Борцы сумо. Вес борца сумо. Русские в сумо

Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новый могущественный класс искал новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением стала борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Для того чтобы победить в сумо, достаточно вытолкнуть соперника за пределы круга или вынудить его коснуться поверхности круга какой-либо частью тела, кроме ступней. Из-за небольшого размера ринга малейшая оплошность, допущенная борцом, приводит к поражению. Поэтому в сумо спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры.

Составляющих победы в сумо три: бойцовский дух, техника и масса.

Причем именно в таком порядке. Масса спортсмена стоит только на третьем месте. Интересно проследить, как менялся вес сумоистов. С древних времен и до 1910 года к сумоистским схваткам допускались люди, имевшие вес не менее 52 кг. Требований к росту не существовало никаких. Это объяснялось тем, что японцы питались в основном растительной пищей (буддизм запрещал есть мясо, а мучные продукты еще не были завезены из Европы) и были одинаково низкорослы.

Сумо хорошо известна своей системой строгой иерархии. Борцы состоят в «комнате» (хэя), которой управляет ояката, являющийся тренером и наставником. Младшие борцы должны каждый день готовить и обслуживать более опытных. В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя предпочтение отдаётся мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них, конечно, даже отдалённо не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счёт увеличения мышц и наращивания веса

Встретив сумотори в городе, вы сможете вычленить его из толпы низкорослых японцев по габаритам и характерной прическе, знающий человек без особого труда определит и его ранг. Осмотр для определения его статуса следует проводить снизу вверх: деревянные шлепанцы (гэта), одетые на босую ногу означают, что вы имеете дело с борцами двух низших дивизионов. Если борец при этом носит традиционный домашний халат (юката) — он, без сомнения, из низшего дивизиона (дзёнокути), а если кимоно, то из следующего — дзёнидан.
Если рикиси (борец профессионального сумо) на босу ногу надел сэтта (сандалии на кожаной подошве), да вдобавок он одет в национальную парадную одежду (хаори, хакама) — значит он из четвертого дивизиона — сандаммэ.

Наличие носков (таби) вдобавок к сэтта и пальто-накидки вдобавок к (хаори, хакама) означают принадлежность к третьему дивизиону макусита.

Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода «в отставку» многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в «обычного» человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, «шпагат» и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси.

Также большое внимание уделяется колоритным причёскам, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ — пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской — тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.

День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций. Какую же пищу предпочитают великаны?

Завтрак (тянко-набэ) тяжеловеса всегда состоит из тянко — высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочерёдно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает «китайское рагу».

После завтрака следует двух-трёхчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.

Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствуют быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.
После каждого чемпионата появляются новые одзэки, но высшее звание ёкодзуна присуждается редко, раз в несколько лет.

БАНДЗУКЭ — ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ОДЗУМО

Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых — ёкодзуна — дается пожизненно, остальные — одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира — завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов — дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути — именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.

Иерархическая структура одзумо, ранжирование рикиси, статус судей и прочее, в общем всё, что определяет положение членов Ассоциации отражается в уникальном рейтинг-листе, именуемом бандзукэ и тоже имеющем многовековую историю.

Бандзукэ — это, прежде всего, рейтинг-лист сумотори, публикуемый в понедельник за 13 дней до начала каждого из шести басё. Исключение составляет только бандзукэ, публикуемый перед январским Хацу басё, поскольку он выпускается еще перед новогодними праздниками, примерно за 16 дней до турнира.

Традиция бандзукэ ведет свое начало с конца 17-го века, когда был изготовлен первый рейтинг-лист, который представлял собой деревянную дощечку с именами рикиси.

Этот документ и сейчас создаётся вручную гёдзи высокой категории, который вписывает в него имена всех действующих сумотори, используя особый способ написания иероглифов — сумомодзи.

На всеяпонских чемпионатах со времён позднего средневековья и до наших дней все участники распределялись по географической принадлежности между командами «Восток» и «Запад». В первую входили представители восточных и северо-восточных провинций Японии с центром в столице сёгуната — Эдо. Во вторую — представители западных и юго-западных провинций с центром в богатом и купеческом городе Осака.

На турнирах рикиси трех низших дивизионов выступают в маваси из хлопка.
Рикиси и зарплату, и иные вознаграждения получают в соответствии со своим положением в табели о рангах. Так, сумотори, выступающие в четырех низших дивизионах, получают деньги только за участие в турнирах — соответственно 700, 750, 850, и 1200 дол., а за победу на турнире в своем дивизионе 1000, 2000, 3000 и 5000 дол. (естественно в иенах). Правда, живут они на всем готовом.

Разрыв между четырьмя низшими и двумя высшими дивизионами — колоссален. Рикиси двух высших дивизионов именуются сэкитори, и они уже получают регулярно каждый месяц зарплату. Иными словами, сэкитори — это профессионалы высшего разряда.

На турнирах они облачаются в шелковые маваси со шнурками того же цвета (сагари), которые крепятся к маваси спереди и снимаются после схватки. Более богаты и разнообразны и ритуалы в схватках сэкитори. Они имеют право разбрасывать перед поединком соль и пить «воду, дающую силу» (тикара-мидзу), а также участвуют в торжественном выходе на дохё (дохё-ири), надев церемониальный фартук — кэсё-маваси.

Привлекательна жизнь сэкитори, но, как свидетельствует многолетняя статистика, лишь один из 10 рикиси достигает этого статуса.

Они имеют право на отдельную комнату, встают позже других, освобождаются от всякой домашней работы (приготовление еды, покупки, стирка и т.д.), на тренировки повязывают белый маваси, первыми принимают ванну и садятся за стол. Для поддержания дисциплины и воспитания нерадивой молодежи им разрешается пользоваться бамбуковой тростью. Они имеют право на ординарцев (цукэбито), которые им всячески прислуживают, а во время выхода в город, являются еще и их телохранителями. Помимо этого сэкитори получают право давать автографы в виде отпечатка своей ладони (тэгата), иметь свой клуб болельщиков (коэнкай), использовать зонтик (представители младших дивизионов мокнут под дождем), делать прическу оитё, а также носить свои вещи в специальном бамбуковом чемоданчике — акэни.

Зарплата сэкитори составляет 8700$, а вознаграждение за победу на турнире — 20 000 долларов США.

В свет они выходят обувшись в таби и сэтта и облачившись в специального покроя хаори и хакама, а от представителей макусита их, в первую очередь, отличает прическа и вся остальная упомянутая атрибутика — акэни, зонтик, цукэбито.

Сэкитори, выступающие в высшем дивизионе — макуути, а их всего 40 человек, могут иметь один из 5 рангов: маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки и ёкодзуна. Три ранга — комусуби, сэкивакэ и одзэки имеют одно обобщенное название — санъяку. Зарплата в макуути составляет от 11 000 у низшего ранга до 20 000 долларов США — у высшего. Помимо этого существует различное количество бонусов и премиальных.

ЕЖЕГОДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ СУМО

Сейчас в Японии ежегодно проводятся шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Участники соревнований делятся по традиции на две команды — «Восток» и «Запад». Чемпионат длится 15 дней. Каждый участник борется один раз в день с разными противниками. Победитель в день окончания соревнований награждается императорским кубком. Кроме того, учреждены еще три премии: мастеру, наиболее удачно выступившему в схватке с чемпионом, за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати.

Турниры — басе — проводятся на специальной арене — дохе. Она сделана из глины (причем добывают ее в строго определенных местах, о которых знают лишь «посвященные»), сверху насыпают тонкий слой песка. Дохе можно построить в любом зале. На это отводится 72 часа, не больше и не меньше. Занимаются сооружением арены ровно 42 йобидаси: они и строители, и в дальнейшем — ведущие турнира. При строительстве дохе они обязательно выполняют священный ритуал: в центре закапывают каштан, плод китайского мисканта, сушеную каракатицу, морские водоросли, мытый рис и соль. Перед началом турнира все это поливают освященным саке. Женщинам ступать на дохе категорически запрещено. Впрочем, этих ритуальных таинств зрители не видят.

Зато они становятся свидетелями грандиозной церемонии, открывающей турнир — дохеири (вступление участников турнира на помост): облаченнные в специальные одеяния — кэсе-маваси (это сшитые вручную шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, предназначенные только для церемонии открытия), под ритмичные звуки деревянных палочек на дохе выходят борцы сумо. Каждый обязательно хлопает в ладоши, что символизирует избавление от злых духов. Затем наступает самый торжественный момент: на помост вступает йокодзуна — борец, достигший высшего титула в борцовской иерархии. Его сопровождают два оруженосца. Йокодзуна хлопает в ладоши, привлекая внимание богов, затем вытягивает руки ладонями вверх, показывая, что он безоружен, и, наконец, высоко поднимая ноги, топает, изгоняя злых духов с дохе. Заключает торжественную церемонию выход на помост судей — гедзи, одетых в старинные кимоно. В руке каждого гедзи — веер, которым он будет указывать победителя поединка. По завершении церемонии начинаются собственно соревнования. Завершается турнир также впечатляющей церемонией: победитель исполняет танец с луком (ритуал сохранился с давних пор, когда победитель получал лук в награду).

Сумо

Сумо́ (яп. 相撲) - вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта - Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.

Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.

Современное профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.

История

Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такэмикадзути. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.

Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога.

Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Известна также роль сумо в боевой подготовке: тренировки сумо позволяли выработать умение твердо стоять на ногах в бою.

Считается, что современная площадка для сумо - дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем.

Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.

Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.

Основные сведения

Площадка для борьбы

Схватка (тори-куми) между ёкодзуна Асасёрю и комусуби Котосёгику (Япония, 2008).

Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34-60 см высотой, называемый дохё. Дохё сделан из утрамбованной глины особого сорта и покрыт сверху тонким слоем песка. Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга. На боках дохё в глине в нескольких местах сделаны ступеньки, чтобы борцы и гёдзи могли на него подняться.

Сама площадка и множество окружающих её предметов полны синтоистскими символами: песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту; бросаемая соль символизирует очищение, изгнание злых духов; навес над дохё (яката) выполнен в стиле крыши в синтоистском святилище. Четыре кисточки на каждом углу навеса представляют четыре сезона: белая - осень, черная - зиму, зеленая - весну, красная - лето. Пурпурные флаги вокруг крыши символизирует дрейф облаков и смену сезонов. Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.

Борцы сумо на церемонии общего выхода на ринг-дохё вокруг судьи-гёдзи. Октябрь 2005 года.

Вход на дохё для женщин по древней традиции запрещён.
Тренировочные дохё сделаны схожим образом, но круг расположен вровень с полом. Для них тоже проводится церемония очищения.

В любительском сумо дохё - просто обозначенный круг, не обязательно расположенный на возвышении. Запрет для женщин не соблюдается, существует и женское любительское сумо.

Одежда и причёска

Единственная одежда на борце во время поединка - специальный пояс, называемый «мава́си». Это плотная широкая тканевая лента, чаще всего тёмных оттенков. Маваси обматывается в несколько оборотов вокруг голого тела и между ног, конец пояса закрепляется за спиной узлом. Размотавшийся маваси ведёт к дисквалификации борца. У борцов высокого уровня маваси шелковый. К поясу подвешиваются свисающие украшения - «сагари», не выполняющие никакой иной функции, кроме чисто декоративной. У борцов двух высших дивизионов есть ещё один, специальный, пояс кэсё-маваси (яп. 化粧回し, 化粧廻し кэсё:маваси?), внешне напоминающий украшенный шитьём передник, у каждого - на свой лад, который используется только при ритуалах. В любительском сумо маваси иногда носят поверх плавок или шорт.

Волосы собираются в особый традиционный пучок на макушке, в двух высших дивизионах прическа выполняется существенно более сложной. Помимо красоты, такая прическа обладает свойством смягчать удар по темени, возможный, к примеру, при падениях головой вниз.

Одежда и причёска борцов строго регламентируется и вне соревнований. Предписания очень сильно зависят от уровня борца. Как правило, предписываемые в обыденной жизни борцам одежда и прическа весьма архаичны. Оформление причёсок требует особого искусства, практически забытого вне сумо и традиционного театра.

Правила

В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки: коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп, считается проигравшим. коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Судья на дохё (гёдзи) сразу же показывает победителя, поворачивая веер в сторону, с которой борец начинал поединок. Решение судьи может быть оспорено общим советом четырёх круговых судей («симпан») и главного судьи(«симпантё»), сидящих вокруг дохё и вмешивающихся в действия гёдзи, если он, на их взгляд, недосмотрел или ошибся. Для разбирательства, боковым судьям может быть доступен видеоповтор.

Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев судья объявляет победителем борца, первым коснувшегося земли. Это происходит тогда, когда у его соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт и попытка проведения запрещённого приёма, например, захват волос.

Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как один из борцов быстро вытесняется другим из круга, или сбивается с ног броском или подсечкой. В редких случаях, поединок может длиться и несколько минут. Особенно продолжительные поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли перевести дух или подтянуть ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.

Жизнь борца

В комнаты сумо учеников принимают по окончании средней школы. Кроме того, сумо пополняется любителями, как правило, по окончании ими университета, если они смогли проявить себя. Показывающие хорошие результаты любители начинают выступления сразу с третьего дивизиона (макусита). Верхний предел возраста - 23 года для дебютантов и 25 для любителей из студенческого сумо.

Поступив в хэя, борец принимает особый борцовский псевдоним, сикона, под которым и выступает. Борцов сумо называют также сумотори и рикиси.

Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Этой цели посвящён сам распорядок дня. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем натощак начинается изнурительная пятичасовая тренировка, требующая полной отдачи сил и предельной концентрации. После тренировки борцы принимают горячую ванну и обязательно плотно едят, обычно без ограничений, а также не отказывают себе в спиртном. После еды - трёхчасовой сон, затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин.

Доступность борцу жизненных благ определяется его успехами. От достигнутого борцом уровня зависит, какую одежду и обувь можно носить, можно ли пользоваться мобильным телефоном, интернетом, спать в общей палате или своей комнате и пр. Тот же уровень определяет вид и объём хозяйственных обязанностей - так, раньше всех встают, убирают и готовят еду младшие по званию борцы. Они же прислуживают старшим в бане и за едой. Считается, что такой уклад создаёт серьезный стимул: если хочешь повысить свой статус и не делать чёрной работы - лучше тренируйся, выступай сильнее.

Вес борцов

В профессиональном сумо нет весовых категорий, поэтому одним из определяющих факторов является масса борца. Почти все рикиси, кроме начинающих или редких исключений, вроде Таканоямы, весят свыше 120 кг - иначе нельзя рассчитывать на успех. Так, рекордный тяжеловес Конисики (275 кг) более шести лет удерживал титул одзеки, а габаритные Акэбоно (225 кг) и Мусасимару (235 кг) достигли статуса ёкодзуна. С другой стороны, чрезмерно большой вес ещё не гарантирует успеха, так как вредит подвижности, повышает риск травм и сужает арсенал приёмов. Примеры тому - Ямамотояма, который не смог закрепиться в макуути, или Орора, перемещающийся между сандамме и макусита. Атлетичные «легковесы» (например, ёкодзуна Тиёнофудзи, ёкодзуна Харумафудзи) могут иметь преимущество перед громоздкими «тяжеловесами» за счет большей подвижности и изощренной техники. Так, в январе 1996 в первом дивизионе макуути Майноуми победил Конисики при почти трёкратной разнице в весе (98кг против 273), а в январе 2012 года в четвертом дивизионе сандамме Охара победил самого тяжелого из действующих сумотори Орору при почти четырехкратной (75кг против 273).

В любительском сумо может устанавливаться система весовых категорий.

Травмы и потеря здоровья в сумо

Поскольку сумо - контактная борьба тяжеловесов со столкновениями, бросками и падениями, в сумо распространены травмы пальцев, суставов, позвоночника, мышц, рассечение бровей. При встречных столкновениях возможны сотрясение мозга и потеря координации, как при нокдауне и нокауте в боксе. Опасность травм тем более велика, что борьба ведется на примерно полуметровом возвышении, и плохо контролируемое падение с него после проведения приёма совершенно обычно. В порядке вещей получение травм на тренировках. Из-за больших габаритов и массы, опасными могут быть и бытовые травмы. Поскольку в профессиональной борьбе проводится 6 турниров в год, и, сверх того, между ними проводятся серии показательных выступлений, борцам часто не удаётся в полной мере восстановиться. Пропуск схватки на басё по любой причине расценивается как поражение, пропуск турнира (конечно, кроме показательных, где результат не влияет на рейтинг) - как поражение во всех его схватках, и это удерживает борцов от продолжительного лечения. Поэтому обычным зрелищем являются борцы с замотанным эластичным бинтом голеностопом, коленями, локтями, пластырями на пальцах, широким пластырем на плечах, спине. Существуют трудности со здоровьем, вызванные явно избыточным (но необходимым для борьбы) набранным весом: хронические болезни позвоночника, коленей, голеностопа, гипертония, нарушения обмена веществ.

Во время поединка могут пострадать не только борцы, но, случайно, гёдзи или зрители из передних рядов, если на них кто-нибудь неудачно упадёт. Известны случаи, когда так травмировались другие борцы, готовившиеся возле дохё к следующему поединку.

Сильно вредят здоровью и неспортивные обстоятельства, например, частая необходимость пить спиртные напитки на многочисленных встречах со спонсорами, клубами поддержки хэя, праздниках по окончании турнира и прочих подобных собраниях.

Организация

Турниры и поединки

Официальные турниры профессионалов (басё) проводятся 6 раз в год, в Токио (январь, май, сентябрь) и по разу в Осаке (март), Нагоя (июль) и Фукуоке (ноябрь). Басё начинается, как правило, во второе воскресенье нечетного месяца и длится 15 дней. Между турнирами борцы участвуют в различного рода выездных и благотворительных показательных турнирах.

Борцы старших лиг (макуути, дзюрё) проводят 15 поединков за басё, прочие - 7. Пары определяются накануне, на два дня вперед. Поскольку число поединков, проводимых борцом за турнир, гораздо меньше, чем число борцов его лиги («каку»), схватки не могут пройти вкруговую. В типичном случае, борец встречается с коллегами примерно того же уровня.

В поединке (кроме особых случаев, таких, как суперфиналы при равенстве результатов в последний день, «кэттэй-сэн») не могут встретиться борцы одной хэя, а также, хотя это явно не оговорено, родные братья, даже если они оказались в разных хэя. В младших лигах такое требование может распространяться и на итимоны. По этой причине борцы очень сильной хэя, не принадлежащие к верхушке лиги, имеют некоторое преимущество: для них число сильных соперников уменьшается.

В любительском сумо устанавливаются собственные, отличные от перечисленных выше, регламенты проведения соревнований.

Призы и премии

Для секитори (борцов макуути и дзюрё) ежемесячно установлены следующие выплаты:

    Ёкодзуна - 2107000 иен;

    Одзэки - 1753000 иен;

    Сэкивакэ - 1264000 иен;

    Комусуби - 1090000 иен;

    Маэгасира - 977000 иен;

    Дзюрё - 773000 иен.

Борцы рангом ниже дзюрё не получают ежемесячных выплат, однако за каждый турнир получают басё (basho):

    Макусита - 120000 иен;

    Сандаммэ - 85000 иен;

    Дзёнидан - 75000 иен;

    Дзёнокути - 70000 иен.

Существуют и прочие выплаты и пособия, в частности:

    25000 иен - всем секитори после каждого турнира в Токио;

    150000 иен - каждому йокодзуна перед Токийским басё на покрытие расходов на изготовление новой цуна (tsuna), надеваемой йокодзуна на дохё-ири.

После каждого турнира саньяку получает:

    Ёкодзуна - 200000 иен;

    Одзэки - 150000 иен;

    Сэкивакэ - 50000 иен;

    Комусуби - 50000 иен.

Победитель турнира получает:

    Макуути - 10000000 иен;

    Дзюрё - 2000000 иен;

    Макусита - 500000 иен;

    Сандаммэ - 300000 иен;

    Дзёнидан - 200000 иен;

    Дзёнокути - 100000 иен.

Также существуют три специальные премии по 2000000 иен каждая, присуждаемые по итогом басё.

Сверх перечисленных выше выплат, в профессиональном сумо существует особая накопительная бонусная система. Практически за каждое, большое или малое достижение, начиная с самого дебюта, сумотори получает определенное количество бонусных очков. Для сэкитори накопленные очки оборачиваются периодическими денежными выплатами. Борцы младших лиг очки накапливают, но таких выплат не получают. Список достижений, за которые начисляются бонусные очки, велик, в частности, они начисляются за:

  • каждую победу, если на турнире показан катикоси;

    подъем в очередную лигу, за каждую лигу - по-своему;

    победу в лиге (каку);

    подъем в саньяку, в одзеки, в ёкодзуна;

    специальные призы;

    кимбоси - победу маэгасира над ёкодзуна.

Таким образом, ежетурнирные выплаты одзеки со стажем легко могут превысить 50 тыс. $.

Расчет ежемесячного дохода конкретного рикиси из-за его сложности и бонусной накопительной системы непрозрачен для посторонних. В целом годовой доход ёкодзуна, включая сторонние заработки (например, реклама) примерно соответствует доходу футболиста мирового класса.

Лиги и ранги в сумо

Ранги высшей лиги макуути, от старшего к младшему:

    Старшие санъяку: ёкодзуна, одзэки

    Младшие санъяку: сэкивакэ, комусуби

    Хирамаку: маэгасира, № 1 востока, № 1 запада, № 2 востока и далее.

В профессиональном сумо существует шесть лиг, от младшей к старшей: дзёнокути, дзёнидан, сандаммэ, макусита, дзюрё и макуути. По-настоящему профессиональными являются две последних, все прочие считаются ученическими. Существует и «входная» лига маэдзумо, в которой все вновь поступившие учатся вместе основам борьбы, сопутствующих сумо искусств и истории.

Борцы всех рангов макуути и дзюрё зовутся сэкитори (sekitori), борцы низших лиг зовутся деси (deshi). Дзюрё - «дзю» - десять, «рё» - древняя монета. Десять рё отображало заработок сумотори. Макусита - «maku-shita» - ниже «маку». Сандаммэ - «третий ранг». Дзёнидан - «второй с начала». Дзёнокути - «введение к началу» («кути» - рот).

Современная организация профессионального сумо в Японии

Договорные поединки в сумо

До самого последнего времени существование платных договорных схваток или безвозмездной «взаимопомощи» борцов не было доказано. Тема была любима «жёлтой прессой», подозрения чаще всего были основаны на том факте, что борцы выступают заметно лучше, если поединок для них много значит (например, при счете 7-7). C другой стороны, такое явление можно было объяснить высокой мотивацией борца. В конце января 2011 года разразился скандал, когда полиция, изучая (совершенно по иному поводу) SMS на телефонах некоторых борцов, обнаружила сообщения, недвусмысленно свидетельствующие о договорных поединках за деньги. Суммы исчислялись тысячами долларов. Разгоревшийся скандал привел к исключительным последствиям, так, отменён мартовский весенний турнир в Осаке (Хару басё) 2011 года и все показательные выступления (дзюнгё) 2011 года. Это свидетельствует о колоссальных проблемах - турниры отменяются крайне редко, в последний раз регулярный турнир отменялся в 1946 году из-за послевоенных трудностей разорённой страны. Всю предшествующую войну, даже после атомных бомбардировок, турниры не отменялись.

Виды

Университетское сумо

Любительское сумо

В 1980 году Федерация сумо Японии провела Первый Всеяпонский любительский чемпионат, на который пригласили команды из-за рубежа для повышения конкуренции. В результате состоялся первый международный любительский турнир по сумо. С этого момента количество иностранных команд, участвующих в этом событии, каждый год увеличивалось, а в июле 1983 года Япония и Бразилия создали организацию, ставшую предшественником современной Международной федерации сумо (IFS). В 1985 году, в связи с увеличением числа команд участниц, название турнира изменилось на Международный чемпионат по сумо. В 1989 в Сан-Паулу прошёл юбилейный 10-й чемпионат. 10 декабря 1992 года в ознаменование создания IFS, название чемпионата вновь изменилось.

Профессиональное сумо

Первый Чемпионат мира по сумо, проведённый под эгидой IFS, собрал в общей сложности 73 участника из 25 различных стран. Турнир стал ежегодным, а число участвующих стран продолжает расти. Чемпионат мира проводится в личном и командном зачётах. Спортсмены разделены на четыре весовые категории: легкий, средний, тяжелый вес и абсолютная весовая категория.

В 1995 году были созданы пять континентальных федераций любительского сумо, которые проводят отборочные турниры за право участия в чемпионате мира. В настоящее время IFS насчитывает 84 страны-участницы. В 1997 году был проведён первый чемпионат мира по сумо среди женщин. Федерация активно пропагандирует женское сумо.

Иностранцы в сумо

Хотя в сумо издавна выступали ассимилированные корейцы, настоящей отправной точкой процесса интернационализации следует считать 1964 год, когда на дохе появился американский сумотори Такамияма, в миру известный под именем Джесси Кухаулуа. Родившийся на Гавайских островах борец стал первым иностранцем, завоевавшим императорский кубок. Он достиг уровня сэкиваке, что есть признак вполне успешной карьеры, и был очень популярен. Он же стал первым иностранцем, возглавившим хэя. Вслед за ним и под его влиянием, в сумо появились такие видные борцы, как Конисики, Акэбоно (лучший ученик Такамиямы) и Мусасимару. Множество иностранных борцов, в частности, китайцы, американцы, бразильцы, аргентинцы и даже сенегальцы, не преуспели и остались незамеченными. С конца XX - начала XXI века наиболее заметен приток борцов из Монголии, а также с Кавказа. Первый одзэки европейского происхождения и первый европеец, выигравший Императорский кубок, Котоосю Кацунори - болгарский профессиональный борец сумо в ранге одзэки.

Ограничения на число иностранцев постоянно ужесточаются. Введенная общая квота (40 человек) была позже заменена на требование: один человек в хэя. В феврале 2010 года совет директоров Ассоциации ещё более ужесточил условия приёма иностранцев: борец считается иностранцем не по гражданству, а по происхождению. Это окончательно закрывает лазейку для оякат, ранее прибегавшим к ухищрениям - собиравших по общей квоте целые землячества (как школа Оосима) или переводящих борцов в японское подданство. Новое ограничение начало действовать по окончании традиционного весеннего набора 2010 года. Отчасти, доступ иностранцев ограничен и предельным возрастом дебютанта, 23 года. Поскольку иностранец поступает в борцы на общих основаниях, проявившие себя любители-неяпонцы весьма часто рискуют не успеть или попадают «на последнюю ступеньку последнего вагона». На практике квота приводит к казусам, например, в разные хэя попадают братья, которые предполагали тренироваться вместе - Рохо и Хакурозан. Существуют хэя, принципиально не принимающие иностранцев, существуют хея, представляющие собой рассадники иностранцев, например, Оосима и Тацунами, активно привлекающие монголов. Квоты не спасают от засилия иностранцев в высших лигах, так, на ноябрьском басё 2010 года в высшей лиге макуути было 20 борцов иностранного происхождения (из 45 позиций), из них в саньяку (звания комусуби и выше) - 7 (из 9 позиций), в том числе трое одзэки из четырех и единственный ёкодзуна. По состоянию на январь 2013 года японский борец в последний раз завоёвывал Императорский кубок в 2006 году, выходил на дохё в звании ёкодзуны в 2003.

Ограничения имеют под собой основания, так как принято считать, что сумо - не только и не сколько спорт, и приток иностранцев, с чуждыми манерами и взглядом на вещи, способен нарушить присущий сумо чисто японский дух. Это, как следствие, якобы снизит интерес к сумо в Японии и, в конечном счете (хотя об этом и не принято говорить открыто), доходы Ассоциации. С другой стороны, неоднократно именно иностранцы, такие, как Мусасимару и Акэбоно, а затем Асасёрю, сильно подогревали интерес к сумо, как в Японии, так и в мире.

Иностранец не обладает правами борца в полной мере. Так, иностранные ёкодзуна и одзеки, в отличие от японских коллег, не имеют права голоса в Ассоциации. Без перехода в японское подданство иностранец не может, после отставки, остаться тренером.

В последнее время иностранцы были вовлечены в ряд скандалов, приведших к их дисквалификации: Кёкутэнхо был дисквалифицирован на турнир за вождение автомобиля, Асасёрю - на два турнира за публичную игру в футбол, при том, что он не участвовал в официальных показательных выступлениях, как травмированный, а трое российских борцов - Ваканохо, Рохо, Хакурозан - пожизненно, после скандала, связанного с предполагаемым употреблением ими (а Ваканохо - ещё и доказанным хранением) марихуаны. Последний случай имел большой резонанс и привел к отставке президента Ассоциации, ояката Китаноуми.

Сумо в России

Отцом ёкодзуна, победителя 32 басё (непревзойдённый результат) Тайхо Коки был украинский эмигрант Маркиан Борышко. Тайхо родился в 1940 году на Южном Сахалине (в то время принадлежавшем Японии) в Поронайске (Сикука) в смешанной семье. Мальчика назвали Иваном. После окончания Второй мировой войны, Коки с матерью-японкой переселились на остров Хоккайдо, а его отец был арестован советскими властями. Тайхо не считали иностранцем, так как он родился на японской земле и был вполне японцем по воспитанию. В 1965 году Японская ассоциация сумо в честь годовщины восстановления японо-советских дипломатических отношений выбрала СССР для первого зарубежного фестиваля сумо. Борцы выступили с показательными выступлениями в Хабаровске и Москве. Ёкодзуна Тайхо был в составе делегации, но не смог увидеть своего отца, который умер за пять лет до того в Южно-Сахалинске. После окончания карьеры Тайхо старался наладить дружественные отношения между Японией и странами бывшего СССР. Он основал ассоциацию сумо в Харькове, городе, уроженцем которого был его отец. Инсульт не позволил Тайхо лично посетить город.

В 2002 году Тайхо пригласил в Японию для участия в боях сумо братьев Борадзовых из Северной Осетии - Сослана (Рохо Юкио) и Батраза (Хакурозан). Оба брата добились права выступать в первом элитном дивизионе - макуути, однако в сентябре 2008 года были со скандалом дисквалифицированы вслед за другим российским борцом - Ваканохо.

В профессиональном сумо в Японии участвуют и другие россияне: Алан Габараев (Аран, в 2007-2013, высший ранг - сэкиваке), Николай Иванов (Амуру, с 2002, высший ранг - дзюрё-3), Анатолий Михаханов (Орора, с 2000, высший ранг - макусита-43).

Кроме того, в сумо принимают участие ещё несколько борцов из стран-бывших республик СССР: грузины Левани Горгадзе (Точиносин, с 2006, высший ранг - комусуби), Теймураз Джугели (Гагамару, с 2005, высший ранг - комусуби), Мераб Леван Цагурия (Коккай, в 2001-2012, высший ранг - комусуби), Мераб Георг Цагурия (Цукасауми, в 2005-2006, высший ранг - сандамме-18); эстонцы Кайдо Хёвельсон (Баруто, в 2004-2013, высший ранг - одзэки), Отт Юрикас (Китаоджи, в 2004, высший ранг - дзёнидан-114); казах Суюныш Худибаев (Казафудзан, с 2003, высший ранг - макусита-10).

Иногда в домах, где тренируются борцы сумо, и на некоторых турнирах можно услышать русскую речь. В настоящее время два ёкодзуны и один из четырёх одзэки (чемпионов) - монголы, один одзэки - болгарин. Согласно японской прессе (Asahi Newspaper, 29/09/2006), они часто используют русский, чтобы общаться между собой. Братья Борадзовы были гостями на уроках русского языка, транслируемых NHK в 2005 году.

    В некоторых близлежащих к Японии странах, например Монголии и Корее, распространены виды борьбы, сходные с сумо. Впрочем, монгольская борьба Бух имеет одно существенное отличие: она проводится не на ринге, а в чистом поле, без обозначенных границ.

    По одной из версий, до XVI века аналог дохё располагался на возвышении, а за его пределами были острые колья. Исторические данные подтверждают наличие такого вида «спорта», но не выяснено, имеет ли он отношение к сумо.

    Согласно приведенным в декабре 2013 года исследованиям 70 борцов двух высших дивизионов, доля жира в массе тела составляет от 23% до 39%. Для сравнения, у взрослых японцев этот показатель равен 15-19%. Самым «жирным» оказался Аоияма, а одним из самых «сухих» - ёкодзуна Харумафудзи.

    Борцам любого уровня запрещено самостоятельно водить автомобиль. Нарушившего это правило ждет наказание, так, уличенный 2007 году Кёкутэнхо был дисквалифицирован на один турнир, что означало существенную потерю в ранге. Обычно, борцы ездят на такси или их возят на специальных микроавтобусах.

Статья: Сумо: гиганты в пеленках

Сумо - древнейшее японское боевое искусство из сохранившихся до наших дней. Оно давно уже не имеет прикладного значения и боевым искусством в полном смысле этого понятия не является. Но искусством, к тому же необычайно популярным, остается.

Сумо имеет более чем двухтысячную историю. По преданиям, прообразом его была обычная борьба, но потом в те далеко не гуманные времена кому-то пришла в голову идея создать принципиально новый вид борьбы, ставкой в которой служила бы жизнь. И вокруг помоста, на котором состязались борцы, стали втыкать заостренные бамбуковые колья, протыкавшие побежденного - им считался тот, кого сталкивали с помоста, - насквозь. Уже тогда люди догадывались, чточем больше масса человека, тем больше в нем крови, и для поединков стали отбирать исключительно тяжеловесов. Ярко-красные фонтаны, вырывающиеся из корчащихся в агонии тел, радовали взоры высокопоставленных зритеей, для услады которых и предназначалось кровавое зрелище, и они даже распорядились специально откармливать борцов самыми лучшими блюдами, чтобы максимально увеличить их вес.

Несколько веков спустя правила и условия соревнования стали помягче, но традиции сохранились, и тот, кто весит менее, 100 кг, для Сумо просто-напросто не подходит.

Самый легкий Сумоист весит 120 кг, самый тяжелый более 240. Причем большинство борцов всячески стремится улучшать свои показатели - они ежедневно выпивают 10 л жидкости и в неимоверных количествах поглощают жирное наваристое рагу чанколе. И из-за огромного веса кажутся медлительными и неповоротливыми. Но это не так - у них прекрасная реакция и отличная скорость, а вес распределен таким образом, чтобы центр тяжести был как можно ниже и борца было трудно столкнуть с места.

Но в последнее время стали появляться борцы нового типа, не стремящиеся к увеличению веса и включающие в свой рацион большое количество овощей. Ярким представителем нового течения являлся один из величайших мастеров современности Тёнофудзи, прозванный из-за косоглазия «Волком». При весе в 120 кг в нем небы ни капли жира, но сила у него была такая, что он легко мог расправиться с двумя тяжеловесами, весящами каждый вдвое больше него, одновременно. Он доказал, что вес в Сумо хотя и играет огромную роль, но техника все же важнее. Но таких, как он, мало, и подавляющее большинство борцов охотно толстеет. При таком образе жизни доживают они максимум до пятидесяти, и сми прекрасно об этом знают, но, видимо, считают, что искусство требует жертв…

Сумо, бесспорно является популярнейшим видом спорта в Японии. В нем есть все, что нужно для спорта, - скорость, напряденность, простота правил, отсутствие сложного инвентаря и насилия. Более того, Сумо - спорт джентельменов, где кроме всего прочего победитель помогает побежденному подняться на ноги. И хотя европейцу Сумо на первый взгляд может показаться довольно странным, японцы от него в восторге. Десятки тысяч билетов на турнир раскупаются с молниеносной быстротой, а телевидение уделяет ему больше времени, чем жизни императорской семьи.

Схватка проводится следующим образом. На помосте в центре круга диаметром около 4,5 м черяттся две белые линии, на которых перед началом поединка сидят на корточках борцы. ПРи этом они пристально смотрят друг на друга тяжелым взглядом, стараясь выиграть поединок психологически, - и нередко эта борьба взглядов длится дольше чем сама схватка. Затем, согласно древней традиции, они начинают разбрасывать вокруг себя пригоршни соли, тем самым символически очищая землю и воздух (Сумо вообще полно символов, которые за две с лишним тысячи лет за редким случаем остались без изменения).

После удара гонга борцы должны в течение двух секунд вскочить на ноги и в течение еще одной минуты вступить в схватку. Правила довольно просты: побеждает тот, кто заставляет соперника отступить за свою черту или коснуться пола любой частью пола, кроме стопы, с помощью 70 различных боцовских приемов - удары запрещены (в разных источниках встречается разное количество приемов - 48, 70, 200, более 200, но чаще всего встречается цифра 70) .

Мир Сумо - конервативный, элитарный, замкнутый - справедливо называют оплотом японского феодализма. Неукоснительное соблюдение обычаев, беспрекословное подчинение старшим - его отличительные черты. Считаясь моральным идеалом общества, воплощением чистоты и правдивости, Сумоист не может появиться на людях в старом кимоно и с ненамасленными и не завязанными в пучок волосами. Единственная женщина, которую он видит на протяжении многих лет, - жена хозяина команды.

С нарушителями расправляются быстро и жестоко. Так, был лише своего звания «великий мастер» - «йокосуна» Вадзима (за последние 350 лет этого звания удостоились немногим более 60 человек). Хироси Вадзима нарушил законы Сумо, согласно которым надо выступать под псевдонимом, жить скромно и в ходе турне останавливаться в буддийских монастырях. Вадзима же еще в молодости проявлял вольнодумство, нося прическу под «битлз», а будучи «великим мастером», выступал под собственным именем, ездил в турне в шикарном автомобиле и предпочитал роскошные гостиницы скромным монастырям, а вдобавок заложил свой пай в Ассоциации Сумо человеку, не имеющему к ней никакого отношения.

За свои повинности Вадзима был без вякой жалости и снисхождения выброшен на улицу и, став безработным, вынужден был перейти в кэтч и снова стать учеником, как и много лет назад. Бесспорно, что это послужило для других хорошим уроком - выходя в 30-35 лет на пенсию, Сумоисты, достигшие за свою карьеру значительных высот, живут более чем безбедно, так как Ассоциация выплачивает им немалую сумму, к тому же они весьма неплохо зарабатывают за время выступлений.

Сумоисты в Японии считаются национальными героями. Но быть Сумоистом - дело очень и очень тяжелое. И морально, и физически. Живут борцы (за исключением «великих мастеров») в таких спартанских условиях, каких не вынесли бы даже спартанцы. Новички (цукебито) встают в четыре часа утра для первой тренировки - она проходит на земляном полу в помещении, открытом для зимних холодов со снегом и летней удушливой жары. Единственным их одеянием является кусок ткани десятиметровой длины, который складывается вдвое и обвязывается вокруг живота наподобие гигантской пеленки. В этой же форме борцы выходят на помост. После первой тренировки новички прислуживают старшим коллегам - трут им спину в бане, которую каждый борец обязательно принимает перед поединком, мажут им волосы маслом и помогают их уложить, выполняют всевозможные поручения.

Тем не менее японская молодежь готова обречь свою жизнь на суровые лишения, так как Сумоисты привлекают их не только богатством, но и авторитетом в обществе. Впрочем, здесь есть чему позавидовать - знакомство с ними считают за честь сильные мира сего, и, например, на бракосочетании Вадзимы (Сумоисты, как правило, женятся поздно, уже став великими мастерами и выйдя на пенсию, то есть когда им уже за 30, и обязаны браьт в жены дочь того или иного великого мастера) было 2500 гостей, официальным посредником между ним и невестой был заместитель министра иностранных дел, ставший впоследствии министром, среди гостей был бывший премьер-министр страны и прочие важные персоны.

О Сумо говорят как о нициональном японском виде спорта, но за последние лет 20 в рядах Сумоистов появилось немало иностанцев. Первым иностарнцем, победителем турнира осенью 1989 года стал 25-летний гражданин США, уроженец Гавайских островов, 230 килограммовый борец Алисанэ, выступающий под именем Конисики. Интересно, что среди призов, кроме денежного вознаграждения и личного послания президента Буша-старшего, были 1,8 тонны риса и 5 тысяч угрей. Что ж, для гиганта приз самый что ни на есть достойный…

Сумо является национальным видом спорта Японии и ее возраст насчитывает около 2000 лет. Это самое древнее боевое искусство в Японии, оно включает в себя множество ритуалов, связанных с религией синто. В последние годы все больше иностранных спортсменов выступают в двух верхних дивизионах, а нынешним екодзуной (великим чемпионом) является монгол.

(Всего 16 фото)

Спонсор поста: Железнодорожные перевозки грузов : ООО «Глобал Контейнер Лоджистикс» (GCL) – ведущая транспортно-логистическая компания России. Мы являемся официальным экспедитором ОАО «РЖД», имеем прямые договоры с собственниками подвижного состава жд транспорта, ведущими мировыми судоходными линиями и экспедиторскими организациями стран, входящих в СМГС пространство.

1. Грузинский борец сумо Гагамару (слева) участвует в показательном турнире в храме Ясукуни в Токио, Япония, 6 апреля 2012. Сотни зрителей наслаждались этим однодневным мероприятием, где борцы сумо демонстрировали свои навыки.

2. Монгольский великий чемпион сумо Хакухо выполняет ритуал входа в кольцо во время показательного турнира Хонозумо в стенах храма Ясукуни в Токио, Япония.

3. Борец сумо идет под цветущей вишней в храм Ясукуни для участия в показательном турнире Хонозумо.

4. Екодзуна Хакухо из Монголии бросает своего соотечественника Какурю во время плей-офф поединка на турнире Spring Grand Sumo tournament в Осаке, 25 марта 2012. Хакухо одержал победу в турнире, выиграв плей-офф поединок после того, как борцы закончили 15-дневный турнир с равным счетом 13-2.

5. Келли Гнейтинг (справа) выбрасывает Леона Арайва за пределы кольца во время Национального чемпионата США по сумо в Riviera Hotel & Casino в Лас-Вегасе.

6. Натали Бернс и Тауния Арайв участвуют в Национальном чемпионате США по сумо в Riviera Hotel & Casino в Лас-Вегасе.

7. Трехкратный чемпион мира Byamba делится своими знаниями с детьми в Лос-Анджелесе, Калифорния, 5 мая 2012. Byamba показал детям основные приемы и движения сумо, а также объяснил их культурное значение. Родившийся в Монголии Byambajav Ulambayar занимался спортом с самого детства. В возрасте 15 лет он завоевал национальные чемпионские титулы среди юниоров по дзюдо, самбо и монгольской борьбе. В это время он был приглашен для участия в профессиональном сумо в Японию. В 21 год Byamba снялся в небольшой сцене сумо в фильме, после чего он принимал участие в более 120 телевизионных шоу, рекламных роликах и других мероприятиях по всему миру. За 4 года сумоист более 50 раз выезжал за границу на выступления, путешествовал по всей территории США.

8. Борцы сумо участвуют в акробатическом бою на показательном турнире Хонозумо в храме Ясукуни в Токио, Япония.

9. Крис Хименес (справа) помогает застегнуть пояс своему отцу Рэнди Хименесу во время Национального чемпионата США по сумо в Riviera Hotel & Casino в Лас-Вегасе.

10. Сумоисты готовятся к борьбе в музее кукол Puppenhausmuseum в Базеле, Швейцария.

11. Одзэки (чемпион) из Монголии Харумафудзи (справа) обнимает своего старшего ученика после победы в своем последнем бою в турнире Autumn Grand Sumo в Токио. Харумафудзи одержал победу над екодзуной с наивысшим рейтингом и своим соотечественником Хакухо и победил в турнире со счетом 15-0, опередив Хакухо с его счетом 13-2. Харумафудзи после турнира получила титул екодзуна.

12. Монгольский борец Харумафудзи бросает своего соотечественника екодзуна (великого чемпиона) Хакухо во время финального боя 15-дневного турнира Autumn Grand Sumo tournament, в котором он одержал победу.

13. Харумафудзи получает кубок от премьер-министра Японии Есихико Нода во время церемонии награждения на турнире Autumn Grand Sumo tournament в Токио, 23 сентября 2012. Харумафудзи, одержав победу в турнире и над Хакухо, практически гарантирует себе выход в топ-рейтинг екодзуна.

14. Кассио Гомес бросает горсть соли на ринге на Чемпионате Южной Америки по сумо в Сан-Паулу, Бразилия, 22 июля 2012.

15. Мария Седеньо из Венесуэлы, чемпион среди женщин, сталкивается со своим оппонентом на Чемпионате Южной Америки по сумо в Сану-Паулу, 22 июля 2012.

16. Монгольский борец Харумафудзи держит большого красного морского леща и улыбается после того, как он стал 70-м екодзуной (великим чемпионом), 26 сентября 2012.

Согласно японской легенде само происхождение японской расы обязано исходу поединка сумо . Верховенство японской нации на островах было установлено в тот момент, когда бог Таке-микадзуси выиграл турнир сумо у лидера соперничающего племени. Однако если отбросить легенды в сторону, история этого вида спорта берет начало около 1500 лет назад, когда поединок сумо был религиозным обрядом.

Игры сумо

Согласно правилам, турнир сумо выигрывает тот борец, кому удается вытеснить противника за внутренний круг ринга или выбросить его за пределы «dohyo» (глинобитного ринга). Спортсмен, который коснется земли любой частью своего тела, будь то колено или кончик его пальца, также считается проигравшим. Использовать кулаки, тянуть за волосы, выдавливать глаза, бить в живот или грудь строго запрещено. В сумо также запрещено хватать за повязку, прикрывающую важные органы. В сумо не существует весовых различий, поэтому в поединке можно встретиться с оппонентом, превосходящим себя по весу в 2 раза и более.

Сумо называют «феодальной системой, в которой 9 из 10 не получают зарплату». Борцы, занимающие ранг ниже juryo получают месячное жалование около 700 $, что составляет около 5 % от сумы, которую зарабатывают борцы высшей лиги. Это служит мотивационным фактором для продвижения выше по рангу. Достигнув чемпионского титула “йокодзуна” спортсмен может рассчитывать на жалование в 30000 $ в месяц, которое он теряет, если спускается в лигу нижнего ранга.

День сумоиста

«Начинать день на голодный желудок – одно их правил успешных тренировок борцов сумо», - говорит Тецухиро Мацуда, менеджер Takasago Sumo stable.
День борца сумо начинается в 5 часов утра с утренней тренировки. Борцы направляются в тренировочный зал сразу после пробуждения. Интенсивные тренировки на голодный желудок усложняют сжигание калорий. Около 11 часов утра спортсмены проводят свою первую трапезу. Молодые борцы помогают повару готовить чанко-набе, густое жаркое в горшочке.

Набор веса для борцов сумо является основополагающим фактором для побед и достижений. Согласно сведениям Японской ассоциации борьбы сумо, 40 из 42 борцов в «макуучи» (высшей лиге) весят более 140 кг. В 2011 году ринг покинул самый тяжелый борец сумо за всю зафиксированную историю этого вида спорта - Ямамотояма Рююто весил 265 кг. Дневная калорийность рациона борца сумо составляет около 8000 килокалорий, что более чем в 2 раза превосходит дневной рацион мужчины в Японии.

Сразу после завтрака борцы направляются в спальню и проводят несколько часов в дневной дреме. Это помогает им набрать вес, так как все съеденные калории запасаются в виде жировых отложений. Следующая трапеза у гигантов состоится около 6- часов вечера.

Чанко-набе - главное блюдо для сумоиста

Для приготовления чанко-набе сгодится практически все содержимое холодильника. Различные сорта мяса, овощи и рыба готовятся в кипящем курином бульоне. Чанок-набе богат протеинами и обычно подается борцам в больших количествах вместе с другими сопутствующими блюдами.

Практика употребления чанко-набе борцами сумо берет свое начало в эпоху Мейдзи. Это блюдо легко приготовить и подать большому количеству спортсменов с минимальными затратами. Благодаря интенсивным тренировкам рано утром и перед сном и двум объемным трапезам в течение дня, организм спортсменов настраивается на режим сохранения жировой ткани. История хранит воспоминания о спортсменах, которые могли съесть 5 кг мяса или 10 мисок риса за один присест.

Если вы хотите попробовать чанко-набе, отправляйтесь в стадион Ryogoku Kokugikan во время сезона сумо-турниров. Стойки с чанко-набе вы найдете на 2 этаже сопутствующего здания, одна миска этого блюда обойдется вам всего в 250 йен. И не волнуйтесь: чанко-набе – это очень полезное и здоровое блюдо. Вы не наберете вес, конечно, если вы не собираетесь поглощать чанко-набе в огромных количествах подобно борцам сумо.

Покидая ринг, борцы сумо очень часто вкладывают свои сбережения в ресторанный бизнес. Многие из бывших спортсменов содержат свои собственные рестораны, специализирующиеся на чанко-набе. Об одном из таких ресторанов «Каппа Есиба» мы писали в одном из выпусков новостей. Всего пару минут ходьбы от стадиона Кокугикан и вы попадете в аутентичное место с отменным чанко-набе, рецепт которого проверен поколениями борцов сумо.

Борцы сумо "на пенсии"

Уходя из сумо борцы работают билетерами, швейцарами или охранниками во время матчей, они обязаны пройти через процесс унижения после своего решения оставить борьбу. Даже “йокодзуна” должны пройти через это. Пенсионные выплаты борцов сумо зависят от количества и уровня побед, совершенных за всю карьеру.

Некоторые борцы никогда не заканчивают свои тренировки. Они посвящают свою жизнь тренировкам во время юности, строят свою карьеру, повышая свое место в рангах, и увольняются в возрасте 30-35 лет, становясь тренерами, основывая свою школу, или же сбрасывают вес и начинают новую карьеру.

Негативные последствия тяжелых тренировок и избыточного питания настигают спортсменов в зрелом возрасте. Многие из них получают тяжелые поражения печени, заболевают диабетом, страдают от высокого давления и подвержены сердечным приступам. Средняя продолжительность жизни борца сумо составляет 60-65 лет, что более чем на 10 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни у японских мужчин.

Сегодня сумо – это верность традициям, бизнес и развлечение для тысяч зрителей, и вряд ли кто-либо из спортсменов действительно осознает кратковременность успеха и суровую реальность «феодальных порядков» одного из старейших видов единоборств на земле.


Родина борьбы сумо – Япония , где этот вид единоборства причислен к боевым искусствам. Традиция борьбы сумо восходит к давним временам, поэтому каждое состязание проводится в сопровождении многочисленных ритуалов. Япония – это единственная страна, где организовываются соревнования профессиональных сумотори (так называют борцов сумо).

История борьбы сумо

История борьбы сумо начинается приблизительно с 7-го века , когда в 642 году во дворце Императора был проведен турнир среди борцов, посвященный корейскому послу. С тех самых времен каждый год проводились соревнования, связанные с датой завершения полевых работ и сбора урожая.

Первые единоборства по борьбе сумо носили религиозный характер , а не спортивный, поэтому обязательно сопровождались театрализованными представлениями на тему религии, молитвами и ритуальными плясками. Техника борьбы сумо на тот период не предполагала фактически никаких запрещенных элементов, поэтому борцовские броски и захваты перемежались боксерскими приемами.

Однако самое первое документальное свидетельство о борьбе сумо датировано немного более поздним периодом – 712-ым г., когда оно было вписано в книгу Кодзики – древнейший источник письменности японского народа. Упомянута борьба (как сумаи) и в других письменных источниках 8 века. Она ассоциировалась с религиозным ритуалом Синто, поэтому и в наши дни в некоторых японских монастырях можно ознакомиться со схваткой бога и человека.

Базовые правила единоборства сложились в период с 794 по 1185 года, в эпоху правления Хэйан. На тот момент возникли и первые ограничения: сумотори было запрещено бить соперника в голову, пинать ногами и тянуть за волосы. С того времени на борцах появилась и форменная одежда, которая сводилась к единственному элементу – набедренной повязке.

В ходе становления воинского сословия роль борьбы сумо резко изменилась. Поединки все больше отходили от религиозности и с возникновением междоусобиц его приемы заострялись под применение в боях и служили для воспитания воинов. Это происходило с 1192 по 1573 года, в эпоху Муромати и Камакура.

Современная борьба сумо ведет отсчет примерно с 1603-го г., с периода Эдо, когда войны стихли и воцарился мир. Единоборство стало превращаться в новое развлечение знати и имущих сословий. Именно в то время в нем окончательно сложились порядка 70 канонических элементов, стал неизменным ритуал и установились правила ведения боя, дошедшие до наших дней почти неизмененными.

В период Эдо возникло звание главного чемпиона – «йокодзун», оформилась существующая ныне борцовская иерархическая лестница. В 18 столетии (в середине) появилась традиция ежегодного проведения 2 турниров по борьбе сумо – в Эдо (Токио) и Осака.

Худшие времена наступили для борьбы сумо после 1868-го года, когда с открытием Японии в ней появились другие спортивные развлечения . Тогда начались гонения на сумотори, а сама борьба была признана пережитком феодализма. Спасение пришло с народной поддержкой и личной благосклонностью Императора. С тех пор турниры снова вошли в традицию и уже никогда не прерывались – даже на момент военный действий.

Борцы сумо

Борцы сумо не только должны иметь крупное телосложение и большой вес – требования к ним крайне строги и взыскательны и накладывают уйму ограничений относительно индивидуальной жизни спортсменов. Борцы сумо обязаны вести морально- и нравственно-чистый образ жизни, обладать превосходным здоровьем и иметь образование не ниже среднего (9 кл.). Рост борцов сумо должен быть от 167 см и выше, а масса тела составлять не меньше 67 кг.

К профессиональному уровню допускаются только борцы, достигшие 23-летнего возраста. Как исключение – спортсмены, показавшие небывало высокие результаты в любительской или в студенческой борьбе сумо. Им разрешено приступить к профессиональному единоборству даже в 25 лет. Великие борцы сумо пришли в этот спорт именно из студенческой среды.

Для того чтобы проявить себя на профессиональном поприще, борцы сумо обязаны вступить в одну из т. н. комнат, то есть школ. Но туда они могут попасть лишь по завершении среднего образования. Любители, продемонстрировавшие превосходные результаты, приступают к борьбе сразу с 3-го макусита (дивизиона).

Далее жизнь борцов сумо приобретает еще большую аскетичность, и молодые люди добровольно отрекаются от обычных человеческих удовольствий. У них нет частной жизни – вся она протекает под бдительным вниманием ассоциации и ояката (наставника). Причем ведется забота не только о нравственно-моральном облике борца сумо, но и о его физическом здоровье.

У борцов сумо нет ни собственного дома, ни семьи . Единственно с кем они общаются – это такие же сумотори как и они сами. День их обычно начинается невероятно рано с монотонных, выматывающих тренировок. После завершения многочасовых упражнений они обедают, а затем отдыхают на обязательном тихом часе. Задача наставника – помочь равномерно нарастить жировую и мышечную массу, с тем чтобы удачно выступать на состязаниях.

Вес борца сумо

Представление о борце сумо как о толстом и неуклюжем человеке совершенно ошибочно. Безусловно, на поле «боя» можно наблюдать схватку более чем 200-килогрммовых великанов, но это скорее всего исключение, чем правило. Стандартный вес тела борцов сумо достигает 130…180 кг . Причем по окончании поединка спортсмены сбрасывают до нескольких десятков килограммов, и тогда тяжеловеса можно с трудом узнать в комментаторе хода очередного поединка.

Вес борца сумо наращивается не только за счет накачивания мышц, но и благодаря жировым отложениям, накопленным с помощью проработанной десятилетиями особой диеты. Подавляющая часть борцов сумо весит около ста килограммов и более (кроме начинающих), а представители наивысших дивизионов – от 120 кг. В противном случае им нельзя рассчитывать на победу.

Техника борьбы сумо

В борьбе сумо запрещается бить по глазам и по зоне паха. Удары допускается наносить только открытой ладонью, а не ребром. Техникой борьбы сумо также запрещается хватать противника за масави (набедренную повязку), пальцы, уши и волосы. Нельзя предпринимать и захваты с удушением. Все остальные приемы разрешены к применению, поэтому базовый арсенал борцов сумо включает:

  • подсечки;
  • подножки;
  • броски;
  • захваты;
  • толчки;
  • пощечины.

Однако из-за очень большого объема приемов редкий спортсмен владеет всеми ими, поэтому борцы сумо предпочитают определенные приемы и бойцовские тактики – как, например, захват и борьба в поясе или борьба толчками на расстоянии. Но любой поединок, как правило, начинается с рывка спортсменов друг к другу со столкновением. Лучшая тактика ведения боя – наступательная.

Правила борьбы сумо

Правила борьбы сумо сформировались еще во времена Хэйан – с 794-го г. по 1185-й г. Для выявления победителей схватки применяются 2 базовых определения:

  1. проигравшим считается тот, кто первым коснется площадки вне круга;
  2. проигравшим признается первый прикоснувшийся к земле любой областью тела, за исключением стоп.

Площадка для ведения боя выглядит как помост квадратной формы высотой 34…60 см и носит название дохё. Его делают из утрамбованной глины, которая покрыта поверх небольшим слоем песка. Непосредственно поединок разворачивается в круге, ограниченном строгим диаметром в 4,55 метра. По краям он обложен тавара – плетением из рисовой соломы.

По правилам борьбы сумо стартовые позиции спортсменов обозначаются на дохё 2 белыми полосами. До начала каждого турнира песок, обрамляющий круг, тщательно подметают вениками и разравнивают – чтобы можно было точно выяснить, коснулся или нет борец площадки вне круга. В целом, в правилах борьбы сумо имеется еще множество ритуальных атрибутов, которые восходят к синтоистским традициям и символам.

(без темы)

Прочитала внизу в ветке обсуждение классификации людей по типам по Мак-Вильямс. То, что специалисту это надо знать и понимать у меня вопросов не возникает. А надо ли «клиенту» точно осознавать как …



 

Возможно, будет полезно почитать: