Правила игры в крикет краткое содержание. Ставки на крикет: от теории игры до стратегии выигрыша

Содержание статьи

КРИКЕТ – спортивная командная игра с мячом и битами. Появился крикет на юге Англии. По-настоящему упорядоченный характер эта игра приобрела после того как в 1744 появился первый известный нам письменный свод правил для играющих – основой ему несомненно послужил какой-то еще более ранний, ныне утраченный документ. Сегодня имеется достаточно подтверждений того, что в крикет играли уже в 16 веке, а постепенное формирование этой игры продолжалось, по-видимому, на протяжении трех предшествующих столетий.

До сих пор крикет считается национальным летним видом спорта Великобритании, однако он стал популярен не только на Британских островах, но также в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке (до 1961), Вест-Индии, Индии, Пакистане, Шри-Ланке, и отдельных странах Европы – в частности, в Нидерландах и Дании. В несколько меньшей степени, в крикет играют во многих частях Канады и США.

Правила игры.

Поле и его центральная часть. Поле для игры в крикет может быть любых размеров. На высшем спортивном уровне, в так называемом «элитарном» крикете, играют обычно на травяном поле круглой или овальной формы, от края до края которого примерно 165 метров. Такое поле должно быть ровным, хотя следует заметить, что поверхность известного крикетного стадиона «Лордз» в Лондоне имеет уклон с разницей в уровнях, достигающей 2 м 75 см.

Примерно или точно в центре поля расположена прямоугольная укатанная площадка с коротко подстриженной травой. Именно здесь, на центральной площадке , разворачиваются основные события крикетного матча. В странах, где в силу их климатических особенностей не удается обеспечить естественный или специально выращенный травяной покров, эту площадку порывают искусственной травой или какими-то иными специальными материалами. Площадка имеет примерно 3 м в ширину и 20 м в длину, а в обоих ее концах стоят ворота (калитки ). И те, и другие ворота шириной 23 см состоят из трех деревянных стоек , воткнутых в землю на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними не мог пройти крикетный мяч. В канавках на верхних торцах стоек лежат две поперечные перекладины . Высота установленной стойки – 71 см, а лежащая сверху перекладина возвышается над ней не более чем на 1,3 см. В 1 м 22 см перед обоими воротами проходит сделанная мелом или белым известковым раствором линия завершающего удара .

Крикетный матч и игроки . В матче принимают участие две команды (стороны ) по 11 человек. В элитарном крикете матч может продолжаться 3, 4 или 5 дней, в зависимости от регламента состязания или целой серии игр. Во время такого матча обеим командам предоставляется по два тура бросков (отдельных и сериями) мячом по воротам противника, тогда как все 11 игроков противостоящей стороны по очереди защищают свои ворота, отбивая от них битой мяч. На более низком спортивном уровне продолжительность крикетного матча – 2 дня, или всего лишь 1 день, причем в последнем случае каждой из сторон предоставляется только один тур бросков по воротам. Перед началом игры капитаны команд кидают жребий, определяя, кому первому бросать по воротам. Команда, защищающая ворота, старается набрать как можно больше очков. На поле отбивающая сторона (отбивающие ) представлена двумя игроками (бэтсменами), которые занимают место у обоих ворот. Остальные 9 игроков команды находятся в это время вне поля, ожидая своей очереди защищать ворота. Нападающая сторона (нападающие ) присутствует на игровом поле в полном составе; среди 11 ее игроков один выполняет обычно функции вратаря («сторожа» ), а как минимум пятеро умеют мастерски бросать по воротам. Игра начинается с того, что выпрямленной рукой, делающей полукруг над головой, игрок команды нападающих посылает мяч от одних ворот к другим – тем, что находятся под защитой одного из двух бэтсменов. Этот основной бэтсмен с битой, защищающий ворота, именуется отбивающим . Он занимает позицию перед линией завершающего удара, принимая характерную стойку: вполоборота и, если он правша, выставив навстречу бросающему мяч левое плечо. Тем временем второй бэтсмен находится возле противоположных ворот в состоянии готовности к перебежке.

Перебежкой называется ситуация, когда после отбитого мяча основной бэтсмен и его напарник у противоположных ворот быстро меняются местами. Если они успевают занять новую позицию прежде чем кто-либо из нападающих сумеет мячом разрушить ворота (достаточно, чтобы упала хотя бы одна перекладина), отбивающей стороне начисляется то или иное количество очков. Бэтсменам редко удается сделать более трех перебежек подряд и, соответственно, набрать за один раз более 3 очков. Исключение составляют случаи, когда команда получает 4 очка за мяч, отбитый таким образом, что он достигает или пересекает по грунту линию поля (она обозначается изгородью, канатом или белой чертой). Наконец, 6 очками оценивается отбивающий удар бэтсмена, от которого мяч покидает пределы поля по воздуху. В крикете, в отличие от бейсбола, бэтсмен вовсе не обязан каждый раз, отбив мяч, бежать к противоположным воротам; перебежки в этой игре выполняются по усмотрению обоих играющих бэтсменов – если они видят, что в конкретной ситуации смена ворот может быть благополучно осуществлена.

Задача боулера в команде нападающих состоит не только в разрушении мячом ворот, но и в том, чтобы так или иначе заставить бэтсмена ошибиться (см. следующий раздел) и тем самым вывести его из игры. Хотя это не обязательно, мяч в сторону бэтсмена отправляется обычно нападающими с отскоком от земли. Боулер и капитан команды предварительно намечают схему наиболее эффективной расстановки полевых игроков. Кроме выведения бэтсмена (отбивающего) из игры, атакующая сторона стремится помешать ему в наборе очков.

Матч, где обе команды имеют по два тура бросков по воротам, заканчивается победой той из них, которая, последней защищая ворота, опережает соперника по общему количеству набранных очков. Если в момент истечения игрового времени одна команда, не имея преимущества перед другой по очкам, не успевает завершить положенный ей тур бросков по воротам, матч считается законченным вничью . Команде, которая отстала от соперника по набранным очкам и потеряла всех игроков (все 10 отбивающих выбыли из игры), засчитывается поражение. Когда, при общем равном счете, всех игроков теряет команда, последней защищавшая ворота, исход матча – также ничья. От соперничающих сторон не требуется защищать свои ворота строго по очереди. Если после первого тура бросков по воротам с большим отрывом (200 и более очков при 5-дневном матче; 150 и более очков при 4- или 3-дневном матче; 100 и более очков при 2-дневном матче) лидирует команда, первой начавшая отбивать мячи, судьи могут предложить проигрывающей стороне продолжить – т. е. защищать свои ворота второй раз подряд, открывая следующий тур.

Случаи выбывания отбивающего из игры. По существующим правилам бэтсмен считается выбывшим из игры в следующих 10 случаях, из которых три последних относятся к категории крайне редких

1). Попадание мяча по воротам – брошенный боулером мяч попадает непосредственно по воротам либо, отскочив от биты или от тела защищающего ворота бэтсмена.

2). Мяч пойман в воздухе – отбиваемый бэтсменом мяч, не успев коснуться земли, оказывается в руках одного из полевых игроков.

3). Отбивающий загораживает ногой ворота – нога бэтсмена останавливает летящий в ворота мяч; предполагает наличие некоторых дополнительных условий, фиксируемых судьей.

4). Отбивающий не успевает завершить перебежку – один из бэтсменов оказывается вне положенной зоны, т. е. не успевает пересечь линию завершающего удара до момента разрушения соперником ворот.

5). Отбивающий пытается принять мяч за пределами своей зоны – не совершая перебежки, бэтсмен находится за линией завершающего удара, в то время как вратарю («сторожу») удается разрушить ворота без помощи какого-либо другого полевого игрока. Если в разрушении ворот участвовал еще один полевой игрок, бэтсмен выбывает из игры как не успевший завершить перебежку.

6). Разрушение отбивающим ворот – отбивая мяч, бэтсмен случайно касается собственных ворот телом, одеждой (напр., спортивной кепкой) или снаряжением (напр., битой).

7). Отбивающий задевает рукой мяч – во время игры бэтсмен сознательно касается мяча той рукой, в которой нет биты.

8). Двойной удар по мячу – бэтсмен намеренно бьет второй раз по мячу, который уже был отбит его битой или телом. Исключение составляют случаи, когда необходимо остановить мяч, катящийся в сторону ворот.

9). Создание помех на игровом поле – бэтсмен сознательно, словами или действиями, мешает сопернику атаковать свои ворота.

10). Намеренное затягивание перерыва – с момента разрушения ворот проходит более 2 минут, прежде чем новый бэтсмен, сменяющий выбывающего отбивающего, выходит на поле.

Туры и серии бросков по воротам. На смену выбывшему из игры бэтсмену приходят поочередно все десять членов его команды, и матч продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан тур бросков по воротам и в игре не останется один, последний отбивающий. Любой тур может быть также прекращен досрочно, после соответствующего заявления капитана отбивающей стороны. Подобное заявление капитан делает в том случае, если считает, что при защите ворот его команда уже набрала достаточное количество очков и теперь целесообразно перейти к броскам по воротам соперника. При этом он может также руководствоваться стремлением придать матчу особую остроту, сделать его более зрелищным для болельщиков.

Тур бросков по воротам делится на серии . Каждая серия включает в себя шесть бросков (в некоторых странах – восемь). После того как шесть раз бросит один боулер, следующая серия бросков выполняется другим боулером (один и тот же игрок не может выполнять две серии бросков подряд), уже от противоположных ворот. Бэтсмены, защищающие ворота, не меняются при этом местами. В элитарном крикете тур бросков по воротам может состоять из более чем ста серий, на которые уходит от 5 до 6 часов. Хороший результат для этого времени составляет более 300 очков, хотя многое зависит от состояния центральной игровой площадки. При неровном, размокшем или, наоборот, пересохшем грунте хорошим результатом можно считать 150 очков. Набор очков определяется и другими факторами – такими, например, как протяженность крикетного поля и расстояние от его границ до центральной площадки, общий ход матча.

Судейство.

Для осуществления функции судейства на каждый матч назначаются двое судей (обычно из числа прежних игроков), которые располагаются в обоих концах центральной площадки. В их задачу входит контроль за неукоснительным соблюдением правил игры, а власть судей во время матча является абсолютной. От игроков в крикет всегда требовалось безупречное спортивное поведение на поле – не случайно в английском языке существует выражение, которое дословно переводится как «это не крикет» и обозначает разного рода неблаговидные поступки. Даже сегодня, когда в других игровых видах спорта уровень дисциплины неудержимо падает, руководство крикета (состоящее в основном из бывших крикетистов) весьма остро реагирует на любые проступки своих игроков на поле – в особенности малейшие возражения по поводу решений судьи. Игроки, принимающие участие в обычных международных турнирных матчах (тест-матчах) или матчах сокращенной продолжительности, обязаны соблюдать своеобразный кодекс поведения на поле и за любые его нарушения могут быть подвергнуты штрафу.

Во время матча один из судей находится возле ворот боулера, а другой занимает место на поле, на уровне линии завершающего удара и ворот бэтсмена. Между сериями бросков они не меняются местами, но при этом свободно перемещаются от одной позиции к другой. Судьи выносят свое решение в вызывающих сомнение случаях – например ситуации, когда отбивающий загораживает ногой ворота или чуть-чуть не успевает завершить перебежку, или же вратарь ловит мяч, отскочивший от кромки биты. В ответ на крики игроков нападающей стороны: «Какое решение?» судья поднимает над головой указательный палец (что означает «выбыл из игры») либо громко объявляет: «В игре». На наиболее ответственных матчах, где-то за пределами игрового поля располагается третий судья, к которому можно обратиться для отмены спорных решений на основании просмотра соответствующей видеозаписи. Помимо всего прочего, в обязанности судей входит объявление о начислении командам четырех или шести очков (за удары отбивающего, после которых мяч пересекает линию поля), а также так называемых дополнительных очков . Случаи начисления играющим дополнительных очков подразделяются на следующие виды: 1). Зачтенный мяч (оценивается в 1 и более очков) – брошенный мяч пролетает мимо отбивающего и вратаря, не задевая их, после чего у бэтсменов появляется возможность совершить одну или несколько перебежек между воротами. 2). Зачтенный мяч «о ногу» (оценивается в 1 и более очков) – бэтсмены успешно совершают перебежки между воротами после того как мяч попадает в тело отбивающего, и тот ударяет по мячу (обязательное условие) ногой. 3). Уход мяча в сторону (оценивается в 1 очко) – мяч, по мнению судьи, послан боулером чересчур далеко от отбивающего, который занимает у ворот свою обычную позицию. 4). Незасчитанный мяч (оценивается в 1 очко, на некоторых матчах – в 2 очка) – бросая мяч, боулер переступает одной ногой линию завершающего удара перед воротами или совершает бросок с какими-то иными нарушениями. Следует добавить, что ни случай ухода мяча в сторону, ни случай незасчитанного мяча не идут в зачет в качестве одного из шести бросков серии. Бросок, который был оценен как незасчитанный мяч, не приводит к выбыванию бэтсмена из игры, как, например, не завершенная вовремя перебежка.

Оборудование и спортивная форма.

Крикетный мяч, изготовленный из прочной красной кожи, весит 156–163 г. и имеет окружность 22,4–23 см. (Меньшие по размеру мячи используются в детском крикете.) В соответствии с правилами игры, сразу или через какое-то время после начала тура бросков по воротам, нападающая сторона может потребовать предоставления ей нового мяча. Преимущество использования нового мяча состоит в большей его прыгучести и в том, что его легче бросить таким образом, чтобы он изменил направление полета.

Крикетная бита изготавливается из древесины специально выращиваемой ивы. Ее рукоятка со слегка расширяющимся концом снабжена плотной тростниковой оплеткой. Бита имеет треугольное поперечное сечение, а для отбивания мяча используется ее наибольшая ровная поверхность. Она не должна быть длиннее 96,5 см, а в самой широкой части превышать 10,8 см.

Спортивная форма игроков в крикет традиционно включает белые брюки, белые туфли или ботинки с кожаной, резиновой или снабженной шипами подошвой, а также белую рубашку с открытым широким воротом. В последнее время среди участников матчей сокращенной продолжительности, которые проводятся на освещенных прожекторами аренах, получили распространение разноцветные спортивные костюмы. Привычным головным убором игрока всегда была спортивная кепка (с изображенной на ней эмблемой команды) или солнцезащитная шапочка, однако с конца 70-х годов отбивающие и наиболее осторожные полевые игроки предпочитают использовать защитные шлемы.

Для предохранения от травм коленных суставов и голеней бэтсмены и вратарь надевают также рифленые защитные щитки. Кисти рук у всех бэтсменов, держащих биту, защищают мягкие с тыльной стороны перчатки, а некоторые отбивающие дополнительно прикрывают щитками предплечья, грудь и бедра. Вратарь в свою очередь пользуется особыми амортизирующими кожаными перчатками – скорость полета мяча, брошенного опытным боулером, приближается к 160 км/час.

Крикет — игра, имеющая определенную популярность в некоторых странах. Изучить правила этой игры будет полезно тем, кто решил расширить свой спортивный кругозор или имеет желание развивать данный вид спорта на отечественных просторах.

Площадка для игры

Матч должен проводиться на большом овальном поле с четкой разметкой. В центре площадки размещена прямоугольная зона под названием питч (длина – 20 м, ширина – 3 м). Она служит для подачи мяча отбивающему игроку.

Питч разделен несколькими линиями (кризами). Имеются следующие виды кризов:

  • Поппинговый (отмечает рубежи для вывода бэтсмена через ранг-аут);
  • Пара возвратных кризов (размещены по обе стороны питча по всей его длине);
  • Боулинговая складка служит для обозначения зоны подачи.

Калитка представляет собой сооружение из трех колышков, воткнутых в грунт, с двумя перекладинами. Защита этого приспособления является важным моментом в обороне. Высота калитки составляет 0,72 м, ширина – 0,3 м.

Игровой состав и позиции

Основная цель в крикете заключается в том, чтобы набрать больше очков, чем команда оппонентов. Зарабатываются очки путем пробежек между точками до окончания матча или вывода соперника из игры ран-аутом. Коллектив, играющий с битами, называется отбивающей командой.

На поле играют две команды по 11 человек. У полевой команды в игре должны находиться все игроки. Отбивающий коллектив играет двумя участниками (бэтсменами), задача которых заключается в отбивании мяча после подачи боулера. Затем бэтсмены должны поменяться позициями, не попав в аут.

Названия позиций в крикете:

  • Боулер — игрок, подающий мяч;
  • Бэтсмен напротив него – страйкер;
  • Второй бэтсмен называется нон-страйкером;
  • Участник матча, располагающийся за калиткой, – уикет-кипер.

Специфика игры

Крикет имеет свою специфическую терминологию. Основные термины и пояснения к ним:

  • Овер – серии из 6 подач в одном направлении;
  • Иннингс – период игры, за который полевая команда сможет заработать 10 выбываний бэтсменов или провести определенное регламентом количество оверов;
  • Калитка – важный элемент крикета. При ее разрушении страйкер выбывает из игры.

Тестовые матчи по крикету длятся до 5 дней по 6 часов ежедневно.

Выбывание бэтсмена

Кроме разрушения калитки, бэтсмен может быть удален из игры следующими способами:

  • Если полевой игрок поймал мяч до его приземления, страйкер выбывает по кок-ауту;
  • При касании бэтсмена мяча руками без разрешения на то полевой команды;
  • Если игрок пытается какой-либо частью тела отбросить мяч, находящийся в игре.

Игровой процесс

Игра начинается с расстановки участников. По одному бэтсмену размещается на краях питча за поппинговым, но перед боулинговым кризом. Расположение боулера намечено за боулинговым кризом, он осуществляет подачи на другой край питча. Уит-киппер размещается за калиткой страйкера. Его обязанность – ловить мяч в случае промаха или отказа от удара страйкера.

Остальные игроки полевой команды могут находиться в любой точке площадки за питчем. Подача мяча боулером осуществляется через плечо в движении. Если боулер во время подачи заступает за поппинговый криз, бэтсмены могут играть, как и при отбитом мяче.

Мяч после подачи должен долететь до страйкера на уровне талии. Как только страйкер отобьет мяч, он и его напарник могут бежать на другие концы питча для смены позиций. При успешном завершении маневра объявляется ран и засчитывается очко. При выбывании одного из бэтсменов баллы не начисляются. Страйкер не обязан бежать после отражения мяча битой. В своей зоне он защищен от большинства выбываний, это стоит учитывать.

Раны перебежками можно зарабатывать, пока бэтсмена не выведут из игры, согласно правилам. Если мяч отбит за пределы поля, при этом он коснулся поверхности, засчитывается 4 рана. Без отскока мяча в актив команды уходит 6 ранов.

Обмундирование и инвентарь

  • Бита представляет собой деревянное приспособление с ручкой, плоское с одной и выпуклое с другой стороны.
  • Размер и состав мяча для крикета схож с бейсбольным аналогом, но сформирован он из двух полусфер, скрепленных швом.
  • Калитка – это набор деревянных перекладин (4 шт.) и столбцов (6 шт.).
  • Экипировка для игроков состоит из брюк, рубашки и шипованной обуви.

Когда применяется правило отложенного штрафа?

Согласно правилам на хоккейной площадке должны находиться по три и более полевых игрока от...

Крикет, как командная игра битами и мячом известна со средних веков прошлого тысячелетия. Название свое игра получила от саксонского слова, обозначавшегося как «Палка». Историки предполагают, что данная игра создана на основе старинных игр с клюшкой и мячом.

Достоверно известно, что игра зародилась на юго0востоке Англии. В тех местах большое количество пастбищ для овец, где росла низкая трава. По ней и катали первые игроки мяч из овечьей шерсти пастушьими палками.

Первые исторические сведения о крикете относятся к 1300 года. В летописи времен принца Эдварда указаны суммы средств, израсходованные на игру «криг».

Вплоть до 16 века упоминания о крикете носили эпизодический характер, однако среди них порой упоминаются известные личности. Так стало известно, что Оливер Кромвель в юношеские годы очень увлекался крикетом.

В восемнадцатом веке была сделана попытка, составить первый свод правил игры в крикет. Он назывался «Кодекс 1744 года» и определял различные положения игры, в том числе - размеры площадки, бит и мяча. После того, как игра стала вестись по правилам, она приобрела большую популярность. Уже в конце 18 века была создана первая официальная английская команда деревни Хемблдон, которая впоследствии основала в 1750 году первый в Англии Крикетный клуб. Через три десятилетия, в 1787 году были разработаны новые правила игры.

Авторами этих правил были члены крикетного клуба «Мари — ле Бон». Усилиями англичан игра в крикет распространилась по английским колониям. В 1912 году команды Австралии, Англии и Южной Африки разыграли первое Первенство Мира по игре в крикет. Однако чемпионат сложился неудачно и не определил победителя. Из-за плохой погоды матчи были прекращены.

Возобновилось проведение Мировых первенств в 1975 году. Во втором чемпионате приняли участие команды из Австралии, Англии, Новой Зеландии, Индии, Пакистана, Шри-Ланки и Восточной Африки. С тех пор проведение чемпионатов мира стало регулярным. Оно проводится один раз в четыре года и предполагает участие как профессиональных, так и любительских команд по крикету.

В спортивное снаряжение для игры в крикет входят мячик, бита и защитные накладки и перчатки.

Мяч для игры в крикет представляет собой шар, диаметром около 7 см и массой порядка 170 граммов. Как правило, мяч изготавливают из пробкового дерева, которое сверху обтягивают натуральной кожей окрашенной в белый или красный цвет. Части кожи сшиваются друг с другом в центре, образуя выступающий над поверхностью шов. Этот шов имеет огромное значение при подаче. Подающий игрок, старается послать мяч таким образом, чтобы мяч ударился о землю именно этим швом и изменил траекторию полета, тем самым, затрудняя отбив мяча бетсмену. В некоторых случаях, кожаный футляр наполняют спрессованными опилками или паклей.

Бита для крикета

Бита для крикета имеет вид короткого весла. С одной стороны бита плоская, а на другой стороне имеется треугольный выступ, который придает бите необходимую жесткость.

Рукоятка биты цилиндрическая. При подготовке к игре, ее обычно обматывают тканью или резиной. Рукоятка имеет достаточную длину, позволяющую игрокам удерживать ее двумя руками.

В качестве заготовки для изготовления биты используют деревянную заготовку из ивы, из которой и вырезают биту. Размер снаряда не должен превышать 96.5 см, а ширина площадки не более 10.8 см. Вес биты колеблется от 1.1 до 1.4 кг.

Защитная экипировка игрока состоит из кожаных перчаток, головного пробкового шлема, пластиковых накладных пластин. Основная задача защитного снаряжения - защитить участки тела игрока от летящего плотного мяча и не допустить травм.

Обувь спортсмена должна с одной стороны быть легкой и удобной, с другой - обладать антискользящими свойствами. Как правило, используется кожаная обувь с подошвой в виде протектора.

Одежда спортсменов играющих в крикет зависит от погодных условий, а цвет формы — от цвета мяча. Если игра проводится красным мячом, то цвет формы белый или кремовый, а в случае игры мячом белого цвета, раскраска формы темная.

Для игры в крикет также необходима кепка с большим козырьком или шляпа с большими полями для защиты от солнца.

Необходимо обзавестись соответствующим инвентарем. Вам понадобятся специальные деревянные столбцы и перемычки, из которых собираются калитки (один из основных элементов игры), биты для , изготовленные из дерева, а также мяч , по форме напоминающий бейсбольный. Кроме того, для игры в крикет необходима соответствующая спортивная форма. Она включает в себя: длинные брюки, рубашку (с длинными или короткими рукавами) и обувь. Некоторые игроки предпочитают играть в бутсах, они улучшают сцепление с землей, но играть именно в них не обязательно. Для защиты различных частей тела от попадания мяча также необходимо надевать: щитки для голени, перепончатые перчатки для рук и маску для лица. При этом не всем игрокам на поле разрешается надевать такую защиту.

Поле

Игра в крикет проходит на полях, имеющих форму эллипса, в центре которого расположен прямоугольный участок, который называется питч, его длина составляет 22 метра, а ширина – 10 метров. Центральная часть поля, как правило, имеет более короткое травяное покрытие, чем остальная ее часть. Игровое поле делится на игровые зоны специальными линиями, называемыми кризами.

Основные правила

Команды при игре в крикет состоят из 11-ти человек с каждой стороны. Позиция каждого игрока имеет свое название, например, игрока, подающего мяч, называют боулером, а игрока, отбивающего мяч – бэтсменом. Победителем игры, как и во многих других командных играх, становится команда, набравшая наибольшее количество очков. За соблюдением правил в ходе игры следят двое судей. В официальных матчах высокого уровня к играм могут привлекаться и третьи судьи. Кроме того, для ведения счета присутствуют так называемые маркеры, они следят за командами судей и занимаются подсчетом результатов игры.

Сама игра заключается в наборе очков, называемых ранами (от английского run - пробежка). Игрок (боулер) одной из команд совершает подачу в сторону бэтсмена противоположной команды. Бэтсмен отбивает мяч так, чтобы тот улетел как можно дальше, в этот момент бэтсмен совершает пробежку по полю и в случае соблюдения некоторых правил, его команда зарабатывает очко (ран). В то же время, если игроки подающей команды ловят мяч до его падения на землю или разбивают калитку, бэтсмен выходит из игры. Розыгрыш мяча проходит до тех пор, пока из игры не будут выведены все 10 бэтсменов, после чего команды меняются ролями.

Считается, что крикет зародился на юго-востоке Англии. В исторических хрониках короля Эдуарда I часто упоминается игра, сходная с крикетом, которой развлекали себя жители графства Кент в XIII веке.

История крикета

Само слово «крикет» могло произойти от слова «cric» - так называлась изогнутая пастушья палка. Ею запирались ворота, которые вели к пастбищу. В основном в крикет играли молодые крестьяне, и сообщается, что об игре узнали в континентальной Европе еще до того, как эта игра получила широкое распространение в Англии в XVII веке.

В начале 60-х годов XVIII века в городе Хэмблдон, графство Гемпшир, был образован первый крикет-клуб. Команда из этого графства в течение 25 лет была самым сильным клубом страны. Никто не умел так сильно отбивать и так резко бросать мяч, как жители Гемпшира.

Вскоре центр английского крикета переместился в Лондон: на Дорсетских полях некто Томас Лорд открыл площадку для игры. Примерно на том же месте в британской столице и сейчас стоит крикетный стадион Lord"s, колыбель крикета в его современном виде.

Позже там же был открыт Марилебонский крикет-клуб (MCC). Вскоре он стал самым сильным клубом страны, под его давлением были изменены правила, и поэтому в настоящее время именно там располагается руководство мирового крикета.
В начале прошлого века крикет на непродолжительное время был включен в олимпийскую программу, однако за отсутствием конкуренции этот вид спорта был исключен.

Традиции и этикет крикета

Крикет распространялся по миру по мере роста могущества Британской империи. Поэтому если посмотреть на участников чемпионата мира 2003 года, то список стран-участниц за редким исключением будет представлять собой бывшие колонии империи, «над которой никогда не заходит солнце». Больше всего крикет развит и популярен в Австралии (чемпион мира), Новой Зеландии, Индии, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, ЮАР, Намибии, Зимбабве, Кения, Канаде и Западной Индии (сборная стран Карибского бассейна).

Матчи по крикету могут длиться несколько дней, и часто кажется, что на поле ничего не происходит, а игроки просто лениво стоят и смотрят вокруг. Часто между перебежками может пройти несколько минут. Поэтому к походу на стадион болельщики относятся очень серьезно, запасаясь корзинками с едой и выпивкой.

Быть болельщиком крикета в Англии - престижно, и часто богатые компании имеют собственную ложу на стадионе. Хотя, как говорят здесь, в таких ложах во время матчей в основном решаются важные дела, а происходящее на поле - всего лишь фон.

Правила крикета

В крикет играют две команды по 11 человек, каждая из которых получает шанс отбивать и подавать мяч. Задача - разрушить мячом калитку соперника (wicket).
Выигрывает матч команда, набравшая в процессе отбивания большее количество очков (перебежек).
Команда не считается выбитой до тех пор, пока у нее не останется один невыбитый бэтсмен (batsman). После того, как подающая мяч команда выбивает всех бэтсменов соперника, команды меняются позициями.

Итак, цель игры - набрать большее число очков, чем соперник. Очки начисляются за так называемые «перебежки» (runs). Количество перебежек напрямую зависит от того, насколько далеко бэтсмен отбил поданный ему мяч. Чем дальше улетел мяч, тем больше времени игроки подающей команды затратят на то, чтобы вернуть его в центр поля, а в это время игрок с битой, перемещаясь от одной «калитки» до другой, набирает те самые «перебежки».

Если мяч улетел недалеко, то, как правило, отбивающей успевает совершить одну перебежек, если мяч покинул пределы поля, окруженного канатом, то команде может быть начислено до шести перебежек. Максимальное количество очков можно получить, если мяч покинул пределы поля, ни разу не коснувшись земли.

Природа крикета такова, что матч, длившийся от двух до пяти дней (так называемый тестовый матч), может закончиться и вничью. В пятидневных матчах, в которых участвуют только сборные разных стран, каждая команда получает по две возможности подавать и отбивать (two innings - два тура бросков по калитке). В чемпионате Англии, где соревнуются сборные графств, матчи идут четыре дня.

В крикет играют на большом овальном поле, однако самые главные события происходят в центре, на специально подготовленной дорожке, которая называется линией подачи (pitch) или калиткой (wicket). Она представляет собой прямоугольник 20 метров в длину и три - в ширину.

На противоположных концах дорожки находятся сами калитки, состоящие из ивовых столбиков (stumps) - 71 см в высоту и общей шириной в 22 см - с лежащими на них перекладинами (bail). Задача бэтсмена - защитить калитку от бросков подающего.
Все 11 игроков команды, которая подает мяч, находятся на поле. А у команды, которая отбивает, на поле только два бэтсмена, причем, только один из них принимает участие в самой игре, а другой выполняет вспомогательную роль, до тех пор, пока его партнера не выбили.

Из 11 человек подающей команды девять могут быть расставлены по полю так, как решит капитан, 10-й игрок - боулер - (bowler) бросает мяч по воротцам (обязательно сверху вниз прямой рукой из-за плеча), а 11-й (wicketkeeper) находится прямо за игроком с битой. Его задача - поймать мяч за калиткой.
Боулеры делятся на два типа: fastbowler (игрок, делающий ставку на силу броска) и spinner (тот, кто выбивает соперника, подкручивая мяч).

Крикетный мяч сделан из пробки и покрыт красной кожей. Кожаные части сшиты друг с другом в центре, и эта немного выступающая вверх часть мяча называется «швом», наличие которого очень важно для техники подачи мяча.
Боулер постарается бросить мяч так, чтобы он ударился об землю именно этим швом, что изменит его траекторию, а бэтсмену будет сложнее среагировать на него.
Матч начинается с того, что капитаны бросают монету и решают, какая команда будет первой подавать, а какая - отбивать. Причем, капитан, делая выбор, исходит из погодных условий, состояния поля и физической формы команды.
После шести подач подряд (так называемый over) отбивающий переходит защищать противоположную калитку. И так продолжается весь матч.

Если капитан считает, что его команда набрала достаточное число «перебежек», он может прекратить тур бросков по калитке, то есть поменяться с соперником ролями. В таком случае говорят, что команда сделала «заявление» (declaration). После смены ролей команда, которая отбивала, имеет четкое представление о том, сколько «перебежек» нужно набрать ей, чтобы победить.



 

Возможно, будет полезно почитать: