняя история , на протяжении которой джиу-джитсу развивалось и совершенствовалось, обрастая всевозможными подстилями. Сегодня джиу-джитсу подразумевает различные комбинации шоковых ударов, множество захватов и бросков, а также владение кинжалами и ножами .

Именно многогранность джиу-джитсу послужило причиной, по которой это искусство непосредственно вскоре после освоения европейцами Японии начало своё победное шествие по мировым континентам. Парадоксально, но факт: навыками джиу-джитсу в начале XX века в своё время России владели офицеры царской армии и контрразведки. Что же говорить о современности? Если ранее техника джиу-джитсу была достаточно сложна для изучения, и потому была прерогативой высших слоёв общества, то сегодня это искусство доступно всем — в том числе и женщинам и детям.

Быть гибким

Каким образом стоит понимать пресловутую "мягкость"? Мастера джиу-джитсу объясняют это следующим образом. Сперва стоит поддаться натиску атак противника, а затем — обратить его силу против него самого. Ведь очевидно, что нанесение ударов по закованному в броню противнику неэффективно — поэтому особенностью джиу-джитсу традиционно считается техника бросков и заломов. Они позволяют мягко нейтрализовать противника, направив мощь атаки против самого атакующего . Именно поэтому для бойца дзюдзюцу не играет роли число противников, а также степень освещенности места — для энергии воли нет препятствий и преград .

Для того, чтобы овладеть навыками джиу-джитсу, требовались постоянные тренировки — мастера считали, что только закалённое тело способно стать обителью мудрости. Уже позднее этот принцип был распространён и на две школы, взращенные в колыбели джиу-джитсу — школы дзюдо и айкидо. Они обе впитали в себя фундаментальные принципы этого боевого искусства — сохранение ясности ума и формирование мужественного характера.

Возможно, именно поэтому джиу-джитсу было взято на вооружение спецслужбами мира. Оно позволяет предельно корректно нейтрализовать правонарушителей, не причиняя им излишнего физического вреда. Ведь именно так обстоят дела в природе: гибкая ветка ивы распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным .

Грэпплинг - вид спортивного единоборства, совмещающего в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов.

Данная борьба не включает в себя нанесение ударов и использование оружия. Стремление закончить поединок досрочно, с помощью болевого или удушающего приема, является отличительной особенностью грэпплинга, так как в некоторых видах борьбы основной целью является либо позиционное доминирование (вольная и греко-римская борьба), либо получение очков за определенное количество бросков и других технических действий (дзюдо и самбо), после чего спортсмену присуждается победа. Другой отличительной чертой грэпплинга является форма. Одежда спортсмена состоит из шорт и рашгарда (обтягивающей футболки с коротким и длинным рукавом). Важно, что одежда должна полностью прилегать к телу, чтобы во время схватки не давать никому преимуществ

Техника грэпплинга представлена широким спектром методов, таких как:клинч, бросок и сваливание, болевой приём и удушение, позиционная борьба, ускользание, перевороты (свипы).

Клинч. Клинчем является борьба спортсменов в положении стоя с участием верхней половины тела. Используется для того чтобы подготовить бросок, либо защиту от него.

Бросок и тэйкдаун. Бросок — это техника, с помощью которой один из борцов выводит из равновесия другого, поднимает его в воздух и ударяет о землю. Броски характерны своей амплитудностью и красотой. Цель броска — вывести оппонента из строя сильным ударом о землю или занять доминирующую позицию. Тэйкдаун отличается от броска тем, что он проводится без подъема противника в воздух и без характерной для броска амплитудности. По своей сути тэйкдаун представляет собой сваливание противника на землю, чтобы продолжить схватку там.

Болевой прием и удушение. Удушение используется, чтобы привести оппонента в бессознательное состояние. Различаются два типа удушений:

воздушное удушение, применяется для прекращения поступления воздуха в легкие противника;

кровяное удушение, применяется для прекращения поступления крови в мозг противника.

Болевые приемы применяются для повреждения суставов противника, либо других частей тела, что причиняет сильную боль сопернику и приводит к его сдаче. Болевые приемы подразделяются на:

рычаги, с помощью которых сустав оппонента двигается по прямой вне его нормального диапазона движения;

узлы, с помощью которых сустав оппонента вращается по своей оси вне его нормального диапазона движения;

ущемления, с помощью которых мускул противника сжимается между костями (обычно голени и предплечья), либо ущемления, которые расширяет, разделяет сустав.

Позиционная борьба. Используется для приведения противника в положение, в котором он не способен атаковать. Типы позиций:

полугард;

удержание сбоку(сайд маунт);

удержание со спины(бэк маунт);

удержание верхом(маунт);

удержание со стороны головы("север-юг");

"колено-на-животе";

"распятие"

Ускользание. Ускользание применяется для того, чтобы борец смог сменить невыгодную борцовскую позицию на выгодную. Например, когда лежащему спортсмену удается вернуться в положение стоя, либо когда спортсмену, к которому применяют болевой прием или удушение, удается выскользнуть из него, либо когда спортсмен будучи в невыгодной позиции возвращает себя в положение гарда.

Переворот (свип). Данная техника применяется для смены невыгодной позиции на выгодную с помощью переворота противника.

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» - тренировка. Доги - это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой - быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств - нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Техника

Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит - каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.

Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.).

К предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г. Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна» (или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности.

Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств. Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Джиу-Джитсу

Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословия.

Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)(а бщб 35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага.Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю.

Японское боевое искусство, объединяющее все виды рукопашного боя без оружия или с "подручным" оружием. Основной принцип дзю-дзюцу (дзю-дзютсу или Джиу-Джитсу) - поддаться, чтобы победить - следует из его названия, которое переводится как "искусство мягкости и податливости". Мастер уступает натиску противника, пока тот не окажется в невыгодном положении, и тогда обращает его действия против него, подобно тому как гибкая ветка, сгибается под тяжестью снега, пока не сбросит его. Первое мимолетное упоминание о дзю-дзюцу относится к XI веку, однако широкое распространение оно получило только в конце XVI начале XVII века.

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды боевого единоборства в тяжелом воинском снаряжении, среди которых наиболее заметное место занимает ёрои-кумиути - рукопашный бой в доспехах. Техника этой борьбы, включала броски через спину, грудь, колено; переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек и около десятка болевых замков на руки и ноги. Ключевым элементом при этом был подход с последующим захватом, при котором оба противника стремились занять наиболее выгодную позицию. С исчезновением тяжелых доспехов появились школы когосоку - рукопашного боя в легком снаряжении. Техника когосоку была наиболее близка к современному дзю-дзюцу, начало формирования которого относится ко времени, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления. Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава когда после многочисленных войн и смут наступил период продолжительного мира. Именно тогда возникло рекордное количество школ дзю-дзюцу - около 700.

Основные различия между школами заключались в постановке дыхания, способах аккумуляции ки, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов и подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако, несмотря на различия, общих черт было несравненно больше, что позволило в дальнейшем создать на основе дзю-дзюцу универсальные системы борьбы - дзюдо и айкидо. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжении более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные самурайские кланы. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. И, хотя в настоящее время школы дзю-дзюцу существуют практически во всех частях света, ведущую роль по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Дзю-дзюцу является открытой системой, в том смысле, что впитывает в себя приемы, характерные для других боевых искусств, в особенности национальных видов борьбы. В связи с этим школы дзю-дзюцу в разных странах имеют явно выраженный национальный оттенок. Тем не менее, в основе всех национальных школ лежат традиции и техника, наработанные веками на родине дзю-дзюцу.

Одной из самых известных старых школ стала Хакко-рю (школа Восьми лучей), насчитывающая на Японских островах порядка одного миллиона человек. Именно из этой школы вышел будущий основатель айкидо Уэсиба Морихэй. Хакка-рю по характеру можно причислить к классическому дзю-дзюцу. Техника школы включает в себя разнообразные болевые захваты и замки рук с последующим броском и удержанием (сиацу), несколько вариантов удушающих приемов и обширный комплекс шоковых и парализующих точечных ударов - атеми. Особое внимание уделяется отработке приемов с подручным оружием - кобудо - в частности с предметами обихода: тростью, веером, зонтиком, плащом, шарфом, стулом. Нападение и защита в Хакка-рю осуществляется по прямой, во фронтальной плоскости к противнику, и носит, по сравнению с айкидо, более активный характер. В отличие от айкидо, в Хакка-рю имеется четко разработанный арсенал ката и градация по данам черного пояса.

Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно - его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах (тати). Зато короткий меч (котати) или кинжал (танто) обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути. Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы - захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие - о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред.

Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэй (в другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаяма. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации.

Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акаяма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей. Говорят, Акаяма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю.

Как видно из описаний выше, что отправной точкой для исследований Акаямы послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии вошли разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих захватов. Немалый вклад в совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня. Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с шаолиньским ушу. По свидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались ушу

Окончание междоусобных войн вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций. XVII век стал временем активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по будзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзю-дзюцу (известна также под названиями явара, ва-дзюцу, тайдзюцу и т.п.). Это название, буквально обозначающее "искусство мягкости", полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идей одоления противника - безоружного или вооруженного - при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу.

К 1650 году различных школ джиу-джитсу насчитывалось более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории джиу-джитсу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син- но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атеми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы").

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры 700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю, Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.

Во второй половине XIX - начале XX веков, в период крушения традиционной самурайской культуры и буржуазных преобразований, многие старинные школы дзю-дзюцу оказались на грани вымирания. Часть из них изменили себя в угоду времени - так появились на свет популярные ныне дзюдо и айкидо. Однако традиции классического дзю-дзюцу "древних школ" (корю) благодаря истинному подвижничеству немногочисленных энтузиастов все-таки не пресеклись. В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как часть национального достояния.

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.В современном джиу- джитсу существуют 3 направления:

1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
2) системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног.

Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны.

Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод "уступчивости, ложной податливости.



 

Возможно, будет полезно почитать: