Закон о физической культуре и спорте. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации
Для контроля и регулирования при проведении мероприятий, обучении, развитии и проверке лиц, занимающихся физической культурой и спортом, государством был принят Федеральный закон 329. Положения акта регулируют не только процессы, но и социальные и экономические нормы данной сферы деятельности.
Что представляет собой закон?
Закон о ФК и спорте был принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, а одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года. Последние изменения в нем произошли 5 декабря 2017 года. ФЗ 329 содержит 8 глав и 43 статьи. Этот закон регулирует и контролирует возникающие отношения при деятельности в сфере физ. культуры и спорта, регламентирует процессы, основы и нюансы организационной, социальной и экономической деятельности в этой области.
Краткое содержание Федерального закона номер 329 «О физической культуре и спорте»:
- Первая глава описывает общие положения закона. Описан предмет регулирования и сфера, на которую влияет закон. Дан список терминов и понятий и их определения. Перечислены основы и нюансы законов, регулирующих описываемую сферу. Перечислены другие законы, акты и нормативы, контролирующие описываемую область. Дан полный список субъектов, относящихся к физической культуре и спорту в РФ. Перечислены полномочия гос. органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, Правительства РФ и т. д. в области проведения действий, мероприятий, мер и процессов в сфере физ. культуры и спорта;
- Во второй главе описаны процессы, способы и нюансы организации любой деятельности в сфере физ. культуры и спорта. В этой главе дан список организаций, занимающихся этой деятельностью. Оформлены нюансы и процессы Олимпийского движения и Олимпийского комитета. Описана деятельность и комитеты Паралимпийского движения, специальной олимпиады и сурдлимпийского движения. Описаны местные, региональные и общероссийские спортивные федерации, их уставы, права и обязанности. Оформлен реестр таких федераций, их реорганизация. Описаны спорт. клубы и их деятельность. Описаны процессы проведения различных мероприятий и их организация. Оформлен особый реестр всех российских видов спорта и способы и причины внесения и признания какой-либо деятельности таким видом и дисциплиной. Описаны разряды и звания. Оформлены права и обязанности каждого спортсмена во время мероприятий и вне их, а также правила для каждого вида спорта. Особое внимание уделяется статье про допинг, про проверке на наличие допинга и предотвращение его использования;
- В главе номер три описаны положения и особенности развития физической культуры в сфере образования, на работе или в государственных органах. Описана подготовка граждан к военной службе. Оформлена реабилитационная физическая культура для инвалидов, адаптивный спорт;
- В главе четвертой описана подготовка спортсменов к мероприятиям. Перечислены процессы и этапы подготовки. Описаны определенные государством федеральные стандарты подготовки. Оформлена информация о том, кто и как определяет эти стандарты;
- В г. пять перечислены спортивные официально собранные команды Российской Федерации, зарегистрированные в реестре. Оформлены способы и нюансы сбора таких команд и их регистрация;
- В шестой г. оформлена экономическая сторона сферы спорта. Описано медицинское, социальное и другое обеспечение команд. Описаны объекты спорта;
- В седьмой оформлена деятельность и участие России в международных конкурсах и соревнованиях во всех видах спорта;
- В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.
Описываемая сфера регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, принятыми муниципальными правовыми актами и международными договорами.
Общие положения 329 ФЗ
В общих положениях ФЗ 329 в новой редакции написано, что закон регулирует отношения, процессы и мероприятия, возникающие в области экономической, социальной, организационной и правовой деятельности для развития физ. культуры и спорта в РФ.
Согласно первой главе, законодательство регулирует описываемую область по следующим принятым положениям:
- Закон обеспечивает и гарантирует каждому лицу право на занятия спортом и физической культурой в рамках развития и поддержания здоровья;
- Закон содействует развитию школьного, детско-юношеского и студенческого спорта, учитывая их особенности;
- Единая система прав и нормативов по всей территории России;
- Для граждан разных возрастов физическая культура непрерывна и преемственна;
- Область физ. культуры и спорта регулируется не только государством, но и субъектами РФ;
- Совместная деятельность органов гос. власти, субъектов РФ, учреждений местного самоуправления со спортивными федерациями;
- Гарантии на соблюдение прав граждан в области физической культуры;
- Помощь и поддержка в осуществлении мер и развитии культуры спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- Ограничения и запреты в дискриминации лиц или неправомерных действиях во время соревнований или при подведении итогов;
- Закон соблюдает все принятые Российской Федерацией международные договоры;
- Закон обеспечивает сохранность жизни, здоровья и безопасность всем участникам соревнований, спортсменам и зрителям.
К субъектам физ. культуры и спорта относятся:
- Спортивные организации, общества, клубы, объединения, центры, лиги и т. д.;
- Спортивные агенты;
- Учреждения, проводящие деятельность по образованию детей, школьников, студентов и взрослых в области физической подготовки и спорта;
- Спортсмены, команды, зрители, тренеры, судья на мероприятиях;
- Спортивные и технические организации обороны;
- Профсоюзы в описываемой области;
- Научные и исследовательские учреждения, исследующие способы и меры развития физ. культуры и спорта;
- Органы исполнительной власти, контролирующие развитие военных и служебных видов спорта;
- Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлимпийский и специальный комитеты РФ;
- Органы исполнительной власти, субъекты, органы местного самоуправления и другие государственные органы.
Последние изменения
Последние изменения в Федеральный закон 329 были внесены 5 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 373.
Согласно этим изменениям, во вторую статью был добавлен пункт 20.3. Был добавлен новый термин, используемый в законе, спортивные сборные команды субъектов РФ. Эти команды формируются региональными федерациями, с участием тренеров, для подготовки к соревнованиям от имени субъектов РФ.
В шестой статье, в пункте 10 и в статье 38, в пункте 1 была добавлена фраза «(за исключением медицинского обеспечения)». В 1 части восьмой статьи слово «медицинское» было исключено. В 26 статье, в частях 10 и 12, в статье 35, части 3, а также в статье 38, в части 2, пункте 4, были исключены слова «медицинское».
Изменения в статье 26 произошли и в части 9, был добавлен пункт 4.1. Согласно этим изменениям федеральные и государственные органы в сфере контроля за допингом информируют другие гос. учреждения, контролирующие медицинское обеспечение спортсменов, органы гос. власти субъектов РФ в сфере физ. культуры и здравоохранения о появлении новых запрещенных методов или субстанций.
В названии статьи номер 39 была добавлена фраза «и медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации». Также в статью 39 была добавлена часть 6. В 6 части написано, что медицинское и биологическое обеспечение спортсменов осуществляется по положениям законодательства России в сферах охраны здоровья, физ. культуры и спорта.
Скачать закон о физической культуре и спорте в РФ
Федеральный закон 329 регулирует и регламентирует все мероприятия, процедуры и меры развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Гражданам, желающим заняться спортом или участвовать в соревнованиях от имени государства, рекомендуется изучить описываемый закон.
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2
Старый Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" был принят восемь лет назад. За это время были внесены существенные изменения в бюджетное законодательство, законодательство об образовании и в другие отрасли российского законодательства. Поэтому все, кто так или иначе связан со спортом, понимали необходимость создания нового Закона и ждали его принятия, ведь до его подписания Президентом России проект этого закона был рассмотрен Государственной Думой дважды. Вот что сказал руководитель Росспорта В.А. Фетисов о новом Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": "Сам факт принятия нового Закона является для российского спорта знаковым. Он совершенно по-другому позиционирует спортивную отрасль в рамках государственных приоритетов, делает спорт одной из составляющих государственной политики".
Рассмотрим, что изменилось в законодательстве о физической культуре и спорте.
Новый Закон начнет действовать 30.03.2008 за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Со дня его действия прежний Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ утрачивает силу.
В таблице для сравнения представлены положения старого и нового нормативных актов:
Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" | Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" |
Глава 1. Общие положения | Глава 1. Общие положения |
Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона | Статья 1. Предмет регулирования |
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном | Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе |
Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры | Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте |
Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры | Статья 4. Законодательство о физической культуре и спорте |
Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации |
|
Статья 6. Полномочия Российской культуры и спорта |
|
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации |
|
Статья 8. Полномочия субъектов физической культуры и спорта |
|
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта |
|
Глава 2. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации | Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и |
Статья 5. Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации | Статья 10. Физкультурно- спортивные организации |
Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры | Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет |
Статья 7. Олимпийский комитет России | Статья 12. Параолимпийское движение России, Сурдоолимпийское движение России, Специальная олимпиада России. Параолимпийский комитет России, Сурдоолимпийский комитет России, Специальная олимпиада России |
Статья 8. Физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации | Статья 13. Местные и региональные спортивные федерации |
Статья 8.1. Спортивные звания, спортивные разряды и квалификационные всероссийская спортивная классификация | Статья 14. Общероссийские спортивные федерации |
Статья 9. Спортивные школы и училища олимпийского резерва | Статья 15. Устав общероссийской спортивной федерации |
Статья 10. Сборные команды Российской Федерации по различным видам спорта | Статья 16. Права и обязанности общероссийских спортивных федераций |
Статья 11. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления и физкультурно- спортивных объединений | Статья 17. Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций |
Статья 12. Научно-методическое и техническое обеспечение развития физической культуры и спорта | Статья 18. Особенности реорганизации общероссийских спортивных федераций |
Статья 19. Спортивные клубы |
|
Статья 20. Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий |
|
Статья 21. Признание видов спорта и спортивных дисциплин. Всероссийский реестр видов спорта |
|
Статья 22. Спортивные звания, спортивные разряды. Почетные спортивные звания. спортивных судей. Единая всероссийская спортивная классификация |
|
Статья 23. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий |
|
Статья 24. Права и обязанности спортсменов |
|
Статья 25. Правила видов спорта |
|
Статья 26. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте |
|
Статья 27. Спортивный паспорт |
|
Глава 3. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений | Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура |
Статья 13. Участие органов государственной власти, образовательных учреждений и иных организаций в физическом воспитании граждан | Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования |
Статья 14. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях | Статья 29. Развитие военно- прикладных и служебно-прикладных видов спорта. Подготовка граждан к защите Отечества |
Статья 15. Участие федерального органа исполнительной власти по делам молодежи и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по делам молодежи в организации физкультурно- оздоровительной и спортивной работы с детьми и молодежью | Статья 30. Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан |
Статья 16. Физическое воспитание в организациях, по месту жительства, в в том числе в сельских муниципальных образованиях | Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов |
Статья 17. Физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах | |
Статья 18. Организация физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами | |
Статья 19. Участие федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и организаций государственной системы здравоохранения в развитии физической культуры и спорта | |
Статья 20. Охрана здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом | |
Глава 4. Пропаганда физической культуры | Глава 4. Спортивный резерв |
Статья 21. Участие федеральных органов исполнительной власти, физкультурно- спортивных объединений и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта | Статья 32. Подготовка спортивного |
Статья 22. Пропаганда физической культуры и спорта по каналам теле- и радиовещания | Статья 33. Физкультурно- спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов |
Статья 34. Учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта |
|
Глава 5. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно- спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов, их социальная защита | Глава 5. Спорт высших достижений |
Статья 23. Права и обязанности спортсмена-любителя (физкультурника) | Статья 35. Спортивные сборные команды Российской Федерации |
Статья 23.1. Спортивный паспорт | Статья 36. Формирование спортивных сборных команд Российской Федерации |
Статья 24. Профессиональный спорт | |
Статья 25. Контракт о спортивной деятельности | |
Статья 26. Переход спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации | |
Статья 27. Работники физкультурно- спортивных организаций | |
Статья 28. Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры | |
Статья 29. Подготовка специалистов в | |
Статья 30. Повышение квалификации работников физкультурно-спортивных организаций, а также работников государственных научных организаций и государственных образовательных учреждений в области физической культуры и спорта | |
Статья 31. Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта | |
Статья 32. Социальная защита спортсменов и работников физкультурно- спортивных организаций | |
Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта | Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта |
Статья 33. Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений | Статья 37. Объекты спорта |
Статья 34. Соблюдение правил безопасности, охрана здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно- спортивных зрелищных мероприятий | Статья 38. Финансирование физической культуры и спорта |
Статья 35. Спортивная промышленность | Статья 39. Медицинское обеспечение физической культуры и |
Статья 36. Налогообложение в области физической культуры и спорта | |
Статья 37. Обязательная сертификация продукции и услуг в области физической культуры и спорта | |
Статья 38. Поддержка внешнеэкономической деятельности физкультурно-спортивных организаций | |
Статья 39. Права иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, в области физической культуры и спорта | |
Статья 40. Участие в международных физкультурно-спортивных организациях | |
Глава 7. Заключительные положения | Глава 7. Международная спортивная деятельность |
Статья 41. Ответственность должностных лиц за соблюдение настоящего Федерального закона | Статья 40. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта |
Статья 42. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным | |
Статья 43. О признании утратившими силу некоторых нормативных актов в связи с принятием настоящего Федерального | |
Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона | |
Глава 8. Заключительные положения |
|
Статья 41. Заключительные положения |
|
Статья 42. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации |
|
Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона |
В новом документе впервые говорится о реестре видов спорта, спортивных клубах, Параолимпийском и Сурдоолимпийском комитетах, всероссийской спортивной классификации, договоре перехода спортсменов-профессионалов. Кроме того, в Законе более подробно урегулированы вопросы организации международного сотрудничества в области физической культуры и спорта. Четко сформулированы такие понятия, как спортсмен, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, тренер.
В отличие от прежнего новый Закон не регулирует вопросы налогообложения в области физической культуры и спорта.
Особый порядок регулирования труда спортсменов и тренеров перенесен в отдельный проект федерального закона, предполагающий дополнение Трудового кодекса РФ гл. 54.1, в настоящее время он находится на рассмотрении в Государственной Думе <1>.
<1> Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" принят на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 29.06.2007 в первом чтении.
Принципы законодательства о физической культуре и спорте
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ и состоит из комментируемого Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
В связи с принятием нового Закона значительно расширились принципы законодательства о физической культуре и спорте (ст. 3 Федерального закона N 329-ФЗ). Перечислим некоторые из них:
- единство нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ;
- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
- запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;
- содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп населения.
Субъекты физической культуры и спорта
К субъектам физической культуры и спорта добавлены:
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
- Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты и Специальная олимпиада России;
- профсоюзы в области физической культуры и спорта;
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Таким образом, перечисленные субъекты получили законодательную базу для своей деятельности.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления
С 01.01.2009 в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 329-ФЗ Российской Федерацией будет передан ряд полномочий в области физической культуры и спорта органам государственной власти субъектов РФ. Органам государственной власти субъектов РФ передаются полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов. Финансирование на осуществление данных полномочий будет выделяться в виде субвенций из федерального бюджета. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Обязанность контролировать полноту и качество выполнения переданных полномочий будет возложена на федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Кроме того, в этой статье прописаны и должностные обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, к выполнению которых оно должно будет приступить с 01.01.2009.
Полномочия субъектов РФ согласно ст. 8 Федерального закона N 329-ФЗ с 01.01.2008 заключаются в следующем:
- определение основных задач и направлений развития физкультуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государственных региональных и межмуниципальных программ в этой области;
- учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения;
- утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, в частности материально-техническое обеспечение, подготовка спортивного резерва;
- организация развития национальных видов спорта;
- присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей;
- развитие физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
- осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ полномочий. Таким образом, исходя из положений этого пункта, перечень полномочий субъектов РФ не является закрытым. В него могут быть внесены новые положения в соответствии с законодательством РФ.
Впервые в новом Законе содержатся полномочия органов местного самоуправления - они прописаны в ст. 9 Федерального закона N 329-ФЗ. К ним относятся:
- определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей;
- популяризация физической культуры и спорта среди населения;
- проведение муниципальных официальных и неофициальных спортивных, физкультурных мероприятий, а также их медицинское обеспечение;
- утверждение и реализация календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных и неофициальных физкультурных, спортивных мероприятий;
- утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
- участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
- оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
- осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами этих городов.
Организация деятельности в области физической культуры и спорта
Положения данной главы затронули ряд важных вопросов, которые в Федеральном законе N 80-ФЗ либо не отражены, либо отражены, но не в должном объеме. А именно: создание, регистрация и реорганизация местных, региональных, общероссийских спортивных федераций. Статья 19 Федерального закона N 329-ФЗ полностью посвящена деятельности спортивных клубов. Кроме того, согласно ст. 17 нового Закона федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта с 01.01.2008 должен осуществлять ведение реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Рассмотрим статьи, которые могут представлять наибольший интерес для бюджетных учреждений.
Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий определяет перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, международных спортивных мероприятий, проводимых на территории РФ. Данным документом также устанавливается перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд РФ к международным спортивным мероприятиям и обеспечения их участия в международных спортивных мероприятиях. Порядок финансирования спортивных и физкультурных мероприятий, включенных в Единый календарный план, и нормы расходов на их проведение утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 23 Федерального закона N 329-ФЗ).
Единая всероссийская спортивная классификация определяет требования к присвоению и нормы присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в РФ и включенным во Всероссийский реестр видов спорта. Положение о Единой всероссийской классификации устанавливает содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливает порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта. Данное положение утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 329-ФЗ).
Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий (ст. 20 Федерального закона N 329-ФЗ). В этой статье указаны права и обязанности организаторов спортивных и физкультурных мероприятий. Например , организаторы таких мероприятий:
- определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостановить мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги;
- утверждают регламент (порядок) организации и проведения физкультурного мероприятия или спортивного соревнования;
- обязаны обеспечить условия для проведения обязательного допингового контроля с соблюдением требований международного стандарта для тестирований. Такой стандарт определяется международной организацией, осуществляющей борьбу с допингом и признанной Международным олимпийским комитетом.
Спортивный паспорт
Статьей 23.1 прежнего Закона с 01.01.2007 было введено понятие "спортивный паспорт". Новый Закон приостановил введение спортивного паспорта до 01.01.2009. Порядок ведения, выдачи, замены спортивных паспортов, а также порядок функционирования единой системы их учета устанавливаются положением о спортивном паспорте, утвержденным в порядке, предусмотренном Правительством РФ (ст. 27 Федерального закона N 329-ФЗ). В настоящее время это положение не разработано. Обязанность финансирования оформления и ведения спортивных паспортов возложена на федеральный орган исполнительной власти (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ).
Физическая культура и спорт в системе образования
За образовательными учреждениями сохранено право самостоятельно определять программы занятий физической культурой, основываясь на государственных образовательных стандартах и нормативах физической подготовки.
В п. 2 ст. 28 Федерального закона N 329-ФЗ перечислены обязательные условия, которые должны соблюдать образовательные учреждения при организации физического воспитания.
Адаптивная физическая культура, спорт инвалидов
Исходя из положений ст. 31 Федерального закона N 329-ФЗ адаптивная физическая культура (спорт инвалидов) - вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, представляющий собой комплекс эффективных средств их физической реабилитации. Физическая реабилитация и социальная адаптация реализуются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, спортивно-адаптивных школах, организованных федеральным органом, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Кроме того, образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Спортивный резерв
В принятом Законе он регламентирован отдельной главой. Рассмотрим его подробнее. Статьей 32 Федерального закона N 329-ФЗ определен перечень этапов многолетней подготовки спортсменов:
- спортивно-оздоровительный этап;
- этап начальной подготовки;
- учебно-тренировочный этап;
- этап совершенствования спортивного мастерства;
- этап высшего спортивного мастерства.
Перечисленные этапы должны определяться федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
В целях подготовки спортсменов создаются и ведут свою деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса.
Организация учебно-тренировочного процесса включает:
- проведение учебно-тренировочных и других спортивных мероприятий;
- обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием;
- организацию питания на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и спортивные соревнования.
Согласно ст. 33 Федерального закона N 329-ФЗ к указанным физкультурно-спортивным организациям относятся центры спортивной подготовки и иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
Образовательными учреждениями, осуществляющими вышеназванные задачи, являются:
- образовательные учреждения дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта;
- образовательные учреждения среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.
В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, которые будут осуществлять такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. Например , при средней общеобразовательной школе может быть организован специализированный спортивный класс по волейболу. В настоящее время организация деятельности таких классов по видам спорта и углубленным учебно-тренировочным процесса регламентирована Письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 N СК-02-10/3685.
Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта
Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также собственности юридических и физических лиц. Собственники или владельцы объектов спорта обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью занимающихся физической культурой и спортом на этих объектах спорта.
Обратите внимание: спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат. Разрешается использовать спортивные сооружения только для проведения и обслуживания физкультурных, спортивных и культурных мероприятий.
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает:
- систематический контроль за состоянием их здоровья;
- оценку адекватности физических нагрузок;
- медицинскую профилактику, реабилитацию и лечение заболеваний и травм;
- восстановление здоровья средствами и методами физической культуры и спорта.
Финансирование физической культуры и спорта распределено по органам власти.
- Федеральный орган исполнительной власти:
- обеспечение сборных команд РФ спортсменов-инвалидов, в том числе организация их подготовки и участия в соревнованиях;
- проведение межрегиональных и всероссийских соревнований;
- материально-техническое, медико-биологическое, медицинское, научно-методическое и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов сборных команд РФ;
- реализация мер, направленных на противодействие применению запрещенных допинговых средств;
- обеспечение деятельности федерального центра спортивной подготовки, научных организаций и учреждений в области физической культуры и спорта;
- обеспечение проведения научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий;
- строительство и реконструкция объектов спорта;
- осуществление иных мероприятий и программ.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ:
- организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
- организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
- обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
- материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
- обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение иных мероприятий и программ.
- Органы исполнительной власти муниципальных образований:
- обеспечение условий для развития на их территориях физической культуры и массового спорта;
- организация и проведение официальных муниципальных физкультурных и спортивных мероприятий;
- обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов;
- обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта.
Больше внимания уделено в новом Законе международной спортивной деятельности. Согласно ст. 40 Федерального закона N 329-ФЗ международное сотрудничество РФ в области физической культуры и спорта регулируется международными договорами РФ и законодательством РФ. Российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями должны соблюдать регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, а также международные договоры РФ.
О.Заболонкова
Зам. главного редактора журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны. Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гаранти рует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – республик, краев и областей (п. "е" ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов: между государственными и муниципальными органами власти и гражданами, реализующими конституционное право на занятия физической культурой и спортом, а также отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с удовлетворением потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов Государственной Думы и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли. Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФКиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности. Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой - создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений. Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Р Ф и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рис.2.
Рис.2. Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. (по В.В.Галкину, 2011)
В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст. 3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции страны, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.
Рис. 13 . Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Основными элементами законодательства о физической культуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года о физической культуре и спорте в РФ являются: субъекты физической культуры и спорта, институты государственного регулирования физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при: 1) создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;
2) подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменениясинхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст. 4, государство обеспечивало:
1. Ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
2. Создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
4. Создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5. Создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
6. Создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
7. Организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
8. Организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
9. Поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. То в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.
В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем финансирования, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Преимущества новой редакции закона о ФК и С.
а). В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения.
б). Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию.
Таким образом, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим ликвидируется малоэффективная, установленная законодательством РФ, процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).
в). В законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин: Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.
г). Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти в области ФК и С.
Особое внимание в законе уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.
д). Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта .
В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие :
1) деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;
2) взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, противодействие применению допинга и т.п.);
3) организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и органах безопасности, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;
4) развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;
5) деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта;
ж) в законе систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения Конституции РФ и иных федеральных законов.
1. Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания , физической подготовки, физического развития .
2. Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры .
3. Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учётом вида его деятельности и социально-демографических характеристик .
4. Физическая реабилитация – восстановление (в т. ч. коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья .
5. Общероссийская спортивная федерация – общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта , их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд .
6. Спортивная федерация – общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд .
7. Спортивные сборные команды Российской Федерации – формируемые общероссийскими спортивными федерациями коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, учёных, специалистов в области физической культуры и спорта для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации .
8. Объекты спорта – объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения .
9. Спортивное сооружение – инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы .
10. Официальные физкультурные и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включённые в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований .
11. Спортивные мероприятия – спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов .
12. Организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия – юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведение такого мероприятия .
13. Спортивная дисквалификация спортсмена – отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется общероссийской спортивной федерацией за нарушение правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, за использование запрещённых в спорте средств (допинга) и (или) методов, нарушение норм, утверждённых международными спортивными организациями, и норм, утверждённых общероссийскими спортивными федерациями .
14. Физкультурно-спортивные организации – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности .
15. Тренер – физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов .
16. Спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранным видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях .
17. Спортсмен высокого класса – спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов .
18. Подготовка спортивного резерва – многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта .
19. Спортивный судья – физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию .
20. Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившихся в форме соревнований и специальной подготовки человека к ним .
21. Спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных соревнованиях .
22. Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов соревнований и (или) заработную плату .
23. Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях .
24. Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта – виды спорта, основой которых являются специальные действия (в т. ч. приёмы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти своих служебных обязанностей .
25. Национальные виды спорта – виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации .
26. Спортивное соревнование – состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утверждённому его организатором положению (регламенту) .
27. Вид программы – спортивное соревнование по определённому виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования .
28. Вид спорта – часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утверждённые в установленном настоящим федеральном законе порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь и оборудование .
29. Спортивная дисциплина – часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований .
30. Физкультурные мероприятия – организованные занятия граждан физической культурой .
Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст.3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции РФ, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.
Помимо констатации общих прав и гарантий гражданам в области физкультуры и спорта, в принципе №9 мы замечаем упоминание о допинге , хотя в ст.2, дающей расшифровку понятий, такой категории мы не встречаем. Думается, что такой непрофессиональный подход отечественных законодателей еще создаст российскому спорту большие проблемы.
Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивало:
- ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
- создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
- содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
- создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
- создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
- организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
- организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
- поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.
То теперь, в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава 2 раскрывает принципы организации деятельности в области ФиС. Ст.10 пп.1-3 содержит общие фразы, в которых констатируется, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. На наш взгляд, данную статью совершенно безболезненно можно изъять из закона без какого-либо ущерба для его смысла и содержания.
Ст.11 и 12 дают общие сведения по Олимпийскому комитету России и его функциям. Честно говоря, не вполне понятно, зачем отечественные законодатели расписывают функции ОКР в Законе о ФиС, так как это общественная неправительственная организация, действующая на основании собственного устава, Олимпийской хартии и решений МОК. Видимо, данная статья перекочевала в новый закон из действовавшего ранее правового акта (в частности, ст.7) с добавлением новелл из сферы о паралимпийском и сурдлимпийском движении в нашей стране.
Достаточно много места закон уделяет регламентации деятельности спортивных федераций, разъясняя различные нюансы их деятельности. В этом мы видим достаточно существенное отличие от действовавшего ранее закона. Что же касается деятельности спортивных клубов, то здесь, в ст.19, как и в ст.10 мы наблюдаем общие фразы, без конкретики в области их моральной, информационной, правовой и материально-финансовой поддержки. Здесь нет подразделения, например, на профессиональные футбольные клубы, ДЮСШ или фитнес-клубы для широких слоев населения. А раз так, то какой смысл вообще вписывать данную статью в закон?
Существенной новацией Закона от 2007 г. является включение в него (ст.22) спортивных званий и разрядов. Известно, что во многих странах мира вообще нет никаких официально признанных разрядов и званий. Каждая спортивная федерация сама вправе вводить собственную градацию по своему усмотрению. На наш взгляд, введение подобных классификаций может производиться и пересматриваться на основании подзаконных актов Минспорттуризма РФ. То же самое можно сказать и о едином календарном плане всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий. Вводить же в Закон о ФиС подобные статьи вряд ли уместно.
Статья 24 «Права и обязанности спортсменов» вызывают улыбку. Возникает закономерный вопрос, а что будет, если, например, спортсмен не будет соблюдать «этические нормы в области спорта»? Кстати, не ясно, что под этим термином понимается. Ну и конечно, остаются такие закономерные вопросы, которые касаются более широкого круга физкультурно-спортивных отношений – тренеров, менеджеров, медицинского и вспомогательного персонала, владельцев спортсооружений и организаторов спортивного бизнеса. Как быть с их правами и обязанностями? Ведь данный закон не носит названия Закона о спортсменах, он более широк в своих пределах.
Ранее соответствующая глава прошлого закона (Гл.5) именно так трактовала права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентировала их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имел право:
- бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
- получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
Теперь все эти положения канули в Лету. Их сменили куцые и ни к чему не обязывающие формулировки.
Положения о допинге и допинг-контроле касаются исключительно профессионального спорта, а финансируются такие организации, как WADA, из федерального бюджета России (первый многомиллионный взнос был переведен этой организации еще за подписью премьера М.Касьянова). Если профессиональный спорт – дело спортивных федераций, то они и должны осуществлять платежи «допинговой полиции» в лице офицеров и чиновников WADA. Не вполне понятно, при чем здесь российский налогоплательщик?
Ст.27 «Спортивный паспорт» перекочевала в закон из подзаконных актов даже не второй, а третьей степени важности. Вообще, чувствуется, что Закон о ФиС составляли и формулировали эмпирики, которые стремились уйти от декларативности и отсылочности закона к прочим правовым актам. По нашему мнению, сделано это неудачно. Скорее всего, Закон о ФиС от 2007 г. просуществует недолго – также как и его предшественники.
Глава 5. «Спорт высших достижений» содержит лишь две статьи, посвященных формированию сборных команд страны по видам спорта. А в главу 6 о финансировании спорта, добавилась пустая по существу статья о медицинском обеспечении. Интересна формулировка термина «расходные обязательства» соответствующих бюджетов – федерального, областного, муниципального. Разграничение по финансированию – дело хорошее, но без конкретных норм по выделению средств, без установлению пропорций по финансированию профессионального и массового спорта, без какой бы то ни было меры ответственности за недофинансирования отрасли ФиС – все это пустышки, делающие закон все той же декларацией о намерениях.
Общее мнение о Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 г. – негативное. Данный закон даже менее качественный, чем его предшественник. В нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии. Вместо этого мы видим явный перекос в сторону профессионального спорта.
Возможно, будет полезно почитать:
- Йога для лица — описание комплекса упражнений для омоложения кожи ;
- Йога для омоложения организма ;
- Опасные упражнения в спортзале, которые стоит вычеркнуть из своей программы ;
- Skyrim: чит-коды оружия, навыков, брони и зaчарования Коды на скайрим эльфийские стрелы ;
- Классический подъем и ласточка ;
- Строение руки - иннервация ;
- Что такое, причины возникновения спастичности, недопущение и лечение Как убрать спастику после инсульта ;
- Способы как вызвать рвоту для похудения ;