Что за Сават: История происхождения и правила соревнований французского бокса

Сават – этот бокс французского происхождения , в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями.

Сават – это уникальный стиль , в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая – на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават рижской школы считался самым жестоким . «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова – бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, который долгое время являлся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон , который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качестве национального вида спорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

  • «Ассо» – легкий контакт – это раздел, в котором нельзя наносить сильные удары руками и ногами, важно качество и точность техники.
  • «Комба» – полный контакт – раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре – комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди – для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Видео: Сават боевое искусство Франции

Французский бокс - это самобытное боевое искусство, возникшее на землях Франции. Конечно, с течением времени оно поддавалось влиянию других систем, например, английского бокса, но французские патриархи сумели сохрнить его уникальность не в ущерб эффективности.

Генеалогия французского бокса

Первым прародителем французского бокса считается распространенный в начале XVIII в Париже и окресностях бой ногами в обуви с ударами открытой рукой. В последствии этот метод дал второе название французскому боксу - сават (savate - старый стоптанный башмак). Арсенал савата включает в себя удары носком, ребром или каблуком обуви (тяжелой и грубой, которую носили низшие слои населения) по нижнему уровню: голеностопный сустав, голень, колено. Даже удар в пах уже считался слишком высоким, требующим слишком много времени для нанесения, а потому применялся крайне редко. Руки, как правило, находились снизу для захватов ног и защиты паха. Тем не менее, использовались удары в основном открытой ладонью (ребро, основание, пальцы, тыльная сторона), которые наносились по самым уязвимым точками шеи и головы (горло, сонные артерии, виски, нос, уши, затылок). Метод охотно взяли на вооружение уголовники, развившие его до своеобразной системы рукопашного боя, в которой нашлось место технике владения дубинкой, ножом и кастетом.

В таких условиях, естественно, находились желающие освоить сават, чтобы уметь защитить себя и своих близких на улице от возможных бандитских нападений. В Париже и окрестностях стали появляться так называемые залы, где преподавался сават всем желающим. Среди них были и зажиточные буржуа, которые тоже хотели обучиться самозащите, но брезговали заниматься бок о бок с простолюдинами и не желали сильно увечиться во время тренировок. На появившийся спрос рынок тут же ответил предложением, появились отдельные залы для зажиточных особ, где основной акцент в технике ставился не на силу и жесткость, а на ловкость и грациозность наносимых ударов. Именно с этого момента сават стал развиваться в двух направлениях: сават классический и романтический. Последний внес в будущий французский бокс фехтовательную технику: боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, удары противника парировались (уход с линии атаки запрещался), использовались в основном прямые удары руками с выпадом вперед и ногами. Однако все эти факты - не более чем догадки различных исследователей, так как первые печатные источники, посвященные савату, появились в начале XIX ст., в том числе и памфлет 1824 г. Мишеля Кассо (Michel Casseux), который систематизировал приемы и методы тренировки савата.

как все начиналось (смешно)

ВОТ ТАК ПРОХОДИЛИ БОИ ПО САВАТ В 30Х ГОДАХ

Не только суровая парижская жизнь породила во Франции уникальную систему самозащиты. На юге страны, в провинции Прованс, также развивалась отдельная система, выросшая из игры марсельских моряков. "Марсельская забава" (jeu de Marseille) предполагала, что два участника стремятся прикоснуться носком ступни, обутой в мягкий тапочек, к телу партнера выше пояса. Поскольку играли моряки в основном во время долгих и скучных плаваний, техника игры учитывала и условия ее проведения. Например, дотронуться до головы противника ногой, сохранив при этом равновесие на раскачивающейся палубе было нелегко. Потому родился такой прием, когда во время нанесения удара по верхнему уровню разрешалось упираться в палубу одной или двумя руками. В будущем этот прием нашел свое место во французском боксе. Припортовые драки, которые нередко случались на территории разных стран, помогли французским морякам не только отточить свое умение, но и обогатить его арсенал. К 20-м годам XIX ст., когда система приобрела официальное название шоссон (chausson - тапочек, мягкая туфля) и популярность среди «романтических саватёров», она включала в себя удары ногами по всем уровням, захваты, удары руками, во многом заимствованные из бокса английских моряков.

Именно шоссон был взят за основу французского бокса его создателем - мастером савата и фехтования Шарлем Лекуром (Charles Lecour). Поворотным моментом, определившим последний этап формирования этой французской боевой системы, стал бой, состоявшийся в 1830 году между Лекуром и одним из сильнейших английских боксеров того времени Оуэном Свифтом по прозвищу "Маленькое чудо". Сокрушительное поражение француза заставило его на год отправиться в Лондон для изучения английской манеры работы руками.

После возвращения, продолжая брать уроки у проживающего в Париже английского тренера по боксу, Лекур синтезировал приобретенные знания и навыки, в результате чего в 1832 году была провозглашена новая дисциплина - французский бокс (la boxe française). Разнообразная и быстрая техника "французской ноги" идеально дополнялась "английским кулаком", который Шарль Лекур в отличие от самих англичан одел в перчатки (как на тренировках, так и на соревнованиях). Соревнования проводились по правилам, в основной своей части повторявшие правила английского бокса, с той лишь разницей, что разрешались атаки ногами по всему телу, в том числе в спину и даже по коленному суставу (хотя этот прием не оценивался). Позже был запрещен также шоссоновский прием касания руками пола во время нанесения удара ногой в голову. Тем не менее, на 1845-1855 года припадает настоящий бум на французский бокс в стране.

Алчность и бескорыстность французских патриархов

К середине XIX ст. французский бокс уже сформировался в самостоятельную дисциплину, но веховой в его истории стала так называемая "эпоха Шарлемонов", продлившаяся около 60 лет. Ее началом принято считать 1862 г., когда Жозеф-Пьер Шарлемон (Joseph-Pierre Charlemont) начал свое турне по странам Европы, во время которого бросал вызов известным бойцам того времени и успешно его отстаивал. После поражения коммунаров в 1871 г., в движении которых он принимал активное участие, Шарлемон бежал с сыном Шарлем в Бельгию, где не только активно практиковал французский бокс, но и открыл первую школу за пределами Франции (которая существует и по сей день). Там же Шарлемон-старший разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и в 1877 г. издал книгу по французскому боксу. После получения амнистии он вернулся в Париж, где в 1879 открыл Академию французского бокса.

С одной стороны, появление такого рода заведения можно назвать апогеем развития этого вида единоборств. С другой, идеи, которые преследовал его основатель, заложили в него бомбу замедленного действия, которая едва не стерла французский бокс с лица земли. Тонко чувствуя конъюнктуру и усматривая возможность неплохо обогатиться, Жозеф-Пьер Шарлемон превратил Академию в некоторое подобие сегодняшних фитнесс-центров. Оборудованный тренировочными снарядами зал, раздевалка, душевые, читальная комната и буфет - все говорило о том, что это заведение не для бедных. В то же время покровительство буржуа помогало Шарлемону в достижении другой его цели - стать монополистом в мире бокса. И это ему удалось: ни одно показательное выступление или соревнование по французскому боксу не проходило без его личного разрешения, а также без участия судьей или представителей Академии. Несмотря на огромные возможности, Жозеф воспитал всего двух преемников, одним из которых был его сын Шарль, в последствии принявший руководство Академией. Шарль не только продолжил дело отца по укреплению монополии, организовав "Общество содействия французскому боксу" (1897 г.), но и стал первым в истории чемпионом мира по этой дисциплине (1899 г.).

В начале XX ст. насчитывалось около 100 тыс. адептов французского бокса, однако после Первой мировой войны (1914-1918 гг.) началось действие того самого разрушительного механизма, на котором зиждилась империя Шарлемонов: война забрала жизни и здоровье многих выдающихся спортсменов Франции, а воспитывать новое поколение, которое все больше интересовалось английским боксом, было просто некому. Последним вздохом классического французского бокса стал чемпионат Франции 1937 г., а через год Академия закрылась.

ФРАНЦУЗСКИМ БОКСОМ ОВЛАДЕВАЛИ И ЖЕНЩИНЫ

Пьер Барузи в финале соревнованийРеанимировать национальное единборство взялся Пьер Барузи (Pierre Baruzi) - побывавший на посту Президента Академии одиннадцатикратный чемпион Франции по французскому боксу в среднем, полутяжелом и тяжелом весе, участвовавший в боях по этой дисциплине, устроенных для демонстрации во время проведения IX Олимпийских игр в Париже в 1924 г. От Шарлемонов ему досталось жалкое наследие: перед Второй мировой войной (1939-1945 гг.) французский бокс практиковало не больше 500 человек, а в конце сороковых - не более 100. Вплоть до 1960 г. Барузи на свои средства и практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам. Такая самоотверженность принесла свои плоды и уже в 1965 г. ему удается создать Национальный комитет французского бокса сават, объединивший около 30 клубов по всей стране. За десять лет количество его членов выросло с одной до 25 тыс. человек. Еще через десять лет неутомимый граф основывает Международную федерацию французского бокса сават, в которую вошло 14 стран мира. На заслуженный покой Пьер Барузи ушел в возрасте 97 лет, будучи почетным президентом Федерации, оставив потомкам осуществление своей мечты - внести французский бокс сават в олимпийские виды спорта. Учитывая то, что Париж претендует на проведение в нем Олимпийских игр 2012 года, ее осуществление выглядит вполне реальным.

Что такое французский бокс сегодня?

Современный французский бокс, на первый "неквалифицированный" взгляд, мало чем отличается от современного кикбоксинга. Разве что униформой и почти двухсотлетней историей развития. Однако именно эти годы и обусловили самобытность дисциплины. Спортсмены выступают в специальных обтягивающих тело трико из лайкры, в боксерских перчатках, обутые в обувь типа боксерок с мягкой подошвой. Поединки проходят на стандартном боксерском ринге 8×8 м по классической формуле - 5 раундов по 2 минуты боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка) с перерывами в минуту. Спарринги могут проводиться в трех версиях. Условный контакт, когда оценивается техничность, точность, скорость и индивидуальный стиль бойца. Полуусловный контакт, когда удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств (шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.). Полный контакт, когда удары наносятся в полную силу, а из защитного снаряжения используется только капа и бандаж. При этом во французском боксе нет деления на любителей и профессионалов и к тем, кто пытается поставить этот вид сорта на профессиональную основу, относятся крайне неодобрительно.

И ВОТ ТАК ВЫГЛЯДИТ САВАТ В НАШЕ ВРЕМЯ

В савате существует строгое правило: во время спарринга техника ударов ногами должна составлять не менее 65-70% от общего числа ударов в бою, что защищает дисциплину от поглощения боксом. Арсенал этих ударов примерно такой же, как и в кикбоксинге, с той лишь разницей, что можно наносить прямые удары в колено и в спину если противник развернулся, а рефери не успел остановить поединок. Но самой главной отличительной чертой является техника нанесения ударов ногами, чистота выполнения которой всегда дает преимущество в соревнованиях. Все круговые удары наносятся не голенью, как в кикбоксинге, а стопой, при этом избежать травм помогает запрет на защиту от лоу-кика подставкой голени. Кроме того, чтобы удар был засчитан, необходимо сначала вынести согнутое колено и лишь затем продолжить движение. Одной из "визитных карточек" французского бокса стали прицельные удары башмаком в печень, селезёнку и солнечное сплетение.

Для определения квалификации адептов во французском боксе используется цветовая градация, но не поясов, как принято в карате, а полосок на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Саватёр может принимать участие в соревнованиях, лишь получив красную полоску. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок, а для профессоров - золотая. В соответствии с полоской на трико с левой стороны груди нашивается эмблема, которая является обязательным элементом униформы.

За все время существования во французском боксе сложилась своя культура поведения спортсменов как на ринге, так и вне его. Саватёрам запрещено делать скандальные заявления в прессе до и после матча, различными способами проявлять бурные эмоции во время и после поединка, в том числе "не лезть ни к кому с поцелуями и не кидаться на шею от радости или с горя, если вы не женщина", а также "не вопить от радости, не прыгать и не размахивать руками, если удалось нокаутировать противника". Не приветствуются татуировки, амулеты, а также молитвы и клятвы, произнесенные в слух. Даже в коротком приветственном ритуале перед началом боя чувствуется сдержанный аристократичный дух предков: из исходного положения "ноги вместе, руки вдоль корпуса" правая рука прикладывается перчаткой к левому плечу, затем выпрямляется вправо-вверх под углом 45 градусов.

Savate ; другие названия: boxe française , французский бокс , французский кикбоксинг и французская ножная борьба ) - французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксерских перчаток. Удары ногами наносятся стопой (ребром, носком, подошвой, пяткой) и, преимущественно, ниже пояса, что отличает его от современных европейских (кикбоксинг) и азиатских (муай-тай и силат) аналогов. Сават, возможно, является единственной старинной школой, в которой бойцы надевают обувь с толстой и плотной подошвой и выступающим рантом. В России сават повлиял на славяно-горицкую борьбу . Люди, практикующие сават, называются по-русски саватисты или саватёры - см.Тарас А.Е. "Французский бокс сават: история и техника." Минск, 2001г. (фр.savateuere -саватье) .

Боевое искусство

Название «сават» происходит от французского слова savate , означающего «старый ботинок». Современный формализованный образ стиля является, в основном, сплавом французских техник уличных боёв с начала XIX века - «классического сават». Тогда сават был типом уличного боя, популярным в Париже и северной Франции. На юге, особенно в портовом городе Марселе , моряки разработали стиль борьбы с высокими ударами ногой и пощёчинами. Считается, что удары ногой были добавлены, чтобы позволить бьющему использовать свободную руку для сохранения равновесия на качающейся палубе. Также, удары ногой и пощёчины не считались нелегальными, так как в то время закон запрещал удары кулаками. Этот стиль был известен как «jeu marseillais» (рус. марсельская игра ), позже переименованный в «шоссон» (фр. chausson , «тапочек»), так как моряки в те времена носили тапки. В Англии (место рождения бокса) удары ногами считались неспортивными.

Двумя ключевыми историческими фигурами в истории превращения уличного боя в современный спортивный сават были Мишель Кассо (1794-1869), французский аптекарь, и Шарль ЛеКур (1808-1894). Кассо открыл первое заведение в 1825 для практики и рекламы регулированной версии шоссо и савата (запрещая удары головой, царапанья глаз, захваты, и др.). Но этот спорт так и не потерял своей репутации как техника для уличного боя. Шарль ЛеКур, ученик Кассо, был побеждён в дружеском поединке с британцем Оуэном Свифтом в 1830. Он посчитал, что его технике не хватает ударов кулаками, так как открытой ладонью можно лишь отбивать мощные удары боксёра, но не нападать самому. Занимаясь боксом последующие два года, ЛеКур комбинировал бокс с шоссо и саватом, создавая современную версию этого стиля, «boxe française». В какой-то период развития савата, в стиль было добавлено фехтование тростями (шпаги были запрещены). С тех пор, трость «la canne» является неотъемлемой частью обучения саватьё, хотя те из них, которые тренируются только для соревнований, могут пропустить эту часть тренировки. Иной сават был разработан учеником ЛеКура Жозефом Шарльмоном и его сыном Шарлем Шарльмоном. Принципиальное отличие их стилей заключалось в том, что в стиле Лекура удары руками базировались боксерских приемах, в стиле Шарльмона - на фехтовальным приемах. В результате удары в савате Лекура более мощные, а в савате Шарльмона - более многочисленные.

Позже сават был кодирован под надзором Национального комитета по французскому боксу под предводительством графа Пьера Барузи, учеником Шарля Шарльмона. Граф считается отцом современного савата и был одиннадцатикратным чемпионом Франции и её колоний, став чемпионом до Первой мировой войны . Барон Джеймс Шортт из Кастлшорта, ученик графа, основал сават в Великобритании и Ирландии . Методы, запрещённые в соревнованиях, называются «Defense de la Rue» (рус. уличная самозащита

Разделы соревнований:

  • l’assault - лёгкий контакт;
  • le pre Combat;
  • le Combat - полный контакт.

Соревнования по савату разрешают использование лишь четырёх типов ударов ногой и четырёх типов ударов рукой:

  • Удары ногой:
  1. фуэтэ - fouetté (рус. плеть , удар с разворота)
  2. шассе - chassé (удар сбоку или спереди)
  3. реверс - revers (удар обратной стороной ноги)
  4. coup de pied bas (низкий удар по голени; при ударе, саватист наклоняется назад)
  • Удары рукой:
  1. direct bras avant (прямой удар передней рукой)
  2. direct bras arrière (перекрёстный удар задней рукой)
  3. crochet (хук согнутой рукой)
  4. uppercut (апперкот любой рукой)

Знаком уважения к савату было включение его как демонстрационный спорт в Олимпийских играх 1924 года в Париже. Несмотря на корни спорта, он является сравнительно безопасным для обучения.

В наши дни сават практикуется по всему миру любителями от Австралии до США и от Финляндии до Великобритании. Многие страны имеют национальные федерации по савату. Сават был также представлен в соревновании Ultimate Fighting Championship , где голландский чемпион по савату Жерард Гордо победил борца сумо и американского кикбоксёра , прежде чем проиграл практиканту бразильского джиу-джитсу Ройсу Грэйси в финальном раунде. Французский саватист Фарид Кидер одержал убедительную победу над японским каратистом Юя Ямамото в супербое по кикбоксингу K1. В 1996 году саватист Франсуа Пиннокио одержал победу над легендой муай тай Рамоном Деккерсом. Из действующих французских бойцов необходимо отметить пятикратного чемпиона мира по савату Фредерика Беллоньи, который также является чемпионом мира среди профессионалов в муай тай . В России больших достижений в данном виде спорта добились Нина Абросова (см.: Абросова Нина Алексеевна) и Сергей Егоров .

С 2010 года проводятся профессиональные бои по сават-про.

Во Франции группа ортодоксальных саватистов возрождает «классический сават» - Defense dans la Rue".

В отличие от поясов многих восточных единоборств, профессиональный уровень саватиста указывается цветом его перчаток.

Каном - фехтование на тростях

Фехтование во Франции началось со «Школы французского фехтования». Отдельным направлением современного Savate является фехтование на боевых тростях «la Canne».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сават" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 бокс (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    сават - * savate f. Вид бокса с применением ударов ногой. Мне понравились твои школьные воспоминания. Я тоже, пожалуй, напишу про Тенишевское училище ты déclanché <вызвал> картины моего прошлого.. отчаянные кулачные бои. доставившие мне огромное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    А) (2Езд.9:28) из Израильтян, имевших жен иноплеменных. В (Езд.10:27) стоит: Завад. б) (Зах.1:7) евр. Шебат название одиннадцатого месяца Еврейского года от новолуния февраля до новолуния марта … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Саватіїв - прикметник …

    Саватій - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

кл слова: сават, бокс, история, видео, Мишель Кассо, шоссон

Слово «сават» по-французски означает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле — «бродяга, босяк, оборванец». Так называется французский метод боя ногами в обуви с подключением, в случае необходимости, ударов руками.

Сават произошел от древнего развлечения французских крестьян, заключавшегося в поочередном обмене ударами обутых ног по голеням друг друга. К началу XVIII века из примитивного «спорта» сават превратился в своеобразный метод «выяснения отношений» между простолюдинами. Дуэльный сават практиковался в двух вариантах: с ограничениями и без них. В первом случае разрешались удары подъемом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Во втором варианте можно было ломать ноги (для этого надевали специальные ботинки с острыми рантами, подкованные гвоздями), выбивать глаза и зубы, превращать лицо в кровавое месиво и т.д.

Этот второй вариант взяли на вооружение бандиты. Помимо обутых ног и голых рук, они широко применяли кастет, нож и дубинку. Иными словами, уголовники практиковали сават как метод жестокого рукопашного боя. Вообще сават пользовался наибольшей популярностью среди нижних слоев общества: бродяг, воров, нищих, батраков, сутенеров, грузчиков, мастеровых, уличных грабителей и тому подобной публики.

В 1824 г. его приемы систематизировал некий Мишель Кассо (1794—1869). Согласно тексту изданной им брошюры, основу техники сават составляли прямые, круговые и боковые удары ступнями, обутыми в грубые башмаки, по коленям, голеням и голеностопным суставам. Удары наносили носком или ребром обуви. Пах и живот чаще всего считались слишком высокими мишенями, но некоторые бойцы предпочитали именно эти места, а отдельные виртуозы били ногой даже в голову. Были весьма популярны подсечки.

Руки требовалось держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Кулаки почти не использовались, ударными поверхностями являлись ладони (основание, «лодочки»), а также пальцы. Цели для ударов открытой рукой находились в основном на голове: глаза, уши, горло, виски, нос. Удары рук и ног не отличались особой силой, но их скорость и точность поистине впечатляли.

В 1832 г. ученик Кассо, по имени Шарль Лекур (1808—1894), соединил французскую технику боя ногами с техникой боя руками из английского бокса. При этом грубые башмаки он заменил войлочными тапочками, а руки бойцов прикрыл боксерскими перчатками. Кроме того, Лекур ввел правила поединков, составленные на основе правил английского бокса того времени. То, что получилось, он назвал «французским боксом».

В период с конца 30-х гг. XIX века и до 1900 г. французский бокс постепенно вытеснил «классический» сават из сферы народных развлечений и дуэльных поединков. Но среди уголовников и полицейских чинов он сохранялся почти без изменений. С тех пор, когда имеют в виду защиту и нападение «на улице», тогда говорят «сават»! Когда же речь идет о схватке спортивного типа — на ринге, в перчатках и мягкой обуви, по правилам, под присмотром судей — тогда употребляют термин «французский бокс».

Самыми знаменитыми деятелями французского бокса являлись Жозеф Шарлемон (1839—1929) и его сын Шарль (1862— 1944). Шарлемон-отец окончательно завершил работу по разработке техники, тактики и методики обучения, начатую Ш. Лекуром. В частности, он ввел в него ряд принципов и приемов, заимствованных из фехтования на шпагах, а также дополнил удары приемами классической (т.е. «французской») борьбы.

После Первой Мировой войны популярность французского бокса стала неуклонно снижаться. Как спорт, он уступал английскому боксу, а как система самозащиты был значительно слабее классического савата. К 1938 г. его практиковали не более 500 человек по всей Франции. Лишь отдельные энтузиасты прилагали усилия для того, чтобы сохранить французский бокс. Наиболее известным среди них был граф Пьер Барузи (1897—1994), чемпион страны в 1922—37 гг.

В 60-е годы мода на восточные единоборства (особенно мода на каратэ и тэквондо) вызвала во Франции ответную реакцию возрождения собственного наследия. В 1965 г. Пьер Барузи создал Национальный комитет французского бокса, объединив около 30 клубов (примерно - тысяча боксеров). За 20 лет он вырос в Национальную федерацию (25 тысяч членов). В 1985 г. возникла Международная федерация французского бокса, в которую вошли организации из 14 стран. Сейчас регулярно проводятся чемпионаты Франции и Европы.

Удары в савате производили носком, ребром или каблуком грубого башмака по голеностопному суставу, голени, колену противника. Пах, а тем более живот считали слишком высокой ми¬шенью, хотя нередко били и туда.
Кулаки использовали реже, чем открытую руку. Ударными поверхностями открытой руки являлись ребро и основание ладони, пальцы, тыльная сторона. Цели для поражения рукой находились в основном на голове и шее: уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Само слово «сават» указывает на то, что эта разновидность боя получила наибольшее распространение в низах общества — среди бродяг, грузчиков, нищих, уголовников, мастеровых, извозчиков и тому подобной публики. Но вот отно¬сительно того, как среди них появился сават, и когда это произошло, точных сведений нет.

В некоторых районах Франции издавна (еще с времен кельтов) у крестьян существовало своеобразное грубое развлечение — обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в старую разношенную обувь. В конце концов это развлечение проникло в Париж, где оно довольно быстро из забавы простолюдинов стало техникой боя, как дуэльного, так и бандитского. В этой связи приведем мнение современного французского историка Мишеля Делайе. Он пишет: «сават зародился в парижских предместьях в середине XVII века».

Никаких защитных блоков либо уверток в такой «борьбе» не существовало. Проигрывал тот, кто больше не мог терпеть боль. Отсюда обычай производить удары по очереди. Понятно, что сами удары наносили не в полную силу, иначе ноги ломали бы одним движением, самым первым! Как тут не вспомнить, что у древних и примитивных племен во всех регионах Земли высоко ценилось не искусство увертывания от ударов, а стойкое их перенесение, умение терпеть боль.
Между тем, французы имеют кельтское происхождение. Так что вполне возможно, что корни «савата» следует искать именно в кельтских обычаях еще дохристианской эпохи.
По мнению писателя Теофила Готье (1811—1872), страст¬но увлекавшегося французским боксом, эволюция савата в Париже выглядела следующим образом. Сначала он был здесь всего лишь уличным развлечением жителей окраин, так сказать, «художественно-спортивным шоу», в котором могли участвовать все желающие. Затем превратился в средство «выяснения отношений», в своеобразные дуэли безоружных представителей низших слоев общества.

Наиболее значитель¬ные поединки происходили на обширном пустыре, извест¬ном под названием «Пуант-де-Лиль». Туда прибывали соперники в сопровождении своих сви¬детелей и спрашивали перед тем, как сразиться: «Идем на все?» В зависимости от степени обиды, ответ бывал либо по¬ложительным, либо отрицательным. В первом случае наде¬вали специальные ботинки с острыми рантами и подкован¬ные гвоздями, разрешались коварные удары (например, в живот, в половые органы), не возбранялось ломать нос, вы¬бивать глаза, превращать лицо в кровавое месиво. Во втором варианте схватки считались допустимыми лишь удары подъе¬мом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Иными словами, имела место аналогия с дуэлями на шпагах, проводившимися «до первой крови» (обычно в результате пустяковой царапины) и «до смерти».

В середине XVIII века самым знаменитым мастером дуэльного савата прослыл некий Батист, бывший танцор, который обучился этому искусству при дворе герцога Беррийского. Сам же он изобрел удар ступней по верхнему уровню, т.е. в грудь и в голову. Место изучения савата этим человеком весьма любопытно. Дело в том, что именно провинция Бери (столица город Бурж), герцогство в периоде 1360 по 1434 годы, являлась одним из тех регионов, где сохранялся древ¬ний народный обычай бить друг друга по ногам ради потехи. Другим таким регионом считается Кальвадос провинция с центром в городе Кан (это в Нормандии).

Помимо Батиста, известными мэтрами савата слыли не¬кие Карп, Миньон, Рошеро, Сабатье, Фанфан, Франсуа и Шампань. Судя по отсутствию фамилий, все они были людь¬ми низкого общественного происхождения и положения.
Наконец, на третьем этапе распространения среди пари¬жан, сават взяли на вооружение уголовники.

Это слово переводится как «тапочек, мягкая туфля». По определению одного из французских толковых словарей, «шоссон — обувь без каблука, с подошвой из войлока или дра¬па, которая служит для занятий танцами, фехтованием и дру¬гими упражнениями, требующими «легкой ноги».

Известно, что в середине XVII века в Провансе, особенно в Марселе и вокруг него, были популярны своего рода сорев¬нования, участники которых стремились прикоснуться нос¬ком ступни, обутой в тапочек, к телу партнера выше пояса. Это состязание называлось «же де Марсей» — «Марсельская игра». Особенно оно пришлось по душе матросам коммерческих и военных кораблей, приписанных к марсельскому порту. Плавание парусных кораблей длилось очень долго, экипажи отчаянно скучали, поэтому были рады любому ак¬тивному развлечению временем марсельские моряки стали использовать уда¬ры ступнями в корпус и в голову во время драк на причалах и в портовых кабаках. Правда, техника этих ударов была дале¬ка от совершенства. Часто тот, кто пытался ударить ступней в голову противника, сам падал вместе с ним. Тогда родился такой прием, когда боец упирается обеими руками в палубу, а ступней бьет выше пояса противника. Позже он вошел в арсенал французского бокса.

В Париже шоссон стал популярен значительно позже савата, только в конце 20-ых годов XIX века. Связано это с со¬циальными факторами. Дело в том, что в залах (и особенно в подвалах) тогдашних «саватёров» основную клиентуру со¬ставляли рабочие и обеспеченные молодые бездельники. Однако эффективные приемы уличной драки интересовали не только их, но и добропорядочных буржуа, офицеров армии и полиции, людей свободных профессий. При этом «бла¬городная» публика не желала общаться ни с «золотой моло¬дежью», ни, тем более, с пролетариями.

Соответственно запросам правящих классов, в савате бы¬стро набрали силу два направления. Одно — это классический сават, боевое искусство простолюдинов и уголовников. Его технический арсенал не отличался изощренностью, став¬ка делалась на силу и жестокость. Тем не менее классичес¬кий сават сохранял определенную популярность вплоть до конца XIX века, особенно в сельских районах. Другое направление — сават романтический, где вместо грубой силы ценилось разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точность попаданий, «игра ног». Романтический сават ни¬когда не практиковали на улицах, он появился в залах и тре¬бовал поэтому специальной мягкой обуви, не повреждающей паркетный пол.

Это было такое единоборство, которое позволяло властвующей элите быть сильной, не тренируя силу специально. Как писал несколько позже в своей книге известный наставник французского бокса Луи Лебуше, «в наших уроках ловкость заменяет силу... она придает ей облик грации и изящества». Для данной категории саватёров «марсельская забава являлась просто находкой. В результате слияния романтического савата и марсельской «игры» появился шоссон. Считается, что этот термин вошел в употребление с 1829 года.

Помимо мягкой обуви, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожаные перчатки. Их заботила сохранность не толь¬ко паркета, но еще пальцев и лиц состоятельных клиентов. Своего рода «визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову, точно так же, как сегодня аналогичный удар явля¬ется символом каратэ. Особенно моден шоссон был во вре¬мена правления короля Луи-Филиппа, в годы так называе¬мой «июльской монархии»: 1830—1848.

МИШЕЛЬ КАССО

Мишель Кассо родился в 1794 году в пригороде Парижа. С детства он привык к жестоким дракам. В 1824 году он опубликовал брошюру, в которой ярким и образным языком были описаны различные приемы, употреблявшиеся в уличных драках. То, что он довел до общего сведения, сам Кассо называл "сават". Основу его системы составляли прямые, круговые и боковые удары ступней, обутой в грубый башмак, по голеностопному суставу, колену, голени.

Руки требовалось держать преимущественно внизу для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Впрочем, при удобном стечении обстоятельств Кассо рекомендовал производить еще и удары открытой рукой по голове. А в особо неблагоприятных случаях он считал необходимым применять палку либо кастет. В течении одной недели Кассо стал знаменитостью. К нему толпами повалили ученики. Их оказалось столько, что в начале 1825 года ему пришлось арендовать помещение для занятий на улице Бюффо в Париже.

Среди посетителей этого зала можно было найти представителей всех слоев общества - от уголовных элементов до аристократов. Одним из учеников был 16-летний Шарль Лекур. Через пару лет он уже помогал мэтру. А в 1830-м году открыл свой собственный зал на улице Предместье Монмартр. Однако Лекуру не нравилась репутация савата как метода жестокой драки, популярной в первую очередь среди низов общества и аморальной "золотой молодежи". Поэтому он сменил место преподавания, перебравшись поближе к центру, одновременно он перестал принимать кого попало.

Его клиентуру составляли теперь молодые буржуа и люди свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, художники). Лекур был силен в савате и фехтовании тростью В конце 1830 года он встретился на ринге в зале Монтескье с Оуэном Свифтом, одним из сильнейших английских боксеров, и потерпел поражение. Тогда Лекур решил выучиться английскому боксу, для чего на следующий год отправился в Лондон, в боксерскую школу некоего Смита.

Вернувшись год спустя домой, но продолжил обучение непосредственно в Париже, у проживавшего там английского тренера по фамилии Адамс. С 1832 года Лекур начал преподавание новой дисциплины, которой дал название "французский бокс" (la boxe francaise). Он провозгласил "кодекс чести", опубликовал правила, довел до всеобщего сведения основные технические приемы. Кроме того, он заявлял, что всякий уважающий себя мужчина просто обязан уметь фехтовать тростью или шпагой.

Период с 1862 по 1924 годы в истории французского бокса можно назвать "эпохой Шарлемонов". Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. После перехода в запас он переехал в Париж и был принят в школу французского бокса Виньерона. В 1862 году месье Жозеф совершил путешествие по ряду европейских стран, бросая там вызов известным боксерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и другим бойцам. Ни в одном из матчей он не знал поражения. Так он жил в течении 10 лет. В 1871 году Шарлемон принял деятельное участие в Парижской коммуне, и после поражения коммунаров был вынужден бежать в Бельгию.

Там он и разработал собственную систему, опубликованную в знаменитом трактате 1877 года. Благодаря своей славе Жозеф Шарлемон был амнистирован французским правительством летом 1879 года - за год до официальной амнистии всех уцелевших коммунаров. Вернувшись в Париж, он открыл свою знаменитую "Академию французского бокса", которой руководил лично до 1899 года, когда передал руководство учебным процессом сыну Шарлю.

Шарль Шарлемон был первым чемпионом мира по францзскому боксу. В 1899 году он выиграл на шестом раунде ударом ноги в живот бой с чемпионом Англии в среднем весе Джерри Дрисколлом, поставивший точку в выяснении отношений между английским и французским боксом. Однако из-за господства Шарлемонов не происходило смены поколений мастеров, и после первой мировой войны начался упадок французского бокса. Франция в ходе войны понесла огромные людские потери, тысячи боксеров погибли или стали инвалидами.

Преемником Шарля Шарлемона на посту президента Академии стал граф Пьер Барузи. Именно он спас французский бокс от полного забвения. В 1937 году состоялся последний чемпионат страны по французскому боксу. К этому времени его практиковали не более 500 человек всего лишь в нескольких клубах Парижа, Лиона, Марселя, Сюрена, Лилля. В 1938 году закрылся навсегда зал Шарлемонов. В тяжелое время немецкой оккупации и послевоенные годы Пьер Барузи делал все возможное, чтобы не дать французскому боксу исчезнуть окончательно.

Он за свой счет арендовал залы, обучал тренеров, платил им жалованье, устраивал показательные выступления. Вплоть до 1860 года он в одиночку издавал специальный журнал, посвященный савату. И все это с одной целью - чтобы французский бокс оставался живым в сознании его приверженцев. Между тем, численность тех, кто активно практиковал французский бокс, в конце сороковых годов не превышала ста человек! Наконец, после 20 лет жалкого прозябания, французский бокс стал возрождаться. 5 января 1965 года Пьер Барузи смог создать Национальный комитет французского бокса, объединивший 30 клубов. Спустя десять лет комитет был преобразован в национальную федерацию. А в 1985 году возникла Международная федерация французского бокса сават.

Если человек, далекий от тонкостей французского бокса, попадет на соревнование сават - то он, возможно, будет утверждать, что нет никакого отличия данного вида спорта от знакомого всем кикбоксинга . Дескать, в обоих случаях для ударов активно используются ноги и руки. Однако - это лишь поверхностное впечатление. Спортсмены, увлеченные французским боксом, ответственно заявляют, что сават (в переводе, стоптанный башмак)- это отдельная дисциплина и к кикбоксингу никакого отношения не имеет. Однако, правда ли это.

Почему французский бокс нельзя отождествлять с кикбоксингом?

Главное отличие французского бокса от кикбоксинга заключается в том, что боец на ринге должен обувать обувь на жесткой подошве. Ведь удар грубым башмаком, особенно носком в болевую точку противника превратился в «визитную карточку» савата. Что касается кикбоксинга, то там спортсмены выступают босыми, а удары с помощью ног выполняются в мягких футах, которые защищают ступни. Запрещены во французском боксе щитки и шлем. Единственное, что объединяет обе спортивные дисциплины - это капа, перчатки для бокса и бандаж.

Истоки французского бокса следует искать в первой половине 19 века. В те далекие времена некий Шарль Лекур структурировал свод правил для французского бокса, где разрешался целый ряд ударов:

Прямые;

Боковые;

Круговые;

По голеностопным суставам;

По голеням;

По коленям;

Два направления савата, существовавшие во Франции

Все эти удары наносились кулаками или ногами, обутыми в грубые башмаки. По существу, получилось слияние двух методик: типичного английского бокса и уличного боя. Таким образом, сформировалась одна из самых эффективных техник самообороны .

Саватом в далекие времена баловались французские крестьяне. Они обутыми ногами наносили друг другу удары по голеням. Начиная с 18 века, с помощью савата выясняли отношения люди из бедных слоев общества. Постепенно сават получил два направления.

1. Удары разрешались по голени, бедрам, по корпусу. Можно было работать руками, а ногами - только ступней. То есть, вводились некоторые ограничения.

2. В другом варианте допускалось ломать противнику все, до чего можно было дотянуться руками или ногами. Чтобы нанести сопернику как можно больше повреждений, на ноги надевались ботинки с острыми рантами. В целом, с помощью такой практики, выбивали друг дружке зубы, глаза, а лицо «преображали» в бесформенную массу. Этот способ выяснять отношения был взят на вооружение криминальными элементами и большей частью французской бедноты.

Приемы для победы над соперником

В савате агрессивным действиям ногами уделяется особое значение. Бить нужно так, чтобы противник не сумел достать вас ответным ударом руки. То есть, по существу, это условие является тактической инструкцией французского бокса. Также много времени при обучении отводится тому, как с длинной дистанции переместиться на среднее или ближнее расстояние для атаки кулаками и дальше уйти от ответных ходов соперника.

Верхние конечности советовалось держать ниже положения, чем в обычном боксе для удобного захвата ног атакующего, а также для формирования блока от ударов в пах. Руки также активно использовались во время нападения, но преимущественно без кулаков. Элементом нанесения травм служили ладошки, пальцы. Удары старались наносить в область глаз, висков, носа и ушей. При атаке была важна не сила, а скорость и точность. Также много времени уделялось передвижениям тела для более эффективного ведения поединка.

Сават - вооружение войск

Современный французский бокс - это не только мужские соревнования. Саватом активно занимаются женщины, и даже дети. В реалиях, французский бокс совмещает в себе грамотное обучение молниеносным ударам руками или подошвой башмака, а также другим различным техникам: болевые замки, захваты, броски, заломы. Практикуется использование подручных предметов, например, трости или палки. Французский бокс, преподаваемый в наши дни, позволяет вести поединок с несколькими противниками одновременно и входит в обязательную спортивную подготовку французских солдат.

 

Возможно, будет полезно почитать: